Научная статья на тему 'Инновационная менеджмент-технология социализации и гражданского воспитания в системе образования'

Инновационная менеджмент-технология социализации и гражданского воспитания в системе образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГЕНДЕРНОСТЬ / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ОБРАЗОВАННОСТЬ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / AND EDUCATION (EDUCATIONAL COMPETENCE) / РЕЦИПРОКНОСТЬ / RECIPROCITY / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / THE CONTENT OF SOCIALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / SOCIAL INTERVENTION / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ (СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / SOCIALCONNECT (SOCIAL COMPETENCE) / СОЦИАЛЬНАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL (EDUCATIONAL) COMPETENCE / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / GENDER / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

Представлена инновационная социализационно-образовательная менеджмент-технология управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание», «гражданское образование», «обучение». Технология охарактеризована процедурно и инструментально: а) отбор содержания социализации (ОСС), б) измерение социализованности (ОС) членов социальной группы и в) оценивание эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation management-technology socialization and civic education in the education system

The innovative socialization-educational management technology management educational facilities: "socialization", "education", "civic education", "training" is presented. The technology is characterized by procedural and instrumental: a) the selection of the content of socialization (SIS), b) measurement of sotsializovanomu (OS) of the members of a social group and b) an evaluation of the effectiveness of socialization (educational) impact (ESIA).

Текст научной работы на тему «Инновационная менеджмент-технология социализации и гражданского воспитания в системе образования»

5. Развитие личности ребенка в туристско-краеведческой деятельности / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой. М., 1994. 124 с.

6. Алиева Л. В., Озерская О. В., Трубачева М. Е. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа: сб. из опыта работы. М.: Изд. ООО «Ритм», 2008. 124 с.

7. Остапец А. А. Школа жизни - окружающий мир. Из опыта программирования образовательной деятельности учреждения: сб. программно-методических материалов / под общ. ред. Л. В. Алиевой. М., 2004. 152 с.

8. Там же.

9. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка: учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2001. 144 с.

10. Там же.

11. Остапец А. А. Школа жизни - окружающий мир. С. 3-7.

12. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования: сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М.: ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ «ДДЮТЭ» Родина» им. А. А. Остапца-Свеш-никова, 2013. 71 с.

13. Остапец А. А. От кружка школы до экспериментального Центра Москвы и России. 20 лет клуба и Центра «Родина». М., 1997. 100 с.

УДК 371.485; 379.8.091.4; 379.835; 122; 159.9.072.533

С. Г. Молчанов

ИННОВАЦИОННАЯ МЕНЕДЖМЕНТ-ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Представлена инновационная социализационно-образовательная менеджмент-технология управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание», «гражданское образование», «обучение». Технология охарактеризована процедурно и инструментально: а) отбор содержания социализации (ОСС), б) измерение социализованности (ОС) членов социальной группы и в) оценивание эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ).

The innovative socialization-educational management technology management educational facilities: "socialization", "education", "civic education", "training" is presented. The technology is characterized by procedural and

instrumental: a) the selection of the content of socialization (SIS), b) measurement of sotsializovanomu (OS) of the members of a social group and b) an evaluation of the effectiveness of socialization (educational) impact (ESIA).

Ключевые слова: воспитание, гендерность, гражданин, гражданское общество, методика, мониторинг, образованность (образовательная компетентность), реципрокность, содержание образования, содержание социализации, социализация, социальное вмешательство, социализованность (социальная компетентность), социальная (образовательная) компетенция, социа-лизационно-образовательная технология, технология.

Keywords: education, gender, citizen, civil society, methodology, monitoring, and education (educational competence), reciprocity, the content of education, the content of socialization, socialization, social intervention, socialconnect (social competence), social (educational) competence, socialization, educational technology, technology.

Гражданин и гражданское общество

Сегодня в Челябинской области обсуждается, готовится к утверждению и реализации документ «Стратегия развития гражданского общества на Южном Урале». В проекте документа сделана, на наш взгляд, не очень удачная попытка дать определение феномена «гражданское общество» - это «общество, характеризующееся сферой самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, и организаций граждан, которые защищены от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти» [1].

Нам представляется важным заметить, что употребление словосочетаний «прямое вмешательство» и «произвольная регламентация» как бы противопоставляет государство и гражданина. А этого в государстве, строящем гражданское общество, быть не должно. И это, во-первых.

Во-вторых. Там, где власть, как утверждал Людовик XIV: «Государство - это я», там нет граждан, там - подданные или рабы. Поэтому в определении следует подчеркнуть различия между феноменами «подданный» и «гражданин», которое возникло еще до Великой французской революции, т. е. в XVIII в.

Так, Д. Дидро (1751-1780) в «Энциклопедии» в статье «Гражданин» «различает термины «подданный» и «гражданин»: в понимании Д. Дидро, «гражданин - участник суверенитета, участник исполнения верховной власти» [2], то, что сейчас в России мы на-

21

зываем «общественно-государственным управлением» [3]. Французский государственный деятель Ла Шалотэ (1701-1785) накануне революции, выступая против доминирования иезуитов, реализующих религиозное образование (обучение и воспитание), настаивал на необходимости «education civile», т. е. гражданского образования, для того, чтобы «preparer des citoyens à l'Etat», т. е. формировать граждан для Государства. Таким образом, содержание «гражданского образования» должно было ориентироваться на подготовку «гражданина для Государства» (перевод наш. - С. М ). Французская революция уточнила понятие «гражданин», внеся в него смысл обладания правами, которые вытекают из естественного права и универсальной морали и которые закреплены в юридическом статуте гражданина национальным законодательством [4].

Таким образом, гражданское общество (как оно понимается во Франции, стране, первой в Европе и мире начавшей употреблять термин «гражданин» в нынешнем его смысле) - это общество, члены которого «полезны для страны» [5]; имеют юридический статус «гражданин», закрепленный национальным (государственным) законодательством; являются обладателями естественного права и носителями универсальной (общечеловеческой) морали; участниками (представителями) государственного суверенитета, участниками (партнерами) исполнения верховной власти.

Таким образом, можно предложить следующее современное определение феномена «гражданское общество».

Гражданское общество - это общество, члены которого

- участники а) реализации суверенных прав государства и б) исполнения его (государства) властных полномочий;

- носители гражданско-правовых образовательных компетенций, гражданского долга, гражданской доблести и гражданского достоинства по отношению к государству;

- акторы (субъекты) позитивных общечеловеческих и ген-дерных социальных компетенций, среди которых приоритетными являются: ответственность, гражданственность, духовность, пас-сионарность по отношению к детям, семье, обществу;

- организаторы и исполнители созидательных, пассионарных, позитивных гражданских инициатив [индивидуальных и групповых (в виде добровольных ассоциаций, организаций, движений, партий и т. п.) с участием или без органов государственной власти], не противоречащих действующей Конституции.

Таким образом, в отличие от авторитарного общества, где власть говорит, как Людовик XIV: «Государство - это я», в гражданском обществе говорят: «Государство - это <все> мы». Заметим также, что в гражданском обществе система образования должна обеспечивать гражданское образование; все же остальные социально-образовательные институты (семья, СМИ, учреждения культуры, телевидение, радио, кино, искусство и др.) - обеспечивать освоение «универсальной морали» [6], или общечеловеческих, универсальных ценностей (норм, социальных компетенций, включая общественно одобряемые способы поведения), или содержания социализации.

Из вышеуказанного становится понятным, что гражданское общество - это, прежде всего, ответственные люди, руководствующиеся в своем поведении естественным и универсальным правом.

Фундаментальный принцип государственности -общенародная ответственность

Когда в декабре 2012 г. было оглашено «Послание Президента В. В. Путина Федеральному собранию РФ» [7], средства массовой информации активно обсуждали то, что внимание общественности акцентировалось на «вещах нематериальных, ценностных»:

- «президент решил поговорить о ценностных смыслах, о единстве страны и формировании морального климата»;

- наметил для страны «нравственные ориентиры»;

- призвал к необходимости научить людей «активно заниматься собственной жизнью, не забывая об общих ценностях»;

- напомнил «при этом и об ответственности власти...» «перед нынешними и будущими поколениями».

А «главным акцентом Путина. стала попытка формирования общих для всех россиян ценностей».

Секретарь генсовета «Единой России» С. Неверов убежден, что «Владимир Путин сформулировал национальную идею» [8], которая зафиксирована в следующем: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности» [9].

Ответственность - гражданственность - духовность -российская национальная идея?

«Ценности», «мораль», «нравственность», «нравственные ориентиры», «духовность» и, наконец, «духовные скрепы» стали предметом «Послания 12.12.12». При этом, по поводу «духовных скреп», в частности, жестко зафиксирован тезис: «...сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» [10].

Чтобы понять, что же имел в виде Президент, употребляя это редко употребляемое, но исконно русское словосочетание, обратимся к его этимологическим корням.

Для русскоговорящего человека «скрепы» - это то, что скрепляет что-то с чем-то; а «духовные» - кого-то с кем-то. К слову «скрепы» синонимами могут быть: «узы», «связи», «оковы», «цепи», «путы», «обручи». У нас нет задачи провести этимологическое исследование лексемы «скрепы», но приведенный выше синонимический ряд лишь позволяет глубже проникнуть в смыслы этого слова. «Духовные скрепы» (это, разумеется, образное выражение, наполняющее новыми смыслами слово «скрепы») означает связи, отношения, узы между людьми, причем связи социальные и позитивные.

Приведем примеры словоупотребления глагола скреплять. В словаре В. И. Даля находим:

- «скреплять подписью - подтверждать правильность» чего-либо. Это, по существу, принимать ответственность на себя;

- «скрепить что-то словом - дать ручательство». А это и о справедливости, и о честности, и о порядочности, и о гражданственности, и о надежности, и о доверии, и о высокой морали и многом другом;

- выражение «Подыми руку, да опусти, а сердце скрепи»: чем не правило толерантного поведения, взаимного уважения, терпимости;

- другое выражение - «скрепив сердце, промолчал - удержался» . А это и о сдержанности, и об уме (в драке виноват тот, кто умнее - афоризм древних римлян), и об уважении, и о мужественности, и о великодушии, и об эмпатии, и об уверенности в себе, и об умении уступить;

- еще один смысл - «скрепить то, что расшаталось» [11] -прямо раскрывает смысл того, что имел в виду В. В. Путин, говоря: «дефицит духовных скреп». Нужно восполнить этот самый «де-24

фицит», скрепить «расшатавшиеся» за последние десятилетия основы государственности. И этими скрепами должны стать: «ответственность», «гражданственность», «духовность» [12].

Возможно, именно поэтому С. Неверов [13] и назвал эту триаду национальной идеей, а словосочетание «духовные скрепы» стало словом года в 2013 г. по результатам опроса журнала «Власть-КоммерсантЪ».

Содержание социализации - ценности и идеалы

Позитивные «скрепы» становятся возможными, когда у каждого человека, гражданина, россиянина есть «к чему «прикрепиться», т. е. есть некие позитивные, социальные компетенции. И чем их больше, тем крепче взаимные связи, тем крепче семья, тем крепче государство: «для скрепу, лишний гвоздь не мешает» [14]. И поэтому, - говорит В. В. Путин, - «нас должно быть больше и мы должны быть лучше» [15]. А тут уж все зависит от каждого: его ответственности, гражданственности и духовности по отношению к семье, государству, отечеству.

Подчеркнем, что «скреплять» отношения между людьми могут только компетенции позитивные, потому что люди выбирают других людей «для совместной деятельности и общения» [16] по основанию - наличие позитивных социальных компетенций (качеств, свойств, «скреп»).

Какие же позитивные социальные компетенции необходимо формировать у россиян (вне зависимости от возраста), чтобы в России наконец-то началось становление гражданского общества. Мы еще в 2013 г. в нашей статье «Духовные скрепы...» [17] провели анализ текста Послания Президента «12.12.12»: «В. В. Путин называет необходимые сегодня для всех граждан (и детей, и взрослых) социальные компетенции:

- выражающиеся в том, чтобы: "быть лучше"; "быть патриотом"; "с уважением и любовью относиться к своей истории"; "служить обществу и стране"; "быть лучше в нравственности, компетенциях"; "создавать большую и крепкую семью"; "воспитывать много" хороших "детей"; "быть счастливыми в своей собственной стране";

- являющие наличие "пассионарности"; "способности к движению вперед и к переменам"; "гражданской активности"; "гражданской ответственности"; "патриотизма"; устремленно-

сти "только вперед, только в будущее" и к сохранению "безопасности";

- сохраняющие и развивающие "интеллект"; позитивность "общественного мнения"; "свою национальную и духовную идентичность"; "ответственность"; "ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями"; "ответственность за страну"; прозрачность и доступность власти; свою "востребованность";

- сберегающие и воспроизводящие "жизненные ориентиры и идеалы"» [18].

Таким образом, всем социально-образовательным институтам России определено а) содержание социализации и б) содержание гражданского образования «нынешних и будущих поколений» [19]. Глава государства сформулировал государственный и социальный заказ от имени граждан всем работникам образования, всей социальной сферы, исполнительной и законодательной власти; дал ответ на вопрос: «Что является национальной идеей?». Это - ответственность, гражданственность, духовность. Следовательно, формировать в «нынешних и будущих поколениях» [20] нужно именно эти позитивные социальные компетенции [21], проявляющиеся в пространствах феноменов «семья», «государство», «отечество» [22]. Именно они становятся фундаментом, на котором можно простроить гражданское общество.

Оценка вызовов и рисков

Нынешние вызовы В. В. Путин сформулировал весьма жестко: «Мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой». И подчеркнул, что этот вызов настолько опасен и обусловленный им риск настолько велик, что и безо всякого «внешнего врага» «все и так развалится само по себе» [23].

Что касается демографической ситуации, то в стране уже и приняты, и намечены дополнительные политические, экономические, юридические, медицинские и социальные меры по ее улучшению и обновлению. Главам регионов В. В. Путин поручил создать «собственные региональные программы демографического развития» [24], в которых должны быть представлены и программы действий работников образования, например, в виде раздела «Влияние <региональных> образовательных институтов на демо-

графическое развитие <региона>». И это будет вкладом системы образования в решение этой проблемы. Это означает, что управленческие решения и действия должны обеспечить, прежде всего, усиление представленности, выраженности, реализованности ген-дерного вектора в социализации и воспитании [25].

Риски, которые мы должны преодолевать, актуализированы сегодня в виде увеличения случаев отказа от гендерной принадлежности; «размывания», перераспределения гендерных ролей; частичной утраты безусловной ценности феноменов «семья», «дитя человеческое», «материнство», «отцовство».

Поэтому дети, мальчики (девочки), юноши (девушки) должны формироваться, прежде всего, как будущие отцы и будущие матери. С трех-четырехлетнего возраста (выд. ред.) должна неукоснительно и последовательно формироваться гендерная идентичность [26].

Что касается «ценностей», «компетенций», то они определены и представлены в виде содержания а) образования и б) социализации. Образовательные компетенции российская система образования формирует у обучающихся достаточно эффективно: так, в международном рейтинге 2012 г. Россия заняла 20-е место [27]. А вот что касается социальных компетенций, то их состояние у «нынешнего» поколения определено как «ценностная катастрофа» [28]. Следовательно, система образования в числе прочих социальных институтов (культура, юстиция, полиция, армия, социальные отношения, здравоохранение, СМИ, семья) должна ответить на этот вызов.

В связи с этим система образования получила от Президента исчерпывающий ответ на вопрос «ЧТО?» (см. выше), т. е. что воспитывать, что формировать у новых и ныне здравствующих, ныне живущих поколений, «здесь и сейчас».

Во-первых, В. В. Путин указал на то, что «качественное обучение без воспитания невозможно» [29]. И это справедливо, потому что чем выше образованность человека, тем позитивнее должна быть его социализованность: в противном случае он может представлять опасность для общества и государства, с одной стороны; с другой стороны, это - принцип, исходное основание, на котором должен строиться ответ на вопрос «КАК?».

Во-вторых, зная ответ на вопрос «ЧТО?» и «отвечая» на вопрос «КАК?», мы описываем организацию воспитательной работы

по социализации обучающихся (воспитанников). И по этому поводу опять же мы имеем исчерпывающий ответ Президента: «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и, в первую очередь, она должна быть современной» [30].

И это поручение - не только к Правительству, но и каждому работающему в системе образования. А эти слова вполне можно отнести не только к «школе», но и к другим учреждениям образования, ко всем «образовательным организациям» [31].

Кроме этого каждая школа (каждая образовательная организация) должна ответить и Президенту, и Правительству, и всему гражданскому обществу на вопрос - «КАКОВ?».

Каков же «сейчас» уровень освоенности позитивных компетенций нынешним поколением? И какова дельта увеличения (прироста) позитивной социальной компетентности у всех обучающихся (детей, мальчиков и девочек, юношей и девушек)? Только так система образования может продемонстрировать свою ответственность, гражданственность и духовность по отношению к каждому обучающемуся (воспитаннику), каждому гражданину, каждой семье, государству, Отечеству.

Что воспитывать, как воспитывать и каков уровень социализованности

Программа, которую поручал «подготовить» В. В. Путин, должна отвечать на три главных вопроса: «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?»

Ответ на вопрос «ЧТО?» и есть определение содержания социализации. И это то, что названо В. В. Путиным «идеалами», «ценностями», «компетенциями», «качествами», «духовными скрепами» [32].

Но отвечает ли традиционный способ работы классного руководителя (куратора, воспитателя) современным вызовам: «демографическая и ценностная катастрофа» [33]. И это касается, прежде всего, того, как педагог а) отбирает содержание социализации, т. е. «ЧТО?» и б) чем при этом руководствуется.

Все, как и автор этой технологии, кто работал когда-то или работает сейчас классным руководителем (куратором академической группы и т. д.), знают, как формируется план воспитательной

работы. Это происходит примерно так. Вновь назначенный классный руководитель (куратор) приходит в класс (группу) и говорит: «Ребята, с этого учебного года я - ваш классный руководитель (куратор)! Давайте подумаем, какие мероприятия1 вы хотели бы, чтобы я провел с вами в этом году?».

Какая-то часть «класса (группы)» «активно» что-то предлагает. Кто-то безразлично молчит... Из этих предложений классный руководитель (куратор) затем намечает перечень «мероприятий», и этот перечень становится планом воспитательной работы.

1 Известно, что широко употребляемым термином пока является, конечно же, «воспитательное мероприятие». Но мы намеренно вводим термин «со-циализационное занятие», чтобы было ясно, что, когда проводится социали-зационное занятие, то происходит формирование социальных компетенций, а когда образовательное занятие, то - образовательных. И пора уже отказаться от устаревшего, авторитарного (сталинских времен) термина «мероприятие». Ведь слово это означает «принятие мер», а это отдает «душком» пенитенциарной педагогики А. С. Макаренко (при всем к нему уважении, но с пониманием времени, в котором формировался его педагогический опыт и теория). Достаточно привести слова К. Е. Ворошилова из письма И. В. Сталину от 22 июня 1932 г.: «Выполнение артиллерийской программы идет. неважно. "Меры", как принято выражаться, "принимаются»"для устранения дефектов» [34]. Именно в эти годы и появилось слово в отечественной педагогике - «мероприятие».

Конечно, мы привыкли говорить - «мероприятие», но эта традиция восходит к «традиционной», а потому нуждающейся в обновлении, педагогике, поскольку «мероприятие» понималось как «при(н)ятие мер» (см. выше). Сегодня мы должны перейти к пониманию того, что педагог не «меры принимает», а проводит занятие, т. е. «занимает» воспитанников полезным делом. Кстати, по Аристотелю [35], досуг - это рационально организованное время. время полезных занятий. А не просто отдых как ничегонеделание. Кстати и И. П. Павлов говорил, что отдых - лишь смена вида деятельности. Слово «занятие» в современную педагогику был введено Ф. Фребелем, основателем детских садов, в XIX в., а заимствовано у Эпикура и др. [36] Поэтому мы предлагаем употреблять термин - «социализационное занятие». Ведь в его рамках происходит освоение социальных компетенций, а не принятие каких-то мер... В рамках же образовательного занятия (пока говорим, учебное) - образовательных компетенций. Понятно, что современная школа как учреждение делает акцент на формировании, прежде всего, социальных компетенций.

Инновационность содержания нашей технологии состоит в том, что работа классного руководителя в каждом новом учебном году должна начинаться с вопросов:

«Какие качества вы, ребята, хотели бы обрести (освоить)? Все вместе? Каждый (каждая) из вас, в отдельности, индивидуально?»

Или:

«Какие качества вы цените в вашем сверстнике, в вашей сверстнице?»

Или:

«Какие качества делают комфортным для тебя общение с другим человеком? Сверстником? Сверстницей»?

А теперь можно сформулировать вопрос и более современно:

«Какие качества другого человека скрепляют ("духовные скрепы" В. В. Путин) отношения с ним?».

Важно лишь подчеркнуть, что наша технология предлагает обсуждать с воспитанниками не то, «какие мероприятия проведем», а то, «какие компетенции будем вместе формировать», т. е. сначала «ЧТО»?, а только потом - «КАК?».

Именно, поэтому, в частности, мы считаем нашу технологию инновационной.

Эта наша позиция нуждается в пояснении.

Каждый учитель-«предметник» знает, что когда он входит в класс для проведения образовательного занятия, то должен иметь и в «голове», и в конспекте занятия ответы на три вопроса: «ЧТО?», «КАК?», «КАКОВ?»

Первый вопрос - «ЧТО?» - означает: что я сегодня намерен передать своим ученикам? Что они должны сегодня освоить? И это - содержание образования.

Второй вопрос - «КАК?» - означает: как я буду это «ЧТО?» передавать? Какими способами (форма организации обучения, форма образовательного (учебного) занятия, методы, приемы средства обучения)? И это - содержание обучения.

Третий вопрос - «КАКОВ?» - означает: как я буду измерять (оценивать) освоенность того, «ЧТО» передал? Какими контрольно-измерительными материалами (КИМами)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как мне зафиксировать освоенность содержания образования? Т. е. интериоризованность того, «ЧТО?» я передал на занятии? И это - образованность (моих учеников).

Три аналогичных вопроса - «ЧТО?», «КАК?», «КАКОВ?» -должен ставить перед собой и классный руководитель (куратор, воспитатель), когда он осуществляет воспитательное воздействие, социальное вмешательство; проводит социализационное занятие. И тогда - «ЧТО?» и есть содержание социализации; «КАК?» - содержание воспитания; «КАКОВ(А)?» - уровень социализованно-сти или социализованность воспитанников.

Для проведения аналогии представим все в сравнительной табл. 1.

Таким образом, если для проведения образовательного занятия педагог оснащен тремя группами ресурсов («ЧТО?», «КАК?», «КАКОВ?»), то для проведения социализационного занятия он оснащен только одной группой ресурсов - «КАК?» (см. таблицу выше). Ведь план воспитательной работы в его нынешнем виде - не что иное как совокупность мероприятий. Заметим, что в «Педагогическом словаре...» [37] нет определения феномена «план воспитательной работы», но есть определение «системы воспитательной работы. под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели». И если понимать под целью желаемое состояние объекта воздействия, социального вмешательства, то это и есть ответ на вопрос - ЧТО? Но этот «ответ» не зафиксирован ни в одном документе МОиН РФ.

Таблица 1

Вопросы Для образовательного занятия Ресурсы Для социализационного занятия Ресурсы

1 2 3 4 5

ЧТО? Содержание образования ГОСы, ФГО-Сы, ФГТ Содержание социализации Не определено

КАК? Содержание обучения Учебный план, формы, методы, приемы, средства Содержание воспитания План воспитательной работы, мероприятия (формы), методы, приемы, средства

КАКОВ? Уровень образованности (освоенности содержания образования) КИМы в рамках ЕГЭ и для промежуточной аттестации Уровень социа-лизованности (освоенности содержания социализации) Не определены

В СССР это «ЧТО?» было зафиксировано в «Кодексе строителя коммунизма». А ответ на вопрос «КАКОВ?» фиксировался в характеристике или в отметке в аттестате - «За прилежание», позже - «За поведение».

В обновленном российском образовании и «Кодекс.» и отметка «За прилежание» оказались невостребованными. Остался, как наследие прошлого века, только «план воспитательной работы».

Из этого следует, что современный классный руководитель (куратор, воспитатель) занимается воспитанием, не зная «ЧТО?» воспитывать и не зная, как он будет измерять (оценивать) освоенное - «КАКОВ?».

Нет, таким образом, ни стандартного содержания социализации «ЧТО?», ни стандартных контрольно-измерительных материалов, позволяющих ответить на вопрос «КАКОВ?».

Конечно, Послание Президента ответило на вопрос «ЧТО?». И можно и нужно считать этот документ документом прямого действия, обязательным для исполнения всеми. Но при этом было бы хорошо, если бы МОиН РФ подготовило отраслевой нормативный документ, который бы содержал перечень компетенций, подлежащих освоению обучающимися (воспитанниками), словарь (лучше глоссарий) к этому перечню, рекомендации по организации воспитательной работы (формы, методы, приемы и средства), методические пособия для классного руководителя в каждой «параллели», для воспитателя (куратора) в различных типах (видах) образовательных организаций и т. п. Но для начала хотя бы только ответ на вопрос «ЧТО?».

Наша технология позволяет ответить на вопрос «ЧТО?»: что формировать, что воспитывать? Какие качества? Какие социальные компетенции?

При этом базисные, глобальные компетенции (ответственность, гражданственность, духовность) уже определены Президентом [38], но формируются они на основе локальных (рис. 2). И поэтому при осуществлении социального вмешательства (воспитательного воздействия) педагог должен мыслить глобально, но действовать локально.

Методика «Отбор содержания социализации (ОСС») -

ответ на вопрос «ЧТО?»

Методика «Отбор содержания социализации (ОСС)» позволяет воспитателю на основе экспертной оценки самих воспитанников отобрать качества, компетенции, которые они считают важными, референтными для них и которые для них являются «ценностями» [39]. Причем - это ценности не вообще, и именно внутригрупповые, локальные. Ведь на самом деле воспитание и социализация происходят не вообще, не в какой-то мифической многофакторной среде, а в конкретной, локальной группе «здесь и сейчас» [40]1.

В ходе реализации методики классный руководитель (куратор, воспитатель) предлагает воспитанникам(-цам) матрицу, оформленную в таблицу, «Перечень социальных компетенций [универсальных и гендерных (мужских и женских) качеств]» (табл. 2).

1 Хуэйнэн - VI чаньский патриарх в VII в. н. э. - говорил, что «если мир -воплощение истины.», то можно «занимаясь любым делом. постичь истину.» «здесь и сейчас.». «Два лучших ученика V чаньского патриарха -Хуэйнэн и Шэнь-сю затеяли спор о том, каким образом можно обрести Просветление. Оба признавали, что Просветление достижимо еще в нынешней жизни. Однако Хуэйнэн утверждал, что оно наступает внезапно, «подобно вспышке молнии в ночи», «здесь и сейчас»; Шэнь-сю же считал, что Просветление приходит постепенно, ему должна предшествовать долгая монашеская практика». Идея Шэнь-сю - учиться - учиться - учиться... долго-долго-долго не привлекла сторонников. А вот либеральный подход Хуэй-нэна привлек к Чань-буддизму всех, кто ценил свободу творческой мысли, интуитивность в действиях и поступках. Для России сегодня нужна иннова-ционность, творчество, причем не дожидаясь чего-то в далеком будущем («следующее поколение будет жить при.», а мое поколение? Что же? Терпеть? Ждать? Смириться?), а именно, все хотят жить «здесь и сейчас». И это при нашем подходе становится возможным. Я. А. Коменский говорил: «Воспитание может все». И это верно! Только нужно добавить: если его правильно организовать и инструментально обеспечить.

Перечень социальных компетенций

Таблица 2

Женские качества Универсальные качества Мужские качества

Верность Активность Опытность Агрессивность

Доверчивость Беззаботность Основательность Амбициозность

Женственность Беспечность Ответственность Аналитичность

Жизнерадост- Бодрость Открытость ума Вера в себя

ность Быстрота в принятии Привлекатель- Дух соревнова-

Забота о людях решений ность ния

Застенчивость Великодушие Прямота Индивидуализм

Инфантильность Восприимчивость Пунктуальность Мужествен-

Любовь к детям Вспыльчивость Работоспособ- ность

Мягкость Высокая мораль ность Наличие собст-

Нежность Готовность к дейст- Развитие интуи- венной позиции

Нелюбовь к бра- вию ции Напористость

ни (ругательст- Гуманность Развитое вообра- Независимость

вам) Демократичность жение Сила

Очарователь- Дисциплинирован- Романтичность Сильная лич-

ность ность Светскость ность

Обаяние Доброта Серьезность Склонность

Привязанность Живость Скромность вести за собой

Сострадание Задумчивость Справедливость Склонность к

Способность Зрелость Тактичность доминирова-

утешать Импульсивность Терпимость (то- нию

Теплота Искренность лерантность) Склонность к

Тихий голос Искушённость Трудолюбие риску

Умение пони- Консервативность Убеждённость Способность к

мать других Культурность Уважительность лидерству

Умение сочувст- Модность Уверенность в Способность

вовать Надёжность себе защищать свои

Умение уступить Напряженность Ум взгляды

Необычность Уверенность Умение пола-

Неторопливость Упорство гаться только

Общительность Честность на свои силы

Оживлённость Чистоплотность

Оптимизм Чувство юмора

Шутливость

Широта взглядов

Экстравагант-

ность

Энергичность

Яркость

Эта матрица - «оттиск» [41] в русскоговорящем сообществе позитивных социальных компетенций, «ценностей», наименований «духовных скреп». В таблице (перечне) представлены слова (существительные, словосочетания), обозначающие только позитивные социальные компетенции (качества). И это обеспечивает позитивную педагогическую установку, которая ориентирует вектор направленности воспитанников только на позитивные социальные компетенции.

Задание воспитателя формулируется следующим образом: «Отобрать 10 мужских и 10 женских позитивных качеств (социальных компетенций)1, которые вы хотели бы видеть в своем свер-стнике(-це)». Задание предполагает выполнение воспитанниками практически всех операций формальной логики: анализ, синтез, сравнение, классификация, индукция, дедукция. Исполнение этого задания предполагает следующие действия воспитанников -1) оценивание, 2) сравнение, 3) субъективное нормирование эталонного набора социальных компетенций. В свою очередь эти действия распадаются на операции, операции - на приемы.

Мы подчеркиваем, что выполнение этого задания предполагает колоссальную внутреннюю работу, которая и есть социализация. Во всяком случае, ее базовое рефлексивное основание. Социализация - это процесс, который осуществляется внутри личности, а освоенные социальные компетенции - это то, каким человек предъявляет себя в социальном пространстве, социуме.

При этом, поскольку в перечне представлены слова, фиксирующие только позитивные компетенции (педагогическая установка, как и «психологическая установка» - Д. Н. Узнадзе), то отбор из них каждым членом группы 10 мужских и 10 женских позволяет как бы сформировать из субъективных экспертных выборов каждо-

1 Наверное, предпочтительнее, в формулировке задания использовать слово «качество», поскольку оно ближе и понятнее обучающимся (воспитанникам), чем «социальная компетенция». При этом, в данном случае, это ситуативные синонимы. И к этому синонимическому ряду можно добавить: «характеристика», «свойство», «признак», «параметр». Однако, по мнению более чем 3000 классных руководителей, уже работающих с нашими методиками, удобнее употреблять слово «качество», которое обучающиеся понимают как свойство другого, делающее приятным (желательным, комфортным) общение с этим другим.

го(-ой) совокупные эталонные представления о социально одобряемом позитивном «наборе» социальных компетенций члена группы и именно в этой группе.

Причем это два «набора» социальных компетенций: для а) сверстника и б) сверстницы. У каждого члена группы возникает в сознании отражение некоего «портрета» своего, желаемого образа в группе, который он всегда (в каждый временной отрезок) может сравнить

а) со своим реальным (внутри себя) и

б) с внешними, явленными ему в каждый момент времени,

1) отражениями своего «портрета» глазами членов группы, а также

2) реальными «портретами» других членов группы, сверстников.

Эти реальные «портреты» других отражаются воспитанни-

ком(-цей) как обеспечивающие / не обеспечивающие комфортность его (ее) отношений (контактов) с этими другими. Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [42].

При этом мальчики (юноши) не сравнивают себя с «портретами» девочек (девушек), а девочки (девушки) не сравнивают себя с «портретами» мальчиков (юношей). И в этом также обнаруживает себя нормальная, адекватная гендерность1.

Таким образом, реализации методики позволяет собрать достаточно большое количество экспертных оценок детей (мальчиков, девочек, юношей, девушек) одной возрастной группы, и, отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получаем перечень референтных для этой возрастной группы воспитанников качеств (социальных компетенций), которые и станут моделью социальной компетентности (социализованности) именно для

1 Интересно! Почему нынешние мужчины (актеры) так охотно играют роли женщин. А вот женщины - роли мужчин - гораздо реже. Я полагаю, что это, возможно, - одно из наглядных проявлений «ухода» мужчин из своей гендерной (мужской) позиции. И это ухудшает демографическую ситуацию, а перед нами задача - ее улучшить. 36

этой локальной группы и именно для этой конкретной возрастной группы.

Мы настаиваем, что доверие к экспертной оценке группы воспитанников выше, чем к оценкам других экспертных групп (оценки педагогов, родителей), поскольку обеспечивается большим количеством экспертов (20-25 человек: стандартная наполняемость группы). Их совокупная экспертная оценка достаточно достоверна. Известно, что достоверность и объективизированность оценки только увеличивается после оценивания объекта не менее чем пятью экспертами.

Обработка данных [43], зафиксированных в экспертных листах, каждого члена группы позволяет педагогу получить два набора социальных компетенций - «мужской» и «женский» «портреты», специфичного для каждой группы опрашиваемых (например, табл. 3).

Таблица 3

Качества, референтные для воспитанников группы

Качества, рефератные для воспитанников группы

Мальчики Девочки

• Вера в себя • Верность

• Сила • Теплота

• Сильная личность • Тихий голос

• Доброта • Забота о людях

• Мужественность • Нежность

• Независимость • Модность

• Дух соревнования • Доверчивость

• Агрессивность • Любовь к детям

• Ум • Доброта

• Умение полагаться на свои силы • Способность утешать

В табл. 3 приведен пример свода социальных компетенций, избранных воспитанниками(-цами) 10-летнего возраста. Этот перечень состоит из компетенций, получивших наибольшее количество «выборов» в данной группе воспитанников. Таким образом, воспитатель получает ответ на вопрос, какими качествами (социальными компетенциями) хотели бы обладать члены данной группы. И по существу, это их социальный заказ в адрес педагога (воспитателя).

Такой перечень внешне напоминает учебный план, в котором также перечислены (учебные) предметы, подлежащие освоению. В нашем случае их можно было бы назвать «социализационными», но такого термина пока в профессиональном обиходе нет. Но это и есть ответ на вопрос «ЧТО?». И это и есть содержание социализации.

С одной стороны, эти перечни являются своеобразным способом «якорения» оснований для последующего оценивания социа-лизованности воспитанников, а с другой - позволяют создать экспертные листы для взаимного оценивания выраженности (освоенности) социальных компетенций у каждого воспитанника(-цы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. В. Путин в «Послании.» назвал и определил социальные компетенции, значимые, важные для современного гражданина России. И это государственный, глобальный заказ всей системе образования. А наша методика позволяет еще и уточнить локальные акценты, которые будут, неизбежно и обязательно, возникать в определенной конкретной возрастной, гендерной, социальной группе. И это будет конкретный социальный заказ именно этой группы людей, с учетом именно их социальных приоритетов и именно «здесь и сейчас». Важно, что выбор будет производиться только из совокупности (перечня) локальных, позитивных компетенций, а, следовательно, каждая из них связана или вытекает из государственного, глобального заказа, ибо он по определению позитивен.

Заметим, что для воспитателя здесь возникает дополнительная возможность организации социализации. Можно провести и внутренний, и внешний анализ совпадений государственного и конкретного социального заказа, группового и индивидуального заказа. Из него можно увидеть, насколько групповой и (или) индивидуальный социализационный вектор совпадает с государственным. Отсюда можно сформулировать правило, вытекающее из принципа реципрокности глобальности и локальности: мыслить глобально, но действовать локально.

Опять же предупреждая неизбежную критику, которая будет состоять в том, что «только воспитанникам нельзя доверять формулировку социального заказ по поводу содержания социализации», то мы с ней заранее согласимся. И полученная от воспитанников экспертная оценка по поводу того, что должно войти в содержание социализации, может и должна быть дополнена родителями, педагогами, представителями общественных движений, партий, представителями исполнительной и законодательной власти.

Итак, собрав достаточно большое количество экспертных оценок мальчиков, девочек (юношей, девушек) одной возрастной группы и отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получим перечень референтных для этой возрастной группы воспитанников качеств (социальных компетенций), которые и станут моделью социализованности именно для этой возрастной группы и просто конкретной группы воспитанников «здесь и сейчас» [44].

И кроме прочего, можно фиксировать, что методика ОСС реализует принцип гендерности.

Методика ОСС и гендерность в содержании социализации

Отличие ответов на вопрос «ЧТО?» - для содержания образования и для содержания социализации - в том, что содержание образования универсально и индифферентно по отношению к гендерности, а вот содержание социализации должно быть непременно гендерным, т. е. содержать не только перечень универсальных компетенций, но и отдельно мужских, и отдельно женских.

При этом мы должны, наконец, принять во внимание и то, что «ответственность», «гражданственность», «духовность» в человеке явлена не только вообще, но и конкретно-гендерно: например, социальная ответственность мужчины отличается от социальной ответственности женщины. Например, мужчина - «добытчик»; женщина - «хранительница очага».

Мужчина Ответственность

СЕМЬЯ ГОСУДАРСТВО ОТЕЧЕСТВО

Женщина Гражданственность Духовность

Следовательно, ответственность, как и гражданственность, как и духовность, гендерны. Именно недооценка принципа гендерности в образовании (воспитании и обучении) как один из факторов среди множества прочих и привела к тому, что мы «столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой», «с настоящим демографическим... кризисом» [45].

Принцип гендерности означает, что акцент в воспитании а) мальчиков (юношей) должен быть сделан на объектах - будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девочек (деву-

шек) - будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей. Именно эти объекты должны стать приоритетными «мишенями» актуального профессионально-педагогического, социального вмешательства в социализацию «нынешних и будущих поколений» [46].

И те и другие тогда будут воспитываться не просто как граждане страны, но как «гражданки» (женщины), обеспечивающие ее внутреннюю безопасность (а это - крепкая российская семья, а следовательно, и Государство), и граждане (мужчины) - внешнюю безопасность (а это - сильное, неприступное Государство, а следовательно, «счастливое» [47] Отечество); а вместе они обеспечат безопасное развитие России и ее «силу» и «безопасность» (В. В. Путин).

«КАК?», или содержание воспитания

Под содержанием воспитания традиционно понимается совокупность форм, методов, приемов и средств. Содержание воспитания обычно представляют в виде плана воспитательной работы. Но внешнее (непосредственное, прямое) воздействие менее эффективно, чем внутреннее, внутриличностное и внутригрупповое (опосредованное, косвенное): А. С. Макаренко формулировал это как «принцип параллельного действия», принцип «воспитания в коллективе и через коллектив», а В. В. Давыдов - как «опосредованное» воздействие.

Поэтому мы предлагаем реализовывать инновационный принцип реципрокности и определяем его как принцип реципрок-ности воздействия на социализованность (РВС), который означает взаимное внутригрупповое воздействия (+ 3 «В») {принцип РВС+3 «В»} каждого воспитанника на всех и каждого; всех на каждого и каждого на каждого - это реализации теории коллективных представлений Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля.

Таким образом, процесс воспитания будет выстраиваться внутри группы как процесс взаимного воздействия, реципрокного влияния, развивающей меж- и внутриличностной интерпретации теоретических представлений о возможных способах позитивного поведения, т. е. воспитание будет «делом» самих членов социальной группы. И конечно же, при направляющей (управляющей) позиции педагога.

В чем она состоит? Педагог формирует теоретические представления о возможных позитивных способах поведения. Эти способы поведения описываются в языке в виде знаков, слов. Эти знаки (слова) суть а) глаголы и б) образы (в виде реальных действий людей и (или) их изображений).

Возникает понимание закономерностей. Первая: чем больше воспитанник знает (может назвать) глаголов, тем он компетентнее по поводу возможных действий, выраженных этими глаголами и являющих собой некую компетенцию. И вторая: чем больше он распознает образов (идентифицирует их глаголами), тем он образованнее (компетентнее) по поводу возможного проявления той или иной компетенции.

Это теоретическое основание позволяет выстраивать самые различные карты для экспертного оценивания отдельных социальных компетенций и социальной компетентности в целом. Например, можно построить экспертную карту, которая будет фиксировать «знание глаголов»; «сравнение знания глаголов и явленных в поведении способов»; «увеличение количества глаголов в индивидуальном словарном запасе»; «увеличение количества позитивных поступков в поведении» и т. п. Эти экспертные карты будут давать возможность оценивать не только количественные изменения, но и качественные. Но это - «мишень» для отдельного исследования, которое сейчас проводится.

Заметим пока, что мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [48].

Методика «Оценивание социализованности» -ответ на вопрос «КАКОВ?»

«Gérer, c'est aussi évaluer», - говорит известный французский социальный педагог J. Ladsous [49] . И это означает - «управлять -это, прежде всего, измерять (оценивать, квалифицировать» (перевод наш. - С. М.). И мы настаиваем, что проблема управляемости -это проблема измерения состояний управляемого объекта после каждого управленческого решения и действия (воздействия). Для

обеспечения управляемости воспитания как специально организованного способа социализации подрастающих поколений необходимо иметь инструменты для оценивания (измерения) не столько состояния социализованности, сколько и актуального вектора со-циализованности, и возможного вектора дальнейшей социализации, ибо педагог должен предвидеть возможное «сползание» воспитанника от хорошего к плохому.

И доминирующим объектом управленческого воздействия является не процесс воспитания, а социализованность воспитанника, т. е. общество, государство не интересует наша педагогическая направленность на ПОЗИТИВНОЕ (благими намерениями была, как раз, устлана дорога в ... нынешний «ценностный кризис»), но ПОЗИТИВНОЕ в воспитаннике, в человеке; представленность позитивных компетенций уже в «нынешних поколениях» [50].

И государству нужны сегодня не декларации, а реальные продукты нашего социального вмешательства, т. е., например, не конкурсы воспитательных систем, а конкурсы предъявления обществу, государству, Президенту реальной позитивной социализованности воспитанников.

Тогда становится понятным, что воспитание выступает лишь как способ, опосредующий это воздействие, выражающееся в социальном вмешательстве. И классные руководители (кураторы) могли бы использовать новую социализационно-образовательную технологию1, которая включает в себя и методику (описание процедуры), и инструмент (экспертная карта) «Оценивание социализо-ванности (ОС)», которые позволяют измерить, «КАКОВ?» уровень освоенности позитивных социальных компетенций и (или) каков вектор социализованности.

Методика выстроена «вокруг» экспертного листа, который позволяет оценить степень выраженности референтных компетенций у каждого воспитанника(-цы) в группе.

В двухвариантном экспертном листе по вертикали (1-й столбец) зафиксированы референтные социальные компетенции (рис. 3) мальчиков и девочек, а по горизонтали (1-я строка) - имена чле-

1 Мы позволили себе использовать термин «социализационно-образовате-льная технология», поскольку ее применение позволит обсуждать формирование и образовательных, и социальных компетенций. 42

нов данной группы (табл. 4). Каждому воспитаннику(-це) предлагается заполнить два экспертных листа: первый с именами мальчиков (юношей); второй - девочек (девушек), проставив во все десять строчек (по количеству компетенций в 1-м столбце; табл. 2) свои субъективные балльные (от «1» до «10») отметки степени выраженности той или иной компетенции у каждого сверстника(-цы). Свод всех экспертных листов позволяет зафиксировать «общественное» (групповое) экспертное представление о степени выраженности у каждого члена группы каждой референтной социальной компетенции в виде числового значения от 1 до 10.

Заметим, что эти же экспертные листы используются педагогом в конце определенного временного интервала (неделя, месяц, триместр и т. д.). Сравнение числовых значений (из экспертных листов) первого, второго и т. д. опросов степени выраженности каждой компетенции служит для фиксации динамики ее изменений.

Всем раздается заранее подготовленные экспертные карты № 1 и 2 (табл. 2). В экспертной карте № 1 проставляются в столбце 2 наименования качеств мальчиков (юношей), в экспертной карте № 2 - наименования качеств девочек (девушек), полученные по методике ОСС (см. выше).

Предполагается, что каждый обучающийся выступит в роли и эксперта, и оцениваемого (одновременно).

Таблица 4

Экспертный лист № 1 и 2

Группа_

Уважаемый эксперт_

(имя, фамилия)

Вам предлагается отразить свою экспертную оценку выраженности каждого качества (столбец 2) у каждого вашего сверстника (сверстницы).

Проставьте в строках 1-10 (мальчики) и 1-10 (девочки) (в столбцах 3, 4, 5, 6, 7 и т. д.) балльную оценку - от 1 до 10, отражающую Ваше субъективное мнение о степени выраженности каждого качества у каждого вашего сверстника (сверстницы).

№ п/п Качества Имена, фамилии

Мальчиков (юношей) Петр А. Иван Б. Николай В

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1...

10.

№ п/п Девочек (девушек) Ира А. Маша В. Ольга В.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1.

10.

Отметим еще раз, что свод числовых значений всех экспертных листов позволяет зафиксировать «общественное», групповое представление о степени выраженности у каждого воспитанни-ка(-цы) каждой референтной социальной компетенции в виде числового значения от 1 до 10.

Данную методику целесообразно проводить в начале (на вто-рой-третий день) и в конце учебного года (можно проводить и каждую неделю и вообще по усмотрению педагога) с целью мониторинга (отслеживания) динамики выраженности каждой компетенции у воспитанника(-цы).

Обработка данных происходит путем подсчета баллов в каждом столбце и строке, и затем производится деление полученной суммы на количество экспертных листов. Приведем в качестве примера сводный протокол о степени выраженности качеств девочек группы (табл. 5).

Таблица 5

Сводный протокол степени выраженности основных тендерных качеств у воспитанниц (девочки)

Качества личности Имена девочек

Ксюша О Люда У Настя К Настя П

Верность 2,8 6,8 7,1 5,6

Теплота 3,1 7,2 6,3 5,6

Тихий голос 3,5 5,9 5,7 5,9

Забота о людях 3,7 6,9 5,9 4,6

Нежность 3,4 8 6,6 5,5

Модность 3 6 5,8 6,5

Доверчивость 3,3 6,7 6,3 4,7

Любовь к детям 4,2 6,3 6,4 6

Доброта 4,2 8 7,4 4,6

Способность утешать 2,9 7,5 6,4 4,9

34,1 69,3 63,9 53,8

Если сложить экспертные оценки по вертикали, то увидим числовые значения, которые покажут нам степень выраженности социальных компетенций (столбец 2, 3, 4, 5; рис. 3) у каждой девочки (нижняя строка). Эти числовые значения, по существу, покажут нам социальный статус каждой девочки в группе. Для педагога эта чрезвычайно важная информация.

Такую информацию можно получить и о мальчиках в группе (табл. 6).

Таблица 6

Степень выраженности основных тендерных качеств у воспитанников

Качества личности Имена мальчиков

Влад Сергей Саша Д Костя Саша К Дима Ваня Максим Всего

1. Вера в себя 6,7 5,1 4,2 4,1 3 5,2 6,8 5,8 40,9

2. Сила 7,5 5,8 3,9 2,7 3,9 6,9 6,2 6,2 43,0

3. Сильная личность 5,9 4,8 3,4 3,9 3,3 6 6,3 6,2 40,4

4. Доброта 6,1 6,2 5,3 5 3 5,1 6,7 6,6 44,0

5. Мужественность 6,5 5,3 4,1 3,9 3,5 6,4 7 6,5 43,2

6. Независимость 5,4 4,7 3,2 3,7 4,1 5 5,5 4,5 36,1

Качества личности Имена мальчиков

Влад Сергей Саша Д Костя Саша К Дима Ваня Максим Всего

7. Дух соревнования 6,9 5,2 3,8 3,2 4,5 6,9 6,6 6,1 43,2

8. Агрессивность 3,5 3,1 3,5 3 5,7 5,6 3,8 4,8 33,0

9. Ум 5,1 4,9 3,3 3,9 1,6 6,5 5,6 6,2 37,0

10. Полагаться на свои силы 6,9 4,6 3,8 4,8 3,2 6,7 5,7 6,5 42,5

Всего 60,5 49,7 38,5 38,2 35,8 60,3 60,2 59,4 402,3

Среднее зна-

чение, полученное от де- 6,05 4,97 3,85 3,82 3,58 6,03 6,02 5,94 40,23

ления суммы баллов на 10

Рейтинг обучающегося 1 5 6 7 8 2 3 4

Среднее зна-

чение выраженности ка- 4,47

честв в группе

Простые, казалось бы, арифметические подсчеты могут показать нам весьма значимую для педагога информацию о группе. Например, мы можем увидеть, какова степень выраженности той или иной социальной компетенции у всей группы мальчиков (столбцы 1.10; рис. 4). Для этого достаточно сложить числовые значения по каждой горизонтали (крайний правый столбец «Всего»).

Можно увидеть и рейтинг каждого воспитанника (строка «Рейтинг обучающегося»), который укажет нам на социальный статус каждого члена группы.

Однако с точки зрения управления нас, несомненно, должно заинтересовать числовое значение в нижней строке «Среднее значение выраженности качеств в группе». Это числовое значение, полученное в начале периода, показывает нам состояние объекта «степень выраженности социальных компетенций, референтных для этой группы воспитанников».

Это числовое значение показывает классному руководителю (зам. директора по воспитательной работе; куратору, проректору по воспитательной работе) состояние объекта, с которым ему пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоит работать. А задача, стоящая перед педагогом, - увеличить степень выраженности всех позитивных качеств (социальных компетенций) и в группе, и у каждого члена группы. Заметим, что задача педагога не в том, чтобы проводить мероприятия, а в том, чтобы увеличивать ПОЗИТИВНОЕ в воспитаннике. Тогда не останется в нем места для НЕГАТИВНОГО.

Повторное измерение (в конце некоего временного периода) покажет нам либо увеличение, либо уменьшение этого числового значения. И это будет одновременно числовое значение (рейтинг) эффективности/неэффективности педагогического воздействия, социального вмешательства (см. рисунок).

Степень выраженности основных гендерных качеств у воспитанников (мальчиков)

На рисунке мы видим, что произошло увеличение выраженности некоторых социальных компетенций у воспитанников. И это и есть дельта увеличения (уменьшения) выраженности социальных компетенций. И эта дельта показывает нам эффективность/неэффективность педагогического воздействия, вектор актуальной социализованности и вектор возможной социализации локальной, социальной группы.

Именно на этом и построена третья методика - «Методика оценивания эффективности воспитательного воздействия (ОЭВВ)».

А теперь остановимся на принципах реципрокности оценивания и воздействия, положенных в основу функционирования наших методик в образовательно-социализационном пространстве.

Принцип реципрокности оценивания Принцип реципрокности оценивания социализованности (РОС) - это реализация взаимного экспертного оценивания воспитанников самими воспитанниками внутри группы. В позиции эксперта выступает не только (а) взрослый (традиционно, воспитатель), но и (б) каждый воспитанник, (в) группа воспитанников.

Причем коэффициент доверия оценке каждой из названных экспертных позиций увеличивается в последовательности: от «а» ^ к «б» ^ и, наконец, до «в» (например, при «в», равном 1, коэффициенты могут иметь, предположительно, следующие числовые значения: а = 0,5; б = 0,75; в = 1,0).

Мы настаиваем, что доверие к оценке группы воспитанников имеет более высокий коэффициент, поскольку в оценивании принимают участие около 20-25 человек (стандартная наполняемость группы). Их совокупная экспертная оценка достаточно достоверна. Консультации со специалистами в области систем наведения и математической статистики подсказывают нам, что достоверность и объективизированность оценки только увеличивается после оценивания объекта не менее чем пятью экспертами.

В чем же состоит преимущество внутригруппового взаимного оценивания по сравнению с внешним? Известно, что, когда оценивание производится извне, то те, кто подвергается оцениванию, воспринимают его как некоторую несправедливость, потому что есть «судьи». И как бы ощущают себя противниками этих «судей» или обиженными ими. И тут-то у оцениваемых и возникает сакраментальный вопрос: «А судьи - кто?», т. е. вопрос о компетентности оценивающих. Оцениваемые тогда начинают оперировать понятиями: «волюнтаризм», «субъективизм», «пристрастность», «предвзятость», «несправедливость» и проч. Все обсуждение переводится в плоскость отношений между личностью оценивающей и личностью оцениваемой, а не предмета оценивания.

Если же оценивание организовать как внутригрупповое (все оценивают каждого, и каждый оценивает всех; каждый оценивает каждого и все оценивают всех), то у каждого оцениваемого ощущение негативности итогов оценивания снимается тем, что и он сам выступает в роли оценивающего.

Кроме того, выступая в позиции оценивающего, субъект производит оценивание относительно своего субъективного мерила (эталона, критерия), что, по существу, обеспечивает одновременно и внутриличностное оценивание. Таким образом, при создании субъективного мерила (эталона, критерия) субъект производит автоидентификацию, т. е. самооценивание (самооценка, соотнесенная с внешней экспертной групповой оценкой). При создании объективизированного мерила (эталона, критерия), на основе обобщения субъектных экспертных оценок, у каждого возникает возможность также участвовать в оценивании всех и каждого относительно а) своего реального субъектного статуса, б) своего субъективно-желаемого и б) объективизированно-желаемого статуса.

Таким образом, возникают три реперные точки (точки «яко-рения») для оценивания. Причем все три эти реперные точки дислоцируются во внутригрупповом пространстве, где и разворачивается процесс освоения социальных компетенций

Внешняя оценка со стороны взрослого всегда более субъективна, чем взаимная внутригрупповая, поскольку эта оценка производится из-за границ внутригруппового пространства. Реперная точка, при внешнем оценивании, находится за пределами пространства группы (педагог не является членом группы) и может быть квалифицирована, как а) адекватное (что было бы хорошо, но маловероятно), но, чаще, б) завышенное и в) заниженное педагогическое требование (а это очень и очень плохо).

Принцип реципрокности воздействия Принцип реципрокности воздействия на социализован-ность (РВС) взаимного внутригруппового воздействия (+ 3 «В») {принцип РВС+3 «В»} каждого воспитанника на всех и каждого; всех на каждого и каждого на каждого - это реализации «принципа параллельного действия» А. С. Макаренко, теории коллективных представлений Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля.

Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), теорию рефрентности и референтной группы.

При всей инновационности предлагаемой нами теории отбора содержания социализации, мы опираемся на теорию (принцип) параллельного действия (А. С. Макаренко), теорию референтности и референтной группы, теорию деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), теорию коллективных представлений (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль).

Но при этом, воздавая им должное за основательно выстроенную платформу нашей новой теории, мы констатируем, что созданные ими смыслы не обрели прикладного значения, а наша инновационная теория построения воспитания и социализации обеспечит практически каждым педагогом адекватное исполнение Послания Президента.

Заключение

Известно, что в российском обществе растет обеспокоенность тем, что молодые люди все в меньшей степени оказываются готовыми к созданию крепкой семьи и ответственному отношению к воспитанию детей, в большей степени испытывают затруднения в позитивной социализации, чаще оказываются «в плену» у криминогенной среды, становятся объектами насилия и субъектами агрессии.

Очевидно, что все это - следствие доминирования негативных социальных компетенций или, как сказал В. В. Путин, явный «дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи.» [51], т. е. «дефицит» позитивных социальных компетенций. А между тем начиная с дошкольного и младшего школьного возраста именно «положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения» [52]. То же самое можно сказать и о людях любого возраста: все стремятся к «общению и совместной деятельности» [53] со сверстниками с доминированием позитивных социальных компетенций.

Следовательно, носители негативных компетенций «выбираются» реже, но хотят обратить на себя внимание окружающих. И возникает «эффект Герострата»: вместо созидания - разрушение; вместо толерантности - агрессия; вместо честности - коррупция; вместо доброго поступка - злой. И это тоже следствие дефицита «духовных скреп», следствие некой убогой социализованно-сти на уровне «анимальной» адаптированности. Недавно Патриарх

Кирилл сказал в беседе с В. В. Путиным (на одном из каналов TV): без души - человек - животное.

Можно предположить, что «эффект Герострата» («не могу, не умею проявить себя в хорошем; проявлю себя в плохом») и приводит к увеличению количества - среди детей школьного возраста, а затем и взрослых - носителей негативных социальных компетенций, «активно» себя проявляющих. Дефицит «духовных скреп» проявляет себя во многих негативных событиях последних двух-трех лет, о которых рассказывают нам TV-программы А. Малахова, М. Зеленского (насилие над подростком в Петербурге; избиение сверстницей девочки-подростка в Якутске; планомерное ограбление девочками 12-14-летнего возраста пенсионеров в г. Снежинске; скандал с подставными выпускниками при сдаче ЕГЭ; гибель «Булгарии»; массовые убийства на острове Утойя (Норвегия); в Тулузе (Франция); в кинотеатре провинциального г. Аврора, в начальной школе г. Ньютаун (США); «панк-молебен» группы девушек Pussy Riot в храме Христа Спасителя; массовое убийство в офисе в Москве и др.), показывают, что это проблема и социальная, а следовательно, и педагогическая тоже.

И проблема, прежде всего в том, что у педагогов (у родителей, у общества, у государства) нет инструмента, чтобы фиксировать точку и вектор «сползания» воспитанника (человека) от хорошего к плохому.

Отсутствие же инструментального обеспечения оценивания «личных качеств» [54], т. е. социальных компетенций молодого человека, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагога (куратора) хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформированность или неустойчивость позитивной социальной компетентности.

Негативные проявления вызваны отсутствием или слабой выраженностью, прежде всего, социальной ответственности, созидательной гражданственности, глубокой духовности, которые в человеке явлены не вообще, а конкретно-гендерно:

а) как социальная ответственность мужчины и б) социальная ответственность женщины.

Поэтому принципиально инновационным основанием для организации и содержания воспитания, которое могло бы восполнить дефицит «духовных скреп», являются принципы реципрокности

и гендерности воздействия и оценивания, которые предполагают 1) взаимное оценивание, но только позитивного в сверстнике(-це) и 2) усиление акцента в формировании социальных компетенций с учетом гендерных ролей: а) юношей - будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девушек - будущая мать, хранительница «семейного очага», хозяйка дома, воспитательница детей.

И те и другие должны освоить не только универсальные компетенции как граждане страны, но еще и как «гражданки» (женщины), обеспечивающие ее внутреннюю безопасность (а это -крепкая российская семья), и граждане (мужчины) - внешнюю безопасность (а это - сильное, неприступное Отечество); а вместе - безопасное развитие России и ее «силу» и «безопасность» (В. В. Путин). И это касается всех.

И я уверен, что все работники образования, при условии жесткой и последовательной реализации принципов реципрокно-сти воздействия (оценивания) и гендерности, реально внесут свой вклад в решение актуальных проблем: «дети», «семья», «безопасность», «социальная ответственность», «гражданственность», «духовность».

Все работники, оснащенные инновационными методиками, смогут эффективнее участвовать в формировании социальной ответственности, гражданственности и духовности новых поколений.

Эти методики позволят педагогу (куратору), а также менеджменту образовательного учреждения, в частности:

1) методика ОСС:

- производить формирование и формулирование социального заказа от «первого» лица (т. е. самих обучающихся, воспитанников), которые и выступают в качестве «заказчика») в виде перечня желаемых позитивных социальных компетенций;

- осуществлять отбор содержания социализации для каждой возрастной группы на основе принципа гендерности;

- обеспечить индивидуализацию содержания и организации социализационного (воспитательного) воздействия;

2) методика ОС:

- осуществлять систематическое (в рамках избранных временных интервалов) оценивание степени выраженности социально значимых, позитивных компетенций у каждого воспитанника(-цы);

- оценивать выраженность каждой компетенции у каждого мальчика (юноши), девочки (девушки);

- осуществлять оценивание с учетом принципа гендерности;

- объективизировать результаты оценивания за счет реализации принципа реципрокности (взаимности оценивания);

- идентифицировать (определить) социальный статус каждого воспитанника(-цы) в группе.

Использование этих методик обеспечит:

а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности;

б) активизацию участия родителей в воспитании и социализации;

б) «измеряемость», а следовательно, и «управляемость» процесса социализации.

Примечания

1. Стратегия развития гражданского общества в Челябинской области». Проект Постановления Правительства Челябинской области, 2015, январь.

2. Dictionnaire de Pedagogie /Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Paris: Larousse Bordas, 1996. Р. 103.

3. Новый Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». М.: ЭКСМО, 2013. С. 150.

4. Dictionnaire de Pedagogie. Р. 103.

5. Ibid. Р. 21.

6. Ibid. Р. 103.

7. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 дек. С. 2-4.

S. Латухина К. Жить хорошо. Здесь и сейчас // Российская газета. 2012. 13 дек. С. 1.

9. Путин В. В. Указ. соч. С. 2.

10. Там же. С. 3.

11. Даль В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка. Т. 4. Р-Ш. М.: Рус. яз., 19S1-19S2. С. 4S6.

12. Путин В. В. Указ. соч.

13. Латухина К. Указ. соч. С. 1.

14. Даль В. И. Указ. соч.

15. Путин В. В. Указ. соч. С. 3.

16. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реа-на. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 231.

17. Молчанов С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации // Челябинский гуманитарий: Научный журнал /Академия гу-

манитарных наук, Челябинское отделение; Челябинский филиал института экономики Уральского отделения Российской академии наук. Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2013. № 1(22). С. 66-85.

18. Цит по: Молчанов С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации. С. 67.

19. Путин В. В. Указ. соч. С. 2.

20. Там же.

21. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира. М.: Аванта+, 1996. 688 с.

22. Путин В. В. Указ. соч.

23. Там же.

24. Там же.

25. Молчанов С. Г., Вороненко Г. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы ме-ждунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 16 декабря 2008 г. Ч. 2. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009; Молчанов С. Г., Тротт К. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3(9). С. 74-86; Молчанов С. Г., Тутат-чиков А. Т. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3(9). С. 87-97; Молчанов С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учеб.-метод. пособие для классного руководителя. Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. 36 с.

26. Молчанов С. Г., Тутатчиков А. Т. Указ. соч.

27. The Educational Curve Project, Pearson PLC/Economist Intelligence Unit (EIU): Великобритания: цит. по: Коммерсант ВЛАСТЬ. 2012. № 48. С. 38.

28. Путин В. В. Указ. соч. С. 2.

29. Там же.

30. Там же.

31. Закон РФ «Об образовании». От 29.12.2012 г. Ст. 2, п. 18-20.

32. Путин В. В. Указ. соч.

33. Там же.

34. Молчанов С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации. С. 59.

35. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.

36. Там же.

37. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2003. 528 с.

38. Путин В. В. Указ. соч.

39. Там же.

40. Энциклопедия для детей. С. 15.

41. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 слов. М.: Русские словари: АСТ: Астрель, 2007. 957, [3] с.

42. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. С. 317.

43. Молчанов С. Г., Тутатчиков А. Т. Указ. соч.

44. Энциклопедия для детей.

45. Путин В. В. Указ. соч.

46. Там же.

47. Там же.

48. Психологический словарь. С. 317.

49. Ladsous J. Travail social. Montpellier: Actif, 1990. Р. 9.

50. Путин В. В. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Там же. С. 3.

52. Психология человека от рождения до смерти. С. 231.

53. Там же.

54. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.