Научная статья на тему 'Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении'

Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
914
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ (СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

В настоящей статье предлагается инновационная образовательная технология управления воспитанием (социализацией) в образовательном учреждении состоящая из трех инструментов: а) отбора содержания социализации, б) измерения социализованности обучающихся (воспитанников) и в) оценивания эффективности воспитательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении»

8. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики [Текст] / М. Хайдеггер ; пер. О. В. Никифорова. - М. : Русское феноменологическое общество, 1997.

9. [Электронный ресурс]. - ИКЬ : files.school-collection.edu.ru.

УДК 371.135

Сергей Григорьевич Молчанов

Академия гуманитарных наук

ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ

В настоящей статье предлагается инновационная образовательная технология управления воспитанием (социализацией) в образовательном учреждении состоящая из трех инструментов: а) отбора содержания социализации, б) измерения социализован-ности обучающихся (воспитанников) и в) оценивания эффективности воспитательного воздействия.

Ключевые слова: социализация, воспитание, содержание социализации, социализо-ванность (социальная компетентность), социальная компетенция.

«Gérer, c’est aussi évaluer» [17. С. 9] - говорит известный французский социальный педагог Ж. Ладсу. И это в переводе означает - «управлять - это, прежде всего, измерять (оценивать)». И мы уверены, что проблема управляемости - это проблема измерения состояний управляемого объекта после каждого управленческого решения и действия (воздействия). Для обеспечения управляемости воспитания, как специально организованного способа социализации подрастающих поколений, необходимо иметь инструменты для оценивания (измерения) социализованности. И объектом управленческого воздействия является не процесс воспитания, а социализованность воспитанника. И классные руководители могли бы использовать новую образовательно-социализационную технологию1, которая состоит из батареи наших инновационных методик:

- первая - «Методика отбора содержания социализации (ОСС)» - отвечает на вопрос ЧТО? т.е., какие компетенции нужно формировать.

- вторая - «Методика оценивания социализованности (ОСД) детей, подростков, юношей и девушек» - отвечает на вопрос КАКОВ?, т. е. каков уровень представленности, или какова степень выраженности у конкретного воспитанника (-ицы) (группы воспитанников, (-иц) формируемых социальных компетенций;

- третья - «Методика оценивания эффективности воспитательного воздействия (ОЭВВ)».

Эти методики хорошо вписываются в обеспечение эффективной реализации, например, поручений из третьего «Послания Президента» - «дети», «семья», «безопасность», «социальная ответственность», «гражданственность» - и могут быть квалифицированы, как новые (инновационные) педагогические инструменты, поскольку инструменты экономические, политические, организационно-управленческие уже определены Президентом и Правительством РФ, для:

1 Мы позволили себе использовать термин «образовательно-социализационная технология», поскольку ее применение позволит формировать и образовательные, и социальные компетенции.

© С. Г. Молчанов, 2011.

а) позитивного изменения демографической ситуации (работники образования могли бы взять на себя социализационно-педагогический аспект);

б) обновления и сохранения российской семьи как социального института (и педаго-гико-социологический аспект).

Педагоги, оснащенные новыми инструментами, станут более эффективными, а также, более активными партнерами и организаторами взаимодействия всех социальных институтов в формировании «социальной ответственности» и «гражданственности» новых поколений.

Также, эти инструменты необходимы и для проекта «Наша новая школа» и, прежде всего, для реализации ФГОСов 2-ого поколения, а опираются они на три принципиально новых позиции в организации воспитательной работы и социализации обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях: а) гендерность и реципрокность; б) оценивания и в) взаимного воздействия.

Принцип гендерности означает, что акцент в воспитании а) мальчиков должен быть сделан на объектах - будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девочек - будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей.

И те и другие, тогда будут воспитываться не просто как граждане страны, но как «гражданки» (женщины), обеспечивающие ее внутреннюю безопасность (а это - крепкая российская семья), и граждане (мужчины) - внешнюю безопасность (а это - сильное, неприступное Отечество); а вместе, они обеспечат безопасное развитие России и ее «силу и безопасность» (Д. А. Медведев).

И, действительно, мы должны, наконец, принять во внимание, что социальная ответственность в человеке явлена не вообще, а конкретно-гендерно: а) социальная ответственность мужчины и б) социальная ответственность женщины (как, например, в древней Спарте, конечно, без избыточной спартанской жесткости). И, тем не менее, социальная ответственность, как и гражданственность, - гендерны.

Первое, на что мы хотели обратить внимание, это то, что на сегодняшний день, пока... не определено содержание социализации, а также инструментарий для оценивания социальных компетенций (рис. 1).

Рис. 1

Соотношение категорий «социализация» и «социализованность»

?

?

?

Образовательн

ые

компетенции

Содержание . образования

Образование

?

Обучение

?

Социальные Содержание Социализация £—> < >

компетенции социализации А

Социализованность

Образованность

Преподавание

Учение

На рис. 1 мы намеренно изобразили две параллельные линии, чтобы подчеркнуть, что имеем дело с парными аналогиями (слева направо): социальные компетенции - образовательные компетенции; содержание социализации - содержание образования; социализация - образование; воспитание - обучение; социализованность - образованность.

Эта схематизация (рис. 1) позволяет сравнить, например, содержание образования (нижняя линия) и содержание социализации (верхняя). И тот и другой объекты отвечают на вопрос «ЧТО?»: что должны освоить обучающиеся (воспитанники)? При этом известно, что содержание образования и определено, и зафиксировано в виде федерального базисного учебного плана. А вот содержание социализации, ни в каком документе не зафиксировано. Таким образом, если совокупность образовательных компетенций известна педагогам, то совокупность социальных компетенций остается не очень определенной.

Известно, что для измерения и оценивания образованности (нижняя линия: рис. 1) имеется ЕГЭ, как официальная процедура, в рамках которой используются контрольноизмерительные материалы (КИМы), т. е. имеются инструменты для оценивания образованности. И это то, что дает нам ответ на вопрос, - «КАКОВ?» Каков уровень освоенности образовательных компетенций, содержания образования.

А вот для оценивания и измерения социализованности инструментального обеспечения не существует. То есть в первом случае, имеются а) официальная (государственная) процедура - ЕГЭ и б) государственные, стандартные инструменты - КИМы; а, во втором случае, нет ни первого, ни второго.

А вот то, что это необходимо педагогам, не вызывает никакого сомнения. И, особенно, в связи с постепенным внедрением ФГОСов 2-ого поколения. Акцент в них сделан, все-таки и наконец-то, на социальные компетенции, а не только на образовательные. И, если передачу образовательных компетенций мы реализуем в течение девяти месяцев учебного года, то передачу социальных компетенций мы должны осуществлять без «перерыва» на каникулярное время, на лето: «.душа обязана трудиться и день, и ночь.».

Когда мы говорим об образованности и содержании образования, то, прежде чем измерить образованность, фиксируем, стандартизируем содержание образования, т. е. то, относительно чего будет измеряться образованность и (или) производиться установление соответствия реальной освоенности образовательных компетенций тому стандартному его набору, который и есть стандартное содержание образования.

И поэтому, по аналогии, прежде чем решить проблему оценивания социализованности, необходимо решить проблему отбора содержания социализации. Именно поэтому и над содержанием социализации, и над социализованностью мы поставили вопросительные знаки1 (рис. 1).

Как же отобрать и зафиксировать содержание социализации? Т. е. ЧТО передавать новым генерациям?

Мы предлагаем следующую методику ответа на вопрос «ЧТО?», т. е. методику отбора содержания социализации.

Методика отбора содержания социализации (ОСС) позволяет воспитателю отобрать на основе экспертной оценки самих воспитанников качества, компетенции, которые они считают важными, референтными для них и которые для них являются ценностями. Причем - это ценности, не вообще, и именно внутригрупповые. Ведь, на са-

1 Вопросительный знак над воспитанием (рис. 1) тоже поставлен. Поскольку никто сегодня не знает, какими

парными аналогиями должны быть обозначены в воспитании а) ?_____(деятельность воспитателя)

- преподавание (в обучении); б) ?_________(деятельность воспитанника) - учение (деятельность

обучающегося).

мом деле, воспитание и социализация происходят не вообще, не в какой-то мифической многофакторной среде, а в конкретной группе «здесь и сейчас» [16. С. 15]1.

В ходе реализации методики, классный руководитель (воспитатель) предлагает воспитанникам (-цам) таблицу «Перечень социальных компетенций (универсальных и гендерных (мужских и женских) качеств» (рис. 2). В таблице (перечне) представлены слова (существительные, словосочетания), обозначающие только позитивные социальные компетенции (качества). И это обеспечивает позитивную педагогическую установку, которая ориентирует выбор воспитанников только на позитивные социальные компетенции.

Рис. 2

Перечень социальных компетенций

Женские качества Универсальные качества Мужские качества

Верность Активность Опытность Агрессивность

Доверчивость Беззаботность Основательность Амбициозность

Женственность Беспечность Ответственность Аналитичность

Жизнерадостность Бодрость Открытость ума Атлетичность

Забота о людях Быстрота в принятии Привлекательность Вера в себя

Застенчивость решений Прямота Дух соревнования

Инфантильность Великодушие Пунктуальность Индивидуализм

Любовь к детям Восприимчивость Работоспособность Мужественность

Мягкость Вспыльчивость Развитая интуиция Наличие собственной

Нежность Высокая мораль Развитое воображение позиции

Нелюбовь к брани Готовность к действию Романтичность Напористость

(ругател ьствам) Очаровательность Гуманность Демократичность Светскость Серьезность Скромность Независимость Сила

Обаяние Привязанность Дисциплинированность Доброта Тактичность Терпеливость Сильная личность Склонность вести за собой

Сострадание Живость Терпимость (толерантность) Склонность к

Способность утешать Задумчивость Трудолюбие Убежденность доминированию

Теплота Зрелость Уважительность Уверенность Склонность к риску

Тихий голос Импульсивность в себе Способность к лидерству

Умение понимать других Искренность Ум Способность защищать свои

Умение сочувствовать Искушенность Умеренность взгляды

Умение уступить Кон сервати вн ость Культурность Модность Надежность Напряженность Необычность Неторопливость Общител ьн ость Оживленность Оптимизм Упорство Честность Чистоплотность Чувство юмора Шутливость Широта взглядов Экстравагантн ость Энергичность Яркость Умение полагаться только на свои силы

Задание воспитателя формулируется следующим образом: «Отобрать 10 мужских и 10 женских позитивных качеств (социальных компетенций)2, которые вы хотели бы видеть в своем сверстнике (-ице)». Задание предполагает выполнение воспитанниками практи-

1 Хуэйнэн - VI чаньский патриарх в VII в. н. э. - говорил, что «если мир - воплощение истины...», то можно «.занимаясь любым делом,. постичь истину.» «.здесь и сейчас.» [13. С. 15]. «Два лучших ученика V чаньского патриарха - Хуэйнэн и Шэнь-сю затеяли спор о том, каким образом можно обрести Просветление. Оба признавали, что Просветление достижимо еще в нынешней жизни. Однако Хуэйнэн утверждал, что оно наступает внезапно, «подобно вспышке молнии в ночи»,. «здесь и сейчас».; Шэнь-сю же считал, Просветление приходит постепенно, ему должна предшествовать долгая монашеская практика» (там же). Идея Шэнь-сю - учиться-учиться-учиться . долго-долго-долго не привлекла сторонников. А вот либеральный подход Хуэйнэна привлек к Чань-буддизму всех, кто ценил свободу творческой мысли, интуитивность в действиях и поступках. Для России сегодня нужна инновационность, творчество, причем не дожидаясь чего-то в далеком будущем («следующее поколение будет жить при .», а мое поколение? Что же? Терпеть? Ждать? Смириться?), а именно, все хотят жить «здесь и сейчас». И это при нашем подходе становится возможным. Я. А. Коменский говорил: «Воспитание может все». И это верно! Только нужно добавить: «.если его правильно организовать и инструментально обеспечить» (С. Г. Молчанов).

2 Наверное, предпочтительнее в формулировке задания использовать слово «качество», поскольку оно ближе и понятнее обучающимся (воспитанникам), чем «социальная компетенция». При этом, в данном случае, это ситуативные синонимы. И к этому синонимическому ряду можно добавить: «характеристика», «свойство», «признак», «параметр». Однако, по мнению более чем 3000 классных руководителей, уже работающих с нашими методиками, удобнее употреблять слово «качество», которое обучающиеся понимают, как свойство другого, делающее приятным (желательным, комфортным) общение с этим другим.

чески всех операций формальной логики: анализ, синтез, сравнение, классификация, индукция, дедукция. Исполнение этого задания предполагает следующие действия воспитанников - 1) оценивание, 2) сравнение, 3) субъективное нормирование эталонного набора социальных компетенций.

При этом, поскольку в перечне представлены слова, фиксирующие только позитивные компетенции (педагогическая установка), то отбор каждым членом группы 10 мужских и 10 женских из них, позволяет, как бы, сформировать из субъективных экспертных выборов каждого (-ой) совокупные эталонные представления о социально-одобряемом позитивном «наборе» социальных компетенций члена группы - и именно в этой группе.

Причем это два «набора» социальных компетенций - для а) сверстника и б) сверстницы. У каждого члена группы возникает в сознании отражение некого «портрета» своего, желаемого образа в группе, который он всегда (в каждый временной отрезок) может сравнить со своим реальным (внутри себя) и с внешними, явленными ему в каждый момент времени, реальными «портретами» других членов группы, сверстников. Эти реальные «портреты» других отражаются воспитанником (-ицей), как обеспечивающие-необеспечивающие комфортность его (ее) отношений (контактов) с этими другими. Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [10. С. 317].

При этом мальчики (юноши) не сравнивают себя с «портретами» девочек (девушек), а девочки (девушки) не сравнивают себя с «портретами» мальчиков (юношей). И в этом также обнаруживает себя нормальная, адекватная гендерность1.

Таким образом, реализации методики позволяет собрать достаточно большое количество экспертных оценок детей (мальчиков, девочек, юношей, девушек) одной возрастной группы и, отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получаем перечень референтных для этой возрастной группы воспитанников качеств (социальных компетенций), которые и станут моделью социальной компетентности (социализован-ности) для именно этой группы и именно для этого конкретного возраста.

Мы настаиваем, что доверие к оценке группы воспитанников выше, поскольку обеспечивается большим количеством экспертов (20-25 человек: стандартная наполняемость группы), чем доверие к оценке педагога, родителя. Их совокупная экспертная оценка достаточно достоверна. Известно, что достоверность и объективизированность оценки только увеличивается после оценивания объекта не менее чем 5-ю экспертами.

Обработка данных [11], зафиксированных в экспертных листах каждого члена группы, позволяет педагогу получить два набора социальных компетенций - «мужской» и «женский» «портреты» - специфичного для каждой группы опрашиваемых (рис. 3).

На рис. 3 приведен пример свода социальных компетенций, избранных воспитанниками (-ицами) 10-летнего возраста. Этот перечень состоит из компетенций, получивших наибольшее количество «выборов» в данной группе воспитанников. Таким образом, воспитатель получает ответ на вопрос, какими качествами (социальными компетенциями) хотели бы обладать члены данной группы. И, по существу, это их социальный заказ в адрес педагога (воспитателя).

1 Интересно: почему нынешние мужчины (актеры) так охотно играют роли женщин. А вот женщины - роли мужчин - гораздо реже. Я полагаю, что это, возможно, одно из наглядных проявлений «ухода» мужчин из своей гендерной (мужской) позиции. И это ухудшает демографическую ситуацию, а перед нами задача - ее улучшить.

Рис. 3

Качества референтные для воспитанников группы

Мальчики

• Вера в себя

• Сила force

• Сильная личность

• Доброта

• Мужественность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Незвисимость

• Дух соревнования

• Агрессивность

• Ум

• Умение полагаться на свои силы

Девочки

• Верность

• Теплота

• Тихий голос

• Забота о людях

• Нежность

• Модность

• Доверчивость

• Любовь к детям

• Доброта

• Способность утешать

Такой перечень внешне напоминает учебный план, в котором также перечислены учебные предметы, подлежащие освоению. И это и есть ответ на вопрос «ЧТО?». И это и есть содержание социализации.

С одной стороны, эти перечни являются своеобразным способом «якорения» оснований для последующего оценивания социализованности воспитанников, а с другой - позволяют создать экспертные листы для взаимного оценивания выраженности (освоенности) социальных компетенций у каждого воспитанника (-ицы). И это позволило нам создать следующую методику.

Методика оценивания социализованности (ОСД) детей, подростков, юношей и девушек. С целью определения степени выраженности социальных компетенций у воспитанников целесообразно использовать методику экспертного оценивания. Методика выстроена на основе экспертного листа, который позволяет оценить степень выраженности референтных компетенций у каждого воспитанника (-ицы) в группе.

В двухвариантном экспертном листе по вертикали (1-й столбец) зафиксированы референтные социальные компетенции (рис. 3) мальчиков (юношей) и девочек (девушек), а по горизонтали (1-я строка) имена членов данной группы (табл. 2). Каждому воспитаннику (-ице) предлагается заполнить два экспертных листа (первый с именами мальчиков (юношей); второй - девочек (девушек), проставив во все десять строчек (по количеству компетенций в 1-м столбце; табл. 2) свои субъективные балльные (от «1» до «10») отметки степени выраженности той или иной компетенции у каждого сверстника (-ицы). Свод всех экспертных листов позволяет зафиксировать «общественное» (групповое) экспертное представление о степени выраженности у каждого члена группы каждой референтной социальной компетенции в виде числового значения от1до10.

Заметим, что эти же экспертные листы используются педагогом в конце определенного временного интервала (неделя, месяц, триместр и т. д.). Сравнение числовых значений (из экспертных листов) первого, второго и т. д. опросов степени выраженности каждой компетенции служит для фиксации динамики ее изменений.

Всем раздается заранее подготовленные экспертные карты № 1 и № 2 (табл. 2). В экспертной карте № 1 проставляются в столбце 2 наименования качеств мальчиков (юношей), в экспертной карте № 2 - наименования качеств девочек (девушек), полученные по методике ОСС (см. выше).

Предполагается, что каждый обучающийся выступит в роли и эксперта, и оцениваемого (одновременно).

Таблица 2

Экспертный лист №№ 1и2

Группа______

Уважаемый эксперт____________________________________

(имя, фамилия)

Вам предлагается отразить свою экспертную оценку выраженности каждого качества (столбец 2)у каждого вашего сверстника (сверстницы).

Проставьте в строках 1-10 (мальчики) и 1-10 (девочки) (в столбцах 3, 4, 5, 6, 7 и т. д.) балльную оценку - от 1 до 10, отражающую Ваше субъективное мнение о степени выраженности каждого качествау каждого вашего сверстника / сверстницы

№№ п/п Качества Имена, фамилии

Мальчиков (юношей) 1 к сз сз I £

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

№ п/п Девочек (девушек) сз 53 3 1 Ольга В.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Отметим еще раз, что свод числовых значений всех экспертных листов позволяет зафиксировать «общественное», групповое представление о степени выраженности у каждого воспитанника (-ицы) каждой референтной социальной компетенции в виде числового значения от 1до10.

Данную методику целесообразно проводить в начале (на второй-третий день) учебного года и в конце (можно проводить и каждую неделю и, вообще, по усмотрению педагога) с целью отслеживания динамики выраженности каждой компетенции у воспитанника (-ицы).

Обработка данных происходит путем подсчета баллов в каждом столбце и строке и деления полученной суммы на количество экспертных листов. Приведем в качестве примера сводный протокол о степени выраженности качеств девочек группы (рис. 4).

Рис. 4

Сводный протокол степени выраженности основных гендерных качеств у воспитанниц (девочки)

Качества личности Имена девочек

Ксюша Люда Настя К Настя П

верность 2,8 6,8 7,1 5,6

теплота 3,1 7,2 6,3 5,6

тихий голос 3,5 5,9 5,7 5,9

забота о людях 3,7 6,9 5,9 4,6

нежность 3,4 8 6,6 5,5

модность 3 6 5,8 6,5

доверчивость 3,3 6,7 6,3 4,7

любовь к детям 4,2 6,3 6,4 6

доброта 4,2 8 7,4 4,6

способность утешать 2,9 7,5 6,4 4,9

34,1 69,3 63,9 53,8

Если сложить экспертные оценки по вертикали, то увидим числовые значения, которые покажут нам степень выраженности социальных компетенций (столбец 1; рис 4) у каждой девочки (нижняя строка). Эти числовые значения, по существу, покажут нам социальный статус каждой девочки в группе. Для педагога эта чрезвычайно важная информация.

Такую информацию можно получить и о мальчиках в группе (рис. 5).

Рис. 5

Степень выраженности гендерных качеств у воспитанников

Качества личности Имена мальчиков

Влад Сергей СашаД Костя Саша К Дима Ваня Максим Всего

1.. вера в себя 6,7 5,1 4,2 4,1 3 5,2 6,8 5,8 40,9

2.сила 7,5 5,8 3,9 2,7 3,9 6,9 6,2 6,2 43,0

3. сильная личность 5,9 4,8 3,4 3,9 3,3 6 6,3 6,2 40,4

4.доброта 6,1 6,2 5,3 5 3 5,1 6,7 6,6 44,0

5 .мужественность 6,5 5,3 4,1 3,9 3,5 6,4 7 6,5 43,2

6. независимость 5,4 4,7 3,2 3,7 4,1 5 5,5 4,5 36,1

7. дух соревнования 6,9 5,2 3,8 3,2 4,5 6,9 6,6 6,1 43,2

8 .агрессивность 3,5 3,1 3,5 3 5,7 5,6 3,8 4,8 33,0

9. ум 5,1 4,9 3,3 3,9 1,6 6,5 5,6 6,2 37,0

10.полагаться на свои силы 6,9 4,6 3,8 4,8 3,2 6,7 5,7 6,5 42,5

Веег® 60,5 49,7 38,5 38,2 35,8 60,3 60,2 59,4 402,3

Средне© значение» полученное от деления суммы всех баллов на 10 6,05 4,97 3,85 3,82 3,58 6,03 6,02 5,94 40,23

Рейтинг обучающегося 1 5 6 7 8 2 3 4

Среднее значение выраженности качеств в группе 4,47

Простые, казалось бы, арифметические подсчеты могут показать нам весьма значимую для педагога информацию о группе. Например, мы можем увидеть, какова степень выраженности той или иной социальной компетенции у всей группы мальчиков (столбец 1; рис. 5). Для этого достаточно сложить числовые значения по каждой горизонтали (крайний правый столбец «Всего»).

Можно увидеть и рейтинг каждого воспитанника (строка «Рейтинг обучающегося»), который укажет нам на социальный статус каждого члена группы.

Однако, с точки зрения управления, нас, несомненно, должно заинтересовать числовое значение в нижней строке «Среднее значение выраженности качеств в группе». Это числовое значение, полученное в начале смены, например, показывает нам состояние объекта «степень выраженности референтных для этой группы воспитанников социальных компетенций».

Это числовое значение показывает классному руководителю (зам. директора по воспитательной работе) состояние объекта, с которым ему предстоит работать. А задача, стоящая перед педагогом, - увеличить степень выраженности всех позитивных качеств (социальных компетенций) и в группе, и у каждого члена группы. Заметим, что задача педагога не в том, чтобы проводить мероприятия, а в том, чтобы увеличивать ПОЗИТИВНОЕ в воспитаннике. Тогда не останется в нем места для НЕГАТИВНОГО.

Повторное измерение покажет нам либо увеличение, либо уменьшение этого числового значения. И это будет, одновременно, числовое значение эффективности-неэффективности педагогического воздействия (рис. 6).

Рис. 6

На рис. 6 мы видим, что произошло увеличение выраженности некоторых социальных компетенций у воспитанников. И это и есть дельта увеличения (уменьшения) выраженности социальных компетенций. И эта дельта показывает нам эффективность-неэффективность педагогического воздействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно на этом и построена третья методика - «Методика оценивания эффективности воспитательного воздействия (ОЭВВ)».

А теперь остановимся на принципах реципрокности оценивания и воздействия, положенных в основу функционирования наших методик в образовательно-социализаци-онном пространстве.

Принцип реципрокности оценивания социализованности (РОС) - это реализация взаимного экспертного оценивания воспитанников самими воспитанниками внутри группы. В позиции эксперта выступает не только (а) взрослый (традиционно, воспитатель), но и (б) каждый воспитанник, (в) группа воспитанников.

Причем коэффициент доверия оценке каждой из названных экспертных позиций увеличивается в последовательности: от «а» ^ к «б» ^ и, наконец, до «в» (например, при «в» равном 1, коэффициенты могут иметь предположительно следующие числовые значения: а = 0,5; б = 0,75; в=1,0).

В чем же состоит преимущество внутригруппового взаимного оценивания по сравнению с внешним? Известно, что, когда оценивание производится извне, то те, кто под-

вергаются оцениванию, воспринимают его, как некоторую несправедливость, потому что есть «судьи». И как бы ощущают себя противниками этих «судей» или обиженными ими. И тут-то у оцениваемых и возникает сакраментальный вопрос: «А судьи - кто?», т. е. вопрос о компетентности оценивающих. Оцениваемые тогда начинают оперировать понятиями: «волюнтаризм», «субъективизм», «пристрастность», «предвзятость», «несправедливость» и проч. Все обсуждение переводится в плоскость отношений между личностью оценивающей и личностью оцениваемой, а не предмета оценивания.

Если же оценивание организовать как внутригрупповое (все оценивают каждого, и каждый оценивает всех; каждый оценивает каждого и все оценивают всех), то у каждого оцениваемого ощущение негативности итогов оценивания снимается тем, что и он сам может выступить в роли оценивающего.

Кроме того, выступая в позиции оценивающего, субъект производит оценивание относительно своего субъективного мерила (эталона, критерия), что, по существу, обеспечивает одновременно и внутриличностное оценивание. Таким образом, при создании субъективного мерила (эталона, критерия) субъект производит автоидентификацию, т. е. самооценивание (самооценка, соотнесенная с внешней экспертной групповой оценкой). При создании объективизированного мерила (эталона, критерия), на основе обобщения субъектных экспертных оценок, у каждого возникает возможность также участвовать в оценивании всех и каждого относительно а) своего реального субъектного статуса, б) своего субъективного (желаемого) и б) объективизированного (желаемого) статуса.

Таким образом, возникают три реперные точки (точки «якорения») для оценивания. Причем все три эти реперные точки дислоцируются во внутригрупповом пространстве, где и разворачивается процесс освоения социальных компетенций

Внешняя оценка со стороны взрослого всегда более субъективна, чем взаимная внутригрупповая. Тем более, что реперная точка, при внешнем оценивании, находится за пределами пространства группы (педагог не является членом группы) и может быть квалифицирована, как а) адекватное (что было бы хорошо, но маловероятно), но, чаще, б) завышенное и в) заниженное педагогическое требование (а это очень и очень плохо).

Принцип реципрокности воздействия на социализованность (РВС) взаимного внутригруппового воздействия (+ 3 «В») {РВС+3 «В»} каждого воспитанника на всех и каждого; всех на каждого и каждого на каждого - это реализации принципа параллельного действия (А. С. Макаренко), теории коллективных представлений Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля.

Таким образом, процесс воспитания будет выстраиваться внутри группы как процесс взаимного воздействия, реципрокного влияния, развивающей меж- и внутри-личност-ной интерпретации теоретических представлений о возможных способах позитивного поведения. Т. е. воспитание будет «делом рук» самих членов группы. И, конечно же, при направляющей (управляющей) позиции педагога.

Итак, собрав достаточно большое количество экспертных оценок детей (юношей, девушек) одной возрастной группы и, отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получим перечень референтных для этой возрастной группы воспитанников качеств (социальных компетенций), которые и станут моделью социализован-ности для, именно, этой возрастной группы. Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статусаи оценочный фактор» [2. С. 317].

Предупреждая неизбежную критику, которая будет состоять в том, что только воспитанникам нельзя доверять формулировку социального заказа по поводу содержания социализации, мы с ней заранее согласимся. Полученная от воспитанников экспертная

оценка по поводу того, что должно войти в содержание социализации может и должна быть дополнена родителями, педагогами, представителями общественных движений, партий, представителями исполнительной и законодательной власти.

При всей инновационности предлагаемой нами теории отбора содержания социализации, мы опираемся на теорию (принцип) параллельного действия (А. С. Макаренко), теорию референтности и референтной группы, теорию деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), теорию коллективных представлений (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль).

Список литературы

1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17 000 слов [Текст]. - М. : Русские словари : АСТ: Астрель, 2007. - 957, [3] с.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. - М. : Мысль, 1986. -571 с.

3. Закон РФ «Об образовании» [Текст] // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М. : ИФ «Образование в документах», 2001. - 2-е изд. -104 с.

4. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий.

- 2009. -№2 (8). -С.51-54.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№5.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика [Текст] / В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков.

- М., 2002.

8. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

9. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Трот // Челябинский гуманитарий. - 2009. -№3 (9). С. 74-86.

10. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социали-зованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. -2009. -№3 (9). - С. 87-97.

11. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя. - Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010.- 36 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Рос. Энциклопедия, 2003. - 528 с.

13. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).

14. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

15. Рототаева, Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Р. - М., 2002.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6, Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -688 с.

17. Ladsous J. Travail social [Text] / J. Ladsous. - Montpellier : Actif, 1990. - 118p.

УДК 37.043

Ирина Михайловна Чернова

школа № 60 г. Челябинска

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИПЕДАГОГАМИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИИСПЕЦИАЛЬНОГОКОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации с использованием методики «Отбора содержания социализации - ОСС» профессора С. Г. Молчанова и включения в эту работу педагогов и обучающихся, а также анализируются возможности компаративного анализа экспертных позиций воспитателей и воспитанников, «женских» и «мужских» экспертных позиций.

Ключевые слова: социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), референтность, эксперты, экспертные «мужские» и «женские» позиции, воспитание.

С целью определения социальных компетенций, на которые ориентируются представители определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была проведена процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем - ОСС) С. Г. Молчанова [12]. В экспертном оценивании принимали участие две группы экспертов: педагоги и учащиеся МСКОУ - школы № 60 г. Челябинска. Педагогам и учащимся был предложен перечень личностных качеств или социальных компетенций [12. С. 23], из которых они должны были выбрать те, «которые они хотели бы видеть в своем сверстнике (сверстнице)» [12]. В предложенном перечне, отобранные в него слова, фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина. Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а, с другой стороны, на свои субъективные представления. Далее на основе экспертной оценки (экспертами выступили сами педагоги и обучающиеся), был произведен отбор наиболее важных, значимых (с точки зрения экспертов) компетенций, для оценки человека, личности. При этом речь идет о коллегах, сверстниках (-ицах).

Затем, по методике ОСВП С. Г. Молчанова [12], была выборочно проведена экспертиза конспектов социализационных занятий (классных часов), с целью определения получения ответ на вопрос: на увеличение выраженности каких социальных компетенций

© И. М. Чернова, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.