Научная статья на тему 'Оценка профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и их деятельности по обеспечению качества образования'

Оценка профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и их деятельности по обеспечению качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семибратова И. А.

В статье представлена характеристика системы оценки качества профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации дополнительного образования. Автором указываются основные задачи одной из подпрограмм программы развития учреждения, направленной на повышение качества деятельности педагогических работников. Описывается процедура оценки профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, представлен используемый диагностический инструментарий. На основании анализа профессиональной деятельности педагогов и их профессиональных затруднений определены актуальные индикативные показатели реализации подпрограммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семибратова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и их деятельности по обеспечению качества образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И.А. Семи братова

В статье представлена характеристика системы оценки качества профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации дополнительного образования. Автором указываются основные задачи одной из подпрограмм программы развития учреждения, направленной на повышение качества деятельности педагогических работников. Описывается процедура оценки профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, представлен используемый диагностический инструментарий. На основании анализа профессиональной деятельности педагогов и их профессиональных затруднений определены актуальные индикативные показатели реализации подпрограммы.

Ключевые слова; качество образования, внутренняя система оценки качества образования, программа развития, образовательная, организация дополнительного образования, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования.

Качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень его соответствия образовательным стандартам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [6, ст. 2].

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует организация дополнительного образования на изменения внешней среды и потребности общества. Обеспечение должного качества может быть достигнуто благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех её элементов.Одним из таких элементов является профессиональная компетентность педагогов допол-

нительного образования. Качество предоставляемых образовательных услуг находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

Профессия педагога многофункциональна по своей сущности: одновременно она является управляющей и реформирующей, т.е. поднимающей на качественно новый уровень. Этот масштабный функционал профессии педагога предполагает, прежде всего, наличие должного уровня компетентности в управлении общим процессом развития личности.

В нашем учреждении (Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» города Аши, далее - МКУДО «СЮТ») внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), в том числе и оценка профессиональной деятельности педагогов, формировалась с опорой на следующие нормативные документы различных уровней:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г, № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

3. Постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы».

4. Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. №01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области».

5. Устав и локальные акты МКУДО «СЮТ» (положение по ВСОКО, приказ о создании рабочей группы).

Следует также отметить, что «подбор инструментария и процедур внутренней

системы оценки качества образования в первую очередь обусловливается необходимостью новых требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов» [ 1, с. 23]. В связи с этим, формируя в учреждении систему оценки профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, конечно же, нельзя было обойти стороной «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ Приказ Лг9 б13н от 8.09.2015 г. (Профстандарт).

Профстандарт подразумевает организацию деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ [5].

Чтобы встроиться в новую систему отношений и соответствовать новым требованиям Профстандарта, педагог дополнительного образования должен быть вооружён соответствующими знаниями, умениями и трудовыми действиями, направленными на обеспечение качества дополнительного образования.

ВСОКО образовательной организации представляет собой совокупность организационных структу р, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на основе единых требований и принципов оценку образовательных результатов обучающихся, эффективность дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых образовательной организацией, и условий их реализации.

Объектами ВСОКО в МКУДО «СЮТ» выступают: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, принятые и реализуемые в МКУДО «СЮТ»;

условия их реализации (в т.ч. материально-техническое обеспечение образовательного процесса; воспитательная работа; профессиональная компетентность педагогов и их деятельность); образовательные результаты обучающихся.

С целью повышения качества деятельности педагогических работников и непрерывного профессионального развития, ведущих к повышению качества дополнительного образования, в нашем учреждении разработана программа развития, в которую включена подпрограмма «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников».

Задачи подпрограммы: повысить значимость самообразовательной деятельности педагогических работников и обеспечить их непрерывное профессиональное развитие;

сформировать систему повышения педагогического мастерства и инновационного потенциала педагогических и административных работников;

повысить эффективность управления инновационной деятельностью педагогических работников;

обеспечить разработку инновационных продуктов как результата педагогической деятельности специалистов МКУДО «СЮТ» г. Аши;

сформировать систему информирования широкой общественности о результатах инновационной деятельности по каналам средств массовой информации, посредством публикаций в различных изданиях и сети Интернет;

разработать диагностический инструментарий для изучения и объективной оценки пед агогиче ской д еяте льно сти;

обеспечить охват аттестацией не менее 90% пед агогиче ских работников;

обеспечить рост удельного веса первой и высшей категории в структуре профессиональной квалификации до уровня не менее 50%.

Основные мероприятия подпрограммы расписаны на срок реализации программы развития образовательной организации на 2018-2020 гг. С ними можно ознакомиться в

таблице № 1.

Таблица 1

Основные мероприятия по реализации подпрограммы «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников» МКУДО «СЮТ» г. Аши

№ по Мероприятие Сроки Исполнители

1 Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников МКУДО «СЮТ» г. Аши 2018-2020 гт. Методист

2 Организация и проведение открытых Заместитель

учеоных занятии, мастер-классов. директора по УВР.

творческих мероприятии для педагогических работников системы 2018-2020 гг. методист, педагоги

образования Ашинского муниципального

района

3 Проведение индивидуальных и групповых консультаций 2018-2020 гг. (по мере нео бхо димос ти) Методист

4 Разработка плана-графика повышения Заместитель

профессиональной компетентности педагогических работников МКУДО Январь 2018 г. директора по УВР, методист

«СЮТ» г. Аши

5 Разработка персонифицированных программ повышения квалификации Заместитель директора по УВР.

педагогических работников МКУДО 2018 г. методист

«СЮТ» г. Аши с учетом их

профессиональных затруднений

6 Разработка плана-графика аттестации Заместитель

педагогических работников МКУДО Январь 2018 г. директора по УВР.

«СЮТ» г. Аши методист

7 Проведение конкурса на лучшее учебно-методическое обеспечение образовательной программы Ежегодно Педагога

8 Участие педагогических работников Заместитель

МКУДО «СЮТ» г. Аши в конкурсах профессионального мастерства 2019 г. директора по УВР. методист, педагоги

- «Сердце отдаю детям»

- «Воспитать человека»

Содержание процедуры оценки профессио- цию педагогов; отношение и готовность к

нальной компетентности педагогов и их повышению педагогического мастерства

деятельности по обеспечению требуемого (наличие и систематичность прохождения

качества образования в МКУДО «СЮТ» курсов повышения квалификации (в соотве-

осуществляется в соответствии с регламентом тствии с графиком в объеме не менее 72 часов);

оценки профессиональной деятельности повышение педагогического мастерства и

педагогов дополнительного образования трансляция педагогического опыта (участие в

МКУДО «СЮТ», который включает: аттеста- конкурсах профессионального мастерства,

участие в работе методических объединений и РМО, публикации т.д.); образовательные достижения обучающихся.

Критерии деятельности труда педагогов выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности учреждения. В МКУДО

«СЮТ» разработан и внедрен диагностический инструментарий, используемый для оценки профессиональной деятельности педагогов: диагностическая карта (таблица 2), карта комплексной диагностики (таблица 3), рейтинговый лист оценки качества труда педагогов МКУДО «СЮТ» (таблица 4).

Таблица 2

Диагностическая карта педагога

1. ФИО педагога_

2. Проводимые в отчетный период открытые занятия, мероприятия + фотоотчет:

№ пп Дата Тематика мероприятия

3. Ваше личное участие е мероприятиях, проводимых внутри учреждения (заседания МО: педсоветы, семинары, олимпиады, конкурсы, выставки, предметные недели): __

№ пп Дата Название мероприятия Форма участия

4. Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня

(институциональный, муниципальный региональный, федеральный международный).

№ п/п Дата Уровень мероприятия Название мероприятия Количество участников Призовые места

5. Организация раооты с детьми ОВЗ

Реализация ооразовательной программы

Учебно-досуговая деятельность

6. Яичный профессиональный и творческий рост педагога (посещение курсов, семинаров, РМО, мастер-классоЕ по профилю работы муниципального и другого уровня, участие в конкурсах мастерства, грантах, городских (и выше)).

№ п/п Название мероприятия Уровень

7. Представление собственного педагогического опыта (устная презентация,

№ п/п Место размещения Название публикации Уровень

8. Формирование положительного имиджа учреждения.

Представительство учреждения на различных уровнях (жюри, экспертные группы, комиссии, работа круглых столов и пр.)

№ п п Название мероприятия Дата

9. Имеющиеся награды (грамота Управления образованием AMP, грамоты Законодательного собрания Челябинской области, грамоты Министерства образования и науки Челябинской области, грамота Министерства образования и науки РФ, и другие)._

№ п/п Уровень награды Дата и номер документа

Таблица 3

Карта комплексной диагностики (разработана ГБУ ДПО ЧИППКРО)

1.Ф. И. О. педагога: Уровень образования: Стаж работы педагога: Квалификационная категория:

Диагностические блоки Области профессиональных затруднений педагогов Состав диагностических блоков Содержание профессиональных затруднений педагога Балты

Общепедагогическая Владение современными образовательными технологиями

Владение технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов

Владение методическими приемами, педагогическими средствами и их совершенствование

Умение работать с информационными источниками

Умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию

Группа научно-теоретических профессиональных затруднений Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета

Знание методов науки преподаваемого предмета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знание истории развития науки и современных ее достижений

Область методических профессиональных затруднений Знание методов и приемов обучения детей предмету деятельности

Знание форм организации обучения детей

Знание средств обучения детей

Группа психологопед агогическнх профессиональных затруднении Знание психологических особенностей детей

Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития ооучаюшихся

Знание теоретических основ педагогики

Знание педагогических технологий

Коммуникативные профессиональные затруднения педагогов Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействии с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

Умение убеждать, аргументировать свою позицию

Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Эмоциональное выгорание

Уровень профессиональных затруднений О о ласти профессиональных затруднении

Обшепе-дагоги-ческая Научно теоретическая Методическая Психолого-педагогическая Коммуникативная

Высокий уровень: ярко выраженные затруднения 0-3 0-1 0-2 0-2 0-2

Критический уровень: затруднения проявляются часто / достаточно выражены 4-8 2-4 3-6 3-6 3-6

Допустимый уровень: затруднения проявляются редко / недостаточно выражены 9-13 5-7 7-10 7-10 7-10

Оптимальный уровень: затруднения не проявляются, слабо выражены 14-15 8-9 11-12 11-12 11-12

Таблица 4

Критерии оценки качества и результативности труда педагога дополнительного образования

за период с_по 20_года

£ ^

о

ЧО

Параметры деятельности

Позитивные результаты реализации образовательных программ

л

IX

и И

а и * £

о И

X О

5 р-

- Е

Р 1

У £

Позитивные результаты

учебно-воспитательной

деятельности

о е

к

X «

р,

и о

О

а-О

Позитивные результаты участия в методической работе

Профессиональная компетентность педагога

т

г

X

о

X «

« «

Я |ц

и 1,

а в

? п

>> 7.

М

К

Интенсивность и напряженность работы

о н

| 2 О. и

а. и Р

3 о

Й н.

с я

о к

Г;

н

-е- Р.

§ о

о о) о\ д

2 « О рэ

Я нн

2 ^ Й о д

я « о Я о д

я

й О) СО

о ё

03 р

2ч ®

43 3

Р о

£ ^

2 я

ВЗ н

Я О)

И - институциональный уровень; М - муниципальный; О - областной; В - всероссийский

Д

4

X

о о н

5

д

О)

й р

т О Ч

о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й о д о й X X

н

О) й сг д о

4

о о о\

43 р

00 о

и р

д

5 йа

д д

X

й О) ¡54

О) й сг д о о н

5

Оценка профессиональной деятельности сиональиой компетентности педагогических

педагогов дополнительного образования работников» позволили сформулировать

МКУДО «СЮТ» и анализ их профессиональ- основные индикативные показатели реализа-

ных затруднений в соответствии с задачами ции подпрограммы (таблица 5). подпрограммы «Повышение уровня профес-

Таблица 5

Индикативные показатели реализации подпрограммы «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников»

Ко п/п Индикативные показатели Год реализации

2018 2019 2020

1 Доля педагогических работников, участвующих в работе районных методических объединений специалистов воспитания и дополнительного образования по направлениям деятельности (%) 20 35 50

1 л* Количество публикации в год (статей, пособий, рекомендаций, сборников методического и учебного характера) педагогов, разработанных в рамках участия б инновационных проектах различного уровня (ед.) 5 7 10

3 Количество изданных методических материалов в целях оказания организационно-методической помощи муниципальным образовательным организациям в год (ед.) 1 3 5

4 Доля педагогических работников, участвующих в проведении семинаров, мастер-классов, обобщающих опыт работы учреждения (° о) 10 20 30

5 Доля разработанных персонифицированных программ повышения квалификации (° о) 10 30 50

6 Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по профилю своей профессиональной деятельности от их общего числа (° о) 80 100 100

7 Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по специфике организации образования учащихся, имеющих особые образовательные потребности от их общего числа (%) 2 5 10

8 Доля аттестованных педагогов от их общего числа (%) 80 90 100

9 Доля педагогов, аттестованных на 1 и высшую квалификационную категорию от общего числа аттестованных педагогов (%) 40 50 60

10 Доля педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства от общего количества педагогов (%) 50 60 70

Поскольку обеспечение качества образования является прямой обязанностью образовательной организации, то обновление подходов к его определению требует совершенствования профессиональной компетентности всех работников образовательной организации, Педагог дополнительного образования является ключевой фигурой в обеспечении ВСОКО образовательной организации дополнительного образования. Показателями оценки качества могут выступать: позитивные результаты реализации образовательных программ, учебно-воспитательной деятельности, результаты участия в методической работе, профессиональная компетентность педагога и т.д. Выявленные по результатам ВСОКО трудности и успехи педагогов дополнительного образования, а также сформулированные выводы помогают установить высокую планку качества образования, формируя общее понятие качественного дополнительного образования.

Список литературы

1. Данельченко Т.А. Профессиональная деятельность педагогов дополнительного профессионального образования как объект внутренней системы оценки качества образования в условиях применения профессионального стандарта / Т.А. Данельченко, М.И. Соло-дкова, Е.В. Бенко // Отечественная и зарубежная педагогика. -2017.- №3(40). - С. 19-32.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г, № 1642 - URL: https : // www. garant. ru./ products/ipo/prime/doc/71 748426/ (дата обращения: 16.09.2019).

3. О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы: постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2017г. № 732-П». - URL: http : //doc s. cntd. ru / document/446623023 (дата обращения: 16,09.2019).

4. Об утверждении Концепции региональ-ной системы оценки качества образования

Челябинской области: приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 14,12.2016 г. № 01/3525 - URL: http://base.garant.ru/19803907/ (дата обращения: 16.09.2019).

5. Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых: приказ М-ва труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 61 Зн - URL: https://4vww.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71102914/#0 (дата обращения: 16,09.2019).

6. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.09.2019).

References

1. Danel'chenko T. A. Professional'naya deyatel'nost' pedagogov dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya kak ob"ekt vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v "usloviyah primeneniya professional'nogo standarta / T.A, Danel'chenko, M.I. Solodkova, E.V. Benko // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2017. - № 3 (40). -S, 19-32,

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie

obrazovaniya» : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 - URL: http s : // www .garant. га/products/ipo/prime/doc/71 748426/ (data obrashcheniya: 16.09.2019),

3. О gosudarstvennoy programme Chelyabinskoy oblasti «Razvitie obrazovaniya v Chelyabinskoy oblasti» na 2018-2025 gody: postanovlenie pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 28 dekabrya 2017g. № 732-P». - URL: http ://docs. cntd.ru/document/446623023 (data obrashcheniya: 16.09.2019).

4. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: prikaz Ministerstva Obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14,12.2016 g. № 01/3525 - URL: http://base.garant.ni/l 9803907/ (data obrashcheniya: 16.09.2019).

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta Pedagog dopolniternogo obrazovaniya detey i vzroslyh: prikaz M-va truda i sotsial'noy zashchity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 613n -URL : http s : //www, garant. ru/produc ts/ipo/prime/ doc/71102914/#0 (data obrashcheniya : 16.09.2019).

6. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon Лг» 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 15.09.2019).

Сведения об авторе Семибратова Ирина Александровна -заместитель директора по УВР МКУДО «СЮТ», Челябинская обл., г. Аша

Information about author Semibratova I.A. - Deputy Director in Educational and Methodological Work of Municipal State-Owned institution of Additional Education «Centre of Young Engineers», Asha

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.