Научная статья на тему 'Использование инновационных методик формирования и оценивания социализованности обучающихся: из опыта классного руководителя'

Использование инновационных методик формирования и оценивания социализованности обучающихся: из опыта классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФЕКТАЦИЯ / ВОЛОНТЕРИЗАЦИЯ / ИНИЦИАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / КАЧЕСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НОМИНАЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / AFFECTATION / VOLUNTEERING / INITIATION / INNOVATIVE METHODS / QUALITY / COMPETENCY / COMPETENCE / NOMINALIZATION / PATRIOTISM / BEING PATRIOTIC / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Танзиля Ишбулатовна

В статье описывается опыт работы классного руководителя по внедрению методики отбора содержания социализации, оценивания социализованности, формирования позитивных социальных компетенций; раскрываются возможности применения этих методик для включения родителей в процесс социализации своих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS'' SOCIALIZATION FORMATION AND ASSESSMENT: FROM THE CLASS TEACHER''S WORK EXPERIENCE

The article describes the class teacher’s work experience in implementing the methods of socialization content selection, socialization assessment, positive social competencies formation. The author shows the possibilities of these methods usage for parents inclusion in the children’s socialization process.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных методик формирования и оценивания социализованности обучающихся: из опыта классного руководителя»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Аскарова, Т. И. Использование инновационных методик формирования и оценивания социализованности обучающихся : Из опыта классного руководителя [Текст] / Т. И. Аскарова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 87-96.

УДК 377 ББК 74.57

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Т. И. Аскарова

В статье описывается опыт работы классного руководителя по внедрению методики отбора содержания социализации, оценивания социализованности, формирования позитивных социальных компетенций; раскрываются возможности применения этих методик для включения родителей в процесс социализации своих детей.

Ключевые слова: аффектация, волонтеризация, инициация, инновационные методики, качество, компетенция, компетентность, номинализация, патриотизм, патриотичность, социализация.

Более чем шестнадцатилетний опыт работы в качестве классного руководителя в Первомайском техникуме промышленности строительных материалов не освобождает от необходимости вновь и вновь искать эффективные способы формирования положительных качеств1 обучающихся. Когда классный руководитель назначается на новую академическую группу, то по традиции он начинает с того, что планирует классные часы, стараясь согласовать их тематику с институциональными событиями в техникуме. При этом, конечно же, классный руководитель ориентируется на формирование неких позитивных качеств, которые кажутся ему актуальными. Однако обучающиеся зачастую не проявляют активности и заинтересованности, неохотно идут

навстречу педагогическому воздействию. Это означает, что субъективный подход к планированию воспитательной работы, построенный только на педагогической интуиции и на предшествующем опыте, никак не учитывает социальный заказ обучающихся. Воздействие со стороны педагога не всегда вызывает позитивную ответную реакцию, и взаимодействия не происходит. Поэтому каждый классный руководитель размышляет о том, как получить достоверную и адекватную информацию о социальном заказе обучающихся, какие качества они хотели бы в себе развить и как потом эти качества измерить, зафиксировать их наличие.

Формирование социальной компетентности подразумевает развитие личности обучающегося,

1 В своей статье наряду с непривычным термином «социальная компетенция» мы будем использовать и более традиционный термин «качество».

ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Это означает, что педагог должен назвать некое качество2 (номинализация), сформировать позитивное отношение к конкретной положительной компетенции (аффектация), пробудить стремление ее проявить (воление, или волонтеризация) и побудить к поступкам, в которых она бы проявилась (инициализация).

С появлением инновационной технологии социализации «Духовные скрепы» [1-3] стало легче ответить на вопросы «ЧТО формировать?» (причем с помощью самих обучающихся формулировать их социальный заказ в адрес классного руководителя) и «КАКОВА выраженность каждой социальной компетенции каждого студента и его социальной компетентности в целом?» [3]. Обработка результатов проведенных социализационных занятий по технологии «Духовные скрепы» [в состав технологии, в частности, входят готовые конспекты классных часов: 1) «Отбор содержания социализации» и 2) «Оценивание социализо-ванности»] позволяет формулировать темы социализационных занятий не на один учебный год с учетом тех качеств, в которых у студентов есть актуальная потребность [3]. План воспитательной работы задается содержанием тех десяти качеств, которые в начале учебного года студенты выбрали как важные и актуальные для них.

Поэтому теперь каждый классный руководитель в нашем техникуме начинает свою работу в группе с выбора студентами референтных для их возраста и гендерной принадлежности десяти мужских и десяти женских позитивных социальных компетенций. После соответствующей обработки заполненных в ходе такого соци-ализационного занятия экспертных карт классный руководитель получает информацию об актуальном социальном заказе членов этой социальной (академической) группы в виде двух наборов социальных компетенций (для юношей и девушек). Подобный выбор осуществляли и родители в ходе родительского собрания, которое проводится по аналогичной схеме. Совокупность отобранных обучающимися позитивных компетенций и есть содержание социализации, или ответ на вопросы «ЧТО воспитывать?», «КАКИЕ социальные компетенции следует формировать?», «КАКОЙ именно помощи ждут обучающиеся от своих педагогов?».

Далее классный руководитель проводит следующее социализационное занятие, в рамках которого у каждого студента методом взаимной экспертной оценки (принцип реципрок-ности) определяется степень выраженности социальных компетенций, отобранных членами социальной группы. Для этого обучающиеся проставляют в экспертных картах балльную оценку от 1 до 10, определяя таким образом выраженность той или иной компетенции у каждого члена группы. Заметим, что автор методики настаивает на том, что баллы — это не оценки, а единица измерения. Эксперт лишь производит фиксацию количества поступков, которые он мог наблюдать и в которых проявилось оцениваемое качество (социальная компетенция). Сводные протоколы балльных оценок позволяют определить социальный статус студента. Первое финальное оценивание по итогам календарного 2015 г. мы провели в 2016 г. (табл. 1).

В 2017 г. было проведено второе финальное оценивание (табл. 2) по итогам календарного 2016 г. Заметим, что в 2017 г. обучающиеся выбрали несколько новых социальных компетенций. Но для педагога здесь важно то, что все предлагаемые к экспертному отбору компетенции являются позитивными.

В 2018 г. было проведено третье финальное оценивание (табл. 3) по итогам 2017 г. Таким образом, мы получаем некое число, обозначающее выраженность того или иного качества у каждого обучающегося по сравнению со всеми членами социальной (академической) группы. Можно сказать, что на некой общегрупповой шкале появляются точки (в виде числовых значений), отражающие индивидуальный статус каждого обучающегося в группе. Если все эти значения сложить и разделить на количество человек, то можно получить среднее по группе числовое значение выраженности всех десяти качеств. Это позволяет при индивидуальном консультировании каждого обучающегося продемонстрировать ему, как выглядит его статус в группе относительно а) среднего, б) лидера, в) аутсайдера (табл. 3) и т. п. Данные таблицы позволяют нам увидеть дельту увеличения/уменьшения выраженности каждого качества у каждого обучающегося, отдельно у всех юношей и у всех девушек, у всей группы (рис. 1).

2 Социальную компетенцию — например, целенаправленность, ответственность, гуманность, толерантность, гражданственность и т. д.

Сводная таблица оценивания степени выраженности существенных социально значимых качеств личности

в группе М-1 (24 февраля 2016 г.)

1 2 3 4 5 6 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

И § И ЬЙ ва о С « о к С « о « < « I И « И « о К = а < § к <а « И И 1 < « а а < « о

« <а <а 1 й о <а И « <а <а И И 2 о. И § о И Боев Г. « и 1 а И & « <и и § « а « а о & 00 Й я ЕЗ В Л ч О И о о. о В о § О о § о О а а § а а Н 1 £ 3 к а а V сЗ £ а м се § ^

Вера в себя 6,7 5,4 4,9 3,2 6,2 7,2 6,7 5,0 7,1 7,6 6,1 6,0 8,1 6,8 7,7 6,7 7,4 5,5 7,2 6,5 6,4

Мужественность 7,5 5,3 5,0 3,3 6,4 6,8 6,5 5,3 6,6 7,7 6,4 5,6 7,9 6,5 7,9 6,8 7,7 6,2 7,1 6,8 6,5

Честность 7,1 5,9 7,0 5,1 5,4 6,1 4,4 6,0 6,6 7,2 5,2 5,1 6,3 6,6 6,8 6,6 6,1 5,4 6,7 7,2 6,1

Сила 8,3 5,3 5,1 3,2 6,2 6,9 6,8 5,2 6,6 7,6 6,9 5,6 7,7 7,0 8,1 6,8 7,8 6,5 6,9 6,1 6,5

Ум 6,1 5,6 5,8 3,2 4,7 7,2 5,1 5,2 8,0 8,0 4,7 7,8 8,2 6,9 6,0 6,1 5,3 4,8 7,4 7,1 6,1

Независимость 6,2 5,3 5,2 4,0 6,1 6,3 5,9 5,0 6,6 6,5 5,6 5,7 7,6 5,8 6,7 6,3 5,8 5,5 6,0 6,7 5,9

Серьезность 5,9 6,2 5,3 4,7 5,4 6,5 4,5 4,4 6,8 7,4 6,6 5,2 6,7 5,8 6,6 6,3 5,9 5,8 6,3 6,9 5,9

Чувство юмора 7,1 6,0 5,5 4,3 5,5 6,3 6,9 5,9 6,7 6,9 6,2 6,4 8,2 6,6 6,8 6,3 7,0 5,4 6,7 6,0 6,3

Амбициозность 6,2 5,6 4,8 3,9 5,4 5,5 5,6 4,7 5,9 6,3 5,6 6,0 7,3 5,6 6,3 5,7 6,3 5,7 6,3 6,5 5,7

Умение полагаться на свои силы 7,4 6,1 5,9 3,9 6,0 7,3 6,6 5,9 7,2 7,2 5,6 6,2 7,8 6,3 7,6 6,6 7,3 6,0 7,1 6,9 6,5

Всего 68,2 56,5 54,2 38,5 56,9 65,8 58,9 52,4 68,0 72,2 58,7 59,4 75,6 63,7 70,3 63,9 66,2 56,7 67,5 66,4

Среднее значение 6,8 5,7 5,4 3,9 5,7 6,6 5,9 5,2 6,8 7,2 5,9 5,9 7,6 6,4 7,0 6,4 6,6 5,7 6,7 6,6 6,2

Среднее значение по группе 6,2

Рейтинг 4 17 18 20 15 9 13 19 5 2 14 12 1 11 3 10 8 16 6 7

Таблица 2

Сводная таблица оценивания степени выраженности существенных социально значимых качеств личности

в группе М-2 21 марта 2017 г.]

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Аблеев В. Белоножко Д. Беляев В. Бирюков К. Боев Г. Кириллов П. Киселев Д. Коврижников А. Назаров В. Ольшанский В. Порохин Е. Смиловенко А. Термер В. Чернышев А. Шахрай Я. Шумаков А. Середа Н.

Серьезность 5,3 5,4 5,3 4,8 6,1 4,0 5,5 5,6 5,1 3,3 5,1 4,7 6,8 5,5 7,2 5,7 5,2 5,3

Вера в себя 5,5 5Д 4,5 3,7 6,5 4,1 6,3 6,2 5,6 5,4 6,5 6,2 7,0 5,5 7,1 5,7 5,8 5,7

Мужественность 7,2 5,5 4,2 3,5 7,0 4,4 5,3 7,2 6,5 5,3 7,2 7,2 6,7 6,5 7,2 4,8 6,1 6,0

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Доброта 7,4 6,3 7,5 6,0 6,7 6,5 5,6 6,5 5,8 7,5 5,7 7,3 7,0 5,7 7,2 6,4 6,9 6,6

Чувство юмора 6,5 6,0 6,4 4,1 7,2 5,4 4,7 5,9 5,5 6,9 6,4 6,7 6,2 4,9 7,4 4,8 5,9 5,9

Активность 6,5 5,3 5,5 3,4 7,0 4,8 7,1 6,1 4,6 5,5 4,3 5,8 6,3 4,3 7,8 5,5 5,7 5,6

Надежность 5,4 5,9 6,2 4,3 5,2 3,9 5,4 5,3 3,7 4,6 4,7 6,0 6,0 4,3 6,7 5,7 4,7 5,2

Наличие собственной позиции 5,9 6,1 5,4 3,3 6,5 4,8 6,3 6,6 5,8 6,8 7,1 6,5 6,2 5,6 7,8 5,7 6,2 6,0

Ум 5,4 6,0 6,3 4,6 6,1 4,6 7,1 5,7 4,9 6,6 7,3 5,9 6,7 5,4 7,8 6,7 5,6 6,0

Сила 7,6 5,5 4,1 3,5 7,3 5,1 5,4 7,0 6,8 5,9 6,9 6,8 6,6 6,7 8,0 5,8 5,8 6,2

Всего 62,5 57,1 55,3 41,2 65,6 47,6 58,6 62,2 54,5 57,7 61,1 63,1 65,6 54,5 74,2 57,0 58,0 58,6

Среднее значение 6,25 5,71 5,53 4,12 6,56 4,76 5,86 6,22 5,45 5,77 6,11 6,31 6,56 5,45 7,42 5,70 5,80 5,86

Среднее значение по группе 5,86

Рейтинг 3 12 13 17 2 16 8 4 15 10 7 5 6 14 1 11 9

Таблица 3

Сводная таблица оценивания степени выраженности существенных социально значимых качеств личности

в группе М-3 (26 мая 2018 г.)

1 2 3 4 5 6 1 8 9 10 11 12 13

Аблеев В. Белоножко Д. Беляев В. Бирюков К. Боев Г. Кириллов П. Киселев Д. Коврижников А. Назаров В. Смиловенко А. Термер В. Шахрай Я. Шумаков А.

Вера в себя 6,1 5,6 6,2 3,5 7,8 6,6 7,8 9,0 5,3 7,0 5,7 8,1 6,5 6,6

Мужественность 7,8 5,7 6,8 3,2 7,5 6,8 6,1 8,1 6,6 7,2 6,7 8,3 6,2 6,8

Активность 7Д 5,3 8,4 3,6 7,0 6,3 8,1 8,7 6,4 6,4 5Д 7,4 7,4 6,7

Сила 9Д 5,6 5,7 3,6 8,6 5,8 5,9 8,9 7,6 9Д 6,4 7,6 6,6 7,0

Ум 7,3 5Д 7Д 4,1 7,4 5,5 7,4 7,9 5,6 7,9 6,8 7,4 7,3 6,7

Надежность 7,4 5,6 7,7 3,3 7,9 5,3 6,4 8,1 6,5 6,3 4,9 7,3 8,0 6,5

Серьезность 6,4 4,4 7Д 4,0 7,3 5,8 7,6 8,9 5,4 6,1 5,8 7Д 6,6 6,3

Чувство юмора 8,3 6,0 7,3 3,9 8,1 6,4 5,9 8,1 6,5 8,3 5,9 8,1 7,0 6,9

Доброта 8,9 6,9 6,3 8,0 7,5 6,6 8,3 7,3 8,0 7,0 8,1 7,6 7,5

Наличие собственной позиции 7,6 6,8 6,4 4,0 6,9 5,5 6,7 8,1 6,3 7,6 6,1 7,0 7Д 6,6

Всего 76,0 57,0 71,0 39,0 76,0 61,0 68,0 84,0 63,0 74,0 60,0 76,0 70,0 67,0

Среднее значение 7,6 5,7 7,1 4,0 7,7 6,1 6,9 8,4 6,4 7,4 6,0 7,7 7,0 6,8

Среднее значение по группе 6,8

Рейтинг 3 11 5 12 2 9 7 1 8 4 10 2 6

Третий замер (26.05.2018) среднее знач. -6,8

Рис. 1. Дельта (А) средней выраженности выбранных качеств в группе

На рисунке видно, что второй замер показал указывают числовые значения дельты со знаком уменьшение дельты. Это произошло из-за ухуд- «-», зафиксированные в рамках второго замера шения отношений в группе. На данный факт (табл. 4).

Таблица 4

Дельта (А) некоторых студентов группы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Замеры Аблеев В. Белоножко Д. Беляев В. Бирюков К. Боев Г. Кириллов П. Киселев Д. Коврижников А. Назаров В. Смиловенко А. Термер В. Шахрай Я. Шумаков А. Среднее значение

1-й замер 24.02.2016 г. Среднее значение 6,8 5,7 5,4 3,9 6,6 5,2 6,8 7,2 5,9 6,4 6,8 6,7 6,6 6,2

Рейтинг 2 7 8 10 4 9 2 1 6 5 2 3 4

2-й замер 21.03.2017 г. Среднее значение 6,3 5,7 5,5 4,1 6,6 4,8 5,9 6,2 5,5 6,3 6,6 7,4 5,7 5,9

Рейтинг 3 6 7 9 2 8 5 4 7 3 2 1 6

А(дельта) -0,5 0 +0,1 +0,2 0 -0,4 -0,9 -1,0 -0,4 -0,1 -0,2 +0,7 -0,9 -0,3

3-й замер 26.05.2018 г. Среднее значение 7,6 5,7 7,1 4,0 7,7 6,1 6,9 8,4 6,4 7,4 6,0 7,7 7,0 6,8

Рейтинг 3 11 5 12 2 9 7 1 8 4 10 2 6

А(дельта) +1,3 0 +1,6 -0,1 +1,1 +1,3 +1,0 +2,2 +0,9 +1,1 -0,6 +0,3 +1,3 +0,9

Д за весь период +0,8 0 +1,7 +0,1 +1,1 +0,9 +0,1 +1,2 +0,5 +1,0 +0,4 +1,0 +0,4 +0,6

Сравнивая выраженность важных, значимых для членов группы компетенций, мы можем видеть, у кого эти качества имеют наибольшую или наименьшую выраженность. Это означает, что данные обучающиеся попадают либо в группу лидеров, либо в группу риска (группу непредпочитаемых). Вошедшие во вторую группу, скорее всего, чувствуют себя в коллективе не вполне комфортно и требуют большего внимания со стороны взрослых.

Таблица 4 предоставляет педагогу и много другой информации: а) выраженность каждого

качества у всех членов группы; б) средняя выраженность каждого качества в группе; в) средняя выраженность всех качеств в группе.

Проводя совместную работу с психологом и родителями, мы начали целенаправленно формировать положительные, социально одобряемые качества. Мы поясняем ребятам, что при следующем экспертном оценивании сокурсники выставят им более высокие баллы, если они будут совершать поступки, в которых проявляются избранные в их группе качества.

Второй замер показал, что средняя выраженность всех качеств уменьшилась. Можно предположить, что обучающиеся более ответственно подошли к оцениванию друг друга, может быть, стали яснее понимать, что хорошо и что плохо. Но это требует специального исследования.

В то же время можно увидеть, что у одних обучающихся имеет место увеличение выраженности позитивных качеств, а у других — уменьшение. Можно также заметить, что в группе произошла смена лидера (табл. 4).

Третий замер показал положительные изменения, которые позволяют сделать вывод о том, что вектор уменьшения сменился вектором увеличения. Кроме того, такие замеры дают возможность фиксировать и эффективность педагогического воздействия, социального вмешательства со стороны взрослых, в частности классного руководителя.

По полученным результатам для каждого студента были составлены диаграммы (так называемые «паутинки»). Приведем пример.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень выраженности основных ген-дерных качеств у Кирилла N.

Все три диаграммы показывают, что у Кирилла N референтные для его группы качества имеют выраженность ниже средней по группе. При этом сравнение диаграмм 2 и 3 показывает, что идет хоть и медленное, но увеличение выраженности компетенций «доброта», «серьезность», «ум».

Таким образом, полученные данные позволяют определить стратегию и тактику работы с каждым студентом по его индивидуальной социализационно-образовательной программе, которую можно корректировать с учетом вновь получаемых данных, и влиять на поведение студента в ее рамках. К этой работе классный руководитель может подключать психолога, преподавателей и родителей. Более подробно методика отбора содержания социализации и оценивания социализованности в техникуме рассмотрена в уже опубликованных работах [4-6].

Опираясь на полученные достоверные данные, классный руководитель имеет возможность адекватно запросам обучающихся осуществлять свою деятельность: планировать вмешательство в социализационный процесс каждого обучающегося, консультировать его самого и (или) его родителей, давать рекомендации педагогам, работающим с этой группой или этим обучающимся, и, что самое важное, своевременно корректировать содержание и формы своего педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимся и его окружением.

Первый замер 24 февраля 2016 г (рис. 1).

Кирилл ■ среднее по группе

Умение полагаться на свои силы

Амбициозность

Вера в себя

Чувство юмора

Мужественность

Честность

Сила

Серьезность Ум

Независимость

Рис. 1

Второй замер 21 марта 2017 г. (рис. 2).

™ Кирилл

Вера в себя

— среднее по группе Наличие 10

собственной

Мужественность

Активность

Чувство юмора

Серьезность Ум

Надежность

Рис. 2

Третий замер 26 мая 2018 г (рис. 3).

- Кирилл

» среднее по группе

Наличие собственного мнения

Доброта

Чувство юмора

Мужественность

Рис. 3

Методика оценивания социализованности позволяет ответить на вопрос «КАКОВ?», оценив выраженность каждой компетенции у каждого студента, и далее вести последовательную

и систематическую работу по увеличению выраженности востребованных позитивных компетенций, прежде всего тех, которые выражены в наименьшей степени. Систематические же замеры позволяют фиксировать либо увеличение, либо уменьшение выраженности. Во втором случае педагогу становится понятно, что следует искать некие новые способы социального вмешательства.

Например, мы проводим социализацион-ные занятия (в виде классных часов), которые по классификации С. Г. Молчанова названы занятиями по формированию представлений о компетенциях, — в частности, классный час «Об ответственности».3 Заметим, что это качество — «ответственность» — в 2016 г. было выбрано только тремя студентами из двадцати в рамках применения методики «Отбор содержания социализации». Между тем руководство страны называет его среди самых важных для современного россиянина качеств.

На занятиях по формированию представлений о компетенциях классный руководитель предлагает обучающимся назвать синоним к слову «ответственность». Если все участники озвучат хотя бы по одному варианту, у каждого из них в активном словарном запасе появится около 25 синонимов этого понятия. Названные слова можно записать на доске или оформить в таблицу и вывесить в помещении группы или в рекреации.

Затем обучающимся дается задание назвать прилагательные, характеризующие ответственного человека, ответственного студента. Классный руководитель может применить и другие приемы работы. Например, наш классный час мы завершили формулированием «заповедей ответственного человека» и перечислением глаголов, отражающих поступки ответственного человека (это дает возможность определить словом действие, необходимое для реализации социальной компетенции в виде поступка).

В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся дополнить перечень синонимов к слову «ответственность», используя словари, или обратиться к своим родным и друзьям с просьбой назвать синонимы.

Также были проведены социализационные занятия (в виде классных часов) о милосердии и доброте, цикл занятий по формированию патриотизма, толерантности.4 В своей работе мы широко используем методику «video-self-teach»,

что буквально означает «обучение себя через видео» [7].

Особо хотелось бы остановиться на актуальнейшей теме патриотизма. Что такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? По В. И. Далю, патриот — это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» [8, с. 247]. Понятие патриотизма возвращается в российскую внутреннюю и внешнюю политику. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания: служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Воспитание патриотизма признано основой консолидации общества и укрепления государства.

Существующие в современном обществе экономические проблемы, социальная дифференциация, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В связи с этим мы предложили студентам заполнить анкету (рис. 4).

Обработка анкет показала, что не все студенты считают себя патриотами. Встал вопрос: «Чем ты живешь, молодежь?».

Мы составили дополнительный план соци-ализационных занятий с использованием методик С. Г. Молчанова, Е. С. Дороховой, Е. А. Джа-фаровой [3; 7]. В него вошли классные часы по формированию представлений о патриотизме. Используя сеть Интернет и предоставленные нашей библиотекой словари, мы расширили и углубили представления студентов о патриотизме: подобрали существительные (синонимы), затем прилагательные (качественные характеристики), фиксирующие все стороны этого качества, и, наконец, глаголы для обозначения того, как проявляется данная компетенция у человека. В результате количество патриотов в группе увеличилось. Это произошло потому, что обучающиеся не считали некоторые свои действия и поступки проявлением патриотичности.

В наш план вошли также занятия по методике «"^ео^е1£^еасЬ». На одном из таких занятий мы организовали просмотр социального ролика,

3 Конспект этого социализационного занятия разработан три года назад и доступен для всех классных руководителей техникума. Мы демонстрировали его в рамках мастер-класса для наших коллег из Коркино, Копейска, Пласта и Челябинска.

4 Под толерантностью мы понимаем социально позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Двропна друг!

Внишншв ЦИЧПН ■ 11111 I Ц1 ■! II Н МП ответить -—|—III■■!■ | ■_ васшшькушин.

Рпсоп — дно

Я дуавш^ что ми стршв в цгнипт быта_

Н НЕЛИ^М ИВ НПИПЛ_

нвир^иетрт_

1Ь||1Ц|1ИИ — эта_

Быть уаюишм чинаны энпм_

1Ч1И—у что

Мне шнп11 чтл тшини ншп Ьбушн н В—в_

Мое танин не лвнепя

Я снигам^ ига III пит мгжду дпдими .

Чгабыдвспмначвмтткш^ надо

Я зогЕл(а] бы псицпь на Алпгвщршшвспнну_

Я лп)гдм свсен страны н гипн^а) ради ще_

■ шит гдтнгит ■■!■■!! угтищптниигтфпнпн.шт 1И1Г пнццрсгювЕЕцр шиш ■игтгиирипдии! Я датиигт. эта циш п ||ри потому, чга

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Рис. 4. Анкета для фиксации отношения к патриотизму [7]

созданного в Год молодежи (2009 г.), с названием «Как живешь, молодежь?». Было проведено анкетирование и обсуждение. Экспресс-замер показал увеличение выраженности представлений о возможных проявлениях патриотизма [9]. Студенты группы участвовали в смотре строя и песни, собрали материал о судьбе своих предков и родственников — участников Великой Отечественной войны и создали «Бессмертный полк группы».

Методику «^ео^е^еасЬ» мы использовали и при проведении родительских собраний. Цель этого проста: согласование представлений родителей и детей о патриотизме и других компетенциях и разрешение таким образом противоречия «отцы и дети» и (или) «взрослые и дети». Родители должны видеть и знать, с какими видеоматериалами мы знакомим студентов; эти видеоматериалы мы предлагаем и для домашнего просмотра.

Первое социализационное занятие в виде родительского собрания мы посвятили просмотру

фильма «Щенок» [7]. Родители должны были заполнить экспертный лист до и после просмотра. Обработав результаты, мы увидели позитивную динамику в отношении родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Этот же фильм мы просмотрели с обучающимися. Они также заполнили экспертные листы (в виде анкеты). После обработки анкет стало ясно, что обучающиеся не вполне четко понимают, что такое милосердие, поэтому мы запланировали проведение классного часа, посвященного формированию представлений о данном качестве и способах поведения, в которых бы проявлялась эта важная социальная компетенция.

Такой способ планирования воспитательной работы является совершенно новым — не императивным на весь год, а индикативным по мере появления и актуализации проблем в конкретной социальной (академической) группе.

Таким образом, социализационные занятия (в виде классного часа, групповой/индивидуальной консультации, беседы и пр.) выступают как ответ на вопрос «КАК формировать избранные социальные компетенции? Какими способами?».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование теории формирования социальной компетентности открывает широкие возможности для организации социализации обучающихся в образовательном учреждении.

Библиографический список

1. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы» : Инновационная технология социализации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 1 (22). — С. 66-76.

2. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2011. — № 3 (16). — С. 52-63.

3. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов академических групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

4. Ковязина, Е. П. Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций [Текст] / Е. П. Ковязина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-87.

5. Подшивалова, Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивания социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-81.

6. Подшивалова, Е. Н. Методики проведения социализационных занятий [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2016. — № 3. — С.133-152.

7. Дорохова, Е. С. Video-self-teach — новая форма занятия для формирования толерантности [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова // Челябинский гуманитарий. — 2010. — № 1 (10). — С. 100-104.

8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. Т. 4 : Р — V / В. И. Даль. — М.: Рус. язык, 1991. — 683 с.

9. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.

For citation: Askarova, T. I. Innovative methods of students' socialization formation and assessment : from the class teacher's work experience [Text] / T. I. Askarova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 87-96.

INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS' SOCIALIZATION FORMATION AND ASSESSMENT: FROM THE CLASS TEACHER'S WORK EXPERIENCE

T. I. Askarova

The article describes the class teacher's work experience in implementing the methods of socialization content selection, socialization assessment, positive social competencies formation. The author shows the possibilities of these methods usage for parents inclusion in the children's socialization process.

Key words: affectation, volunteering, initiation, innovative methods, quality, competency, competence, nominalization, patriotism, being patriotic, socialization.

References

1. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2013, No. 1 (22), pp. 66-76.

2. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2011, No. 3 (l6), pp. 52-63.

3. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya sot-sializovannosti yunoshei i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2013, 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.