Научная статья на тему 'Экскурсионная практика в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии∗ (вторая половина XIX начало XX века)'

Экскурсионная практика в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии∗ (вторая половина XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ УДМУРТИЯ / ЭКСКУРСИИ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / PRE-REVOLUTIONARY UDMURTIA / SCHOOL EXCURSIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баталова Лариса Вячеславовна

На основе архивных материалов рассматривается возникновение и развитие экскурсионной практики в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии. Особое внимание уделяется выявлению видов школьных экскурсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баталова Лариса Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Excursion activity in the education of the pre-revolutionary Udmurtia (the second half of XIXth beginning of the XXth cent.)

On the basis of archive materials the process of establishment and development of the excursion activity in the education of pre-revolutionary Udmurtia is studied. Special attention is paid to the different types of school excursions.

Текст научной работы на тему «Экскурсионная практика в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии∗ (вторая половина XIX начало XX века)»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 796.51(470.51X045)

Л.В. Баталова

ЭКСКУРСИОННАЯ ПРАКТИКА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ УДМУРТИИ* (вторая половина XIX - начало XX века)

На основе архивных материалов рассматривается возникновение и развитие экскурсионной практики в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии. Особое внимание уделяется выявлению видов школьных экскурсий.

Ключевые слова: дореволюционная Удмуртия, экскурсии, учебные заведения.

Возникновение и развитие экскурсионной практики в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии неразрывно связано с историей развития системы начального и среднего образования Вятской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в., когда передовые педагоги образовательных учреждений Казанского учебного округа, преследуя цель усовершенствования системы образования и воспитания учащихся, обратили внимание на экскурсионное дело, ставшее к тому времени заметным явлением в России. Именно в экскурсиях, позволявших приблизить обучавшихся «к самой природе всех вещей», увидели возможность повышения уровня преподавания естественнонаучных дисциплин.

Следует отметить, что принцип наглядности и предметности в обучении нашёл отражение ещё в «Школьном уставе» 1804 г., согласно которому учителя, преподававшие математику, естественную историю и технологию, должны были с наиболее успешными из учеников «ходить во время каникул за город», чтобы «дать ученикам ясное понятие о многих предметах, которые проходили они в классах». «Учитель математики приобучает учеников к главнейшим действиям практической геометрии и показывает им в этих прогулках различные роды мельниц, гидравлических машин и др. механических предметов, если оные находятся в окрестностях того места, где стоит гимназия. Учитель естественной истории и технологии собирает травы, различные роды земель, камней и изъясняет их свойства и отличительные признаки. В зимнее время сей же учитель с частью своих учеников осматривает в городе фабрики, мануфактуры и мастерские художников, дабы предметы, которые он преподаёт по сей части, объяснить практикою, ибо рисунки и описания не могут дать ясного и достаточного о том понятия» [8. С. 28].

Таким образом, в уставе не только уделялось серьёзное внимание соединению теоретического обучения с практическим, вербальных приёмов с наглядными демонстрациями, но и провозглашалось, что целью школьного обучения является не механическое усвоение некоей суммы знаний, а развитие личности учащегося, воспитание в нём желания и умения получать знания самостоятельно.

С введением в учебные программы образовательных учреждений Казанского учебного округа, в том числе Вятской губернии, курсов естествознания, учителя-энтузиасты, среди которых следует выделить А. И. Вештомова и А. Я. Некрасова, начинают организовывать образовательные экскурсии на природу [9. С. 619].

Изученные нами архивные материалы позволяют выделить во всём многообразии проводившихся экскурсий шесть основных их видов в соответствии с двумя критериями: 1) географический -местные и дальние; 2) содержательный - природоведческие, производственные, общеобразовательные и религиозно-культурно-познавательные.

Самым распространённым видом экскурсий были местные, или ближние, экскурсии, которые проводились в ближайших окрестностях учебных заведений в пределах уезда (Глазовского, Елабуж-ского, Малмыжского, Сарапульского) и не пересекали границ Вятской губернии.

В содержательном плане наиболее часто практиковалось проведение местных природоведческих, или естественно-исторических, экскурсий: географических, геологических, гидрологических, почвоведческих, ботанических, зоологических и т. д. Как правило, они проводились весной и ранней осенью и преследовали цель познакомить учащихся с природой родного края.

Наглядное представление о подобного рода экскурсиях позволяет составить отчёт Елабужского реального училища за 1902 г.: «а) 9 мая была организована экскурсия в хвойный лес с учениками 1-х

* Под дореволюционной Удмуртией понимаются Г лазовский, Елабужский, Малмыжский и Сарапульский уезды Вятской губернии, большая часть территории которых вошла в состав Удмуртской АССР.

2012. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

и 2-х классов; ученики были ознакомлены с представителями животного и растительного царства; б) 13 мая - с учениками 1-5-х классов в хвойный лес, ближайший к г. Елабуге, где ученики занимались изучением цветущих весенних растений в лиственных кустарниках. Собранные во время экскурсии растения были гербаризированы; в) 19 мая - геологическая экскурсия 5-го класса на берег Камы, имевшая целью ознакомить учеников с геологическим характером местности, на которой расположена Елабуга, показать ученикам характер и строение горных пород, обнаруженных на естественных разрезах. Ходили на высокий берег Камы, где находится “Чёртово городище”, собрав образцы горных пород и окаменелостей; г) 18 сентября - экскурсия 1-го класса на озеро, с целью - ознакомить с растениями и животными, населяющими озеро, находящееся на заливных лугах около реки Камы. Собранные животные и растения были помещены в аквариум реального училища; д) осенью было проведено 17 уроков для трёх младших классов в училищном саду с целью знакомства и изучения травянистых цветущих растений, плодовых деревьев и кустарников» [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 2029. Л. 61]. Практическая значимость этих экскурсий для учащихся заключалась не только в развитии их кругозора, но также в том, что собранный ими растительный, зоологический, минералогический и геологический материал послужил основой для создания фонда естественно-исторического музея [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 6895. Л. 114].

Интересен также опыт проведения экскурсий в Сарапульском городском 4-классном и Мал-мыжском городском приходском училищах. Так, ученики первого, окончив изучение ботаники, совершали экскурсию на загородную дачу А. Т. Шитова, где имели возможность увидеть цветочную, а также фруктовую оранжерею с персиковыми, абрикосовыми, сливовыми и виноградными деревьями. Для учащихся второго систематически проводились экскурсии в имение Александровых (с. Савали) с целью знакомства с тропическими растениями, выращиваемыми в теплицах (пальмы, апельсины, лимоны, виноград), образцовым садом, пчельником и огородом. Увиденное доставляло детям «не только научный интерес, но и эстетическое удовольствие» [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 3679. Л. 238; Д. 4576. Л. 73].

Важно отметить, что вопросы организации и проведения природоведческих экскурсий для наглядного ознакомления учащихся с «объектами растительного и животного царств, под руководством соответствующих преподавателей сих предметов», постоянно обсуждались на педагогических и попечительских советах учебных заведений Глазовского, Елабужского, Малмыжского, Сарапульского уездов Вятской губернии [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 1543. Л. 52]. Существенный вклад в развитие школьной экскурсионной практики вносили и земства. На заседаниях земских уездных собраний и управ часто поднимались вопросы о задачах земств в организации школьного дела, при этом обращалось внимание на необходимость развития внеклассных форм обучения и воспитания учащихся, среди которых немаловажное место занимали экскурсии [4. Ф. 5. Оп. 1. Д. 45. Л. 66; Ф. 246. Оп. 1. Д. 145. Л. 8]. Признавалось, что земствам следует «заботиться... об устройстве экскурсий» [7. С. 298]. Более того, экскурсионная практика являлась объектом особого внимания администрации Казанского учебного округа и Министерства народного просвещения [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 2093. Л. 8]. Последнее 26 июня 1906 г. утвердило программу для учебных заведений, в соответствии с которой целью естествознания объявлялось «изучение самой природы, а не книг о природе». «Желательно, чтобы иногда устраивались хотя бы небольшие экскурсии в природу, во время которых преподаватель мог бы беседовать с учениками о почве, растениях и животных в их естественной связи и обстановке и находить материал для классных уроков» [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 4982. Л. 37].

Вторым по распространённости видом местных экскурсий были производственные экскурсии, или «научно-образовательные экскурсии на фабрики и заводы». В отличие от природоведческих экскурсий, которые были нацелены на учеников младших классов, экскурсии на фабрики и заводы проводились, преимущественно, для учащихся старших классов. Знакомство последних с местной промышленностью отличалось содержательностью, так как, изучая на уроках географии хозяйственную жизнь страны, они в итоге не имели реального представления о производстве, но проявляли практический интерес к заводским технологическим процессам. В конце XIX - начале ХХ в. на территории дореволюционной Удмуртии было порядка 56 заводов и фабрик, представлявших экскурсионный интерес для учащихся [10. С. 90].

Архивные материалы свидетельствуют, что наиболее значимыми объектами производственных экскурсий были металлургические, металлообрабатывающие и оружейные заводы Ижевска и Вот-кинска, а также химические заводы товарищества «Ушков П. К. и КО».

В Ижевске интерес для учащихся представляло производство мартеновской инструментальной стали, винтовок, револьверов и охотничьих ружей, в Воткинске - производство сортового и листового железа, стальное и чугунное фасонное литьё, железнодорожные мосты и крепления, паровозы и суда для речного флота. Поскольку заводы Ижевска и Воткинска входили в число крупнейших заводов России, играли большую роль в обеспечении её оборонной мощи и славились высоким качеством продукции, учащиеся проявляли повышенный экскурсионный интерес к ним. Только в 1905 г. состоялось пять экскурсий учеников Воткинского городского 3-классного училища на Воткинский железоделательный и механический заводы [2. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2586. Л. 3].

Химические заводы товарищества «Ушков П.К. и КО» отличались высоким уровнем технической оснащённости, технологии, качеством и ценностью продукции (сульфаты, каустическая сода, купорос, сернокислый глинозём, соляная и хромовая кислота, белильная известь и др.). На экскурсиях ученики осматривали заводские производства, перерабатывавшие минералы в соли, необходимые для центральных фабрик, занятых белением и окраской тканей [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 10516. Л. 223, 301]. Благодаря таким экскурсиям они дополняли и закрепляли свои теоретические знания, имели возможность применения их на практике и знакомились со спецификой фабрично-заводской жизни.

В кожевенно-сапожной, деревообрабатывающей, стекольной, винно-водочной, пиво- и медоваренной промышленности также имелись объекты, представлявшие интерес для ученических экскурсий. Так, ученики Сарапульского городского 4-классного училища совершали регулярные экскурсии на винокуренный завод С.И. Бодалева с целью знакомства со светолечебным аппаратом Финзена: им объяснялось его устройство, значение в медицине, и в заключение производился опыт [2. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2536. Л. 66]. «Ученики были очень заинтересованы таким изобретением, представлявшим для них новое незнакомое явление из области естественных наук» [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 4576. Л. 71]. Экскурсии на винокуренный завод Александровых совершались с целью ознакомления учеников с процессом и продуктами брожения, «с проведением в жизнь фактов, добытых наукою» [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 12316. Л. 73]. Учебные заведения Глазовского уезда с конца XIX в. регулярно организовывали экскурсии на писчебумажную фабрику Рязанцевых с «научной целью» - показать производство писчей бумаги. Фабрика находилась в 100 верстах от г. Глазова, в связи с чем Управление Пермской железной дороги отпускало исключительно для экскурсии два вагона по удешевлённому тарифу [2. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2470. Л. 11]. Экскурсии на предприятия стекольной промышленности (4 завода), производившие листовое полубелое стекло, оконное стекло, бутылки из белого и цветного стекла, аптекарскую посуду и изделия для химических заводов, преследовали цель познакомить учащихся с технико-технологическими аспектами процессов производства, работой отдельных цехов и участков.

Появление местных общеобразовательных экскурсий было обусловлено тем, что городские учащиеся совершенно не знали деревню, тогда как сельским столь же мало было известно о городе. Горожане в рамках таких экскурсий знакомились со спецификой крестьянского труда и быта. Однако более серьёзное внимание уделялось экскурсиям селян в город, «так как они, вследствие полного незнакомства с городской жизнью, не могут иметь правильных представлений о предметах и явлениях, находящихся вне условий деревенской жизни» [4. Ф. 5. Оп. 1. Д. 45. Л. 67]. Для них устраивали экскурсии в уездные города Глазов, Елабуга, Малмыж и Сарапул, где предоставляли возможность побывать в типографиях, на телефонных, телеграфных, электрических, водопроводных станциях и др. [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 23890. Л. 26860]. На городских электрических станциях учащихся знакомили со спецификой технического применения электрической энергии для освещения города и преобразования этой энергии в механическую для промышленно-технических целей; на водопроводных станциях - с применением действия водяных насосов и механизмом потребления воды в городе [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 23891. Л. 306]. В учительских отчётах подчеркивалось, что «экскурсии такого рода для крестьянских детей, не видевших ничего кроме своего села и грязной деревни, - более чем полезны» [3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 3679. Л. 237].

Местные экскурсии, проводившиеся в пределах близлежащих окрестностей учебных заведений или в пределах уезда, но не пересекавшие границ Вятской губернии, являлись преобладающими до 1907 г. Однако уже во второй половине XIX в. начинают практиковаться дальние экскурсии. Таковые организовывались для воспитанников духовных училищ Глазовского, Елабужского и Сарапульского уездов, и в содержательном смысле носили религиозно-культурно-познавательный характер, который проявлялся в том, что учащиеся посещали святые места, где принимали участие в богослужениях, омовениях в святых источниках, знакомились с историей посещаемых обителей. Так, для воспитан-

ников Сарапульского духовного училища регулярно устраивались паломничества в с. Николо-Берёзовка Уфимской губернии, где находилась чтимая чудотворная икона св. Николая Чудотворца [1. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1399. Л. 12]. Популярностью пользовались и экскурсии к святым местам Казани, Москвы и Санкт-Петербурга [4. Ф. 8. Оп. 1. Д. 37. Л. 9].

С 1908 г. дальние экскурсии получают более широкое распространение, приобретая также и светский общеобразовательный характер. Основными направлениями таких экскурсий становятся Казань, Москва и Санкт-Петербург, а пионерами в деле их организации - Воткинская, Глазовская, Елабужская и Ижевская женские гимназии. Целью дальних общеобразовательных экскурсий было знакомство с историческими памятниками, музеями и иными достопримечательностями посещавшихся столичных центров, а также городов, которые приходилось проезжать по пути [2. Ф. 205. Оп. 1. Д. 41. Л. 46; 3. Ф. 92. Оп. 2. Д. 9797. Л. 60; Д. 16888. Л. 28; Оп. 3. Д. 433. Л. 9]. Наиболее показательным представляется опыт организации и проведения дальних общеобразовательных экскурсий для воспитанниц Ела-бужской женской гимназии, которые в течение ряда лет последовательно побывали в Казани (1909), в Москве (1910), в Санкт-Петербурге (1911), в Крыму (1912) и на Кавказе (1914) [5. С. 1047]. В каждой из экскурсий принимали участие порядка 20-30 воспитанниц, которых сопровождали в среднем по 10 представителей педагогического и воспитательного персонала гимназии [6. С. 823].

Вступление России в Первую мировую войну отразилось на географии школьных экскурсий: количество дальних экскурсий резко сократилось, но местные экскурсии в пределах Вятской губернии продолжали развиваться [1. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2. Л. 21].

В мае 1916 г. Министерство народного просвещения разослало во все подведомственные учреждения и организации, в том числе в администрацию Казанского учебного округа, циркуляр за № 3097, в котором указало, что в учебных заведениях «должны быть введены. обязательные. занятия. с ведением экскурсий - 1 час недельный в течение года или 2 часа в полугодие (в год около 30 часов) [4. Ф. 81. Оп. 1. Д. 92. Л. 7]. Таким образом, был подтверждён статус экскурсий как полноправного метода обучения наряду с другими.

Подводя итог, заметим, что экскурсионная практика в учебных заведениях дореволюционной Удмуртии во второй половине XIX - начале ХХ в. первоначально носила характер явления, всецело зависевшего от энтузиазма отдельных преподавателей. На протяжении второй половины XIX в. она постепенно вводится в учебный процесс ряда образовательных учреждений на систематической основе и используется в преподавании естественно-научного цикла предметов. Наиболее распространёнными видами экскурсий на территории Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульско-го уездов Вятской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. были местные экскурсии природоведческого, производственного и общеобразовательного характера. При этом если естественноисторические экскурсии проводились в пределах ближайших окрестностей учебных заведений, то экскурсии на фабрики и заводы - в пределах уезда и губернии. В начале XX в. практика применения экскурсий как активного метода обучения была поддержана большинством образовательных учреждений дореволюционной Удмуртии. После 1916 г. экскурсионная практика окончательно приобретает статус обязательной составной части образовательных программ учебных заведений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архивный отдел администрации г. Сарапула.

2. Г осударственный архив Кировской области (Г АКО).

3. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ).

4. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦДНИ УР).

5. Вятские Епархиальные Ведомости. 1910. № 34.

6. Вятские Епархиальные Ведомости. 1912. № 49.

7. Журналы Сарапульского уездного земского собрания XII очередной сессии 1878 г. и доклады управы. Сарапул, 1879.

8. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1912 г. Вятка, 1911.

9. Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Вятка, 1881. Т. 2.

10. Лигенко Н. П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX - начало XX в. Ижевск, 2001.

Поступила в редакцию 25.06.12

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

L. V. Batalova

Excursion activity in the education of the pre-revolutionary Udmurtia (the second half of XIXth - beginning of the XXth cent.)

On the basis of archive materials the process of establishment and development of the excursion activity in the education of pre-revolutionary Udmurtia is studied. Special attention is paid to the different types of school excursions.

Keywords: pre-revolutionary Udmurtia, school excursions, education.

Баталова Лариса Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: batalova25@mail.ru

Batalova L. V.,

candidate of history, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 E-mail: batalova25@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.