Научная статья на тему '«Духовные скрепы»: инновационная технология социализации'

«Духовные скрепы»: инновационная технология социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
861
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ (СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / ОБРАЗОВАННОСТЬ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / СОЦИАЛЬНАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ / ГЕНДЕРНОСТЬ / РЕЦИПРОКНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДИКА / МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

В настоящей статье представляется инновационная социализационно-образовательная технология управления социализацией (воспитанием), гражданским образованием (обучением), состоящая из описания трех процедур и инструментов: а) отбора содержания социализации, б) измерения социализованности членов социальной группы и в) оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Духовные скрепы»: инновационная технология социализации»

УДК 371.8-055

Сергей Григорьевич Молчанов

Челябинский государственный педагогический университет

«ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ,»: ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В настоящей статье представляется инновационная социализационно-образова-телъная технология управления социализацией (воспитанием), гражданским образованием (обучением), состоящая из описания трех процедур и инструментов: а) отбора содержания социализации, б) измерения социализованности членов социальной группы и в) оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия.

Ключевые слова: социализация, воспитание, социальное вмешательство, содержание социализации, содержание образования, социализованность (социальная компетентность), образованность (образовательная компетентность), социальная (образовательная) компетенция, гендерность, реципрокность, технология, методика, мониторинг, со-циализационно-образовательная технология.

Общенародная ответственность - принцип государственности

После оглашения - 12.12.2012 г. - «Послания Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ» (3) в средствах массовой информации обсуждается то, что акцент в нем сделан на «...вещах нематериальных, ценностных» [8. С. 1]: «президент решил поговорить о ценностных смыслах, о единстве страны и формировании морального климата» (там же); наметил для страны «.нравственные ориентиры» (там же); призвал к необходимости научить людей «.активно заниматься собственной жизнью, не забывая об общих ценностях» (там же); напомнил «.при этом и об ответственности власти.» (там же) «перед нынешними и будущими поколениями» [8. С. 2]. А «... главным акцентом Путина . стала попытка формирования общих для всех россиян ценностей» [8. С. 1].

Секретарь генсовета «Единой России» С. Неверов убежден, что «.Владимир Путин сформулировал национальную идею» [8. С. 1], которая зафиксирована в следующих словах: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности» [3. С. 2].

Национальная идея: ответственность, гражданственность, духовность

Таким образом, предметом обсуждения Главы Государства стали «ценности», «мораль», «нравственность», «нравственные ориентиры», «духовность» и, наконец, «духовные скрепы». По поводу последних Президент В. В. Путин, в частности, сказал: «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» [3. С. 3].

Скрепы - это то, что скрепляет одно с другим. Синонимами к слову «скрепы» в русском языке являются: «узы», «связи», «оковы», «цепи», «путы», «обручи». И, наверное, специальное лингвистическое исследование слова «скрепы» только уточнило бы его образные смыслы при помощи синонимического ряда. А «духовные скрепы» - это образное выражение, наполняющее новыми смыслами слово «скрепы», означающими то, что упрочивает связи, отношения, узы между людьми, причем связи социальные.

Например, В. И. Даль приводит примеры словоупотребления глагола скреплять. «Скреплять подписью - подтверждать правильность» [5. С. 486] чего-либо. Это, по существу, принимать ответственность на себя. Или, «скрепить что-то словом - дать

© С.Г.Молчанов,2013.

ручательство» (там же). А это и о справедливости, и о честности, и о порядочности, и о гражданственности, и о надежности, и о доверии, и о высокой морали и многом другом. Или выражение «Подыми руку, да опусти, а сердце скрепи» (там же): чем не правило толерантного поведения, взаимного уважения, терпимости. Другое выражение - «скрепив сердце, промолчал - удержался» (там же). А это и о сдержанности, и об уме (в драке виноват тот, кто умнее - афоризм древних римлян), и об уважении, и о мужественности, и о великодушии, и об эмпатии, и об уверенности в себе, и об умении уступить.

Еще один смысл - «скрепить то, что расшаталось» (там же) - прямо раскрывает смысл того, что имел в виду В. В. Путин, говоря: «дефицит духовных скреп» [3. С.

3]. Нужно восполнить этот самый «дефицит», скрепить «расшатавшиеся» за последние десятилетия основы государственности. И этими скрепами должны стать: «ответственность», «гражданственность», «духовность» [3].

«Ценности» и «идеалы» - государственный заказ и содержание социализации

Связи, «скрепы» между людьми становятся возможными, когда у каждого из участников взаимодействия есть «к чему «прикрепиться», «за что зацепиться», т.е. есть некая компетенция. И чем их больше, тем крепче связи, тем крепче общество, страна, государство: «для скрепу, лишний гвоздь не мешает» [5. С. 486]. И поэтому «нас должно быть больше и мы должны быть лучше» [3. С. 3]. И все тут зависит от каждого: его ответственности, гражданственности и духовности по отношению к семье, государству, отечеству.

Но «скреплять» отношения между людьми могут только компетенции позитивные, потому что люди выбирают других людей «для совместной деятельности и общения» [16. С. 231] по основанию - наличие позитивных социальных компетенций (качеств, свойств, «скреп»). И В. В. Путин называет необходимые сегодня для всех граждан, и детей и взрослых, социальные компетенции:

- выражающиеся в том, чтобы: «.быть лучше» [3. С. 3]; «...быть патриотом...» (там же); «.с уважением и любовью относиться к своей истории.» [3. С. 2]; «... служить обществу и стране»; «.быть лучше в нравственности, компетенциях.»; «.создавать большую и крепкую семью»; «воспитывать много» хороших «детей»; «быть счастливыми в своей собственной стране» (там же);

- являющие наличие « пассионарности»; «.способности к движению вперед и к переменам»; «.гражданской активности»; «гражданской ответственности»; «патриотизма»; устремленности «.только вперед, только в будущее» и к сохранению «.безопасности» (там же);

- сохраняющие и развивающие «.интеллект»; позитивность «общественного мнения»; «свою национальную и духовную идентичность»; «.ответственность»; «ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями»; «ответственность за страну.»; прозрачность и доступность власти; свою «.востребованность.» (там же);

- сберегающие и воспроизводящие «.жизненные ориентиры и идеалы» (там же).

Все вышеизложенное можно квалифицировать, с точки зрения задач, решаемых социально-образовательными институтами, как содержание социализации, как содержание гражданского образования «нынешних и будущих поколений» (там же). И это и есть государственный и социальный заказ, сформулированный Главой Государства, в адрес всех работников образования, всей социальной сферы. Таким образом, получен ответ на вопрос - что является национальной идеей:

ответственность, гражданственность, духовность.

И это то, что нужно воспитывать, формировать в «нынешних и будущих поколениях» (там же): а именно, позитивные социальные компетенции [18], проявляющиеся в пространствах феноменов «семья», «государство», «отечество» [3].

Оценка вызовов ирисков

Нынешние вызовы В.В. Путин сформулировал весьма жестко: «Мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой» [3. C. 2]. И подчеркнул, что этот вызов настолько опасен и обусловленный им риск настолько велик, что и безо всякого «внешнего врага» (3, с. 2) «все и так развалится само по себе» [3. C. 2].

Что касается демографической ситуации, то в стране уже и приняты, и намечены дополнительные политические, экономические, юридические, медицинские и социальные меры по ее улучшению и обновлению. Главам регионов В. В. Путин поручил создать «собственные региональные программы демографического развития» [3. C. 2], в которых должны быть представлены и программы действий работников образования, например, в виде раздела «Влияние <региональных> образовательных институтов на демографическое развитие <региона>». И это будет вкладом системы образования в решение этой проблемы. Это означает, что управленческие решения и действия должны обеспечить, прежде всего, усиление представленности, выраженности, реализованности гендерного вектора в социализации и воспитании [9, 10, 11, 12].

Риски, которые мы должны преодолевать, актуализированы сегодня в виде увеличения случаев отказа от гендерной принадлежности; «размывания», перераспределения гендерных ролей; частичной утраты безусловной ценности феноменов «семья», «дитя человеческое», «материнство», «отцовство».

Поэтому, дети, мальчики (девочки), юноши (девушки) должны формироваться, прежде всего, как будущие отцы и будущие матери. С трех-четырехлетнего возраста должна неукоснительно и последовательно формироваться гендерная идентичность [11].

Что касается «ценностей», «компетенций» [3. С. 2], то они определены и представлены в виде содержания а) образования и б) социализации. Образовательные компетенции Российская система образования формирует у обучающихся достаточно эффективно: так, в международном рейтинге 2012 года Россия заняла 20-е место (Источник: The Educational Curve Project, Pearson PLC/Economist Intelligence Unit (EIU): Великобритания: цит. по: Коммерсант ВЛАСТЬ, № 48, 03.12.12., с. 38). А вот что касается социальных компетенций, то их состояние у «нынешнего» поколения определено как «ценностная катастрофа» [3. C. 2]. Следовательно, система образования, в числе прочих социальных институтов (культура, юстиция, полиция, армия, социальные отношения, здравоохранение, СМИ, семья) должна ответить на этот вызов.

В связи с этим, система образования получила от Президента исчерпывающий ответ на вопрос «ЧТО?» (см. выше), т .е. что воспитывать, что формировать у новых и ныне здравствующих, ныне живущих поколений, «здесь и сейчас».

Во-первых, В. В. Путин указал на то, что «.качественное обучение без воспитания невозможно» [3. C. 3]. И это справедливо, потому что, чем выше образованность человека, тем позитивнее должна быть его социализованность: в противном случае, он может представлять опасность для общества и государства, с одной стороны; с другой стороны, это - принцип, исходное основание, на котором должен строиться ответ на вопрос «КАК?».

Во-вторых, зная ответ на вопрос «ЧТО?» и «отвечая» на вопрос «КАК?», мы описываем организацию воспитательной работы по социализации обучающихся (воспитанников). И по этому поводу, опять же, мы имеем исчерпывающий ответ Президента: «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и, в первую очередь, она должна быть современной» [3. C. 3].

И это поручение - не только к Правительству, но и каждому работающему в системе образования. А эти слова вполне можно отнести не только к «школе», но и к другим учреждениям образования, ко всем «образовательным организациям» [1. Ст. 2. П. 18, 19, 20].

Кроме этого, каждая школа (каждая образовательная организация) должна ответить и Президенту, и Правительству, и всему гражданскому обществу на вопрос - «КАКОВ?».

Каков же «сейчас» уровень освоенности позитивных компетенций нынешним поколением? И уже в конце этого 2012/2013 учебного года нужно бы дать ответ: какова дельта увеличения (прироста) позитивной социальной компетентности у всех обучающихся (детей, мальчиков и девочек, юношей и девушек) за период от 12.12.2012 г. и до 31.05.2013

г. (от дня оглашения Послания Президента и по окончании учебного года). Только так система образования может продемонстрировать свою ответственность, гражданственность и духовность по отношению к каждому обучающемуся (воспитаннику), каждому гражданину, каждой семье, государству, Отечеству; наконец, лояльность к общенародно избранному Президенту и его «Посланию.».

Что воспитывать, как воспитывать и каковуровень социализованности

Программа, которую поручил «подготовить» В. В. Путин должна отвечать на три главных вопроса: «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?».

Ответ на вопрос «ЧТО?» и есть определение содержания социализации. И это то, что названо В. В. Путиным «идеалами», «ценностями», «компетенциями», «качествами», «духовными скрепами» [3].

Но отвечает ли традиционный способ работы классного руководителя (куратора, воспитателя) современным вызовам: «демографическая и ценностная катастрофа» [3]. И это касается, прежде всего, того, как педагог а) отбирает содержание социализации, т. е. «ЧТО?» и б) чем при этом руководствуется.

Все, как и автор этой технологии, кто работал когда-то или работает сейчас классным руководителем (куратором академической группы и т. д.) знают, как формируется план воспитательной работы. Это происходит примерно так. Вновь назначенный классный руководитель (куратор) приходит в класс (группу) и говорит: «Ребята, с этого учебного года я - ваш классный руководитель (куратор)! Давайте подумаем, какие мероприятия1 вы хотели бы, чтобы я провел с вами в этом году?».

Какая-то часть «класса (группы)» «активно» что-то предлагает. Кто-то безразлично молчит. Из этих предложений классный руководитель (куратор) затем намечает перечень «мероприятий» и этот перечень становится планом воспитательной работы.

1 Известно, что широко употребляемым термином пока является, конечно же, «воспитательное мероприятие». Но мы намеренно вводим термин «социализационное занятие», чтобы было ясно, что, когда проводится социализационное занятие, то происходит формирование социальных компетенций, а когда образовательное занятие, то - образовательных. И пора уже отказаться от устаревшего, авторитарного (сталинских времен) термина «мероприятие». Ведь слово это означает «принятие мер», а это отдает «душком» пенитенциарной педагогики А. С. Макаренко (при всем к нему уважении, но с пониманием времени, в котором формировался его педагогический опыт и теория). Достаточно привести слова К. Е. Ворошилова из письма И. В. Сталину от 22 июня 1932 года: «Выполнение артиллерийской программы идет.. .неважно... “Меры”, как принято выражаться, “принимаются” для устранения дефектов» [20. С. 59]. Именно в эти годы и появилось слово в отечественной педагогике - «мероприятие».

Конечно, мы привыкли говорить - «мероприятие», но эта традиция восходит к «традиционной», а потому нуждающейся в обновлении педагогике, поскольку «мероприятие» понималось как «при(н)ятие мер» (см. выше). Сегодня мы должны перейти к пониманию того, что педагог не «меры принимает», а проводит занятие, т. е. «занимает» воспитанников полезным делом. Кстати, по Аристотелю [6], досуг-это рационально организованное время,. время полезных занятий. А не просто отдых, как ничегонеделание. Кстати и И. П. Павлов говорил, что отдых - лишь смена вида деятельности. Слово «занятие» в современную педагогику был введено Ф. Фребелем, основателем детских садов, в XIX веке, а заимствовано у Эпикура и др. [6]. Поэтому мы предлагаем употреблять термин «социализационное занятие». Ведь в его рамках происходит освоение социальных компетенций, а не принятие каких-то мер. В рамках же образовательного занятия (пока говорим, учебное) - образовательных компетенций. Понятно, что современная школа как учреждение делает акцент на формировании, прежде всего, социальных компетенций.

Инновационность содержания нашей технологии состоит в том, что работа классного руководителя в каждом новом учебном году должна начинаться с вопросов:

«Какие качества вы, ребята, хотели бы обрести (освоить)? Все вместе? Каждый (каждая) из вас, в отдельности, индивидуально?».

Или:

«Какие качества вы цените в вашем сверстнике, в вашей сверстнице?».

Или:

«Какие качества делают комфортным для тебя общение с другим человеком? Сверстником? Сверстницей»?

А теперь можно сформулировать вопрос и более современно:

«Какие качества другого человека скрепляют («духовные скрепы» - В. В. Путин, 12.12.2012 г.) отношения с ним?»

Важно лишь подчеркнуть, что наша технология предлагает обсуждать с воспитанниками не то, «какие мероприятия проведем», а то, «какие компетенции будем вместе формировать». Т. е. сначала «ЧТО»?, а только потом - «КАК?».

Именно, поэтому, в частности, мы считаем нашу технологию инновационной.

Эта наша позиция нуждается в пояснении.

Каждый учитель-«предметник» знает, что когда он входит в класс для проведения образовательного занятия, то должен иметь и в «голове», и в конспекте занятия ответы на три вопроса: «ЧТО?», «КАК?», «КАКОВ?».

Первый вопрос - «ЧТО?» - означает: что я сегодня намерен передать своим ученикам? Что они должны сегодня освоить? И это - содержание образования.

Второй вопрос - «КАК?» - означает: как я буду это «ЧТО?» передавать? Какими способами (форма организации обучения, форма образовательного (учебного) занятия, методы, приемы средства обучения)? И это - содержание обучения.

Третий вопрос - «КАКОВ?» - означает: как я буду измерять (оценивать) освоенность того, «ЧТО» передал? Какими контрольно-измерительными материалами (КИМами)?

Как мне зафиксировать освоенность содержания образования? Т. е. интериориризо-ванность того, «ЧТО» я передал на занятии? И это - образованность (моих учеников).

Три аналогичных вопроса - «ЧТО?», «КАК?», «КАКОВ?» - должен ставить перед собой и классный руководитель (куратор, воспитатель), когда он осуществляет воспитательное воздействие, социальное вмешательство; проводит социализационное занятие. И тогда - «ЧТО?» и есть содержание социализации; «КАК?» - содержание воспитания; «КАКОВ(А)?» - уровень социализованности или социализованность воспитанников.

Для проведения аналогии представим все в сравнительной таблице:

Вопросы Для образовательного занятия Ресурсы Для социализаци-онного занятия Ресурсы

1 2 3 4

ЧТО? Содержание образования ГОСы, ФГОСы, ФГТ Содержание социализации Не определено

КАК? Содержание обучения Учебный план, формы, методы, приемы, средства Содержание воспитания План воспитательной работы, мероприятия (формы), методы, приемы, средства

КАКОВ? Уровень образованности (освоенности содержания образования) КИМы в рамках ЕГЭ и для промежуточной аттестации Уровень социализованности (освоенности содержания социализации) Не определены

Таким образом, если для проведения образовательного занятия педагог оснащен тремя группами ресурсов («ЧТО?», «КАК?», «КАКОВ?»), то для проведения социализаци-онного занятия он оснащен только одной группой ресурсов - «КАК?» (см. табл. выше). Ведь план воспитательной работы в его нынешнем виде - не что иное как совокупность мероприятий. Заметим, что в «Педагогическом словаре.» [13] нет определения феномена «план воспитательной работы», но есть определение «системы воспитательной работы. под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели» [13. С. 44]. И, если понимать под целью желаемое состояние объекта воздействия, социального вмешательства, то это и есть ответ на вопрос - ЧТО?. Но этот «ответ» не зафиксирован ни в одном документе МОиН РФ.

В СССР это «ЧТО?» было зафиксировано в «Кодексе строителя коммунизма». А ответ на вопрос «КАКОВ?» фиксировался в характеристике или в отметке в аттестате - «За прилежание».

В обновленном российском образовании и «Кодекс.», и отметка «За прилежание» оказались не востребованными. Остался, как наследие прошлого века, только «план воспитательной работы».

Из этого следует, что современный классный руководитель (куратор, воспитатель) занимается воспитанием, не зная «ЧТО?» воспитывать и не зная, как он будет измерять (оценивать) освоенное - «КАКОВ?».

Нет, таким образом, ни стандартного содержания социализации «ЧТО?», ни стандартных контрольно-измерительных материалов, позволяющих ответить на вопрос «КАКОВ?».

Конечно, Послание Президента ответило на вопрос «ЧТО?». И можно и нужно считать этот документ документом прямого действия, обязательным для исполнения всеми. Но при этом было бы хорошо, если бы МОиН РФ подготовило отраслевой нормативный документ, который бы содержал перечень компетенций, подлежащих освоению обучающимися (воспитанниками), словарь (лучше глоссарий) к этому перечню, рекомендации по организации воспитательной работы (формы, методы, приемы и средства), методические пособия для классного руководителя в каждой «параллели», для воспитателя (куратора) в различных типах (видах) образовательных организаций и т. п. Но, для начала, хотя бы только ответ на вопрос «ЧТО?».

Наша технология позволяет ответить на вопрос «ЧТО?»: что формировать, что воспитывать? Какие качества? Какие социальные компетенции?

При этом базисные, глобальные компетенции (ответственность, гражданственность, духовность) уже определены Президентом [3], но формируются они на основе локальных (рис. 2). И поэтому при осуществлении социального вмешательства (воспитательного воздействия) педагог должен мыслить глобально, но действовать локально.

Методика «Отбор содержания социализации (ОСС») - ответ на вопрос «ЧТО?»

Методика «Отбор содержания социализации (ОСС)» позволяет воспитателю, на основе экспертной оценки самих воспитанников, отобрать качества, компетенции, которые они считают важными, референтными для них и которые для них являются «ценностями» [3]. Причем - это ценности, не вообще, и именно внутригрупповые, локальные. Ведь, на самом деле, воспитание и социализация происходят не вообще, не в какой-то мифической многофакторной среде, а в конкретной, локальной группе «здесь и сейчас» [18. С. 15]1.

1 Хуэйнэн - У1-й чаньский патриарх в У11-м в. н. э. - говорил, что «Если мир - воплощение истины», то можно «занимаясь любым делом. постичь истину» «здесь и сейчас» [18. С. 15]. «Два лучших ученика У-ого чаньского патриарха - Хуэйнэн и Шэнь-сю затеяли спор о том, каким образом можно обрести Просветление. Оба признавали, что Просветление достижимо еще в нынешней жизни. Однако Хуэйнэн

В ходе реализации методики, классный руководитель (куратор, воспитатель) предлагает воспитанникам (-цам) матрицу, оформленную в таблицу, «Перечень социальных компетенций [универсальных и гендерных (мужских и женских) качеств]» (рис. 2). Эта матрица - «оттиск» [4] в русскоговорящем сообществе позитивных социальных компетенций, «ценностей», наименований «духовных скреп» [3]. В таблице (перечне) представлены слова (существительные, словосочетания), обозначающие только позитивные социальные компетенции (качества). И это обеспечивает позитивную педагогическую установку, которая ориентирует вектор направленности воспитанников только на позитивные социальные компетенции.

Перечень социальных компетенций

Женские качества Универсальные качества Мужские качества

Верность Активность Опытность Агрессивность

Доверчивость Беззаботность Основательность Амбициозность

Женственность Беспечность Ответственность Аналитичность

Жизнерадостность Бодрость Открытость ума Атлетичность

Забота о людях Быстрота в принятии Привлекательность Вера в себя

Застенчивость решений Прямота Дух соревнования

Инфантильность Великодушие Пун ктуал ьность Индивидуализм

Любовь к детям Восприимчивость Работоспособность Мужественность

Мягкость Вспыльчивость Развитая интуиция Наличие собственной

Нежность Высокая мораль Развитое воображение позиции

Нелюбовь к брани Готовность к действию Романтичность Напористость

(ругательствам) Гуманность Светскость Независимость

Очаровательность Демократичность Серьезность Сила

Обаяние Дисциплинированность Скромность Сильная личность

Привязанность Доброта Справедливость Склонность вести за собой

Сострадание Живость Тактичность Склонность к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность утешать Задумчивость Терпеливость доминированию

Теплота Зрелость Терпимость (толерантность) Склонность к риску

Тихий голос Импульсивность Трудолюбие Убежденность Способность к лидерству

Умение понимать других Искренность Уважительность Уверенность Способность защищать свои

Умение сочувствовать Искушенность в себе взгляды

Умение уступить Консервативность Ум Умение полагаться только на

Культурность Модность Надежность Напряженность Необычность Неторопливость Общительность Оживленность Оптимизм Умеренность Упорство Честность Чистоплотность Чувство юмора Шутливость Широта взглядов Экстравагантность Энергичность Яркость свои силы

Рис. 2

Задание воспитателя формулируется следующим образом: «Отобрать 10 мужских и 10 женских позитивных качеств (социальных компетенций)1, которые вы хотели бы видеть в своем сверстнике (-ице)». Задание предполагает выполнение воспитанниками практически всех операций формальной логики: анализ, синтез, сравнение, классификация, индукция, дедукция. Исполнение этого задания предполагает следующие действия воспитанников - 1) оценивание, 2) сравнение, 3) субъективное нормирование эта-

утверждал, что оно наступает внезапно, «подобно вспышке молнии в ночи»,. «здесь и сейчас».; Шэнь-сю же считал, Просветление приходит постепенно, ему должна предшествовать долгая монашеская практика» (18, с. 15). Идея Шэнь-сю - учиться-учиться-учиться ..долго-долго-долго не привлекла сторонников. А вот либеральный подход Хуэйнэна привлек к Чань-буддизму всех, кто ценил свободу творческой мысли, интуитивность в действиях и поступках. Для России сегодня нужна инновационность, творчество, причем не дожидаясь чего-то в далеком будущем («следующее поколение будет жить при .», а мое поколение? Что же? Терпеть? Ждать? Смириться?), а именно, все хотят жить «здесь и сейчас». И это при нашем подходе ставится возможным. Я. А. Коменский говорил: «Воспитание может все». И это верно! Только нужно добавить: «.если его правильно организовать и инструментально обеспечить» (автор. - С. М.).

1 Наверное, предпочтительнее, в формулировке задания использовать слово «качество», поскольку оно ближе и понятнее обучающимся (воспитанникам), чем - «социальная компетенция». При этом, в данном случае, это ситуативные синонимы. И к этому синонимическому ряду можно добавить: «характеристика», «свойство», «признак», «параметр». Однако, по мнению, более чем 3000 классных руководителей, уже работающих с нашими методиками, удобнее употреблять слово «качество», которое обучающиеся понимают как свойство другого, делающее приятным (желательным, комфортным) общение с этим другим.

лонного набора социальных компетенций. В свою очередь эти действия распадаются на операции, операции на приемы.

Мы подчеркиваем, что выполнение этого задания предполагает колоссальную внутреннюю работу, которая и есть социализация. Во всяком случае, ее базовое рефлексивное основание. Социализация - это процесс, который осуществляется внутри личности, а освоенные социальные компетенции - это то, каким человек предъявляет себя в социальном пространстве, социуме (рис. 2).

При этом, поскольку в перечне представлены слова, фиксирующие только позитивные компетенции (педагогическая установка, как и «психологическая установка» - Д. Н. Узнадзе), то отбор каждым членом группы 10 мужских и 10 женских из них, позволяет, как бы, сформировать из субъективных экспертных выборов каждого (-ой) совокупные эталонные представления о социально-одобряемом позитивном «наборе» социальных компетенций члена группы и, именно, в этой группе.

Причем это два «набора» социальных компетенций: для а) сверстника и б) сверстницы . У каждого члена группы возникает в сознании отражение некого «портрета» своего, желаемого образа в группе, который он всегда (в каждый временной отрезок) может сравнить

а) со своим реальным (внутри себя) и

б) с внешними, явленными ему в каждый момент времени,

1) отражениями своего «портрета» глазами членов группы, а также

2) реальными «портретами» других членов группы, сверстников.

Эти реальные «портреты» других отражаются воспитанником (-ицей), как обеспечи-вающие-необеспечивающие комфортность его (ее) отношений (контактов) с этими другими. Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [15.С.317].

При этом мальчики (юноши) не сравнивают себя с «портретами» девочек (девушек), а девочки (девушки) не сравнивают себя с «портретами» мальчиков (юношей). И в этом также обнаруживает себя нормальная, адекватная гендерность1.

Таким образом, реализации методики позволяет собрать достаточно большое количество экспертных оценок детей (мальчиков, девочек, юношей, девушек) одной возрастной группы и, отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получаем перечень, референтных, для этой возрастной группы воспитанников, качеств (социальных компетенций), которые и станут моделью социальной компетентности (со-циализованности) для, именно, этой локальной группы, и, именно для этой конкретной возрастной группы.

Мы настаиваем, что доверие к экспертной оценке группы воспитанников выше, чем к оценкам других экспертных групп (оценки педагогов, родителей), поскольку обеспечивается большим количеством экспертов (20-25 человек: стандартная наполняемость группы). Их совокупная экспертная оценка достаточно достоверна. Известно, что достоверность и объективизированность оценки только увеличивается после оценивания объекта не менее чем пятью экспертами.

Обработка данных [11], зафиксированных в экспертных листах, каждого члена группы позволяет педагогу получить два набора социальных компетенций - «мужской» и

1 Интересно! Почему нынешние мужчины (актеры) так охотно играют роли женщин. А вот женщины - роли мужчин - гораздо реже. Я полагаю, что это, возможно, одно из наглядных проявлений «ухода» мужчин из своей гендерной (мужской) позиции. И это ухудшает демографическую ситуацию, а перед нами задача - ее улучшить.

«женский» «портреты» - специфичного для каждой группы опрашиваемых (например, рис. 3).

Качества, референтные для воспитанников группы

Мальчики Девочки

Вера в себя Верность

Сила force Теплота

Сильная личность Тихий голос

Доброта Забота о людях

Мужественность Нежность

Независимость Модность

Дух соревнования Доверчивость

Агрессивность Любовь к детям

Ум Доброта

Умения полагаться на свои силы Сособность утешать

Рис. 3

На рис. 3 приведен пример свода социальных компетенций, избранных воспитанниками (-ицами) 10-летнего возраста. Этот перечень состоит из компетенций, получивших наибольшее количество «выборов» в данной группе воспитанников. Таким образом, воспитатель получает ответ на вопрос, какими качествами (социальными компетенциями) хотели бы обладать члены данной группы. И, по существу, это их социальный заказ в адрес педагога (воспитателя).

Такой перечень внешне напоминает учебный план, в котором также перечислены (учебные) предметы, подлежащие освоению. В нашем случае, их можно было бы назвать «социализационными», но такого термина пока в профессиональном обиходе нет. Но это и есть ответ на вопрос «ЧТО?». И это и есть содержание социализации.

С одной стороны, эти перечни являются своеобразным способом «якорения» оснований для последующего оценивания социализованности воспитанников, а, с другой, позволяют создать экспертные листы для взаимного оценивания выраженности (освоенности) социальных компетенций у каждого воспитанника (-ицы).

В. В. Путин в «Послании.» назвал и определил социальные компетенции, значимые, важные для современного гражданина России. И это государственный, глобальный заказ всей системе образования. А наша методика позволяет еще и уточнить локальные акценты, которые будут, неизбежно и обязательно, возникать в определенной конкретной возрастной, гендерной, социальной группе. И это будет конкретный социальный заказ именно этой группы людей, с учетом, именно, их социальных приоритетов и, именно, «здесь и сейчас». Важно, что выбор будет производиться только из совокупности (перечня) локальных, позитивных компетенций, а следовательно, каждая из них связана или вытекает из государственного, глобального заказа, ибо он, по определению, позитивен.

Заметим, что для воспитателя здесь возникает дополнительная возможность организации социализации. Можно провести и внутренний, и внешний анализ совпадений государственного и конкретного социального заказа, группового и индивидуального заказа. Из него можно увидеть, насколько групповой и (или) индивидуальный социализацион-ный вектор совпадает государственным. Отсюда можно сформулировать правило, вытекающее из принципа реципрокности глобальности и локальности: мыслить глобально, но действовать локально.

Опять же предупреждая неизбежную критику, которая будет состоять в том, что «только воспитанникам нельзя доверять формулировку социального заказ по поводу содержания социализации», то мы с ней заранее согласимся. И полученная от воспитанников экспертная оценка по поводу того, что должно войти в содержание социализации, может и должна быть дополнена родителями, педагогами, представителями общественных движений, партий, представителями исполнительной и законодательной власти.

Итак, собрав достаточно большое количество экспертных оценок мальчиков, девочек (юношей, девушек) одной возрастной группы и отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получим перечень референтных для этой возрастной группы воспитанников качеств (социальных компетенций), которые и станут моделью социали-зованности для, именно, этой возрастной группы и, просто, конкретной группы воспитанников «здесь и сейчас» [18].

И, кроме прочего, можно фиксировать, что методика ОСС реализует принцип гендер-ности.

Методика ОСС и гендерность в содержании социализации

Отличие ответов на вопрос «ЧТО?» - для содержания образования и для содержания социализации - в том, что содержание образования универсально и индифферентно по отношению к гендерности, а вот содержание социализации должно быть, непременно, гендерным, т. е. содержать не только перечень универсальных компетенций, но и, отдельно, мужских и, отдельно, женских.

При этом, мы должны, наконец, принять во внимание и то, что «ответственность», «гражданственность», «духовность» в человеке явлена не только вообще, но и конкретно-гендерно: например, социальная ответственность мужчины отличается от социальной ответственности женщины. Например, мужчина - «добытчик»; женщина -«хранительница очага».

Мужчина Ответственность

Гражданственность СЕМЬЯ ГОСУДАРСТВО ОТЕЧЕСТВО

Женщина Духовность

Следовательно, ответственность, как и гражданственность, как и духовность, - ген-дерны. Именно, недооценка принципа гендерности в образовании (воспитании и обучении) как один из факторов среди множества прочих, и привела, к тому, что мы «столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой» [3. С. 2], «с настоящим демографическим... кризисом» [3. С. 2].

Принцип гендерности означает, что акцент в воспитании а) мальчиков (юношей) должен быть сделан на объектах - будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник;

б) девочек (девушек) - будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей. Именно эти объекты должны стать приоритетными «мишенями» актуального профессионально-педагогического, социального вмешательства в социализацию «нынешних и будущих поколений» [3].

И те и другие, тогда будут воспитываться не просто как граждане страны, но как «гражданки» (женщины), обеспечивающие ее внутреннюю безопасность (а это -крепкая российская семья, а, следовательно, и Государство), и граждане (мужчины) -внешнюю безопасность (а это - сильное, неприступное Государство, а, следовательно, «счастливое» [3] Отечество); а вместе, они обеспечат безопасное развитие России и ее «силу» и «безопасность» (В. В. Путин).

«КАК?» или содержание воспитания

Под содержанием воспитания традиционно понимается совокупность форм, методов, приемов и средств. Содержание воспитание обычно представляют в виде плана воспитательной работы. Но внешнее (непосредственное, прямое) воздействие менее эффективно, чем внутреннее, внутриличностное и внутригрупповое (опосредованное, косвенное): А. С. Макаренко формулировал это, как «принцип параллельного действия», принцип «воспитания в коллективе и через коллектив», а В. В. Давыдов, как «опосредованное» воздействие.

Поэтому мы предлагаем реализовывать инновационный принцип реципрокности и определяем его как принцип реципрокности воздействия на социализованность (РВС), который означает взаимное внутригрупповое воздействия (+ 3 «В») {принцип РВС+3 «В»} каждого воспитанника на всех и каждого; всех на каждого и каждого на каждого

- это реализации теории коллективных представлений Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля.

Таким образом, процесс воспитания будет выстраиваться внутри группы, как процесс взаимного воздействия, реципрокного влияния, развивающей меж- и внутри-личностной интерпретации теоретических представлений о возможных способах позитивного поведения. Т. е. воспитание будет «делом рук» самих членов социальной группы. И, конечно же, при направляющей (управляющей) позиции педагога.

В чем она состоит? Педагог формирует теоретические представления о возможных позитивных способах поведения. Эти способы поведения описываются в языке в виде знаков, слов. Эти знаки - (слова) суть а) глаголы и б) образы (в виде реальных действий людей и (или) их изображений).

Возникает понимание закономерностей. Первая: чем больше воспитанник знает (может назвать) глаголов, тем он компетентнее по поводу возможных действий, выраженных этими глаголами, и являющих собой некую компетенцию. И вторая: чем больше он распознает образов (идентифицирует их глаголами), тем он образованнее (компетентнее) по поводу возможного проявления той или иной компетенции.

Это теоретическое основание позволяет выстраивать самые различные карты для экспертного оценивания отдельных социальных компетенций и социальной компетентности, в целом. Например, можно построить экспертную карту, которая будет фиксировать «знание глаголов»; «сравнение знания глаголов и явленных в поведении способов»; «увеличение количества глаголов в индивидуальном словарном запасе»; «увеличение количества позитивных поступков в поведении» и т. п. Эти экспертные карты будут давать возможность оценивать не только количественные изменения, но и качественные. Но это - «мишень» для отдельного исследования, которое сейчас проводится.

Заметим пока, что мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [15. С. 317].

Методика «Оценивание социализованности» - ответ на вопрос «КАКОВ?»

«Gérer, c’est aussi évaluer» [19. С. 9] - говорит известный французский социальный педагог J. Ladsous. И это означает - «управлять - это, прежде всего, измерять (оценивать, квалифицировать» (перевод наш. - С. М.). И мы настаиваем, что проблема управляемости - это проблема измерения состояний управляемого объекта после каждого управленческого решения и действия (воздействия). Для обеспечения управляемости воспитания, как специально организованного способа социализации подрастающих поколений,

необходимо иметь инструменты для оценивания (измерения) не столько состояния соци-ализованности, сколько и актуального вектора социализованности, и возможного вектора дальнейшей социализации. Ибо педагог должен предвидеть возможное «сползание» воспитанника от хорошего к плохому.

И доминирующим объектом управленческого воздействия является не процесс воспитания, а социализованность воспитанника, т. е. общество, государство не интересует наша педагогическая направленность на ПОЗИТИВНОЕ (благими намерениями была, как раз, устлана дорога в ... нынешний «ценностный кризис» [3]), но ПОЗИТИВНОЕ в воспитаннике, в человеке; представленность позитивных компетенций уже в «нынешних поколениях» [3].

И Государству нужны сегодня не декларации, а реальные продукты нашего социального вмешательства. Т. е., например, не конкурсы воспитательных систем, а конкурсы предъявления обществу, государству, Президенту реальной позитивной социализованности воспитанников.

Тогда становится понятным, что воспитание выступает лишь как способ, опосредующий это воздействие, выражающееся в социальном вмешательстве. И классные руководители (кураторы) могли бы использовать новую социализационно-образовательную технологию1, которая включает в себя и методику (описание процедуры) и инструмент (экспертная карта) «Оценивание социализованности (ОС)», которая позволяет измерить «КАКОВ?» уровень освоенности позитивных социальных компетенций и (или) каков вектор социализованности.

Методика выстроена «вокруг» экспертного листа, который позволяет оценить степень выраженности референтных компетенций у каждого воспитанника (-ицы) в группе.

В двухвариантном экспертном листе по вертикали (1-й столбец) зафиксированы референтные социальные компетенции (рис. 3) мальчиков и девочек, а по горизонтали (1-я строка) имена членов данной группы (табл. 2). Каждому воспитаннику (-ице) предлагается заполнить два экспертных листа (первый с именами мальчиков (юношей); второй - девочек (девушек), проставив во все десять строчек (по количеству компетенций в 1-м столбце; табл. 2) свои субъективные балльные (от «1» до «10») отметки степени выраженности той или иной компетенции у каждого сверстника (-ицы). Свод всех экспертных листов позволяет зафиксировать «общественное» (групповое) экспертное представление о степени выраженности у каждого члена группы каждой референтной социальной компетенции в виде числового значения от1до10.

Заметим, что эти же экспертные листы используются педагогом в конце определенного временного интервала (неделя, месяц, триместр и т. д.). Сравнение числовых значений (из экспертных листов) первого, второго и т. д. опросов степени выраженности каждой компетенции служит для фиксации динамики ее изменений.

Всем раздается заранее подготовленные экспертные карты № 1 и № 2 (табл. 2). В экспертной карте № 1 проставляются в столбце 2 наименования качеств мальчиков (юношей), в экспертной карте № 2 - наименования качеств девочек (девушек), полученные по методике ОСС (см. выше).

Предполагается, что каждый обучающийся выступит в роли и эксперта, и оцениваемого (одновременно).

1 Мы позволили себе использовать термин «социализационно-образовательная технология», поскольку ее применение позволит обсуждать формирование и образовательных, и социальные компетенций.

Таблица 2

Экспертный лист №№ 1и2

Группа______

Уважаемый эксперт___________________________________

(имя, фамилия)

Вам предлагается отразить свою экспертную оценку выраженности каждого качества (столбец 2)у каждого вашего сверстника (сверстницы).

Проставьте в строках 1-10 (мальчики) и 1-10 (девочки) (в столбцах 3, 4, 5, 6, 7 и т.

д.) балльную оценку - от 1 до 10, отражающую Ваше субъективное мнение о степени выраженности каждого качестваукаждого вашего сверстника (сверстницы

№ п/п Качества Имена, фамилии

Мальчиков (юношей) 1 § Николай В

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1...

10.

№ п/п Девочек (девушек) сз Маша В. Ольга В.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1.

10.

Отметим еще раз, что свод числовых значений всех экспертных листов позволяет зафиксировать «общественное», групповое представление о степени выраженности у каждого воспитанника (-ицы) каждой референтной социальной компетенции в виде числового значения от 1до10.

Данную методику целесообразно проводить в начале (на второй-третий день) и в конце учебного года (можно проводить и каждую неделю и, вообще, по усмотрению педагога) с целью мониторинга (отслеживания) динамики выраженности каждой компетенции у воспитанника (-ицы).

Обработка данных происходит путем подсчета баллов в каждом столбце и строке и затем производится деление полученной суммы на количество экспертных листов. Приведем в качестве примера сводный протокол о степени выраженности качеств девочек группы (рис. 4).

Если сложить экспертные оценки по вертикали, то увидим числовые значения, которые покажут нам степень выраженности социальных компетенций (столбец 2,3,4,5; рис

4) у каждой девочки (нижняя строка). Эти числовые значения, по существу, покажут нам социальный статус каждой девочки в группе. Для педагога эта чрезвычайно важная информация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такую информацию можно получить и о мальчиках в группе (рис. 5).

Сводный протокол степени выраженности основных гендерных качеств

у воспитанниц (девочки)

Качества личности Имена девочек

Ксюша Люда Настя К Настя П

верность 2,8 6,8 7,1 5,6

теплота 3,1 7,2 6,3 5,6

тихий голос 3,5 5,9 5,7 5,9

забота о людях 3,7 6,9 5,9 4,6

нежность 3,4 8 6,6 5,5

модность 3 6 5,8 6,5

доверчивость 3,3 6,7 6,3 4,7

любовь к детям 4,2 6,3 6,4 6

доброта 4,2 8 7,4 4,6

способность утешать 2,9 7,5 6,4 4,9

34,1 69,3 63,9 53,8

Рис. 4

Качества личности Имена мальчиков

Влад Сергей Саша Д Костя Саша К Дима Ваня Максим Всего

1. Вера в себя 6,7 5,1 4,2 4,1 3 5,2 6,8 5,8 40,9

2. Сила 7,5 5,8 3,9 2,7 3,9 6,9 6,2 6,2 43,0

3. Сильная личность 5,9 4,8 3,4 3,9 3,3 6 6,3 6,2 40,4

4. Доброта 6,1 6,2 5,3 5 3 5,1 6,7 6,6 44,0

5.Мужественность 6,5 5,3 4,1 3,9 3,5 6,4 7 6,5 43,2

6. Независимость 5,4 4,7 3,2 3,7 4,1 5 5,5 4,5 36,1

7. Дух соревнования 6,9 5,2 3,8 3,2 4,5 6,9 6,6 6,1 43,2

8. Агрессивность 3,5 3,1 3,5 3 5,7 5,6 3,8 4,8 33,0

9. Ум 5,1 4,9 3,3 3,9 1,6 6,5 5,6 6,2 37,0

10. Полагаться на свои силы 6,9 4,6 3,8 4,8 3,2 6,7 5,7 6,5 42,5

Всего 60,5 49,7 38,5 38,2 35,8 60,3 60,2 59,4 402,3

Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 6,05 4,97 3,85 3,82 3,58 6,03 6,02 5,94 40,23

Рейтинг обучающегося 1 5 6 7 8 2 3 4

Среднее значение выраженности качеств в группе 4,47

Рис. 5

Простые, казалось бы, арифметические подсчеты могут показать нам весьма значимую для педагога информацию о группе. Например, мы можем увидеть, какова степень выраженности той или иной социальной компетенции у всей группы мальчиков (столбцы 1.10; рис. 5). Для этого достаточно сложить числовые значения по каждой горизонтали (крайний правый столбец «Всего»).

Можно увидеть и рейтинг каждого воспитанника (строка «Рейтинг обучающегося»), который укажет нам на социальный статус каждого члена группы.

Однако, с точки зрения управления, нас, несомненно, должно заинтересовать числовое значение в нижней строке «Среднее значение выраженности качеств в группе». Это числовое значение, полученное в начале периода, показывает нам состояние объекта «степень выраженности социальных компетенций, референтных для этой группы воспитанников».

Это числовое значение показывает классному руководителю (зам. директора по воспитательной работе; куратору, проректору по воспитательной работе) состояние объекта, с которым ему предстоит работать. А задача, стоящая перед педагогом, - увеличить степень выраженности всех позитивных качеств (социальных компетенций) и в группе, и у каждого члена группы. Заметим, что задача педагога не в том, чтобы проводить мероприятия, а в том, чтобы увеличивать ПОЗИТИВНОЕ в воспитаннике. Тогда не останется в нем места для НЕГАТИВНОГО.

Повторное измерение (в конце некого временного периода) покажет нам либо увеличение, либо уменьшение этого числового значения. И это будет, одновременно, числовое значение (рейтинг) эффективности-неэффективности педагогического воздействия, социального вмешательства (рис 6).

Рис. 6

На рис. 6 мы видим, что произошло увеличение выраженности некоторых социальных компетенций у воспитанников. И это и есть дельта увеличения (уменьшения) выраженности социальных компетенций. И эта дельта показывает нам эффективность-неэффективность педагогического воздействия, вектор актуальной социализованности и вектор возможной социализации локальной, социальной группы.

Именно на этом и построена третья методика - «Методика оценивания эффективности воспитательного воздействия (ОЭВВ)».

А теперь остановимся на принципах реципрокности оценивания и воздействия, положенных в основу функционирования наших методик в образовательно-социализаци-онном пространстве.

Принципреципрокности оценивания

Принцип реципрокности оценивания социализованности (РОС) - это реализация взаимного экспертного оценивания воспитанников самими воспитанниками внутри

группы. В позиции эксперта выступает не только (а) взрослый (традиционно, воспитатель), но и (б) каждый воспитанник, (в) группа воспитанников.

Причем коэффициент доверия оценке каждой из названных экспертных позиций увеличивается в последовательности: от «а» ^ к «б» ^ и, наконец, до «в» (например, при «в» равном 1, коэффициенты могут иметь, предположительно, следующие числовые значения: а = 0,5; б = 0,75; в = 1,0).

Мы настаиваем, что доверие к оценке группы воспитанников имеет более высокий коэффициент, поскольку в оценивании принимает участие около 20-25 человек (стандартная наполняемость группы). Их совокупная экспертная оценка достаточно достоверна. Консультации со специалистами в области систем наведения и математической статистики подсказывают нам, что достоверность и объективизированность оценки только увеличивается после оценивания объекта не менее, чем пятью экспертами.

В чем же состоит преимущество внутригруппового взаимного оценивания по сравнению с внешним? Известно, что, когда оценивание производится извне, то те, кто подвергаются оцениванию, воспринимают его, как некоторую несправедливость, потому что есть «судьи». И как бы ощущают себя противниками этих «судей» или обиженными ими. И тут-то у оцениваемых и возникает сакраментальный вопрос: «А судьи - кто?», т. е. вопрос о компетентности оценивающих. Оцениваемые тогда начинают оперировать понятиями: «волюнтаризм», «субъективизм», «пристрастность», «предвзятость», «несправедливость» и проч. Все обсуждение переводится в плоскость отношений между личностью оценивающей и личностью оцениваемой, а не предмета оценивания.

Если же оценивание организовать как внутригрупповое (все оценивают каждого, и каждый оценивает всех; каждый оценивает каждого и все оценивают всех), то у каждого оцениваемого ощущение негативности итогов оценивания снимается тем, что и он сам выступает в роли оценивающего.

Кроме того, выступая в позиции оценивающего, субъект производит оценивание относительно своего субъективного мерила (эталона, критерия), что, по существу, обеспечивает, одновременно, и внутриличностное оценивание. Таким образом, при создании субъективного мерила (эталона, критерия) субъект производит автоидентификацию, т. е. самооценивание (самооценка, соотнесенная с внешней экспертной групповой оценкой). При создании объективизированного мерила (эталона, критерия), на основе обобщения субъектных экспертных оценок, у каждого возникает возможность также участвовать в оценивании всех и каждого относительно а) своего реального субъектного статуса, б) своего субъективно-желаемого и б) объективизированно-желаемого статуса.

Таким образом, возникают три реперные точки (точки «якорения») для оценивания. Причем все три эти реперные точки дислоцируются во внутригрупповом пространстве, где и разворачивается процесс освоения социальных компетенций

Внешняя оценка со стороны взрослого всегда более субъективна, чем взаимная внутригрупповая: поскольку эта оценка производится из-за границ внутригруппого пространства. Реперная точка, при внешнем оценивании, находится за пределами пространства группы (педагог не является членом группы) и может быть квалифицирована, как

а) адекватное (что было бы хорошо, но маловероятно), но, чаще, б) завышенное и в) заниженное педагогическое требование (а это очень и очень плохо).

Принципреципрокности воздействия

Принцип реципрокности воздействия на социализованность (РВС) взаимного внутригруппового воздействия (+ 3 «В») {принцип РВС+3 «В»} каждого воспитанника на всех и каждого; всех на каждого и каждого на каждого - это реализации «принципа параллельного действия» А.С. Макаренко, теории коллективных представлений Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля.

Таким образом, процесс воспитания будет выстраиваться внутри группы, как процесс взаимного воздействия, реципрокного влияния, развивающей меж- и внутри-личностной интерпретации теоретических представлений о возможных способах позитивного поведения. Т. е. воспитание будет «делом рук» самих членов социальной группы. И, конечно же, при направляющей (управляющей) позиции педагога.

Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опос-

редования межличностных отношений (А. В. Петровский), теорию референтности и референтной группы.

При всей инновационности предлагаемой нами теории отбора содержания социализации, мы опираемся на теорию (принцип) параллельного действия (А. С. Макаренко), теорию референтности и референтной группы, теорию деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), теорию коллективных представлений (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль).

Но при этом, воздавая им должное за их за основательно выстроенную платформу нашей новой теории, мы констатируем, что созданные ими смыслы не обрели прикладного значения, а наша инновационная теория построения воспитания и социализации обеспечит практически каждым педагогом адекватное исполнение Послания Президента.

Заключение

Известно, что в Российском обществе растет озабоченность тем, что молодые люди все в меньшей степени оказываются готовыми к созданию крепкой семьи и ответственному отношению к воспитанию детей, в большей степени испытывают затруднения в позитивной социализации, чаще оказываются «в плену» у криминогенной среды, становятся объектами насилия и субъектами агрессии.

Очевидно, что все это следствие доминирования негативных социальных компетенций или, - как сказал В. В. Путин, - явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи.» [3. С. 3], т. е. «дефицит» позитивных социальных компетенций. А между тем, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, именно «положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения» [16. С. 231]. То же самое можно сказать и о людях любого возраста: все стремятся к «общению и совместной деятельности» (там же) со сверстниками с доминированием позитивных социальных компетенций.

Следовательно, носители негативных компетенций «выбираются» реже, но хотят обратить на себя внимание окружающих. И возникает «эффект Герострата»: вместо созидания - разрушение; вместо толерантности - агрессия; вместо честности - коррупция; вместо доброго поступка - злой. И это тоже следствие дефицита «духовных скреп» [3. С. 3], следствие некой убогой социализованности на уровне «анимальной» адаптирован-ности. Недавно Патриарх Кирилл сказал в беседе с В. В. Путиным (на одном из каналов TV): без души - человек - животное.

Можно предположить, что «эффект Герострата» («не могу, не умею проявить себя в хорошем; проявлю себя в плохом») и приводит к увеличению количества - среди детей школьного возраста, а затем и взрослых - носителей негативных социальных компетенций, «активно» себя проявляющих. Дефицит «духовных скреп» проявляет себя во многих негативных событиях последних двух-трех лет, о которых рассказывают нам TV-программы А. Малахова, М. Зеленского (насилие над подростком в Петербурге; избиение сверстницей девочки-подростка в Якутске; планомерное ограбление девочками 12-14-летнего возраста пенсионеров в г. Снежинске; скандал с подставными выпускниками при сдаче ЕГЭ; гибель «Булгарии»; массовые убийства на острове Утойя (Норвегия); в Тулузе (Франция); в кинотеатре провинциального г. Аврора, в начальной школе г. Ньютаун (США); «панк-молебен» группы девушек Pussy Riot в храме Христа Спасителя; массовое убийство в офисе в Москве и др.) показывают, что это проблема и социальная, а следовательно, и педагогическая тоже.

И проблема, прежде всего, в том, что у педагогов (у родителей, у общества, у государства) нет инструмента, чтобы фиксировать точку и вектор «сползания» воспитанника (человека) от хорошего к плохому.

Отсутствие же инструментального обеспечения оценивания «личных качеств» [16.

С. 231], т. е. социальных компетенций молодого человека, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагога (куратора) хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформированность или неустойчивость позитивной социальной компетентности.

Негативные проявления вызваны отсутствием или слабой выраженностью, прежде всего, социальной ответственности, созидательной гражданственности, глубокой духовности, которые в человеке явлены не вообще, а конкретно-гендерно, как:

а) социальная ответственность мужчины и б) социальная ответственность женщины.

Поэтому принципиально инновационным основанием для организации и содержания воспитания, которое могло бы восполнить дефицит «духовных скреп», являются принципы реципрокности и гендерности воздействия и оценивания, который предполагает 1) взаимное оценивание, но только позитивного в сверстнике (-ице) и 2) усиление акцента в формировании социальных компетенций с учетом гендерных ролей: а) юношей - будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девушек - будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей.

И те и другие, должны освоить не только универсальные компетенции, как граждане страны, но еще и как «гражданки» (женщины), обеспечивающие ее внутреннюю безопасность (а это - крепкая российская семья), и граждане (мужчины) - внешнюю безопасность (а это - сильное, неприступное Отечество); а вместе - безопасное развитие России и ее «силу» и «безопасность» (В. В. Путин). И это касается всех.

И я уверен, что все работники образования, при условии жесткой и последовательной реализации принципов реципрокности воздействия (оценивания) и гендерности, реально внесут свой вклад в решение актуальных проблем: «дети», «семья», «безопасность», «социальная ответственность», «гражданственность», «духовность».

Все работники, оснащенные инновационными методиками, смогут эффективнее участвовать в формировании социальной ответственности, гражданственности и духовности новых поколений.

Эти методики позволят педагогу (куратору), а также менеджменту образовательного учреждения, в частности:

1) методика ОСС:

- производить формирование и формулирование социального заказа от «первого» лица, (т. е. самих обучающихся, воспитанников), которые и выступают в качестве «заказчика») в виде перечня желаемых позитивных социальных компетенций;

- осуществлять отбор содержания социализации для каждой возрастной группы на основе принципа гендерности;

- обеспечить индивидуализацию содержания и организации социализационного (воспитательного) воздействия.

2) методика ОС:

- осуществлять систематическое (в рамках избранных временных интервалов) оценивание степени выраженности социально значимых, позитивных компетенций у каждого воспитанника (-ицы);

- оценивать выраженность каждой компетенции у каждого мальчика (юноши), девочки (девушки);

- осуществлять оценивание с учетом принципа гендерности;

- объективизировать результаты оценивания за счет реализации принципа реципрокности (взаимности оценивания);

- идентифицировать (определить) социальный статус каждого воспитанника (-ицы) в группе.

Использование этих методик обеспечит:

а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности;

б) активизацию участия родителей в воспитании и социализации;

б) «измеряемость», а, следовательно, и «управляемость» процесса социализации.

Список литературы

1. Закон РФ “Об образовании” [Текст]. 0т29.12.2012 г.

2. Закон РФ “Об образовании”. В сб. «Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы [Текст]. - М. : ИФ «Образование в документах», 2001. - 2-е изд. -104 с.

3. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] / В. В. Путин // Российская газета, № 287 (5960), от 13 декабря 2012 г., с. 2-4.

4. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17 000 слов [Текст]. - М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. - 957, [3] с.

5. Даль, В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка. Т. 4. Р-М. рус. яз., 1981-1982 [Текст] / В. И. Даль. - 683 с.

6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М. : Мысль, 1986. -571 с.

7. Жирков Е. «Мировой вождь.» [Текст] / Е. Жирков // Власть. N° 16 (970) от 23 апреля 2012 г. - С. 56-61.

8. Латухина К. Жить хорошо. Здесь и сейчас. Российская газета, № 287 (5960), от 13 декабря 2012г.,с. 1.

9. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Тротт // Челябинский гуманитарий. -2009. -№3 (9). - С. 74-86.

11. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социали-зованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. -2009. -№3 (9), С. 87-97.

12. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов : учебно-методическое пособие для классного руководителя. - Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010.- 36 с.

13. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Рос. Энциклопедия, 2003. - 528 с.

14. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Текст] ; сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения). -

15. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

16. Психология человека от рождения до смерти [Текст] ; под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

17. Рототаева, Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Рототаева. - М., 2002.

18. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира. - М. : Аванта+, 1996. - 688 с.

19. Ladsous, J. Travail social. -Montpellier : Actif, 1990. - 118 p.

Bibliography

1. Zakon RF “Ob obrazovanii” [Tekst]. Ot 29.12.2012 g.

2. Zakon RF “Ob obrazovanii”. V sb. «Zakonodatel’stvo Rossijskoj Federacii ob obrazovanii. Federal’nye bazovye zakony [Tekst]. - M. : IF «Obrazovanie v dokumentah», 2001. - 2-e izd. - 104 s.

3. Putin, V. V. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniju RF [Tekst] / V. V. Putin // Rossijskaja gazeta, № 287 (5960), ot 13 dekabrja 2012 g., s. 2-4.

4. Bol’shoj illjustrirovannyj slovar’ inostrannyh slov : 17 000 slov [Tekst]. - M. : Russkie slovari: AST : Astrel’, 2007. - 957, [3] s.

5. Dal’, V. I. Tolkovyj slovar’ zhivago velikorusskogo jazyka. T. 4. R--M. rus. jaz., 19811982 [Tekst] / V. I. Dal’. - 683 s.

6. Diogen Lajertskij. O zhizni, uchenijah i izrechenijah znamenityh filosofov. - M. : Mysl’, 1986. - 571 s.

7. Zhirkov E. «Mirovoj vozhd’...» [Tekst] / E. Zhirkov // Vlast’. № 16 (970) ot 23 aprelja 2012 g. - S. 56-61.

8. Latuhina K. Zhit’ horosho. Zdes’ i sejchas. Rossijskaja gazeta, № 287 (5960), ot 13 dekabrja 2012 g., s. 1.

9. Molchanov, S. G. Vospitanie - instrument socializacii i obrazovanija [Tekst] / S. G. Molchanov, G. G. Voronenko // Aktual’nye problemy povyshenija kachestva obshhego i professional’nogo obrazovanija v uslovijah modernizacii : materialy mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (g. Cheljabinsk, 16 dekabrja 2008). Ch. 2. - Cheljabinsk : Izd-vo IIUMC «Obrazovanie», 2009.

10. Molchanov, S. G. Kategorija «vospitanie» i obrazovatel’nye programmy vospitatel’noj raboty [Tekst] / S. G. Molchanov, K. G. Trott // Cheljabinskij gumanitarij. - 2009. - № 3 (9).

- S. 74-86.

11. Molchanov, S. G. Soderzhanie socializacii, social’nye kompetencii, socializovannost’ [Tekst] / S. G. Molchanov, A. T. Tutatchikov // Cheljabinskij gumanitarij. - 2009. - № 3 (9),

S. 87-97.

12. Molchanov, S. G. Formirovanie i ocenivanie social’nyh kompetencij v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Tekst] / S. G. Molchanov : uchebno-metodicheskoe posobie dljaklassnogo ruko-voditelja. - Cheljabinsk : OOO «Jenciklopedija», 2010. - 36 s.

13. Pedagogicheskijjenciklopedicheskij slovar’ [Tekst] / gl. red. B. M. Bim-Bad ; red. kol.: M. M. Bezrukih, V. A. Bolotov, L. S. Glebova i dr. - M. : Bol’shaja Ros. Jenciklopedija, 2003.

- 528 s.

14. Primernaja osnovnaja programma obrazovatel’nogo uchrezhdenija. Nachal’naja shkola / [Tekst] ; sost. E. S. Savinov. - M. : Prosveshhenie, 2010. - 191 s. - (Standarty vtorogo poko-lenija). -

15. Psihologicheskij slovar’ [Tekst] / pod red. V. V. Davydova, A. V. Zaporozhca, B. F. Lomova i dr. - M. : Pedagogika, 1983. - 448 s.

16. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti [Tekst] ; pod red. A. A. Reana. - SPb. : prajm-EVROZNAK, 2002. - 656 s.

17. Rototaeva, N. A. Psihologicheskie uslovijarazvitija social’noj kompetentnosti vjunosh-eskom vozraste [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / N. A. Rototaeva. - M., 2002.

18. Jenciklopedija dlja detej. T. 6. Ch. 2. Religii mira. - M. : Avanta+, 1996. - 688 s.

19. Ladsous, J. Travail social. -Montpellier : Actif, 1990. - 118 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.