Научная статья на тему 'Примерные требования к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования как инструменту развития методической компетенции педагогов дополнительного образования'

Примерные требования к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования как инструменту развития методической компетенции педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ПРОГРАММА / PROGRAM / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / NORMATIVE DOCUMENTS / ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ / REQUIREMENTS FOR THE CONTENT OF THE PROGRAM / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетькова Наталья Алексеевна

Сегодня российское общество меняется, меняется практически, все: экономика, политика, гражданское общество, общественная жизнь, социальная структура общества. В российском образовании значительное внимание уделяют формированию рынка образовательных услуг. В связи с этим актуальной становится роль дополнительного образования, направленное на формирование и развитие творческого и профессионального самоопределения детей и подростков. Важной задачей дополнительного образования становится обеспечение профессиональными кадрами. В качестве основных целей деятельности педагоги дополнительного образования определяют: обеспечение высокого качества реализуемых дополнительных образовательных услуг, отвечающих динамичным образовательным запросам населения и требованиям времени, способствующих развитию личности ребенка, его субъектности, индивидуальности, культурной идентификации, готовности к социализации, профессиональному и личностному самоопределению. Необходимое условие их реализации освоение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. Этому способствуют разработанные педагогом программы дополнительного образования соответствующие современным требованиям и запросам общества. В статье рассматриваются современные подходы к разработке общеобразовательных (общеразвивающих) программам дополнительного образования. Детально изучается содержание структурных разделов программы. Представлен практический опыт МБОУ ДО ЦИР г. Сургута. Так же отмечается, что разработка собственной программы является одной из эффективных форм развития методической компетенции педагога дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетькова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMPLE REQUIREMENTS TO THE GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A TOOL OF DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

Today, Russian society is changing, everything is changing, everything: the economy, politics, civil society, social life, the social structure of society. In the Russian education much attention is paid to the formation of the market of educational services. In connection with this, the role of supplementary education, aimed at the formation and development of creative and professional self-determination of children and adolescents, becomes urgent. An important task of additional education is the provision of professional staff. As main objectives of the activity, the teachers of additional education determine: ensuring high quality of the additional educational services that meet the dynamic educational needs of the population and the requirements of the time, contributing to the development of the child's personality, personality, identity, readiness for socialization, professional and personal self-determination. A necessary condition for their implementation is the development by the teachers of new target orientations of the educational process, the development and transformation of the professional competence of pedagogical workers. This is facilitated by the programs of additional education developed by the teacher, which correspond to the modern requirements and requirements of the society. The article considers modern approaches to the development of general education (general development) supplementary education programs. The content of the program's structural sections is studied in detail. The practical experience of the MBOU before the CIR of the city of Surgut is presented. It is also noted that the development of its own program is one of the effective forms of development of the methodological competence of the teacher of additional education.

Текст научной работы на тему «Примерные требования к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования как инструменту развития методической компетенции педагогов дополнительного образования»

УКД 371

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТУ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Тетькова Наталья Алексеевна, аспирант кафедры «Теория и методика профессионального образования» Сургутский государственный университет, Сургут (Россия) (628412, Россия, Сургут, проспект Ленина, 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. Сегодня российское общество меняется, меняется практически, все: экономика, политика, гражданское общество, общественная жизнь, социальная структура общества. В российском образовании значительное внимание уделяют формированию рынка образовательных услуг. В связи с этим актуальной становится роль дополнительного образования, направленное на формирование и развитие творческого и профессионального самоопределения детей и подростков. Важной задачей дополнительного образования становится обеспечение профессиональными кадрами. В качестве основных целей деятельности педагоги дополнительного образования определяют: обеспечение высокого качества реализуемых дополнительных образовательных услуг, отвечающих динамичным образовательным запросам населения и требованиям времени, способствующих развитию личности ребенка, его субъектности, индивидуальности, культурной идентификации, готовности к социализации, профессиональному и личностному самоопределению. Необходимое условие их реализации - освоение педагогами новых целевых ориен-таций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. Этому способствуют разработанные педагогом программы дополнительного образования соответствующие современным требованиям и запросам общества. В статье рассматриваются современные подходы к разработке общеобразовательных (общеразвивающих) программам дополнительного образования. Детально изучается содержание структурных разделов программы. Представлен практический опыт МБОУ ДО ЦИР г. Сургута. Так же отмечается, что разработка собственной программы является одной из эффективных форм развития методической компетенции педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, программа, нормативные документы, требования к содержанию программы, методическая компетентность.

EXAMPLE REQUIREMENTS TO THE GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A TOOL OF DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGICAL COMPETENCE

OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

© 2017

Tetkova Natalia Alekseevna, postgraduate student

Surgut State University (628412 Russia, Surgut, Lenin Avenue, 1 e-mail: [email protected])

Abstract. Today, Russian society is changing, everything is changing, everything: the economy, politics, civil society, social life, the social structure of society. In the Russian education much attention is paid to the formation of the market of educational services. In connection with this, the role of supplementary education, aimed at the formation and development of creative and professional self-determination of children and adolescents, becomes urgent. An important task of additional education is the provision of professional staff. As main objectives of the activity, the teachers of additional education determine: ensuring high quality of the additional educational services that meet the dynamic educational needs of the population and the requirements of the time, contributing to the development of the child's personality, personality, identity, readiness for socialization, professional and personal self-determination. A necessary condition for their implementation is the development by the teachers of new target orientations of the educational process, the development and transformation of the professional competence of pedagogical workers. This is facilitated by the programs of additional education developed by the teacher, which correspond to the modern requirements and requirements of the society. The article considers modern approaches to the development of general education (general development) supplementary education programs. The content of the program's structural sections is studied in detail. The practical experience of the MBOU before the CIR of the city of Surgut is presented. It is also noted that the development of its own program is one of the effective forms of development of the methodological competence of the teacher of additional education.

Keywords: additional education, program, normative documents, requirements for the content of the program, methodological competence.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время система дополнительного образования направлена на формирование и развитие творческого и профессионального самоопределения детей и подростков, на самореализацию личности, развитие способностей, склонностей и интересов, социализацию и адаптацию детей и подростков к условиям современного общества. Меняется образовательная действительность, в частности меняются подходы к проектированию образовательных программ [1, ст.23; 2, с. 9-12]. При разработке общеобразовательных (общеразвивающих) программ внедряются новые образовательные формы (электронное обучение и др.) и технологии (инженерные, компьютерно-мультипликационных и др.).

Сегодня педагог дополнительного образования не только чуткий и доброжелательный, активный и креативный, обладающий широким кругом интересов, а также компетентный профессионал своего дела. Педагоги дополнительного образования должны самостоятельно

разрабатывать дополнительную образовательную программу учитывая изменения сферы дополнительного образования, современные образовательные общества. [3, с. 155].

Современный педагог дополнительного образования — это носитель реальной педагогической практики (новизна в содержании, творческий подход к методам и формам при реализации программ), это педагог с живой энергией, креативным мышлением, готовый создать условия для самореализации личности, развития творческих способностей, склонностей и интересов, лидерских качеств, формирование социальных компетенций у детей, социализацию и адаптацию к условиям современного общества.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью данной статьи является рассмотрение примерных требований к разработке общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования как инструменту развития методической компетенции педагогов дополнительного образования.

Современному обществу необходимы энергичные, мобильные, граждане, способные легко интегрироваться в современное общество, для его построения и совершенствования.

Важность повышения профессионализма педагогических работников, методического обеспечения процессов повышения квалификации педагогов, формирования методологической и методической компетенции педагогов дополнительного образования широко представлена в трудах известных ученых [4-9].

Программа дополнительного образования должна соответствовать Примерным методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвиваю-щих программ (включая разно уровневые программы) Министерства образования и науки РФ к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, имеет следующую структуру: титульный лист; пояснительная записка; методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы; учебный план; содержание учебного плана; оценочный лист результативности образовательного процесса; оценка эффективности реализации программы; календарный учебный график; список литературы; рецензии на программу [10, с.13, 14].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр индивидуального развития» (МБОУ ДО ЦИР) г. Сургута представляет собой учреждение дополнительного образования, в котором реализуются дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы социально-педагогической, технической и художественной направленностей. Миссия учреждения: создание особой социокультурной среды для образовательного, творческого и профессионального самоопределения детей и подростков с учетом их личностных особенностей. Образовательная деятельность учреждения по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в соответствии с основными положениями «Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [11, с.7; 12, с. 9-10], методическими разработками и идеями Попова А. А., доктора философских наук, главного научного сотрудника Федерального института развития образования, директора открытой Школы гуманитарного образования [13, с. 9; 14, с. 5-12; 15, с. 14-19].

Программа дополнительного образования, разработанная педагогом на основании нормативных документов строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения и является составной частью образовательной программы нашего учреждения. Такая разработка педагога рассматривается как специальный вид профессиональной деятельности, как инструмент развития методической компетенции педагога.

Прежде чем приступить к разработке программы дополнительного образования, необходимо:

- изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дополнительного образования, педагогическую и методическую литературу [1, ст. 2,9; 2, с. 2-3; 11, с. 7-11; 12, п.6; 10, с.5-8];

- провести анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей (это важный и необходимый этап в процессе разработки программы) [16, с.9-15; 17, с. 26-35; 18, с.2-17; 19, с. 7-9; 20 с.2-8].

Следует помнить, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: формирование и максимальное развитие творческих способностей; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; создание необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения; формирование общей культуры; создание условий для обучения

учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом их особых образовательных потребностей (по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам); социализацию и адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.

Дополнительные общеобразовательные (общеразви-вающие) программы должны обладать рядом качеств, в их числе: актуальность - ориентирована на решение наиболее значимых проблем в дополнительном образовании; целостность - полнота содержания, согласованность и логичность действий, необходимых для достижения целей; реалистичность - определяет и формирует цели и задачи, способы их достижения, с учетом имеющихся ресурсов для получения максимального результата; - прогностичность - отображает требования как сегодняшнего, так и завтрашнего дня в соответствии с изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы; контролируемость - наличие критерий освоения образовательной программы обучающимися (уровни: низкий, средний, высокий); нравственной воспитанности обучающихся; компетентности социального взаимодействия; готовности обучающихся к самоопределению; практическая значимость - доступность для использования в педагогической практике; ресурсный баланс - включающий в себя, кадры, финансы, материально-техническую и научно-методическую базу.

Теперь переходим непосредственно к требованиям по содержанию структурных разделов дополнительной общеобразовательной программы и рассмотрим их более детально.

Титульный лист оформляется согласно ГОСТу Р 6.30-97 и содержит следующую информацию: наименование образовательной организации, гриф утверждения, название дополнительной общеобразовательной программы, возрастная категория обучающихся, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа, срок реализации, Ф.И.О. автора и его должность, город, год разработки.

Пояснительная записка - важный структурный элемент позволяющий получить общие сведения о программе, о ее отличиях от уже существующих программ, формулировки цели и задач. Пояснительная записка включает следующие разделы: направленность дополнительной общеобразовательной программы, актуальность и педагогическая значимость (ориентирована на определенную проблему), цель и задачи, отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих образовательных программ (новизна), практичность (доступность в реализации), общие сведения о программе (возраст учащихся, сроки реализации, режим занятий, содержание, формы и методы занятий), ожидаемые результаты освоения программы; формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Для придания большей наглядности и особенности дополнительной общеобразовательной программы при ее реализации в содержание включают: Методическое обеспечение, которое содержит следующие компоненты: описание авторских приемов, методов и форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу; описание авторских разработок и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; обеспечение методическими видами продукции (разработки игр и тем круглых столов, планирование бесед и дискуссий, конкурсов и т.д.); рекомендации и разработки по проведению практических, лабораторных и исследовательских работ; дидактический и лекционный материалы.

Учебный план программы оформляется в табличном виде и содержит: перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, форму контроля. Следует учесть, что в системе дополнительного образования, в отличие от школы, практических занятий должно быть

Тетькова Наталья Алексеевна педагогические

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ... науки

больше. Часы занятий педагог распределяет самостоятельно. Между учебным планом и последующим изложением содержания программы должно быть строгое соответствие.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы включает в себя описание образовательной деятельности по данному направлению (краткое описание содержания: вариативных форм, методов и средств реализации программы) регламентируемых нормативными документами образовательной организации.

В оценочном листе результативности образовательного процесса фиксируется уровень освоения материала (высокий, средний, низкий) который определяется критериями, разработанными педагогом к каждому занятию. Педагогом исходя из тематики изучаемого материала определяются формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Оценка эффективности реализации программы включает в себя объем знаний, умений и навыков, а также определенный уровень личностных качеств учащегося, позволяет определить эффективность обучения по данной программе. Оценка эффективности может проводится разнообразными способами( тесты, опросники, экзамены и т.д). Один из примеров приведен в таблице 1.

Таблица 1- Оценка эффективности реализации программы

Критерий Показатель Индикатор Днагно стнч ескни

инстргментаркй

1.Теоретическая 1.Соответствие теоретических знаний 1. Контрольный опрос.

подготовка по обучающегося программным Познавательная игра.

освоенному материалу требованиям Собеседование.

1 = программы 2.Соответствие практических умении 2.Контрольное творческое задание.

§ * с 2.Практическая и навыков обучающегося Практические работы разных

111 подготовка программным требов аниям форм: игра. Викторина, турнир.

г 3 .Метапредметные 3. Положительное отношение к миру 3.Наблюдение. Участие в опросе.

5 1 умения и навыки информэпии и ориентация на 4.Контрольное итоговое

В- принятые этические нормы мероприятие.

информирования общества

1 4. Самостоятельность,

5 * = О * 5 сформированность коммуникативных

1 | = навыков - умение составлять

. 1 описание, развивать сюжетную

"I линию, п&строшь информационное

ьг сообщение, интонационно передавать

текст, кратко информировать об актуальном событии, рефлексивные навыки и т.д.

Группа критериев личностного развития воспитанников

Отношение к другим Проявления данных качеств в Педагогическое наблюдение за

£ людям: эмштнйность, деятельности, поведении. поведением. Экспертная опенка

а тактичность. п.д.0., родителей, обучающихся. Самооценка. «Диагностика

| Отношение к «Диагностика отношения к

1 деятельности: сгы-:

инициатив ностъ. «Диагностика нравственной

£ добросовестность, исполнительность. мотивацию) (разработана под руководством А.И. Шемшуриной),

- Отношение к себе: «.Личностный рост» (методика Д.В.

орт энкз ов анносгь 7 Григорьева, П.В. Степанова)

самокритичность

£ Активная жизненная Число обучающихся реально Педагогическое наблюдение за

2 позиция включенных в общественно полезную поведением обучающихся.

| Навык работы в труппе. социальную деятельность, в Экспертная опенка учителей,

& Способность коллективно-творческие дела. родителей, обучающихся. Задание

з конструктивно решать Демонстрация модели поведения, (•Совместная сортировка»

¡2 конфликтные ситуации способствующей стабилизации (Бурменская, 2007)

благоприятного микроклимата в «Матрица изучения позиций

= В образовательной среде. Наличие субъекта в педагогическом

¿г навыков конструктивного управления : бшенЕЕ" :.:: егслиЕа Е .3.

ё 1 разного рода конфликтами. Корогаевой).

о «Соцналнзированносгь личности

« учащегося» (методика М.И. Рожков а)

к Понимание будущей Число обучающихся, проявивших Педагогическое наблюдение.

б ж проф ессиовальной интерес к будущему выбору Опрос.

в 5 8. 5 ориентации, отношение профессии. «Готобессть к Еыбсру профессии*

г ' * -§- к выбору профессии [методика В.Б. Успенского)

Список литературы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа и включает в себя:

- список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий;

- список научной литературы, расширяющей кругозор педагога.

- список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).

Приложение. В приложении размещаются рецензии на дополнительную общеобразовательную программу, наглядный и раздаточный материал (конспекты занятий, фотографии и т.д.)

Таким образом, для разработки современной, кон-188

курентоспособной, социально- востребованной программы необходимо соблюдать примерные требования к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования. Такая разработка является одной из эффективных форм развития методической компетенции педагога. Это документ, оформленный соответствующим образом и принадлежащий педагогу на правах его интеллектуальной собственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

3. Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции (25 ноября 2016 г., г. Пермь). В 7 ч. Ч.4/- Пермь: АЭТЭРНА, 2016. - 193 с.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В. А. Адольф. -Красноярск: КГУ, 1998. - 310 с.

5. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 357 с.;

6. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский. -М.: Педагогика, 2003. - 125 с.;

7. Гущина, Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Н. Гущина. - Ярославль, 2001. - 25 с.;

8. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы и система повышения квалификации кадров : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. -Челябинск, 2003. - Ч. 1 - С. 3-7.

9. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Педагогика, 2002. - 56 с.;

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г № 09-3242;

11. «Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

12. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.;

13. Аверков М. С. Открытое дополнительное образование: основные понятия и прецеденты / М. С. Аверков, С. В. Ермаков, А. А. Попов // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - № 8 (43);

14. Попов А. А. Идея открытого образования в контексте современной образовательной политики страны / А. А. Попов, П. П. Глухов, Г. М. Луппа // Журнал руководителя управления образованием. - 2015. - № 8;

15. Попов А. А. Дополнительное образование в российских регионах: новая модель управления / А. А. Попов, М. С. Аверков, С. В. Ермаков // Журнал руководителя управления образованием. - 2015. - № 2 (45);

16. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. (с планом мероприятий);

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об ут-

верждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

20. Постановление Администрации г. Сургута от 11 февраля 2016 г. N 925 «Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг (работ) в сфере образования, оказываемых (выполняемых) муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города» (с изменениями).

Статья поступила в редакцию 16.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.