Научная статья на тему 'Инновирование1 в организации и содержании работы областного Центра дополнительного образования детей'

Инновирование1 в организации и содержании работы областного Центра дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ПАТРИОТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / ГЕНДЕРНОСТЬ / МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ / TRADITION AND INNOVATION IN THE SECONDARY EDUCATION OF CHILDREN / STRATEGIC / TACTICAL PROJECTS / TRAINING / INFORMATION / FUNCTIONS / MANAGEMENT / EDUCATION / PATRIOTISM / SOCIALCONNECT / GENDER / MULTIPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Владимир Петрович, Каюмова Любовь Николаевна, Молчанов Сергей Григорьевич

Исполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2016-2020 годах» предполагает выстраивание нового соотношения традиций и инноваций в дополнительном образовании детей, которое выразится в усилении акцентов на социализации, на формировании социализованности, гражданской идентичности, социальной компетентности, патриотичности детей и молодежи в рамках исполнения федеральных государственных образовательных стандартов и дошкольного, и общего, и профессионального, и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Владимир Петрович, Каюмова Любовь Николаевна, Молчанов Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR LAW: IN THE ORGANIZATION AND CONTENT OF THE REGIONAL CENTER OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The implementation of the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 2016-2020" involves the formation of a new correlation of traditions and innovations in the secondary education of children, which is expressed in the increased emphasis on socialization, for the formation of sotsial-izovanomu, civic identity, social competence, and patriotism of children and youth in the framework of implementation of Federal state.

Текст научной работы на тему «Инновирование1 в организации и содержании работы областного Центра дополнительного образования детей»

Примечания

1. Нечаев М. П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы: монография. М.: АПК и ППРО, 2010. С. 14.

2. Нечаев М. П. Организация туристско-краеведческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма. 2015. № 1. С. 31-42.

3. Нечаев М. П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования: учеб.-метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2012. 104 с.

4. Нечаев М. П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. М.: Центр «Педагогический поиск, 2010. 176 с.

УДК 37.061; 001.895; 37.072; 37.013.42

В. П. Попов, Л. Н. Каюмова, С. Г. Молчанов

ИННОВИРОВАНИЕ1 В ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ РАБОТЫ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Исполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2016-2020 годах» предполагает выстраивание нового соотношения традиций и инноваций в дополнительном образовании детей, которое выразится в усилении акцентов на социализации, на формировании социализованности, гражданской идентичности, социальной

1 Термин впервые нами (С. Молчанов) использован в статье [1]. «Мы воспользовались опытом наших французских коллег, которые давно пользуются термином "innover". Калька этого слова в русском языке может выглядеть как "инновировать", что будет означать "обновление чего-либо", "внесение обновлений во что-либо". Пользуются же наши законодатели термином "новеллы" в значении "обновленные пункты закона..., внесенные изменения..., включенные новации". Хотя правильнее было бы говорить "novellae leges" (в пер. с лытыни - "новые законы" или "позднейшие дополнения к какому-либо своду законов, уставу и т. п. Налоговые новеллы "» [2]. А лучше «инно-веллы», потому что приставка «ин-» (от лат. «in-») несет смысл «помещение вовнутрь чего-то». А «новеллы» - просто «новости», а не «обновления» каких-то уже имеющихся формулировок.

компетентности, патриотичности детей и молодежи в рамках исполнения федеральных государственных образовательных стандартов и дошкольного, и общего, и профессионального, и дополнительного образования.

The implementation of the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 2016-2020" involves the formation of a new correlation of traditions and innovations in the secondary education of children, which is expressed in the increased emphasis on socialization, for the formation of sotsial-izovanomu, civic identity, social competence, and patriotism of children and youth in the framework of implementation of Federal state.

Ключевые слова: традиции и инновации в дополнительном образовании детей, стратегические, тактические проекты, повышение квалификации, информирование, функции, управление, образованность, патриотичность, социализованность, гендерность, мультиплицирование.

Keywords: tradition and innovation in the secondary education of children, strategic, tactical projects, training, information, functions, management, education, patriotism, socialconnect, gender, multiplication.

Обозначенные нами проблемы мы попытаемся рассмотреть не вообще, не в целом, а конкретно, в привязке к нашему Челябинскому областному Центру дополнительного образования детей. И нам представляется, что какая-то часть наших внутренних проблем, окажется аналогичной проблемам, с которыми имеют дело наши коллеги по всей России.

Функционирование Областного центра дополнительного образования детей» (далее - Центр) Челябинской области осуществлялось по сложившейся на протяжении последних десяти лет традиции по следующим направлениям:

• организация и проведение областных массовых мероприятий с обучающимися (воспитанниками) образовательных учреждений;

• развитие системы партнерских отношений с социальными институтами;

• организационно-методическое сопровождение функционирования учреждений дополнительного образования детей и других образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей;

• информационное обеспечение региональной системы ДОД;

• сопровождение и (или) организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей;

• издание информационных, методических, инструктивных документов, пособий, рекомендаций и иной научно-методической продукции по поручению Министерства образования и науки Челябинской области (далее - Министерство);

• реализация образовательных программ дополнительного образования детей в следующих формах получения образования: очной, очно-заочной, экстерната.

Однако новая образовательная ситуация требует от Центра не только значительного обновления сложившихся практик, но также уточнения и корректировки приоритетных направлений его функционирования как ведущего регионального центра в части а) методического и научно-методического сопровождения традиционных и инновационных образовательных программ дополнительного образования детей; б) организации прикладных исследований в учреждениях, их реализующих, и управления ими; в) в повышении квалификации педагогического и управленческого персонала.

Инновационные приоритетные, стратегические функции Центра

В рамках исполнения Госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...», а также поручений Министерства, очевидна необходимость в оптимизации количества и содержания направлений работы Центра, в их укрупнении, уточнении и представлении их в виде стратегических функций:

а) методического и научно-методического сопровождения традиционных и инновационных образовательных программ дополнительного образования детей;

б) организации и проведения образовательно-исследовательской деятельности;

в) обеспечения функционирования образовательного учреждения - ОЦ ДОД - как образовательной системы дополнительного образования детей, т. е. обеспечения реализации образовательных программ дополнительного образования;

г) повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования.

Конечно же, стратегические функции региональной системы дополнительного образования детей в Челябинской области, равно как и стратегические функции Центра, определяет Министерство, а управленческий, методический и педагогический персонал Центра, с учетом своего места и роли в этой системе, своими действиями как бы «наполняет» и реализует функции тактические.

Тактические функции Центра

Еще раз подчеркнем: конечно же, стратегические, перспективные функции Центра определяет Министерство. В их рамках Центр реализует тактические функции.

Так, например, предполагается усиление функции сбора, анализа, систематизации и нормирования (уже на уровне Министерства) социально-образовательных явлений и фактов в системе дополнительного образования детей. Реализация этой группы функций обеспечит необходимую и достаточную информированность обо всех компонентах образовательной системы дополнительного образования детей и создаст предпосылки для реализации функций научно-методического и методического ее сопровождения. Функцию сбора информации уже осуществляют структурные подразделения (рабочие группы) Центра.

После ее первичной обработки, состоящей в отнесении образовательных явлений и фактов к норме или не норме, к традиции или инновации, производится их первичная систематизация. Эта информация передается в структурные подразделения (рабочие группы) Центра, где она исследуется на предмет установления позитивных или негативных закономерностей. Для этого организуется экспертное оценивание. Его можно назвать функцией первичного оценивания. Затем проводится эксперимент и (или) апробация в строго контролируемых условиях и доводка новых позитивных закономерностей до уровня норм, готовых к внедрению в практику. На этом этапе вновь производится экспертное оценивание. Его можно назвать внедренческим. По его итогам готовится проект нормативного документа Министерства.

Таким образом, реализуется функция научного прогнозирования развития региональной образовательной системы дополнительного образования детей.

Экспертное оценивание эффективности (проведенное достаточно широким кругом привлеченных экспертов) уже внедренных и апробирующихся образовательных программ (авторских в том числе) позволяет реализовывать функцию создания (на базе типовых федеральных) региональных образовательных программ дополнительного образования. После этого проекты региональных образовательных программ могут выноситься на утверждение в Министерство и приобретать статус «типовых, региональных». Эта функция нормирования является компетенцией Министерства.

Новые нормы становятся содержанием непрерывного профессионально-педагогического и профессионально-управленческого образования персонала системы дополнительного образования детей, и, таким образом, создаются условия для реализации функции повышения квалификации и управления качеством педагогического и управленческого персонала образовательной системы.

По мере возникновения различных проблем и для их последовательного разрешения в Центре предполагается формировать про-ектно-рабочие группы для исполнения функций проектирования, прогнозирования. Каждый проект будет возглавляться руководителем Проекта, который будет нести персональную ответственность за его исполнение, конечный результат, реализуя функции сопровождения и управления проектами. В состав группы Проекта будут входить как специалисты из различных структурных подразделений Центра, так и работники образовательных учреждений, органов управления образованием и служб сопровождения образовательной системы Челябинской области. По мере необходимости это функции централизации/децентрализации.

Каждый специалист Центра является как бы главным специалистом (функция оперативного управления) в региональной образовательной системе по определенной группе направлений дополнительного образования детей и готовит ежегодный доклад (функции анализа, синтеза, систематизации, прогнозирования) по курируемой группе направлений, имея для этого определенную (нормативно закрепленную) систему сбора, переработки и хранения информации. Каждый специалист Центра формирует свой актив, определяет и нормативно закрепляет «свои» экспериментальные и пилотные площадки, на которых ведется отработка алгоритмов

деятельности по курируемым группам направлений дополнительного образования детей (функции апробации и экспертизы).

В Центре необходимо сформировать дирекции образовательных программ (туристско-краеведческой, экологической, художественно-творческой и т. д.) для реализации функций их методического и научно-методического сопровождения. Образовательные программы разрабатываются, корректируются дирекциями ОП и утверждаются Министерством в виде примерных, стандартно-типовых региональных образовательных программ, которые затем реализуются в учреждениях дополнительного образования Челябинской области.

Центр в структуре управления дополнительным образованием детей

Центр - головная организация в системе дополнительного образования детей региональной образовательной системы. Структура управления Центром имеет в своем составе стабильную и мобильную подструктуры.

Стабильная подструктура необходима для решения задач стратегического контура и обеспечения функционирования Центра как образовательной организации. В ее составе - дирекция (директор, заместители, руководители структурных подразделений, фи-лиалов1; методисты по образовательным программам дополнительного образования; лаборанты; технический, обслуживающий персонал).

Мобильная подструктура - для решения задач оперативного контура и для исполнения поручений Министерства. В ее рамках создаются рабочие группы для сопровождения стратегических и тактических проектов, экспериментальных, пилотных и инновационных площадок, инновационных образовательных программ дополнительного образования детей, проектов сопровождения дополнительного профессионально-педагогического образования, проектов организации и проведения конкурсов, региональных представительств внешних организаций, координационных советов.

1 Например, «Театральная школа», опытная площадка «Тургояк». 20

Функции Центра в региональной системе управления качеством дополнительного образования детей

В системе управления:

- создание и (или) отбор региональных образовательных программ дополнительного образования; организация их экспертизы;

- подготовка проектов для утверждения Министерством;

- методическое сопровождение реализации в УДОД области;

- создание типологии образовательных программ;

- обновление системы приема и передачи информации на всех уровнях управления и принятия управленческих решений.

В финансовом обеспечении (в разработке механизмов управления финансированием в системе ДОД):

- разработка проектов нормативных документов финансово-экономического обеспечения:

0 образовательных программ дополнительного образования;

0 образовательных программ дополнительного профессионально-педагогического образования;

0 инновационных площадок в системе дополнительного образования детей;

0 организации и проведения конкурсов, олимпиад, выставок, смотров, фестивалей.

В материально-техническом обеспечении:

- разработка проектов нормативов:

0 оснащенности образовательных программ дополнительного образования;

0 рабочих мест различных специалистов в учреждениях дополнительного образования детей.

В содержании дополнительного образования с акцентом на допрофессиональное (предпрофессиональное) образование:

0 отбор и систематизация авторских учебных материалов к образовательным программам дополнительного образования;

0 сопровождение авторских (региональных) образовательных программ дополнительного образования;

0 создание и (или) отбор за счет наращивания издания множества вариантов образовательных программ, учебных и методических пособий;

0 методическое сопровождение модифицированных программ;

0 экспертное оценивание методического и дидактического обеспечения образовательных программ дополнительного образования.

В повышении квалификации педагогического персонала системы ДО:

0 разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования работников ДО;

0 создание ресурсных центров в региональной образовательной системе.

Обновление содержания обучения: форм организации обучения (воспитания), образовательных и социализационных занятий

В актуальной образовательной ситуации возникла необходимость создания и (или) отбора новых методик (технологий) организации освоения обучающимися (воспитанниками) содержания дополнительного образования.

Наиболее перспективными являются: акции; проекты; конкурсы; олимпиады (интернет-олимпиады); выставки; форумы; торжественные линейки; программы; конференции; соревнования; профильные смены; областной палаточный лагерь (тематические смены); защита исследовательских работ.

Все названные формы нуждаются в систематизации, описании, экспертной оценке и после накопления позитивного опыта их внедрения включении их в практику через повышение квалификации педагогического персонала.

Доминирующим способом организации работы с обучающимися (воспитанниками) должны стать социально-образовательные проекты (групповые и индивидуальные).

Методическое сопровождение управления «качеством» педагогического персонала

Основным объектом управления является профессиональная компетентность педагогического и управленческого персонала.

Первое направление. Повышение профессиональной компетентности педагогического персонала дополнительного образова-

ния: дополнительное профессионально-педагогическое образование, а) руководителей, б) педагогов; организация институциональной методической работы; организация инновационной (научно-методической) работы.

Второе направление. Повышение социально-профессионального статуса работников дополнительного образования:

- организация и проведение профессиональных конкурсов («Сердце отдаю детям»: возможные номинации: «Педагог года -учреждения дополнительного образования детей»; «Руководитель года - учреждения дополнительного образования детей»; «Социальный педагог года»; «Тьютор года»);

- организация и проведение дидактико-методических конкурсов («Лучший конспект занятия в учреждении дополнительного образования»; «Лучшая авторская образовательная программа»; «Пассионарий Южного Урала»; «Инновация в дополнительном образовании»);

- методическое и экспертное сопровождение аттестации руководящих и педагогических работников дополнительного образования (участие в инструментальном обеспечении работы экспертных групп при ГАК);

- профессионально-педагогический трибунал работников дополнительного образования;

- создание ассоциаций работников дополнительного образования.

Методическое сопровождение аттестации УДОД

Направления работы:

- создание и (или) отбор инструментария для оценивания образовательного учреждения, образовательной системы, образованности и социализованности обучающихся (воспитанников);

- участие в составе аттестационных (лицензионных, аккреди-тационных) комиссий (по поручению Министерства) в качестве экспертов;

- методическое и аудиторское сопровождение внутриинсти-туционального оценивания.

Управление качеством содержания дополнительного образования

Направления работы:

- инструментальное обеспечение оценивания образованности и социализованности обучающихся (воспитанников) по образовательным программам дополнительного образования для всех уровней и направлений образования;

- обеспечение их нормирования и стандартизации.

Управление качеством содержания обучения и воспитания

Направления работы1:

- организация широкого экспертного оценивания2:

0 учебных материалов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 методического и инструментального обеспечения образовательных программ дополнительного образования с акцентом на а) позитивную мотивацию обучающегося (воспитанника) в познавательной, творческой деятельности; б) выявление, актуализацию потенциала каждого обучающегося (воспитанника); в) формирование позитивных социальных компетенций и, прежде всего, личностной ответственности и гражданственности с учетом гендерности их проявления в поведении;

0 способов профессионально-педагогического (профессионально-управленческого) воздействия и взаимодействия;

- внедрение позитивных практик и оценивание их эффективности с позиций: психического (динамика интеллектуальных функций), социального (освоение позитивных способов социальной деятельности) и физиолого-биологического (освоения способов здоро-вьесбережения) развития;

- методическое обеспечение технологии социально-образовательного проектирования.

1 Любое из вышеназванных направлений может быть развернуто в виде проекта, имеющего в своей структуре институциональные, групповые и индивидуальные подпроекты, связанные между собой.

Оценивание их эффективности производится при помощи специального инструментария. Наиболее эффективные учебные материалы и способы профессионально-педагогического воздействия становятся содержанием непрерывного профессионально-педагогического образования. 24

Повышение квалификации

Направления работы:

- проведение обучающих семинаров, совещаний, практикумов, творческих лабораторий по вопросам организации, проведения областных мероприятий и участия в них;

- областное методическое совещание (ежегодное) «Развитие детского и молодежного общественного движения как одно из условий формирования социальной активности, инициативы, гражданской позиции детей и подростков»;

- деловые площадки (в виде методических дискуссий) «Социальная инициатива», «Социальная активность», «Социальная ответственность»;

Формы: видеоконференции; технология управленческих «поединков» (как инновационный подход) в теории и практике управленческой деятельности; вопросах воспитания лидеров молодёжных общественных объединений.

Создание системы региональной образовательной статистики в системе ДОД

Направления работы:

- создание и (или) отбор инструментального обеспечения мониторинга образовательных объектов в системе дополнительного образования детей;

- создание центра образовательной статистики.

Издание инструктивно-методических материалов

Издание ежегодников:

1. «Экспедиции, поиски, исследования» (методические рекомендации).

2. «Летняя кампания - 201_год» (сборник нормативно-правовых документов; сборник методических материалов и рекомендаций).

3. «Образовательные программы научно-технической и спортивно-технической направленности»1 (сборник).

1Издаются региональные образовательные программы, а также авторские, прошедшие экспертизу, конкурс, одобренные и рекомендованные Министерством образования и науки Челябинской области.

4. «Я - гражданин России» (сборник лучших социальных проектов - победителей одноименного конкурса в электронном виде).

Информационная поддержка работы Центра

Направления работы:

1. Активизация работы сайта Центра:

0 увеличение количества разделов и объемов информации;

0 увеличение посещаемости форумов;

0 открытие персональных блогов педагогов (руководителей) - победителей конкурсов;

0 формирование сетевых сообществ: обучающихся (воспитанников)1, педагогов, руководителей, социальных и бизнес-партнеров.

2. Мультиплицирование способов взаимодействия со средствами массовой информации: информационными агентствами («Урал-Пресс-Информ»), телевизионными каналами («Вести-Юж-ный Урал», «Губерния», «Восточный экспресс», «СТС»), газетами («Южноуральская панорама», «Челябинский рабочий», «Российские недра», «Природа и мы», «Открытая газета»).

3. Проведение ежегодного круглого стола «Роль молодежи в социально-экономическом развитии Челябинской области».

4. Плановые заседания рабочей группы по реализации ведомственной программы Главного управления молодежной политики Челябинской области «Нравственно-патриотическое воспитание молодежи Челябинской области».

5. Проведение ежегодного семинара «Развитие молодежных инициатив. Программа SWOT с существующим молодежным самоуправлением» .

6. Участие в плановых заседаниях Русского географического общества, Челябинского отделения Общества краеведов России.

Для продвижения в решении всех вышеназванных направлений работы необходимо принять управленческие решения и выполнить некоторые управленческие действия:

- по регламентации и автоматизации планирования и организации исполнения мероприятий;

1 Прежде всего областных заочных школ. 26

- оснащению компьютерной и оргтехникой;

- развитию информационно-методической и рекламно-издательской деятельности;

- внедрению информационно-коммуникационных технологий для очной дистанционной форм получения дополнительного образования.

Глоссарий

Для пояснения некоторых позиций, представленных в статье, авторы просчитали необходимым представить в виде глоссария свое понимание некоторых традиционных и инновационных реалий в современном дополнительном образовании детей.

Аттестация педагогического персонала дополнительного образования — оценивание происходит относительно достижений детей, групп, команд, делегаций в различных состязательных акциях или количества участников. Таким образом, педагог «заточен» на результат в виде демонстрации его обучающимся (воспитанником) результата в рамках состязательной акции. Но обучающихся (воспитанников), которые становятся победителями, призерами, лауреатами и т. п. - не более 5-7% от общего числа. А остальные?

Таким образом, оценивание компетентности педагога производится относительно количества побед и участников.

При этом победитель демонстрирует образовательные компетенции в определенной предметной области (наука, искусство, конструирование, технология).

Эти образовательные, «предметные» компетенции ребенок (подросток, юноша, девушка) может приобрести и без участия педагога дополнительного образования. А компетенции в области социальных отношений, поведения, т. е. социальные компетенции?

А вот позитивные социальные компетенции без помощи, поддержки, сопровождения со стороны взрослого (педагога, воспитателя, тьютора, наставника, тренера) приобрести невозможно!

И если «предметные» компетенции высокого уровня возникают не у всех, то вот позитивные социальные компетенции должны возникнуть и развиться у всех обучающихся (воспитанников). Но поскольку это никак не оценивается, то и «заточенности» на эту работу нет.

Таким образом, оценивание профессиональной компетентности педагога должно производиться относительно прироста позитивных социальных компетенций у обучающегося (воспитанника). Но это не исключает возможности оценивания педагога относительно количества побед и участников.

Аттестация УДОД - задачи аттестации: установление..., идентификация... состояние... социокультурной среды (всех ее компонентов), образовательного процесса и пр.

Предмет аттестации:

либо образовательная система, и тогда оцениванию подлежат следующие ее компоненты: педагогический персонал, содержание образования, содержание обучения, материально-техническое оснащение, финансово-зкономическое обеспечение, система управления;

либо образовательное учреждение, и тогда оцениванию подлежат следующие его компоненты: характеристика здания и прилегающей территории, учебно-методический аспект (оборудование мастерских, библиотечный фонд, учебно-опытный участок, спортивное оборудование и т. п.), социальный аспект (медицинская служба, пищеблок и т. п.), воспитательный аспект (актовый зал, танцевальный класс, хоровой класс, оборудование для занятий и т. п.), управленческий аспект (автоматизированное рабочее место управленца, педагога, наличие оргтехники, банк образовательной информации, каналы обмена (получения и приема) информации и т. п.), вспомогательный аспект (наличие договоров найма и аренды помещений, развитие подсобных хозяйств и других видов производственной деятельности и т. п.), финансово-экономический аспект (источники финансирования).

Методическая дискуссия — обмен информацией о способах воздействия (взаимодействия) на (с) обучающихся (-имися) в рамках организации освоения образовательных и социальных компетенций и измерения их освоенности.

Мультиплицирование (от лат. multiplicatio - умножение) -обеспечение отражающего воздействия одной переменной на другую, зависимую.

Образовательное учреждение - материальный носитель образовательной системы. Нормативная база функционирования образовательного учреждения. Взаимодействие с различными соци-

альными институтами. Материально-техническое оснащение обучения и воспитания. Финансово-экономическое обеспечение. Наличие служб сопровождения и общественных организаций. Управление образовательным учреждением.

Образовательная программа - это комплекс, состоящий из определенного содержания образования, описанных средств педагогической коммуникации (формы, методы, приемы и средства обучения), а также из реально существующих и (или) создаваемых кадровых и материальных условий для реализации образовательных потребностей каждого обучающегося (воспитанника).

Образовательная система - совокупность следующих признаков: 1) педагогический персонал; 2) содержание образования; 3) содержание обучения; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления.

Образованность - уровень освоенности стандартного содержания образования; уровень освоенности ключевых компетенций.

Педагогический персонал дополнительного образования. Приоритетом, на котором следует сосредоточиться, является компонент «педагогический персонал». При этом мы понимаем, что рассчитывать на повышение заработной платы тоже не приходится в актуальной ситуации. При этом персонал в сфере образования -это тот фундамент, на котором держится вся отрасль. Если «уйдут» педагоги, то тогда завтра не понадобятся ни новое содержание образования, поскольку его некому будет реализовывать, ни новое материально-техническое оснащение, поскольку некому будет с ним работать, ни новые тарифные ставки, поскольку некому будет ни получать, ни платить, и т. п.

Таким образом, в актуальной ситуации приоритетом должно стать сохранение персонала системы. Не имея возможности повысить заработную плату, можно пойти по пути создания законодательной, нормативно-правовой базы, обеспечивающей педагогическому персоналу: а) социальную защиту, б) повышение квалификации.

На сегодняшний день сформулированы концептуальные подходы и созданы инструменты для оценивания: а) социально-профессионального статуса; б) профессионально-педагогической квалификации.

Рабочая группа создается в связи с поручением министра по исполнению конкретной задачи, реализации проекта, акции и проч. В ее состав входят специалисты из различных подразделений Центра. Группа формирует Проект, реализует его и готовит аналитический доклад по итогам.

Руководители координационных советов обеспечивают координацию работ с внешними организациями, институтами (Совет по детско-юношескому геологическому движению в Уральском федеральном округе; Совет с Управлением ГИБДД ГУВД).

Внешние организации: Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Русско-Британский институт управления; ветеранские организации; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Руководители проектов организации и проведения конкурсов обеспечивают организацию и проведение плановых конкурсов, а также конкурсов по поручению Министерства. Подготовка делегаций (команд) для участия во всероссийских конкурсах.

Руководители стратегических проектов обеспечивают работу в рамках следующих проектов (по поручению Министерства): методологические основы дополнительного образования детей; компаративные исследования образовательных программ дополнительного образования детей;

проблемы социализации, воспитательной работы, создание (отбор) инструментального обеспечения социологических исследований;

организация и содержание управления дополнительным образованием детей;

нормативное финансирование, типовые штатные расписания, типовые формы организации управления, типовые документы о структурных подразделениях образовательных учреждений;

разработка и (или) отбор методик для оценивания динамики интеллектуальных и социальных компетенций;

профилактика профессионального «выгорания» педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования;

обеспечение эффективного взаимодействия педагогов и учащихся;

психологическая помощь детям в семье (обучение детей приемам психологической защиты); интеграция образовательных программы дополнительного и специального (коррекционного) образования;

проблемы теории обучения.

Руководители тактических проектов обеспечивают работу в области частных дидактик (методик) обучения и воспитания в рамках образовательных программ дополнительного образования.

Руководители проектов сопровождения дополнительного образования обеспечивают работу в области партнерства с различными службами сопровождения; организуют создание и (или) отбор методик (технологий): аттестации педагогического и управленческого персонала и образовательных структур ДОД; организации и содержания методической и научно-методической работы в дополнительном образовании; организации и содержания психологического обеспечения дополнительного образования; организации и содержания социологического обеспечения образования (социальной защиты участников образования); экспертных систем в сфере дополнительного образования (разработка инструментального обеспечения измерения различных объектов в сфере образования); оценивания материально-технического обеспечения образования, охраны труда.

Руководители региональных представительств обеспечивают региональную работу всероссийских организаций, конкурсов, соревнований, олимпиад и т. д. (Всероссийский национальный конкурс водных проектов; Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов учащихся «Вода на Земле»; Общественный Совет по патриотическому воспитанию и военно-шефской деятельности при Законодательном собрании Челябинской области).

Руководители образовательных программ дополнительного образования обеспечивают методическое и научно-методическое сопровождение образовательных программ дополнительного образования. Создают и (или) отбирают методики (технологии) реализации. Создают методические дирекции образовательных программ; определяют сеть УДОД, в которых они развернуты. Определяют головные УДОД по отдельным образовательным программам, на базе которых разворачивается методическая, науч-

но-методическая, инновационная, экспертная работа, а также повышение квалификации, включая стажировки. 10 направлений образовательных программ дополнительного образования: по способу получения образования: очная, заочная: по уровню освоения: профессионально ориентированный уровень; углубленный уровень; общекультурный уровень; по срокам: 1, 2, 3, 4 года): художественно-эстетическое (народное уральское творчество); турист-ско-краеведческое (по историческому краеведению, основам геологии, флористике Уральского края); эколого-биологическое; социально-педагогическое; культурологическое; спортивно-техническое; физкультурно-спортивное («Чарлидинг» и «Волейбол»); историко-краеведческое (геология, флористика Уральского края).

Тьютор - посредник между обучающимся (воспитанником) и работодателем, защитник его прав и интересов в социально-образовательных, правовых институтах.

Функция - (от лат. Ши^ю - исполнение) - «1) обязанность, круг деятельности; назначение, роль...» [3].

Экспериментальные (пилотные) образовательные учреждения, на базе которых производится разработка, апробация, экспертиза стандартно-типовых проектов ДОД и дополнительное профессиональное образование специалистов ДОД Челябинской области.

Примечания

1. Молчанов С. Г. Инновационная «воспитательная компонента» в дошкольном образовании (исполняем Послание Президента РФ В. В. Путина) // Детский сад от А до Я. 2015. № 1. С. 16-30.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С. 653.

3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 слов. М.: Русские словари: АСТ: Астрель, 2007. С. 859.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.