Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации'

Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2034
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ. ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / FEATURES OF ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Татьяна Петровна

В статье рассматриваются особенности деятельности педагогов дополнительного образования, проблема развития их профессиональной компетентности и возможности системы повышения квалификации в решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Professional Competence of Additional Education Teacher in the Process of Professional Training

In article features of activity of teachers of additional education, a problem of development of their professional competence and possibility of system of improvement of professional skill in the decision of the given problem are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации»

СОДЕЙСгв f \

ЧИППКРО

УДК 37 ББК 74.200.58

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Воробьева Т.П.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности педагогов дополнительного образования, проблема развития их профессиональной компетентности и возможности системы повышения квалификации в решении данной проблемы.

In article features of activity of teachers of additional education, a problem of development of their professional competence and possibility of system of improvement of professional skill in the decision of the given problem are considered.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, особенности деятельности педагога дополнительного образования, инновационный потенциал педагога, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования, повышение квалификации.

Additional education of children, features of activity of the teacher of additional education, innovative potential of the teacher, professional competence of the teacher of additional education, improvement of professional skill.

На современном этапе перед системой дополнительного образования детей стоят задачи качественного обновления его содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет расширения спектра образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) отличается от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Спецификой дополнительного образования детей так же яв-

ляется тот факт, что ребенок может выбирать педагога, у которого он будет заниматься.

В этих условиях предъявляются чрезвычайно высокие требования как к профессионально-предметному уровню, так и к психолого-педагогической подготовке работников данной сферы образования. Органичное сочетание профессиональных (специально-предметных, общеметодической, психолого-педагогической) и личностных качеств имеет особое значение в их деятельности. Педагог должен быть не только настоящим специалистом в области определенного вида творческой деятельности, но и обладать способностью к сопереживанию, умением выстраивать личностно-равноправные отношения с детьми. Педагог дополнительного образования реализует содержание предметной области в условиях: индивидуализации образовательного процесса, когда ребенок и его роди -тели выступают главными «заказчиками»; неформального деятельностного общения с акцентом на передачу опыта старшего младшему; практико-ориентированной направленности деятельности с обязательным предъявлением результата. Ш. А. Амонашвили в свое время дал следующую характеристику профессионального портрета педагога дополнительного образования детей: «Педагог-внешкольник -это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».

Современные требования к педагогу дополнительного образования, сформулированные в нормативно-правовых документах (квалификационная характеристика по должности «Педагог дополнительного образования», Государственные требования к минимуму содержания и подготовки выпускников по специальности «Педагогика дополнительного образования») определяют, что готовность специалиста-практика к организации образовательного процесса основана не только на специально-

Воробьева Т.П..

Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования...

профессиональной подготовке в определённом виде деятельности, но и глубоких психолого-педагогических и социально-педагогических знаниях, широкой профессиональной и общей культуре.

На основе выше перечисленных документов разработана модель педагога дополнительного образования, включающая в себя наличие высокого инновационного потенциала. Инновационный потенциал педагога дополнительного образования рассматривается нами как интегральная характеристика профессионально-личностных качеств, включающая творческую мотивацию, активность, способность к самореализации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность. Е. С. Рапацевич [3, С. 198] разделяет педагогические инновации по области распространения: в обучении; в воспитании; в управлении; в переподготовке кадров. Профессиональный рост, становление педагога и развитие его инновационного потенциала, профе-сисональной компетентности в процессе повышения квалификации освещались в работах В. А. Беликова, В. Г. Рындак, А. В. Усовой, А. И. Щетинской и др.

Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере отражают содержание этого понятия. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е. В. Бондарев-ская), либо как «уровень образованности специалиста » (Б. С. Гершунский, А.Д. Щекатунова).

А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [2, С. 146]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1. Специальная, или деятельностная проф-компетентность характеризует владение дея -тельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризуется владением способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность предполагает владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность означает владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А. К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Вызывает интерес иерархическая модель педагогической компетентности. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знание-вую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения.

С учетом анализа существующих исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования - это многофакторное явление, включаю-

щее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Развитие профессиональной компетентности предполагает совершенствование умения формулировать актуальные проблемы своего профессионального роста, последовательное достижение поставленных профессионально-образовательных задач.

Дружилов С. А. выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный [1, С. 26-44].

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. &псйо - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. сошшишсо -связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. геАехю - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформиро-ванность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопо-

знания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение в системе повышения квалификации - как процесс развития и углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.

Специфика профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, а также особенности формирования педагогических коллективов УДОД, требуют особого под -хода к содержанию и организации процесса повышения их квалификации.

При этом необходимо констатировать, что становление педагога дополнительного образо -вания, отвечающего всем современным требованиям, происходит не только (и не столько) в период его базовой подготовки или курсового обучения, но главным образом в процессе непрерывного повышения профессиональной квалификации, взаимосвязанного и сопровождающего его профессионально-педагогическую деятельность.

Научно-теоретические основы совершенствования подготовки педагогов в системе повы -шения квалификации разрабатывали исследователи - Г. С. Альшуллер, А. А. Вербицкий, Г. Л. Ильин, Э. М. Никитин, К. А. Нефедов, В. Г. Онушкин, А. П. Ситник, В. Н. Семенцев, Е. П. Тонконогая, И. Д. Чечель и др. Исследования, связанные с теорией и практикой дополнительного образования детей, проводили Л. К. Балясная, В. В. Белова, В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, О. С. Газман, Л. П. Иванов, М. Б. Коваль, Л. Г Логинова и др.

Повышение квалификации осуществляется посредством освоения слушателями авторских образовательных программ на традиционных

Воробьева Т.П..

Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования...

курсах, курсах инновационного проектирования, дистанционного обучения, стажировках, авторских школах, постоянно-действующих семинарах, семинарах-практикумах и т. д. Наряду с перечисленными формами повышения квалификации педагогов в ИРОСТ активно используются такие формы как круглый стол, ве-бинар, педагогическая мастерская, мастер-класс и др.

Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации строится с учетом:

- специфики его профессиональной деятельности, сущностными чертами которой являются: практико-ориентированная, индивидуальная и творческая направленность;

- личностно-профессиональных особенностей их деятельности;

- органичного соединения теоретических знаний и собственного практического опыта педагогов на основе использования исследовательских, проектных, диалоговых форм курсовой подготовки;

- адекватности программно-методического обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов целям и содержанию повышения квалификации.

Эффективность процесса повышения квалификации педагогов дополнительного образования обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: проблемное изложение содержания курсовой подготов -ки; организация образовательного взаимодействия, основанного на личностном выборе каждым слушателем условий, средств, способов действий, форм курсовой подготовки.

При организации курсовой подготовки необходимо:

- изучить профессиональные затруднения и достижения педагогов;

- обеспечить методическое сопровождение процесса повышения квалификации педагога;

- организовать разноуровневое обучение по направлениям деятельности педагогов различной квалификации через творческие группы, педагогические мастерские, семинары, круглые столы и др.;

- привлекать опытных педагогов к реализации программ повышения квалификации;

- разработать критерии оценивания педагогических проектов на итоговой аттестации;

- осуществить педагогический мониторинг как основное условие повышения профессиональной компетентности.

Для развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования важное значение имеет умение проектировать учебно-методические комплексы. По этой проблеме в 2011 г. запланированы курсы инновационного проектирования. Разработка образовательных программ, проектирование учебных занятий и оформление их в соответствии с современными требованиями; составление рабочих тетрадей и портфолио обучающихся, разработка контрольно-измерительных материалов и др. являются планируемыми образовательными продуктами.

Для молодых руководителей, методистов и педагогов проводятся постоянно-действующие семинары - «Школа молодого руководителя», «Школа молодого методиста» и «Школа молодого педагога - Школа ремесел», где изучаются основы деятельности каждой категории педагогических работников.

В Курганской области существует достаточно серьезная проблема кадрового дефицита высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования детей. Значительная часть педагогов (более 56 %) не имеют специальной подготовки и даже педагогического образования. Сложность ситуации усугубляется тем, что обучение данной специальности осуществляется в основном только в учреждениях среднего профессионального об -разования.

Для решения данной проблемы в ИПКиПРО Курганской области (ныне ИРОСТ - институт развития образования и социальных технологий) с 2001 года на факультете профессиональной переподготовки, отделение «Педагогика дополнительного образования» реализуется программа профессиональной переподготовки педагогических кадров в объеме 756 часов.

В 2010 году на данном отделении было выпущено 22 педагога дополнительного образования из 11 районов области и г. Кургана. Большинство дипломных работ выпускников отделения высоко оценены членами Государственной экзаменационной комиссии, так как они выполнены на высоком теоретическом, практи-

ко-прикладном уровне с использованием исследовательских методик. Тематика выпускных квалификационных работ достаточно разнообразна.

Блестящие результаты на итоговой государственной аттестации (защите дипломных работ) показали следующие педагоги: Алешина Г. Н. (ДДТ «Гармония г. Курган), Бывальцев Ф. В. (Д(П)Ц «Элита» г. Курган), Иванова И. А. (МУК г. Курган), Киселева С. Б. (Каргаполький ДДТ), Максименко Л. В. («Нижнетобольная ООШ» Притобольного р-на), Паленко Н. В. и Филиппова Е. В. (Мишкинский ДДТ). Новый набор слушателей на отделение «Педагогика дополнительного образования» запланирован на сентябрь 2011 г.

Таким образом, эффективность работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации зависит от организации и результатов сотрудничества и со-

творчества педагогов УДОД с преподавателями института развития образования и социальных технологий; с коллегами из других образовательных учреждений на принципах синергии, то есть взаимодополнения и взаимообогащения методологической культуры, практики творческой деятельности.

Литература

1. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога [Текст] / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах (вып. 8). - Новокузнецк: СО РАО, ИПК, 2005. - С. 26-44.

2. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Между-нар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 312 с.

3. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапаце-вич.- Минск: Современное слово, 2005. - 718 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.