Научная статья на тему 'Результативность исследований по теории и методике дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования Перми и Пермского края (1992-2018 гг. )'

Результативность исследований по теории и методике дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования Перми и Пермского края (1992-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL EDUCATION / THEORIES AND METHODS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Сулейманова Сания

Проанализирован вклад в развитие теории и методики дополнительного образования детей, внесенный исследователями Перми и Пермского края в период с 1992 по 2018 г. Это определение особенностей образовательного процесса как уровневого процесса, предполагающего разработку индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; выявление характеристик качества дополнительного образования; рассмотрение дополнительного образования детей как элемента открытого образовательного пространства; экспериментальная проверка условий, необходимых для формирования личностных качеств обучающихся средствами дополнительного образования. Внесен определенный вклад в изучение возможностей учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены особенности и потенциал согласованного исследования в педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Сулейманова Сания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE OF RESEARCH ON THEORY AND METHODOLOGY OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS PERM AND THE PERM REGION (1992-2018)

Analyzed the contribution to the development of the theory and methods of additional education of children, made by researchers of Perm and the Perm region in the period from 1992 to 2018. This definition of the features of the educational process as a level process, involving the development of individual educational trajectories of students; identification of quality characteristics of additional education; consideration of additional education of children as an element of an open educational space; experimental verification of the conditions necessary for the formation of the personal qualities of students by means of additional education. A certain contribution has been made to the study of the possibilities of institutions of additional education in working with children with disabilities. The features and potential of the coordinated research in pedagogy are revealed.

Текст научной работы на тему «Результативность исследований по теории и методике дополнительного образования детей в организациях дополнительного образования Перми и Пермского края (1992-2018 гг. )»

РАЗДЕЛ 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

УДК 371.398(470.53)

Косолапова Лариса Александровна

доктор педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой педагогики Пермского государственного

национального исследовательского университета, профессор кафедры педагогии и психологии Пермского гуманитарно-

педагогического университета

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Генкеля, д. 8, тел. +7 (342) 239-64-66 e-mail: la_kossolapova@list. ru

Сулейманова Сания

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. + 7 (342) 238-63-72 e-mail: pedagog@pspu. ru

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ (1992-2018 гг.)

Larisa А. Kosolapova

PhD, Professor, Acting Head of the Department of Pedagogy of the Perm State National Research University, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Perm Humanitarian-Pedagogical University

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State

National Research University» 8, Genkel, Perm, Russia, 614068 e-mail: la_kossolapova@list. ru

Sania Suleymanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social

Pedagogy

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990 e-mail: pedagog@pspu. ru

© Косолапова Л.А., Сулейманова С., 2018

PERFORMANCE OF RESEARCH ON THEORY AND METHODOLOGY OF

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS PERM AND THE PERM REGION

(1992-2018)

Аннотация. Проанализирован вклад в развитие теории и методики дополнительного образования детей, внесенный исследователями Перми и Пермского края в период с 1992 по 2018 г. Это определение особенностей образовательного процесса как уровневого процесса, предполагающего разработку индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; выявление характеристик качества дополнительного образования; рассмотрение дополнительного образования детей как элемента открытого образовательного пространства; экспериментальная проверка условий, необходимых для формирования личностных качеств обучающихся средствами дополнительного образования. Внесен определенный вклад в изучение возможностей учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены особенности и потенциал согласованного исследования в педагогике.

Ключевые слова: дополнительное образование, теории и методики дополнительного образования детей.

Abstract. Analyzed the contribution to the development of the theory and methods of additional education of children, made by researchers of Perm and the Perm region in the period from 1992 to 2018. This definition of the features of the educational process as a level process, involving the development of individual educational trajectories of students; identification of quality characteristics of additional education; consideration of additional education of children as an element of an open educational space; experimental verification of the conditions necessary for the formation of the personal qualities of students by means of additional education. A certain contribution has been made to the study of the possibilities of institutions of additional education in working with children with disabilities. The features and potential of the coordinated research in pedagogy are revealed.

Key words: additional education, theories and methods of additional education of children.

Дополнительное образование - уникальная практика, обеспечивающая обучение, воспитание, развитие детей с 6 до 18 лет с учетом их образовательного запроса, их жизненное, нравственное и профессиональное самоопределение и творческую самореализацию.

В период преобразования внешкольных учреждений в учреждений дополнительного образования детей (с 1992 г.) потребность практики в помощи педагогической науки была наиболее острой. В 90-е гг. ХХ в. практически все

учреждения дополнительного образования сотрудничали с представителями Пермской науки, а также Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, организовывали локальные эксперименты, принимали участие в опытно-экспериментальной работе. Это сопровождалось созданием научно-методических советов, советов научных консультантов; проведением методологических семинаров и других научно-практических мероприятий. В XXI в. эта практика нашла свое продолжение.

XXI в. привнес ряд качественных изменений в систему «педагогическая наука - практика дополнительного образования»: появились диссертационные исследования, способствующие формированию теоретических основ и методики дополнительного образования детей (диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - с 2004 г. и магистерские - с 2013 г.).

Как показал анализ исследовательской деятельности учреждений Перми и Пермского края, исследования осуществлялись по трем направлениям.

1. Теория и методика дополнительного образования детей.

1.1. Особенности образовательного процесса: уровневость, интегрированная деятельность, типология занятий, создание условий для профессионального самоопределения детей, самоопределение и самореализация, индивидуальная образовательная траектория.

1.2. Качество дополнительного образования.

1.3. Дополнительное образование детей как элемент открытого образовательного пространства: интеграция основного и дополнительного образования; сетевая вариативная модель, социальные связи, родители; учреждение дополнительного образования детей как система и как пространство самоопределения ребенка.

1.4. Личностные качества детей, формируемые средствами дополнительного образования.

2. Роль учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3. Согласованное исследование в педагогике (науковедческий аспект).

Именно в этой логике в статье будет представлен, с одной стороны, вклад

педагогической науки в развитие дополнительного образования Перми и Пермского края, а с другой стороны - роль дополнительного образования в становлении теории дополнительного образования как отрасли педагогики.

1. При разработке целого ряда проблем в области теории и методики дополнительного образования детей пермскими исследователями получены наиболее значимые результаты.

1.1. Так, уже в ходе опытно-экспериментальной работы Дворец детского (юношеского) творчества ДД(Ю)Т по теме «Уровневое дополнительное образование в многопрофильном учреждении дополнительного образования» (1998-2001 гг., научные руководители - канд. пед. наук1, доц. Л.А. Косолапова, канд. ист. наук, доц. Э.С. Копысова) была выявлена сущность категорий

1 Здесь и далее ученая степень и ученое звание приводятся на момент организации опытно-экспериментальной работы.

«уровень дополнительного образования», «образовательный процесс в многопрофильном учреждении дополнительного образования», «многоуровневая образовательная программа как модель уровневого образовательного процесса», «результативность», «качество дополнительного образования»; разработана базовая модель уровневого дополнительного образования.

Практическая значимость данного исследования заключалась в том, что было внедрено принципиально новое построение организации образовательного процесса в учреждении (ДД(Ю)Т) на основе базовой модели и многоуровневых образовательных программ дополнительного образования. [9].

Опыт организации прикладных исследований, проводимых в рамках профессионально-исследовательской деятельности педагогического коллектива ДД(Ю)Т, позволило осуществить научную работу и защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании» [25].

Научная новизна исследования заключалась в том, что результаты исследования уточняли и дополняли понятие «творческая самореализация», рассмотренное в аспекте специфики дополнительного образования детей.

Творческая самореализация в дополнительном образовании рассматривалась как субъективно значимый, педагогически стимулируемый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования подростком своего творческого потенциала в различных видах деятельности, осуществляемый на основе свободного выбора, предполагающий позитивный результат личностного развития.

Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков эффективно если, осуществляется на основе изучения потребностей, интересов, мотивов, с учетом уровня развития подростков и предусматривает индивидуализацию и дифференциацию содержания их деятельности, представляет собой перевод подростка от внешне заданной к внутренне мотивированной творческой самореализации.

Также были выявлены условия творческой самореализации подростков в учреждении дополнительного образования детей, доказана педагогическая целесообразность и эффективность задачно-уровневой организации образовательного процесса, многоуровневой программы дополнительного образования детей, индивидуальной образовательной траектории как специфических средств педагогического стимулирования творческой самореализации подростков; систематизированы и представлены в виде «матричной модели» средства педагогического стимулирования творческой самореализации подростков в логике задачно-уровневой организации образовательного процесса.

В работе были доказаны следующие положения:

- Индивидуально-дифференцированный подход, обеспечивающий творческую самореализацию подростков в дополнительном образовании, реализуется через следующие условия: задачно-уровневую организацию

образовательного процесса, проектирование и реализацию многоуровневых программ дополнительного образования детей, учитывающих уровень творческой самореализации подростков, предусматривающих целенаправленное и систематическое предоставление подросткам возможности проявления субъектной позиции, свободного выбора видов деятельности и добровольное освоение социальных ролей.

- Задачно-уровневая организация образовательного процесса предполагает выделение в структуре образовательного процесса содержательно-организационных циклов-уровней, обусловливает самостоятельную постановку подростком личностно значимых целей и задач на основе самоопределения в многоуровневой программе дополнительного образования детей и обеспечивает внутренне мотивированную творческую самореализацию подростка.

- Многоуровневая программа дополнительного образования детей, являясь отражением социального и педагогического многообразия задач дополнительного образования, реализующаяся при задачно-уровневой организации образовательного процесса, предполагает декомпозицию педагогических целей и задач, сквозное их решение через адекватное содержание образования, структурированное по нескольким уровням, закладывает потребность в творческой самореализации и обеспечивает построение индивидуальной образовательной траектории - программируемого продвижения подростка по образовательному маршруту с индивидуальным содержанием, в индивидуальном темпоритме, обеспечивающей подростку возможность творческой самореализации.

Исследование особенностей образовательного процесса было продолжено в ходе опытно-экспериментальной работы восьми образовательных организаций дополнительного образования под эгидой Краевого центра художественного образования «Росток» по теме «Организация дополнительного образования художественной (художественно-эстетической) направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне» (2013-2015 гг., руководители - д-р пед. наук, доц., Л.А. Косолапова, канд. пед. наук, доц. Е.В. Баталина-Корнева, Н.В. Рочева, канд. пед. наук, доц. С. Сулейманова).

В ходе исследования теоретически обоснованы, разработаны и экспериментально проверены сущностные характеристики дополнительного образования художественно-эстетической направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне («Эстетического всеобуча»), содержание, а также организационно-педагогические и методические условия дополнительного образования художественно-эстетической направленности на ознакомительном уровне; теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена программа мониторинга дополнительного образования художественной (художественно-эстетической) направленности на ознакомительном уровне.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что:

- проанализировано и зафиксировано современное состояние организации художественной (художественно-эстетической) деятельности детей школьного возраста в Пермском крае;

- внесен вклад в решение региональной задачи организации дополнительного образования художественной (художественно-эстетической) направленности на ознакомительном уровне детей разных категорий и разного возраста;

- разработаны и экспериментально проверены варианты комплексов программ, перспективных технологий, форм организации художественной (художественно-эстетической) деятельности, учитывающих институциональные и территориальные особенности;

- возросла методологическая и методическая компетентность педагогов -участников опытно-поисковой работы [6].

В ходе опытно-экспериментальной работы ДЮЦ «Рифей» г. Перми по теме «Детско-юношеский центр "Рифей" как ресурсный центр предъявления нового качества образования через апробацию моделей сотрудничества с образовательными учреждениями Индустриального района по внедрению внеурочной деятельности ФГОС в первых классах» (2011-2016 гг.) была разработана вариативная модель, предусматривающая консолидацию ресурсов нескольких субъектов системы образования, ответ на социальный заказ и запрос детей, родителей, социума, учредителя, государства; предъявление нового качества образования.

Пять вариантов модели рассчитаны на реализацию дополнительных общеобразовательных программ с учетом многих факторов: социального статуса семей, сформированного уровня мотивации у первоклассников к обучению в школе, уровня развития памяти, внимания и познавательных интересов, уровня самооценки, умения работать индивидуально и в коллективе, способности к распределению обязанностей и выполнению разнообразных социальных ролей.

Вариант 1. «Свой выбор» - реализация краткосрочных образовательным программ по выбору - «вертушка».

Вариант 2. «Играя, растем, умнеем, развиваемся» - реализация досуговых образовательных программ.

Вариант 3. «Приобщение и Погружение» - реализация моно- или модульных дополнительных общеобразовательных программ по одной из направленностей.

Вариант 4. «Разные-разные грани» - углубленное дополнительное образование по комплексным дополнительным общеобразовательным программам.

Вариант 5. «Школа полного дня "Образ"» - реализация интегрированной, модульной, социально ориентированной дополнительной общеобразовательной программы в условиях школы полного дня, работающей на базе ДЮЦ «Рифей».

Реализация вариативной модели способствует сохранению здоровья школьников, развитию системы поддержки одаренных детей, выстраиванию индивидуального образовательного маршрута, возможности социализации и организации социальных практик.

1.2. Ряд исследований в области теории и методики дополнительного образования детей связаны с проблемой качества дополнительного образования.

В опытно-экспериментальную работу по теме «Мониторинг качества дополнительного образования детей» (2006-2009 гг., научные руководители -канд. пед. наук, доц. Л.А. Косолапова, канд. пед. наук, доц. С. Сулейманова), направленную на выявление сущности качества дополнительного образования (условий, процесса и результата), условий его обеспечения и мониторинга включились 14 учреждений дополнительного образования г. Перми.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что создание системы мониторинга качества дополнительного образования детей предполагает: учет специфики и закономерностей образовательного процесса, комплексное изучение и оценивание качества ресурсов, условий, процесса и результата дополнительного образования детей, выявление критериев обобщенных характеристик результатов дополнительного образования детей.

Теоретические и практические результаты заключались в следующем:

- разработана и экспериментально проверена возможность введения «внутреннего стандарта» образовательной программы;

- выявлены обобщенные характеристики качества дополнительного образования детей (с учетом уровня получаемого дополнительного образования);

- возросла методологическая и методическая компетентность педагогов-участников эксперимента [8].

Проблеме качества в дополнительном образовании учащихся в ДЮЦ «Рифей» г. Перми уделяется особое внимание [17]. С 2016 г. учреждение является Федеральной экспериментальной площадкой ФГАОУ ДПО АПКиППРО (Москва) под руководством д-ра пед. наук Л.Г. Логиновой. Тема экспериментального исследования «Система оценивания качества дополнительного образования детей: Разработка и апробация внутриорганизационной модели».

Создание дополнительных общеобразовательных программ нового поколения для детей поколения «2» - стратегическая задача программы развития ДЮЦ «Рифей».

Все дополнительные общеобразовательные программы оцениваются по трем основным критериальным рядам:

1. Структура программы: наличие в дополнительной общеобразовательной программе требуемых структурных элементов в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 8.11.2015 г. № 09-3242.

2. Содержательное наполнение программы: критерии оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определены в соответствии с методикой оценки Программ в рамках проекта Минобрнауки РФ «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей».

3. Наличие в программе содержания, ориентированного на формирование надпрофессиональных навыков и умений, сформулированных агентством стратегических инициатив.

Как показывает исследование, качество дополнительного образования начинается с дополнительной общеобразовательной программы, основное предназначение которой - наиболее полное обеспечение права ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение.

1.3. Следующие исследования в области теории и методики дополнительного образования детей направлены на изучение дополнительного образование детей как элемента открытого образовательного пространства.

В ходе данных исследований уточнялся смысл понятий: интеграция основного и дополнительного образования; сетевая вариативная модель, социальные связи, родители; учреждение дополнительного образования детей как система и как пространство самоопределения ребенка.

Приведем примеры.

В период 2005-2006 гг. при поддержке городского комитета по образованию и науке г. Перми (ГКОН) был реализован исследовательский проект по теме «Сетевая вариативная модель предпрофильной подготовки учащихся 7, 8, 9-х, классов на основе взаимодействия средней общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей». Опытно-экспериментальная работа поводилась под руководством канд. пед. наук, доц. Л.А. Косолаповой, зам. директора ДД(Ю)Т, канд. пед. наук, С. Сулеймановой, зам. директора МОУ СОШ № 28 Я.В. Егоровой, зам. директора ЦДТ «Сигнал» В.В. Пичкалевой.

В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что сетевая модель предпрофильной подготовки учащихся может быть представлена в двух вариантах.

Первый вариант отражает сотрудничество средней общеобразовательной школы (СОШ) и учреждения дополнительного образования детей (УДОД), при котором инициатором взаимодействия выступает СОШ, определившая профили обучения в классах III ступени. В этом случае СОШ, выявляя интересы учащихся, формирует заказ - запрос на пробу сил подростков в различных видах предметно-практической деятельности. Благодаря взаимодействию расширяются социальные и научные связи учреждений -партнеров, создается пространство выбора для учащихся. Данный вариант модели отрабатывался с участием СОШ № 28 и ДД(Ю)Т г. Перми.

Второй вариант сетевой модели предпрофильной подготовки учащихся отражает ситуацию, когда инициатором взаимодействия выступает УДОД, обладающее необходимой материально-технической базой и кадрами для организации предпрофильной подготовки. Основываясь на анализе существующих и потенциальных возможностей, формируется пакет предложений, включающий набор ориентационных курсов различной направленности. Данный вариант модели экспериментально проверялся Центром детского творчества (ЦДТ) «Сигнал» и СОШ № 109, № 115, № 140.

Разработанная вариативная модель соответствует закономерностям самоопределения учащихся при выборе профиля обучения в старших классах:

- соответствие характера самоопределения возрасту учащихся,

- взаимовлияние внешних (семья, родители, педагоги, СОШ и УДОД, сверстники) и внутренних (эмоциональной, деятельностной, когнитивной составляющих мотивации выбора) факторов обучения;

- изменение соотношения компонентов «могу», «хочу», «надо» при самоопределении на разных возрастных этапах.

На базе ЦДТ «Сигнал» при участии ДЮЦ «Спектр» (г. Губаха), ЦДТ «Ритм», ДЮЦ «Рифей», ДД(Ю)Т ЦДОДД «Луч» было проведено исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания (на примере учреждений дополнительного образования детей)», выполненное Л.А. Метляковой (2012 г.) под руководством канд. пед. наук, доц. В.В. Коробковой [12].

Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что процесс интеграции формального и неформального образования детей и взрослых будет эффективным при условии: а) целенаправленной организации информационно-образовательного пространства учреждения, ориентированного на развитие воспитательного потенциала семьи; б) вовлечения детей и взрослых в активное освоение и содержательное наполнение информационно-образовательного пространства учреждения; в) включения детей и взрослых в социокультурную деятельность учреждения, ориентированную на личностное саморазвитие субъектов.

Проблема педагогического сопровождения личностного выбора подростка в ситуации жизненного и профессионального самоопределения и в настоящее время является актуальной [11].

Так, в период 2015-2017 гг. в ЦДТ «Юность» города Перми разработана и реализуется в настоящее время программа, нацеленная на создание условий для участия детей и подростков в практико-ориентированной деятельности с элементами профессиональных действий, обеспечивающих формирование готовности подростков к самоопределению, в том числе - профессиональному (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.Г. Липкина).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со структурой готовности личности к самоопределению были разработаны следующие проектные линии:

- «Профнавигация» (психолого-педагогическая поддержка формирования у обучаемых готовности к самоопределению);

- «Твой выбор» (система краткосрочных курсов);

- «Профессиональный старт» (система профессиональных проб и практик) [10].

Анализ результатов показывает, что более половины детей-участников данной Программы продолжают углубленно осваивать выбранное направление деятельности по долгосрочным программам дополнительного образования, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию. Программа, следовательно, выполняет свою миссию формирования готовности детей к самоопределению. Доказано, что наличие открытого образовательного пространства, обладающего признаком избыточности для осуществления

выбора ребенком вида деятельности, пробы сил, осознания им перспектив своего развития, при помощи педагога, который выступает в роли помощника, т.е. реализует тьюторскую позицию - все это характерно для дополнительного образования, способствующего успешному формированию готовности подростка к самоопределению.

1.4. В отдельную группу мы выделили исследования в области теории и методики дополнительного образования детей, направленные на изучение личностных качеств детей, формируемых средствами дополнительного образования.

Данные исследования осуществлялись посредством: а) участия в исследованиях, организованные на уровне России (например, Федеральным институтом развития образования (ФИРО), Москва); б) проведения локальных экспериментов в образовательной организации (в частности, в ЦДТ «Ритм», ЦДТ «Шанс»); в) при написании выпускных квалификационных работ магистрантов (ПГГПУ, образовательная программа высшего образования направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Дополнительное образование детей»).

Так, в период с 2013 по 2016 г. была организована опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие творческой активности педагогов и детей в УДОД» (научный руководитель - канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник ФИРО С.В. Максимова, Москва, канд. ист. наук, доц. Л.А. Бруцкая). Экспериментальными площадками ФИРО были: ЦДТ «Сигнал» г. Перми, Дом детского творчества с. Карагай, Центр дополнительного образования детей (ЦДОД) «Логос» г. Добрянка, Дом детского творчества (ДДТ) «Дар» г. Кунгур, Верхнегородковский детский центр народных ремесел, п. Верхнечусовские Городки.

На основе сетевого взаимодействия рассмотрены темы «Медийное пространство центра» (Верхнегородковский детский центр народных ремесел), «Стимулирование творческой активности одаренных детей» (ЦДОД «Логос» г. Добрянки), «Социальные пробы - средство развития творческой активности сельских детей и подростков» (ДДТ с. Карагай), «Творческая активность субъектов организации каникулярного отдыха и занятости воспитанников дома детского творчества» (ДДТ «ДАР» г. Кунгура), «Инновационные формы методической деятельности в УДОД как условие развития творческой активности педагогов» (ЦДТ «Сигнал» г. Перми).

Пять творчески активных команд организаций дополнительного образования г. Перми и Пермского края, состоящих из руководителей, их заместителей, методистов, педагогов дополнительного образования и педагогов организаторов разрабатывали.

Исследование носило практико-ориентированный характер; способствовало повышению компетентности педагогов через освоение специально разработанного дистанционного курса (Л.А. Бруцкая), взаимопосещение мастер-классов (в формате «педагогического моста»), вебинаров; результаты обсуждались на круглых столах, научно-практических конференциях [13] .

Сотрудничество с Федеральными научными институтами продолжается и сегодня; так, с 2017 г. Верхнегородковский детский центр народных ремесел -участник сетевой инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАН» по направлению «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одаренности» (научный руководитель - канд. ист. наук, доцент Л.А. Бруцкая).

Локальные эксперименты в ЦДТ «Ритм» и в ЦДТ «Шанс» были направлены на выявление педагогических условий развития социальной компетентности подростков и творческого потенциала детей в УДОД, соответственно [2; 21; 23; 27].

В ходе исследования в ЦДТ «Шанс» г. Перми по теме «Оценка качества функционирования творческого пространства в учреждении дополнительного образования детей» (2005-2010 гг., научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Т.А. Ратт) была выявлена роль творческого пространства и его влияние на развитие творческого потенциала личности детей и педагогов.

Проверялась гипотеза: творческое пространство в учреждении дополнительного образования будет максимально активизировать и поддерживать творческую инициативу субъектов образовательного процесса, если будет соответствовать критериям: личностная ориентированность образовательного пространства учреждения, продуктивная система коммуникации; конструктивные механизмы решения конфликтов; использование результата активности детей; педагогическая целесообразность используемых форм в организации мероприятий.

Система критериев качества функционирования творческого пространства в учреждении дополнительного образования обоснована и подкреплена промежуточными результатами исследования.

Разработана и внедрена модель творческого пространства, включающая:

организацию массовых форм творческой деятельности; мотивацию и стимулирование творческой активности детей и подростков; организацию творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей по формированию творческого пространства (эмоционально-нравственная атмосфера); формирование корпоративных основ.

Модель творческого пространства экспериментальным путем проверена, апробирована; подтверждена возможность ее адаптации другими учреждениями дополнительного образования.

По итогам исследования, проведенного коллективом экспериментаторов ЦДТ «Ритм» по теме «Качество формирования социальной компетентности у детей и подростков средствами дополнительного образования» (2007-2011 гг., научный руководитель - канд. ист. наук, доц. Э.С. Копысова) была создана классификация факторов и субфакторов, влияющих на формирование и развитие социальной компетентности подростков:

- фактор собственной активности,

- фактор семейного воздействия,

- фактор педагогического воздействия,

- фактор воздействия референтной группы,

- фактор социального окружения.

Каждый фактор в свою очередь состоит из субфакторов, выделенных и на основе теорий С.Л. Рубинштейна и В.С. Мерлина в числе которых:

- мотивационно-потребностный (установки, интересы, ценности);

- психодинамический (свойства нервной системы, темперамент);

- мировоззренческий (самосознание, жизненная позиция, опыт, религиозные убеждения, уровень толерантности);

- этнический (принадлежность к этнической группе, культурные стереотипы);

- когнитивный(уровень развития умственных и прочих способностей)

- валеологический (физическое, психическое и психологическое здоровье)

- операционно-поведенческий (набор конкретных знаний, умений, навыков, которыми может оперировать ребенок в каждой конкретной ситуации).

Определенный вклад в развитие теории и методики дополнительного образования детей внесли магистры педагогического образования при написании выпускных квалификационных работ (магистратура ПГГПУ, образовательная программа высшего образования направление подготовки 44.04.01, магистерская программа «Дополнительное образование детей», открыта в 2013 г.).

В период 2013-2018 гг. проведено 17 исследований, предметом которых были педагогические условия развития личностных образований: коммуникативных навыков, творческой активности, экологической культуры, дисциплинированности и др. - в условиях дополнительного образования (приложение к статье).

Результаты исследований отражены в статьях, являются основой для проведения авторских семинаров и мастер-классов.

2. Рассмотрим подробнее второе направление исследований за период 1992-2018 гг., направленных на выявление роли учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Отметим, одним из первых - в начале 1990-х гг. - к опытно-экспериментальной работе приступил Дворец детского (юношеского) творчества города Перми (ДД(Ю)Т).

Масштабная работа по теме «Компенсаторная деятельность учреждения дополнительного образования по социализации детей-инвалидов» (1991-1996 гг., научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Г.П. Буданова, г. Москва) была проведена в соответствии с требованиями к организации научного педагогического исследования.

В ходе реализации Комплексной целевой программы «Детство. Равные возможности» был разработан комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих «разрыв социальной блокады», расширение жизненного пространства детей-инвалидов (детский церебральный паралич).

Экспериментально проверенный комплекс организационно-педагогических условий опирался на три вида деятельности: образовательная, культурно -досуговая, спортивно-оздоровительная, а также предполагал организацию обучения педагогов и консультирование родителей с приглашением специалистов: медиков, психологов, исследователей в области специальной (коррекционной) педагогики.

В период с 2001 по 2006 гг. ДД(Ю)Т (наряду с муниципальным специальным коррекционным образовательным учреждением «Школа-интернат № 4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» и детскими садами Перми) стал базой диссертационного исследования О.Н. Тверской по теме «Развитие готовности детей к самореализации в условиях семейного воспитания (на примере семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями)», выполненной под руководством д -ра пед. наук, проф. А.И. Санниковой, ПГПУ [26].

Реализация приоритетного проекта Пермского края «Доступное дополнительное образование для детей» (срок реализации - 2017-2021 гг.) позволила обратить должное внимание на получение дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): обобщить имеющийся опыт и наметить перспективы развития данного направления.

В связи с этим стало очевидной потребность образовательных организаций, педагогов Пермского края в нормативно-правовых, информационных, научно-методических ресурсах, транслировании педагогического опыта работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Координатором этой деятельности стал ГАУ ДО «Краевой центр художественного образования «Росток» в сотрудничестве с лабораторией дополнительного образования при кафедре педагогики ПГГПУ (д-р пед. наук, проф. Л.А. Косолапова, канд. пед. наук С. Сулейманова), а также кафедр ПГГПУ специальной педагогики и психологии (канд. пед. наук, доц. О.Р. Ворошнина), логопедии (канд. пед. наук, доц. О.Н. Тверская).

В 2016 и 2017 гг. был создан Координационный центр организационно-методического сопровождения работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования Пермского края. В рамках работы Центра:

- изучен опыт 12 регионов РФ, что позволило привлечь к работе ведущих специалистов (педагогов-практиков, ученых) Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Новосибирска и др.

- состоялись 4 конкурса педагогического мастерства: краевой конкурс профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, «С любовью к детям!» (2016, 2017 гг.) и краевой конкурс методических материалов педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (2016, 2017 гг.);

- организована работа 5 краевых творческих лаборатории по освоению новых образовательных технологий (151 педагог);

- проведены 9 круглых столов и 21 мастер-класс; открытый педагогический консилиум (38 участников);

- работала стажировочная площадка (25 участников);

- созданы 4 примерные адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности (декоративно-прикладное искусство, медиатворчество, музыка, кукольный театр);

- изданы 4 сборника методических материалов [1; 5; 14; 20; 22; 24].

Анализ опыта Перми и Пермского края показывает, что работа с детьми с

ОВЗ - значимое направление в деятельности организаций дополнительного образования, требующее консолидации усилий науки и практики.

3. Согласованное исследование в педагогике (науковедение).

Примечательно, что в процессе организации прикладных педагогических исследований возникал и был изучен науковедческий вопрос: в чем сущность и каковы преимущества согласованного исследования, в котором принимают участие несколько субъектов?

Прецедентом творческого взаимодействия, позволившего ввести термин «согласованное исследование», была организация согласованного исследования по теме «Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей» в Санкт-Петербурге (1999-2000 гг.), что было описано и обобщено Э.В. Шаговой (СПб., 2001). Одним из вариантов согласованного исследования можно считать работу группы педагогов конкретного учреждения дополнительного образования детей (УДОД) над единой методической темой, что часто встречалось и встречается в педагогической практике.

В 2006-2009 гг. в работу Центра инновационного опыта «Мониторинг качества дополнительного образования детей» в рамках единой темы и «предметного поля» включились 14 учреждений дополнительного образования детей г. Перми, а именно: Дворец детского (юношеского) творчества, ЦДТ «Детство», ЦДТ «Исток», СДЮШОР «Киокушинкай», ГОУ ДОД «Краевой эколого-биологический центр», ЦДОД «Мотовилиха», ДЮСТШ «Нортон-юниор», ДДТ «Пермячок», ЦДОД «Радуга», ЦДТ «Ритм», ДЮЦ «Рифей», ЦДТ «Сигнал», ЦДТ «Шанс», ЦДТ «Юность.

Данные учреждения стали организаторами локальных экспериментов в рамках согласованного исследования. В исследовательскую деятельность включились около 100 педагогов из вышеназванных учреждений дополнительного образования детей.

Не менее масштабным было исследование (2013-2015 гг.) по теме «Организация дополнительного образования художественной (художественно-эстетической) направленности широкого круга детей школьного возраста на ознакомительном уровне», в которое включились 8 организаций дополнительного образования: Краевой центр художественного образования «Росток», детские школы искусств им. А.П. Собянина» п. Куеда, п. Сылва, д. Кондратово, с. Лобаново, детская музыкальная школа № 2 «Камертон» г. Березники, средние общеобразовательные школы «Шерьинская - Базовая школа» Нытвенского р-на, № 3 г. Краснокамска.

Опыт проведения данных масштабных исследований позволил сделать вывод, что согласованное исследование - это скоординированная научно-практическая работа над решением базовой (ключевой) проблемы, которая охарактеризована в общей исследовательской программе, и конкретизирована в каждом из исследовательских проектов участников. Данный вид исследования предполагает общую тему, которая конкретизирована в темах исследовательских проектов участников согласованного исследования; для данной формы организации исследования характерны общий (единый) объект и специфические предметы исследований; свои цели в каждом исследовательском проекте (соответственно - и ожидаемые результаты), но результаты дополняют друг друга и становятся общим достоянием всей команды исследователей [12].

Организации системной опытно-экспериментальной работы в учреждениях дополнительного образования способствовала деятельность Лаборатории дополнительного образования детей, которая была создана в 2007 г. при кафедре педагогики ПГГПУ. В задачи Лаборатории входит:

- разработка приоритетных направлений развития системы дополнительного образования детей;

- поддержка и развитие наукоориентированной практики и практико-ориентированной науки;

- выявление и поддержка инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей.

В центре внимания лаборатории:

- проведение анализа достижений педагогической науки;

- разработка тематики и программ педагогических исследований;

- разработка концепций, программ, моделей и сценариев проведения конференций, круглых столов, семинаров, конкурсов;

- консультации по проблемам опытно-экспериментальной работы по проблемам дополнительного образования детей, инновационной деятельности учреждений и педагогов;

- издание материалов из опыта работы образовательной организации и педагогов;

- систематизация и публикация материалов научно -практических мероприятий.

По инициативе Лаборатории с 2009 г. проводится олимпиада по истории, теории и практике дополнительного образования, которая, как показывает опыт, пользуется популярностью; Конкурс методических и научно-методических изданий (с 2009 г.), что повысило публикационную активность и издательскую культуру учреждений [3; 4; 7; 18; 19]; выпущены сборники авторских программ 2008, 2012 гг. [15; 16], многочисленные сборники материалов научно-практических конференций и сборников материалов по итогам опытно-экспериментальной и инновационной деятельности организаций.

Таким образом, лаборатория является ресурсом, обеспечивающим научное сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования детей руководящих, методических и педагогических кадров.

Подводя итоги, отметим, что период, проанализированный в статье, отражает тенденции развития дополнительного образования в России. Исследователями Перми и Пермского края внесен определенный вклад в развитие

1) теории и методики дополнительного образования детей (определение особенностей образовательного процесса как уровневого процесса, предполагающего разработку индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, характеристик качества дополнительного образования, рассмотрения дополнительного образования детей как элемента открытого образовательного пространства, условий, необходимых для формирования личностных качеств обучающихся средствами дополнительного образования;

2) выявление возможностей учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

3) в развитие науковедческих аспектов посредством выявления особенностей и потенциала согласованного исследования в педагогике.

Потребности практики обусловливали формирование заказа на проведение исследований, опытно-экспериментальную проверку инновационных идей, что получало отклик представителей Пермской науки.

В свою очередь включение ученых в разработку проблем дополнительного образования стимулировало активность педагогов в осмыслении лучших практик, подготовке публикаций, обеспечивала повышение его качества.

Список литературы

1. Банк дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL: http://rostok-perm.ru/projects/ovz/programs/ (дата обращения: 30.11.2017).

2. Бисерова М.Ю. Роспись по рельефной шкатулке: метод. пособие / Центр дет. творчества «Шанс» г. Перми. - Пермь, 2015. - 53 с.

3. Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей со школами: социально-педагогический аспект: сб. ст. и метод. материалов из опыта работы пед. коллектива МАОУ ДОД ЦДТ «Исток» / авт.-сост. О.П. Стрелкова, Л.А. Камашева, О.А. Осинкина, С.С. Денисова; под ред. О.П. Стрелковой, С. Сулеймановой. - Пермь, 2013. - 101 с.

4. Да здравствует, Игра! Сб. сценариев досуговых программ / сост. И.Ю. Козлова, А.В. Гранкина, Е.Е. Ермакова ; МАУ ДО ЦДТ «Юность» г. Перми. - Пермь, 2015. - 102 с.

5. Дополнительное образование - неограниченные возможности: сб. адапт. доп. общеобразоват. программ / сост. Т.А. Сибирякова, Н.В. Рочева, С. Сулейманова ; под общ. ред. Л.А. Косолаповой. - Пермь, 2017. - 258 с.

6. Дополнительное образование широкого круга детей школьного возраста: направленность художественная, уровень ознакомительный: рабочие

материалы опытно-экспериментальной работы / под общ. ред. Л.А. Косолаповой, Е.В. Баталиной-Корневой, Н.В. Рочевой, С. Сулеймановой. -Пермь: КГАОУ ДОД КЦХТУ «Росток», 2014. - 121 с.

7. Живая нить традиций: сб. метод. материалов для руководителей детских фольклорных коллективов: в 4 ч. / сост. Г.В. Алтынцева; Перм. муниципальный р-н; МАОУ ДО «Импульс. - Пермь, 2016. - 106 с.

8. Качество дополнительного образования детей (результаты согласованного исследования): сб. метод. материалов / под ред. Л.А. Косолаповой, С. Сулеймановой / Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОД «ДД(Ю)Т» г. Перми. - Пермь, 2009. - 100 с.

9. Косолапова Л.А., Копысова Э.С., Сулейманова С. Описание матричной модели задачно-уровневого дополнительного образования детей // Эксперимент во дворце: модель уровневого дополнительного образования детей. Материалы науч.-практ. конф. Кн. I. Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОД «ДД(Ю)Т» г. Перми. - Пермь, 2001. - С. 39-51.

10. Косолапова Л.А., Липкина Н.Г. Пространства личностного самоопределения подростка [Электронный ресурс] //Международный научно-исследовательский журнал [Research Journal of International Studies]. - 2018. -№ 01(67), ч. 4. (янв.). - С. 44-47. - URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/1-4-67.pdf (доступ свободный).

11. Косолапова Л.А. Сулейманова С., Егорова Я.В., Пичкалёва В.В. Сетевая вариативная модель предпрофильной подготовки учащихся 7, 8, 9-х классов на основе взаимодействия средней общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей в современных условиях: материалы науч.-практ. конф., посв. 70-летию С.-Петерб. ГДТЮ (СПб., 8-9 февраля 2007 г.) / ред. кол. Э.И. Архипова, А.Т. Бойцова, М.Р. Катунова и др. Ч. 2. Взаимодействие основного и дополнительного образования. - СПб.: С.-Петерб. ГДТЮ, 2007. -С. 4-9.

12. Метлякова Л.А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания (на примере учреждений дополнительного образования детей): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2012. - 24 с.

13. Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования: развитие творческой активности педагогов: сб. ст. и метод. материалов / сост. Е.В. Рудоус; под ред. С. Сулеймановой, Л.А. Косолаповой. - Пермь: От и ДО, 2015. - 104 с.

14. Методические рекомендации по созданию условий реализации дополнительных общеобразовательных программ и условий формирования развивающей среды, способствующей социализации и профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья / сост. Е.Е. Аюпова, О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов, О.Н. Тверская, Т.Э. Токаева ; под общ. ред. О.Р. Ворошниной. - Пермь, 2017. - 166 с.

15. Мечта. Самоопределение. Самореализация: сб. авторских программ доп. образования детей / Департамент образования администрации г. Перми; Кафедра педагогики ПГГПУ, Лаборатория дополнительного образования детей. МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми. - Пермь, 2009. - 112 с.

16. Мечта. Самоопределение. Самореализация: сб. авторских образоват. программ доп. образования детей. Вып. 3 / сост. С. Сулейманова, Е.В. Рудоус; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2011. - 356 с.

17. Мониторинг эффективности качества образовательного процесса в дополнительном образовании: сб. метод. материалов / МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр "Рифей"» г. Перми. - Пермь, 2010. - 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Наш целый мир! Он не делим на части! Теория и практика интегрированного занятия в учреждении дополнительного образования / сост. О.В. Лысова; под общ. ред. С. Сулеймановой; МАУ ДПО «ИМЦ». - Губаха, 2016. - 134 с.

19. О результативности деятельности педагога дополнительного образования: материалы науч.-практ. конф МАУ ДО ЦДТ «Юность» / под ред. Н.Г. Липкиной. - Пермь: МАУ ДО ЦДТ «Юность», 2018. - 106 с.

20. Открытый мир: объединяем усилия: матер. Всерос. (с междунар. участием) форума (12-14 декабря 2017 г., г. Пермь) / отв. ред. О.Р. Ворошнина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2017. - 386 с.

21. Процесс разработки детской коллекции одежды: метод. пособие / Т.Г. Мартынова; Центр дет. творчества «Шанс» г. Перми. - Пермь, 2015. - 59 с.

22. Расширяя границы: сб. работ победителей и призеров Краевого конкурса методических материалов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под общ. ред. Л.А. Косолаповой. - Пермь: ГАУ ДО «КЦХО "Росток"», 2017. - 156 с.

23. «РИТМ»: Развитие. Инновации. Творчество. Методики / ред. кол.: Э.С. Копысова. Н.Б. Орлова, Е.Н. Шардина. - Пермь, 2010. - 76 с.

24. Словарь. Основы коррекционной педагогики, специальной психологии, комплексной реабилитации: учеб.-справ. пособие / В.А. Бронников, Т.В. Зозуля, Ю.И. Кравцов, М.С. Надымова; под ред.

B.А. Бронникова, О.Н. Тверской. - Пермь, 2017. - 258 с.

25. Сулейманова С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Пермь, 2004. - 231 с.

26. Тверская О.Н. Развитие готовности детей к самореализации в условиях семейного воспитания (на примере семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями): автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Пермь, 2006. - 26 с.

27. Центру детского творчества «Ритм» 40 лет! Размышляем. Исследуем. Творим! Мечтаем!!! / ред. кол.: Н.Б. Орлова, Е.Н. Шардина,

C.В. Зобнина. - Пермь, 2013. - 160 с.

Приложение

Тематика магистерских работ (в хронологическом порядке)

2013-2015 гг.

Баяндина Т.В. Сотрудничество организации дополнительного образования и средней общеобразовательной школы при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.Г. Липкина)

Бурджаева В.В. Организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования (научный руководитель - д-р пед. наук, проф. Л.А. Косолапова)

Клюкина Е.В. Развитие творческой активности подростков в условиях дополнительного образования (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. С. Сулейманова)

Трясцина Н.С. Развитие коммуникативных навыков у подростков с девиантным поведением посредством игры (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Т.П. Гаврилова)

2014-2016 гг.

Борщевская Е.О. Дополнительное образование подростка как фактор воспитания его дисциплинированности (научный руководитель - д-р пед. наук, проф. Р.А. Рогожникова)

Копытова И.М. Интеллектуально-познавательные игры младших подростков как средство предупреждения педагогической запущенности в условиях дополнительного образования (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Т.П. Гаврилова)

Прокопец Л.В. Организационно-педагогические условия дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе Монтессори-педагогики (научный руководитель - д-р пед. наук, проф. Л.А. Косолапова)

Харитонова Л.Ю. Формирование экологической культуры при изучении природы во внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования детей (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.Г. Липкина)

2015-2017 гг.

Батакис Д.А. Достижение личностных результатов младших школьников в условиях дополнительного образования (на примере театральной студии) (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.Г. Липкина)

Петрова М.А. Воспитание ценностного отношения к народной культуре у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования (на примере фольклорного ансамбля) (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. С. Сулейманова)

Рубцова М.А. Формирование коммуникативных умений у младших школьников в учебно-познавательной деятельности в условиях дополнительного образования (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.А. Гангнус)

Тарантина О.А. Дидактические условия развития инициативности детей старшего дошкольного возраста в контексте дополнительного образования (научный руководитель - д-р пед. наук, проф. Л.А. Косолапова)

2016-2018 гг.

Бегашова М.В. Фотоискусство как средство самореализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру, в условиях дополнительного образования детей (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.А. Гангнус) Казымова О.А. Формирование социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. С. Сулейманова)

Оборина Е.М. Профессиональное самоопределение школьников в условиях дополнительного образования (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Н.Г. Липкина)

Путина Н.Н. Воспитание у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности (в условиях дополнительного образования) (научный руководитель - д-р пед. наук, проф. Р.А. Рогожникова)

Чубис С.Г. Формирование навыка самоконтроля у младших подростков в условиях детского театрального коллектива (научный руководитель - канд. пед. наук, доц. С. Сулейманова)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.