68
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А. И. Кузнецова
Челябинск
В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации и оценивания социализованности с использованием методик «Отбора содержания социализации -ОСС» и «оценивания социализованности мальчиков и девочек - ОС» профессора С. Г. Молчанова, отбор способов работы педагогов с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями, а также анализ проведенной работы.
Ключевые слова: социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), референтность, эксперты, экспертные «мужские» и «женские» позиции, воспитание.
С целью определения социальных компетенций, на которые ориентированы родители (представители) определенной возрастной группы детей, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была реализована процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем - ОСС - ДОУ) С. Г. Молчанова (3). В экспертном оценивании принимали участие родители воспитанников средней группы «Аленушка» МАДОУ ДС №344 Курчатовского района г. Челябинска. Методику ОСС-ДОУ мы провели в форме родительского собрания по теме «Существенные (социально-значимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)». Для проведения этого родительского собрания (социализационного занятия) нам потребовалась «Матрица основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности» (3, с. 8: табл. 1) и каждому родителю, пришедшему на собрание, мы подготовили лист бумаги с инструкцией по выполнению задания (экспертного оценивания с целью выбора 10 компетенций для сверстников и 10 компетенций для сверстниц своего (-ей) сына (дочери).
Перед началом выполнения, мы уточнили, что родителям предстоит выступить в качестве экспертов. И пояснили смысл позиции «эксперт». В предложенном перечне (табл. 1), отобранные в него, слова фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах (компетенциях), которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина (отец), б) должна обладать женщина (мать).
Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов (из пазлов, кубиков и т. п.), сложить некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а с другой стороны, на свои субъективные представления.
После выполнения задания (экспертного оценивания: можно назвать это «экспертным опросом»), родители сдали листы с избранными ими (как экспертами) перечнями слов, обозначающими желательные позитивные социальные компетенции девочек и мальчиков - сверстников и сверстниц их детей, в конкретной группе «Аленушка».
Далее мы приступили к обработке полученных сведений. Нами были отобраны наиболее часто повторяющиеся слова и зафиксированы в сводные листы, которые содержали списки качеств, а также, которые должны быть присущи мальчикам и девочкам в соответствии с экспертными представлениями родителей (табл. 2.1; 2.2).
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
69
Таблица 1
Матрица (перечень наиболее важных), основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности
Качества
Женские Универсальные Мужские
1 2 3
Верность Активность Основательность Агрессивность
Доверчивость Беззаботность Ответственность Амбициозность
Женственность Беспечность Открытость ума Аналитичность
Жизнерадостность Бодрость Привлекательность Атлетичность
Забота о людях Быстрота в принятии Прямота Вера в себя
Застенчивость решений Пунктуальность Дух соревнования
Инфантильность Великодушие Работоспособность Индивидуализм
Любовь к детям Восприимчивость Развитая интуиция Мужественность
Мягкость Вспыльчивость Развитое воображение Наличие собственной
Нежность Высокая мораль Романтичность позиции
Нелюбовь к брани Готовность к действию Светскость Напористость
Очаровательность Гуманность Серьезность Независимость
Обаяние Демократичность Скромность Сила
Привязанность Дисциплинированность Тактичность Сильная личность
Сострадание Доброта Терпеливость Склонность вести за
Способность Живость Терпимость собой
Утешать Задумчивость Трудолюбие Склонность к доми-
Теплота Зрелость Убежденность нированию
Тихий голос Импульсивность Уважительность Склонность к риску
Умение понимать Искренность Уверенность в себе Способность к лидер-
других Искушенность Ум ству
Умение сочувство- Консервативность Умеренность Способность защи-
вать Культурность Упорство щать свои взгляды
Умение уступить Модность Честность Умение полагаться
Оптимизм Чистоплотность только на свои силы
Напряженность Чувство юмора
Необычность Шутливость
Неторопливость Широта взглядов
Общительность Экстравагантность
Оживленность Энергичность
Опытность Яркость
Таблица 2.1
Обработка экспертных выбо )ов (полученных сведений): мальчики
№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов
1 2 3
1. Доброта 1;1;1;1;1;1; 6
2. Отзывчивость -
3. Честность 1;1;1;1; 4
4. Ответственность 1;1;1;1;1; 5
5. Аккуратность -
6. Воспитанность -
7. Общительность 1;1;1;1;1; 5
8. Оптимизм 1;1;1;1;1; 5
9. Бодрость 1; 1
10. Верность 1; 1
70
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
11. Уверенность в себе 1; 1
12. Развитая интуиция -
13. Трудолюбие 1;1;1; 3
14. Сильная личность 1;1; 2
15. Работоспособность 1; 1
16. Дисциплинированность -
17. Культурность -
18. Серьезность 1; 1
19. Ум 1;1;1; 3
20. Пунктуальность 1; 1
21. Уважительность 1;1;1; 3
22. Способность защищать свои взгляды 1;1;1; 3
23. Развитое воображение 1;1; 2
24. Искренность -
25. Скромность -
26. Сила -
27. Умение полагаться на свои силы 1;1;1; 3
28. Активность 1;1;1; 3
29. Нежность -
30. Мужественность 1;1;1;1;1;1;1; 7
31. Независимость 1;1;1; 3
32. Гуманность 1;1;1; 3
33. Чувство юмора 1;1;1;1;1; 5
34. Чистоплотность 1;1; 2
35. Вера в себя 1;1;1;1;1; 5
36. Терпеливость 1;1; 2
37. Энергичность -
38. Умение понимать других 1;1; 2
39. Шутливость 1;1;1; 3
40. Великодушие 1; 1
41. Жизнерадостность -
42. Прямота 1; 1
43. Зрелость 1; 1
44. Живость 1;1; 2
45. Тактичность 1;1;1;1; 4
46. Восприимчивость -
47. Склонность вести за собой -
48. Индивидуализм 1;1; 2
49. Упорство 1;1; 2
50. Мягкость -
51. Дух соревнования 1; 1
52. Духовность 1; 1
53. Способность к лидерству -
54.Наличие собственной позиции -
55. Аналитичность 1; 1
56. Умение уступить 1;1; 2
57. Напористость -
58.Склонность к доминированию -
59. Основательность 1; 1
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
71
60. Способность к лидерству -
61. Амбициозность 1; 1
62. Романтичность 1; 1
63. Любовь к детям -
64. Надежность 1;1;1;1;1;1; 6
65. Готовность к действию 1; 1
66. Быстрота в принятии решения 1; 1
Таблица 2.2
Обработка экспертных выборов (полученных сведений): девочки
№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов
1 2 3
1. Жизнерадостность 1;1;1; 3
2. Застенчивость 1;1; 2
3. Любовь к детям -
4. Искренность 1;1;1;1; 4
5. Честность 1;1;1; 3
6. Умение уступить 1;1;1;1;1;1; 6
7. Способность утешать -
8. Обаяние 1;1;1;1;1;1;1; 7
9. Забота о людях 1;1; 2
10. Верность 1;1;1;1; 4
11. Доброта 1;1;1;1;1;1;1;1; 8
12. Живость -
13. Ум 1;1;1; 3
14. Утешать -
15. Умение понимать других 1;1; 2
16. Умение полагаться на свои силы 1; 1
17. Скромность 1;1;1;1; 4
18. Серьезность -
19. Вера в себя 1;1; 2
20. Великодушие 1;1;1; 3
21. Мужественность -
22. Чувство юмора 1;1; 2
23. Модность 1; 1
24. Сострадание 1;1; 2
25. Мягкость 1;1; 2
26. Нежность 1;1; 2
27. Женственность 1;1;1;1; 4
28. Теплота 1;1;1; 3
29. Уверенность в себе -
30. Воображение 1;1; 2
31. Активность -
32. Оптимизм 1;1;1;1;1; 5
33. Романтичность -
34. Бодрость -
35. Быстрота в принятии решения -
36. Дисциплинированность -
37. Живость -
72
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
38. Необычность -
39. Общительность 5
40. Широта взглядов -
41. Упорство -
42. Гуманность 1; 1
43.Очаровательность 1; 1
44. Ответственность 1;1;1;1; 4
45. Уважительность 1;1; 2
46.Тактично сть 1; 1
47. Чистоплотность 1;1;1; 3
48. Отзывчивость -
49. Открытость ума 1;1; 2
50. Трудолюбие 1; 1
51. Терпимость 1; 1
52. Привлекательность 1; 1
53. Готовность к действию -
54. Умение сочувствовать 1; 1
55. Задумчивость -
56. Упорство -
57. Аналитичность 1; 1
58. Энергичность 1;1; 2
59. Тактичность -
60. Пунктуальность 1; 1
61. Надежность 1;1;1; 3
62. Культурность 1;1;1; 3
63. Аккуратность -
64. Воспитанность -
65. Яркость 1;1; 2
Такая обработка (табл. 2.1; 2.2) полученных данных позволила нам установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, были зафиксированы в сводный перечень (табл. 3), который содержит 10 слов, составляющих а) «мужской портрет» и б) «женский портрет».
Таблица 3
Сводный перечень наиболее часто повторяющихся (выбранных родителями) качеств
МАЛЬЧИКИ: Возраст - 3-4 года ДЕВОЧКИ: Возраст - 3-4 года
Качества (социальные компетенции) Качества (социальные компетенции)
1. Доброта 1. Искренность
2. Общительность 2. Умение уступить
3. Оптимизм 3. Обаяние
4. Мужественность 4. Верность
5. Чувство юмора 5. Доброта
6. Вера в себя 6. Скромность
7. Надежность 7. Женственность
8. Тактичность 8. Оптимизм
9. Ответственность 9. Общительность
10. Честность 10. Ответственность
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
73
Таким образом, после обработки экспертных листов (выборов), мы получили два перечня (по каждой конкретной группе) в виде выборов родителей детей наиболее значимых для них - и как родителей, и как экспертов - социальных компетенций: 1) мужских и 2) женских (табл. 3). На этом обработка данных была завершена. Эти таблицы с качествами мальчиков и девочек можно называть «социальными портретами», а также «эталонными» для детей средней группы «Аленушка».
После проведения методики ОСС-ДОУ (методика «Отбора содержания социализации»), которая сделала для нас вполне внятным социальный заказ родителей (взрослых), мы сделали следующий шаг и провели родительское собрание (социализационное занятие) по теме «Оценивание выраженности существенных (социально-значимых) качеств (личности) сверстников (сверстниц) нашего (-ей) сына (дочери)» [3. С. 31-53], с использованием методики «Оценивания социализованности мальчиков и девочек» (ОСС-ДОУ).
Для проведения родительского собрания мы подготовили экспертный лист (экспертную карту). Этот экспертный лист (экспертная карта) создается для оценивания степени выраженности референтных компетенций: каждой, в отдельности, и всех компетенций у каждого ребенка в группе. При этом мы можем подчеркнуть, это будет оценкой со стороны родителей этих детей, а именно, экспертного (родительского) сообщества.
Для подготовки экспертного листа, мы внесли в него избранные родителями, от имени воспитанников (-иц), два перечня по 10 слов (из методики ОСС-ДОУ; табл. 3), обозначающих качества (социальные компетенции) мальчиков и девочек.
Свод всех числовых значений всех обработанных листов позволил нам зафиксировать «общественное», родительское (коллективное, групповое) представление о степени выраженности у каждого (-ой) мальчика (девочки) группы референтных для этой группы детей и их родителей, позитивных, социальных компетенций в виде числовых значений от 1 до 10 (табл.4).
Таблица 4.1
Сводная таблица оценивания степени выраженности качеств в средней группе «Аленушка»: мальчики
№ строк Качества мальчиков Имена всего
Егор Данил Никита СЗ 0 К S & й S СЗ 0 <D п < Кирилл Максим Кирилл сЗ К ч Семен СЗ £ « СЗ 0 К S Андрей
1 Доброта 8 7 9 8 8 4 6 6 8 8 8 4 8 8 100
2 Мужественность 6 6 7 6 6 4 5 7 7 7 7 5 7 7 87
3 Оптимизм 7 7 7 6 6 4 6 6 7 8 7 5 7 7 90
4 Общительность 7 6 8 7 7 6 5 5 8 7 6 4 8 8 92
5 Чувство юмора 7 7 7 7 7 4 6 7 7 8 7 4 6 8 92
6 Вера в себя 4 5 5 6 5 4 5 6 6 7 6 5 6 6 76
7 Надежность 5 6 6 7 6 4 6 6 7 7 5 5 7 8 85
8 Тактичность 6 6 7 6 6 4 7 7 6 8 7 6 7 7 90
9 Ответственность 8 7 8 8 8 5 7 8 7 9 7 8 8 9 107
10 Честность 5 6 7 6 6 4 5 6 7 6 4 5 7 7 81
11 Всего 63 63 71 67 65 43 58 64 70 75 64 51 71 75
12 Среднее значение полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств) 6,3 6,3 7,1 6,7 6,5 4,3 5,8 6,4 7 7,5 6,4 5,1 7,1 7,5
13 Среднее значение выраженности качеств в группе 6,4
74
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
14 Рейтинг 7 7 2 4 5 10 8 6 3 1 6 9 2 1
15 аутсайдер лидер лидер
Таблица 4.1
Сводная таблица оценивания степени выраженности качеств в средней группе «Аленушка»: девочки
№ строк Качества девочек И мена всего
СЗ ОЭ И СЗ оэ СЗ Ё СЗ X % СЗ 0 СЗ и СЗ 0 сЗ S сЗ Л К « СЗ 1 ч S3 о и СЗ 1 Ч § К м I « Полина
1 Доброта 9 8 8 8 7 7 8 8 6 8 9 7 8 101
2 Обаяние 9 8 9 9 8 8 8 8 8 8 8 8 9 108
3 Оптимизм 7 8 8 9 7 7 7 7 6 7 7 7 7 94
4 Умение уступить 7 7 7 8 7 7 7 7 6 7 7 7 7 91
5 Общительность 7 8 7 9 7 7 7 8 8 8 7 7 7 97
6 Верность 7 7 7 9 7 7 7 7 6 7 7 7 7 92
7 Ответственность 8 8 8 8 7 8 8 7 7 8 7 7 8 99
8 Скромность 8 9 9 9 9 8 8 8 7 8 8 8 8 107
9 Искренность 5 6 6 7 6 6 6 6 5 6 5 5 5 74
10 Женственность 7 6 7 7 7 7 7 7 6 7 7 7 7 89
11 Всего 74 75 76 83 72 72 73 73 65 74 72 70 73
12 Среднее значение полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств) 7,4 7,5 7,6 8,3 7,2 7,2 7,3 7,3 6,5 7,4 7,2 7 7,3
13 Среднее значение выраженности качеств в группе 7,3
14 Рейтинг 4 3 2 1 6 6 5 5 8 4 6 7 5
15 лидер аутсайдер
Таким образом, мы получили информацию в виде числовых значений, отражающих совокупную экспертную позицию о выраженности всех качеств и каждого качества (компетентности и каждой компетенции) у каждого (-ой) мальчика (девочки) и представили в виде таблицы числовые знания (формализованную, на основе экспертной оценки, информацию) о выраженности качеств у мальчиков и девочек в группе (табл. 4.1, 4.2).
Таким образом, какую информацию мы можем извлечь из этих таблиц (табл. 4.1, 4.2).
- выраженность каждой компетенции у каждого ребенка в сравнении с выраженностью этой компетенции у других детей (табл. 4.1, 4.2: строки 1-10);
- выраженность всех компетенций у каждого ребенка (табл. 4.1, 4.2: строка 11) в сравнении с выраженностью этой компетенции у других детей;
- выраженность каждой (табл. 4.1, 4.2: столбец «Всего») компетенции у всех мальчиков и (или) у всех девочек;
- среднее значение выраженности каждой компетенции в группе мальчиков (девочек) (табл. 4.1, 4.2: строки 1-10; числовое значение из столбца «всего», деленное на количество мальчиков (деовочек);
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
75
- среднее значение выраженности всех компетенций в группе мальчиков (девочек);
- рейтинг социального статуса (относительно совокупности из 10-ти компетенций) мальчика (девочки) в группе (табл. 4.1, 4.2: строка 14);
- идентифицировать лидеров и аутсайдеров в группе (табл. 4.1, 4.2: строка 15).
Вся эта информация служит для принятия управленческих решений. Правильно принятое управленческое решение и адекватное ему управленческое действие должно приводить к позитивному результату, выражающемуся в том, что числовое значение изменится в сторону увеличения.
Неадекватное решение и (или) действие приведет к уменьшению числовых значений.
Повторные (повторяющиеся с определенной периодичностью, установленной нормативным актом) измерения (совокупная экспертная оценка) дадут нам представления о динамике проявления каждого качества (компетенции), всех качеств (компетентности) в конкретный момент.
Мы сможем фиксировать дельту увеличения/уменьшения каждой компетенции, компетентности, в целом: а) у каждого (-ой) воспитанника (-ицы); б) только у мальчиков; в) только у девочек; г) у всей группы; д) во всех группах.
Ниже представлены данные по итогам оценивания степени выраженности социальных компетенций каждого(-ой) воспитанника(-ицы) на начало года в сравнении со средним уровнем выраженности качеств в группе представлены в лепестковой диаграмме.
Сравнение выраженности качеств у Егора Т. со средней выраженностью качеств в группе «Аленушка» у мальчиков
Сравнение выраженности качеств у Алеши М. со средней выраженностью качеств в группе «Аленушка» у мальчиков
76
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)
Сравнение выраженности качеств у Лены О. со средней выраженностью качеств в группе «Аленушка» у девочек
Сравнение выраженности качеств у Сони Л. со средней выраженностью качеств в группе «Аленушка» у девочек
Из числовых значений можно увидеть, какие социальные компетенции воспитанника (-ицы) выражены в наименьшей степени и начать усиленно работать по увеличению их выраженности и, прежде всего, самому воспитаннику (-ицы) и его родителям (взрослым).
Таким образом, педагог может добиться того, что воспитанник (-ица), с помощью родителей, будет целенаправленно, осознанно формировать в себе положительные, социально значимые, социально одобряемые качества. Качества, которые для этой социальной группы являются референтными.
И, поскольку все эти качества являются позитивными и взяты из общественно-исторического опыта человечества, то, следовательно, у каждого (-ой) воспитанника (-ицы) в социальной группе происходит освоение социально-ценных, социально-одобряемых, позитивных и, к тому же, не только универсальных, но и гендерных компетенций.
Список литературы
1. Закон РФ “Об образовании” // «Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М. : ИФ «Образование в документах», 2001. - 2-е изд., 104 с.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
77
2. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий. - № 2. - 2009. - С. 5-54.
3. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Пособие для работников дошкольного образования. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
4. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования [Текст] /
С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: Материал междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). - Челябинск : Образование, 2009. - Ч. 2.
5. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - № 3. - 2009. - С. 87-97.
FORMATION OF SOCIALIZATION OF BOYS AND GIRLS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
A. I. Kuznetsova
Chelyabinsk
The article discusses the problem of content selection and socialization estimation using method of «socialization of content selection - SCS» and «evaluation of socialization of boys and girls - ES» of Professor S. G. Molchanov, methods ofparticipation of children of middle school age and their parents in educational process and an analysis of the work. This methods founds on the system of questions to participants about human qualities that they would like to develop (gender approach is used in this method). This approach allows to activate participants’ activity and makes the educational process more personal and efficient.
Keywords: socialization, socialization content, social competence («universal» , «male» and «female»), referentiality, experts, expert «male» and «female» position and raise.