4. Kovyazina E. P. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 3 (15), pp. 80-87.
5. Podshivalova E. N. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 72-81.
6. Podshivalova E. N. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2016, No. 3, pp. 133-152.
7. Dorokhova E. S., Dzhafarova E. A. Chelyabinskii gumanitarii, 2010, No. 1 (10), pp. 100-104.
8. Dal' V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka, Moscow: Rus. yazyk, 1991, 683 p.
9. Novyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow : Eksmo, 2013, 208 p.
Аскарова Танзиля Ишбулатовна, преподаватель ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», Челябинская обл., Коркинский муниципальный округ, пос. Первомайский, e-mail: [email protected]
Askarova T. I., vocational teacher, Pervomais-kiy technical school of building materials industry, Chelyabinsk region, e-mail: pervomaika_tehnikum@ mail.ru
Сведения для цитирования: Батуревич, Г. В. Патриотическое воспитание обучающихся Первомайского техникума промышленности строительных материалов в рамках молодежного движения «Патриот» [Текст] / Г. В. Батуревич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 96-100.
УДК 377/37.0 ББК 74.200
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОМАЙСКОГО ТЕХНИКУМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАМКАХ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ПАТРИОТ»
Г. В. Батуревич
Образовательные организации профессионального образования всегда обеспечивали наряду с профессиональным образованием социализацию обучающихся. Проблема формирования и оценивания социальных компетенций, или «внеучебных достижений»1, особенно актуализировалась в связи с необходимостью исполнения госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...». Поэтому мы предлагаем к обсуждению инновационные формы организации воспитательной работы в системе СПО.
Ключевые слова: акция, воспитание, молодежное движение, патриотичность, социализация, социальные компетенции, социум.
Социализация и социум Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и будет одной из важнейших задач, решаемых педагогическим персоналом Первомайского техникума промышленных и строительных материалов [1]. И хотя не все зависит от педагогов, поскольку нравственные качества (позитивные социальные компетенции) человека закладываются в дошкольном и школь-
ном возрасте, а наши обучающиеся — это уже почти сформировавшиеся молодые люди, необходимо продолжать работу по формированию у студентов позитивной социализованности и увеличению степени ее выраженности.
Техникум как образовательная система находится внутри социальной системы «поселок Первомайский», и мы считаем необходимым использовать возможности социума для определе-
1 Статья 97 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предлагает термин «внеучебные достижения», хотя нам кажется более предпочтительным термин «социальные компетенции», предлагаемый проф. С. Г. Молчановым.
ния содержания и организационных форм воспитательной работы в аспекте патриотического воспитания [2].
Особое место в воспитании патриотических компетенций отводится знакомству с обычаями, традициями и ремеслами пос. Первомайский. Мы считаем, что чем полнее, глубже и содержательнее будут знания о родном крае, о его людях, тем больше эти знания повлияют на поведение обучающихся. Сформированный интерес к развитию родного поселка, уважение к положительным традициям земляков, близкие и понятные примеры из жизни ветеранов помогут понять сущность патриотизма как чувства долга перед родителями, семьей, сверстниками, педагогами и, наконец, перед народом, перед Родиной [3; 4].
Молодежное движение «Патриот» и поселковая библиотека
Воспитательная работа по гражданско-патри-отическому воспитанию в техникуме проводится в рамках молодежного движения «Патриот», куратором которого является автор настоящей статьи. Деятельность в данном направлении предусматривает реализацию комплекса организационных и социализационных занятий, как аудиторных, так и внеаудиторных [4], которые принято определять несколько устаревшим термином «внеурочная деятельность обучающихся» [5].
Так, в начале октября 2017 г. юноши и девушки посетили центральную библиотеку пос. Первомайский, где для них был проведен цикл занятий, посвященных родному поселку.
На первом занятии им рассказали об истории возникновения и развития цементного завода, который стал градообразущим предприятием, и поселения вокруг него. Занятие сопровождалось демонстрацией фотографий и исторических документов, чтением статей из поселковой и заводской газет, рассказов очевидцев и участников событий.
На следующем занятии члены молодежного движения узнали много интересного о директоре школы № 28, участнике Великой Отечественной войны Леониде Иосифовиче Невраеве. Этот замечательный человек внес огромный вклад в развитие не только руководимой им школы, но и всего поселка в целом. Рассказы библиотекаря об истории Первомайского, о выдающихся земляках могли послушать не только участники молодежного движения, но и все желающие студенты и преподаватели.
Молодежное движение «Патриот» и конфессии социума
Важной частью социума являются, конечно, и конфессии, представленные на территории поселка. Так, активисты движения неоднократно посетили воскресную школу при православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Ее настоятель, отец Дмитрий, провел с юношами и девушками беседу о том, почему молодому человеку необходимо пройти службу в Российской армии, стать настоящим патриотом; об общечеловеческих ценностях; о нравственности; о том, что в современных условиях ведущими качествами личности являются способность испытывать чувство гордости за родной край, любовь к близким, сопричастность к делам народа, добросовестно относиться к труду и народному достоянию, а также гуманизм, патриотизм, умение сочетать личные и общественные интересы [2]. Также отец Дмитрий провел практическое занятие по ознакомлению с действиями в военной ситуации: показал, как собирать и разбирать автомат Калашникова, как пользоваться противогазом.
«Патриот» и ветераны
Осенью активисты «Патриота» принимали гостя — ветерана Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) Вадима Александровича Ильичева. Он привез в техникум музейную передвижную экспозицию масштабных моделей военной техники, которая производилась на ЧТЗ во время Великой Отечественной войны. Обучающиеся имели возможность рассмотреть модели танков, изготовленные ребятами из школ Челябинска и области для формирования экспозиции музея Танкограда в г. Челябинске.
Вадим Александрович рассказал ребятам о том, что завод был одним из главных центров по производству танков и другой военной техники в стране.
Ребята узнали, что именно здесь выпускались легендарные установки БМ-13 — «катюши»; что каждый третий танк, боевой самолет, патрон, мина, бомба, фугас и реактивный снаряд изготавливались из челябинской стали.
Вадим Александрович рассказал, что в 1942 г. ЧТЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство было налажено всего за тридцать три дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин такого класса нельзя организовать быстрее, чем за четыре-пять месяцев. Именно танк Т-34, получивший на фронте нежное прозвище «Ласточка», внес вклад в победу и при обороне Москвы, и при битве за Сталинград, и в боях на Курской дуге. Танк Т-34 стал одним из символов победоносной Красной Армии.
К концу 1942 г. гитлеровские генералы нашли способ противостоять Т-34 и бросили в бой новое оружие — тяжелые «тигры». Мощная броня и усиленное вооружение делали эти танки практически неуязвимыми для советских боевых машин. Поэтому перед заводскими конструкторами поставили новую задачу: в кратчайшие сроки создать и запустить в производство танк, который сможет одолеть «тигров». Так на ЧТЗ был выпущен первый тяжелый танк серии «ИС», что расшифровывалось как «Иосиф Сталин». «Это было настоящее оружие победы, стальная крепость!» — с восхищением и гордостью говорил Вадим Александрович. Танков, подобных ИС-2, не было на тот момент ни у одной армии мира. После Курской битвы советское командование отдало приказ немного доработать модель, сделав башню более обтекаемой. Так появился ИС-3 (модель этого танка также представлена в экспозиции). Этот танк сошел с конвейера в 1945 г. и успел принять участие только в параде Победы.
Также на заводе собрали первый образец СУ-152 — легендарной самоходки, получившей на фронте прозвище «Зверобой». Так боевую машину прозвали за то, что ее пушка, стрелявшая 50-килограммовыми снарядами, легко пробивала броню фашистских «тигров» и «пантер».
На этой встрече было много сказано также о ветеранах войны и тружениках тыла, которые отдали свою жизнь за Родину, за Победу. Чтобы новые танки и самоходки ежедневно отправлялись на фронт громить врага, рабочие (пожилые мужчины и женщины, подростки и даже дети) все годы войны трудились на износ, по восемнадцать часов в сутки. В Челябинск были эвакуированы Ленинградский, Харьковский и Московский заводы. А в начале 1943 г. челябинские рабочие собрали деньги и сформировали танковую бригаду, в составе которой молодые рабочие, лучшие из лучших, добровольцами отправились на фронт.
Информация, полученная активистами «Патриота» во время встречи с В. А. Ильичевым, на наш взгляд, оказала огромное влияние на формирование и укрепление их патриотических компетенций [2], что было подтверждено результатами измерений [6; 7], проведенных в дальнейшем психологом техникума.
Активисты «Патриота» — экскурсоводы
Занятия с В. А. Ильичевым и освоение их содержания стали основой подготовки активистов «Патриота» в качестве экскурсоводов по экспозиции военной техники, которая рас-
положилась на втором этаже в специально оборудованном помещении музея техникума. В результате ребята самостоятельно проводили экскурсии (в виде социализационных занятий и классных часов) для родителей, студентов техникума, преподавателей, школьников и ребят из детских садов поселка.
К знаменательной дате в честь полного освобождения Ленинграда от фашистского окружения активисты «Патриота» подготовили материалы и презентации о блокаде Ленинграда, которые затем использовали при проведении классных часов для обучающихся первого и второго курсов, а также учеников четвертых классов поселковой школы № 28.
Музейная деятельность активистов «Патриота» и школы
Студенты пригласили учащихся школы в музей техникума для ознакомления с выставкой масштабных изделий военной техники. Школьникам очень понравился этот формат общения со студентами, и они обратились к активистам «Патриота» с предложением как можно чаще проводить такие встречи. Подобные познавательные занятия могут выступить в качестве эффективной формы ориентации школьников на предлагаемые техникумом профессии, востребованные поселковыми предприятиями.
По инициативе классных руководителей школа № 28 направила в адрес руководства техникума благодарственное письмо, в котором было подчеркнуто, что «такие встречи очень важны в рамках исполнения областной программы "ТЕМП", а также будут сохранять в новых поколениях память о тех, кто отдал свою жизнь за освобождение нашей Родины во время Великой Отечественной войны».
Активисты «Патриота» и поселковый Дом культуры
К Дню Победы активисты молодежного движения «Патриот» при участии В. А. Ильичева и под руководством автора данной статьи организовали в Доме культуры встречу с учащимися школ и жителями поселка. В фойе Дома культуры была размещена выставка, посвященная Танкограду, а также экспозиция масштабных изделий военной техники. Было очень много рассказано о Челябинском тракторном заводе, где ковалась победа над фашизмом. Участники выставки рассматривали макеты танков, задавали вопросы, на которые получали развернутые ответы. В заключение была показана презентация и видеофильм о тех далеких суровых днях.
Ключевым моментом в патриотическом воспитании студентов в 2017/18 уч. г. стала подготов-
ка и проведение институциональной акции «Торжественное празднование Дня Победы». В этой акции приняли участие все студенты техникума. Активисты «Патриота» подготовили сценарий мероприятия, в который были включены патриотические стихи, песни военных лет, патриотические танцевальные номера, поздравления ветеранов. А 9 Мая все студенты приняли участие в поселковом шествии Бессмертного полка.
Активисты «Патриота» и «Дни добрых дел»
Участники молодежного движения «Патриот» проводят также дни добрых дел. В рамках этих акций они помогают пожилым людям, поздравляют ветеранов с праздниками, участвуют в патриотических мероприятиях техникума и поселка, принимают участие в экологических субботниках (посадке деревьев, разбивке клумб, уборке территории вокруг техникума, приведении в порядок улиц, площадей, пляжа, детских площадок), откликаясь на просьбы администрации поселка. Ребята ухаживают за памятниками и другими инфраструктурными объектами (например, дорожными знаками).
Резюме
На сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важных задач государства, для решения которой необходима всеобъемлющая деятельность на постоянной основе. Молодежное движение «Патриот» вносит свой вклад в выполнение этой задачи, и конечная цель нашей деятельности — формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота.
Руководство техникума всецело поддерживает, в том числе материально, акции молодежного движения «Патриот», проводимые как внутри техникума, так и в школах и детских садах поселка. Результаты работы, осуществляемой активистами «Патриота», были заслушаны и обсуждены в рамках рабочих совещаний при директоре и на педагогическом совете: было зафиксировано, что уровень патриотических и гражданских компетенций обучающихся, их социально позитивного сознания постоянно повышается. Это было подтверждено результатами мониторинга позитивной социализованности, патриотичности и гражданственности, проведенного по методике профессора С. Г. Молчанова [6; 7].
Таким образом, можно заключить, что в техникуме происходит формирование и становление инновационной, современной «воспитательной компоненты», которая отвечает на вопросы: «что воспитывать?», «как воспитывать?» и «как измерять (оценивать) позитивную социализованность обучающихся?» [4; 6; 7].
В техникуме созданы все организационно-педагогические условия для реализации духовно-нравственного и гражданско-патриотическо-го воспитания обучающихся [1; 2], а также их инструментальное обеспечение, делающее воздействие педагогов более эффективным.
Все проводимые активистами молодежного движения акции находят отражение в средствах массовой информации: в студенческой газете техникума, на сайте нашего образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : [утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420277810.
2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : гос. программа : [утв. постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349.
3. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для классного руководителя / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2010. — 96 с.
4. Молчанов, С. Г. Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Специальное образование. — 2017. — № 4. — С. 55-71.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
6. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов академич. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
7. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-Л) и оценивания социализованности (ОС-Л) в летней социализационно-образовательной организации [Текст] : пособие для специалистов в области воспитания, социализации и доп. образования / С. Г. Молчанов. — Челябинск, 2016. — 30 с.
8. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы» : Инновационная технология социализации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 1 (22). — С. 66-76.
9. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2011. — № 3 (16). — С.52-63.
10. Молчанов, С. Г. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности [Текст] / С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова // Социум и власть. — 2018. — № 1 (69). — С. 113-126.
For citation: Baturevich, G. V Students' patriotic education provided by the youth movement 'Patriot' in the Pervo-maiskiy technical secondary school of building materials industry [Text] / G. V. Baturevich // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 96-100.
STUDENTS' PATRIOTIC EDUCATION PROVIDED BY THE YOUTH MOVEMENT 'PATRIOT' IN THE PERVOMAISKIY TECHNICAL SECONDARY SCHOOL OF BUILDING MATERIALS INDUSTRY
G. V. Baturevich
Vocational educational institutions always provided students' socialization along with the vocational education. The issue of formation and assessment of the social competencies or 'extra-curricular achievements' was actualized in connection with the necessity to implement the state programme 'Patriotic education of the citizens'. That is why we suggest to discuss the innovative forms of education organization in the system of the secondary vocational education.
Key words: action, education, youth movement, being patriotic, socialization, social competencies, social medium.
References
1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, available at: http://docs.cntd.ru/document/420277810.
2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody, available at: http://docs.cntd.ru/document/420327349.
3. Molchanov S. G. Formirovanie i otsenivanie sotsial'nykh kompetentsii v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2010, 96 p. (In Russian)
4. Molchanov S. G., Voinilenko N. V. Spetsial'noe obrazovanie, 2017, No. 4, pp. 55-71. (In Russian)
5. Novyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow: Eksmo, 2013, 208 p. (in Russian)
6. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya sot-sializovannosti yunoshei i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya , Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2013, 64 p. (In Russian)
7. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii i otsenivaniya sotsializovannosti v letnei sotsializatsionno-obrazovatel'noi organizatsii, Chelyabinsk, 2016, 30 p. (In Russian)
8. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2013, No. 1 (22), pp. 66-76. (In Russian)
9. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2011, No. 3 (16), pp. 52-63. (In Russian)
10. Molchanov S. G., Sadykova T. N. Sotsium i vlast', 2018, No. 1 (69), pp. 113-126. (In Russian)
Батуревич Галина Викторовна, преподаватель Первомайского техникума промышленных и строительных материалов, Челябинская область, Коркинский муниципальный округ, пос. Первомайский, e-mail: [email protected]
Baturevich G. V., vocational teacher, Pervo-maiskiy technical school of building materials industry, Chelyabinsk region, e-mail: baturevich158 @yandex.ru