Научная статья на тему 'Инновации в формировании и оценивании социальной компетентности обучающихся'

Инновации в формировании и оценивании социальной компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATION COMPONENT / SOCIALIZATION / COMPETENCY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подшивалова Елена Николаевна

В статье описываются инновационные методики формирования и оценивания социальных компетенций обучающихся; способы получения и обработки информации; возможные стратегии и тактики воспитательной работы из позиций: заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN STUDENTS'' SOCIAL COMPETENCE FORMATION AND ASSESSMENT

The article describes the innovative methods of formation and assessment of students’ social competences, ways of data receiving and processing, possible education strategies and tactics in the work of deputy director, class teacher, psychologist, social pedagogue, additional education pedagogue.

Текст научной работы на тему «Инновации в формировании и оценивании социальной компетентности обучающихся»

References

1. Alekhina S. V., Fal'kovskaya L. P. Pedagog inklyuzivnoi shkoly : Novyi tip professionalizma, Moscow, 2014, 28 p. (In Russian)

2. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g., available at: Konsul'tantPlyus.

3. Bogdanova T. B., Zhuleva E. M. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2012, No. 5, pp. 3-7. (In Russian)

4. Nikulina I. A., Kozhevnikova S. V. Srednee professional'noe obrazovanie, 2005, pp. 55-60. (In Russian)

5. Chapaev N. K., Vainshtein M. L. Integratsiya obrazovaniya i proizvodstva : Metodologiya, te-oriya, opyt, Moscow, 2009, 60 p. (In Russian)

Никитина Ольга Александровна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный про-мышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: pgt_25@rambler.ru

Nikitina O. A., vocational teacher, Yakovlev Chelyabinsk state technical secondary school for industry and humanities, Chelyabinsk, e-mail: pgt_25 @rambler.ru

Сведения для цитирования: Подшивалова, Е. Н. Инновации в формировании и оценивании социальной компетентности обучающихся [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 108-114.

УДК 377 ББК 74.57

ИННОВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ И ОЦЕНИВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е. Н. Подшивалова

В статье описываются инновационные методики формирования и оценивания социальных компетенций обучающихся; способы получения и обработки информации; возможные стратегии и тактики воспитательной работы из позиций: заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: воспитательная компонента, социализация, компетенция, компетентность.

Еще в 2012 г. в традиционном Послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В. В. Путин говорил о необходимости создания современной воспитательной компоненты в образовательной организации, о необходимости формирования у молодого поколения, да и у всех граждан, таких качеств, как ответственность, духовность, гражданственность.

Педагогические работники профессионального образования давно знали, ЧТО воспитывать и КАК. Но при этом всегда испытывали затруднения при оценивании того, ЧТО удалось воспитать. До недавнего времени этот вопрос оставался без ответа, поскольку не было предло-

жено методик для оценивания воспитанности, или, как предлагается называть этот феномен в исследованиях С. Г. Молчанова, социализо-ванности [1; 2]. При этом, конечно же, классные руководители (кураторы) академических групп черезвычайно заинтересованы в инструментарии, при помощи которого можно было бы оценить воспитанность, или социализованность, обучающихся (воспитанников). Ведь очевидно, что без оценивания образованности на каждом этапе образования нельзя построить следующее содержание обучения, т. е. отобрать способы воздействия. По аналогии, без оценивания со-циализованности невозможно компетентно вы-

строить содержание воспитания, т. е. определить адекватные способы социального вмешательства в социализацию каждого обучающегося (воспитанника). Без такого оценивания (измерения) педагогические работники и, конечно, родители «не имеют достаточной и необходимой информации для принятия организационно-педагогических, управленческих решений» [2, а 61] в аспекте социализации и воспитания.

Для педагогических работников ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» ситуация изменилась в 2014 г. Эту дату, а именно 16 сентября 2014 г., можно считать для техникума исторической — в этот день в Первомайском техникуме профессор С. Г. Молчанов провел научно-методический семинар по теме «Методики формирования и оценивания социализованности обучающихся в образовательном учреждении профессионального образования». Заметим, что данные методики рекомендованы Департаментом государственной политики в сфере общего образования (МОиН РФ) к использованию в образовательном процессе по решению конкретного образовательного учреждения или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

В первом шаге на пути к освоению методик и внедрению их в практику приняли участие практически все педагогические работники техникума и его филиалов. Классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования с огромным вниманием и заинтересованностью вникали в суть предлагаемой теории оценивания социа-лизованности и инструментария, созданного на ее основе (на основе теории оценивания образовательных объектов). По итогам семинара было принято решение начать внедрение методик и обратиться в областной совет по инновационной деятельности с предложением открыть на базе техникума инновационную площадку.

Методики, с точки зрения лежащей в их основе теории, оказались сложными для понимания, но простыми и удобными в реализации, поэтому некоторые классные руководители уже в том же году провели экспертное оценивание. Экспертами выступили сами обучающиеся техникума и филиалов. Эксперты (обучающиеся) должны были выбрать из предложенного в методике перечня позитивных социальных компетенций те, которые они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах в своих академических группах [1]. Уже первичный анализ ре-

зультатов экспертного оценивания показал, что в юношах (своих сверстниках) они предпочли бы видеть проявленность таких качеств, как вера в себя, сила, мужественность, активность, доброта, ум, чувство юмора, честность, сильная личность и серьезность. В девушках (своих сверстницах) они хотели бы видеть верность, женственность, мягкость, доверчивость, нежность, теплоту, заботу о людях, доброту, жизнерадостность и любовь к детям.

В то же время классные руководители отметили, что такие качества, как ответственность, гражданственность и духовность в десятку выбранных обучающимися при первом экспертном оценивании не вошли. Из этого можно сделать вывод, что социальная позиция обучающихся если и не противоречит государственной, то, во всяком случае, не согласована с позицией из Послания Президента. И это уже повод задуматься над тем, насколько адекватно представлены в техникуме организация и содержание социализации и воспитания.

Таким образом у руководства и педагогического персонала техникума сформировалось понимание того, что методика отбора содержания социализации [1] позволяет наполнить воспитательную компоненту ответом на вопрос: «Каким должно быть содержание социализации?». При этом методика позволяет произвести фиксацию социального заказа со стороны обучающихся и сравнить его с заказом государства, т. е. определить адекватность/неадекватность направленности воспитательной компоненты на исполнение государственного заказа относительно формирования социальной компетентности гражданина. Уже это характеризует методику как инновационную [1].

Такого инструментального обеспечения для решения вышеназванной задачи у нас не было, и поэтому педагогический персонал техникума однозначно высказался за его внедрение [1] в организацию и содержание воспитательной работы.

Кроме того, это инновационное наполнение воспитательной компоненты позволяет устранить главный недостаток в традиционном методическом оснащении работы классного руководителя: у него появляется инструмент для измерения прироста позитивной социализо-ванности обучающегося (воспитанника). И это тоже позволяет квалифицировать методику как инновационную.

Именно это обоснование стало базой для заявки нашего техникума на открытие областной инновационной площадки по теме «Условия формирования позитивных социальных компетенций

у обучающихся профессиональной образовательной организации». Формально площадка начала функционировать в декабре 2015 г.

И вот уже в течение трех лет инновационная деятельность педагогического персонала техникума сосредоточена на апробации методик, и некоторые итоги инновирования можно подвести уже сегодня.

Кураторы (классные руководители) академических групп в техникуме и его филиалах апробировали сначала методики проведения двух социализационных занятий: первое — «Отбор содержания социализации» и второе — «Оценивание социализованности» (рис. 1).

Эти методики очень удобно для педагогов оформлены автором в виде конспектов [1] и никакого творческого подхода со стороны педагогического работника не предполагают. Напротив, это жестко стандартизированные конспекты, вплоть до формулировок заданий, адресованных обучающимся. В рамках апробации педагогам предлагалось использовать готовые стандартные тексты и внести предложения, если какие-то формулировки им показались неэффективно действующими.

Предложения и замечания педагоги имели возможность обсудить в рамках институцио-

нального экспертного семинара. Таким образом, педагоги сначала выступили как исполнители методик, а затем и как эксперты относительно их эффективности и удобства применения.

Материалы этих обсуждений были представлены на заседании областного методического объединения заместителей директора по учебно-воспитательной работе, а затем на заседании областного совета по инновационной деятельности (2017 г.). Кроме того, они были опубликованы в виде статей в научных журналах [2; 3-5].

В 2016/17, 2017/18 уч. г. кураторы (классные руководители) академических групп запланировали проведение социализационных занятий уже не только по оцениванию социализованно-сти, но и по формированию социальных компетенций, значимых для обучающихся.

Воспитательная работа с внедрением инновационных методик приобрела некую системность и структурированность, которую мы попытались представить в виде схемы (рис. 1).

Первое занятие (рис. 1) может быть проведено куратором (классным руководителем), социальным педагогом, педагогом дополнительного образования или психологом. На этом занятии обучающиеся, выступая в позиции «эксперт», производят отбор содержания социализации.

Тема занятия определяется куратором на основе анализа экспертных листов

Оценка выраженности тех качеств, которые выбрали сами обучающиеся

3-е занятие Тематическое

3-е занятие Обобщение результатов оценивания

Тема занятия определяется куратором по итогам предыдущего занятия

Индивидуальная работа куратора, педагога-психолога с обучающимися

п

Занятие(повторное) Отбор содержания социализации

Рис. 1. Структура проведения социализационных занятий

Затем возможно движение по одной из двух линий, управление которыми координируется со стороны заместителя директора по воспитательной работе.

Рассмотрим на рисунке 1 левую линию как возможную тактику построения воспитательной работы классного руководителя с группой. О первом занятии мы уже сказали, а вот второе занятие может быть посвящено какой-либо конкретной компетенции. Это делается в случае, если педагог хочет добиться от обучающихся, чтобы некая компетенция (например, ответственность) была внесена в перечень актуальных для обучающихся компетенций при следующем их экспертном отборе. Таким образом, тема занятия избирается педагогом на основе анализа содержания и количества выборов той или иной компетенции. Педагог должен сосредоточить свое внимание на той компетенции, которая получила наибольшее количество выборов. Это означает, что она самая востребованная обучающимися данной конкретной академической группы.

Третье занятие должно быть посвящено социальной компетенции, поставленной экспертами (обучающимися) на второе место по значимости. Значимость же определяется количеством выборов. Поскольку каждой компетенции соответствует то или иное числовое значение, педагогу легко выстроить их иерархию, или рейтинг, поскольку рейтинг — это и есть присвоение числового значения какой-либо компетенции.

Можно посвятить каждое социализационное занятие одной из десяти компетенций, избранных обучающимися для юношей и (или) девушек. Можно также начать с универсальных компетенций — их, как правило выбирают не менее пяти (из десяти возможных), — а потом продолжить работу с гендерными компетенциями.

Таким образом, план социализационных занятий (в виде классных часов или в других формах) становится адекватным содержанию социализации, сформулированному на основе социального заказа обучающихся. Наш трехлетний опыт подтверждает, что такой план воспитательной работы обеспечивает более высокую активность обучающихся. Какую именно? Для этого нужно провести дополнительное исследование на большей выборке, чем только студенты нашего техникума.

Рассмотрим на рисунке 1 правую линию как возможную тактику участия психолога в воспитательной работе со всеми академическими и другими социальными группами (кружки, секции, команды, отряды, движения и т. д).

Первое занятие также посвящается отбору значимых для конкретной социальной группы компетенций (рис. 1).

Второе занятие (рис. 1, справа) может быть посвящено взаимному оцениванию выраженности этих избранных группой позитивных социальных компетенций. Данное занятие может проводить психолог или социальный педагог.

По итогам второго занятия мы получаем таблицу [1], в которой можем видеть: а) числовые значения выраженности каждого качества у каждого обучающегося; б) числовые значения выраженности социальной компетентности (социализованности) обучающегося в целом; в) рейтинг социального статуса каждого обучающегося в группе; г) выраженность каждой социальной компетенции у всех членов группы; д) выраженность социальной компетентности у всей группы в целом.

На третьем занятии можно провести обобщение полученных результатов экспертного взаимного оценивания (принцип реципрокно-сти) и ознакомить членов группы с числовыми значениями выраженности: а) каждого качества у группы: б) социальной компетентности всей группы в целом; в) каждого качества у юношей и девушек (по отдельности); г) социальной компетентности всех юношей группы в целом; д) социальной компетентности всех девушек группы в целом.

На этом занятии (или до него) можно раздать каждому члену группы (только индивидуально и только конфиденциально) таблицу (или диаграмму) с числовыми значениями выраженности качеств именно у него. У каждого члена группы появляется возможность сравнить числовое значение выраженности того или иного качества у него с числовым значением средней выраженности этого качества: а) в группе; б) у лидера; в) у аутсайдера (сведения об этих двух последних могут быть предложены только как анонимные).

Следующая за этим работа психолога (социального педагога) может выстраиваться как индивидуальная. При этом после каждого экспертного оценивания в группе у психолога появляется информация либо об увеличении, либо об уменьшении выраженности качества. И тогда психолог вместе с обучающимся могут наметить действия с тем качеством (социальной компетенцией), которое (-ая) получило (-а), на взгляд сверстников, наименьшее числовое значение. Обучающемуся становится ясно, какое качество он должен демонстрировать своим сверстникам (-цам). И психолог поясняет обучающемуся, что качество человека проявляется в поступках

и говорит, что окружащие фиксируют количество поступков, совершенных тобой по отношению к каждому из них. Из этого и складывается оценка человека в конкретной социальной группе.

Проведение занятий по новой методике позволяет сравнивать числовые значения последовательно проведенных экспертных опросов и фиксировать динамику изменений выраженности компетенций в виде дельты увеличения/ уменьшения выраженности каждой компетенции (под дельтой понимаем числовое значение, полученное в результате вычитания из финального числового значения инициального [1], из последнего — предыдущего).

Таким образом, можно проводить мониторинг сформированности любых компетенций как «стандартизированное наблюдение» за состоянием образовательного объекта «внеучеб-ные достижения обучающихся» [6, с. 168].

Для нас оказалось важным использование инновационных методик и в процессе исполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [7]. Первоначальные версии этой программы предполагали увеличение выраженности патриотичности граждан к 2020 г. на 8-10 %. Многие СМИ подвергли тогда, осенью 2015 г.1, критике и насмешкам эту позицию. Однако оказалось возможным измерить и патриотичность, и ее уменьшение или увеличение при помощи инновационной методики. Заметим, однако, что в перечне ожидаемых от реализации Программы результатов указано на «внедрение новых эффективных комплексов учебных и специальных программ, методик и технологий (подчеркнуто нами — Е. П.) работы по патриотическому воспитанию» [7, с. 14].

И мы можем констатировать, что апробация инновационных методик отвечает задачам Программы, поскольку мы и внедрили эффективный комплекс методик и технологий [7].

Инновационные методики подтолкнули нас к новым формам организации и содержания воспитательной работы. Таким образом, от апробации одних только инструментов измерения (оценивания) мы перешли к применению инструментов воздействия и взаимодействия.

В рамках выполнения инновационной деятельности обучающиеся и преподаватели приняли участие в реализации социального проекта «Преображение мира», ориентированного на поддержку и развитие позитивной социализованно-сти жителей поселка, в партнерстве с областной

общественной организацией «Центр социальной и культурной поддержки инвалидов, ветеранов и молодежи Челябинской области». В процессе осуществления проекта были проведены обучающие семинары, уроки мужества, экологические акции, встречи с ветеранами. Все это способствовало развитию позитивного восприятия и стремления к позитивному преображению окружающей социальной и урбанистической среды.

Так, возникло и оформилось в техникуме молодежное движение «Патриот»; прошли эстафеты добрых дел; начала функционировать студенческая газета «Молодежное агентство позитивной информации» (МАПИ). Мы впервые приняли участие (успешное!) в областном фестивале студенческой прессы. Студенты провели уроки мужества — сначала для обучающихся техникума, а затем для школьников и воспитанников детских садов поселка.

Мы зафиксировали прирост выраженности патриотичности у участников движения «Патриот». У ребят повысился интерес к истории родного поселка, техникума, к изучению военной истории, к героическим страницам страны, к истории Танкограда. Участники молодежного движения «Патриот» готовы проявлять инициативу и приносить пользу не только себе, но и окружающим, техникуму, поселку, стране.

Возникли и новые внешние связи. Техникумом заключены соглашения о сотрудничестве со школами поселка Первомайского (№ 26 и № 28) и г. Коркино (№ 1), детским садом № 5. Соглашение с ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» предполагает внедрение апробированных инноваций и разработку компьютерной обработки данных, получаемых при помощи методики оценивания социализованности. Мы организовали круглые столы с представителями Копейского техникума и с коллегами из ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум», в рамках которых была проведена внешняя экспертиза вышеописанных инноваций и опыта их апробации. Мы продемонстрировали варианты социализацион-ных занятий, поделились опытом работы молодежного движения «Патриот», показали мастер-класс по проведению родительского собрания в форме video-self-teach.

По инициативе главы Первомайского поселения научный руководитель площадки профессор С. Г. Молчанов провел встречи с представителями школ и детских садов поселка, на которых обсуждалось возможное сотрудничест-

1 Программа была утвердждена Правительством РФ 30 декабря 2015 г.

во в инновационной деятельности. На встречах с родителями подчеркивалось, что они могут теперь получать от педагогов достоверную информацию о социализованности их детей.

Мы организовали профориентационные занятия для воспитанников детского сада № 5. Дети пришли в сопровождении педагогов и родителей. Мы начали с ознакомительной экскурсии по техникуму, посещения выставки масштабных моделей военной техники. В апреле и июне 2018 г. проведены новые занятия с юными гостями: «Путешествие в страну "Химия"» и «Путешествие в страну "Электричество"». Дети завороженно наблюдали за химическими и физическими опытами, участвовали в занимательных упражнениях и играх: педагоги простым и доступным языком рассказывали им о профессиях. Во исполнение проекта «ТЕМП» взаимодействие «детский сад — школа — техникум» будет продолжено.

Совместная работа родителей, воспитателей, учителей, преподавателей, социальных педагогов и педагогов-психологов позволит целенаправленно формировать у ребят на каждом уровне образования положительные, социально одобряемые качества. Вокруг проблемы социализации и будут объединены усилия всех наших партнеров.

Апробация методик имеет своим следствием следующие положительные моменты:

- дети дошкольного возраста, школьники и студенты начинают задумываться о смыслах, стоящих за словами, обозначающими позитивные социальные компетенции [1];

- понимая, что в какой-то момент им будет предложено фиксировать позитивные поступки окружающих, оценивать друг друга, они стараются следить и за своим поведением, собственными поступками;

- дети и подростки начинают замечать хорошие и плохие поступки не только членов своей группы, но и других окружающих их людей, в частности жителей поселка;

- их внимание перестает сосредоточиваться на асоциальных поступках (как это навязывают СМИ), акценты смещаются на фиксацию положительных, добрых дел, что помогает вывести обучающихся на позитивный, жизнеутверждающий вектор социализации.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что методики формирования и оценивания социа-лизованности [социальной компетентности или позитивных социальных качеств (компетенций)] являются:

- актуальными для современного образования, так как позволяют: а) выявлять значимые для обучающихся социально ценные компетенции; б) целенаправленно формировать их в соци-ализационно-образовательном процессе; в) получать их достоверную оценку; г) фиксировать увеличение или уменьшение их выраженности и д) с учетом этого корректировать социальное вмешательство, педагогическое воздействие;

- универсальными, так как ими могут пользоваться и преподаватели, и социальные педагоги, и педагоги-психологи, и педагоги дополнительного образования, и родители.

Библиографический список

1. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

2. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2011. — № 3 (16). — С. 52-63.

3. Аскарова, Т. И. Проведение родительского собрания по методике «video-self-teach» [Текст] / Т. И. Аскарова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 2 (14). — С. 72-81.

4. Подшивалова, Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-81.

5. Подшивалова, Е. Н. Методики проведения социализационных занятий [Текст] / Е. Н. Под-шивалова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2016. — № 3. — С. 133-152.

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.

7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.