Научная статья на тему 'Подготовка руководителей ученических экскурсий в Российской империи в 1900-1917 гг'

Подготовка руководителей ученических экскурсий в Российской империи в 1900-1917 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭКСКУРСИЙ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧЕБНАЯ ПОЕЗДКА / EXCURSIONS / TRAINING OF TEACHERS TOUR GUIDES / ADVANCED TRAINING COURSES / STUDY TRIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наровлянский А. Д.

Статья раскрывает опыт организации подготовки педагогов к проведению экскурсий с учащимися. Показаны формы организации такой подготовки курсы и учебные поездки (экскурсии). Проанализированы программа и организация первых курсов по подготовке учителей руководителей экскурсий, которые проходили в Киеве и Одессе. Описана позиция педагогической общественности в вопросе проведения ученических экскурсий и подготовки их руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of heads of student excursions in the Russian Empire in 19001917

The article reveals the experience of organizing teacher training for conducting excursions with students. Shows the form of organization of such training -courses and study trips (excursions). Describes the program and organization of the first courses for the training of teachers heads of excursions, which took place in Kiev and Odessa. The position of the pedagogical community regarding the conduct of student excursions and the preparation of their leaders is disclosed.

Текст научной работы на тему «Подготовка руководителей ученических экскурсий в Российской империи в 1900-1917 гг»

доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;

• социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

Примечания

1. Гилъмутдинова М. М. Развитие сферы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан // Теория и практика дополнительного образования. 2008. № 4. С. 14.

2. Березина В. А. Дополнительное образование детей в России : учеб.-метод. пособие. М. : Диалог культур, 2007. C. 20.

3. URL: http://www.ufa-edu.ru/

4. URL: http://www.ufa-edu.ru/

5. Программа развития системы дополнительного образования детей города Самары. URL: http://psycology.narod.ru/296.html/

УДК 37.091.12:005.963

А. Д. Наровлянский

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1900-1917 гг.

Статья раскрывает опыт организации подготовки педагогов к проведению экскурсий с учащимися. Показаны формы организации такой подготовки - курсы и учебные поездки (экскурсии). Проанализированы программа и организация первых курсов по подготовке учителей - руководителей экскурсий, которые проходили в Киеве и Одессе. Описана позиция педагогической общественности в вопросе проведения ученических экскурсий и подготовки их руководителей.

The article reveals the experience of organizing teacher training for conducting excursions with students. Shows the form of organization of such training -courses and study trips (excursions). Describes the program and organization of the first courses for the training of teachers - heads of excursions, which took place in Kiev and Odessa. The position of the pedagogical community regarding the conduct of student excursions and the preparation of their leaders is disclosed.

Ключевые слова: экскурсия, подготовка руководителей экскурсий, курсы повышения квалификации, учебная поездка.

Keywoods: excursions, training of teachers - tour guides, advanced training courses, study trip.

Среди форм организации учебного процесса наряду с традиционными урочными формами важное место занимают различные формы туристско-краеведческой работы, одной из которых является экскурсия. При этом история использования экскурсий в учебном процессе имеет более чем столетнюю историю.

Ряд авторов исследовали вопросы теории и истории экскурсионной работы з учащимися. Еще в дореволюционный период роль опыт проведения экскурсий и методику их проведения в своих работах Н. Акинфеев, Н. Баженов, В. Битнер и другие. Различные вопросы организации экскурсионного дела были предметом изучения ряда российских (Г. Долженко, Б. Емельянов, К. Кулаев и др.) и украинских (Л. Войтович, В. Зинченко, М. Косило, В. Редина, А. Рома-ненко, В. Федорченко, М. Черезова и др.) авторов. При этом ряд из них рассматривал вопросы подготовки педагогов к организации экскурсий с учащимися. Однако вопросы подготовки педагогов к такому виду деятельности на рубеже Х1Х-ХХ веков не получили достаточного освещения.

Целью данной статьи является анализ практики подготовки педагогов на территории Российской империи к организации и проведению экскурсий с учащимися в начале ХХ века.

В начале ХХ века в отечественных учебных заведениях экскурсии учащихся получили определенное распространение. Этому способствовал ряд нормативных актов, принятых Министерством народного образования. В частности, циркуляр Министра народного образования № 20185 от 2 августа 1900 года, рекомендовал организовывать в каникулярный период экскурсионные поездки с учащимися [1]. Циркуляром управляющего министерством народного просвещения от 15 августа 1902 года было признано желательным введение в практику средних учебных заведений местных экскурсий, педсоветам учебных заведений было разрешено до 7 дней в учебном году посвящать экскурсиям, осмотрам музеев [2].

При этом одной из существенных проблем, препятствовавших развитию экскурсионного дела, стала недостаточная подготовка пе-

дагогов к организации данной деятельности. Работавшая в 1899 -1900 году при Педагогическом обществе при Московском императорском университете отмечала необходимость организации специальной подготовки педагогов к такой работе и предприняла попытку организовать подготовку руководителей экскурсий [3].

Созданная по поручению попечителя московского учебного округа комиссия по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа, работавшая с 28.12.1910 по 6.01.1911, в итоговом докладе указала, что «успех экскурсии в образовательном отношении определяется главным образом широтой подготовки руководителя». При этом было указано, что элементами этой подготовки являются теоретическая (научная в собственном смысле слова) и практическая подготовка, а также личное знакомство руководителя с местностью [4].

Анализируя факторы, препятствующие развитию туризма среди учащихся, В. Смирнов указывал, что «на первый план выходит вопрос об опытных руководителях» [5].

Таким образом, необходимость специальной подготовки руководителей путешествий учащихся осознавалась педагогической общественностью страны. Такая подготовка осуществлялась в разных формах.

Так, в 1902 году Крымский горный клуб - одна из первых туристских организаций нашей страны - провел первую учебную экскурсию в Крым для педагогов. В учебной экскурсии приняло участие сорок учителей низших и средних учебных заведений Одесского учебного округа. Экскурсия проходила по маршруту Севастополь - Бахчисарай - Ялта, участники осмотрели также достопримечательности Южного берега Крыма, что по замыслу организаторов поездки, должно было помочь учителям в дальнейшем проводить подобные экскурсии со своими учениками [6].

В Московском учебном округе в 1910-1911 году был проведен ряд окружных экскурсий преподавателей, в которых принимали участие преподаватели различных учебных заведений. Целью их проведения была практическая подготовка преподавателей к проведению экскурсий учащихся. При этом выделялись два вида таких экскурсий - по маршруту будущих экскурсий учеников для ознакомления с местностью и экскурсии для общего знакомства с краем и разработки маршрутов будущих экскурсий [7].

Ряд попыток организации специальных курсов по подготовке руководителей экскурсий был предпринят в Киеве и Одессе.

Так, с 28 апреля по 15 мая 1915 г. Киевским Орнитологическим Обществом имени К. Ф. Кесслера были организованы курсы подготовки руководителей естественно-исторических экскурсий с детьми. Решение о проведении курсов было принято весной 1915 года. Для подготовки курсов было создано специальное организационное бюро в составе Артоболевского В. М. (преподаватель Киевского женского Фребелевского педагогического института, создатель и председатель Киевского орнитологического общества, в последующем - доктор биологических наук, профессор, директор зоологического музея Киевского университета), Домбровского Б. А. (старший преподаватель Киевского университета, в дальнейшем - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Казахской ССР, академик АН КазССР), Шарлемана Э. В. (работник департамента земледелия, секретарь Киевского орнитологического общества в дальнейшем - доктор биологических наук, профессор). Бюро разработало план проведения курсов, осуществило подбор преподавателей, а также составило смету мероприятия. Для проведения курсов было получено разрешение попечителя учебного округа и школьной комиссии Киевской городской управы [8].

По утверждению авторов опубликованной книги-отчета об этих курсах «данные курсы - первые в России по подготовке руководителей естественно-исторических экскурсий с детьми» [9]. О популярности курсов говорит тот факт, что на них записалось более 386 человек в возрасте от 20 до 54 лет. Большинство слушателей - педагоги, а также студенты высших учебных заведений. Киевская городская управа направила на курсы 50 учителей, при этом внеся за них плату 500 руб. [10]

Учебный план курсов предусматривал как чтение лекций, так и ряд экскурсий. Среди тем лекций были как природоведческие - история земли (2 часа), геологическое прошлое Киева и окрестностей (2), принципы классификации животных (8), данные по биологии насекомых (8), жизнь пресных вод (3), растительные сообщества окрестностей Киева (3), методы определения растений (3), так и педагогического и методического характера - природа как фактор воспитания (2), о сближении детей с природой (1), игры как элемент экскурсий (2 часа лекции и 2 часа практических занятий). Отдельная лекция была посвящена вопросам охраны природы во время экскурсий

(2 часа). Кроме того предусматривалось проведение демонстрационной лекции на чучелах в зоологическом музее, а также геологической (на откосы Царского сада - ныне Мариинский парк, в овраг у Кирилловской больницы - ныне больница № 21 имени Павлова, Межиго-рье), гидробиологической (Голосеево и Алексеевский остров - ныне Гидропарк), ботанической (в Голосеево и Пущу-Водицу), зоологической (Пуща-Водица) экскурсий в природу, экскурсии в зоологический сад и в зоомузей университета. Среди лекторов курсов были ведущие специалисты учебных заведений Киева, среди них - профессора Тутковский П. А. (в будущем - первый директор Института геологии АН УССР), Кащенко Н. Ф, приват-доценты Воскобойников М. М., Зеленский, В. Р. Казановский В. И. и другие [11].

2-7 января 1916 года в Одессе проходил съезд деятелей средней школы, на котором среди прочих была сформирована экскурсионная секция под председательством профессора Танфильева Г. И. [12]. По предложению секции в решении съезда была отмечена необходимость развития экскурсий, для чего необходимо создание экскурсионного фонда в учебных заведениях, приобретение предметов экскурсионного снаряжения, а также подчеркнута необходимость организации курсов для руководителей экскурсий [13].

В ответ на эти решения съезда в том же году в Одессе были проведены курсы подготовки руководителей экскурсий. Первые из них были организованы Крымско-Кавказским горным клубом с 26 мая по 8 июня 1916 г. На курсы в соответствии с циркуляром попечителя Одесского учебного округа были направлены учителя естественной истории и географии. Всего в курсах приняли участие 52 слушателя, из них 40 - жители Одессы, 12 - иногородние. Среди слушателей было 42 учителя, 8 - студенты. Возраст слушателей -от 17 до 52 лет. В течение 12 дней были прочитаны лекции «Геологический очерк окрестностей Одессы», «Способы гербаризации и сушки растений (с обработкой собранного на экскурсии материала)», «Климатические особенности Одессы», «Почвенно-ботаничес-кий очерк южно-русских степей», «Пресноводная фауна окрестностей Одессы», «Данные по биологии степных растений», «Солонцы», а также проведены экскурсии на Куяльницкий лиман (сбор растений) геологическая и ботаническая экскурсии на Хаджибейс-кий лиман (Попова Е. М.), малый Фонтан (нетронутая степь), на солонцы Куяльницкого лимана, на магнито-метеообсерваторию. Ито-

гом курсов стала заключительная лекция «Экскурсии как фактор воспитания». Курсы получили высокую оценку слушателей [14].

Успех данных курсов способствовал тому, с 14 сентября по 20 ноября 1916 года в Одессе Крымско-Кавказским горным клубом были проведены еще одни курсы по аналогичной программе. В них приняло участие 50 человек, в т. 32 преподавателя (15 - средние учебные заведения, 17 - низшие) и 16 учащихся [15].

Весной - летом 1916 года также в Одессе курсы руководителей экскурсий для учителей организовало Новороссийское общество естествоиспытателей. В работе курсов приняло участие 40 человек. Был проведён ряд лекций - о чернозёмной южнорусской степи, о приготовлении зоологических препаратов, о биологии Одесского залива, о метеонаблюдениях на экскурсиях, об измерительных работах в поле во время экскурсий, о биологии пресноводных бассейнов, в ходе которых проводились практические занятия, демонстрации. Также программой курсов были предусмотрены экскурсии в музеи и лаборатории Университета - зоологический и зоотомический музеи, географический и астрономический кабинеты, на магнито-метеообсерваторию, в ботанический сад. При этом обращает внимание, что в отличие от ранее упомянутых киевских курсов и курсов Крымско-Кавказского горного клуба в Одессе в программе этих курсов не было лекций педагогического содержания, что существенно снижало их методическую ценность [16].

Таким образом, в начале ХХ века в ряде регионов были предприняты попытки организации подготовки руководителей образовательных экскурсий учащихся средней школы. Необходимость такой подготовки осознавалась как педагогической общественностью, рядом руководителей местных органов управления образованием, так и самими педагогами. Использовались две основные формы организации подготовки - курсы и учебные экскурсии (поездки) педагогов по маршрутам будущих экскурсий учащихся. В то же время данная работа носила эпизодический характер, во многом определялась наличием энтузиастов экскурсионного дела и не приобрела в этот период системного характера.

Примечания

1. Труды комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28.12.1910 по 6.01.1911 г. М., 1911. С. 5.

2. Труды комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28.12.1910 по 6.01.1911 г. М., 1911. С. 56.

3. Арепьев Н. Общеобразовательным экскурсии в средней школе // Русская школа. 1900. № 2. С. 80.

4. Труды комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28.12.1910 по 6.01.1911 г. М., 1911. С. 156.

5. Смирнов В. Тормозы развития отечественного туризма // Школьныя экскурсш и школьный музей. 1916. № 1. С. 20-22.

6. Баталова М. В., Мерзлякова Г. В. История развития дореволюционного отечественного туристско-экскурсионного дела // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151, кн. 2, ч. 2. С. 86. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ istoriya-razvitiya-dorevolyutsionnogo-otechestvennogo-turistsko-ekskursionnogo-dela

7. Труды комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа с 28.12.1910 по 6.01.1911 г. М., 1911. С. 66-67.

8. Курсы по подготовке руководителей для ведения экскурсий съ детьми в природу, устроенные въ Киеве съ 28-го апреля по 15-ое мая 1915 г. Ки-евскимъ Орнитологическимъ Обществомъ имени К.Ф. Кесслера : сборник статей В. М. Артоболевского, Д. Е. Белинга и др. Киев : Тип. А. И. Гросман, 1915. С. 12.

9. Там же. С. 5

10. Там же. С. XVI.

11. Там же. С. 14.

12. Потапенко Г. Вопрос об экскурсиях на первом Педагогическом съезде Одесского учебного округа (3-7.01.1916) // Школьныя экскурсш и школьный музей. 1916. № 1. С. 22-24.

13. Третьяков Д. Экскурсии и наглядность на съезде деятелей средней школы, состоявшемся в Одессе 2-7 января 1916 года // Школьныя экскурсш и школьный музей. 1900. № 1. С. 13-19.

14. Смирнов В. Краткосрочные курсы для ознакомления с местной природой, организованные Крымско-Кавказским Горным клубом в Одессе с 26 мая по 8 июня 1916 г. // Школьныя экскурсш и школьный музей. 1916. № 4-5. С. 41-44.

15. Смирнов В. Курсы в Крымско-Кавказском горном клубе // Школьныя экскурсш и школьный музей. 1916. № 2. С. 28-29.

16. Васильев П. Н. Курсы для подготовки руководителей экскурсий // Школьныя экскурсш и школьный музей. 1900. № 4-5. С. 39-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.