Научная статья на тему 'История туризма в Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX вв. )'

История туризма в Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
501
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИИ / УДМУРТИЯ / TOURISM / EXCURSIONS / UDMURTIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баталова Лариса Вячеславовна, Мерзлякова Галина Витальевна

В статье на основе архивных материалов рассматривается процесс возникновения туристско-экскурсионного дела в Удмуртии, который пришелся на 60-е гг. XIX начало XX вв. Особое внимание уделяется выявлению и изучению организационной структуры ученических экскурсий. Исследуются формы и методы туристско-экскурсионной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баталова Лариса Вячеславовна, Мерзлякова Галина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on archive recording this article reveals the process of tourist-excursion business creation in Udmurtia that took place in the 60s of XIX centuryat the beginning of XX century. Particular attention is paid to revelation and observation of organization chart of pupils excursions. Forms and methods of touristexcursion business have been researched.

Текст научной работы на тему «История туризма в Удмуртии (вторая половина XIX – начало XX вв. )»

История туризма в Удмуртии (вторая половина XIX — начало XX вв.)

В статье на основе архивных материалов рассматривается процесс возникновения туристско-экскурсионного дела в Удмуртии, который пришелся на 60-е гг.

XIX — начало XX вв. Особое внимание уделяется выявлению и изучению организационной структуры ученических экскурсий. Исследуются формы и методы туристско-экскурсионной деятельности.

Ключевые слова: туризм, экскурсии, Удмуртия.

Based on archive recording this article reveals the process of tourist-excursion business creation in Udmurtia that took place in the 60s of XIX century — at the beginning of XX century. Particular attention is paid to revelation and observation of organization chart of pupils excursions. Forms and methods of tourist-excursion business have been researched.

Keywords: tourism, excursions, Udmurtia.

Туристско-экскурсионная деятельность в Удмуртии во второй половине XIX — начале

XX вв. представляла собой целостное историко-культурное явление, в своих основных чертах и проявлениях повторяющее общероссийский процесс. На развитие туризма оказывали влияние местные социально-политические, экономические, религиозные, культурные и этнические факторы общественной жизни. Зарождение туристско-экскурсионной деятельности в республике связано с возникновением и развитием экскурсионной практики учебных заведений дореволюционной Удмуртии. В изу-

Баталова Л.В.,

Мерзлякова Г.В.

чаемый период территория современной Удмуртии приходилась на Глазовский, Елабужский, Малмыжский и Сарапульский уезды Вятской губернии.

Первые упоминания об организации экскурсий в учебных заведениях Вятской губернии относятся к началу XIX в., и связаны они с отдельной, направленной исключительно на учащихся, педагогической инициативой [1]. Так, первый историк, учитель и краевед Удмуртии Александр Иванович Вештомов по окончании Вятской духовной семинарии в 1790 г. был назначен в первое на территории Сарапульско-го уезда учебное заведение — малое народное училище. Здесь он преподавал в течение 10 лет и проявил себя как педагог-новатор: установил хороший контакт с учениками, пробудил в них любознательность, водил детей на прогулки, собирал вместе с ними травы, семена дикорастущих растений [2]. В 1800 г. А.И. Вештомова перевели в Вятское главное народное училище, где он преподавал историю и естествознание с 1800 по 1810 гг., активно используя экскурсии [3].

В Вятской гимназии естественную историю преподавал до 1821 г. Александр Яковлевич Некрасов, выдающийся как своими познаниями, так и трудами по избранной им части. Каждую весну с учениками, а летом и один, совершал он экскурсии по разным уездам Вятской губернии с целью собирания различных растений и насекомых для составления коллекций, служивших наглядным пособием при изучении учащимися естественной истории [4].

Приволжская мозаика

15

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы свидетельствуют об активном использовании в учебном процессе в дореволюционной Удмуртии экскурсий, пропагандирующих соединение теории с практикой при прохождении курса естественных наук. Согласно архивным документам, широкое развитие получили геологические и ботанические экскурсии. Так, начиная с 1900 г. в Елабужском реальном училище под руководством преподавателя естественных наук совершались геологические экскурсии [5]. В ходе экскурсий ученики знакомились с геологическим характером местности, на которой расположена Елабуга, с характером и строением горных пород, обнаруживающихся на естественных разрезах, с окаменелостями, встречающимися в этих породах. Совершались экскурсии на берег Камы на «Чертово городище», где собирались образцы горных пород [6].

Ученики Сарапульского Алексеевского реального училища совершали экскурсии в село Чеганда Сарапульского уезда для осмотра пещер на реке Белой [7]. Весной и осенью проходили ботанические экскурсии на территориях Глазовского, Сарапульского, Малмыжского и Елабужского уездов. Объектами осмотра были лес, поле, озеро, река, луг, ботанический сад. Во время таких экскурсий много внимания уделялось изучению флоры и фауны местного края,

собранные во время экскурсий растения гербаризировались. Результатом природоведческих экскурсий был сбор растительного, зоологического, минералогического, а частью геологического материала в зарождающиеся ученические естественно-исторические музеи. Экскурсии обеспечивали материал для классных уроков и давали возможность беседовать с учениками о почве, растениях и животных в их естественной связи и обстановке.

Следует также отметить, что вопросы организации и проведения образовательных экскурсий для наглядного ознакомления учащихся с «объектами растительного и животного царств под руководством соответствующих преподавателей сих предметов» регулярно обсуждались на педагогических и попечительских советах учебных заведений Малмыжского, Сарапульского, Елабужского и Глазовского уездов [8].

В дореволюционной Удмуртии до 1907 г. экскурсии носили локальный характер и не распространялись за пределы Вятской губернии. Проводились они лишь весной и ранней осенью и представляли собой ежегодно повторяющиеся прогулки учеников под надзором преподавателей и добровольцев-родителей по берегам рек, в лес, поле, на озеро, луг. При этом участники экскурсий наряду с созерцанием природных красот и историко-культурных памятников за-

16

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

История туризма в Удмуртии (вторая половина XIX — начало XX вв.)

нимались практическими и экспериментальными наблюдениями, результаты которых старательно фиксировались и служили материалом для классных уроков [9].

Также большой популярностью пользовались так называемые производственные экскурсии на территории четырех удмуртских уездов, что было обусловлено интересом к заводским технологическим процессам и производствам дореволюционной Удмуртии, а также нарастающим интересом к развитию капиталистического производства в России в целом.

Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов и были одними из самых распространенных в дореволюционной Удмуртии [10]. Это можно объяснить следующими причинами. В конце XIX в. сложилась устойчивая отраслевая специализация промышленного производства Удмуртии. Промышленный облик Удмуртии определяла металлургическая, металлообрабатывающая, оружейная промышленность, на российском рынке была востребована продукция химической, кожевенно-сапожной, винно-водочной, пиво-медоваренной отраслей. В начале XX в. на территории Удмуртии насчитывалось не менее 56 заводов и фабрик, представляющих экскурсионный интерес для учащихся.

Самыми крупными являлись государственные Ижевский и Воткинский заводы. Ижевский оружейный металлургический завод давал стране мартеновскую инструментальную сталь, винтовки, револьверы, охотничьи ружья. Воткинский металлургический машиностроительный завод выпускал сортовое и листовое железо, стальное и чугунное фасонное литье, железнодорожные мосты и скрепления, паровозы и суда для речного флота. Эти заводы играли большую роль в обеспечении оборонной мощи России, славились высоким качеством продукции и входили в число крупнейших и лучших в стране. Согласно архивным данным, популярными были экскурсии на Ижевские оружейный и сталеделательный заводы, где экскурсанты присутствовали при литье стали, осматривали сталелитейную и прокатную мастерские, мо-

лотовую и механическую лаборатории и электрическую станцию. Регулярно устраивались экскурсии на Бондюжские химические заводы товарищества П.К. Ушкова, где ученики знакомились с главными производствами, осматривали отдельные процессы, например, переработку минералов в соли, необходимую для центральных фабрик России, занятых белением и окраской тканей.

Скорее всего, на первых порах территориальная и тематическая ограниченности определялась новизной дела и несовершенством организации дальних экскурсий. Когда же необходимые документы (циркуляры министерства народного просвещения за № 20152 от 29 июня 1903 г. и Попечителя Казанского учебного округа) и организационные схемы появились (система льготного проезда и предоставления бесплатного жилья, строгий контроль министерства народного просвещения за исполнением всех циркуляров и предписаний), это позволило преподавателям учебных заведений уже к 1908 г. значительно расширить географию дальних поездок. С 1908 г. стали совершаться дальние экскурсии. Наиболее популярными были путешествия в Казань, Москву, Санкт-Петербург, в Крым и на Кавказ [11], а также в Пермь, Екатеринбург, Н. Новгород, Кострому, Ярославль [12].

К примеру, в 1908 г. Ижевская женская гимназия впервые осуществила образовательную экскурсию для 36-ти учениц в Казань. «Ученицы, не имеющие понятий о больших культурных городах и о всем, что в них находится, приобрели оное. Дан толчок к развитию любознательности» [13].

В 1912 г. Ижевской и Воткинской женскими гимназиями были организованы экскурсии в Москву «для ознакомления с историческими памятниками и музеями столицы» [14], а Глазов-ской женской гимназией — в Санкт-Петербург [15]. Педагогический совет Елабужской женской гимназии в 1912 г. разработал подробную экскурсионную программу по маршруту: Ела-буга — Н. Новгород — Владимир — Москва — Бородино — Троице-Сергиева лавра — Ярос-

Приволжская мозаика

17

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

Ижевский завод

лавль — Кострома — Казань [16]. Целью было знакомство учениц с историческими памятниками и местностями, прославленными подвигами русских людей в 1812 г., дабы способствовать развитию патриотического чувства — «знакомство с историческими памятниками и местами, с великим историческим прошлым не только способствует духовному развитию учащихся, но и способствует воспитанию в них любви к отечеству и всему русскому». Педагогический совет Воткинского среднего механико-технического училища в июне 1912 г. организовал для 37 учеников 3-го класса училища, переходящих в 4-ый класс, экскурсию для ознакомления с заводами и промышленностью Урала [17].

Летом 1913 г. Воткинская женская гимназия организовала 18-тидневную научно-образовательную экскурсию по следующему маршруту: Воткинск — Галево по железной дороге, Галево — Казань — Н. Новгород — Кострома — Ярославль — на пароходе, Ярославль — Тро-ице-Сергиева Лавра — Москва — Санкт-Петербург — Пермь — по железной дороге, Пермь — Галево — на пароходе, Галево — Во-ткинск по железной дороге. Остановки дела-

лись в гг. Н. Новгород, Кострома, Троицкая Лавра, Москва и Санкт-Петербург, где осматривались исторические памятники [18]. Кроме того, гимназия организовала экскурсию с учениками 5—7-х классов на Урал для ознакомления с природой Урала и осмотра Перми, Екатеринбурга, Златоуста, Челябинска и Уфы общей продолжительностью две недели [19].

Остановимся на интересном экскурсионном опыте. Воспитанницы Елабужского женского училища Вятской губернии побывали в 1909 г. в Казани [20], в 1910 г. — в Москве [20. № 34. 1910. 26 августа. С. 1049], в 1911 г. — в Петербурге [20. № 2. 1911. 13 января. С. 50], в 1912 г. — в Крыму [20. № 1—2. 1913. 10 января. С. 14], в 1914 г. [20. № 27. 1914. 3 июля. С. 846] — на Кавказе. Сохранились дореволюционные описания, составленные руководителями и участниками этих поездок [21].

Следует отметить, что в исследуемый период на территории Удмуртии экскурсионного бюро не существовало, поэтому организационные вопросы, связанные с транспортом, анимацией, проведением экскурсий приходилось чаще всего решать администрации учебного за-

18

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

История туризма в Удмуртии (вторая половина XIX — начало XX вв.)

ведения. Положительным фактором в развитии туристско-экскурсионного дела стало участие родительских комитетов в организации экскурсий и изыскание средств на их проведение [22].

Весьма значительную роль сыграли в организации туристско-экскурсионной деятельности земства как органы местного самоуправления. Глазовское, Елабужское, Малмыжское и Сарапульское уездные земства оказывали посильную помощь в развитии ученических экскурсий, понимая их значение для образовательного процесса и организации содержательного досуга учащихся. Примечательно, что именно земство впервые поднимает вопрос о создании в Вятской губернии постоянного экскурсионного справочного бюро, которое бы через уездные отделы внешкольного образования должно было всегда находиться в курсе экскурсионного дела в Вятской губернии [23]. Планировалось, что бюро должно заниматься организацией экскурсий, разработкой маршрутов, составлением путеводителей, карт, подготовкой инструкторов, проводников, заботой об устройстве пунктов для остановки экскурсантов и т. д.

Также земства выступали в роли организаторов экскурсий для сельских жителей с практическими целями. Вятское губернское земство заботилось о повышении производительности крестьянской экономики. Оно ориентировало крестьянские хозяйства на переход к интенсивным формам обработки земли, внедрение альтернативных сельскохозяйственных культур, повышение продуктивности животноводства и технической культуры кустарных промыслов на основе коллективных производственных форм. Наиболее востребованными оказались такие мероприятия земства, которые не вели к радикальной смене способа хозяйствования. К ним наряду с прочими были экскурсионные поездки и участие в выставках.

В частности, любопытную и весьма ценную попытку земств познакомить «наиболее развитых крестьян» с сельским бытом других русских губерний или заграничных сельхозпроизводителей представляют экскурсии крестьян Вятской губернии. Так, они ездили в Америку для изуче-

ния пчеловодного хозяйства [24], в Германию, Швецию и Данию — «для ознакомления с рынками сбыта масла, техникой маслоделия, устройством и организацией общественного и артельного дела за границей» [25], в Швейцарию — для ознакомления с постановкой скотоводческого хозяйства [26] и т. д. Для практического изучения более совершенных приемов ведения сельского хозяйства в 1914 г. 11 крестьян Вятской губернии через общество «Русское зерно» выезжали в Моравию (Чехия). Губернское собрание признало такого рода поездки крестьян «весьма полезными» и ассигновало 550 руб. [27]. Интересно также, что и в Вятскую губернию приезжали из-за границы для исследования организации и постановки земского дела [28].

Развитию туристско-экскурсионной практики в Удмуртии способствовали создание и деятельность организаций, занимающихся краеведением. Краеведческая деятельность Общества естествоиспытателей (1869) и Общества археологии, истории и этнографии (1878), созданных при Казанском университете, Вятской ученой архивной комиссии (1904), Общества изучения Прикамского края (1912) включала организацию и проведение геологических, антропологических, ботанико-географических и орнитологических, археологических и этнографических экскурсий и экспедиций в Глазовский, Елабуж-ский, Малмыжский и Сарапульский уезды Вятской губернии.

Научная деятельность данных Обществ была направлена на исследование местного края в естественно-историческом отношении. Членами Общества устраивались экспедиции и экскурсии, читались публичные лекции. Свои исследования Общество называло экскурсиями, а участников — экскурсантами [29]. Обществами разрабатывались программы экскурсий, ориентированные на научные исследования. По их окончании составлялись подробные отчеты. Экскурсии давали научный материал для написания статей, докладов, сообщений, рефератов, большинство которых помещалось в изданиях данных Обществ, а некоторые в изданиях других Обществ и учреждений [30]. Стремление

Приволжская мозаика

19

ПРИВОЛЖСКАЯ МОЗАИКА

Обществ к распространению естественно-исторических сведений выражалось в организации экскурсий для всех желающих, а не только для их членов. Так, в мае 1870 г. была организована публичная геологическая экскурсия по Волге от Казани до устья Камы под руководством проф. Н.А. Головкинского [31].

Коллекции, собранные в результате экспедиций и экскурсий, пополняли Геологический музей, Агрономическую лабораторию, Ботани-

Литература:

1. Центральный государственный архив Удмуртской республики (далее — ЦГА УР). Ф. 8. Оп. 1. Д. 62. Л. 16.

2. ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 85. Л. 5.

3. Столетие Вятской губернии. Сборник. Вятка, 1880. Т. 1. С. 619.

4. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1912 г. Вятка, 1911. С. 27.

5. Национальный архив Республики Татарстан (далее — НА РТ). Ф. 92. Оп. 2. Д. 6895. Л. 104.

6. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 14. Л. 86.

7. Архивный отдел администрации г. Сарапула. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1436. Л. 7.

8. Государственный архив Кировской области (далее — ГАКО). Ф. 205. Оп. 3. Д. 2536. Л. 67.

9. ГАКО. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2654. Л. 11.

10. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 4576. Л. 65.

11. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 16884. Л. 39.

12. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18133. Л. 9.

13. ЦГА УР. Ф. 8. Оп. 1. Д. 65. Л. 53.

14. ЦГА УР. Ф. 8. Оп. 1. Д. 41. Л. 46.

15. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 16883. Л. 28.

16. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 16888. Л. 39.

17. НА РТ. Ф. 92. Оп. 3. Д. 315. Л. 11.

18. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18133. Л. 9.

19. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 20247. Л. 13.

20. Вятские епархиальные ведомости. № 31.1909. 6 августа. С. 815.

ческий кабинет, Зоологический и Анатомический музеи Казанского университета [32]. Накопление историко-краеведческого материала и музейная работа являлись важными факторами становления и развития туристско-экскурсионного дела в Вятской губернии. Также популяризации и оживлению экскурсионной работы способствовали создание и развитие музеев на Воткинском (1829) и Ижевском заводах (1887), музея Сарапульского земства (1904).

21. ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 85. Л. 5.

22. НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 23889. Л. 414.

23. ЦГА УР. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1652. Л. 6.

24. Журналы Вятского губернского земского собрания 34-й очередной сессии и приложения к ним (заседаний 26 ноября — 13 декабря 1900 г.). Вятка, 1901. С. 992.

25. Журналы Вятского губернского земского собрания 37-й очередной сессии и приложения к ним (заседаний 19—21 декабря 1903 г.). Т. 3. Вятка, 1904. С. 115.

26. Журналы Вятского губернского земского собрания 47-й очередной сессии и приложения к ним (заседаний 1—18 декабря 1914 г.). Т. 3. Вятка, 1915. С. 633.

27. Журналы Вятского губернского земского собрания 45-й очередной сессии и приложения к ним (заседаний 1—17 февраля 1913 г.). Т. 3. Вятка, 1913. С. 300.

28. Иностранные гости // Вятский край. № 167.

1907. 4 августа. С. 3.

29. НА РТ. Ф. 39. Оп. 1. Д. 23. Л. 14.

30. Отчет о деятельности Вятской ученой архивной комиссии за первый год ее существования // Труды ВУАК. Выпуск 5—6. Вятка, 1907.

С. 26.

31. НА РТ. Ф. 39. Оп. 1. Д. 49. Л. 38—40.

32. НА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 10026. Л. 148.

20

№ 2/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.