Научная статья на тему 'Организация и проведение экскурсий в учебных заведениях дореволюционного Пинска'

Организация и проведение экскурсий в учебных заведениях дореволюционного Пинска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А Л. Ильин

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения школьных экскурсий педагогами Пинска в конце XIX – начале ХХ вв., исследуется значение этой формы работы с учениками в учебно–воспитательном процессе того времени. Опыт проведения экскурсий в учебных заведени-ях дореволюционного Пинска будет полезным и интересным для современных педагогов и мене-джеров туристического бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND ARRANGEMENT OF THE GUIDED TOURS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PREREVOLUTIONARY PINSK

The article deals with the organization of school trips by teachers of Pinsk in the late XIX – early XX centuries. It Explores the significance of this work with the students in the educational process of that time. The Experience in organizing excursions in schools of prerevolutionary Pinsk will be useful and interesting for today's teachers and managers of tourist business.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение экскурсий в учебных заведениях дореволюционного Пинска»

УДК 37.091.2:338.48-32:630*946.3:323.272-021.67"1917"

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПИНСКА

А.Л. ИЛЬИН

Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Школьные экскурсии играют важную роль в туристическом бизнесе, причём не столько в денежном плане (думается, они занимают не очень большой сегмент в этом бизнесе), сколько в том, что такие экскурсии приучают детей к путешествиям и воспитывают у них интерес и любовь к познанию новых городов и стран.

Вопрос об организации школьно-экскурсионного дела в дореволюционной России изучен слабо. В 1910 году инспектор Виленского учебного округа Александр Иванович Шестов (1867-?), после работавший директором Двинской учительской семинарии, обобщил опыт проведения школьных экскурсий в своём округе и описал их в специальной книге [1]. Более основательно изучением этого вопроса занялся преподаватель Петербургского лесного коммерческого училища Борис Евгеньевич Райков (1880-1966), в будущем известный советский методист-биолог и академик, который в 1910 году, под своей редакцией, выдал сборник научных статей [2], а через 10 лет свой педагогический опыт в проведении школьных экскурсий обобщил в монографии [3]. В этих книгах впервые была разработана методика проведения школьных экскурсий, а также предложена система учебных экскурсий для всех классов и по всем дисциплинам. В книге современных российских историков туризма Геннадия Долженко и Юрия Путрика [4] имеется специальный раздел «Туризм и экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи».

Первой работой по изучению организации школьно-экскурсионного дела в дореволюционной Беларуси можно считать небольшую статью С.Н. Богданова [5]. Даже белорусские историки туризма Георгий Шаповал [6] и Надежда Якуш [7] в своих книгах не касаются вопроса о школьных экскурсиях в дореволюционной Беларуси. Этот вопрос касательно Пинска кратко рассматрели в недавно вышедшей монографии [8].

Цель работы состоит в изучении вопроса об организации и проведении школьных экскурсий в дореволюционном Пинске, чтобы этот дореволюционный опыт могли использовать в своей работе современные педагоги и менеджеры туристического бизнеса.

Основная часть. В начале ХХ века в Российской империи, в частности в Пинске, значительно увеличилось число школьных экскурсий, в которых учителя и ученые-педагоги видели важное средство воспитания и обучения школьников. Первые школьные экскурсии проводились в Пинске ещё в середине Х1Х века, а может и раньше, но носили они случайный и несистемный характер. Проводились эти экскурсии в основном для изучения местной флоры и фауны, и представляли собой прогулки учеников (под руководством их преподавателей) на природе по ближайшим окрестностям Пинска для сбора полевых и лесных растений для гербариев и минералов для геологических коллекций.

«Глыбокае тэарэтычнае абгрунтаванне значэння экскурсш у школьнай практыцы дау К.Дз. Ушынсю, яю разглядау iх як важны сродак i умову нагляднага навучання.

У 60-70-ыя гг. Х1Х ст. адукацыйныя экскурси з'яуляюцца аб'ектам спецыяльнага педагапч-нага даследавання як адзш з галоуных метадау выкладання прыродазнаучых прадметау i ютотны фактар выхавання. На рубяжы Х1Х-ХХ стст. пытанш аргашзацьп i правядзення экскурсш вы-клiкалi асаблiвую увагу педагапчнай грамадкасщ. Шырокае распаусюджванне атрымау тэрмш "экскурсшны метад выкладання". У 1901 г. быу распрацаваны праект новай праграмы па прыро-дазнаустве, у яюм галоунае месца пры вывучэнш новага матэрыялу адводзщца выкарыстанню экскурсш» [5, с. 29].

Такому мощному подъему в начале ХХ века школьно-экскурсионного дела содействовали как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести: значительное улучшение транспортного сообщения в Российской империи, прежде всего, железнодорожного, а также повышение материального уровня жизни населения. К субъективным факторам относятся не только понимание лучшими учителями и учеными-педагогами важности развития школьно-экскурсионного дела как эффективного средства обучения и воспитания, но и то, что

государственные власти решили использовать школьные экскурсии в качестве одного из средств патриотического воспитания учащихся в религиозно-монархическом духе.

«Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Определенную роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 за проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливается удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км предоставлялся бесплатный проезд» [4, с. 74].

«У 1914 - 1915 гг. узрасла доля вучэбных экскурсш, яюя праводзшюя у адпаведнасщ з наву-чальнымi праграмамi i планами Большасць настаушкау стала аргашзоуваць iх за кошт вучэбнага часу на спецыяльна адведзеных уроках» [5, с. 30]. Российские историки туризма Геннадий Дол-женко и Юрий Путрик [4, с. 79] считают, что в школах России уже к 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения. Стоит также отметить, что в 10-е годы ХХ века ещё и губернские с уездными земствами стали выделять денежные средства на организацию школьных экскурсий.

Перед Первой мировой войной стали издаваться три специализированных журнала, посвящён-ных экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант» и «Школьные экскурсии и школьный музей». Так, журнал «Русский экскурсант» сделал первую попытку классификации экскурсий для учащихся:

1. Историко-археологические. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские.

2. Историко-литературные.

3. Естественно-исторические (в частности ботанические).

4. Экскурсии на фабрики и заводы (химико-технологические экскурсии).

5. Художественно-географические и этнографические.

6. Бытовые экскурсии для ознакомления сельских школьников с городским бытом, а городских - с сельским.

7. Экскурсии отдыха и развлечения.

Изучая школьные экскурсии в Пинске можно добавить ещё и такие их виды: физико-географические, историко-духовные (паломнические) и военно-спортивные.

Главным учебным заведением дореволюционного Пинска было реальное училище, созданное в 1872 году и имевшее химико-технологическую специализацию. В последней четверти XIX века в училище работал талантливый учитель-химик Дмитрий Корнеенко, которые также преподавал предмет «Химические технологии». Чтобы на практике знакомить учащихся с этим предметом, Дмитрий Корнеенко организовывал специальные экскурсии на промышленные предприятия города, с последующими письменными отчётами учащихся об увиденном. Так, ученики посетили с ним винокуренный завод помещика Скирмунта, пивоваренный - Иловицкого, стеариновый - Рабиновича, паровую маслобойку и фанерную фабрику Лурье и др.

В конце XIX века в Пинске были построены Главные мастерские Полесских железных дорог, которые стали крупным и самым современным промышленным предприятием города (около 1500 рабочих). Естественно, что ученики последнего класса реального училища, имевшего производственную направленность, постоянно посещали с экскурсиями эти мастерские, чтобы знакомиться с различными производственными процессами. Только в 1900/1901 учебном году ученики выпускного класса совершили три экскурсии в мастерские, занимавшие обширную территорию -площадью около 20 десятин рядом с железнодорожным вокзалом. Руководителем этих экскурсий был учитель физики Александр Наревич, а в роли экскурсовода выступал сам начальник мастерских, инженер-технолог К.М. Попов. Железнодорожные мастерские служили для ремонта подвижного состава и для постройки вагонов и паровозов и состояли из 5 отделений (цехов): литейного, сборного, токарно-слесарного, механического и вагонного, помещавшихся в отдельных зданиях. Многим из учащихся впервые пришлось видеть потоки расплавленного металла, а потому зрелище литья представляло для них особый интерес. Также их очень заинтересовал цех, в котором строили пассажирские и грузовые вагоны. Подробный отчёт об этих трёх экскурсиях был издан в виде отдельной книжечки [9]. 48

Большое значение в учебных заведениях дореволюционной России имело патриотическое воспитание в православно-монархическом духе. В конце XIX века учитель истории Пинского реального училища Пётр Костров каждый год во время летних каникул возил группу учеников на экскурсии по примечательным городам Российской империи, которые продолжались две-три недели. Такие экскурсии воспитывали у учащихся, среди которых было много поляков и евреев, гордость и причастность к отечеству - Российской империи, расширяли их кругозор, а также вносили в однообразную жизнь учеников много свежих впечатлений. Экскурсанты были очень довольны такими путешествиями. Около половины денег на экскурсию выделяло реальное училище, оставшуюся сумму оплачивали сами экскурсанты.

Большинство преподавателей реального училища были увлечены краеведением, были активными членами Северо-Западного отделения императорского Русского географического общества. Любовь к родной земле они старались привить и своим воспитанникам. Неслучайно тогда Пинское реальное училище занимало одно из первых мест в Виленском учебном округе по числу экскурсий учащихся. Только в 1910 году они совершили девять примечательных экскурсий за пределы города:

1. Санкт-Петербург и Финский залив. Четверо пинских реалистов вместе с учениками Первой Виленской и Бобруйской гимназий под руководством преподавателя Первой Виленской гимназии И.К. Наумова совершили увлекательное путешествие. Вначале они три дня осматривали достопримечательности столицы империи. В Санкт-Петербурге экскурсанты побывали на Балтийском судостроительном и механическом заводах. Показали им все цеха этих заводов; инженеры, руководившие этим осмотром, давали попутно объяснения. Здесь экскурсанты осмотрели строящийся броненосец «Император Павел I», заложенные дредноуты и подводную лодку. Потом, переодевшись в матросские костюмы, ребята поднялись на борт парусной шхуны «Утро», где их должен был посетить адмирал, один из создателей российской авиации, великий князь Александр Михайлович (1866-1933). Готовясь к посещению важного гостя, ученики мыли палубу, жилое помещение, красили капитанскую рубку, кубрик, чистили медные части и т.д. 7 июля на шхуну прибыл великий князь Александр Михайлович, который осмотрел её и побеседовал с юными матросами. На следующий день шхуна направилась в порт Биеркэ, где находился водолазный парк Балтийского флота. Ученики познакомились с работой водолазов на глубине 8,5 метров. Далее с остановками в портах Транзунд и Гельсингфорс (Хельсинки) шхуна «Утро» прибыла в Ревель (Таллин), где на рейде находился артиллерийский отряд Балтийского флота. Экскурсанты поднялись на борт крейсера «Россия», где им показали вооружение военного корабля и предоставили возможность желающим стрелять из 8-ми дюймовых пушек. 29 июля судно «Утро» вышло из Ре-вельского порта и через Кронштадт отправилось в Санкт-Петербург. За всё время экскурсии ученики знакомились с практикой и теорией морского дела: держали вахты ночные и дневные, учились гребле вёслами, прокладывали путь судна по карте, сигнализировали флагами, семафорами и измеряли скорость хода корабля и глубину моря. В свободное от вахт время экскурсантов обучали военной гимнастике и стрельбе из винтовок. Это замечательное путешествие заключало в себе разные виды экскурсий: ознакомительную историко-археологическую, химико-технологическую, физико-географическую, военно-спортивную и т.д.

2. Имение Поречье Пинского уезда. (2 речные экскурсии по Ясельде). Ученики знакомились с производством на суконной фабрике и винокуренном заводе. На суконной фабрике они внимательно осмотрели трепальное, прядильное, ткацкое, красильное отделения; в красильном отделении им был объяснён химический состав красок и продемонстрированы способы окрашивания сукна. Ученики также осмотрели красивый пейзажный парк, в котором его владельцы - помещики Скирмунты успешно культивировали разные редкие растения: тюльпановое дерево, ясенелистная лапина, болотный кипарис, бальзамическая пихта, канадская ель и др. Руководителем экскурсии был преподаватель математики Рейнгольд Юргенсон, а сопровождающим лицом - учитель музыки Абрам Гарбуз. 29 рублей на экскурсию выделило училище, а каждый из 36 учеников заплатил 75 коп.

3. Рига, взморье и Лифляндская Швейцария. Ученики познакомились с памятниками архитектуры и достопримечательностями городов: Вильна, Рига, Зегевольд (ныне Сигулда), Кремон, Трейден, поселков: Дуббельн (Дубулты), Бильдерлингсгоф (Булдури), Майоренгоф (Майори), Эдинбург (Дзинтари), которые сейчас образуют приморский город-курорт Юрмала, и с красотами местной природы. В Эдинбурге экскурсанты попали на симфонический концерт знаменитого Берлинского оркестра, на котором слушали произведения немецких классических композиторов. Руководителем экскурсии был инспектор реального училища Иван Конрад, а и сопровождающими

лицами - учителя Леонид Якобсон и Рейнгольд Юргенсон. 100 рублей на экскурсию выделило училище, а каждый из 14 учеников заплатил 8 руб. 51 коп.

4. Речная экскурсия для ознакомления с системой шлюзов на Огинском канале и со стеклянным заводом в местечке Телеханы Пинского уезда. На пароходе играл ученический оркестр. Особый интерес учеников вызвала работа шлюзов. Училищным фотоаппаратом было запечатлено много живописных видов, а также - полешуков из местечка Телеханы Пинского уезда. В самом местечке ученикам было показано производство стеклянной посуды на всех его стадиях, особенно, их заинтересовало выдувание и прессование предметов из стеклянной массы. Каждому экскурсанту был подарен стакан с выгравированной на нём надписью о времени и месте экскурсии. Руководителем экскурсии был и. о. инспектора, помощник классного наставника Григорий Дьяконов, а сопровождающим лицом - учитель музыки Абрам Гарбуз - дирижёр оркестра. 30 рублей на экскурсию выделило училище, а каждый из 19 учеников заплатил 1 руб. 35 коп.

5. Село Купятичи Пинского уезда. Для поклонения полесской святыни, чудотворной иконе Ку-пятичской Божией Матери. Пешее паломничество на расстояние 10 километров. Руководителем экскурсии был законоучитель, священник Владимир Шимановский, а сопровождающим лицом -помощник классного наставника Григорий Дьяконов. Училище денег на экскурсию не выделило, а каждый из 18 учеников заплатил 39 коп.

6. Москва. Для ознакомления с историческими памятниками города. Руководителем экскурсии был директор училища Николай Органов, а сопровождающими лицами - законоучитель Владимир Шимановский и учитель рисования Леонид Якобсон. 150 рублей на экскурсию выделило училище, а каждый из 16 учеников заплатил 18 руб. 3 коп.

7. Имение Теребень Пинского уезда. Ученики совершили военно-гимнастическую прогулку на пароходе, на котором играл музыку ученический оркестр. Руководителем экскурсии был инспектор училища Иван Конрад, а сопровождающими лицами - учитель гимнастики, поручик Вальтер фон Панцерн, помощник классного наставника Алексей Попов и учитель музыки Абрам Гарбуз. 15 рублей на экскурсию выделило училище, а каждый из 82 учеников заплатил 50 коп.

8. Имение Гай Пинского района. Почти все ученики училища (292 из 304) совершили военную прогулку под руководством поручика Вальтера фон Панцерна. Колонну учащихся возглавили 23 велосипедиста, ученический оркестр, три старших класса с ружьями. В лесу занимались военной подготовкой, спортивными играми, собиранием гербариев и грибов. После вкусной трапезы ученики строем вернулись вечером в Пинск. Сопровождающие лица - некоторые члены родительского комитета. 46 рублей 29 коп. на экскурсию выделило училище, ученики ничего не платили.

В 1910 году была запланирована ещё экскурсия в Киев. Однако она не состоялась в виду эпидемии холеры в этом городе.

Кроме дальних и не бесплатных экскурсий каждый год в реальном училище проводилось большое количество учебных и естественно-исторических. Так, только в 1914 году под руководством преподавателя естествоведения Платона Кулакова в окрестностях Пинска была совершена 21 естественно-историческая экскурсия.

В Пинске вторым центром организации школьных экскурсий была государственная женская гимназия, возникшая в 1906 году, директором которой был замечательный педагог Григорий Ру-сецкий. Стоит отметить, что родители гимназисток, наверно, боялись отпускать девочек в далекие поездки, поэтому экскурсии были однодневными - по ближайшим городским окрестностям и на промышленные предприятия Пинска. Так, известно, что в 1910 году были осуществлены экскурсии на следующие предприятия:

1. Главные полесские железнодорожные мастерские посетили 19 учениц 7-го и 8-го классов под руководством преподавателя физики Георгия Беляковского. Они осмотрели, при соответствующих объяснениях, котельное отделение, где изготовлялись паровозные котлы, медно и чугунно-литейные мастерские, механическую мастерскую, где отделывались приготовленные в других отделениях части, сборную мастерскую, где соединяли отдельные части паровоза и вагонов, а также - кузницу.

2. Фанерную и гвоздильную фабрики братьев Лурье посетили ученицы 5-го класса под руководством преподавателя географии Константина Александрова и классной наставницы Антонины Саханской. После экскурсии все ученицы описывали свои впечатления в отчётах. Если почитать отчёты учениц женской гимназии, то можно сделать вывод, что это было довольно грязные и опасные для здоровья производства.

Одной из форм воспитательной работы в женской гимназии были походы и экскурсии по окрестностям Пинска. Гимназистки совершали в 1910 году две паломнические экскурсии: 50

1. В село Купятичи для поклонения чудотворной Купятичской иконе Божией Матери совершили экскурсию 26 учениц под руководством законоучителя Владимира Шимановского, главной надзирательницы Екатерины Буткевич и учительницы истории Марии Шебуниной. Чудотворный образ, находящийся в приходской церкви, представляет собой медный литой крест, около 9 сантиметров в длину и ширину, на котором с одной стороны помещено распятие Спасителя, а с другой - изображение Богоматери с Богомладенцем Иисусом на руках. Экскурсантки посетили находящееся рядом с селом древнее кладбище, под названием «Монастырщина», ограждённое со всех сторон насыпным валом - это место явления в 1182 году чудотворной иконы. Они также посетили место - на берегу озерца, где в 1629 году был основан православный монастырь.

2. На место, где когда-то на берегу реки Пина находился древний православный Лещинский монастырь. Эту экскурсию совершили ученицы I - IV классов под руководством законоучителя Феодора Дружиловского, главной надзирательницы Екатерины Буткевич и классных воспитательниц. Среди святынь Лещинского монастыря, сохранившихся тогда, «замечательны: 1) резная из дерева статуя Спасителя, в рост человека, в архиерейском облачении, с терновым венцом на главе, и известная ещё в XVI в., как святыня часовни при замке Пинского князя Федора Ивановича-Ярославовича; 2) икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, в серебряной чеканной ризе, принесённая сюда, по преданию, св. Дмитрием Ростовским. Обе святыни чтутся окрестным населением как чудотворные. Из других достопримечательностей в окрестностях Леще паломницы посетили бывший женский Варваринский монастырь, основанный, как гласит предание, по желанию св. Ольги для просвещения язычников древлян, и курган Миндовга, в котором, при раскопках его, членами Археологического Общества найдены разные памятники старины и между прочим очаг, в котором приносились жертвы языческим богам» [1, с. 41].

Гимназистки трёх старших классов, под руководством начальника гимназии Григория Русецко-го и главной надзирательницы Екатерины Буткевич, совершили также одну естественно-историческую экскурсию в живописную местность «Заозерье-Городище» - к заброшенному бенедиктинскому монастырю. В экскурсии приняли участие много преподавателей и классных воспитательниц. Урочище «Заозерье-Городище» располагается в нескольких верстах от Пинска, там находится живописное Городищенское озеро, окружённое холмами и курганами - остатками седой старины (первоначально место Пинска). Целью экскурсии было ознакомление с геологическими и ботаническими особенностями Полесья, а также отдых гимназисток и их наставников.

Экскурсионное дело было менее развито в начальных учебных заведений, что, естественно, поскольку младшие школьники физически и духовно меньше подготовлены к такой форме обучения. Школьные экскурсии для них сводились, в основном, к ботаническим экскурсиям по окрестностям Пинска. Учитель Пинского городского училища Давид Кудлович писал об одной из таких экскурсий: «26 сентября сего 1910 года под моим руководством и наблюдением была предпринята с учениками IV класса экскурсия в окрестности г. Пинска. Целью этой экскурсии было: 1) ознакомление учеников с осенней флорой окрестностей родного города и 2) приучение их к собиранию растений для засушивания и изготовления гербария. Накануне дня экскурсии на уроках естествоведения ученики были предупреждены мной о предстоящей экскурсии и теоритически ознакомлены со способами и приемами изготовления гербария. В назначенное время, т. е. в 1 часу дня, ученики в числе 50 человек уже были в сборе на училищном дворе. Мною было призапасено все необходимое для экскурсии: тетради для вкладывания и засушивания в них растений, ватные матрасики для той же цели, лопатки и корзинки» [1, с. 106, 107]. Экскурсанты направились в пригородную деревню Альбрехтово, оттуда по берегу реки в деревню Вышевичи, вышли к железной дороге и вдоль железнодорожного полотна вернулись в Пинск. Собранные учениками растения засушивались и поступали в гербарий Пинского городского училища.

В начале ХХ века школьные экскурсии практиковались и в Пинском духовном училище. Так, во время летних каникул в 1903 году они совершили экскурсию в город Киев, где посетили его святыни: Киево-Печерскую лавру, Софиевский и Владимировский соборы, Свято-Михайловский монастырь и др. Руководителем экскурсии, наверно, был церковный историк, преподаватель училища Василий Перепечин (1866-1910), который окончил Киевскую духовную академию и поэтому прекрасно знал все святыни и памятники Киева. Он же, наверно, описал эту экскурсию, скрывшись под псевдонимом «В.Т.» [10]. Отметим, что Василий Перепечин был одним из первых исследователей истории чудотворной Купятичской Божией Матери, поэтому он, конечно, организовывал экскурсии-паломничества для воспитанников духовного училища по святым местам Полесья: в село Купятичи, где в приходской церкви находилась знаменитая икона, по дороге экскур-

санты также посещали Лещинскую церковь, на территории которой раньше размещался самый древний православный монастырь на Полесье.

Заключение. К 10-м годам ХХ века школьные экскурсии стали важным средством воспитания и обучения учащихся в Российской империи. Тогда Пинск стал крупнейшим центром организации и проведения школьных экскурсий на территории современной Беларуси, что, наверно, связано, в первую очередь, с высоким профессионализмом пинских педагогов и с их любовью к родному краю с его красивой природой и богатой историей, а также и с тем, что народным образованием в Пинском уезде руководил замечательный педагог передовых взглядов Григорий Русецкий (18751945), который создал в Пинске Центральную учительскую библиотеку и музей наглядных пособий. Пинск по количеству школьных экскурсий в Виленском учебном округе превзошел только сам центр округа - Вильна, население которого в 10 раз превосходило население рядового уездного центра Минской губернии. Опыт организации и проведения экскурсий в учебных заведениях дореволюционного Пинска и богатый фактологический материал, приведенный в статье, будет полезным и интересным для современных педагогов, краеведов и менеджеров туристического бизнеса как Пинска, так и всей Беларуси.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Описание экскурсий Виленского учебного округа за 1910 год / Сост. А.И. Шестов. - Вильна : Упр. Ви-ленск. учеб. окр., 1911. - 228 с.: ил.

2. Школьные экскурсии, их значение и организация: Сборник статей / Под ред. Б.Е. Райкова. - Спб.: тип. Б.М. Вольфа, 1910. - 262 с.: ил.

3. Райков, Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий / Б.Е. Райков. - Петроград : Время, 1921. -128 с.

4. Долженко, Г.П. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. - современность / Г.П. Долженко, Ю.С. Путрик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 304 с.

5. Багданау, С.Н. Аргашзацыя школьных экскурсш у дарэвалюцыйнай Беларуа : псторыя 1 вопыт / С.Н. Багданау // Адукацыя 1 выхаванне. - 1996. - № 2. - С. 28-31.

6. Шаповал, Г.Ф. История туризма Беларуси / Г.Ф. Шаповал. - Минск : РИВШ, 2006. - 166 с.

7. Якуш, Н.М. История и география туризма в Беларуси / Н.М. Якуш. - Минск : БГТУ, 2011. - 63 с.

8. Ильин, А.Л. Очерки истории культуры Пинщины (IX - нач. ХХ вв.): Монография / А.Л. Ильин, Е.А. Игнатюк. - Пинск : ПолесГУ, 2013. - 220 с.

9. Посещение учениками дополнительного класса Пинского реального училища мастерских Полесских железных дорог. - Вильна : тип. А.Г. Сыркина, 1901. - 9 с.

10. В.Т. Поездка учеников Пинского духовного училища во время летних каникул текущего 1903 года в г. Киев / В.Т. - Минск : типо-лит. Б.И. Соломонова, [1903]. - 11 с.

ORGANIZATION AND ARRANGEMENT OF THE GUIDED TOURS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PREREVOLUTIONARY PINSK

A.L. ILYIN

Summary

The article deals with the organization of school trips by teachers of Pinsk in the late XIX - early XX centuries. It Explores the significance of this work with the students in the educational process of that time. The Experience in organizing excursions in schools of prerevolutionary Pinsk will be useful and interesting for today's teachers and managers of tourist business.

© Ильин А.Л.

Поступила в редакцию 10 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.