Научная статья на тему 'Модель индивидуальной программы профессионального роста педагога дополнительного образования как форма повышения педагогической компетентности педагога'

Модель индивидуальной программы профессионального роста педагога дополнительного образования как форма повышения педагогической компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2121
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / TEACHER / MODEL / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL GROWTH / ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетькова Наталья Алексеевна

Статья посвящена проблеме профессионального роста педагогов дополнительного образования в процессе его педагогической деятельности. Для развития педагогической компетенции педагогов дополнительного образования, эффективности ее совершенствования в образовательном учреждении необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств, педагогического опыта, активизирует профессиональное саморазвитие, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловливается стратегией современного образования и требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетькова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INDIVIDUAL PROGRAM OF PROFESSIONAL GROWTH OF ADVANCED TEACHER AS A FORM OF IMPROVING TEACHER''S PEDAGOGICAL COMPETENCE

The article is devoted to the problem of professional growth of teachers of additional education in the process of his pedagogical activity. To develop the pedagogical competence of teachers of additional education, the effectiveness of its improvement in an educational institution, it is necessary to create those conditions in which the educator is self-aware of the need to increase the level of his own professional qualities, pedagogical experience, activates the professional self-development of the teacher, as a result of which the skills of research activity are developed, In pedagogical activity. The urgency of the issue under consideration is determined by the strategy of modern education and the requirements for the level of professional competence of teachers.

Текст научной работы на тему «Модель индивидуальной программы профессионального роста педагога дополнительного образования как форма повышения педагогической компетентности педагога»

УДК 371.3

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМА

ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Н.А. Тетькова

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального роста педагогов дополнительного образования в процессе его педагогической деятельности. Для развития педагогической компетенции педагогов дополнительного образования, эффективности ее совершенствования в образовательном учреждении необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств, педагогического опыта, активизирует профессиональное саморазвитие, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловливается стратегией современного образования и требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогов.

Ключевые слова: педагог, модель, профессиональное развитие, профессиональный рост, дополнительное образование, профессиональная компетенция.

MODEL OF INDIVIDUAL PROGRAM OF PROFESSIONAL

GROWTH OF ADVANCED TEACHER AS A FORM

OF IMPROVING TEACHER'S PEDAGOGICAL COMPETENCE

N. Tetkova

Abstract. The article is devoted to the problem of professional growth of teachers of additional education in the process of his pedagogical activity. To develop the pedagogical competence of teachers of additional education, the effectiveness of its improvement in an educational institution, it is necessary to create those conditions in which the educator is self-aware of the need to increase the level of his own professional qualities, pedagogical experience, activates the professional self-development of the teacher, as a result of which the skills of research activity are developed, In pedagogical activity. The urgency of the issue under consideration is determined by the strategy of modern education and the requirements for the level of professional competence of teachers.

Keywords: teacher, model, professional development, professional growth, additional education, professional competence.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями от 21.07.2014) [1], Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726 [2], возникает необходимость обновления внутренней структуры дополнительного образования, кооперации ресурсов

(программный, материально-технических,

кадровых, информационных). В связи с этим, российское образование на современном этапе претерпело ряд изменений, которые коснулись и подготовки педагога. Сегодня современной системе образования нужен педагог, который способен не просто приспосабливаться к определённым требованиям образовательного процесса, а педагог, призванный создавать благоприятные условия для формирования и развития личности современного ребенка [6].

Особое место в общем образовательном процессе отводится дополнительному образованию, которое способствует развитию разносторонней личности.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; организация деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию знаний; развитие познавательной активности, ответственности; формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми; социализация и адаптация к жизни в современном обществе.

Современный педагог дополнительного образования должен быть мобильной, самостоятельной и разносторонней личностью. Он имеет знания и навыки не только в области компьютерных и современных образовательных технологий, но и владеет новыми техниками, формами и методами обучения, выходящими за

рамки уроков; знает и понимает возрастные и психологические особенности ребенка, с помощью которых создает творческую и увлекательную атмосферу на занятии. Сегодня общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Позитивное содержание компетентностей можно

рассматривать как социальный заказ современного российского общества на формирование социально-адаптированной

личности. Добиться предоставления такого уровня образовательных услуг может только специалист, обладающий сам таким набором компетентностей.

Таким образом, изменения, происходящие в современной системе образования, требуют повышение квалификации и профессионального роста педагога дополнительного образования, т.е. его профессиональной компетентности.

Оптимальный вариант управления собственным профессиональным ростом -«Индивидуальная образовательная программа педагога». Создание индивидуальной образовательной программы позволит вместо случайного набора мероприятий построить обоснованную систему взаимосвязанных мер, обеспечивающих профессиональный рост. Проект «Модель индивидуальной программы профессионального роста педагога

дополнительного образования как форма повышения педагогической компетентности педагога Центра индивидуального развития» является единичным проектом программы развития «От эффективности и качества педагогической деятельности к

профессиональному и жизненному

самоопределению учащихся».

Основанием для разработки проекта являются следующие нормативные документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);

- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. [3];

- распоряжение Правительства Российской

Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

- Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 г.;

- Постановление Администрации г. Сургута от 21 декабря 2012 г. N 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования, подведомственными департаменту образования Администрации города» [4];

- Устав образовательного учреждения.

Цель программы: организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения через создание индивидуальной программы профессионального роста.

Индивидуальная программа профессионального роста состоит из трех глав.

Глава 1. Рефлексия.

Рефлексия - очень сложный процесс. Ответить на вопросы: Что я умею? Насколько хорошо? Что не умею? Нужно ли мне это знать, уметь? Зачем? - очень сложно, но задать эти вопросы себе еще сложнее, поэтому мы предлагаем опросник, который позволит определить уровень своей компетентности, умений, притязаний. Данный опросник может быть дополнен положениями актуальными для педагога, например, могу ли я противостоять стрессам? Правильно ли распределяю свое рабочее время? Умею ли выстраивать межличностные отношения?

Глава 2. Собственная образовательная программа.

В этой главе раскрывается вся самостоятельная деятельность педагога по реализации программы, см. табл. 1.

Таблица 1. - Моя образовательная программа

Образовательные задачи Программа деятельности Сроки реализации Примечания

1. Освоить техники противостояния манипуляциям 1. Ознакомиться с соответствующей литературой. 2. Обратиться к психологу за рекомендациями. 3. Сделать запрос на организацию курсов. 4. Посетить платный тренинг Сентябрь-декабрь 2015 года 1. Посетила курсы «Современный лидер публичной власти». Процесс овладения долгий, необходимо время!!

2. Познакомиться с понятием ...

Глава 3. Трансляция собственного опыта (реализация возможности обучить других).

4. Приложения. Составляется по личным предпочтениям педагога: благодарственные письма, грамоты, документы, подтверждающие участие в конкурсах, работы учащихся.

Для эффективной реализации программы были определены следующие этапы:

1 этап (2014 - 2015 год) - диагностический: определение проблемы, темы, цели; изучение и анализ педагогической литературы по проблеме проекта; разработка макета индивидуальной программы профессионального роста.

2 этап (2015 - 2018 год) - практический: реализация ведущих направлений проекта;

Каждое мероприятие педагогом анализируется и фиксируется, см. табл. 2.

апробация программы профессионального роста педагога; внесение изменений и дополнений.

3 этап (май - июнь 2018 год) - аналитический: систематизация и обобщение результатов работы; представление результатов проекта

педагогической общественности города.

В целях формирования единого подхода к управлению реализацией программы и, как следствие, достижения планируемых результатов, сформирована единая система управления реализацией программы на уровне образовательной организации, см. табл. 3.

№ Содержание мероприятий Сроки Ответственные

1. Определение проблемы, цели, содержания проекта Январь 2015 Директор; заместители директора

2. Разработка макета программы профессионального роста педагога Январь - февраль 2015 Заместители директора

3. Рассмотрение, утверждение макета программы на совещании при директоре Февраль 2015 Заместители директора

4. Рассмотрение, утверждение индивидуальных программ педагогов Сентябрь - октябрь2015 Методист

5. Организация семинара «Особенности составления программ профессионального роста» Сентябрь 2015 Методист

6. Анализ промежуточных результатов реализации проекта Май-июнь 2016 Заместители директора по УВР; методист

7. Коррекция результатов реализации проекта Август 2016 Заместители директора

8. Методическое сопровождение деятельности педагогов по работе над программой профессионального роста В течение реализации проекта Методист

9. Организация внутрифирменного повышения квалификации педагогов В течение реализации проекта Заместители директора по УВР; методист

10. Презентация промежуточных результатов В течение реализации проекта Методист

Таблица 2. - Трансляция собственного опыта

Тема Способы работы Целевая группа Примечания

1.Организация индивидуальной работы на занятии Открытое занятие Педагоги дополнительного образования

Таблица 3. -Механизм реализации проекта (дорожная карта). Содержание работ, выполняемых в рамках реализации единичного проекта

Продолжение таблицы 3

11. Подведение итогов реализации проекта Май 2018 Заместители директора

12. Систематизация и обобщение результатов работы, формулировка основных теоретических и практических выводов, представление результатов проекта педагогической общественности Май-июнь 2018 Директор; заместители директора

На 1 этапе реализации программы приняли участие 26 педагогов дополнительного образования МБОУ ДО «Центр индивидуального развития».

Для определения уровня профессиональной компетентности педагогам были предложены анкеты для самодиагностики:

- «Педагогическая оценка и самооценка готовности педагогов к инновационной деятельности», где определены степени проявления разных характеристик: мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности к инновационной деятельности, индивидуальные особенности личности. Анализ ответов показал следующие результаты: средняя степень готовности педагогов к инновационной деятельности (3,1 балла из 5).

- «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению

Результаты диагностики показали, что профессиональная компетенция педагогов дополнительного образования находится в большей степени на промежуточном уровне. Педагог адекватно реагирует на новшества, происходящие в образовании, есть готовность и желание внедрять в педагогическую деятельность инновационные технологии; считает

приоритетной задачей создание соответствующих санитарно-гигиенических условий,

благоприятного психологического климата; обладает знаниями теоретических и методологических основ преподаваемого предмета на хорошем уровне. Но, в то же время, испытывает стремление и потребность к обучению, профессиональному развитию, повышению квалификации и профессиональному росту.

На 2 этапе реализации и апробации программы педагогам дополнительного образования были предложены повторно анкеты для анализа промежуточных результатов реализации проекта.

новшеств», - обработав результаты, мы установили, что у 52% педагогов преобладают мотивы к самовыражению,

самосовершенствованию и участию в инновационных процессах.

Результаты анкетирования позволяют нам сделать вывод: чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Для измерения эффективности реализации программы и проведения дальнейшего мониторинга нами бал использован программный инструмент СОНАТА-ДО, в котором определены уровни профессиональной компетенции (базовый, промежуточный, профессионал). Так, в процессе стартовой диагностики были выявлены следующие результаты, см. табл. 4.

Анализ ответов на вопросы анкеты «Педагогическая оценка и самооценка готовности педагогов к инновационной деятельности дала следующие результаты: средняя степень готовности педагогов к инновационной деятельности (4,2 балла из 5).

По результатам анкеты «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», у 64% педагогов преобладают мотивы к самовыражению, самосовершенствованию и участию в инновационных процессах.

На наш взгляд, программа

профессионального роста педагога

дополнительного образования способствует [5]:

- систематизации деятельности педагога по повышению собственной компетентности;

- стимулированию целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры; использованию ими современных педагогических технологий;

Таблица 4. - Уровневая характеристика профессиональной компетентности педагога

Базовый Промежуточный Профессионал

Ценностно-смысловая компетенция 32% 52% 16%

Компетенция здоровьесбережения 36% 41% 23%

ИКТ-компетенция 14% 53% 33%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационно -коммуникативная 11% 58% 31%

компетенция

Учебно-познавательная компетенция 16% 49% 35%

- повышению эффективности и качества педагогического труда;

- выявлению перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- расширению спектра предоставляемых учреждением платных образовательных услуг;

- повышению процента участия обучающихся в конкурсах различного уровня;

- стимулированию участия педагогов учреждения в конкурсах педагогического мастерства.

Таким образом, внедрение проекта «Индивидуальная образовательная программа

педагога» позволит оценить ресурсный потенциал педагогов дополнительного образования в МБОУ ДО «Центр индивидуального развития» в области эффективности их деятельности, выявить сильные и слабые стороны, обозначить проблемные зоны - точки дальнейшего развития педагогической компетентности педагога. Такая информация позволит администрации принять грамотные управленческие решения и внести определенные изменения в организацию и содержание деятельности педагогической системы.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014).

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.

4. Постановление Администрации г. Сургута от 21 декабря 2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта

качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования, подведомственными департаменту образования Администрации города».

5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.

6. Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 г.

Сведения об авторе:

Тетькова Наталья Алексеевна (г. Сургут, Россия), аспирант БУ ВО «Сургутский государственный университет», e-mail: t_n_a@list.ru

Data about the author:

N. Tetkova (Surgut, Russia), Post-graduate student of BU VO "Surgut State University", e-mail: t_n_a@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.