Научная статья на тему 'Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации'

Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE / КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ / PARENTS INTERACTION CULTURE / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NON-FORMAL EDUCATION / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирдянова Анна Александровна

В период модернизации системы образования и принятия важнейших государственных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования, Федеральной программы развития образования, утверждения «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых», «Стратегии развития воспитания до 2025 года» возрастает актуальность профессионального развития педагога в учреждении дополнительного образования. Система повышения квалификации доминантной задачей определяет непрерывное развитие и повышение профессионально важных качеств специалиста-педагога. Развитие приоритетного направления системы образования, ориентированного на поддержку семейного воспитания и тесное сотрудничество с родителями в образовательном процессе, требует от педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования специальных профессиональных компетенций по работе с семьей. Эффективность реализации педагогом трудовых функций в отношении взаимных действий педагога с родителями по развитию и воспитанию ребенка характеризуется уровнем сформированности его собственной культуры взаимодействия с родителями в педагогическом процессе. Изучение профессионализма педагогов дополнительного образования по вопросам организации сотрудничества с родителями в педагогической науке рассматривается с различных позиций. Экспериментальное исследование, направленное на разработку и реализацию системы формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации в условиях неформального образования, представляется теоретически и практически значимым. Автор раскрывает ведущее понятие исследования «культура взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями», описывает содержание этапов исследования: констатирующий, формирующий, контрольный и полученные результаты эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирдянова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS CULTURE OF INTERACTION WITH PARENTS IN PROCESS OF INCREASING QUALIFICATION

In the period of modernization in education system and adoption of the most important state documents: the Law on Education in the Russian Federation, the Federal State Standards for General and Professional Education, the Federal Program for the Development of Education, the approval of the "Professional Standard for the Teacher of Additional Education for Children and Adults", "Strategies for the Development of Upbringing up to 2025 The urgency of professional development of the teacher in the establishment of additional education is growing. The system of professional development of the dominant task determines the continuous development and enhancement of the professionally important qualities of the specialist educator. The development of the priority direction in the education system, oriented towards supporting family education and close cooperation with parents in the educational process, requires teachers, working in institutions of additional education, having special professional competences for work with family. The effectiveness of the teacher's labor function performance in relation to the teacher's mutual actions with parents in the child development and upbringing is characterized by the level of the formation of his own culture of interaction with parents in the pedagogical process. The study of the additional education teachers professionalism on the issues of organizing cooperation with parents is viewed from various positions in pedagogical science. An experimental study aimed at developing and implementing a system for the formation of an additional education teachers in the culture of interaction with parents in the process of improving their qualifications in the conditions of non-formal education appears to be theoretically and practically meaningful. The author reveals the leading concept of the study "the culture of interaction between the teacher of additional education and parents", describes the content of the research stages: ascertaining, forming, control and obtained experimental results.

Текст научной работы на тему «Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации»

Кирдянова Анна Александровна ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ...

УДК 371.14

ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© 2017

Кирдянова Анна Александровна, магистрант, заместитель директора по научно-методической работе «Дом учащейся молодежи «Икар» городского округа Тольятти Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В период модернизации системы образования и принятия важнейших государственных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования, Федеральной программы развития образования, утверждения «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых», «Стратегии развития воспитания до 2025 года» возрастает актуальность профессионального развития педагога в учреждении дополнительного образования. Система повышения квалификации доминантной задачей определяет непрерывное развитие и повышение профессионально важных качеств специалиста-педагога. Развитие приоритетного направления системы образования, ориентированного на поддержку семейного воспитания и тесное сотрудничество с родителями в образовательном процессе, требует от педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования специальных профессиональных компетенций по работе с семьей. Эффективность реализации педагогом трудовых функций в отношении взаимных действий педагога с родителями по развитию и воспитанию ребенка характеризуется уровнем сформи-рованности его собственной культуры взаимодействия с родителями в педагогическом процессе. Изучение профессионализма педагогов дополнительного образования по вопросам организации сотрудничества с родителями в педагогической науке рассматривается с различных позиций. Экспериментальное исследование, направленное на разработку и реализацию системы формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации в условиях неформального образования, представляется теоретически и практически значимым. Автор раскрывает ведущее понятие исследования «культура взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями», описывает содержание этапов исследования: констатирующий, формирующий, контрольный и полученные результаты эксперимента.

Ключевые слова: педагог дополнительного образования, повышение квалификации, профессионально-педагогическая культура, культуры взаимодействия с родителями, неформальное образование, учреждение дополнительного образования.

FORMATION OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS CULTURE OF INTERACTION WITH PARENTS IN PROCESS OF INCREASING QUALIFICATION

© 2017

Kirdyanova Anna Aleksandrovna, postgraduate student, Deputy Director for scientific and methodical work «House of studying youth «Icarus» urban district of Togliatti Togliatti state University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya St., 14, e-mail: [email protected])

Abstract. In the period of modernization in education system and adoption of the most important state documents: the Law on Education in the Russian Federation, the Federal State Standards for General and Professional Education, the Federal Program for the Development of Education, the approval of the «Professional Standard for the Teacher of Additional Education for Children and Adults», «Strategies for the Development of Upbringing up to 2025 The urgency of professional development of the teacher in the establishment of additional education is growing. The system of professional development of the dominant task determines the continuous development and enhancement of the professionally important qualities of the specialist educator. The development of the priority direction in the education system, oriented towards supporting family education and close cooperation with parents in the educational process, requires teachers, working in institutions of additional education, having special professional competences for work with family. The effectiveness of the teacher's labor function performance in relation to the teacher's mutual actions with parents in the child development and upbringing is characterized by the level of the formation of his own culture of interaction with parents in the pedagogical process. The study of the additional education teachers professionalism on the issues of organizing cooperation with parents is viewed from various positions in pedagogical science. An experimental study aimed at developing and implementing a system for the formation of an additional education teachers in the culture of interaction with parents in the process of improving their qualifications in the conditions of non-formal education appears to be theoretically and practically meaningful. The author reveals the leading concept of the study «the culture of interaction between the teacher of additional education and parents», describes the content of the research stages: ascertaining, forming, control and obtained experimental results.

Keywords: teacher of additional education, professional development, professional and pedagogical culture, parents interaction culture, non-formal education, establishment of additional education.

В период модернизации системы образования Российской Федерации одним из актуальных направлений деятельности учреждений дополнительного образования является профессиональное развитие педагога.

Успешное решение задач системы дополнительного образования во многом зависит от качества взаимодействия семьи и образовательного учреждения. «Концепцией развития дополнительного образования детей» (2014 г.) подчеркнуто, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования следует выстраивать с опорой на инициативы детей и семьи, рассматривать ресурсы семейных сообществ как один из основных механизмов развития системы дополнительного образования.

В связи с этим, одной из задач профессиональной

подготовки педагога является формирование у него культуры взаимодействия с субъектами образовательного процесса, как с учащимися, так и родителями. Эта задача закреплена и в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых» (2015 г.).

Необходимость осуществления педагогами взаимодействия с родителями актуализирует перед учреждениями дополнительного образования задачи по научно-методическому сопровождению их профессионального развития в процессе непрерывной педагогической деятельности.

В настоящее время профессионально-педагогическая культура педагога все чаще становится предметом педагогических исследований различного уровня,

Кирдянова Анна Александровна! педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ... науки

структуры и направленности [1].

Исследователи В.А. Бенин [2], Е.В. Бондаревская [3], И.Ф. Исаев [4], В.А. Сластёнин [5], С.Д.Эльканова [б], рассматривают культуру взаимодействия с родителями как важную часть профессионально-педагогической культуры педагога. Профессионально-педагогическая культура (по определению И.Ф. Исаева) - мера и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах творческой деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий [4].

Е.В. Бондаревская [3] считает, что педагогическая культура на уровне личности, - это общение двух индивидов в ходе передачи человеческой культуры.

В.Л. Бенин [2] в ходе изучения понятия «профессионально-педагогическая культура» отмечает, что ее уровень определяется тем, в какой мере человек играет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов, среди которых он выделяет объем знаний, которыми обладает человек, его жизненный опыт, человеческую мудрость, навыки и умения передачи собственных представлений [2].

В исследованиях Л.В. Байбородовой, В.В. Белкиной [7], Т.К. Ким [8], М.Н. Недвецкой [9], О.А. Щекиной [10], посвященных сотрудничеству школы, учителей и семьи, научном труде Т.К. Говорушиной [11], раскрывающем особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования и родителей, акцентируется внимание к организации взаимодействия с родителями на основе совместной деятельности, демократических взаимоотношений, согласованности ценностных ориен-таций в воспитании ребенка, а также профессиональной подготовки педагога к работе с семьей.

Вместе с тем, в своих работах Л.Н. Буйлова [12], Е.Г. Вуколова [13], И.В. Руденко[14], О.В. Ройтблат [15] раскрывают основные аспекты повышения квалификации педагогических работников системы образования и указывают на возможность формирования у педагогов профессиональных компетентностей как в учреждениях дополнительного профессионального образования, в процессе освоения курсовой подготовки, так и в условиях неформального образования.

Выявленная проблема исследования: какова система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации, способствовала формулировки цели исследования. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями.

В процессе исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было уточнено ведущее понятие «культура взаимодействие педагога с родителями», которое рассматривается как интегральное качество личности, основанное на специальных профессиональных компетенциях, предполагающих наличие мотивации, психолого-педагогических знаний, способности к взаимопониманию, добрым, гуманным взаимным действиям по развитию и воспитанию ребенка.

Опираясь в исследовании на метод моделирования на основе концептуальных положений системного, ан-драгогического, компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов спроектирована система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации. Организация экспериментального исследования осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Опытно-экспериментальная часть исследования была организована на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом учащейся молодежи «Икар» городского округа 74

Тольятти (МБОУ ДО «Икар»). В исследовании приняли участие 40 педагогов учреждения. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 20 педагогов, контрольную (КГ) - также 20 педагогов.

Для измерения уровня сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования определились критерии и показатели, разработана программа исследования. Разработка инструментария для организации диагностического исследования осуществлялась в соответствии с выделенными критериями и показателями сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования. Методики исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Методики исследования уровня сформи-рованности культуры взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями

Критерии Показатели Методики

М слива цио нный Готовностьк изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями Самооценка профессионально-педагогическоймотивации {адаптирована НИ Фетискиным)

Когнитивный Владение знаниями о нормативно-правовых документах в области Владение знаниями о содержании Владение знаниями о современных педагогических технологиях взаимодействия с р одителями «Карта самооценки профессиональной компетентно сти педагога дополнительного образования»

Деятельностный Владение организацнонно-педагогическнми умениями по взаимодействию с р одителями Владение пр ограммно-методиче скими умениями по педагогическому взаимодействию с р одителями «Карта самооценки профессиональной компетентно стипедагога дополнительного образования» Методика «Уровень программнс-методического обеспечения образовательного процесса в УДОД» (Т.А.Барышева,И.О. Сеничева)

Коммуникативный Способность к коммуникативному взаимодействию: проявление д обр ожел а т ельн о ста, заинтересованности, открыто ста, дифференцированностав общении Диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева)

При изучении уровня сформированности культуры взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями применялся метод количественной обработки результатов диагностики, который в отношении оценки уровня сформированности данной культуры позволил определить количественный показатель (высокий, средний, низкий). Показатели высокого, среднего и низкого уровня сформированности каждого критерия культуры взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями переводились с помощью бальной системы, путем присвоения каждому из уровней определенных баллов (высокий - 3 балла; средний - 2 балл; низкий - 1 балл) и соотнесением суммарного количества набранных баллов по каждому из критериев (мотивационному, когнитивному, деятельностностному, коммуникативному) с количественными и качественными показателями уровней:

- высокий уровень (12-11 баллов) обозначает, что мотивационная готовность педагога характеризуется профессиональной потребностью и стремлением к глубокому изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями; педагог владеет системными знаниями о содержании семейного воспитания, нормативно-правовых документов и современных педагогических технологиях взаимодействия с родителями, проявляет высокий уровень эффективности педагогических коммуникаций с родителями и детьми, осознанно владеет полным комплексом организационно-педагогических и программно-методических умений по взаимодействию с родителями;

- средний уровень (10-6 баллов) характеризует педагога с мотивационной готовностью, выраженной функциональным интересом или развивающимся любопытством, стремлением к поверхностному, ситуативному изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями, педагог владеет базовыми знаниями о содержании семейного воспитания, нормативно-правовых документов и современных педа-

Кирдянова Анна Александровна ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ...

гогических технологиях взаимодействия с родителями, имеет средний уровень эффективности педагогических коммуникаций с родителями и детьми, частично владеет комплексом организационно-педагогических и программно-методических умений по взаимодействию с родителями;

- низкий уровень (5-4 балла)мотивационная готовность педагога характеризуется показной заинтересованностью, эпизодическим любопытством, равнодушным отношением и пассивностью к изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями; педагог владеет знаниями о содержании семейного воспитания, нормативно-правовых документов и современных педагогических технологиях взаимодействия с родителями на уровне представлений, проявляет низкий уровень эффективности педагогических коммуникаций с родителями и детьми, слабо владеет комплексом организационно-педагогических и программно-методических умений по взаимодействию с родителями.

Изучение на этапе констатирующего эксперимента наличного уровня сформированности критериев культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования (мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного) позволило выявить общий уровень сформированности культуры взаимодействия с родителями. Так, в экспериментальной группе (ЭГ) (55%) и контрольной группе (КГ) (50%) преобладает средний уровень сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования. У 25% педагогов ЭГ и 20% педагогов КГ выявлен высокий наличный уровень сфор-мированности культуры взаимодействия с родителями. Вместе с тем, 20% ЭГ и 30% КГ имеют низкий наличный уровень сформированности культуры взаимодействия с родителями. Наличие значительного количества педагогов, имеющих наличный средний уровень сформирован-ности культуры взаимодействия с родителями указала на необходимость планирования работы по повышению данного уровня и профессионализма педагогов в области взаимодействия с родителями.

Для формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями на основе спроектированной модели была разработана и проведена опытно-экспериментальная работа, заключающаяся в реализации системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации. На первоначальном этапе формирующего эксперимента была поставлена цель обучения, определены методологические подходы (системный, андраго-гический, компетентностный, деятельностный, личност-но-ориентированный), обозначены и осмысленны общедидактические и профессиональные принципы (систематичности и последовательности, научности обучения, сознательности и творческой активности обучающихся, совместной деятельности и учета индивидуальных особенностей, преемственности, модульности, самостоятельности, опоры на опыт обучающихся), отражающие особенности организации обучения педагоов дополнительного образования.

На содержательном этапе формирующего эксперимента проблема формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями решалась посредством разработки и реализации модульной программы повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями». Процесс обучения осуществлялся на рабочем месте в условиях неформального образования и обеспечивал практико-ориентированную деятельность испытуемых в ходе непосредственной их профессиональной деятельности. Программа, ориентированная на овладение технологиями организации педагогического взаимодействия с родителями при реализации образова-

тельного процесса в дополнительном образовании детей и взрослых, обеспечивала формирование специальных профессиональных компетенций:

ПК 1.1.1. Обосновывать целесообразность отбора современных педагогических технологий взаимодействия с родителями.

ПК 1.1.2. Формулировать и решать педагогические задачи при взаимодействии с различными категориями семей.

ПК 2.1.1. Использовать педагогические возможности и методику подготовки и проведения мероприятий, занятий для родителей.

ПК 2.1.2. Разрабатывать основные формы, методы, формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей.

ПК 2.1.3. Подбирать контрольно-измерительные материалы и методики диагностики для выявления представления родителей учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 3.1.1. Моделировать и устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации.

Дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями» предоставила возможность педагогам ЭГ пройти обучение по 3 модулям: «Теоретические основы взаимодействия педагога с родителями», «Технологии взаимодействия педагога с родителями», «Этика делового общения». Содержание каждого модуля предполагало теоретические и практические занятия, разнообразие форм обучения и самостоятельной работы, которые расширили и дополнили профессиональные компетенции испытуемых в области взаимодействия с родителями.

В ходе обучения по программе педагоги параллельно осваивали специальные профессиональные знания, умения и поэтапно разрабатывали педагогический проект, направленный на эффективное взаимодействие с родителями. Применение интерактивных форм проведения учебных занятий (мастер-классы, педагогические мастерские, семинары-практикумы, деловые игры, стажи-ровочная площадка, научно-исследовательские группы) позволили актуализировать знания обучающихся и получить практический опыт в поиске вариативных моделей по педагогическому взаимодействию с родителями. Все используемые методы обучения (интерактивные методы, моделирование педагогических ситуаций, тре-нинговые упражнения, деловые игры, рефлексия) были ориентированы на развитие самостоятельной практической деятельности педагогов и включали групповые методы обучения: работа в группах, парах. Практическая деятельность по составлению технологических карт в рамках изученных педагогических технологий по работе с родителями, способствовала формированию у педагогов ЭГ организационно-педагогических и программно-методических умений, составляющих деятельност-ный критерий культуры взаимодействия с родителями. Эффективной формой обучения педагогов послужил социально-психологический тренинг, в рамках которого у педагогов была возможность получить психолого-педагогические знания и непосредственно отработать в тренинговых упражнениях коммуникативные умения по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений с родителями. На этапах обучения по каждому модулю программы немаловажное место занимала трансляция педагогического опыта испытуемых - участников программы повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями». В процессе обучения педагоги ЭГ принимали участие в конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях, ярмарках

Кирдянова Анна Александровна ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ .

профессионального мастерства, что послужило важным мотивационным условием профессионального роста слушателей по работе с родителями.

Для эффективной реализации системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями был создан определенный комплекс условий: психолого-педагогических, организационно-педагогических, организационно-методических, кадровых и материально-технических.

С целью сравнения уровней сформированности критериев культуры у педагогов дополнительного образования- до и после реализации разработанной системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями проводился контрольный эксперимент.

Изучение на этапе контрольного эксперимента динамики уровня сформированности критериев культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования ЭГ и КГ: мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного позволило определить преобладание высокого уровня сформиро-ванности культуры взаимодействия с родителями после реализации формирующего эксперимента.

Педагоги дополнительного образования продемонстрировали количественное и качественное улучшение по всем критериям. Низкий уровень сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования уменьшился на 5%, средний на 30%, высокий уровень, в свою очередь, увеличился на 35%. Таким образом, в ЭГ доминирует высокий уровень (65%). Однако в КГ уровень сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов остался на среднем уровне (55%).

Таким образом, результаты эксперимента показали положительную динамику сформированности каждого критерия при условии реализации системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями, содержательным компонентом которой является программа повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями».

Проведенное исследование доказывает, что разработанная и апробированная на практике система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации является эффективной и может применяться в образовательном процессе как научно-методический ресурс профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования для реализации новых профессиональных задач по обеспечению взаимодействия с родителями, обусловленных внедрением «Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акопян, А.В. Профессионально-педагогическая культура в трудах отечественных педагогов / А.В. Акопян // Теория и практика общественного развития. -2013. - №12. - С. 71.

2. Педагогическая культура. Коллективная монография. / Отв. редакторы В. Л. Бенин, В. В. Власенко. - СПб: Эйдос, 2012. - 730 с.

3. Акопян, А.В. Концепция педагогической культуры Е.В. Бондаревской / А.В. Акопян // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2013. - №1. - С.67-75.

4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. Пособие для студ. вузов / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

5. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 - 576 с.

6. Эльканова, С.Д. Профессионально-педагогическая культура и ее основанные компоненты / С.Д. Эльканова // Образование. Наука. Инновации: Южное

измерение. - 2013. - №5. - С.195-200.

7. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В. Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса / Л.В. Байбородова, В.В. Белкина //Ярославский педагогический вестник. -

2014. - №1. - С.18-25.

8. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким.-М.: Прометей, 2013. - С.49-51.

9. Недвецкая, М.Н., Вострикова, М.В. Воспитательный потенциал педагогического просвещения школьников / М.Н. Недвецкая, М.В. Вострикова // Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании: материалы научно-практической конференции с международным участием. - 2016. -С.289-295.

10. Щекина, О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания / О.А. Щекина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -

2015. - №1. - С.80-83.

11. Говорушина, Т.К. Концептуальные основания управления качеством взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей / Т.К. Го-ворушина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №1. - С.68-72.

12. Буйлова, Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования города Москвы в современных условиях / Л.Н. Буйлова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 6. - С.19-24.

13. Вуколова, Е.Г. Роль неформального образования для профессионального развития педагогов-экологов / Е.Г. Вуколова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С.205-207.

14. Руденко И.В. Информальные образовательные практики в подготовке педагогов к работе с детскими общественными объединениями //Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества: Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2016. - С. 108-116.

15. Ройтблат, О.В. Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования / О.В. Ройтблат // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С.190-192.

Статья поступила в редакцию 13.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.