Научная статья на тему 'Оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей: к постановке проблемы'

Оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценивание / оценка / объекты оценивания / деятельность педагога / педагог как менеджер / педагогические атрибуты профессиональной деятельности / библиотека компетенций / профиль педагога / профессиональная позиция / самоисследование. / assessment / evaluation / objects of evaluation / teaching activity / teacher as a manager / pedagogical attributes of profes- sional activity / library of competencies / teacher profile / professional position / self-study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Лариса Геннадиевна

С введением нового профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» неизбежны реформы в системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и в сложившихся моделях аттестации педагогических кадров. Единого для всех организаций дополнительного образования плана перехода на новый стандарт нет и быть не может. Дополнительное образование детей всегда отличилось дистанцированностью от стандартов и типовых моделей, что выступало гарантией его неформализуемости. Поэтому какими будут сценарии аттестации педагогического персонала организаций, сказать сложно, но их выработка станет полезной, если организации сконцентрируют свои усилия не на подготовке к прохождению эпизодической аттестации, а на системе внутреннего управления качеством персонала. Изложен подход к определению понятия «профессиональная деятельность педагога» и пониманию сущности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, а также сформулированы проблемные суждения относительно оценки качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, связанные с введением профессионального стандарта. Главная цель исследования – не презентация готового решения, пригодного для всех, а приглашение к обсуждению темы ради сохранения уникального специалиста – педагога дополнительного образования детей, мастера своего дела, способного выступать в самых разных ролях, выстраивать отношения, постоянно адаптироваться и позиционировать себя в меняющемся мире. Для обсуждения предложены следующие идеи: рассматривать профессионально личностные качества педагога как конкурентное преимущество организации дополнительного образования детей; различать оценивание и оценку качества; признать различие и внутреннюю зависимость существенных характеристик, но взаимосвязанность и неотделимость друг от друга процессуальных циклов в профессиональной деятельности педагога (объектов оценивания); акцентировать внимание в оценивании качества на профессиональной позиции педагога и его деятельности по самооцениванию; разрабатывать внутриорганизационные системы оценивания качества профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Лариса Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Assessment of Additional Education Teachers’ Professional Activity: Formulation of the Problem

Introduction of the new professional standard “Teacher of additional education for children and adults” means that the reforms in the system of vocational training, advanced training and in the existing models of teaching staff certification are inevitable. There is no single plan for transition to the new standard for all organizations of additional education, and there cannot one. Additional education for children has always been distinguished by its distance from standards and standard models, which acted as a guarantee of its informality. Therefore, it is difficult to say what the scenarios for pedagogical staff of organizations’ certification will be, but their development can come useful if organizations focus not on episodic certification preparation, but on the system of internal personnel quality management. The article outlines the approach to definition of the concept of “professional teacher activity” and understanding the essence of professional activities of an additional education teacher for children, as well as formulates problematic judgments regarding quality assessment of additional education teachers’ professional activity associated with the introduction of a professional standard. The main goal of the article is not a presentation of a ready-made solution suitable for everyone, but an invitation to discuss the topic for the sake of preserving a unique specialist, that is “a teacher of additional education of children”, a professional in his/her sphere who is able to assume various roles, build relationships, constantly adapt and position him/herself in the changing world. Among the debatable ideas that we offer are: to consider professional and personal qualities of a teacher as the competitive advantages for organization of additional education for children; to distinguish between evaluation and quality assessment; to recognize the difference and internal dependence of the essential characteristics, interrelated and inseparable procedural cycles in a teacher’s professional activities (objects of assessment); focus attention on assessing the quality of professional position of a teacher and his/her self-assessment activities; to develop internal systems for assessing the quality of teachers’ professional activities.

Текст научной работы на тему «Оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей: к постановке проблемы»

АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.134

Оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей: к постановке проблемы

Л. Г. Логинова

Логинова Лариса Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогических технологий непрерывного образования, Московский городской педагогический университет, [email protected]

С введением нового профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» неизбежны реформы в системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и в сложившихся моделях аттестации педагогических кадров. Единого для всех организаций дополнительного образования плана перехода на новый стандарт нет и быть не может. Дополнительное образование детей всегда отличилось дистанцированностью от стандартов и типовых моделей, что выступало гарантией его неформализуемости. Поэтому какими будут сценарии аттестации педагогического персонала организаций, сказать сложно, но их выработка станет полезной, если организации сконцентрируют свои усилия не на подготовке к прохождению эпизодической аттестации, а на системе внутреннего управления качеством персонала. Изложен подход к определению понятия «профессиональная деятельность педагога» и пониманию сущности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, а также сформулированы проблемные суждения относительно оценки качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, связанные с введением профессионального стандарта. Главная цель исследования - не презентация готового решения, пригодного для всех, а приглашение к обсуждению темы ради сохранения уникального специалиста - педагога дополнительного образования детей, мастера своего дела, способного выступать в самых разных ролях, выстраивать отношения, постоянно адаптироваться и позиционировать себя в меняющемся мире. Для обсуждения предложены следующие идеи: рассматривать профессионально личностные качества педагога как конкурентное преимущество организации дополнительного образования детей; различать оценивание и оценку качества; признать различие и внутреннюю зависимость существенных характеристик, но взаимосвязанность и неотделимость друг от друга процессуальных циклов в профессиональной деятельности педагога (объектов оценивания); акцентировать внимание в оценивании качества на профессиональной позиции педагога и его деятельности по самооцениванию; разрабатывать внутриорганизационные системы оценивания качества профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: оценивание, оценка, объекты оценивания, деятельность педагога, педагог как менеджер, педагогические атрибуты профессиональной деятельности, библиотека компетенций, профиль педагога, профессиональная позиция, самоисследование.

йС1: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-196-202 Введение

Описать актуальность исследования - значит указать проблему в ее общеупотребительном смысле как вопроса или целого комплекса вопросов, на которые нет конкретного и полного ответа в контексте изменившейся реальности. В свою очередь, формулировка темы предполагает указание на проблему - она ее заостряет, фиксирует и, следуя авторскому замыслу, локализует в определенные рамки.

Предложенная тема «Оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей» сформулирована как проблема, которую, говоря словами А. Эйнштейна, нельзя решить на том же уровне, на котором она возникла. Отдавая себе отчет в том, что предложение пути разрешения обозначенной проблемы не может ограничиться одной статьей, удержимся в рамках постановки особо интересных на данный момент вопросов и субъективных ответов на них, идентифицируемых как гипотетические предположения.

Описание исследования

Первый вопрос - об определении или раскрытии содержания понятия «профессиональная деятельность педагога». Дискурс об определении профессиональной деятельности педагога, работающего в сфере дополнительного образования детей, длится со времени официального признания учреждений этой сферы, т. е. с 1992 г.

Однако до настоящего времени это понятие не имеет общепризнанного содержания. Более того, в законодательстве Российской Федерации нет его канонического определения. Остается только сослаться на несколько самых общих положений из теории права:

профессиональной деятельность - это деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенных подготовки и образования. Ведение этой деятельности связано со специальными должностными полномочиями за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета;

профессиональная деятельность - это вид трудовой деятельности человека, которую он может выполнять квалифицированно, поскольку владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы;

педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями. Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание.

К этому следует добавить установки Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которыми утвержден правовой статус педагогических работников и предопределен формат профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»:

дополнительное образование - вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека;

организации дополнительного образования ставят в качестве основной цели деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией ... и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

педагогический работник - один из участников общественных отношений по реализации права граждан на образование [1, гл. 1, ст. 2].

Сегодня профессия «педагог дополнительного образования детей и взрослых» официально приводится в соответствие с данной нормативной формулировкой с помощью стандарта профессиональной деятельности. При этом содержательное описание трудовых функций и действий педагога дополнительного образования детей выводится за рамки качества педагогической деятельности в пользу нового отношения к нему как к работнику организации - субъекту трудовых правоотношений, с которым наниматель заключает договор на условиях, определенных законодательством и локальными нормативными актами, закрепляющими за работником конкретные обязанности по предоставлению образовательных услуг.

Совладать с вызовами стандартизации и при этом сохранить свою «субкультуру свободы», как ее назвал Э. Гусинский, невозможно только с помощью привычных приемов демонстративной адаптации к внешним требованиям. Для каждой организации важно конвертировать требования профессионального стандарта в собственный контекст условий, традиций, эталонов корпоративной культуры, а значит, добровольно взять на себя ответственность за качество своих педагогических кадров, их деятельность и результаты, за раскрытие потенциала и способностей каждого, за планирование профессионального развития, но также и за качество условий, в которых проходит деятельность педагога.

С уверенностью можно сказать, что для принятия этой ответственности каждой организации дополнительного образования детей потребуются время, специальные усилия в поиске смыслов качества и способов достижения консенсуса мнений и точек зрения относительно внутриор-ганизационных норм оценивания качества профессиональной деятельности педагога.

Другой вопрос, входящий в проблему, - это описание специфики профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, т. е. дескриптивное описание качества этой деятельности, с помощью которого решаются задачи отличия и отграничения ее от всех иных.

Каждый представитель педагогической науки и практики, в той или иной степени причастный к становлению системы дополнительного

образования детей, внес свою лепту в обоснование специфики деятельности педагога, сущности его профессиональных качеств (понимаемых как свойства) и особенностей личности. В рамках каждой позиции разрабатывался и подход к оценке профессиональной деятельности педагога и ее результатов, выдвигались аргументы в пользу тех или иных аттестационных схем в соответствии с общим для всех федеральным порядком аттестации работников организаций образования с целью подтверждения уровня их квалификации, знаний и умений, профессионализма и продуктивности деятельности.

Оценка качества деятельности педагога и качества ее результатов попала в сферу интересов отечественной науки и одновременно практики управления с 1998 г., когда после получения легитимного статуса в системе отечественного образования учреждения дополнительного образования стали готовиться к аттестации. Свою лепту в этот процесс внесли Л. В. Байбородова, А. К. Бруднов, Л. Н. Буйлова, В. А. Горский, Б. А. Дейч, А. В. Золотарева, И. В. Калиш, А. В. Кисляков, Б. В. Куприянов, Г. А. Разбивная, М. И. Рожков, Е. В. Титова, А. Л. Уманский, А. В. Щетинская и многие другие.

К настоящему времени сказано и написано много, защищено не одно диссертационное исследование, а в организациях сложился устойчивый и эффективный навык разработки локальных актов, регулирующих оценочные действия. Для теоретических изысканий и практических действий приоритетны показатели не столько соответствия работника занимаемой должности, сколько сфор-мированности либо культуры, либо компететно-сти - психолого-педагогической (Л. В. Дунаева, И. И. Зарецкая, Е. В. Попова, С. Н. Шапошникова), профессиональной (Н. Н. Гущина, Р. П. Гуцалюк, О. Е. Лебедев), методической (З. А. Каргина), маркетинговой (Т. В. Анджапаридзе, С. В. Еремина), проектировочной (С. А. Ярмакеева) и др.

Однако целостное представление о сущности профессиональной деятельности такого уникального феномена российского образования, как педагог дополнительного образования детей, так и не достигло той «критической массы», которая позволила бы ему стать отдельной рубрикой в педагогической энциклопедии, обрести номинальную форму определения, быть легитимным в системе подготовки профессиональных кадров для системы отечественного образования.

Третий, но ключевой по значимости вопрос - оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей в ситуации стабилизации рыночных отношений, провозглашения принципов недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования и опционального выделения субсидий/субвенций организациям, предоставляющим услуги по реализации до-

полнительных общеобразовательных программ (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Нельзя сказать, что термин «оценивание» малоизвестен, но при этом на практике предпочтение отдается термину «оценка». Часто их используют как взаимозаменяемые с указанием на приоритетность того или иного значения (измерение, сравнение, отбор, ранжирование и пр.). До настоящего времени в образовании, не исключая и дополнительного образования детей, доминирует «образ» оценки как действия в рамках процедуры контроля, завершающегося оформленной каким-либо образом «отметкой» об успехах или недостатках. Эта традиция не только не ослабевает, но сегодня приобретает все большую силу, так как соединяется с финансовыми решениями относительно оценки качества педагогического труда или отчетностью по выявлению заданий.

В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля нет слова «оценка», но есть слово «оценивать», что значит - ценить, полагать, назначать цену, определять стоимость [2, с. 640]. Трактовка лапидарна, но в предложенной последовательности значений заложен важный смысл для понимания того, с чего надо начинать строить систему оценивания качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей: на первом месте ценность, а стоимость - на последнем.

Предложение решений

Принимая глубинный смысл этого суждения, предлагаем несколько идей принципиального порядка.

1. Профессиональная деятельность педагогов, их профессиональные и личностные качества являются конкурентным преимуществом каждой конкретной организации. Сегодня уже очевидно, что организации дополнительного образования детей конкурируют между собой в профессиональном развитии педагогических кадров. Поэтому основное назначение оценивания качества профессиональной деятельности - целенаправленное содействие развитию личности и профессиональному росту каждого работника, совершенствованию его деятельности.

В этой связи надо добиваться не просто выполнения режима повышения квалификации или профессиональной переподготовки, но непрерывного управленческого сопровождения:

- мотивации к самодвижению - осознанному стремлению к профессиональному росту, к соревнованию и совершенствованию, освоению умения постоянно «бросать вызов» самому себе и развивать способность быть инициатором действий, брать на себя обязательства, отвечая за свой выбор;

- готовности к самоорганизации, к своевременному ответу на множественные современные требования и вызовы конкурентной среды;

- конструктивных отношений педагога со всеми внутренними и внешними заинтересованными сторонами с учетом собственных особенностей, факторов и условий, ценностных приоритетов и целей.

2. Для установления ценности каждого педагога и в целом персонала организации важно сфокусировать внимание на оценивании как многомерном, длительном процессе целенаправленного аналитического исследования, которое должно:

- предоставлять полезные и доступные данные тем, кто должен их применить для совершенствования деятельности;

- быть простым и «практически мудрым», что связано со способностью следовать общим правилам морали в конкретных обстоятельствах [3];

- способствовать росту и развитию человеческого ресурса организации, направляя его на реализацию ее стратегических целей;

- относиться не только к тому, что сделано (конечные результаты), но и как это было сделано (процессы принятия решений и решение проблем в реальных условиях);

- вести к принятию решения и дальнейшему действию.

3. Оценка - это результат оценивания, который оформляется в виде заключительного суждения рекомендательного характера, составленного на основе личной и кооперативной рефлексии полученной информации о том, что было сделано с учетом разработанных планов и программ деятельности, какие появились новые возможности для новых программ и проектов деятельности, профессионального роста, перспектив развития.

4. Для достижения общего согласия по оцениванию качества профессиональной деятельности педагога и выработки необходимых внутриорганизационных стандартов есть смысл сфокусироваться на управлении координацией трех основных относительно автономных в представленности своих существенных характеристик, но взаимосвязанных и неотделимых друг от друга процессуальных циклов (объектов оценивания):

- деятельности по разработке дополнительной общеобразовательной программы, которая осуществляется педагогом или группой педагогов в соответствии с документированным внутриорганизационном регламентом и реализуемой политикой качества, а завершается обоснованным предложением авторского образовательного проекта, жизненный цикл которого поддерживается одним-единственным человеком или группой единомышленников;

- деятельности по осуществлению дополнительной общеобразовательной программы или преподавания, включающих комбинацию разных способов действия (ценностных, аффективных, традиционных). Эта деятельность осуществляется в соответствии с планируемым и согласованным пространственно-временным режимом образовательной деятельности в организации, а завершается в установленные временные сроки с сохранением права на многократное повторение;

- деятельности по руководству отношениями и деятельностью в образовательном процессе прямых и косвенных участников объединения по интересам или выполнения педагогом роли менеджера, включающей выбор цели, организацию и планирование действий для ее достижения, руководство, вовлечение, мотивацию и побуждение к работе, где, по словам П. Друкера, управление - это умение делать вещи правильно, а лидерство - умение делать правильные вещи.

Педагог как менеджер обязан:

- досконально и безупречно знать специфику сферы деятельности, особенности объединения как социальной организации и всех происходящих в ней процессов, прежде чем решать, действовать, планировать, контролировать, организовывать, властвовать и т. д.;

- брать на себя ответственность за организацию деятельности объединения в целом и за деятельность каждого ее участника (процесс, направление деятельности), и прежде всего за самоорганизацию в деятельности по своему образованию каждого и всех;

- уметь поддерживать коммуникацию со всеми и каждым, устанавливать межличностные отношения и связи (внутри и вовне), иметь навыки посредника, переговорщика, выявления у других лучших качеств и талантов, не разрушая сложившегося сообщества, команды;

- структурировать и планировать свою собственную работу, используя ту степень свободы, которая ему позволена.

В определенном смысле педагог как менеджер является супервайзером, поскольку он должен иметь «превосходное зрение» для достижения главной цели менеджмента - решать сегодняшние проблемы и готовиться к решению проблем, которые возникнут завтра, «потому, что в мире постоянно происходят изменения» [4, с. 19].

Главное при этом - не потерять центрированность на педагогических атрибутах профессиональной деятельности, обязывающих его владеть навыками:

- коуч-обучения - помощи ученику в раскрытии способностей, веры в себя, научения ставить цели и добиваться их, а значит, быть успешным;

- конструктора организации или лидера, создающего сообщество [5, с. 23], способного мотивировать, вдохновлять, убеждать, давать

полномочия, вовлекать всех участников образовательных отношений и деятельности в объединение по интересам для результативного развития;

- развивающего наставничества (тьюто-ринга), сочетающего традиционные технологии («смотри, как делает мастер, и делай как я», «следуй моему опыту, слушай советы и наставления») с приемами кураторства, консультирования, стажировки, взаимного обучения (баддинг) с опорой на принцип равноправия участников, когда нет «старшего» и «младшего», «наставника» и «подопечного», «обучающего» и «обучающегося», а есть те, кто обучает друг друга способам решения проблем творческой деятельности;

- фасилитации детско-взрослой общности или особого стиля управления совместной деятельностью и общением участников объединения по интересам, а точнее - ее улучшения.

Заключение

Универсальной формулы оценивания качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей не существует, поскольку весьма разнообразны и не изучены до конца индивидуальные педагогические практики, подлинные образовательные программы, реализуемые педагогами, да и организации этой сферы, пополняемые сегодня новыми видами и индивидуальными предпринимателями. Можно только рекомендовать организациям, решившимся на создание своей системы оценивания качества профессиональной деятельности педагога, внимательно отнестись к ряду предложений.

Общеизвестно, что педагоги дополнительного образования детей - люди творческие. Практически у каждого сложилась своя модель преподавания, которая сохраняется независимо от процессов разработки совершенно новой программы или переделки компонентов программы «работающей». Достижения в части преподавания преимущественно демонстрируются в виде эффектных результатов обучения детей - участников объединения по интересам или в виде публичных форм представления достигнутого качества образовательных результатов (часто не совсем корректно обозначаемого как «качество освоения программы») в ущерб вниманию к профессионально-педагогической культуре преподавания. Одними из основных компонентов этой культуры являются, во-первых, наличие особой профессиональной позиции педагога, сфокусированной на психолого-педагогическом сопровождении развития личности каждого учащегося в сложном процессе взаимодействия с ним для продвижения, роста, прогресса [6], во-вторых, самоисследование педагогом собственных поисков модели преподавания, практик создания или изменения комбинации способов своих дей-

ствий, а также опыта демонстрации результатов этого самоисследования коллегам в организации со всеми упущениями, сложностями, тупиками, открытиями и достижениями. Самоисследование является фактором, запускающим механизмы не только профессионального и личностного саморазвития, но и улучшения качества деятельности по разработке и осуществлению дополнительной общеобразовательной программы.

Для каждой организации дополнительного образования детей переход от логики аттестации к логике оценивания качества профессиональной деятельности педагогов предполагает:

- включенность самооценивания в общий цикл исследования для оценки качества процессов и результатов профессиональной деятельности педагога, что позволяет каждому педагогу мобилизовать свой внутренний потенциал, четче сориентироваться на реально существующие проблемы, просчитать возможные затруднения и своевременно обдумать способы их разрешения, обрести уверенность в определении задач по улучшению и самосовершенствованию своей деятельности [7];

- создание Библиотеки известных и наиболее востребованных компетенций педагога (а также других специалистов и управленцев), чтобы использовать ее как основу для подбора педагогических кадров, составления профилей должностей, разработки оценочных и аттестационных процедур, программ обучения и развития.

Определяя сегодня главное предназначение дополнительного образования для детей как обеспечение процессов приобретения ими навыков само-деятельности, учения и сотрудничества, способов применения полученных знаний к новым ситуациям, нельзя игнорировать факт наличия соразмерных компетенций у педагога [8];

- оформление Профиля педагога, представляющего взаимосвязь и единство совокупности профессионально важных способностей и деловых качеств, соответствующих формальным требованиям к должности и сфере ответственности, а также личностных особенностей, интересов и склонностей, обеспечивающих успешность выполнения им своего функционала. С уверенностью можно сказать, что именно личностные характеристики педагога дополнительного образования детей являются гарантией его конкурентоспособности или рыночных качеств, имеющих ярко выраженную направленность на определенные целевые группы потребителей и заинтересованные группы.

В условиях, когда недопустимо «ограничение или устранение конкуренции в образовании» [9], считаем целесообразным, помимо уже обозначенных выше атрибутов профессиональной деятельности, отнести к базовым следующие качества конкурентоспособного педагога дополнительного образования детей:

- целеустремленность как способность доводить дело до логического конца, достигать поставленных целей в разных, быстро меняющихся ситуациях;

- креативность в части разработки авторской программы и выработку собственного педагогического стиля;

- готовность работать вместе со всеми над коренными изменениями в организации, ибо «преобразование - это работа для всех» [10],

- эффективный имидж, харизматичность и стремление к успеху, осознанную готовность выйти на рынок услуг дополнительного образования детей и быть достойно вознагражденным за свой труд, обеспечивающим благополучие педагогу и его семье.

Каждая организация формирует свой комплект качеств педагогов и специалистов, предъявляя их как требования, но они подвержены субъективизму, условности, устареванию со временем. Поэтому для оценивания качества значимо систематическое изучение актуального социального заказа на профессиональные и/или личностные свойства педагога, предъявляемого основными заказчиками организации и заинтересованными в дополнительном образовании детей сторонами.

И последнее. Оценивание качества профессиональной деятельности педагога и ее результатов не может не опираться на прогнозирование предполагаемых потребностей - требований к качеству деятельности педагога, которые еще не заявлены, четко не сформулированы, но уже функционируют в трендах, тенденциях и вызовах в отношении образования и образованности личности. Знать и учитывать их необходимо, ибо залог успеха на долгую перспективу каждой организации дополнительного образования детей - это, по словам, приписваемым У Шекспиру «способность видеть многовариантность будущего и умение предусматривать самые мрачные сценарии».

Библиографический список

1. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г № 613н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.normativ. kontur.ru (дата обращения: 25.03.2019).

2. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка : в 4 т. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. Т. 2: И-О. 672 с.

3. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 25.03.2019).

4. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. В. Кузина. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 368 с.

5. МинцбергГ. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / пер. с англ. СПб. : Питер, 2011. 288 с.

6. АлександроваЕ. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59-63.

7. Логинова Л. Г. Анализ подходов к оценке качества в дополнительном образовании детей, представленных в отечественной и зарубежной практике // Методист. 2014. № 2. С. 27-34.

8. Оценка качества дополнительного образования детей: методическое пособие для специалистов системы дополнительного образования детей / ред.-сост. Л. Ф. Ситник. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017. 42 с.

9. Scriven M. The Nature of Evaluation : Training // Practical Assessment, Research and Evaluation. № 6. URL: http:// PAREonline.net/getvn.asp?v=6&n=12 (дата обращения: 25.03.2019).

10. Фадель Ч., БяликМ., Триллинг Б. Четырехмерное образование : Компетенции, необходимые для успеха. М. : Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.

Образец для цитирования:

Логинова Л. Г. Оценивание качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей: к постановке проблемы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 196-202. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-196-202

Quality Assessment of Additional Education Teachers' Professional Activity: Formulation of the Problem

Larisa G. Loginova

Larisa G. Loginova, https://orcid.org/0000-0001-7814-158, Institute of Continuous Education of Moscow City University, 4, 2nd Tulskiy All., Moscow 115191, Russia, [email protected]

Introduction of the new professional standard "Teacher of additional education for children and adults" means that the reforms in the system of vocational training, advanced training and in the existing

models of teaching staff certification are inevitable. There is no single plan for transition to the new standard for all organizations of additional education, and there cannot one. Additional education for children has always been distinguished by its distance from standards and standard models, which acted as a guarantee of its informality. Therefore, it is difficult to say what the scenarios for pedagogical staff of organizations' certification will be, but their development can come useful if organizations focus not on episodic certification preparation, but on the system of internal personnel quality management. The article outlines the approach to definition of the concept of "professional teacher activity" and understanding the essence of professional activities of an additional education teacher for children, as well as

formulates problematic judgments regarding quality assessment of additional education teachers' professional activity associated with the introduction of a professional standard. The main goal of the article is not a presentation of a ready-made solution suitable for everyone, but an invitation to discuss the topic for the sake of preserving a unique specialist, that is "a teacher of additional education of children", a professional in his/her sphere who is able to assume various roles, build relationships, constantly adapt and position him/herself in the changing world. Among the debatable deas that we offer are: to consider professional and personal qualities of a teacher as the competitive advantages for organization of additional education for children; to distinguish between evaluation and quality assessment; to recognize the difference and internal dependence of the essential characteristics, interrelated and inseparable procedural cycles in a teacher's professional activities (objects of assessment); focus attention on assessing the quality of professional position of a teacher and his/her self-assessment activities; to develop internal systems for assessing the quality of teachers' professional activities.

Keywords: assessment, evaluation, objects of evaluation, teaching activity, teacher as a manager, pedagogical attributes of professional activity, library of competencies, teacher profile, professional position, self-study.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detey i vzroslykh: prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 08 sentyabrya 2015 g. No. 613n. [About Certification of Professional Standard "Teacher of Additional Education for Children and Adults". Order of Ministry of labor and social protection of Russian Federation (September 08 2015)]. Available at: http://www.normativ.kontur. ru (accessed 25 March 2019) (in Russian).

2. Dal' V. I. Tolkovyy slovar'zhivogo russkogoyazyka [Explanatory Dictionary of Live Great Russian Language. In 4 vols.]. Moscow, OLMA-PRESS Publ., 2004, vol. 2. 672 p. (in Russian).

3. Aristotel'. Nikomakhova etika [Nicomachean Ethics]. Available at: http://www.civisbook.ru (accessed 25 March 2019) (in Russian).

4. Adizes I. Upravlyaya izmeneniyami. Kak effektivno up-ravlyat' izmeneniyami v obshchestve, biznese i lichnoy zhizni [Managing Changes. How to Manage Changes in Society, Business and Personal Life Effectively]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ. 2014. 368 p. (in Russian).

5. Mintsberg G. Deystvuy effektivno! Luchshaya praktika menedzhmenta [Act Effectively! The Best Praxis of Management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 288 p. (in Russian).

6. Aleksandrova E. A. T'yutorstvo kak kul'turnaya pro-fessional'naya praktika, sovmeshchayushchaya psik-hologicheskoye i pedagogicheskoye soprovozhdeniye obuchayushchegosya v sovremennoy obrazovatel'noy sisteme [Tutoring as Cultural Professional Praxis Combining Psychological and Pedagogical Escort of Student in Modern Educational System]. Obrazovaniye. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoye izmereniye [Education. Science. Innovations: The Southern Dimension], 2013, no. 2 (28), pp. 59-63 (in Russian).

7. Loginova L. G. Analiz podkhodov k otsenke kachestva v dopolnitel'nom obrazovanii detey, predstavlennykh v otechestvennoy i zarubezhnoy praktike [Analysis of Approaches to Quality Control in Additional Education for Children at Native and Foreign Praxis]. Metodist [Methodist], 2014, no. 2, pp. 27-34 (in Russian).

8. Otsenka kachestva dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: metodicheskoye posobiye dlya spetsialistov sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Quality Control in Additional Education for Children: the methodic guide for specialists of system of additional education for children]. 2nd ed., add. and rev. St. Petersburg, GBNOU "SPB GDTYu", 2017. 42 p. (in Russian).

9. ScrivenM. The Nature of Evaluation: Training. Practical Assessment, Research and Evaluation, no. 6. Available at: http://PAREonline.net/getvn.asp?v=6&n=12 (accessed 25 March 2019) (in Russian).

10. Fadel' Ch., Byalik M., Trilling B. Chetyrekhmernoye obrazovaniye: Kompetentsii, neobkhodimyye dlya uspekha [Four-Dimensional Education: Competences Which Are Necessary for Success]. Moscow, Point Publ. Gr., 2018. 240 p. (in Russian).

Cite this article as:

Loginova L. G. Quality Assessment ofAdditional Education Teachers' Professional Activity: Formulation of the Problem. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 196-202 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-196-202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.