Научная статья на тему 'Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX начале XX в'

Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
982
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ / ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ В ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ / PATRIOTISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / GUIDED WORK IN RUSSIA / THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE STUDENT TOURS / EXCURSIONS TO EXPERIENCE THE SPIRITUAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE PROMOTION OF THE EXCURSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Надежда Владимировна

Статья посвящена изучению роли экскурсионной работы в формировании у молодежи чувства патриотизма как одной из важнейших характеристик личности. Рассматриваются этапы становления и развития экскурсионного движения в России во второй половине ХIХ начале ХХ в., определяются его основные цели и задачи. Методологическую базу анализа составили принцип историзма в сочетании с системным подходом, который позволил рассмотреть экскурсионную работу с момента ее возникновения и проследить весь процесс развития в исторической ретроспективе, изучить оценочную составляющую на том или ином этапе развития этой работы. Автор анализирует образовательный потенциал ученических экскурсий в России во второй половине XIX начале XX в., описывает опыт педагогов данного периода, выступивших пионерами становления экскурсионной работы: бывшего директора КиевоПечерской гимназии В. И. Петра, директора Сумского реального училища Харьковской губернии А. С. Грицая, преподавателя 1-й гимназии Н. А. Горталова, директора Александровской учительской школы в Тифлисе (преобразованной позднее в учительский институт) Н. П. Захарова. Особое внимание в статье уделено организации ученических экскурсий в духовноучебных заведениях, главной целью которых виделось развитие и укрепление в воспитанниках любви к Родине, славному прошлому великого русского народа. Рассказывается о правительственных распоряжениях, циркулярах, повлиявших на развитие и упрочение ученических экскурсий в средней школе; описывается роль печатных изданий («Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», «Школьные экскурсии и школьный музей») в популяризации экскурсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the role of the excursion in the formation of a sense of patriotism among the youth, as one of the most important characteristics of the individual. The question of becoming a tour movement in Russia in the second half of XIX early XX centuries, is determined by its main goals and objectives. Methodological framework made the principle of historicism in combination with the systematic approach that allowed the work to consider the excursion since its inception and track the entire process of its development in historical perspective, examine evaluation component at a particular stage of its development. The article discusses the educational potential of student trips to Russia in the second half of XIX early XX centuries. The experience of teachers of this period, the speakers of the pioneers of the revival of the excursion : the former director of the KievPechersk VI Grammar School Peter, director of Sumy real school in Kharkov province A. S. Grits, a teacher 1st Gymnasium N. A. Gortalova, director of the Alexander training school for teachers in Tiflis ( later transformed into a teachers' institute ) N. P. Zakharov. A special place in the article is the question to study the organization of student excursions to the spiritual and educational institutions, the main purpose of which was seen in the development and strengthening of the alumni of love for the motherland, the glorious past of the great Russian people. Much attention is paid to the executive order, circulars, influenced the development and consolidation of student excursions in high school. Describes the role of print media («Vacation Gazette», «Russian Tripper», «School trips and school museum»), which helped popularize the excursions.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX начале XX в»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 1 (32). С. 45-55

Тарасова Надежда Владимировна, Юго-Западный государственный университет (Курск)

nadia-79@bk.ru

Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине XIX —

НАЧАЛЕ XX В.1

Статья посвящена изучению роли экскурсионной работы в формировании у молодежи чувства патриотизма как одной из важнейших характеристик личности. Рассматриваются этапы становления и развития экскурсионного движения в России во второй половине XIX — начале ХХ в., определяются его основные цели и задачи. Методологическую базу анализа составили принцип историзма в сочетании с системным подходом, который позволил рассмотреть экскурсионную работу с момента ее возникновения и проследить весь процесс развития в исторической ретроспективе, изучить оценочную составляющую на том или ином этапе развития этой работы.

Автор анализирует образовательный потенциал ученических экскурсий в России во второй половине XIX — начале XX в., описывает опыт педагогов данного периода, выступивших пионерами становления экскурсионной работы: бывшего директора Киево-Печерской гимназии В. И. Петра, директора Сумского реального училища Харьковской губернии А. С. Грицая, преподавателя 1-й гимназии Н. А. Горталова, директора Александровской учительской школы в Тифлисе (преобразованной позднее в учительский институт) Н. П. Захарова.

Особое внимание в статье уделено организации ученических экскурсий в духовно-учебных заведениях, главной целью которых виделось развитие и укрепление в воспитанниках любви к Родине, славному прошлому великого русского народа. Рассказывается о правительственных распоряжениях, циркулярах, повлиявших на развитие и упрочение ученических экскурсий в средней школе; описывается роль печатных изданий («Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», «Школьные экскурсии и школьный музей») в популяризации экскурсий.

Важнейшим условием формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодого поколения является изучение, понимание и сохранение в памяти прошлого своей Родины. С. И. Беленцов отмечает, что «природные качества русской души: ее безграничный патриотизм, вера в Бога, ответственность за судьбу

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Добровольчество как средство патриотического воспитания школьников в России второй половины XIX — начала XX в.» №12-36-01352, тип а2.

Н. В. Тарасова

Родины, гуманность, доброта всегда отличали русского человека и являлись неотъемлемыми для характеристики гражданственности. В самые ответственные для Родины, государства моменты юношество не по указке, не по приказу демонстрировало свои лучшие качества»2.

Особая роль в патриотическом воспитании молодежи должна принадлежать экскурсионной работе. Первые заметки, статьи, посвященные организации и проведению ученических экскурсий, можно встретить в журналах «Русский турист» и «Русская школа», в «Записках Крымского горного клуба». М. Караулов на страницах журнала «Русская школа» писал: «при рекомендуемой нами системе организации и проведения экскурсий будущие поколения с детских лет будут изучать родной край самым разносторонним образом, а потому и будут его любить, так как "чему послужишь, то и полюбишь", говорит пословица. Интеллигенция, найдя живое дело дома, не будет наводнять собою столицы, и молодые люди, пройдя высшее учебное заведение, будут стремиться домой, в родную, знакомую и милую сторону, где у них уже есть свое дело. Они будут любить свои далекие уголки, заботиться о подъеме истинной культуры на далеких окраинах широкой Руси, они будут горячими патриотами, потому что будут знать свою родину и привыкнут служить ей с малых лет по мере своих сил и способностей»3.

В данный период времени пионерами возрождения экскурсионного дела выступили бывший директор Киево-Печерской гимназии В. И. Петр, директор Сумского реального училища Харьковской губернии А. С. Грицая, преподаватель 1-й гимназии Н. А. Горталова, директор Александровской учительской школы в Тифлисе (преобразованной позднее в учительский институт) Н. П. Захаров.

В. И. Петр отмечает, что экскурсии устраивались им с первого года открытия Киево-Печерской гимназии (1885/1886 учебный год). «Сначала эти экскурсии были однодневными и состояли в прогулках по Днепру, совместно с родителями учащихся»4. С 1891/1892 учебного года, когда гимназия достигла восьмиклассного состава, кроме небольших экскурсий, устраивались продолжительные летние путешествия с учениками по разным живописным местам и достопримечательностям городов России и Западной Европы. Так, с 1892 по 1906 г. под руководством В. И. Петра были организованы три экскурсии с целью осмотра красот Крыма и Кавказа; две в Финляндию, Санкт-Петербург, на Нижегородскую всероссийскую выставку, на Волгу. В 1900 г. было совершенно грандиозное путешествие с 97 учениками на Парижскую всемирную выставку, в Берлин, Дрезден и Прагу, Кельн, Будапешт и другие города. С 1901 по 1906 гг. экскурсанты посетили Швецию, Данию, Германию, Чехию, Австрию, Баварию и Италию.

Свои эмоции и чувства, полученные в ходе экскурсий, описание достопримечательностей посещаемых стран ученики отражали в составленных ими брошюрах, своеобразных дневниках. «На следующий день, как всегда, под предводительством В. И. Петра, утром часов в 10 мы отправились осмотреть нефте-

2 Беленцов С. И. Радикализм учащейся молодежи: взгляд в историю // Педагогика. 2005. № 7. С. 78.

3 Живая школа // Русская школа. 1901. № 10. С. 11.

4 Петр В. О. О летних экскурсиях учеников Киево-Печерской гимназии. Киев, 1901. С. 12.

очистительный завод Нобеля. Что за гигантские постройки и всякого рода удивительные технические приспособления! Любезный господин, управляющий завода, подробно объяснил нам, как очищают и перегоняют нефть через разного рода трубы, как добывают разные масла, которые со временем обещают сделаться одним из главных источников богатства нефтяных заводов. После обеда в тот же день мы посетили знаменитые Сураханы, Сабунчи и Балаханы»5.

В Александровской учительской школе в Тифлисе, созданной в 1866 г., экскурсионную работу успешно реализовывал Николай Петрович Захаров. Обычно это были пешие экскурсии, где учащиеся под руководством педагога собирали геологические и ботанические коллекции, наблюдали за различными природными явлениями, которые затем описывали в своих дневниках. «Природа Кавказа, его история, культура — все служило прекрасным материалом для изучения. Самый город Тифлис, с его развалинами крепости и древних храмов, ботанический сад, прекрасный Кавказский музей, громадный арсенал, фабрики, заводы, телеграф посещались ежегодно по несколько раз. Наконец, древние монастыри, Караязская степь со знаменитым оросительным каналом (в 40 верстах от Тифлиса), пещерный город Чимес-цихе (близ г. Гори, в 80-ти верстах от Тифлиса) были предметом обозрения учеников школы»6.

Н. П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла. Под руководством преподавателя Н. К. Горталова были совершены экскурсии в Грецию, Палестину, Черногорию, Италию, Германию и Австрию.

Директором Сумского реального училища А. С. Грицаем был составлен устав «Общества организации путешествий учеников Сумского реального училища для ознакомления с отечеством», утвержденный Министром народного просвещения 16 июня 1897 г. Цель общества — «дать возможность ученикам Сумского реального училища ознакомиться при помощи путешествий со своей родиной, способствуя, таким образом, развитию в них научного интереса к окружающим явлениям, а также морального и эстетического чувства при созерцании красот природы»7. Первые экскурсии состоялись на Кавказ и в Финляндию.

В различных городах России были активисты, занимающиеся экскурсионной работой. Так, в Киеве в 5-й гимназии были организованы летние продолжительные экскурсии, проходившие по месяцу и более. В Житомирской гимназии вначале были организованы однодневные окрестные экскурсии, а затем ученики данного учебного заведения совершили поездки по Волыни, в Нижний Новгород, на Кавказ, в Батуми, Севастополь и Одессу. В 1897 г. 17 учащихся побывали за границей: в Вене, Мюнхене, Цюрихе, Милане, Венеции, Генуе, Флоренции. В 1903 г. во Владивостоке при поддержке Российского общества туристов для учащихся городских и народных школ была организована 20-дневная экскурсия в японский город Осака.

5 Кунцкевич Л. Экскурсия на Кавказ и в Крым окончивших курс Киево-Печерской гимназии в 1898 году. Киев, 1900. С. 2.

6 К вопросу об общеобразовательных экскурсиях в средней школе // Записки Крымского горного клуба. 1901. № 3. С. 23.

7 Общеобразовательные экскурсии в средней школе // Русская школа. 1900. № 5. С. 11.

2 августа 1900 г. был издан циркуляр Министерства народного просвещения на имя попечителя учебного округа № 20185, который отменял циркуляр № 1873 г., касающейся летней работы учащихся, и вместо них рекомендовал устройство образовательных прогулок и путешествий. «Особое внимание Ваше, Милостивый Государь ... прошу обратить на прогулки и путешествия с образовательной целью, в надежде, что с течением времени, когда опыт даст необходимые практические указания, этим материалом можно будет воспользоваться для выяснения вопроса о том, не следует ли такие прогулки и путешествия ввести в более широких размерах как средство, способное сделать преподавание в средней школе более живым и наглядным»8.

Другим правительственным распоряжением, повлиявшим на развитие и упрочение ученических экскурсий в средней школе, стал циркуляр Министерства народного просвещения, изданный 15 августа 1902 г. В нем признавалось желательным введение в практику средних учебных заведений местных экскурсий. И для этого педагогическим советам, в виде опыта, было разрешено в течение учебного года до семи дней посвящать экскурсиям, осмотрам музеев и тому подобным развлечениям, с учетом времени года и местных условий.

9 марта 1902 г. Министерство путей сообщения издает специальный экскурсионный тариф № 6900 на проезд по железным дорогам учащихся, отправляющихся на образовательные экскурсии. По этому тарифу учащимся предоставлялось право на проезд в третьем классе за плату, которая установлена по общему пассажирскому тарифу на детские билеты, причем в экскурсиях на расстояниях, не превышающих 50 верст, предоставлялось право бесплатного проезда. Учащиеся размещались как в отдельных вагонах, так и, при их небольшом числе, в отдельном купе. Условия проезда учащихся на экскурсии практически не изменялись вплоть до 1917 г.

После 1910 г. с целью развития экскурсионной работы уездными и губернскими земствами стали выделяться на эти цели определенные средства, в сметах появилась графа «ученические экскурсии». Так, земствами Московской губернии в 1914 г. для организации ученических экскурсий, в большей степени для детей из сельских школ, было выделено 9—10 тысяч рублей.

Московское губернское земство также организовывало для учеников завтраки и ужины (14 копеек в день на человека), оплачивало осмотр достопримечательностей, входивших в экскурсионную программу, проезд на пароходе по Москве-реке (5 копеек на человека в день) и 50% стоимости проезда по железным дорогам учеников из наименее обеспеченных или отдаленных уездов: Волоколамского, Верейского, Можайского и Рузского.

В 1914 г. земствами Московской губернии была оказана помощь при организации экскурсий 393 школам. Около 14 тысяч экскурсантов посетили Москву, побывали в Кремле, Оружейной палате, Этнографическом музее, художественной галерее и др. Однако «естественно, что средств, отпускаемых земствами на проведение экскурсий сельских школьников в Москву, было недостаточно: они

8 Каникулярные занятия и развлечения учеников средне-учебных заведений // Русская школа. 1901. № 1. С. 8.

составляли одну треть всей суммы расходов, остальные две трети приходились на родителей учащихся, попечителей школ и прочих лиц»9.

Особо стоит отметить роль уездных земств в организации экскурсионной работы со школьниками. Своей активной позицией выделялись земства Ростовской, Ярославской губернии, Московское уездное земство, которое «в 1913 г. способствовало проведению экскурсий из 152 школ Московского уезда (75% всех школ); в них приняло участие 40% учеников — 6708 человек10.

К 1914 г. Ростовское уездное земство организовывало экскурсии почти в 50% школ уезда. Саратовским уездным земством в 1914 и 1915 гг. было выделено для организации экскурсионной работы по 1000 рублей. В 1914 г. Пермское уездное земство выделило 500 рублей, а Нижегородское — 2000 рублей на «летние занятия по родиноведению».

Популяризации экскурсионной работы способствовали печатные издания. Так, в 1910 г. была издана книга «Школьные экскурсии» под редакцией Б. Е. Райкова, в которой преподаватели Петербургского лесного коммерческого училища делились своим опытом по организации местных и дальних экскурсий. «Книга эта составила эпоху в истории разработки теоретических вопросов экскурсионного дела, пропагандируя в широких учительских кругах идею необходимости экскурсионного метода в школьной работе», — так отзывался о данной книге ведущий специалист экскурсионного дела в России Н. А. Гейнике11.

В дальнейшем в России начинают издаваться три специальных журнала: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. В них публиковались статьи, посвященные развитию экскурсионного дела: рассматривались теоретические аспекты экскурсионной работы, рассказывалось о совершенных экскурсиях, давались советы по организации ученических экскурсий, рекомендовались литературные источники и т. п.

В дальнейшем наибольшую популярность получил журнал «Русский экскурсант», издававшийся членами Ярославской экскурсионной комиссии, основанной Ярославским педагогическим обществом. Для работы в данном издании привлекались специалисты многих городов России. Цели и задачи журнала состояли в том, чтобы «раскрыть глаза подрастающих поколений на дивную картину нашей родины, дать им почувствовать все обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно любопытным сторонам ее многопланового быта... Быть истолкователем этой красоты, чутким проводником по живому музею русского искусства, древнего и нового, будить в молодых сердцах лучшие чувства, которые может дать человеку созерцание прекрасного... Облегчить деятельность

9 Содействие Московского земства экскурсиям сельских школьников // Русский экскурсант. 1915. № 1. С. 34.

10 Экскурсионное дело и экскурсионная литература в 1914 г. // Русская школа. 1915. № 4. С. 39.

11 Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий // Культурно-исторические экскурсии. М., 1923. С. 8.

экскурсионных организаций, служа как бы посредником между ними, который, обогащаясь опытом одних, мог бы передавать его другим...»12.

В журнале подробно освещалась работа съездов и совещаний, на которых рассматривались вопросы экскурсионного дела. Интересны материалы I Всероссийского съезда по улучшению отечественных лечебных местностей, который был проведен в Петрограде 7—11 января 1915 г. В его резолюциях отмечалось, что экскурсии — это дело государственной важности, которое способствует развитию коммерческого и промышленного предпринимательства, «а таковое же ознакомление иностранных туристов с Россией привлечет в нее иностранные производительные капиталы»13. Таким образом, на I Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей, экскурсионная работа уже рассматривалась как значимый фактор экономического развития России.

В дальнейшем на страницах журнала был предпринят целый ряд попыток классификации ученических экскурсий. Все экскурсии были разделены на восемь основных типов: 1) историко-археологические, 2) историко-литературные, 3) естественноисторические, 4) на фабрики и заводы, 5) художественно-географические и этнографические, 6) экскурсии трудовой помощи, 7) общеобразовательные и бытовые, 8) экскурсии отдыха и развлечений14.

Ученические экскурсии завоевывали все более прочное положение в рамках реализации учебного процесса. В начале XX в. стала обычным явлением организация ученических экскурсий в рождественские и пасхальные каникулы. Очень часто в эти дни учащиеся под руководством своего наставника отправлялись в Санкт-Петербург, Москву, Киев, где посещали музеи, картинные галереи, знакомились с достопримечательностями города. Летом чаще всего устраивались более продолжительные экскурсии: на Кавказ, в Крым, по Белому морю с посещением Соловецкого монастыря, в Финляндию, на Урал, Волгу и др. Бывали поездки и за границу, например в Западную Европу.

В духовно-учебных заведениях ученические экскурсии также получили широкое распространение. Главной целью подобного рода экскурсионной работы виделось развитие и укрепление в воспитанниках любви к Родине, славному прошлому великого русского народа. Святейший Синод по направлению от 2—29 июля 1908 г. № 4718 признал «полезным устройство в духовно-учебных заведениях чтений и бесед по поводу великих исторических годовщин и организацию паломничества и экскурсий учащихся для обозрения родных святынь и памятников старины»15.

Летом 1908 г. воспитанники Красноярской семинарии совершили паломничество в Святую Землю, осмотрев по пути Нижний Новгород, Москву, Киев, Одессу. Своими впечатлениями от путешествия ученики поделились на страницах местных епархиальных ведомостей, а одному из участников экскурсии было

12 Цель и задачи «Русского экскурсанта» // Русский экскурсант. 1914. № 1. С. 3—4.

13 Экскурсии — дело государственной необходимости // Русский экскурсант. 1915. № 2.

С. 9.

14 Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях // Русский экскурсант. 1916. № 3.

С. 4.

15 Ученические экскурсии. СПб., 1912. С. 10.

предложено выступить в зале народных чтений при местном братстве Рождества Пресвятой Богородицы.

Воспитанники семинарий: Екатеринославской, Курской, Новгородской, Орловской, Санкт-Петербургской, Подольской, Рижской, Таврической, Тульской, Черниговской и Ярославской совершали в разное время экскурсии для ознакомления с различными городами и местностями. Например, Тульская семинария для своих воспитанников в 1908/1909 учебном году организовала три экскурсии. Во время Пасхальных каникул воспитанники этой семинарии под руководством инспектора и учителя рисования посетили Москву, ознакомившись там с церковными и историческими святынями, Кремлем, художественными сокровищами, хранящимися в Третьяковской галерее, Румянцевском и других музеях. В июне, когда закончились экзамены, была запланирована экскурсия в Санкт-Петербург, с остановкой в Москве с целью посещения Троице-Сергиевой лавры. В Санкт-Петербурге экскурсанты, кроме осмотра церковно-исторических и других памятников, посетили церковно-школьную выставку (в здании Училищного Совета при Св. Синоде). Закончилась экскурсия поездкой в Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф и в Финляндию, на водопад Иматру. В июле состоялась еще одна экскурсия для воспитанников Тульской гимназии: для учащихся было организовано путешествие по Волге, с остановками в Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, а затем на Кавказ и в Крым. На Кавказе воспитанники посетили Новый Афон. При ознакомлении с горными видами Кавказа большая поддержка была оказана Кавказским горным обществом.

Для воспитанников Курской семинарии была организована экскурсия в Крым с остановкой в Киеве, на Кавказ с посещением Нового Афона; для учащихся Санкт-Петербургской семинарии — в Соловецкий монастырь, Троице-Сергиеву лавру, Москву, Саров, Чернигов, Киев, Святые Горы (Харьковская губерния) и др. ; для воспитанников Самарской семинарии — на Кавказ и в Крым, в Соловецкий монастырь; для Черниговской семинарии — в Крым через Киев и Полтаву, с остановками в Бахчисарае, в Успенском, Георгиевском монастырях, Херсонесе-Таврическом.

Интересные в смысле ознакомления с историей местного края экскурсии были проведены в Екатеринославской, Казанской, Киевской, Литовской, Могилевской, Рижской, Тульской и Холмской семинариях. Так, воспитанники Рижской семинарии посетили так называемую Ливонскую Швейцарию, где изучали исторические руины бывшей крепости ордена меченосцев «Зеге-вольд», крепости-башни ливонского вождя первой половины XIII в. Каупо-Трейдена и крепости «Кремон», основанной в 1255 г. немецким архиепископом Альбертом.

В сентябре 1910 г. последовало новое распоряжение Святейшего Синода, касающееся экскурсионной работы и паломничества в духовно-учебных заведениях. Поводом к нему послужило письмо, направленное летом 1910 г. председателем Совета Министров П. А. Столыпиным на имя Синодального обер-прокурора. В письме православное духовное ведомство, на попечении которого находились тысячи учебных заведений, «приглашалось знакомить своих питомцев, не замыкая их в тесные рамки школьных стен, с выдающимися, по край-

ней мере, центрами государственной, а главное церковной жизни»16. При этом со стороны государственной власти духовному ведомству была обещана такая же поддержка, какая оказывалась при организации экскурсий официальным и частным организациям. В ответ на данное письмо Святейшим Синодом был издан циркуляр № 29 от 21 сентября 1910 г., где главным начальникам духовно-учебных заведений поручалось оказывать «всемерное содействие» устраиваемым с их разрешения экскурсиям и паломничествам учащихся этих учебных заведений. Этот циркулярный указ вызвал в период с 1910 по 1912 гг. целый ряд путешествий воспитанников духовных семинарий и воспитанниц епархиальных женских училищ в различные города и святые обители нашей Родины.

В церковно-приходских школах также были популярны экскурсии-паломничества. В соответствии с главной задачей церковной школы — воспитать учащихся в строго религиозных понятиях, развивать в них добрые христианские навыки и искреннюю преданность и любовь к православной Церкви, уважение к ее святыням и памятникам, поездки эти имели скорее характер паломничества по святым местам, отличались по своему внешнему и внутреннему характеру от обычных образовательных экскурсий. Если паломничество учащихся совершалось к ближайшим местным святыням, то они добирались туда пешком, подражая простому русскому народу, видя в этом некий подвиг и особое уважение к святыне. Само путешествие сопровождалось пением церковных молитв, либо беседами с руководителями экскурсии на религиозные темы.

Появление в церковно-школьной литературе художественного описания школьного паломничества в статье известного русского педагога С. А. Рачин-ского «Школьный поход по Нилову пустынь» оказало большое влияние на организацию таких паломничеств в церковных школах.

На страницах журнала «Народное образование», издаваемого Училищным Советом при Святейшем Синоде, имелось множество описаний экскурсий, причем авторами статей становились не только педагоги, но и сами ученики. Примерами могут послужить напечатанные в журнале «Народное образование» статьи Т. Мечева «На богомолье» (описание путешествия детей — мальчиков и девочек из с. Каверина Тульской губернии в обитель преподобного Тихона Калужского), «Школьное путешествие на богомолье» (рассказ о паломничестве школы из с. Рузовки Пензенской губернии в Пайгармский женский монастырь).

В дальнейшем школьные паломничества стали организовываться более масштабно — например, паломничество школьников в Ростов Великий, в Ярославль и на Толгу, устроенное в августе 1903 г. попечителем Кокинской одноклассной церковно-приходской школы, врачом К. Ивановским, или паломничество на острова Коневец и Валаам, организованное по благословению преосвященного митрополита С.-Петербургского Антония в июне 1901 г. наблюдателем церковно-приходских школ С.-Петербурга протоиреем А. Маляревским. В последнем участвовало 107 детей, 21 взрослый ученик из воскресных школ, 5 учителей, 31 учительница и несколько лиц из духовенства.

Таким образом, ученические экскурсии из года в год приобретали все большее развитие, и многие педагоги изучаемого периода видели в них в будущем один из необходимых и существенных методов школьного обучения.

Значение разумно организованных экскурсий, прежде всего общеобразовательное, очень велико. Существует изречение «природа — лучшая книга, нужно только уметь ее читать». Экскурсии имеют то великое значение, что «научают наблюдать и понимать природу, сознательно воспринимать впечатления тех или других ее явлений»17.

Старая истина гласит, что знания, почерпнутые учениками из книг, учебников или даже со слов учителя, не так легко и рельефно запечатлеваются в умах учащихся, как те впечатления, которые они получают непосредственно, путем личного знакомства и наблюдения за природой.

Педагоги-новаторы этого времени подчеркивали мысль о том, что за время обучения в школе учащиеся должны иметь возможность исходить и изъездить, как говорится, вдоль и поперек свою маленькую родину, так, чтобы для них не были пустым звуком названия рек, озер и гор, изумительным сочетанием которых была и остается так богата наша страна, как будто специально созданная для наглядных изучений дивных красот природы. Во время таких экскурсий дети начинают горячо любить свою Родину, которой потом посвящают всю свою жизнь, которую будут любить и оберегать.

Важно также отметить и религиозно-воспитательное значение ученических экскурсий. В этом отношении представляет собой интерес паломничество по святым местам, где хранятся исторические святые русского народа, где живет память о благочестивых подвигах и культурной деятельности святых подвижников и угодников Божьих, где сокрыты различные богатства церковного искусства. Такие паломничества несомненно способствуют развитию в учащихся, с одной стороны, религиозности, а с другой — осознания громадной исторической роли православной Церкви, а также чувства благоговейного почитания и преклонения перед мощью Родины и обаянием родной веры, составляющей основу истинного христианства. Входя в церковную обитель, слушая церковное песнопение, участвуя в церковном богослужении, молодежь чувствует духовное единение с окружающей народной средой, проникаясь тем же религиозным одушевлением, которое заставляет окрестных жителей идти для поклонения издавна чтимым русским святыням.

Созерцание таких величественных природных явлений, как, например, безбрежное море, скрывающееся для глаз за горизонтом, исполинские горы, поднимающие свои белоснежные вершины высоко за облака, пенящиеся водопады, ниспадающие каскадом разноцветных брызг, горные озера и многое, многое другое, оставляет в душе учащихся след на всю жизнь. Чем больше будет таких чистых, духовных удовольствий, тем меньше останется мрачного, безотрадного пессимизма.

В заключение хотелось бы привести слова одного из педагогов-новаторов экскурсионного дела, которые и в наше современное время актуальны: «вот где, среди этих памятников, живых свидетелей прошлого, а не в душных классах и

мертвых книгах, можно скорее воспитать истинное патриотическое чувство у молодежи, в котором будущая надежда, сила и гордость России.»18.

Ключевые слова: патриотизм, гражданское самосознание, экскурсионная работа в России, образовательный потенциал ученических экскурсий, опыт организации экскурсий в духовно-учебных заведениях, популяризации экскурсионной работы.

The role of the excursion work

IN THE FORMATION OF LOVE AND RESPECT FOR THE PAST, THE HISTORICAL HERITAGE OF RUSSIA

N. V. Tarasova

The article is devoted to the study of the role of the excursion in the formation of a sense of patriotism among the youth, as one of the most important characteristics of the individual.

The question of becoming a tour movement in Russia in the second half of XIX — early XX centuries, is determined by its main goals and objectives .

Methodological framework made the principle of historicism in combination with the systematic approach that allowed the work to consider the excursion since its inception and track the entire process of its development in historical perspective, examine evaluation component at a particular stage of its development.

The article discusses the educational potential of student trips to Russia in the second half of XIX — early XX centuries .

The experience of teachers of this period, the speakers of the pioneers of the revival of the excursion : the former director of the Kiev- Pechersk VI Grammar School Peter, director of Sumy real school in Kharkov province A. S. Grits, a teacher 1st Gymnasium N. A. Gortalova , director of the Alexander training school for teachers in Tiflis ( later transformed into a teachers' institute ) N. P. Zakharov.

A special place in the article is the question to study the organization of student excursions to the spiritual and educational institutions, the main purpose of which was seen in the development and strengthening of the alumni of love for the motherland, the glorious past of the great Russian people.

Much attention is paid to the executive order, circulars, influenced the development and consolidation of student excursions in high school.

Describes the role of print media («Vacation Gazette», «Russian Tripper», «School trips and school museum»), which helped popularize the excursions.

Keywords: patriotism, civic consciousness, guided work in Russia, the educational

potential of the student tours, excursions to experience the spiritual and educational

institutions, the promotion of the excursion.

Список литературы

1. Беленцов С. И. Радикализм учащейся молодежи: взгляд в историю // Педагогика. 2005. № 7.

2. Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий // Культурно-исторические экскурсии. М., 1923.

3. Живая школа // Русская школа. 1901. № 11.

4. К вопросу об общеобразовательных экскурсиях в средней школе // Записки Крымского горного клуба. 1901. № 3.

5. Каникулярные занятия и развлечения учеников средне-учебных заведений // Русская школа. 1901. № 1.

6. Кунцкевич Л. Экскурсия на Кавказ и в Крым окончивших курс Киево-Печерской гимназии в 1898 году. Киев, 1900.

7. Общеобразовательные экскурсии в средней школе // Русская школа. 1900. № 5.

8. Петр В. О. О летних экскурсиях учеников Киево-Печерской гимназии. Киев, 1901.

9. Содействие Московского земства экскурсиям сельских школьников // Русский экскурсант. 1915. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ученические экскурсии. СПб., 1912.

11. Цель и задачи «Русского экскурсанта» // Русский экскурсант. 1914. № 1.

12. Экскурсии — дело государственной необходимости // Русский экскурсант. 1915. № 2.

13. Экскурсионное дело и экскурсионная литература в 1914 г. // Русская школа. 1915. № 4.

14. Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях // Русский экскурсант. 1916. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.