К 100-летию ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 374.1; 371.48
С. Г. Гильмиярова, А. Я. Хасанова
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В статье обсуждается роль дополнительного образования как важнейшее составляющее образовательного пространства в российском обществе. Рассматривается развитие сферы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан.
In article the role of additional education as major making educational space in the Russian society is discussed. Development of the sphere of additional education of children in the Republic of Bashkortostan is considered.
Ключевые слова: дополнительное образование, обучающиеся, зона развития ребенка, учреждения дополнительного образования детей.
Keywords: additional education, trained, a zone of development of the child, establishment of additional education of children.
Термин «дополнительное образование детей» [1] характеризует, по терминологии ЮНЕСКО, сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка; педагогиза-ция социальной среды и содержательного досуга - вся деятельность УДО - направлена на реализацию главных функций (социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей); психологизация образовательного и социокультурного пространства, в первую очередь, изучение личностей ребенка и педагога как субъектов образовательного процесса и межличностных отношений; валеологизация среды - создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей; интегративность - активное взаимодействие с учреждениями образования, медицины, культуры и т. д., а также с семьей. Как уже от-
мечалось, дополнительное образование детей входит в единое образовательное пространство России.
По мнению В. А. Березиной, «единое образовательное пространство - управляемая система предоставления личности различных условий для самовоспитания, саморазвития и обучения разного уровня, в которой выстраивается преемственность между разными типами учреждений в содержании образования и организации его освоения обучающимися» [2].
Большинство детей, подростков, юношей проводят свободное время в стихийно складывающихся группах и компаниях на улицах, во дворах микрорайона. Эта довольно замкнутая среда представляет молодежную субкультуру - часть общей культуры, которая присуща неформальным подростковым группам, во многом носящую суррогатный характер (негативы: наркотики, насилие).
Ей противостоит культура, представленная деятельностью системы учреждений дополнительного образования детей, обладающая большим социально-педагогическим потенциалом.
В настоящее время педагогической наукой рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой дополнительного образования детей: становление дополнительного образования (И. А. Верба, О. Е. Лебедев, Н. В. Машинистова, Т. А. Су-щенко); воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования (В. В. Белова, О. И. Грекова, М. Б. Коваль); временный детский коллектив и особенности его развития (И. П. Иванов); деятельность педагогического коллектива внешкольного учреждения (Б. Б. Гусев, А. И. Щетинская); методический и управленческий аспекты (Л. К. Балясная, В. А. Березина, А. К. Бруднов); творческое развитие детей (В. А. Березина, В. Ю. Лешер); социализация и самореализация личности в учреждении дополнительного образования (Н. Б. Крылова); профессиональное самоопределение детей (С. В. Са-льцева, Д. В. Смирнов); социально-педагогические функции дополнительного образования (Л. Н. Буйлова); взаимосвязь семьи и учреждения дополнительного образования (М. И. Болотова).
Особое значение для нас имеют исследования, выполненные в рамках научной школы С. В. Сальцевой; исследование специфики развития профессионализма педагога дополнительного образования (М. А. Валеева); обоснование взаимосвязи продуктивного обучения и дополнительного образования (С. Б. Попцов); формирование готовности педагога к работе с детскими общественными ор-
ганизациями (Н. В. Савченко); реализация духовного воспитания детей в учреждении дополнительного образования (Т. Г. Исакова, Л. Н. Ходунова); научно-методическое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования (В. В. Засова).
Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей изложены в работах
B. И. Андреева, В. А. Березиной, М. И. Болотовой, В. А. Горского,
C. Н. Ждановой, А. И. Щетинской.
Сущность, функции, тенденции развития дополнительного образования детей рассмотрел В. П. Голованов, теорию и методологию сферы дополнительного образования детей раскрыли в своих работах А. В. Золотарева, З. А. Каргина, сохранение качественной определенности и сущность результата дополнительного образования детей изучила Л. Г. Логинова, социокультурную и развивающую образовательную среду учреждений дополнительного образования рассматривает Д. В. Смирнов, раскрыли теорию и практику дополнительного образования детей А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова.
Развитие сферы дополнительного образования в Республике Башкортостан рассмотрела М. М. Гильмутдинова, инновационные подходы в развитии системы дополнительного образования обосновали С. Ш. Мурзабаева, Р. Г. Мазитов, Т. М. Тансыккужина.
В городском округе город Уфа Республики Башкортостан функционируют 35 учреждений дополнительного образования детей. Из них по направлениям: многопрофильные - 17, эколого-био-логического - 7, туристско-краеведческого - 4, технического - 7. Из них: дворцов - 2, центров - 24, домов - 4, станций - 5.
В 2013-2014 учебном году численность обучающихся учреждений дополнительного образования, охваченных различными видами деятельности, составила 52 400 человек [3].
Всего в учреждениях дополнительного образования детей г. Уфы плодотворно трудятся 1325 работников.
Педагогами реализуются 1177 образовательных программ: 45 экспериментальных программ, 104 авторских, 388 типовых, 640 модифицированных.
Для распространения инновационных практик в области развития современных моделей образовательных учреждений и инновационных моделей организации образовательного процесса на базах учреждений дополнительного образования городского округа город Уфа РБ успешно действуют экспериментальные и базовые
площадки: 1 республиканская сетевая площадка, 10 базовых площадок учреждений дополнительного образования при ИРО РБ, 7 городских экспериментальных площадок, 10 базовых учреждений дополнительного образования - филиалов кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы.
Инклюзивное образование осуществляется в 11 учреждениях дополнительного образования детей г. Уфы (ДДТ «Юлдаш», МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Радуга» Калининского района, ЦДТ «Сул-пан» Кировского района, ЦДТ Ленинского района, ЦДТ Октябрьского района, ДДЮТ «Орион» Демского района; ЦДТ «Дебют», ДДТ «Новатор» и ДЮЦ «Салют» Орджоникидзевского района, ЦДТ «Глобус» Советского района, УГДДТ им. В. М. Комарова).
Учреждениями дополнительного образования детей реализуются международные образовательные проекты: «Детский клуб друзей WWF», «Зеленая планета», «Чистая вода», «Диалог культур», «Красивая школа», Международные проекты ЮНЕСКО «Культура мира», «Нематериальное культурное наследие» [4].
Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать [5]:
• как сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникатив-ных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни;
• зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;
• уникальное образовательное сообщество, где все участники - равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», где
доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;
• социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.
Примечания
1. Гилъмутдинова М. М. Развитие сферы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан // Теория и практика дополнительного образования. 2008. № 4. С. 14.
2. Березина В. А. Дополнительное образование детей в России : учеб.-метод. пособие. М. : Диалог культур, 2007. C. 20.
3. URL: http://www.ufa-edu.ru/
4. URL: http://www.ufa-edu.ru/
5. Программа развития системы дополнительного образования детей города Самары. URL: http://psycology.narod.ru/296.html/
УДК 37.091.12:005.963
А. Д. Наровлянский
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1900-1917 гг.
Статья раскрывает опыт организации подготовки педагогов к проведению экскурсий с учащимися. Показаны формы организации такой подготовки - курсы и учебные поездки (экскурсии). Проанализированы программа и организация первых курсов по подготовке учителей - руководителей экскурсий, которые проходили в Киеве и Одессе. Описана позиция педагогической общественности в вопросе проведения ученических экскурсий и подготовки их руководителей.
The article reveals the experience of organizing teacher training for conducting excursions with students. Shows the form of organization of such training -courses and study trips (excursions). Describes the program and organization of the first courses for the training of teachers - heads of excursions, which took place in Kiev and Odessa. The position of the pedagogical community regarding the conduct of student excursions and the preparation of their leaders is disclosed.