Научная статья на тему 'Инновационная менеджмент-технология социализации: методика отбора содержания социализации в системе профессионального образования'

Инновационная менеджмент-технология социализации: методика отбора содержания социализации в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОСТЬ / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБРАЗОВАННОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛИЗАЦИИ) / EDUCATION / ОМНИНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / "OMNINATSIONALNAYA" IDEA / РЕЦИПРОКНОСТЬ / RECIPROCITY / THE CONTENT OF EDUCATION (SOCIALIZATION) / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL (EDUCATIONAL) COMPETENCE / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SOCIALIZATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY / GENDER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчанов С.Г.

Статья представляет инновационную менеджмент-технологию управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание». Технология состоит из трех процедур и инструментов: отбора содержания социализации (ОСС), измерения социализованности (ОС) и оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ). Данная статья описывает только методику отбора содержания социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGY MANAGEMENT OF SOCIALIZATION: THE METHOD OF CONTENT OF SELECTION OF SOCIALIZATION IN VOCATIONAL EDUCATION

The article presents an innovative management technology of control of educational objects: «socialization», «education». The technology consists of three procedures and tools: selection of the content of socialization, the measurement socialization and the evaluation of the effectiveness socializative (educational) Impact. This article only describes the method of selection of the content of socialization.

Текст научной работы на тему «Инновационная менеджмент-технология социализации: методика отбора содержания социализации в системе профессионального образования»

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.

2. Республика Казахстан. Законы. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан №319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) : [принят 27.07.2007 г.]. — Режим доступа: http://www.zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27. html.

3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 — 2020 гг. (утв. указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.primeminister.kz/page/article_item-34.

4. Стратегия развития подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youngscience.ru/pages/main/documents/5124/14761/index.shtml.

УДК 377 С. Г. Молчанов, проф. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, проф., академик Академии гуманитарных наук (АГН), г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ МЕНЕДЖМЕНТ-ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТОДИКА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья представляет инновационную менеджмент-технологию управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание». Технология состоит из трех процедур и инструментов: отбора содержания социализации (ОСС), измерения социализованности (ОС) и оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ). Данная статья описывает только методику отбора содержания социализации.

Ключевые слова: гендерность, гражданин, гражданское общество, образованность, ом-нинациональная идея, реципрокность, содержание образования (социализации), социализо-ванность, социальная (образовательная) компетенция, социализационно-образовательная технология.

Замечательно, что сейчас готовится к утверждению Стратегия развития гражданского общества на Южном Урале. В этом проекте сделана попытка дать определение феномена «гражданское общество»: «...общество, характеризующееся сферой самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которые защищены от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти» [1].

Заметим, что употребление словосочетаний «прямое вмешательство» и «произвольная регламентация» противопоставляет государство и гражданина, чего в государстве, строящем

гражданское общество, быть не должно. В государстве, где власть, как Людовик XIV, говорит: «Государство — это я», там нет граждан, там — подданные или рабы. Поэтому в определении следует подчеркнуть различия между феноменами «поданный» и «гражданин», которое возникло еще до Великой французской буржуазной революции.

Д. Дидро в « Энциклопедии» (1751-1780 гг.) различает их смыслы: «...гражданин — участник суверенитета, участник исполнения верховной власти» [2, с. 103] (то, что в России мы называем «государственно-общественным управлением» [2, с. 150]. И Ла Шалотэ (17011785 гг.) накануне Революции настаивал на необходимости éducation civile, т. е. гражданского

образования, для того чтобы «préparer des citoyens à l'Etat», т. е. формировать граждан для Государства1. Таким образом, содержание «гражданского образования», по Ла Шалотэ, должно было ориентироваться на подготовку «гражданина для Государства» [2, с. 103]. Французская революция уточнила содержание понятия «гражданин», внеся в него смысл обладания правами, которые вытекают из «естественного права и универсальной морали и которые закреплены в юридическом статуте гражданина» [2, с. 103].

Следовательно, гражданское общество — это общество, члены которого: «полезны для страны» [2, с. 21]; имеют юридический статус «гражданин», закрепленный законодательством; являются обладателями естественного права и носителями универсальной морали; являются участниками государственного суверенитета и исполнения верховной власти [2].

Таким образом, можно предложить следующее современное определение феномена «гражданское общество» — это общество, члены которого: 1) участники а) реализации суверенных прав государства и б) исполнения его (государства) властных полномочий; 2) носители гражданско-правовых образовательных компетенций, гражданского долга, гражданской доблести и гражданского достоинства по отношению к государству; 3) акторы (субъекты) позитивных общечеловеческих и гендерных социальных компетенций, среди которых приоритетными являются: ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность по отношению к детям, семье, обществу; 4) организаторы и исполнители созидательных, пассионарных, позитивных гражданских инициатив [индивидуальных и групповых (в виде добровольных ассоциаций, организаций, движений, партий и т. п.), с участием органов государственной власти или без него], не противоречащих действующей Конституции.

Таким образом, в отличие от авторитарного общества, где «Государство — это я», в гражданском обществе — «Государство — это <все> мы».

Заметим также, что в гражданском обществе система образования должна обеспечивать гражданское образование, все же остальные социально-образовательные институты (семья и др.) — обеспечивать освоение «универсальной морали» [2, с. 103], или общечеловеческих, универсальных ценностей (общественно одо-

1 Перевод наш — С. М.

бряемых способов поведения), или содержания социализации. Недавно, в 2015 г., к единству на основе универсальных ценностей призывал многонациональных французов и президент Франции Ф. Олланд после теракта против еженедельника Charlie Hebdo.

Из сказанного становится понятным, что гражданское общество — это прежде всего ответственные люди, руководствующиеся в своем поведении естественным и универсальным правом, т. е. ценностями, обеспечивающими само существование человечества.

В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ было сказано: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности» [4, с. 2]. И слова «ответственность — гражданственность — духовность» обрели статус российской омнинациональной идеи?

В. В. Путиным был жестко зафиксирован тезис: «...дефицит духовных скреп» [4, с. 3]. И это означает дефицит позитивных связей, отношений, уз... между людьми, т. е. позитивных социальных компетенций.

Нужно восполнить этот самый «дефицит», скрепить «расшатавшиеся» за последние десятилетия основы государственности. И этими скрепами должны стать: «ответственность», «гражданственность», «духовность» [4].

Возможно, именно поэтому С. Неверов [5, с. 1] и назвал эту триаду омнинациональной идеей, а словосочетание «духовные скрепы» стало словом года в 2013 г. по результатам опроса журнала «КоммерсантЪ-Власть».

Позитивные «скрепы» возникают, когда у каждого россиянина будет «к чему «прикрепиться», т. е. позитивные компетенции. И поэтому «нас должно быть больше и мы должны быть лучше» [4, с. 3]. Подчеркнем, что люди выбирают других людей «для совместной деятельности и общения» [7, с. 231] по основанию «наличие позитивных качеств» (свойств, «скреп»).

Какие же позитивные социальные компетенции необходимо формировать у россиян, чтобы в России началось становление гражданского общества? Мы еще в 2013 г. в нашей статье «Духовные скрепы...» [8] провели анализ текста Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 г., в котором В. В. Путин называет социальные компетенции: патриотизм; уважение и любовь к своей

истории; служение обществу и стране; нравственность; компетентность; любовь к семье, детям; пассионарность; гражданская активность и ответственность; устремленность в будущее; интеллект; позитивность; национальная и духовная идентичность [8, с. 67].

Таким образом, определены: а) содержание социализации и б) содержание гражданского образования. Глава государства сформулировал государственный и социальный заказ от имени граждан — всем работникам образования и социальной сферы, исполнительной и законодательной власти, дал ответ на вопрос: что является омнинациональной идеей? Это — ответственность, гражданственность, духовность. Именно эти качества и нужно формировать в «нынешних и будущих поколениях» [4, с. 2], а упражнять их в пространствах феноменов «семья», «государство», «отечество» [4]. Именно они — фундамент, на котором можно построить гражданское общество, учитывая нынешние «вызовы» и «риски».

Нынешние вызовы В. В. Путин сформулировал весьма жестко: «Мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой» [4, с. 2]. И подчеркнул, что этот вызов настолько опасен и обусловленный им риск настолько велик, что и безо всякого «внешнего врага» «все и так развалится само по себе» [4, с. 2].

Что касается демографической ситуации, то вкладом системы образования в решение этой проблемы становится усиление представленности, выраженности, реализованности гендерного вектора в социализации и воспитании [9-12].

Риски, которые мы должны преодолевать, актуализированы сегодня в виде увеличения случаев отказа от гендерной принадлежности; «размывания», перераспределения гендерных ролей; частичной утраты безусловной ценности феноменов «семья», «дитя человеческое», «материнство», «отцовство». Многие из нас с непониманием отнеслись к «успеху» Кончиты Вурст, но при этом в России мы много лет миримся с Веркой Сердючкой, «новыми бабками» и другими фемино-мужчинами.

Ценностью же для россиян остается традиционная семья. Значит, мальчики (девочки), юноши (девушки) должны формироваться, прежде всего, как будущие отцы и будущие матери, с неукоснительным и последовательным воспитанием гендерной идентичности [11].

Между тем, игнорируя отечественные и международные практики, дилетанты говорят, что

дети дошкольного возраста — еще не граждане2, и поэтому отсутствует возможность «...вменения ребенку какой-либо ответственности (подчеркнуто нами — С. М.) за результат» [13, с. 27]. Но тогда МОиН РФ и вся система дошкольного образования в стране, отказывается(?), по существу, исполнять послание президента «12.12.12.», в котором многократно подчеркнута необходимость формирования этого качества, этой социальной компетенции, «нравственного... развития» [3, с. 44] и у взрослых россиян, и у их детей [3]. В частности, «...ответственность» упомянута президентом в нескольких контекстах [4, с. 2].

Таким образом, «универсальная мораль» [2, с. 21], общечеловеческие ценности должны осваиваться человеком с раннего возраста, потому что потом — вдруг! — они появиться не могут!

Кстати, точка зрения наших французских коллег совпадает с позицией нашего президента: «Dans le programme de l'école maternelle... figure un groupe d'activité intitulé "Vivre ensemble". Il s'agit d'apprendre à des enfants... à partager avec d'autres des activités et des espaces communs, à découvrir un monde régi par les règles de la vie collective, ... la sensibiliasation à l'environnement» [2, c. 103].3

И в российской, и в других системах образования «ценности», «компетенции» [4, с. 2] определены и представлены в виде содержания: а) образования и б) социализации. И образовательные компетенции мы формируем эффективно, а вот что касается социальных компетенций, то их — не умеем. Поэтому, наверное, их состояние у «нынешних» — и детей, и взрослых — определено как «ценностная катастрофа» [4, с. 2]. Кто, как не система образования, должен ответить на этот вызов, к тому же получив от президента исчерпывающий ответ на вопрос: «ЧТО воспитывать?» (см. выше).

В. В. Путин подчеркнул, что «...качественное обучение без воспитания невозможно» [4, с. 3]. Образованный, но негативно социали-зованный человек опасен для общества и государства: вот где кроются причины коррупции.

2 Просто их статус гражданина еще формально не подтвержден паспортом.

3 «В программе материнской школы (в нашей традиции — «детский сад» — С. М.) ... есть группа видов деятельности, называемая «Жить вместе» (смысл: жить среди других, вместе с другими). Речь идет о том, чтобы научить детей... участвовать в совместной деятельности и общественных сферах, открывать мир, управляемый правилами коллективной жизни, ... ответственность перед <социальным>окружением» [2, с. 103].

И теперь, зная ответ на вопрос «ЧТО?» и отвечая на вопрос «КАК?», мы имеем поручение президента — «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, ...современной» [4, с. 3] — ко всем «образовательным организациям» [3; ст. 2, пп. 18-20], включая СПО.

Кроме этого, каждая образовательная организация должна ответить и президенту, и всему гражданскому обществу на вопрос — «КАКОВ?». Каков же «сейчас» уровень освоенности позитивных компетенций нынешним поколением? И какова дельта увеличения (прироста) позитивной социальной компетентности у всех обучающихся в конце каждого года? Только так система образования может продемонстрировать свою ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность... по отношению к каждому обучающемуся (воспитаннику), каждому гражданину, каждой семье, государству, Отечеству; наконец, лояльность к общенародно избранному президенту и его посланию.

Итак, «воспитательная компонента», которую поручил «подготовить» В. В. Путин, должна отвечать на три главных вопроса: «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?».

И тогда «ЧТО?» и есть содержание социализации, «КАК?» — содержание воспитания; «КАКОВ(А)?» — уровень социализованности или социализованность воспитанников.

И до сего дня у нас не было ответов на вопросы «ЧТО?» и «КАКОВ?».

Методика «Отбор содержания социализации» (ОСС) позволяет ответить на вопрос «ЧТО?». И на основе экспертной оценки самих воспитанников отобрать содержание социализации, т. е. совокупность компетенций, референтных и являющихся «ценностями» [3] для них в конкретной, локальной группе «здесь и сейчас» [14, с. 15]4.

4 Хуэйнэн — VI чаньский патриарх в VII в. н. э. — говорил: «Если мир — воплощение истины, <то можно> ... занимаясь любым делом,. постичь истину. здесь и сейчас.» [13, с. 15]. «Два лучших ученика V чаньско-го патриарха — Хуэйнэн и Шэнь-сю затеяли спор о том, каким образом можно обрести Просветление. Оба признавали, что Просветление достижимо еще в нынешней жизни. Однако Хуэйнэн утверждал, что оно наступает внезапно, «подобно вспышке молнии в ночи. здесь и сейчас», Шэнь-сю же считал, что «. просветление приходит постепенно, ему должна предшествовать долгая монашеская практика» [13, с. 15]. Идея Шэнь-сю «учиться — учиться — учиться . долго-долго-долго» не привлекла сторонников. А вот либеральный подход Ху -эйнэна привлек к чань-буддизму всех, кто ценил свободу

В ходе реализации методики педагог предлагает воспитанникам (-цам) таблицу, в которой представлены только позитивные социальные компетенции (качества). Из нее нужно отобрать 10 мужских и 10 женских позитивных социальных компетенций5, которые ребята хотели бы видеть в своих сверстниках (-цах). Исполнение этого задания предполагает следующие действия: 1) оценивание; 2) сравнение; 3) субъективную экспертную оценку; 4) нормирование (создание субъективного эталона) набора социальных компетенций6.

Причем это два «набора: а) для сверстника и б) для сверстницы.

У каждого члена группы возникает в сознании отражение некоего «портрета» своего, желаемого образа в группе, который он всегда (в каждый временной отрезок) может сравнить а) со своим реальным (внутри себя) и б) с внешними, явленными ему в каждый момент времени 1) отражениями своего «портрета» глазами членов группы, а также 2) реальными «портретами» других членов группы, сверстников.

Эти реальные «портреты» других отражаются воспитанником (-цей), как обеспечивающие либо не обеспечивающие комфортность его (ее) отношений (контактов) с этими другими. Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредо-

творческой мысли, интуитивность в действиях и поступках. Для России сегодня нужна инновационность, творчество, созидательность, причем не дожидаясь чего-то в далеком будущем («следующее поколение будет жить при .», а мое поколение? Что же? Терпеть? Ждать? Смириться?), а именно — все хотят жить «здесь и сейчас». И это при нашем подходе ставится возможным. Я. А. Ко-менский говорил: «Воспитание может все». И это верно! Только нужно добавить: «. если его правильно организовать и инструментально обеспечить» (автор — С. М.).

5 Наверное, предпочтительнее в формулировке задания использовать слово «качество», поскольку оно ближе и понятнее обучающимся (воспитанникам), чем «социальная компетенция». При этом, в данном случае, это ситуативные синонимы. И к этому синонимическому ряду можно добавить: «характеристика», «свойство», «признак», «параметр». Однако, по мнению более чем 6000 классных руководителей, уже работающих с нашими методиками, удобнее употреблять слово «качество», которое обучающиеся понимают как свойство другого, делающее приятным (желательным, комфортным) общение с этим другим.

6 Выполнение этого задания предполагает колоссальную внутреннюю работу, построение внутреннего «нравственного закона», или «категорического императива» (И. Кант), а это, собственно, и есть социализация. Во всяком случае, ее базовое рефлексивное основание. Социализация — это процесс, который осуществляется внутри личности, а освоенные социальные компетенции — это то, каким человек предъявляет себя в социальном пространстве.

вания межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [15, с. 317].

При этом мальчики (юноши) не сравнивают себя с «портретами» девочек (девушек), а девочки (девушки) не сравнивают себя с «портретами» мальчиков (юношей). И в этом также обнаруживает себя нормальная, адекватная ген-дерность7

Обработка данных [12] позволяет педагогу получить два набора социальных компетенций— «мужской» и «женский» «портреты», — специфичных для каждой академической группы.

Таким образом, воспитатель получает ответ на вопрос, какими качествами (социальными компетенциями) хотели бы обладать члены данной группы. И, по существу, это их социальный заказ в адрес педагога (воспитателя).

Такой перечень внешне напоминает учебный (образовательный) план, в котором также перечислены (учебные, образовательные) предметы, подлежащие освоению. В нашем случае их можно было бы назвать «социализа-ционными», но такого термина пока в профессиональном обиходе нет. Но это и есть ответ на вопрос «ЧТО?». И это и есть содержание социализации.

И если в послании [4] содержится государственный, глобальный заказ всей системе образования, то наша методика позволяет еще и уточнить локальные акценты, которые будут, неизбежно и обязательно, возникать в определенной конкретной возрастной, гендерной, социальной группе. И это будет конкретный социальный заказ именно этой группы людей, с учетом именно их социальных приоритетов и именно «здесь и сейчас».

Опять же предупреждая неизбежную критику, которая будет состоять в том, что «только воспитанникам нельзя доверять формулировку социального заказ по поводу содержания социализации», мы с ней заранее согласимся. И полученная от воспитанников экспертная оценка по поводу того, что должно войти в содержание социализации, может и должна быть

7 Интересно, почему нынешние мужчины (актеры) так охотно играют роли женщин? А вот женщины — роли мужчин — гораздо реже? Я полагаю, что это, возможно, одно из наглядных проявлений «ухода» мужчин из своей гендерной (мужской) позиции. И это ухудшает демографическую ситуацию, а перед нами задача — ее улучшить.

дополнена родителями, педагогами, представителями общественных движений, партий, представителями исполнительной и законодательной власти. Но это уже сделано президентом.

Итак, собрав достаточно большое количество экспертных оценок членов одной возрастной группы и отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получаем перечень референтных для этой конкретной группы социальных компетенций, которые и станут моделью социализованности для именно этой возрастной и просто конкретной группы воспитанников «здесь и сейчас» [14]. Также зафиксируем, что методика ОСС реализует принцип гендерности: отличие ответов на вопрос «ЧТО?» — для содержания образования и для содержания социализации — в том, что содержание образования универсально и индифферентно по отношению к гендерности, а вот содержание социализации должно быть непременно гендерным.

При этом мы должны, наконец, принять во внимание и то, что ответственность, гражданственность, духовность в человеке явлены не только вообще, но и конкретно-гендерно: например, социальная ответственность мужчины отличается от социальной ответственности женщины.

Именно недооценка принципа гендерно-сти в образовании (воспитании и обучении) как один из факторов среди множества прочих и привела к тому, что мы «...столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой», «...с настоящим демографическим... кризисом» [4, с. 2]. Принцип ген-дерности означает, что акцент в воспитании: а) мальчиков (юношей) должен быть сделан на объектах будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девочек (девушек) — будущая мать, хранительница семейного очага, хозяйка дома, воспитательница детей.

Заключение

Известно, что в российском обществе растет озабоченность тем, что доминируют негативные социальные компетенции, или «...явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи...» [4, с. 3], т. е. дефицит позитивных социальных компетенций. И также гендерных... А между тем, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, именно «положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения» [7, с. 231].

Следовательно, носители негативных компетенций «выбираются» реже, но хотят обратить на себя внимание окружающих. И возникает «эффект Герострата»: вместо созидания — разрушение, вместо толерантности — агрессия, вместо честности — коррупция, вместо доброго поступка — злой. И это тоже следствие дефицита «духовных скреп» [4, с. 3], следствие некой убогой социализованности на уровне «анималь-ной» адаптированности. Недавно патриарх Кирилл сказал в беседе с В. В. Путиным (на одном из каналов TV): «Без души человек — животное».

Можно предположить, что «эффект Герострата» («не могу, не умею проявить себя в хорошем; проявлю себя в плохом») и приводит к увеличению количества — среди детей школьного возраста, а затем и среди взрослых — носителей негативных социальных компетенций, активно себя проявляющих. И проблема, прежде всего, в том, что у педагогов (у родителей, у общества, у государства) нет инструмента, чтобы фиксировать точку и вектор «сползания» воспитанника (человека) от хорошего к плохому.

Отсутствие же инструментального обеспечения оценивания «личностных качеств» [7, с. 231], т. е. социальных компетенций молодого человека, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагога (куратора) хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформирован-ность или неустойчивость позитивной социальной компетентности.

Негативные проявления вызваны отсутствием или слабой выраженностью прежде всего социальной ответственности, созидательной гражданственности, глубокой духовности, которые в человеке явлены не вообще, а кон-кретно-гендерно, как: а) социальная ответственность мужчины и б) социальная ответственность женщины.

Поэтому принципиально инновационным основанием для восполнения дефицита «духовных скреп» являются принципы реципрок-ности (взаимности) и гендерности воздействия и оценивания, которые предполагают: 1) взаимное оценивание, но только позитив-

ного в сверстнике (-це) и 2) усиление гендерно-сти в формировании социальных компетенций юношей и девушек. И те, и другие должны освоить не только универсальные компетенции как граждане страны.

Все работники СПО, оснащенные инновационными методиками, смогут эффективнее участвовать в формировании социальной ответственности, гражданственности и духовности новых поколений.

Эти методики позволят педагогу (куратору), а также руководству образовательного учреждения:

- производить формирование и формулирование социального заказа от первого лица (т. е. от лица самих обучающихся, воспитанников, которые и выступают в качестве заказчика) в виде перечня желаемых позитивных социальных компетенций;

- осуществлять отбор содержания социализации для каждой возрастной группы на основе принципа гендерности;

- обеспечить индивидуализацию содержания и организации социализационного (воспитательного) воздействия;

- осуществлять систематическое (в рамках избранных временных интервалов) оценивание степени выраженности социально значимых позитивных компетенций у каждого воспитанника (-цы);

- оценивать выраженность каждой компетенции у каждого мальчика (юноши), каждой девочки (девушки);

- осуществлять оценивание с учетом принципа гендерности;

- объективизировать результаты оценивания за счет реализации принципа реципрокно-сти;

- идентифицировать (определить) социальный статус каждого воспитанника (-цы) в группе.

Использование этих методик обеспечит:

а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности;

б) активизацию участия родителей в воспитании и социализации;

в) измеряемость, а следовательно, и управляемость процесса социализации.

Библиографический список

1. Стратегия развития гражданского общества в Челябинской области : проект Постановления Правительства Челябинской области [янв. 2015].

2. Arénilla, L. Dictionnaire de Pédagogie [Texte] / L. Arénilla, B. Gossot, M.-C. Rolland, M.-P. Roussel. — Paris, Larousse Bordas, 1996. — 288 p.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.12.2012 г. : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 г.] . — М. : ЭКСМО, 2013. — 208 с.

4. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Рос. газ. — 2012. — 13 дек. — № 287 (5960). — С. 2-4.

5. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17 000 слов [Текст]. — М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. — 957 с.

6. Латухина, К. Жить хорошо : Здесь и сейчас [Текст] / К. Латухина // Рос. газ. — 2012. — 13 дек. — № 287 (5960). — С. 1.

7. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.

8. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы» : инновационная технология социализации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2013. — № 1 (22). — С. 66-85.

9. Молчанов, С. Г. Воспитание — инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы междунар. науч.-практич. конф. (г. Челябинск, 16 дек. 2008 г.). Ч. 2. — Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

10. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Тротт // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2009. — № 3 (9). — С. 74-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2009. — № 3 (9). — С. 87-97.

12. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для кл. рук. / С. Г. Молчанов. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010. — 36 с.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

14. Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 6, ч. 2. Религии мира / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 1996. — 688 с.

15. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.

УДК 378+316.7 А. А. Павильч, д-р культурологии,

проф. Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ), г. Минск, e-mail: pavilch@tut.by

ПРИКЛАДНОЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПАРАТИВИСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье определяется практическая значимость сравнительного знания в поликультурном образовании и межкультурном взаимодействии. Обоснован прикладной потенциал компаративистики, проявляющийся в возможности использования результатов сравнительных исследований в конструировании диалога культур и межкультурной коммуникации, в разработке образовательных программ подготовки к межкультурному взаимодействию.

Ключевые слова: компаративистика, компетенции межкультурного взаимодействия, культурное многообразие, компаративное знание, межкультурные различия, поликультурное образование.

Образовательная среда является той сферой обеспечивает непосредственную подготовку трансляции социокультурного опыта, которая к межкультурному взаимодействию на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.