Научная статья на тему 'Внутренняя система оценки качества в учреждении дополнительного образования'

Внутренняя система оценки качества в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2147
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТ Ь ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондакова С.А., Буданова Н.И., Иванова И.А.

В статье представлены структурные компоненты внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (МБУДО «ЦДОД»). Описаны некоторые управленческие решения ВСОКО МБУДО «ЦДОД», направленные на повышение профессиональной компетентности педагога, на обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, на создание условий для открытия новых детских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондакова С.А., Буданова Н.И., Иванова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренняя система оценки качества в учреждении дополнительного образования»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 374

В статье представлены структурные компоненты внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (МБУДО «ЦДОД»). Описаны некоторые управленческие решения ВСОКО МБУДО «ЦДОД», направленные на повышение профессиональной компетентности педагога, на обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвива-ющих программ, fia создание условий для открытия новых детских объединений.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования, критерии оценки качества, механизмы оценки качества, оценочные материалы, профессиональная компетентност ъ педагога.

Основополагающим для формирования внутренней системы оценки качества образования является понятие «качество образования», понимаемое нами как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2], а также требованиям профессионального стандарта и санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН - 2.4.4.3172-14.

На уровне учреждения или иной организации дополнительного образования детей принципиально важно отказаться от понимания качества как статической характеристики и усвоить взгляд на качество как на процесс управления согласованием интересов субъектов образовательных отношений, используя методы управления деятельностью по резуль-

тату. В этой связи, не будет лишним для учреждений спросить себя: Чего мы хотим достичь? Что мы должны для этого делать? Какие средства нужны для этого? Что может быть сделано лучше, что сделано хуже, что соразмерно цели, а что не соответствует ей? [7, с.З]

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (МБУДО «ЦДОД») разработана fia основе: концепции региональной системы оценки качества образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.11.2016 г. Ш 01/3525, региональной модели оценки качества общего образования Челябинской области (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. Лг2 03-02/11974); положения о муниципальной системе оценки качества образования, утвержденного приказом Управления образования Верхнеуфалейского городского округа от 24.10. 2017 г. № 360, определяющих стратегию и тактику развития системы оценки качества образования на разных уровнях управления образованием.

Положение ВСОКО, разработанное в МБУДО «ЦДОД» включает в себя несколько структурных компонентов: целевого, представляющего цель и задачи ВСОКО МБУДО «ЦДОД», механизмы и инструменты оценки качества образования в МБУДО «ЦДОД»; содержательного и процессуального, описывающих объекты, механизмы оценки качества, а также процедуры и совокупность инструментария; результативного, показывающего направленность управленческих решений по результатам процедур оценки качества образования.

Как следует из положения, цель ВСОКО — получение и распространение достоверной

информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества: в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений [8, с.4].

В указанном выше положении о ВСОКО определены объекты оценки качества - это условия реализации образовательной деятельности в МБУДО «ЦДОД», дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП), образовательные результаты обучающихся.

Инициативной группой МБУДО «ЦДОД» разработаны критерии оценки качества образования по каждому объекту.

Критерии оценки качества условий реализации образовательной деятельности предполагают соответствие педагогов требованиям профессионального стандарта; выполнение санитарно-гигиенических требований Сан-ПиН - 2.4.4.3172-14; удовлетворенность педагогических работников условиями деятельности; удовлетворенность обучающихся условиями образовательного процесса, комфортностью пребывания в учреждении и др.; сохранность контингента; удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством дополнительного образования детей; уровень материально-технического и информационного обеспечения.

Критерии оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП) включают соответствие ДООП требованиям методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [5]; наличие адаптированных образовательных программ (АОП) для детей с ограниченными особенностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов и их соответствие СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья" [9], методическим рекомендациям по разработке и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных

программ [6], утвержденному Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [3].

Критерии оценки качества образовательных результатов обучающихся представляют из себя уровень освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразви-вающей программы; уровень творческой активности обучающихся (участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, смотрах, соревнованиях); уровень воспитанности обучающихся на основе имеющихся методик: «Репка, или какие качества я в себе вырастил?», разработанная преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена для определения изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года, «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой для определения нравственной направленности, «Пословицы» С.М. Петровой, для определения уровня нравственной воспитанности обучающихся и их ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе, «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Механизмы оценки качества дополнительного образования реализуются через ряд мониторинговых процедур, предусматривающих оценку деятельности педагога, качество реализации образовательной деятельности, результативность образовательной организации, независимую оценку качества, качество дополнительных общеобразовательных

общеразвивающих программ, образовательные результаты обучающихся, реализацию творческого потенциала обучающихся, в том числе мониторинга, проводимые региональным центром оценки качества и информатизации образования: мониторинг «Обеспечение доступа 00 к сети интернет, мониторинг «Внедрение информационных систем управления деятельностью организации дополнительного образования».

В МБУДО «ЦДОД» также разработан инструментарий оценки качества дополни-

тельного образования: оценочные листы, карты, анкеты, диагностики.

Результативный компонент ВСОКО отражается в годовом плане работы МБУДО «ЦДОД» и направлен на принятие управленческих решений по результатам проведенных процедур оценки качества образования.

В рамках развития ВСОКО МБУДО «ЦДОД» в 2018-2019 учебном году нами были приняты следующие управленческие решения:

Во-первых, разработан и осуществлен комплекс мер, направленных на повышение профессиональной компетентности педагога.

Педагогам были предложены дополнительные курсы повышения квалификации (КПК) по теме «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» (обучилось 7 человек), «Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ» — 1 человек, «Актуальные вопросы теории и методики классического танца в УДОД» -1 человек, «Шахматы: Методика преподавания курса в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО» -1 человек, «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования» — 1 человек).

С целью соблюдения соответствия квалификации преподавателя положения профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования [4] четырем педагогам МБУДО «ЦДОД» было предложено пройти профессиональную переподготовку по теме «Педагогическая деятельность по реализации ДООП художественной направленности».

Во-вторых, были разработаны рекомендации для педагогов дополнительного образования по обновлению содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП) в части разработки оценочных материалов.

Оценка качества реализации ДООП осуществляется в рамках разработанной МБУДО «ЦДОД» ВСОКО. В структуре ДООП представлен раздел «Оценочные материалы», в котором включены мониторинга оценки качества образования: «Мониторинг результатов обучения обучающихся МБУДО «ЦДОД»

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе» (оценивается

уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы); «Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения дополнительной образовательной программы» (оценивается уровень воспитанности обучающихся): «Мониторинг реализации творческого потенциала обучающихся МБУДО «ЦДОД».

В-третьих, нами предприняты шаги по созданию условий для открытия нового детского объединения.

В рамках соглашения с муниципалитетами педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДОД» прошел дистанционное обучение в ГБУ ДО «Дом юношеского технического творчества» города Челябинска по направлению «Авиамоделирование», что позволило принять решение об открытии нового детского объединения по данному направлению в 20192020 учебном году

Одним из важных направлений принятия управленческих решений является деятельность по представлению информации по ВСОКО.

Информация о ВСОКО МБУДО «ЦДОД» размещена на сайте образовательной организации и включает в себя положение по ВСОКО, годовой план работы, анкеты для родителей и обучающихся, результаты самообследования, информацию о достижениях обучающихся, педагогов, проведенных мероприятиях, в том числе социально-значимых.

Данные, полученные по результатам процедур оценки качества образования, анализируются, обобщаются администрацией МБУДО «ЦДОД».

Информация о результатах оценки качества доводится до всех участников образовательной деятельности и заинтересованных сторон.

Принимая во внимание традиции учреждения, особенности ВСОКО дополнительного образования детей нами определены перспективы развития ВСОКО МБУДО «ЦДОД» - это создание условий для повышения квалификации и профессионального роста педагогов, уровня материально-технического и информационного сопровождения образовательной

деятельности с целью открытия новых детских объединений: естественнонаучной направленности «Школьное лесничество», технической направленности «Авиамоделирование»,

туристско-краеведческой направленности «Краеведение и туризм»; дальнейшее обновление содержания ДООП в части оценки качества подготовки обучающихся; взаимодействие МБУДО «ЦДОД» с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся, включая учреждения оценки качества (ГБУ ДПО РЦОКИО).

Таким образом, проектирование системы -особая, специально организованная деятельность по созданию целостного «образа желаемого будущего» или идеальной модели системы с обязательным ее концептуальным и технологическим обеспечением. Участникам нужны определенные научные знания, профессиональные навыки и умения, творческие способности, условия и ресурсы, но главное -устойчивый мотив и готовность к масштабным и системным нововведениям, к овладению проектной культурой [7].

Содержание ВСОКО необходимо соотносить с изменениями, происходящими во внешних системах оценки качества образования: единой (общероссийской), региональной, муниципальной. А потому, деятельность по совершенствованию ВСОКО всегда актуальна для образовательной организации и требует управления [1, с.7].

Тема изучения внутренней системы оценки качества дополнительного образования для нас актуальна и интересна. И поскольку поиск идеальных и правильных решений по данному вопросу практически бесконечен, у нас есть пространство для творчества и реализации задуманных планов.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / A.A. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова [и др.] — Челябинск: РЦОКИО, 2017.-129 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273-ФЭ от 29.12.2012 (последняя редакция}» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_L AW 140174/ (дата обращения: 12.08.2019).

3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : приказ М-ва просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196 - URL: https://rg.ru/2018/12/03/minprosve scheniya-prikaz-196-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2019).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : приказ М-ва труда России от 05.05.2018 N 298н. - URL: https://rg.ru/2018/09/0 l/mintrud-prikaz298-site-dok.html (дата обращения: 12.08.2019).

5. О направлении информации : письмо М-ва образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 [вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвиваюгцих программ (включая разноуровневые программы)] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc I, AW_253132/ (дата обращения: 12.08.2019).

6. О направлении методических рекомендаций: письмо М-ва образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 - URL: ht1p://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/712 84932/#review

7. Оценивание качества в дополнительном образовании детей : практико-ориентированная монография / Л.Г. Логинова, - Чебоксары : Среда, 2019.- 429 с.

8. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область): (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. № 03-02/11974). - Челябинск : РЦОКИО, 2017. -140 с.

9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: постановление от

10 июля 2015 года N 267. Главного госуда- monografiya / L.G. Loginova. - CHeboksary :

рственного санитарного врача Российской Sreda, 2019. -429 s.

Федерации - URL:http://docs.cntd.ru/document/ 8. Regional'naya model' otsenki kachestva

420292638 (дата обращения: 12.08.2019). obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya

oblast'): (utverzhdena pis'mom Ministerstva

References obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya 22.12.2016 g. № 03-02/11974). - CHelyabinsk : vnutrennih sistem otsenki kachestva obrazovaniya RTSOKIO, 2017. -140 s.

na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva 9. Sanitamo-epidemiologicheskie trebovaniya

obshchego obrazovaniya: metodicheskie k usloviyam i organizatsii obucheniya i

rekomendatsii dlya rakovoditeley obrazovatel'nyh vospitaniya v organizatsiyah,

organizatsiy / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu

I.V. Latypova [i dr.] - CHelyabinsk: RTSOKIO, deyatel'nost' po adaptirovannym osnovnym

2017.- 129 s. obshcheobrazovaternym programmam dlya

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : obuchayushchihsya s ogranichennymi Federal'nyy zakon N 273-FZ ot 29.12.2012 vozmozhnostyami zdorov'ya: postanovlenie ot 10 (poslednyaya redaktsiya)» - URL: iyulya 2015 goda N 267. Glavnogo http://www.consultant.ru/document/cons doc L gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiyskoy AW 140174/(data obrashcheniya: 12.08.2019). Federatsii -URL: http://docs.cntd.ru/document/42

3. Ob utverzhdenii poryadka organizatsii i 0292638 (dataobrashcheniya: 12.08.2019). osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti

po dopolnitel'nym obshcheobrazovaternym Сведения об авторах

programmam : prikaz M-va prosveshcheniya Кондакова Светлана Александровна -

Rossiyskoy Federatsii ot 9 noyabrya 2018 goda N старший методист МБУДО «Центр дополни-

196 - URL: https://rg.ru/2018/12/03/minprosve тельного образования детей», Челябинская

scheniya-prikaz-196-site-dok.html (data обл., г. Верхний Уфалей

obrashcheniya: 12.08.2019). Буданова Наталья Исмаиловна - мето-

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta диет МБУДО «Центр дополнительного образо-«Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detey i вания детей», Челябинская обл., г. Верхний vzroslyh»: prikaz M-va truda Rossii ot 05.05.2018 У фалей

N298n. - URL: https://rg.ru/2018/09/01/mintmd- Иванова Ирина Анатольевна - методист

prikaz298-site-dok.html (data obrashcheniya: МБУДО «Центр дополнительного образования

12.08.2019). детей», Челябинская обл., г. Верхний У фалей

5. О napravlenii informatsii : pis'mo M-va

obrazovaniya i nauki Rossii № 09-3242 ot Information about authors

18.11.2015 [vmeste s «Metodicheskimi Kondakova S.A. - Upper Methodologist of

rekomendatsiyami po proektirovaniyu Municipal Budget Institution of Additional

dopolnitel'nyh obshcherazvivayushchih Education «Centre of Children's Additional

programm (vklyuchaya raznourovnevye Education», Verkhniy Ufaley programmy)] - URL: http://www.consultant.ru/do Budanova NX - Methodologist of Municipal

cument/cons_ doc_LAW_253132/ (data Budget Institution of Additional Education

obrashcheniya: 12.08.2019). «Centre of Children's Additional Education»,

pis'mo M-va obrazovaniya i nauki RF ot 29 marta Ivanova I,A. - Methodologist of Municipal

2016 g. N VK-641/09 ~ URL: Budget Institution of Additional Education

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/712 «Centre of Children's Additional Education»,

84932/#review Verkhniy Ufaley

7. Otsenivanie kachestva v dopolnitel'nom obrazovanii detey : praktiko-orientirovannaya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.