педагогические науки
Рассказов Филипп Дементьевич, Тетькова Наталья Алексеевна ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ...
УКД 371.3
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Рассказов Филипп Дементьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика профессионального образования» Тетькова Наталья Алексеевна, аспирант Сургутский государственный университет (628412, Россия, Сургут, проспект Ленина, 1, e-mail: t_n_a@list.ru)
Аннотация. В современной системе образования возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современный педагог способен не просто приспосабливаться к определённым требованиям образовательного процесса, он призван создавать благоприятные условия для формирования и развития личности современного ребенка. Особое место в общем образовательном процессе отводится дополнительному образованию. Изменения, происходящие в современной системе образования, требуют повышение квалификации и профессионального роста педагога дополнительного образования, т. е. его профессиональной компетентности. Развитие профессиональных компетенций педагогов является одним из условий эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Методическая работа в образовательном учреждении является составной частью единой системы непрерывного образования педагогов, системы повышения их профессиональной квалификации. Результаты деятельности методической работы с педагогами в большей степени зависят от того, насколько точно и правильно выстроена система повышения квалификации каждого педагога. В данной статье рассматриваются вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр индивидуального развития». Созданная в этом учреждении внутриорганизационная система повышения квалификации педагогов дополнительного образования, способствует: развитию методической компетенции; совершенствованию профессионально-важных качеств; непрерывному повышению квалификации педагогов, а в целом готовности к реализации федеральных государственных образовательных стандартов дополнительного образования.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования, профессиональный стандарт, система повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
INTRORGANIZING SYSTEM OF TRAINING QUALIFICATION OF TEACHERS
OF ADDITIONAL EDUCATION
© 2017
Rasskazov Filipp Dementievich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department "Theory and methodology of professional education" Tetkova Natalia Alekseevna, postgraduate student Surgut State University (628412, Russia, Surgut, Lenin Avenue, 1 e-mail: t_n_a@list.ru)
Abstract. In the modern education system, the need for a teacher capable of realizing pedagogical activity through mastering and applying the achievements of science and advanced pedagogical experience has increased. The modern teacher is able not only to adapt to certain requirements of the educational process, he is called upon to create favorable conditions for the formation and development of the personality of a modern child. A special place in the general educational process is given to additional education. The changes taking place in the modern education system require the professional development and professional growth of the teacher of additional education, that is, his professional competence. The development of professional competencies of teachers is one of the conditions for the effective implementation of federal state educational standards. Methodical work in the educational institution is an integral part of the unified system of continuing education of teachers, a system for increasing their professional qualifications. The results of the methodical work with teachers depend to a large extent on how accurately and correctly the system of professional development of each teacher is built. This article examines the issues of improving the qualifications of teachers of additional education on the basis of the Municipal Budget Educational Institution of Additional Education "Center for Individual Development". The intra-organizational system of advanced training of teachers of additional education, created in this institution, contributes to: the development of methodological competence; Perfection of professionally important qualities; Continuous improvement of the qualifications of teachers, and, in general, readiness for the implementation of federal state educational standards for additional education.
Keywords: teacher of additional education, professional standard, system of advanced training of teachers of additional education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современном обществе новые социально-экономические отношения обусловили изменения, происходящие в системе дополнительного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Дополнительное образование сегодня это целенаправленный процесс воспитания и обучения, который не ограничивается рамками образовательных стандартов, педагоги дополнительного образования призваны решать сложные задачи.
Сегодня, дополнительное образование детей, направлено на обеспечение их профессиональной ориентации [1, ст.75, п.1]
Эта важная составляющая дополнительного образования не была оставлена без внимания и в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [2], который содержит требова-
ния к профессиональной деятельности педагогических кадров и, следовательно, выступает основой формирования критериальной базы оценивания их профессиональной компетентности.
Ключевыми единицами стандарта являются трудовые функции необходимые для осуществления профессиональной деятельности, которые в свою очередь представлены совокупностью профессиональных задач, отражающих изменения профессиональной деятельности педагога.
Среди множества трактовок профессиональной компетентности педагога наиболее глубоким нам представляется определение, сформулированное В. А. Адольфом [3] который под профессиональной компетентностью понимает готовность к продуктивной педагогической деятельности и определяет структуру профессиональной компетентности, включающую теоретико-методологический, культурологический, предметный, психо-
Рассказов Филипп Дементьевич, Тетькова Наталья Алексеевна педагогические
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ... науки
лого-педагогический и технологический компоненты. Важным условием успешного повышения профессиональных компетенций педагога является деятельность методической службы учреждения дополнительного образования, правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.
Формирование целей статьи (постановка задания).
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр индивидуального развития» сложилась своя методическая система работы с педагогами дополнительного образования по повышению профессиональной компетентности. В процессе работы мы руководствовались идеями М.М. Поташника[4], которые нашли отражения в построении внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, которая способствует овладению педагогами инновационных технологий, формированию индивидуального и творческого стиля работы, мотивирует педагога повышать свое образование и квалификационную категорию.
Под профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических и руководящих работников мы понимаем целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Повышение квалификации является необходимым условием эффективной и результативной деятельности сотрудников МБОУ ДО ЦИР. При этом понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.
Таким образом, внутренняя форма повышения квалификации - это непрерывная форма обучения, проводимая на базе МБОУ ДО ЦИР.
Для определения уровня профессионального роста, на котором находится педагог, был проведен комплекс диагностик: «Способность педагога к саморазвитию» [5]; «Шкала оценки потребности в профессиональных достижениях»[6]; Методика «Ценностные ориентации педагога»[7]; Диагностика затруднений и потребностей педагогов[8].
Результаты проведенных диагностик показали следующие результаты: способность педагога к саморазвитию -59%; уровень мотивации профессиональных достижений - 61%; уровень развития профессиональной компетентности педагога - 71%;
Диагностика затруднений и потребностей педагогов выявила, что уровень методической подготовки в частности: (составления дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ; использования разнообразных методов, приемов и средств обучения; использованием активных форм обучения и ИКТ-технологий), у части педагогов недостаточен для выполнения их профессиональных обязанностей в современных условиях.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Результаты исследований легли в основу моделирования системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
С учетом выявленных проблем, для разработки и внедрения внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в МБОу ДО ЦИР была сформирована рабочая группа, которая в свою очередь определила:
Цель: методическое и научное сопровождение учителей, педагогов дополнительного образования по программам профессиональной ориентации.
Задачи:
- трансляция нового содержания, технологий, методов, форм организации профессиональной ориентации;
- организация методического сопровождения учителей и педагогов, реализующих программы профессио-158
нальной ориентации.
Функции:
- разработка примерных программ, позволяющих эффективно использовать инновационное оборудование, осуществлять интеграцию общего и дополнительного образования;
- проведение кадровых школ, организация деятельности стажировочных и диалоговых площадок, мастер-классов и других форм повышения профессионального уровня учителей и педагогов;
- реализация и продвижение интенсивных модульных образовательных программ (профильная смена, аналитическая сессия, проектная сессия, сессия стратегического моделирования и т.д.) в период организации каникулярного отдыха;
- проведение конкурсов, соревнований в области профессиональной ориентации;
- обобщение и продвижение успешного опыта учителей и педагогов, реализующих программы профессиональной ориентации;
- экспертиза программ, в том числе посредством проведения конкурсов соответствующих программ;
- выстраивание взаимодействия с организациями, промышленными предприятиями и бизнес-структурами.
Для реализации поставленных задач, рабочей группой были определены стратегические направления деятельности методической работы с педагогами МБОУ ДО ЦИР включающие в себя следующие виды и содержание работ в 2016-2017 учебном году:
1. Информационно - методическое сопровождение педагогов, а именно:
- Консультация педагогов «Подготовка и проведение профильно-профессиональных и ориентационных проб»;
- Консультация педагогов «подготовка к проведению стратегических игр, анализ полученных результатов учащихся»;
- Семинар-практикум на тему: «Профессионально-ориентированная диагностика»;
- Семинар-практикум на тему: «Профессионально-ориентированная игра»;
- Совещание педагогов совместно с социальными партнерами на тему: «перспективный план взаимодействия с целью популяризации среди учащихся технических рабочих профессий».
2. Информационно - методическое сопровождение педагогов по вопросам разработки дополнительных общеразвивающих программ, программ интенсивных профильных смен, заданий к проведению Компетентностных олимпиад:
- Семинар «Персонализация дополнительного образования как производное добровольного выбора детей»;
Семинар «Персонализация дополнительного образования как производное добровольного выбора детей»;
- Консультация «Интенсивная профильная смена как способ развития интересов ребенка различной направленности;
- Мастер-класс: «Применение современных электротехнических стендов на занятиях технической направленности».
3. Школа профессионального роста:
- подготовка молодых специалистов, осуществляется с помощью совместной работы с опытным педагогом по индивидуальной программе, в процессе которой специалист изучает специфики МБОУ ДО ЦИР;
- групповые и индивидуальные консультации по разработке дополнительных общеразвивающих программ, особенностью которых является принципиально инновационное понимание результативности: базовым элементом построения образовательных программ становятся не дидактические единицы, а результаты образовательных программ.
4. Аттестация педагогических работников:
- тематические заседания методических объедине-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
педагогические науки
Рассказов Филипп Дементьевич, Тетькова Наталья Алексеевна ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ...
ний, направленные на практическое применение педагогических инноваций с учетом специфики конкретной направленности;
- система взаимопосещения занятий, как форма обмена опытом работы среди педагогических работников МБОУ ДО ЦИР;
5. Обобщение и распространение опыта работы:
- участие в работе проблемных семинаров, научно-практических конференций, конкурсах профессионального мастерства
- Методические семинары на тему: «Разработка и внедрение современных программ профессиональной ориентации учащихся».
6. Работа с методическими объединениями:
- Участие в работе муниципальных методических объединений, проблемных и творческих групп, мастер-классов, проектных команд и других профессиональных объединений педагогов и руководителей образовательных учреждений
7. «Индивидуальная программа профессионального роста педагога дополнительного образования»
Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения через создание индивидуальной программы профессионального роста
Повторная диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов, проведенная в ходе реализации методической работы показала, что у педагогов дополнительного образования повысился уровень мотивации профессиональных достижений составляет 72%, уровень развития профессиональной компетентности педагога составляет 86%. Наблюдается положительная тенденция повышения профессионализма как у педагогов-стажистов, так и у молодых специалистов, о чем свидетельствует диагностика затруднений и потребностей педагогов выявила, что уровень методической подготовки педагогов дополнительного образования повысился на 19,7% в частности: (составления дополнительных общеобразовательных (общеразвиваю-щих) программ; использования разнообразных методов, приемов и средств обучения; использованием активных форм обучения и ИКТ-технологий).
Таким образом, разработанная и апробированная коллективом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр индивидуального развития» внутриорганиза-ционная система повышения квалификации педагогов дополнительного образования, способствует: развитию методической компетенции; совершенствованию профессионально-важных качеств; непрерывному повышению квалификации педагогов, а в целом готовности к реализации федеральных государственных образовательных стандартов дополнительного образования. Активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся - право на качественное образование.
Можно утверждать, что накопленный педагогический коллективом МБОУ ДО ЦИР определенный положительный опыт, может быть полезен другим образовательным учреждениям города для организации внутренней системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
3. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр.
края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования . -Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образова-ния,2010.-448 с.
5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
6. практикуме по возрастной психологии. Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.-498 с.
7. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. -172 с. (с. 81-83);
8. Казарицкая, Т. А. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки / Т. А. Казарицкая // Директор школы. - 2004. -№ 6.- С. 16-24.
Статья поступила в редакцию 16.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.