Научная статья на тему 'Развитие кадрового потенциала образовательной организации как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»'

Развитие кадрового потенциала образовательной организации как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1593
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / АПРОБАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович

Развитие кадрового потенциала образовательной организации рассматривается как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Раскрываются особенности алгоритма деятельности руководителя организации дополнительного образования по введению профессионального стандарта. Система повышения квалификации педагогов в соответствии с профессиональным стандартом рассматривается как одно из условий развития кадрового потенциала организации дополнительного образования. Особе значение в планировании мероприятий в деятельности руководителя организации дополнительного образования имеет опыт различных регионов по апробации и ведению профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, который может быть использован на различных этапах освоения педагогами трудовых функций на пути своего непрерывного профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the staff potential of the educational organization as action target of Head of Additional Education Organization in conditions of approbation and adoption of the Professional Standard “Educator of additional education for children and adults”

Development of the staff potential of the educational organization is considered as action target of Head of Additional Education Organization in conditions of approbation and adoption of the Professional Standard “Educator of additional education for children and adults”. The algorithm features of activity of head of additional education organization for adoption of professional standard are disclosed. The advanced training system of educators in accordance with the professional standard is considered as one of the conditions for the development of the staff potential of the organization of additional education. The experience of different regions in approbation and adoption of the professional standard of educator of additional education for children and adults, which can be used at various stages of mastering the labor functions by teachers on the path of their continuous professional development; it is especially important in the planning of activity of the head of additional education organization.

Текст научной работы на тему «Развитие кадрового потенциала образовательной организации как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»

о соД'Ио,^

УДК 371.1.08

Развитие кадрового потенциала образовательной организации как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

А. В. Кисляков

Development of the staff potential of the educational organization as action target of Head of Additional Education Organization in conditions of approbation and adoption of the Professional Standard "Educator of additional education for children and adults"

A. V. Kislyakov

Аннотация. Развитие кадрового потенциала образовательной организации рассматривается как целевой ориентир деятельности руководителя организации дополнительного образования в условиях апробации и введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Раскрываются особенности алгоритма деятельности руководителя организации дополнительного образования по введению профессионального стандарта. Система повышения квалификации педагогов в соответствии с профессиональным стандартом рассматривается как одно из условий развития кадрового потенциала организации дополнительного образования. Особе значение в планировании мероприятий в деятельности руководителя организации дополнительного образования имеет опыт различных регионов по апробации и ведению профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, который может быть использован на различных этапах освоения педагогами трудовых функций на пути своего непрерывного профессионального развития.

Abstract. Development of the staff potential of the educational organization is considered as action target of Head of Additional Education Or-

ganization in conditions of approbation and adoption of the Professional Standard "Educator of additional education for children and adults ". The algorithm features of activity of head of additional education organization for adoption of professional standard are disclosed.

The advanced training system of educators in accordance with the professional standard is considered as one of the conditions for the development of the staff potential of the organization of additional education.

The experience of different regions in approbation and adoption of the professional standard of educator of additional education for children and adults, which can be used at various stages of mastering the labor functions by teachers on the path of their continuous professional development; it is especially important in the planning of activity of the head of additional education organization.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог дополнительного образования детей и взрослых, обобщенные трудовые функции, апробация профессионального стандарта, руководитель образовательной организации, эффективный контракт, компетентность, кадровый потенциал.

Keywords: Professional Standard, educator of additional education for children and adults,

generalized labor functions, approbation of professional standards, head of educational organization, effective contract, competence, staff potential.

Современные условия изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, совершенствование Российского законодательства в сфере образования, предъявляют высокие требования к компетентности педагогов. Одной из ведущих задач, обозначенной в Концепции развития дополнительного образования детей, является апробация и введение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [1; 2].

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей является предметом совершенствования не только деятельности педагога, но и управленческой деятельности руководителя образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы.

Анализ проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации позволяет акцентировать особе внимание на содержание одной из обобщенных его трудовых функций, а именно - «Управление ресурсами образовательной организации». В ее составе выделяются следующие трудовые действия: формирование системы оценки качества кадрового ресурса и организация процесса подбора и аттестации кадров, формирование штатного расписания деятельности организации, организация разработки и утверждение должностных инструкций; формирование системы мотивации и стимулирования, руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов и иных работников образовательной организации [3].

Соответственно, актуальным будет являться вопрос об управленческих действиях руководителя и администрации образовательной организации по введению профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, направленных, прежде всего на развитие кадрового потенциала образовательной организации. В этом контексте следует акцентировать действия руководителя организации дополнительного образования на создание особых организационно-управленческих условий, позволяющих обеспечить повышение

уровня профессиональной компетентности педагогов максимально приближенного к требованиям профессионального стандарта и сформировать у них готовность к освоению новых профессиональных компетенций.

Необходимо отметить, что реализация рассматриваемого профессионального стандарта может осуществляться в следующих условиях: в процессе подготовки кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования; в процессе осуществления профессиональной деятельности в образовательной организации; в процессе переподготовки и повышения квалификации кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования; и в процессе аттестации педагогических кадров. В этой связи введение профессионального стандарта педагога должно строиться на следующих основаниях: преемственность всех видов его реализации и организация непрерывного развития кадров дополнительного образования [4].

Сегодня становится очевидным, что педагогические и руководящие работники образовательных организаций недостаточно готовы к реализации требований профессиональных стандартов, не имеют необходимого профильного и педагогического образования. Введение профессионального стандарта представляет собой определенную инновацию, реализация которой требует обновления нормативно-правовой базы построения трудовых отношений в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; внесения изменений в систему переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей и взрослых, изменения аттестационных процедур в соответствии с новыми требованиями к квалификации педагогов дополнительного образования.

Практика апробации и организации превентивных мероприятий по введению профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых в регионах Российской Федерации показывает, что ключевую роль в этих процессах играет управленческая деятельность руководителя образовательной организации, которая учитывает все реализуемые стратегии, механизмы и риски в освоении педагогами трудовых функций, определенных профессиональным стандартом. Соответствен-

но, руководитель образовательной организации должен спланировать и грамотно выстроить с педагогическим коллективом алгоритм поэтапного введения профессионального стандарта.

Рассмотрим предполагаемый нами алгоритм деятельности руководителя образовательной организации по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

На первом этапе необходимо изучить содержание профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Познакомиться с материалами по нормативно-правовому и методическому обеспечению апробации и внедрения профессионального стандарта на федеральном уровне: методические рекомендации по вопросам проведения апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (письмо МОиН РФ от 26.04.2016 № 09-962), План-график апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (распоряжение МОиН РФ от 29.04.2016 № P-160). С этой целью рекомендуется обратиться к информационным образовательным ресурсам регионального и федерального уровней, где осуществляется профессиональное обсуждение и консультирование управленческих работников системы образования по вопросам апробации профессионального стандарта. В качестве таких ресурсов могут быть использованы официальные сайты Министерства образования и науки РФ (http://минобрнауки.рф), ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru) и региональных министерств образования и науки, а также региональных институтов развития образования, в чьи компетенции входят вопросы по научно-методическому сопровождению введения профессиональных стандартов педагогических работников.

Предполагается выстроить алгоритм мероприятий с педагогическими работниками по превентивным действиям внедрения профессионального стандарта.

С этой целью рекомендуется: организовать обсуждение профессионального стандарта на уровне педагогического коллектива образовательной организации в рамках методических или педагогических советов, в том числе в рам-

ках семинаров, вебинаров, интренет-конферен-ций и обучения по образовательным программам переподготовки и повышения квалификации.

В региональной образовательной системе Челябинской области имеются возможности для коллективов образовательных организаций принять участие в семинарах и курсах повышения квалификации, организованных на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, программа развития которого направлена на развитие мотивов профессионального роста педагога в аспекте требований профессиональных стандартов средствами дополнительных профессиональных программ [5]. В первую очередь руководителю образовательной организации и педагогам предлагается прямое общение с разработчиками профессионального стандарта, организованного в рамках авторских семинаров. При знакомстве с требованиями профессионального стандарта педагога и его предназначением, руководителю образовательной организации предлагается принять участие в дискуссии по обсуждению актуальных вопросов: какими возможностями обладает профессиональный стандарт педагога дополнительного образования для использования в подборе и расстановки педагогических кадров, определения должностных обязанностей, показателей и критериев оценки эффективности их выполнения педагогическими работниками при переходе к «эффективному контракту»; может ли профессиональный стандарт стать действенным механизмом управления персоналом и формирования карьерной траектории, профессионального саморазвития и следует ли рассматривать профессиональный стандарт как целевой ориентир для повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования. Педагогическим коллективам организаций дополнительного образования детей предлагается определенный спектр программ повышения квалификации, которые разработаны в соответствии с содержанием обобщенных трудовых функций, закрепленных в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам, организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение реализа-

ции общеобразовательных программ дополнительного образования. Отметим, что каждая из перечисленных трудовых функций может рассматриваться как компетенция, предъявляемая в рамках данного профессионального стандарта. Если определить компетенцию как способность и готовность специалиста выполнять профессиональную деятельность, тогда доминантой содержания обобщенных и/или трудовых функций становится трудовое действие, подкрепленное необходимыми умениями и знаниями. В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования организована система подготовки по дополнительным профессиональным программам следующей тематики: «Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей в новых социально-экономических условиях», «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования». «Разработка дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с новыми нормативными требованиями», «Индивидуальный образовательный маршрут в дополнительном образовании детей», «Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей, обеспечивающее траекторию развития образовательной организации».

На втором этапе деятельность руководителя образовательной организации направлена на определение порядка разработки и совершенствования локальных нормативных актов (программа развития образовательной организации, трудовой договор в части дополнительного соглашения, коллективный договор, должностные инструкции сотрудников, локальные акты, регламентирующие систему внутренней оценки качества и вопросы повышения квалификации педагогов (порядок, формы, сроки прохождения) в образовательной организации с целью их приведения в соответствие с профессиональным стандартом. Соответственно, усилия руководителя образовательной организации будут направлены на проведение процедур обсуждения и согласования в педагогическом коллективе измененных и новых локальных нормативных актов в соответствии с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей. На этом этапе руководитель организации дополнительного образования

должен осознанно направлять свою деятельность на усиление положительных, прогнозирование и смягчение негативных эффектов внедрения профессионального стандарта.

На третьем этапе деятельность руководителя образовательной организации направлена на организацию ознакомления педагогического коллектива с методами и инструментами внутреннего и внешнего мониторинга апробации профессионального стандарта в образовательной организации в соответствии с региональной дорожной картой по внедрению профессионального стандарта.

Ценным для руководителя образовательной организации является опыт разработки и внедрения системы оценки деятельности педагога дополнительного образования в условиях апробации инновационного проекта «Модель управления качеством деятельности педагогов в организации дополнительного образования как условие эффективного внедрения профессионального стандарта». Предлагаемая авторская модель внедрена в одной из организаций дополнительного образования Краснодарского края, она имеет научно-методическое обоснование в аспекте разработки и использования имеющегося диагностического инструментария по экспертной оценке и самооценке уровня профессиональной деятельности педагога в рамках определенных обобщенных трудовых функций [6].

На следующем этапе требуется обеспечить планирование и реализацию мероприятий по развитию кадрового потенциала педагогических работников образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта: диагностика уровня развития профессиональных компетентностей у педагогических работников и их потребностей в профессиональном росте; проектирование и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников (с учетом сроков, формы и порядка повышения квалификации). В этом контексте нашими специалистами используется опыт партнеров нашего института, а именно опыт апробации профессионального стандарта детей и взрослых в системе подготовки и повышения квалификации кадров института развитием образования Ярославской области. Специалистами данного института разработана и реализуется компе-

тентностная модель педагога дополнительного образования детей и взрослых, которая включает следующие блоки компетенций: общие (базовые) и ключевые профессиональные компетенции, специальные компетенции (для конкретных сфер, профилей деятельности) [7; 8]. Предлагаемая компетентностная модель имеет востребованность по ее использованию в формировании комплекса мероприятий по развитию кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей как в период курсов повышения квалификации, так и в рамках внутрифирменного обучения, где основой является кластер или отдельная компетентность, формируемая у педагогического работника. Прикладной аспект внедрения данной модели включает использование разработанного компьютерного компетентностно-ориентирован-ного теста, содержащего набор заданий-кейсов с вариантами ответов, позволяющих выявлять дефициты формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования. По результатам тестирования педагог получает рекомендации, в каких вопросах или направлениях ему следует повысить квалификацию.

В процессе реализации мероприятий по развитию кадрового потенциала педагогических работников образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта стоит использовать потенциал муниципальной и региональной образовательной среды в построении практико-ориентированного компе-тентностного развития педагогических работников [9]. В этом направлении рекомендуется обратить внимание на создание условий по мотивации и инициированию педагогических работников к участию в деятельности сетевых профессиональных сообществ и участию в проектной инновационной деятельности по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, а также в обобщении и представлении профессионального опыта.

В этом отношении реальной региональной деятельностной площадкой для педагогических коллективов образовательных организаций по повышению своего профессионального уровня в аспекте профессионального стандарта является участие в реализации сетевых научно-прикладных проектов, направленных на разработку и апробацию инновационных дополни-

тельных общеобразовательных программ по всем направленностям, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С этой целью наш институт инициирует совместно с муниципальными органами управления образованием создание опорных площадок или модельных центров по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей на базе муниципальных образовательных организаций дополнительного образования, опыт которых может быть обобщен и распространен для других учреждений через проведение стажировок, практико-ориентиро-ванных курсов повышения квалификации, ориентированных на эффективное осуществление педагогами своих трудовых функций [4; 10].

На завершающем этапе предполагается проведение мониторинга управленческой деятельности по введению профессионального стандарта в образовательной организации. В этом направлении следует обратить внимание на требования, обозначенные в профессиональном стандарте, критерии оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также перечень мероприятий и сроки их реализаций, указанных в региональном плане-графике внедрения и апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Таким образом, рассмотренный алгоритм деятельности руководителя образовательной организации по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» должен обеспечивать реализацию главной задачи - развитие профессионального мастерства педагогических кадров образовательной организации, обеспечивающих качество реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Библиографический список:

1. Золотарева А. В. Апробация профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых в системе повышения квалификации кадров Ярославской области / А. В. Золотарева // Образовательная панорама : научно-теоретический журнал. -2016. - № 1 (5). - С. 79-87.

2. Кисляков А. В. Основные аспекты введения профессионального стандарта «Педагог

дополнительного образования детей» на муниципальном уровне в условиях модернизации региональной системы дополнительного образования детей / А. В. Кисляков, Н. В. Каменкова // Тезисы Всероссийской научно практической конференции «Современное дополнительное образование: новое время - новые подходы. Интеграция сфер дополнительного образования, воспитания и молодежной политики» / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2016. - С. 33-37.

3. Концепция дополнительного образования детей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edupolicy.ru/ wp-content/uploads/2014/07/Koncepciya-№2.20 14.pdf.

4. Магасумова Г. Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) / Г. Ф. Магасумова, А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 2 (27). - С. 5-16.

5. Маркина Е. И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога / Е. И. Маркина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -№ 1 (22). - С. 59-66.

6. Мухамедьярова Н. А. Профессиональные компетенции педагога сферы дополнительного образования детей в контексте метапредметно-го подхода / Н. А. Мухамедьярова // Образовательная панорама : научно-теоретический журнал. - 2016. - № 1 (5). - С. 35-42.

7. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2016-2017 годы / под общей редакцией В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 60 с.

8. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2015 г. № 613н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dop-obrazo vanie.com/obsuzhdaem-proekti/1540-professiona

lnyj-standart-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovan iya-detej -i-vzroslykh.

9. Проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574265/#ixzz4 h7S9uPAr.

10. Рыбалева И. А. Профстандарт как механизм управления качеством деятельности педагога в организации дополнительного образования детей и взрослых / И. А. Рыбалева, Н. Н. Щеглова-Лазарева, Л. А. Савченко // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - № 12. -С 3-7.

References:

1. Zolotareva A. V. Approbation of the professional standard of the teacher of additional education for children and adults in the system of raising the qualification of the staff of the Yaroslavl region / Educational panorama: the scientific and theoretical journal [Aprobacija professional'nogo standarta pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh v sisteme povyshenija kvalifikacii kadrov Jaroslavskoj oblasti / Obrazovatel'naja panorama: nauchno-teoreticheskij zhurnal], 2016, No. 1 (5), pp. 79-87.

2. Kislyakov A. V., Kamenkova N. V. The main aspects of adoption of the professional standard "Educator of Additional Education for Children " at the municipal level in the context of modernizing the regional system of additional education for children [Osnovnye aspekty vvedenija professional'nogo standarta "Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej" na municipal'nom urovne v uslovijah modernizacii regional'noj sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija detej]. Theses of the Russian Scientific and Practical Conference: "Institute of the Development of Education and Social Technologies", Kurgan, 2016, pp. 33-37.

3. The concept of additional education of children in the Russian Federation [Koncepcija dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossijskoj Federa-cii] [Web resource]. Access mode: http:// edupolicy.ru/wpcontent/uploads/2014/07/Koncep ciya-№2.2014.pdf.

4. Magasumova G. F., Koptelov A. V. Preparation for adoption of the professional standard

J, «««■*>«*

"Teacher " in the educational organization (managerial aspect) [Podgotovka k vvedeniju profes-sional'nogo standarta "Pedagog" v obrazovatel'noj organizacii (upravlencheskij aspekt)]. Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 2 (27), pp. 5-16.

5. Markina E. I. Designing a system of scientific and methodological work in the conditions of adoption of the professional standard of the teacher [Proektirovanie sistemy nauchno-metodicheskoj raboty v uslovijah vvedenija professional'nogo standarta pedagoga]. Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 1 (22), pp. 59-66.

6. Mukhamedyarova N. A. Professional competencies of the teacher of the sphere of additional education of children in the context of the meta-subject approach [Professional'nye kompetencii pedagoga sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v kontekste metapredmetnogo podhoda]. Educational panorama: scientific and theoretical journal, 2016, No. 1 (5), pp. 35-42.

7. Program for the development of the State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for 2016-2017 [Programma razvitija gosu-darstvennogo bjudzhetnogo uchrezhdenija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija "Cheljabinskij institut perepodgotovki i povy-shenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija" na 2016-2017] under ed. by V. N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 60 p.

8. The professional standard of the teacher of additional education for children and adults, approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from September 08, 2015 No. 613n [Professional'nyj standart pedagoga do-polnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh, utverzhdennyj prikazom Minis-terstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Fede-racii] [Web resource]. Access mode: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1540-pro-fessionalnyj-standart-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej -i-vzroslykh.

9. Project of professional standard "Leader of an educational organization", project order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (prepared by the Ministry of Labor of Russia on June 23, 2016) [Proekt profes-sional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazova-tel'noj organizacii", proekt prikaza Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii (podgotovlen Mintrudom Rossii] [Web resource]. Access mode: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56574265/#ixzz4h7S9uPAr.

10. Rybaleva I. A., Shcheglova-Lazareva N. N., Savchenko L. A. Professional standard as a mechanism for controlling the quality of the teacher's activity in organizing additional education for children and adults [Profstandart kak mehanizm upravlenija kachestvom dejatel'nosti pedagoga v organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh]. Supplementary education and upbringing, 2016, No. 12, pp. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.