Научная статья на тему 'Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX - начала XX в'

Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1648
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ПРАКТИКА / ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арцыбашев Д. В., Арцыбашева Т. Н.

В статье рассматриваются особенности развития школьной туристско-экскурсионной практики в предреволюционной России, приводятся конкретные примеры направлений и методов ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX - начала XX в»

УДК 93/99; 930.9

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСКУРСИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

© 2018 Д. В. Арцыбашев, Т. Н. Арцыбашева

канд. ист. наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

e-mail: [email protected]

докт. культурологии, профессор кафедры художественного образования

и истории искусств e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассматриваются особенности развития школьной туристско-экскурсионной практики в предреволюционной России, приводятся конкретные примеры направлений и методов ее организации.

Ключевые слова: экскурсионное дело, туристско-экскурсионная практика, экскурсионный метод, экскурсия.

Изменения в различных областях социокультурной жизни постсоветской России, в том числе в области общественного образования и личностного развития, напрашивающиеся аналогии происходящего сегодня со временем Великих отечественных реформ (60-70-х гг. XIX в.) заставляют нас пристально всматриваться в давно ушедшие, но столь значимые для понимания современности события, в частности, в пореформенные преобразования образовательной сферы имперской России рубежа XIX -XX столетий.

В конце XIX - начале XX в. наиболее прогрессивные педагоги различных учебных заведений России (школ, гимназий, коммерческих училищ, кадетских корпусов и др.), желая значительно улучшить преподавание предметов естественнонаучного цикла, обращают активное внимание на туризм и экскурсионное дело, к тому времени ставшие заметным явлением на территории Российской империи.

Педагогическая инициатива была поддержана Министерством народного просвещения Российской империи, издавшим 2 августа 1900 г. специальный циркуляр за № 20185, предписывающий окружным начальникам в летние и рождественские вакации устраивать «дальние поездки по России, в особенности с целью ознакомления учащихся с историческими местностями, памятниками, святынями, музеями, известными фабриками и заводами. <...> обратить внимание на ознакомление учащихся с родиной и ее историей, а также непременно с достопримечательностями тех мест, где живет и учится молодежь» [1, л. 2].

В целях обеспечения выбора экскурсионных маршрутов министерское указание сопровождалось списком книг и брошюр, рассказывающих о поездках и путешествиях, описывающих те или иные географические места, весенние, летние и осенние прогулки на природу; посещения войсковых частей и активный отдых на школьных дачах -колониях (прообразы будущих пионерских лагерей) [Там же].

Экскурсионный метод стал активно пропагандироваться. В ежегоднике «Записки Крымского горного клуба» и журналах «Русский турист» и «Русская школа» начали публиковаться первые статьи, освещающие развитие школьного

экскурсионного дела. Позже появились специальные, посвященные вопросам экскурсоведения, журналы и книги: московский «Экскурсионный вестник», одесский «Школьные экскурсии и школьный музей», питерский «Образовательные прогулки по России 1894-1902 гг.» и др., во многом способствовавшие развертыванию экскурсионно-краеведческой работы в образовательных учреждениях Российской империи [1, л. 6].

Однако начало XX в. еще не стало временем разработки методических приемов проведения экскурсий или анализа особенностей показа и рассказа. Тогда главной экскурсионной задачей было ознакомление с уникальными природными и историческими памятниками, представление экскурсантам определенной информации, глубина и качество которой зависели от знаний и подготовленности экскурсовода. В ряде учебных заведений России (в Петербурге, Москве, Киеве, Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Курске и т.д.) педагоги все больше осознают необходимость введения экскурсионной практики в программы обучения и воспитания, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воздействия.

Восстановление в 1901 году преподавания естествознания в средней школе принудило правительство к созданию соответствующей учебной программы. Ее автор -профессор земледельческого института, действительный член и председатель русского географического общества Д.Н. Кайгородов в ее основу заложил экскурсию, подчинив весь программный материал естественно-научных дисциплин экскурсионному распорядку, сгруппировав его по «общежитиям» природы: лес, сад, поле, луг, пруд, река [2, с.14]. «Чем больше экскурсий, тем лучше, - писал Д.Н. Кайгородов в объяснительной записке к проекту своей программы. - Краеугольным камнем в преподавании природоведения должны быть экскурсии, экскурсии и экскурсии. Без широкого развития системы экскурсий нельзя как следует научиться ведать природу» [3, с. 5-6].

Подготовленная ученым, опубликованная и апробированная в ряде школ оригинальная авторская программа, как и предложенная Кайгородовым система преподавания, не удержалась в школе. Однако экскурсионный метод уже пробудил живой интерес к экскурсионному делу в различных учебных учреждениях империи.

Следует отметить, что в государственных учебных заведениях не только оригинальную экскурсионную программу, но официальное использование экскурсий в учебном процессе внедрить было не просто. Ведь режим работы правительственных и имеющих статус и права казенных учебных заведений был связан с определенными программами и учебными планами, выполнение которых приравнивалось к закону. Введение экскурсионной практики ограничивало время «прохождения обязательных курсов», и с этой точки зрения понятно недовольство отдельных преподавателей и директоров (в принципе даже и сочувственно относящихся к экскурсионному делу), особенно тех, кто отвечал за недовыполнение утвержденного учебного плана. Экскурсии могли получить статус экскурсионного метода, равноправного с прочими принятыми, только при условии вхождения их в школьный режим не в качестве случайного добавочного элемента, а при определении им соответственного места в общеобязательной программе.

В качестве примера развития региональной экскурсионно-туристской деятельности исследуемого времени приведем итоги системного описательного анализа экскурсионной практики учебных заведений Курской губернии. Он свидетельствует, что до 1907 г. школьные экскурсии носили локальный характер и за пределы губернии не распространялись. Проводились они весной и ранней осенью и представляли собой ежегодно повторяющиеся прогулки учеников под надзором преподавателей и

добровольцев-родителей по берегам рек Сейм и Тускарь, а также в Харьковский (ныне Горелый) лес и Знаменскую рощу. При этом участники экскурсий наряду с созерцанием природных красот и историко-культурных памятников занимались практическими и экспериментальными наблюдениями, результаты которых старательно фиксировались и часто публиковались.

Скорее всего причинами такой территориальной и тематической ограниченности были новизна дела, отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы и несовершенство механизмов организации дальних экскурсий. Когда же необходимые документы (циркуляры Министерства народного просвещения за №20152 от 29 июня

1903 г., а также попечителя Харьковского учебного округа за №11126 от 31 июля

1904 г.) и организационные схемы появились, в стране ухудшилась социально-политическая обстановка, что не могло не отразиться на развитии экскурсионной инициативы [1, л. 2, 5].

Но к этому времени на государственном уровне уже действовала целая программа вовлечения преподавателей в туристско-экскурсионную работу и стимулирования организации дальних поездок со школьниками: были опубликованы многодневные маршруты, организована система льготного проезда и предоставления бесплатного жилья, установлен строгий контроль Министерства народного просвещения за исполнением всех циркуляров и предписаний.

Так, в ответ на многочисленные обращения руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения в 1899 г. ввело для учащихся льготный тариф на весь летний период, по которому за проезд по железной дороге организованных пассажиров в Ш-классе предусматривалась скидка в 50%. 9 марта 1902 г. был утвержден специальный тариф № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии, подтверждающий льготы экскурсионных групп на всех отечественных железных дорогах для каждой группы экскурсантов в течение двух месяцев со дня ее выезда. Воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км вообще предоставлялся бесплатный проезд [4, л. 3]. Были случаи, когда по просьбе руководителей групп (если общее количество экскурсантов было не менее 30 человек) на железнодорожных станциях прицеплялся дополнительный «экскурсионный» вагон. Аналогичные, хотя и меньшие по размеру скидки были установлены Русским пароходством: в I—II классе - 25%, в III - 30% [5, л. 13]. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые путешествия, несколько менялись, но в общих чертах он сохранился вплоть до 1917 г.

Для максимального удешевления поездок Министерство народного просвещения циркуляром за № 20538 от 5 июня 1903 г. обязало всех руководителей государственных учебных заведений «...предоставлять экскурсантам бесплатное помещение для проживания в учебных заведениях в период летних и рождественских вакаций» [6, л. 19]. Потому организаторы экскурсий заблаговременно рассылали в города России или зарубежья десятки прошений о выделении бесплатного жилья, и в подавляющем большинстве случаев таковые удовлетворялись.

В целях обеспечения контроля, сбора и систематизации всего материала, касающегося подготовки и проведений экскурсий, циркулярным предложением за №18066 от 10 июля 1904 г. Министерство народного просвещения обязало все учебные заведения России ежегодно не позднее 15 октября предоставлять в соответствующее Управление подробные отчеты о намеченных или проведенных экскурсиях.

Не обошел «экскурсионный интерес» и более широкую публику. В первом десятилетии XX в. интерес к экскурсиям в различных слоях населения явился толчком

к организации при некоторых новообразованных обществах (в частности, «взаимопомощи учащих и учивших», любителей природы, обществах грамотности и др.) экскурсионных комиссий, бюро и комитетов, взявших на себя функции содействия туристско-экскурсионным группам или отдельным экскурсантам при их знакомстве с достопримечательностями российских столичных и губернских городов. И первой в ряду таковых стала организованная в 1899-1900 гг. комиссия при Педагогическом музее военно-учебных заведений Петербурга, в ведение которой входило устройство и популяризация экскурсий с целью внедрения их в систему общего образования [7, с. 73]. Позднее ее опыт последовательно и повсеместно повторялся.

Особенно резко стало расти число экскурсионных комиссий и бюро различных обществ с 1910 г., за пять лет увеличившись до 100. Упомянем некоторые из наиболее известных: в Екатеринодаре - экскурсионное бюро при обществе взаимопомощи учащим и учившим в Кубанской области и Черноморской губернии; в Харькове -экскурсионное бюро Харьковского общества любителей природы; в Ярославле -экскурсионная комиссия общества «Молодая жизнь»; в Ростове (Ярославской губернии) - экскурсионная комиссия при ростовской Ярославской уездной земской управе; в Москве - комиссия по приему экскурсий при Московском обществе грамотности и экскурсионная комиссия при управлении Московского учебного округа; в Петербурге - комитет по приему экскурсий при Постоянной комиссии по устройству курсов для учителей и экскурсионная комиссия при Санкт-Петербургском обществе народных университетов; во Владивостоке - общество «Приморский экскурсант» [8, с. 47].

Подобные общественные объединения появились и при провинциальных учебных заведениях. К примеру, в Курском, Сумском и ряде других реальных училищ были созданы общества, способствующие «организации путешествий учеников для ознакомления с отечеством». Их устав провозглашал основной целью «дать возможность ученикам ... ознакомиться при помощи путешествий со своей родиной, способствуя, таким образом, развитию в них научного интереса к окружающим явлениям, а также морального и эстетического чувства при созерцании красот природы» [9, л.112].

Выполняя эту задачу, в 1908 г. учащиеся провинциальной Курской мужской гимназии побывали в Крыму, в 1909 - в Москве, 1910 - в Финляндии (Ладожское озеро), в 1911 - на Балканском полуострове (Константинополь, Болгария), 1912 - в Москве и Смоленске, 1913 - в Киеве, в 1914 - на Урале. [10, л.50] Гимназистки Курской женской гимназии в 1907 году посетили выставку в Киеве, 1908 г. побывали в Севастополе и Ялте, в 1909 - на Кавказе, в 1911 - снова в Крыму [6, л. 8, 23, 30, 51, 63].

Безусловно, из всех упомянутых самой сложной можно считать экскурсию, организованную для учеников старших классов преподавателем истории мужской гимназии г. Курска А.В. Чикунским по маршруту: Одесса - Константинополь - Сан-Стефано - Стара Загора , Шипка - Габрово - Тырново - Плевна - София - Белград [1, л. 49-54]. Основополагающую роль в ее подготовке и проведении сыграл киевский комитет «Паломничество в Болгарию» в лице ее представителя господина А. Хребтова, который еще в мае 1910 г. получил официальное разрешение Попечителя Харьковского учебного округа на демонстрацию в поднадзорных ему средних учебных заведениях рекламных материалов о Болгарии. Впоследствии именно киевский комитет стал главным посредником в организации всей экскурсии. За плату в 2 рубля А. Хребтовым были оформлены все надлежащие экскурсионные документы, в том числе коллективный загранпаспорт, выписанный губернатором г. Киева. Легла на комитет и забота об обеспечении экскурсантов бесплатным (в России) или дешевым (за границей) жильем на всем пути следования. В Киеве таковым стало подворье Михайловского

монастыря, в Одессе - помещение 4-ой гимназии, в Галате - гостиница (по 75 копеек с человека) [1, л.51]. Скидки и льготы на проезд как на поезде, так и на пароходе составили 50% от общей его стоимости.

Все документы на поездку - предписание, список участников, маршрут и время путешествия - утверждались Харьковским управлением народного образования. Помимо основного руководителя А.В. Чикунского, группу в 19 человек (возраст 15-20 лет, вероисповедание христианское, что обязательным образом отмечалось в списке) сопровождали гимназические преподаватели К.А. Андреев и А.М. Крашенинников.

Поездка длилась с 10 июня по 4 июля 1911 г. За 25 дней были осмотрены русские города Киев и Одесса, Константинополь, Балканы, Шипка, цветущая Болгария, Белград, Дунай. По возвращении юных путешественников при содействии Курской мужской гимназии типографским способом была издана брошюра «Экскурсия Курских гимназистов на Балканский полуостров летом 1911 г.», основное место в которой заняло описание религиозных святынь [1, л. 52-53]. Можно предположить, что не в последнюю очередь это было связано с тем, что местами проживания курских экскурсантов в городах различных стран стали монастырские подворья -Михайловское в Киеве, Андреевское в Константинополе и др., а сопровождающими и экскурсоводами - послушники и монахи-переводчики.

Сохранились дореволюционные описания, составленные руководителями и участниками аналогичных путешествий представителей и других российских городов. В частности, тверских семинаристов в Новый Иерусалим и Москву, кадетов Одесского кадетского корпуса по Европе, калужских гимназисток в Крым, тверских гимназистов на Белое море, учащихся киевской гимназии по маршруту Москва -Санкт-Петербург - Финляндия - Ревель - Рига - Вильна, тульских гимназистов в Константинополь и др. Все эти поездки не могли бы осуществиться, если бы в первом десятилетии XX в. не получилось наладить находящуюся под пристальным вниманием соответствующих ведомств систему транспортного и жилищного обслуживания экскурсантов-школьников.

А как же учительский корпус?

В 1907-1908 гг. в Москве начинают свою деятельность две туристско-экскурсионные организации для педагогов. Одна из них ставила своей целью ознакомление русских учителей с историей и географией Отечества и была организована при Российском обществе туристов, получив название «Экскурсии по России». Параллельно ей развитие экскурсионных поездок за рубеж взяла на себя экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний (ОРТЗ). С 1908 года за 5 лет (до начала Ьй Мировой войны) она помогла побывать на экскурсиях или отдыхе за границей 7 217 любителям путешествий, в том числе 4 500 учителям из различных городов Российской империи. Всего было организовано 35 экскурсий. В числе экскурсантов вошли 958 учителей различных учебных заведений, из них 470 народных учителей; 266 учащихся высших учебных заведений и 580 частных лиц, среди которых было много служащих земских и городских учреждений. Только в 1914 г., буквально накануне Ьй Мировой войны, желающих воспользоваться услугами общества было 2 600 человек, а отправить за границу бюро могло лишь 1 804 [8, с. 53].

Из года в год росло и количество групп, выезжающих за пределы России. В 1913 г. , в частности, ОРТЗ организовало несколько новых туристско-экскурсионных маршрутов: в Германию, Швейцарию, Скандинавские страны, Италию, Францию, Англию и даже в Японию. Продолжительность поездок в европейские страны в ОРТЗ составляла от 22 до 42 дней, в Японию - до 2 месяцев. Заниженная стоимость путешествий делала их вполне доступными для педагогов школ и различных училищ.

Так, участники 22-дневной экскурсии по маршруту Москва - Берлин - отдых в горах Саксонской или Богемской Швейцарии - Дрезден - Калиш уплатили за поездку от 60 до 75 рублей. Разница объясняется тем, что учителя начальных, сельских и городских училищ, а также сопровождавший их фельдшерский персонал пользовались правом проезда по железной дороге по более низкой цене. Кроме того, существовала особая скидка для народных учителей, направляемых в поездку земскими или городскими самоуправлениями. Стоимость одного дня для экскурсантов на всех, организуемых экскурсионной комиссией учебного отдела ОРТЗ маршрутах, составляла от 3 до 5 рублей в сутки [11, с. 23].

Интересны приоритеты в географии зарубежных туристско-экскурсионных поездок кануна Первой мировой войны:

Страна Годы Италия Кол-во посетивших экскурсантов Англия Кол-во посетивших экскурсантов Швейцария Кол-во посетивших экскурсантов

1912 502 чел. 307 чел. 254 чел.

1914 637 чел. 424 чел. 342 чел.

К ее началу экскурсии в России стали уже массовым явлением. Осваивались не только европейские города, Крым, Кавказ или Волга, но и Средняя Азия, Алтай, Байкал, Приморье. «Невозможно объять все массовое движение экскурсантов, какое наблюдалось в нынешнем году, по всем направлениям железных дорог и по водным путям, с севера на юг и с востока на запад по необъятному пространству России», -писал в 1914 г. признанный лидер экскурсионных изданий ярославский журнал «Русский экскурсант» [8, с. 52].

В упомянутом журнале дана и первая попытка максимально полной классификации экскурсий для учащихся и студентов, группирующая их все в 8 типов: 1) историко-археологические, 2) историко-литературные, 3) естественно-исторические, 4) на фабрики и заводы, 5) художественно-географические и этнографические, 6) экскурсии трудовой помощи, 7) общеобразовательные и бытовые, 8) экскурсии отдыха и развлечений [11, с. 52]. Приведенная экскурсионная классификация, без сомнения, сегодня может вызвать целый ряд серьезных нареканий и возражений, но это был первый опыт анализа того разнообразия экскурсий, что вошли в учебную и вакационную практику российских учащихся и студентов.

Небезынтересно отметить, что, как это не парадоксально, понимание важностей экскурсионного метода и поддержка государством внутреннего туризма и экскурсий случились лишь в разгар 1-ой Мировой войны. Доказательство тому - материалы 1-го Всероссийского съезда по улучшению отечественных лечебных местностей, состоявшегося в Петрограде 7-11 января 1915 г. Съезд признал, что развитие туризма и экскурсий является делом государственной важности, так как путешествия стимулируют промышленное и коммерческое предпринимательство, а «ознакомление иностранных туристов с Россией привлечет в нее иностранные производительные капиталы»[12, с. 68]. В резолюциях съезда отмечается, что с помощью экскурсий по России необходимо отвлечь значительное число русских от путешествий и лечения за границей, сохранив для Родины огромные суммы вывозимых за рубеж денег. Таким образом, на 1 -м Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей впервые в российской практике было оценено значение туристско-экскурсионного дела как важного фактора, стимулирующего экономическое развитие страны.

1-ая Мировая война (1914 г.), безусловно, сузила экскурсионное пространство и резко сократила число дальних экскурсий. Однако ближние, охватывающие территории своих губерний, продолжают развиваться. Съезд директоров и преподавателей, прошедший летом 1916 года, указал на необходимость привлечения к местным экскурсиям всех учащихся, предложив ввести их в качестве обязательной формы работы всех учебных заведений России[11, с.13-20].

В 1915-1917 гг. в России был осуществлен пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ, независимо от их ведомственной принадлежности. Министерство народного образования подписало новую программу высших начальных школ, в объяснительной записке которой указывалось, что для каждого класса должен быть разработан план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Рекомендовалось в течение года выделить нескольку полных учебных дней и для дальних экскурсионных поездок. Впервые экскурсионная практика была напрямую связана с утвержденным учебным материалом и «уравнена в правах» с другими методами обучения.

Таким образом, можно подытожить, что признание важности экскурсионного метода в отечественном образовании и воспитании, а тем более в экономическом развитии государства, приходится на военно-предреволюционный период, когда закрытие внешних экскурсионных маршрутов и всплеск патриотизма максимально активизировали развитие внутреннего туризма и экскурсий, позволив значительно укрепить отечественную туристско-экскурсионную инфраструктуру. Стимулирующая промышленное и коммерческое предпринимательство и, в определенной степени, либерализующая гражданское законодательство экскурсионная практика стала важным фактором экономического и социокультурного развития отдельных регионов императорской России [14].

1.ГАКО (Гос. арх. Курской обл.). Ф. 185. Оп. 1. Д. 251

2. Кайгородов Д.Н. На разные темы, преимущественно педагогические. Изд. 2-е. СПб.: Изд-во Суворина, 1901. С. 14.

3. Райков Б.Е. Исследовательский метод в педагогической работе. М.; Л.: Госпед, 1927.

С.5-6.

4. ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 426. Л. 1-18.

5. ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 447. Л. 13

6. ГАКО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 22. Л. 19.

7. Арепьев Н.Ф. Общеобразовательные экскурсии в средней школе // Русская школа. 1900. №5-6. С. 73.

8. Движение экскурсий // Русский экскурсант. 1914. №5-6. С. 47-52.

9. ГАКО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 4. Л. 112.

10. ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 455. Л. 50.

11. Экскурсии за границу // Школьные экскурсии и школьный музей. 1913. №1. С. 23.

12. Экскурсии - дело государственной необходимости // Русский экскурсант. 1915. №2.

С. 68.

13. Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. 2014. № 2. С. 82-88

14. Арцыбашев Д.В. История туристско-экскурсионной деятельности в России (вторая половина Х1Х-ХХ вв.): автореф. дис... канд. ист. наук. Курск, 2005. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.