INTRODUCTION OF THE INNOVATIVE MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION
L. A. Letucheva, E. V. Sokolova, S. N. Yurevich
The article touches upon the issue of the innovative model of the educational process in the additional educational institution on the basis of the today's tendencies of the youth policy. The authors analyse the youth policy priorities and determine the principles of the educational institution activity. The article describes the modern form of the educational process organization in the institution of the additional education - educational techno park and its constituting modules. The paper presents the project education as the leading technology of the techno park, oriented on the projects creation, as the students' educational outcomes.
Key words: innovative model, educational process, youth policy, techno park, techno park modules.
References
1. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detei, available at: http:// minobrnauki.rf.
2. Strategiya gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii, available at: http:// rusla.ru/rsba/provision/strateg_gos_moloz_polit.pdf.
3. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, available at: http://nasha-molodezh.ru/wp-content/uploads/osnovi-mgp-2014.pdf.
4. Gostomel'skii A. Kak sozdayutsya tekhnoparki, available at: http://www.ras.ru/digest/showd-news.aspx?id=1c771f7a-fcee-413f-a3ee-c9c8097f2015.
5. Khaikina E. M., Sizova Yu. S. Razvitie tekhnoparkov v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] / E. M. Khaikina, available at: http://moluch.ru/archive/118/32679.
6. GOST R 56425-2015. Tekhnoparki. Trebovaniya, available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200121795.
Летучева Людмила Александровна, и. о. директора ГБУДО ДУМ «Магнит», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Соколова Екатерина Владиславовна, педагог-организатор ГБУДО ДУМ «Магнит»
Юревич Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО МГТУ им. А. Г. Носова, Челябинская обл., г. Магнитогорск
Letucheva L. A., acting director, Youth Palace 'Magnit', Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Sokolova E. V., teacher, Youth Palace 'Magnit' Yurevich S. N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Маслов, С. В. Автоматизированное обеспечение оценивания социализованности и (или) патриотичности [Текст] / С. В. Маслов, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 113-122.
УДК 377 ББК 74.200.50
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ И (ИЛИ) ПАТРИОТИЧНОСТИ
С. В. Маслов, С. Г. Молчанов
Описывается опыт разработки автоматизированного обеспечения оценивания и фиксации дельты увеличения/уменьшения числового значения выраженности позитивной социализованности.
Ключевые слова: автоматизация, компетентность, компетенция (социальная), оценивание, социализованность, патриотичность.
Общие и (или) социальные компетенции.
В актуальной социально-экономической ситуации востребованы не только обширные профессиональные компетенции рабочих высокой квалификации и инженерного персонала, но и, прежде всего, их личностные, но только социально-значимые, социально-одобряемые компетенции (или, говоря традиционным языком, качества) будущих специалистов, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования1.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования2 основывается на еще не слишком основательно разработанных теориях компетентности и компетенции, которые почему-то некоторые называют «компетентностным подходом» [1; 2].
Мы вынуждены констатировать, что ФГОС СПО сосредоточивает внимание педагогического работника на профессиональной образованности будущего специалиста как результате освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности и, в меньшей степени, рассматривает так называемые общие компетенции [3], которые мы предлагаем называть социальными. При этом обращаем внимание читателя на то, что в ФЗ «Об образовании...» уже и в определении феномена «образование» поставлено на первое место «воспитание», а затем уже «обучение» [4, с. 3]. При этом в определении воспитания подчеркивается, что это, прежде всего, «создание условий для. социализации» [4, с. 4].
Таким образом, социализация становится приоритетом для всех образовательных организаций, включая СПО. Внимание к этой позиции усиливается еще и целым рядом других правительственных документов: например, госпрограммой патриотического воспитания граждан [5-7]. Поэтому, учитывая актуальность проблемы не только в части формирования профессионально-образовательных компетенций, но и в части социальных компетенций, которые во ФГОС СПО названы как-то неопределенно «общими компетенциями» [3], мы приступили
1 В дальнейшем — СПО.
2 В дальнейшем — ФГОС СПО.
к разработке не только теории оценивания социальной компетентности, но и, на базе этой теории, к построению инструментального обеспечения фиксации состояния социализованности обучающегося, его актуального социального статуса в социальной (т. е. академической) группе.
Заметим, что это и есть «общие компетенции» [3], которые, согласно ФГОС СПО, определяются как совокупность социально-личностных качеств обучающегося (или уже выпускника), обеспечивающих осуществление не только профессиональной, но и социальной деятельности внутри социальной (академической или производственной) группы [3] на уровне, определенном в Послании (которое называют — 12.12.12) Президента РФ В. В. Путина в виде триады — «ответственность — гражданственность — духовность».
Оценивание социальных компетенций.
На сегодняшний день существуют методики [1; 8-10,], позволяющие оценивать позитивную социализованность человека, а также любые другие, частные, позитивные социальные компетенции. Заметим, что мы не предлагаем оценивать девиантные и тем более делинквент-ные компетенции, поскольку это уже задача не образовательной организации, но организации правоохранительной3.
Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности (ОС) [9; 10], позволяют определить дельту прироста позитивной социализованности обучающихся. Принципиальное отличие предлагаемых методик от прочих психологических, психиатрических, социологических, социометрических, педагогических методик состоит в том, что они предлагают не просто фиксацию выраженности качества в виде числового значения (хотя и в этом тоже состоит новизна методик), но, прежде всего, фиксацию дельты увеличения/ уменьшения выраженности компетенции (качества), показывая тем самым вектор социализации человека, а их всего два: либо стремление вверх, к позитивному, либо сползание вниз, к негативному. Простое вычитание из актуального числового значения предыдущего (-их) зна-
3 При этом методики могут использоваться и во ФСИН, как показал позитивный опыт их апробации в Челябинском областном центре содержания несовершеннолетних правонарушителей в 2016-2017 годах.
чения (-ий) покажет нам либо положительную, либо отрицательную дельту. А для педагога, осуществляющего воспитательное воздействие (социальное вмешательство в социализацию человека), важна именно информация о векторе социализации, а не о состоянии социализо-ванности. При этом мы не отрицаем важности второго.
Статика и динамика социализованности.
Фиксацию состояния образованности, со-циализованности или профессиональной компетентности предлагают и авторы тупиковой идеи портфолио. И действительно, портфолио описывает актуальное состояние социально-профессионального или профессионально-образовательного статуса, но оно не гарантирует такого же завтрашнего. Портфолио лишь фиксирует состояние объекта (компетентности, образованности, социализованности и проч.), его статику, а предлагаемые методики — не только и не столько статику, сколько динамику и перспективу. И именно через фиксацию вектора социализации мы сможем предвидеть динамику (позитивную или негативную) и прогнозировать предполагаемое завтрашнее состояние социализованности, с большой долей достоверности приближающейся к ста процентам. Такого не предлагает ни одна из ныне используемых методик.
Новизна методик.
Смысл предлагаемых методик формирования и оценивания социализованности педагоги (более трех с половиной тысяч опрошенных, начиная с 2006 г.) понимают именно так, как поясняем его мы: осваивая сущность той или иной позитивной социальной компетенции (а каждая их них обозначена в языке4 словом), обучающийся под влиянием педагога осваивает все новых синонимы к этому слову (в виде существительных), т. е. признаки компетенции; а также все новые образы действия (в виде глаголов), в которых проявляется та или иная компетенция.
И мы утверждаем, во-первых, что чем больше признаков объекта (компетенции) может назвать человек, тем он образованнее (компетентнее) по поводу этого объекта и, во-вторых, чем больше действий (глаголов) с этим объектом он может назвать, тем он образованнее (компетентнее) по поводу этого объекта.
4 Язык — это универсальное хранилище общественно-исторического опыта, и особенно в части социальных компетенций, которые фиксируют нормы, ценности, нравы в виде существительных, а способы их проявления в поведении человека — в виде глаголов.
Поэтому, предлагая обучающимся сначала выбирать «компетенции из перечня позитивных» [9, с. 8], а затем фиксировать их выраженность в виде «количества поступков (а это представление о социально-одобряемом действии, выражаемое в языке глаголом)» [9, с. 21], мы систематически увеличиваем количество позитивных существительных и глаголов в активном словарном запасе обучающегося [1; 8-12].
Мы утверждаем также, что выбор образа действия человеком будет зависеть от того, какие глаголы (образы действий) в этот момент актуализированы в активной части его словарного запаса (его индивидуального словаря): позитивные или негативные.
Обсуждаемые методики могут эффективнее, чем традиционные воспитательные мероприятия (ориентированные на передачу, назидание, менторство), обеспечивать освоение позитивных слов (существительных и глаголов), обозначающих позитивные представления о качествах позитивной личности, человека [2], о его возможных и реальных поступках и, таким образом, формировать социальную ответственность, гражданственность, духовность и другие позитивные социальные компетенции у обучающихся.
Апробация методик.
Методики были апробированы (решение Совета по инновациям при МОиН ЧО от 25 мая 2017 г.) в образовательных учреждениях СПО Челябинской области. Информацию об этом мы получили пока от следующих организаций: Дворец учащейся молодежи «Смена»; Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова; Миасский машиностроительный колледж; Первомайский техникум промышленности строительных материалов; Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева; Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности (в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего; а также в вузах, школах и детских садах Екатеринбурга, Копейска, Коркино, Кургана, Кыштыма, Москвы, Муравленко, Ноябрьска, Пласта, Салехарда, Сатки, Тобольска, Троицка, Челябинска, Шадринска, Якутска.
Результаты использования методики показали эффективность выявления степени выраженности позитивных социальных компетенций (качеств личности) каждого обучающегося в группе и изменение их выраженности во времени и социальном пространстве. Методика
позволяет определять и формулировать план корректирующего воспитательного воздействия и (или) социального вмешательства со стороны взрослых (педагогов и родителей).
Трудности в обработке информации.
Однако, как показала апробация методик, их применение требует больших временных и трудозатрат, других ресурсов (бумага, персональный компьютер, организация аудиторного занятия) от организатора проведения оценивания социализованности.
Это связано с тем, что требуется формирование экспертных листов вручную, предполагается также ручной сбор и ручная же обработка информации. Так, организатору нужно произвести операцию сложения чисел около 7 550 раз, операцию деления — 1050 раз (если в группе около 25 обучающихся) и т. п. Операции, конечно, несложные и числовые значения невелики, но такая рутинная работа отнимает много времени, вызывает досаду и, естественно, неприятие педагогами методики в целом. Поэтому мы уже давно пытаемся создать программу автоматизированной обработки данных, однако имеют место сложности с финансированием такой разработки и поиском заинтересованных специалистов в области создания математической модели программного обеспечения и самой компьютерной программы.
На сегодняшний день предлагались два варианта решения проблемы автоматизированного сбора и обработки информации по методикам оценивания социализованности: 1) программа обработки данных «Алина 2.0»; 2) автоматизи-
рованное оценивание с использованием интернета в сервисе Google.
Однако разработка этих программных продуктов пока остается незавершенной. К тому же предлагаемые решения и разработанные с их учетом инструментальные средства лишь частично обеспечивают автоматизацию сбора и обработки данных, так как реализованы в виде электронных таблиц, а для их создания и наполнения требуется ручное выполнение значительной части операций.
Новая версия автоматизации обработки данных.
Мы поставили перед собой задачу упростить обработку, минимизировать временные и трудозатраты организатора оценивания. Поэтому был предложен вариант разработки инструментария, реализующегося в качестве веб-ресурса [13-16].
Доступ к ресурсу может иметь ответственное лицо, назначенное приказом по образовательной организации. Перед первым входом в систему ответственное лицо осуществляет свою регистрацию как пользователя ресурса.
После регистрации необходимо загрузить от имени руководства образовательной организации документ (приказ), предоставляющий ответственному лицу разрешение на доступ к данным.
После подтверждения администратором ресурса ответственное лицо от организации может создавать группы [14; 17; 18] обучающихся и заносить в систему списки участников оценивания социализованности (рис. 1).
Рис. 1. Создание групп для оценивания позитивной социализованности
Ответственное лицо (от организации) с помощью веб-ресурса начинает исследование состояния социализованности обучающихся в группе или в группах. Для каждого и на каждого члена социальной (она же — академическая) группы формируется экспертный лист (рис. 2), в котором каждый член группы проставляет в баллах оценку (от 1 до 10) выраженности каждой компетен-
ции (каждого качества) у каждого члена группы и у всех членов группы. При этом каждый член группы является одновременно не только субъектом, но и объектом оценивания. Оценивание предполагает фиксацию количества поступков, в которых субъект оценивания усмотрел проявление того или иного качества (компетенции) объектом оценивания (фиксации состояния).
Рис. 2. Экспертный лист для каждого члена социальной (академической) группы
Таким образом, при помощи экспертных листов (рис. 2) происходит взаимное экспертное оценивание каждым членом группы каждого члена группы и всех членов группы. При этом все остальные члены группы (обучающиеся) также оценивают каждого, всех, и все оценивают каждого. Если в оценивании принимает участие не менее пяти обучающихся (в качестве экспертов), то оценка становится достоверной. Именно достоверной, а не объективной, поскольку объективно субъект ничего и никого оценить не может. Только субъективно. Но сложение субъективных оценок дает достоверную оценку. И чем больше экспертов принимают участие в оценивании, тем достовернее становится оценка. Это означает, что к оцениванию можно и нужно привлекать и педагогов, и родителей, и тренеров, и руководителей кружков (секций, отрядов, движений), и других взрослых [4].
Заметим также, что экспертам предлагается не выставить оценку человеку или его компетенции (качеству), а просто зафиксировать количество поступков, которые он мог наблюдать в поведении этого члена группы. При этом только поступков позитивных.
После заполнения экспертных листов всеми членами группы ответственное лицо может осуществить запрос к системе на формирование сводного протокола и диаграммы, показывающей динамику изменения степени выраженности социальных качеств (рис. 3). На основании представленных числовых значений появляется возможность фиксации состояния и динамики (при последующих оцениваниях) каждой компетенции и у каждого члена группы и (или) всех компетенций. Можно фиксировать выраженность каждой компетенции у всех членов группы или социализованность всех членов группы.
Рис. 3. Сводный протокол числовых значений показателей состояния и динамики выраженности социальных компетенций (качеств) членов социальной (академической) группы
Для верификации функциональных возможностей разработанного программного обеспечения был проведен анализ полученных данных, их сравнение с данными, полученными при помощи социологических методик и включенного наблюдения. Все эти наши операции подтвердили высокую достоверность получаемой информации.
Так, контрольная апробация программного обеспечения была проведена в группе обучающихся по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохряко-
ва»: нами были проведены последовательно две серии взаимного экспертного оценивания выраженности, в частности, патриотических компетенций («уважать — защищать — созидать»). На основании представленных числовых значений появляется возможность фиксации состояния и динамики (при последующих оцениваниях) каждой компетенции и у каждого члена группы и (или) всех компетенций. Можно фиксировать выраженность каждой компетенции у всех членов группы или социализованность всех членов группы обучающихся и патриотичности в целом (рис. 4).
Рис. 4. Сравнительный анализ двух серий исследования патриотических компетенций
Анализ данных сводного протокола показал среднее значение выраженности компетенций: а) по каждому обучающемуся; б) по группе в целом; в) по юношам и г) по девушкам (по отдельности). По каждому обучающемуся может быть получена, таким образом, информация о состоянии каждой компетенции (или компетентности в целом, или конкретно патриотичности, или отдельно по каждой компетенции, входящей в состав патриотичности, и т. д.). Такой информации ранее, до появления наших методик, педагог не мог получить. Возможно, поэтому Президент РФ В. В. Путин однажды сказал, что нам нужна новая, современная воспитательная компонента,
имея в виду и ее инструментальное обеспечение. И, прежде всего, педагог всегда нуждался в инструменте оценивания и фиксации состояния социализованности обучающегося (воспитанника) [5]. Эта же информация всегда была нужна и родителям для организации их целесообразного вмешательства в процесс социализации своего сына или дочери с целью придания ему позитивного вектора динамики социализации.
Методика позволяет получить информацию о состоянии и динамике социализованности и (или) патриотичности, да и любой другой социальной компетенции в виде таблицы или диаграммы (рис. 5).
Личный кабинет Исследования * Выход
Рис. 5. Динамика выраженности патриотических компетенций (патриотичности) обучающегося А. К. (результаты двух исследований, замеров)
Повторное взаимное экспертное оценивание и все последующие серии таких оцениваний позволяют нам осуществлять фиксацию и состояния, динамики выраженности каждой компетенции и каждого члена группы. Такие же диаграммы можно получить по группе в целом, отдельно по мальчикам (юношам) и отдельно по девочкам (девушкам), если возникнет такая необходимость.
Такие данные позволяют руководству организации осуществлять мониторинг «внеучебных
достижений обучающихся» [4, с. 168], сравнивать одну академическую группу с другой и получать, таким образом, информацию еще и об эффективности воспитательной работы каждого классного руководителя (куратора).
По итогам использования разработанного веб-ресурса можно получить менее чем за один академический час достоверную и актуальную информацию о степени выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся.
Это позволит классному руководителю (куратору) с меньшими затратами определять план по формированию общих компетенций (которые правильнее было бы назвать, как мы уже предлагали выше, социальными компетенциями, или даже патриотическими... во исполнение госпрограммы патриотического воспитания граждан [6; 7]) и стратегии воспитания [5] в группах согласно ФГОС СПО [3].
Разработанное инструментальное (автоматизированное) обеспечение методики оценивания социализованности позволяет: 1) получать результаты экспертного оценивания по окончании социализационного занятия (в виде класс-
ного или кураторского часа), т. е. в течение одного академического часа; 2) экономить время классного руководителя, куратора, психолога и других специалистов на сбор материалов для создания социального портрета каждого обучающегося и всей социальной (академической) группы; 3) принимать адекватные и своевременные педагогические и управленческие решения по планированию воспитательной работы, как индивидуальной, так и групповой.
Эта методика также может использоваться и в рамках создания институциональной (внутренней) системы оценивания качества образования.
Библиографический список
1. Войниленко, Н. В. Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи [Текст] / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов // Специальное образование. — 2017. — № 4. — С. 55-71.
2. Молчанов С. Г. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности [Текст] / С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова // Социум и власть. — 2018. — № 1 (69). — С. 113-126.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 021301 Картография [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. № 642]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12172227.
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст] // Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
5. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р] // Нормативные документы образовательного учреждения. — Режим доступа: https://e.normobr.ru.
6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/fi les/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.
7. Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru.
8. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2011. — № 3 (16). — С. 52-63.
9. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
10. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-Л) и оценивания социализованности (ОС-Л) в летней социализационно-образовательной организации [Текст] : пособие для специалистов в области воспитания, социализации и доп. образования / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Академия гуманитарных наук, 2016. — 30 с.
11. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для кл. руководителя / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010. — 96 с.
12. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы» : Инновационная технология социализации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 1 (22). — С. 66-76.
13. Мидоу, Ч. Анализ информационных систем [Текст] : моногр. / Ч. Мидоу. — М. : Прогресс, 2015. — 400 с.
14. Раскин, Д. Интерфейс : Новые направления в проектировании компьютерных систем [Текст] / Д. Раскин. — М. : Символ-плюс, 2017. — 272 с.
15. Троелсен, Э. Язык программирования С# 5.0 и платформа .NET 4.5 [Текст] / Э. Троел-сен ; пер. с англ. Ю. Н. Артеменко. — М. : Вильямс, 2013. — 1312 с.
16. Чедвик, Д. ASP.NET MVC 4. Разработка реальных веб-приложений с помощью ASP. NET MVC [Текст] / Д. Чедвик, Т. Снайдер, Х. Панда. — М. : Вильямс, 2013. — 432 с.
17. Автоматизация проектирования вычислительных систем. Языки, моделирование и базы данных [Текст] / под ред. М. Брейера. — М. : Мир, 2015. — 463 с.
18. Гергель, В. П. Современные языки и технологии параллельного программирования [Текст] : учебник / В. П. Гергель ; предисл. В. А. Садовничего. — М. : Изд. МГУ, 2012. — 408 с.
For citation: Maslov, S. V. Automated assessment of being socialized and (or) patriotic [Text] / S. V. Maslov, S. G. Mol-chanov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 113-122.
AUTOMATED ASSESSMENT OF BEING SOCIALIZED AND (OR) PATRIOTIC
S. V. Maslov, S. G. Molchanov
The paper describes the experience of automated assessment and fixation of delta of increase/ decrease of numerical expression of being positively socialized in general and being patriotic in particular.
Key words: automation, competence, social competence, assessment, being socialized, being patriotic.
References
1. Voinilenko N. V., Molchanov S. G. Spetsial'noe obrazovanie, 2017, no. 4, pp. 55-71. (In Russian)
2. Molchanov S. G., Sadykova T. N. Sotsium i vlast', 2018, no. 1 (69), pp. 113-126. (In Russian)
3. Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 021301 Kartografiya, available at: http://base.garant.ru/12172227.
4. Novyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow: Eksmo, 2013, 208 p. (In Russian)
5. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, available at: https://e.normobr.ru.
6. O gosudarstvennoi programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody», available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAEr rx2dE4q0ws.pdf.
7. Kontseptsiya Novoi chetvertoi gosudarstvennoi programmy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody, available at: http://gospatriotprogramma.ru.
8. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2011, no. 3 (16), pp. 52-63. (In Russian)
9. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya sotsializovannosti yunoshei i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2013, 64 p. (In Russian)
10. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-L) i otsenivaniya sotsializovannosti (OS-L) v letnei sotsializatsionno-obrazovatel'noi organizatsii, Chelyabinsk: Akademiya gumanitarnykh nauk, 2016, 30 p. (In Russian)
11. Molchanov S. G. Formirovanie i otsenivanie sotsial'nykh kompetentsii v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Chelyabinsk: Chelyabinskii gumanitarii, 2010, 96 p. (In Russian)
12. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2013, no. 1 (22), pp. 66-76. (In Russian)
13. Midou, Ch. Analiz informatsionnykh sistem , Moscow : Progress, 2015, 400 p. (In Russian)
14. Raskin D. Interfeis: Novye napravleniya v proektirovanii komp'yuternykh sistem, Moscow: Simvol-plyus, 2017, 272 p. (In Russian)
15. Troelsen E. Yazyk programmirovaniya S# 5.0 i platforma .NET 4.5, Moscow: Vil'yams, 2013, 1312 p. (In Russian)
16. Chedvik D., Snaider T., Panda Kh.ASP.NET MVC 4. Razrabotka real'nykh veb-prilozhenii s pomoshch'yu ASP.NET MVC, Moscow: Vil'yams, 2013, 432 p. (In Russian)
17. Avtomatizatsiya proektirovaniya уусЫэШеГпукИ sistem. Yazyki, modelirovanie i bazy dannykh, Mos^w: Mir, 2015, 463 p. (In Russian)
18. Gergel' V. P. Sovremennye yazyki i tekhnologii parallel'nogo programmirovaniya, Mos^w: Izd. MGU, 2012, 408 p. (In Russian)
Маслов Сергей Владимирович, преподаватель ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская обл., г. Копейск
Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, отличник народного просвещения РФ, председатель родительского движения «Союз семьи и школы», г. Челябинск, e-mail: molchanov_ [email protected]
Maslov S. V., lecturer, Chochryakov Kopeysk polytechnical college, Chelyabinsk region
Molchanov S. G., professor, doctor of pedagogical sciences, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Мурзина, И. Я. Стратегия развития воспитания детей и молодежи в Свердловской области : на пути от декларации идей к практической работе педагогов [Текст] / И. Я. Мурзина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 122-127.
УДК 371 ББК 74.200.50
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: НА ПУТИ ОТ ДЕКЛАРАЦИИ ИДЕЙ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ
И. Я. Мурзина
В современном российском образовании актуальной задачей является организационное обеспечение и научно-методическое сопровождение системы воспитания. Решение профессиональных задач в области воспитания требует разработки новых форм работы с педагогами с целью обобщения педагогического опыта и определения перспективных направлений деятельности. В статье рассматривается опыт Свердловской области по организации научно-практических семинаров для педагогов, в рамках которых сочетается презентация инновационных практик с элементами профессионального обучения.
Ключевые слова: воспитание, Стратегия развития воспитания в Свердловской области, педагогическое образование, научно-практический семинар, рабочие тетради, региональный педагогический кластер.
Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» призвана обеспечить формирование системы патриотического воспитания, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны с учетом социально-возрастной структуры российского общества. Одним из направлений является повы-
шение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан.
На протяжении 2000-х гг. в Свердловской области по данному вопросу создавалась правовая база, включающая указы губернатора, постановления правительства области, комплексные программы. В этих документах собственно