Научная статья на тему 'Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации'

Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ("УНИВЕРСАЛЬНЫЕ" / "МУЖСКИЕ" И "ЖЕНСКИЕ") / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / ЭКСПЕРТЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ"МУЖСКИЕ" И "ЖЕНСКИЕ" ПОЗИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялова Людмила Николаевна

В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации и оценивания социализованности с использованием методик «Отбора содержания социализации ОСС» и «оценивания социализованности мальчиков и девочек ОС» профессора С. Г. Молчанова, отбор способов работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями, а также анализ проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

89

Людмила Николаевна Ялова

Челябинск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИМАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации и оценивания социализованности с использованием методик «Отбора содержания социализации -ОСС» и «оценивания социализованности мальчиков и девочек - ОС» профессора С. Г. Молчанова, отбор способов работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями, а также анализ проведенной работы.

Ключевые слова: социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), референтность, эксперты, экспертные «мужские» и «женские» позиции, воспитание

С целью определения социальных компетенций, на которые ориентированы представитель определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была реализована процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем - ОСС - ДОУ) С. Г. Молчанова.

В экспертном оценивании принимали участие воспитанники подготовительной к школе группы «Гусеничка» МАОУ СОШ № 14 - ДС г. Челябинска. Методику ОСС-ДОУ мы провели в форме родительского собрания по теме «Существенные (социально-значимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)». Для проведения этого родительского собрания (социализационного занятия) нам потребовалась «Матрица основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности» (табл. 1) и каждому родителю, пришедшему на собрание мы подготовили лист бумаги с инструкцией по выполнению задания.

Перед началом выполнения мы предложили родителям выступить в качестве экспертов. В предложенном перечне отобранные в него слова фиксируют универсальные качества, а также качества по преимуществу мужские и качества по преимуществу женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах, которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина. Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а с другой стороны - на свои субъективные представления. После выполнения задания родители сдали листы с избранными ими (как экспертами) перечнями слов, обозначающих желательные позитивные социальные компетенции девочек и мальчиков - сверстников и сверстниц их детей.

Далее мы приступили к обработке полученных сведений. Нами были отобраны наиболее часто повторяющиеся слова и зафиксированы в сводные листы, которые содержали списки качеств, а также, которые должны быть присущи мальчикам и девочкам в соответствии с экспертными представлениями родителей (табл. 2).

© Л. Н. Ялова, 2013.

90

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

Таблица 1

Матрица (перечень наиболее важных), основных (позитивных) гендерных

и универсальных качеств личности

Качества

Женские Универсальные Мужские

1 2 3

Верность Доверчивость Женственность Жизнерадостность Забота о людях Застенчивость Инфантильность Любовь к детям Мягкость Нежность Нелюбовь к брани Очаровательность Обаяние Привязанность Сострадание Способность Утешать Теплота Тихий голос Умение понимать других Умение сочувствовать Умение уступить Активность Беззаботность Беспечность Бодрость Быстрота в принятии решений Великодушие Восприимчивость Вспыльчивость Высокая мораль Готовность к действию Гуманность Демократичность Дисциплинированность Доброта Живость Задумчивость Зрелость Импульсивность Искренность Искушенность Консервативность Культурность Модность Оптимизм Напряженность Необычность Неторопливость Общительность Оживленность Опытность Основательность Ответственность Открытость ума Привлекательность Прямота Пунктуальность Работоспособность Развитая интуиция Развитое воображение Романтичность Светскость Серьезность Скромность Тактичность Терпеливость Терпимость Трудолюбие Убежденность Уважительность Уверенность в себе Ум Умеренность Упорство Честность Чистоплотность Чувство юмора Шутливость Широта взглядов Экстравагантность Энергичность Яркость Агрессивность Амбициозность Аналитичность Атлетичность Вера в себя Дух соревнования Индивидуализм Мужественность Наличие собственной позиции Напористость Независимость Сила Сильная личность Склонность вести за собой Склонность к доминированию Склонность к риску Способность к лидерству Способность защищать свои взгляды Умение полагаться только на свои силы

Таблица 2

Обработка экспертных выборов (полученных сведений): мальчики

№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов

1 2 3

1. Доброта 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 16

2. Отзывчивость -

3. Честность 1;1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 21

4. Ответственность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 7

5. Аккуратность -

6. Воспитанность -

7. Общительность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 10

8. Оптимизм 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 9

9. Бодрость 1; 1; 1 3

10. Верность 1; 1; 1; 1 4

11. Уверенность в себе 1; 1; 1 3

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

91

12. Развитая интуиция 1; 1 2

13. Трудолюбие 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 14

14. Сильная личность 1; 1; 1; 1; 1 5

15. Работоспособность 1; 1; 1; 1 4

16. Дисциплинированность 1; 1; 1 3

17. Культурность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 9

18. Серьезность 1; 1; 1; 1; 1 5

19. Ум 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 11

20. Пунктуальность 1; 1 2

21. Уважительность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 13

22. Способность защищать свои взгляды 1; 1; 1 3

23. Развитое воображение -

24. Искренность 1; 1; 1; 1; 1; 1 6

25. Скромность 1; 1; 1; 1 4

26. Сила 1; 1 2

27. Умение полагаться только на свои силы 1 1

28. Активность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 11

29. Нежность -

30. Мужественность 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 11

31. Независимость 1; 1; 1; 1; 1 5

32. Гуманность 1; 1; 1 3

33. Чувство юмора 1; 1; 1; 1; 1; 1 6

34. Чистоплотность 1; 1; 1; 1; 1; 1 6

35. Вера в себя 1; 1; 1 3

36. Терпеливость 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1; 1 8

37. Энергичность 1; 1; 1; 1; 1; 1 6

38. Умение понимать других -

39. Шутливость 1; 1

40. Великодушие 1; 1; 1; 1 4

41. Жизнерадостность 1; 1; 2

42. Прямота 1; 1; 1; 1 4

43. Яркость 1; 1; 1 3

44. Живость -

45. Тактичность 1; 1

46. Восприимчивость -

47. Склонность вести за собой -

48. Индивидуализм 1; 1; 1 3

49. Широта взглядов -

50. Мягкость -

51. Дух соревнования -

52. Нелюбовь к брани -

53. Способность к лидерству -

54.Наличие собственной позиции 1 1

55. Атлетичность 1 1

56. Умение уступить -

57. Напористость 1; 1 2

58.Склонность к доминированию -

59. Основательность -

60. Способность к лидерству -

92

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

61. Амбициозность -

62. Воображение -

63. Любовь к детям 1; 1 2

64. Бодрость -

65. Забота о людях -

Обработка экспертных выборов (полученных сведений): девочки

№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов

1 2 3

1. Жизнерадостность 1;1;1;1;1;1;1;1 8

2. Застенчивость 1;1;1;1 4

3. Любовь к детям 1;1;1;1;1;1;1;1 8

4. Искренность 1;1;1;1;1;1;1 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Честность 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 10

6. Умение уступить 1; 1;1;1;1;1;1 7

7. Способность утешать 1 1

8. Обаяние 1;1;1;1 4

9. Забота о людях 1;1;1;1;1;1;1 7

10. Верность 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 11

11. Доброта 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1; 1; 1;1;1;1;1 20

12. Живость -

13. Ум 1;1;1;1;1 5

14. Утешать 1;1 2

15. Умение понимать других 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 11

16. Умение сочувствовать 1;1;1;1;1;1;1;1;1 9

17. Скромность 1;1;1 3

18. Серьезность -

19. Вера в себя 1 1

20. Великодушие 1;1;1 3

21. Мужественность -

22. Чувство юмора 1;1 2

23. Модность 1;1;1 3

24. Сострадание 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 12

25. Мягкость 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 11

26. Нежность 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 13

27. Женственность 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 10

28. Теплота 1;1;1;1;1;1;1 7

29. Уверенность в себе 1;1;1 3

30. Воображение -

31. Активность 1;1;1;1;1;1;1 7

32. Оптимизм 1;1;1;1;1;1;1 7

33. Романтичность 1;1 2

34. Бодрость 1 1

35. Быстрота в принятии решения 1 1

36. Дисциплинированность 1;1;1;1;1 5

37. Живость -

38. Необычность -

39. Общительность 1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1;1 13

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

93

40. Опытность 1;1 2

41. Упорство 1 1

42. Гуманность -

43. Очаровательность 1;1;1 3

44. Ответственность -

45. Уважительность 1;1;1 3

46.Тактичность 1;1 2

47. Чистоплотность 1;1;1;1;1 5

48. Отзывчивость -

49. Открытость ума -

50. Трудолюбие 1;1;1;1;1;1 6

51. Терпимость 1 1

52. Привлекательность -

53. Готовность к действию -

54. Восприимчивость -

55. Задумчивость -

56. Упорство -

57. Нелюбовь к брани 1;1 2

58. Энергичность -

59. Тактичность -

60. Пунктуальность -

61. Прямота 1 1

62. Культурность -

63. Аккуратность -

64. Воспитанность -

Такая обработка полученных данных позволила нам установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов были зафиксированы в сводный перечень (табл. 3), который содержит 10 слов.

Таблица 3

Сводный перечень наиболее часто повторяющихся (выбранных родителями) качеств

МАЛЬЧИКИ: ДЕВОЧКИ:

Возраст - 6 лет Возраст - 6 лет

Качества Качества

(социальные компетенции) (социальные компетенции)

1. Честность 1. Доброта

2. Доброта 2. Нежность

3. Трудолюбие 3. Общительность

4. Уважительность 4. Сострадание

5. Ум 5. Верность

6. Активность 6. Умение понимать других

7. Мужественность 7. Мягкость

8. Общительность 8. Честность

9. Оптимизм 9. Женственность

10. Культурность 10. Умение сочувствовать

Таким образом, после обработки экспертных листов (выборов), мы получили два перечня (по каждой конкретной группе) в виде выборов родителей детей наиболее значи-

94

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

мых для них - и как родителей, и как экспертов - социальных компетенций: 1) мужских и 2) женских. На этом обработка данных была завершена. Эти таблицы с качествами мальчиков и девочек можно называть «социальными портретами», а также «эталонными» для детей подготовительной к школе группы «Гусеничка».

После проведения методики ОСС - ДОУ (методика «Отбора содержания социализации»), которая сделала для нас вполне внятный социальный заказ родителей, мы сделали следующий шаг и провели родительское собрание (социализационное занятие) по теме «Оценивание выраженности существенных (социально-значимых) качеств (личности) сверстников (сверстниц) нашего (-ей) сына (дочери)» (приложение 2), с использованием методики «Оценивания социализованности мальчиков и девочек» (ОС - ДОУ).

Для проведения родительского собрания мы подготовили экспертный лист (экспертную карту). Этот экспертный лист (экспертная карта) создается для оценивания степени выраженности референтных компетенций: каждой, в отдельности, и всех компетенций у каждого ребенка в группе. При этом мы можем подчеркнуть, это будет оценкой со стороны родителей этих детей, а именно, экспертного (родительского) сообщества.

Для подготовки экспертного листа, мы внесли в него избранные родителями, от имени воспитанников (-иц), два перечня по 10 слов (из методики ОСС - ДОУ), обозначающих качества (социальные компетенции) мальчиков и девочек.

Свод всех числовых значений всех обработанных листов позволил нам зафиксировать «общественное», родительское, коллективное, групповое представление о степени выраженности у каждого мальчика (девочки) группы референтной, позитивной, социальной компетенции в виде числового значения от 1 до 10 (табл. 4).

Таблица 4

Сводная таблица

оценивания степени выраженности качеств (мальчики) подготовительной к школе группы «Гусеничка»

№ п/п Качества (социальные компетенции) мальчиков Имена, фамилии № п/п

Женя Никита О. = -а ч В Владик Вадим В а. е w X* о. о - ы Максим Данил Кирилл Арсений ВСЕГО 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 2

1 Честность 7 7 7 6 6 8 8 7 6 6 9 77 3

2 Доброта 9 7 9 7 6 9 9 7 7 6 9 85 4

3 Трудолюбие 8 8 8 8 7 8 8 8 7 8 8 86 5

4 Уважительность 8 7 8 8 7 8 8 7 7 7 8 83 6

5 Ум 8 8 8 8 8 8 8 7 6 7 9 85 7

6 Активность 8 8 9 8 8 9 9 9 9 9 8 94 8

7 Мужественность 7 7 8 7 8 8 7 7 7 8 8 82 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Общительность 8 8 9 8 7 8 8 8 8 7 7 86 10

9 Оптимизм 8 8 8 8 8 8 8 7 8 8 8 87 11

10 Культурность 8 7 8 7 8 8 8 7 7 7 8 83 12

ВСЕГО 79 75 82 75 73 82 82 74 72 73 82 13

Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств) 7,9 7,5 8,2 7,5 7,3 8,2 8,2 7,4 7,2 7,3 8,2 14

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

95

Среднее значение выраженности качеств в группе 7,7 15

Рейтинг 2 3 1 3 5 1 1 4 6 5 1 16

Лидер Лидер Лидер Аутсайдер Лидер 17

Сводная таблица

оценивания степени выраженности качеств (девочки) подготовительной к школе группы «Гусеничка»

№ п/п Качества (социальные компетенции) мальчиков Имена, фамилии № п/п

Марина св 5 п я < со - н (J «3 И £ «3 S = О о. со 53 Э 2 (J W н* - н (j «3 И се я я Ой № Л ■в- о и «3 S = о о. со Виолетта «3 оэ ы «3 а «3 п ВСЕГО 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2

1 Доброта 8 8 8 7 8 6 8 8 9 8 8 8 94 3

2 Нежность 8 8 8 7 8 7 8 8 8 7 8 8 93 4

3 Общительность 9 8 8 9 8 8 8 8 7 7 7 8 95 5

4 Сострадание 8 8 8 6 8 5 9 8 8 8 7 8 91 6

5 Верность 8 8 8 8 8 7 8 8 8 7 8 8 94 7

6 Умение понимать других 8 8 8 5 8 5 8 8 8 6 7 7 86 8

7 Мягкость 8 8 8 7 8 5 9 8 8 7 7 7 90 9

8 Честность 8 7 8 6 7 4 8 8 8 7 7 7 85 10

9 Женственно сть 8 8 8 6 8 5 8 8 8 7 7 7 88 11

10 Умение сочувствовать 9 8 8 6 8 6 9 8 7 7 6 6 88 12

ВСЕГО 82 79 80 66 79 58 83 80 71 71 72 74 13

Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств) 8,2 7,9 8,0 6,6 7,9 5,8 8,3 8,0 7,1 7,1 7,2 7,4 14

Среднее значение выраженности качеств в группе 7,4 15

Рейтинг 2 4 3 8 4 9 1 3 7 7 6 5 16

Аутсайдер Он 1) Э 17

Из перечня универсальных по преимуществу качеств мы выбрали только два: «доброта» и «честность».

Далее в нашей исследовательской работе мы раскроем способы формирования позитивной социальной компетентности детей подготовительной к школе группе «Гусенич-

96

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

ка» по этим качествам (доброта, честность) и работу с родителями (табл. 5, 6).

Таблица 5

Способы работы педагогов детского сада с детьми подготовительной к школе группы по формированию позитивной социальной компетентности

Качества (социальные компетенции) Цели и задачи работы Формы и методы

1. Доброта 1. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. 2. Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека. 3. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. 4. Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки сверстников. 1) Беседы на темы: «Уроки доброты» (с использованием картинок автора Фе-сюковой Л. Б.), «Ваши добрые поступки», «Как относиться к просьбам незнакомых людей», «Как и за что мы благодарим окружающих». 2) Изобразительная деятельность на темы: «Что такое доброта?», «Кошка с котятами» 3) Изготовление сувениров и подарков для членов семьи на занятиях изодеятельности, 4) Занятия с детьми на темы: «Доброта - что солнце», «Путешествие в страну Доброты», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Уроки доброты», «Дружба живет среди нас», «Урок Доброты или Азбука Вежливости». 5) Праздник, развлечение: «Доброта побеждает все», «Доброта - она от века украшенье человека». 6) Сюжетно - ролевые и дидактические игры: «Больница», «Зоопарк», «Семья», «Супермаркет», «Кафе», «След Доброты», « На что похожа доброта?», «Как бы ты поступил?»; словесная игра «Назови доброго сказочного героя». 7) Чтение рассказов и стихотворений: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья»; А. Барто «Вовка - добрая душа»; К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Доброта», «Добрых людей как всегда, не хватает...», «Дорога добра», «Давайте поклоняться доброте!», «Доброта непременно спасает весь мир» и др. 8) Знакомство с пословицами и поговорками о доброте. 9) Просмотр мультфильмов: «Снежна королева», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Крошечка - Хаврошечка», «Золушка», «Дорогою добра», «Цветик семицветик», «Гуси лебеди» и др. 10) Разучивание песен: «Доброта» И. Лученок, «Добрая сказка», «Если добрый ты.», «От улыбки хмурый день светлей»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

97

2. Честность 1. Формировать у детей 1) Беседы на темы:

представление о чест- «Честность», «Правдивость»

ности (быть честным 2) Занятия с детьми на темы:

по отношению ко всем, «Поговорим о честности», «Честность и правдивость»

уметь признавать и ис- 3) Праздник, развлечение:

правлять свои ошибки, «Путешествие в Мультляндию»

выполнять правила. 4) Сюжетно - ролевые и дидактические игры:

2. Побуждать детей к «Сердечко честности», «Горелки», «Водяной» и др.

проявлению честности в 5) Чтение рассказов и стихотворений:

делах, поступках, выска- В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Успенская,

зываниях. М Успенский «Это я виноват», В. Сухомлинский «Как

3. Помочь учащимся в мальчики мед съели», Л. Толстой «Косточка», корейская

процессе самопознания сказка «Честный мальчик».

и самовоспитания ха- 6) Знакомство с пословицами и поговорками о чест-

рактера, содействовать ности.

их стремлению стать 7) Просмотр мультфильмов:

лучше. «Честное слово», «Королевство кривых зеркал», «Новогодние приключения Маши и Вити» и др.

Таблица 6

План работы педагогов детского сада с родителями по формированию у детей

старшего дошкольного возраста позитивной социальной компетентности

№ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1 Родительское собрание «Существенные (социальнозначимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)» Сентябрь Воспитатели групп, ст. воспитатель

2 Родительское собрание «Оценивание выраженности существенных (социально-значимых) качеств (личности) сверстников (сверстниц) нашего (-ей) сына (дочери)» Сентябрь, май Воспитатели групп, ст. воспитатель

3 Отбирать изображения, на которых представлены действия (глаголы) различных персонажей, в которых проявляется качество «доброта», «честность». Ноябрь Воспитатели групп

4 Оформление стенда в родительском уголке на тему «Мальчики и девочки - два разных мира» Декабрь Воспитатели групп

5 Оформление альбома с фото, рисунками, рассказом ребенка о добрых поступках. Январь Родители и дети

6 Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей». Февраль Родители и дети

7 Придумать сказку, рассказ с картинками (совместно с детьми) по теме «Честность» Март Родители и дети

8 Проведение совместных праздников Март, апрель Воспитатели групп, родители, дети

Таким образом, после проведения методик (ОСС - ДОУ, ОС - ДОУ) нами были разработаны способы работы педагогов с детьми, а также был составлен план работы с родителями. Мы создали условия для формирования у дошкольников гендерных позитивных социальных компетенций.

С целью проверки успешности осуществлённой нами исследовательской работы был проведён анализ и интерпретация. Нас интересовало, насколько изменилась степень выраженности универсальных качеств «доброта», «честность» у детей подготовительной к школе группы «Гусеничка». Повторное определение степени выраженности качеств проводилось с помощью методики ОС - ДОУ. Полученные данные в ходе исследования, представлены в процентном соотношении (табл. 7).

98

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

Таблица 7

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (%)

Начало исследования Конец исследования

мальчики девочки мальчики девочки

доброта честность доброта честность доброта честность доброта честность

77 % 70 % 78 % 71 % 85 % 79 % 91% 89 %

Для большей наглядности данные результатов оценивания степени выраженности качеств мальчиков (девочек) подготовительной к школе группы «Гусеничка» представлены на гистограмме (рисунок 1, 2).

доброта честность

□ начало исследования □ конец исследования

Рис. 1

доброта честность

□ начало исследования □ конец исследования

Рис. 2

Таким образом, что на конец исследования, мы видим прирост выраженности универсальных качеств (социальных компетенций) в процентном соотношении: доброта у мальчиков на 8 %, у девочек на 13 %; честность у мальчиков на 9 %, у девочек на 18 %. Наше исследование имело положительные результаты, о чём свидетельствует прирост выраженности универсальных качеств (социальных компетенций) у детей подготовительной к школе группы.

Список литературы

1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях [Текст] / Н. А. Баранникова // Методическое пособие для педагогов ДОУ. - М. : Сфера, 2012. -128 с.

2. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий. - 2009. - № 2.- С. 5-54.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

99

3. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: пособие для работников дошкольного образования /

С. Г. Молчанов. - Челябинск : Энциклопедия, 2012. - 60 с.

4. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализациии образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). - Челябинск : Образование, 2009. - Ч. 2.

5. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - № 3. - 2009. - С. 87-97.

Referencies

1. Barannikova, N. A. O mal’chishkah i devchonkah, a takzhe ih roditeljah [Tekst] /

N. A. Barannikova // Metodicheskoe posobie dlja pedagogov DOU. - M. : Sfera, 2012. - 128 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zakurdaeva, L. G. Formirovanie social’nyh kompetencij u detej s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostjami [Tekst] / L. G. Zakurdaeva // Cheljabinskij gumanitarij. - 2009. - № 2.- S. 5-54.

3. Molchanov, S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS - DOU) i ocenivanija socializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS - DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [Tekst]: posobie dlja rabotnikov doshkol’nogo obrazovanija / S. G. Molchanov. -Cheljabinsk : Jenciklopedija, 2012. - 60 s.

4. Molchanov, S. G. Vospitanie - instrument socializaciii obrazovanija [Tekst] /

S. G. Molchanov, G. G. Voronenko // Aktual’nye problemy povyshenija kachestva obshhego i professional’nogo obrazovanija v uslovijah modernizacii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Cheljabinsk, 16 dekabrja 2008). - Cheljabinsk : Obrazovanie, 2009. - Ch. 2.

5. Molchanov, S. G. Soderzhanie socializacii, social’nye kompetencii, socializovannost’ [Tekst] / S. G. Molchanov, A. T. Tutatchikov // Cheljabinskij gumanitarij. - № 3. - 2009. - S. 87-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.