УДК 374
К. Р. Туманова
ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей; выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования; делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях; представлены подходы к управлению развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей; определяются приоритетные ориентиры учреждений дополнительного образования как объектов управления; позиционируются тенденции деятельности учреждения дополнительного образования как объекта педагогического управления.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, конкурентоспособность
The article proves significance of addressing development of extended education of children; it reveals the potential of modern institution of extended education; it makes an accent on analytics of the main problems of the system of extended education at the modern researches; it has represented the approaches to managing development of competitive ability of extended education of children; it defines priority goals for extended education institutions as objects of management; it positions the tendencies of activity of institution of extended education as an object ofpedagogical management.
Keywords: extended education of children, competitive ability
Для современного состояния развития образовательной практики характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социокультурного развития, что обосновывает повышение требований к качеству образовательных систем и общественного интеллекта, а именно восхождение к качеству личности и интеллектуальных ресурсов.
Дополнительное образование как социокультурное явление способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и интеллектуальному развитию общества в целом и каждой личности в частности, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека, что подчеркнуто в исследованиях Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой и др. [4; 5]. Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее разнообразные познавательные потребности - характерная черта современного дополнительного образования.
Динамичное развитие социокультурной среды учреждения дополнительного образования детей диктует необходимость постоянного контроля складывающейся ситуации и внесения соответствующих корректив в свою деятельность, что позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции. О позиции повышения конкурентоспособности образовательных учреждений, в частности в системе дополнительного образования, указано в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российский Федерации до 2020 г. и Национальной доктрине образования в России на период до 2025 г., что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы [6; 7].
Для выявления оптимальных путей управления развитием конкурентоспособности учреждения дополнительного образования необходимо учитывать специфику вида образовательного учреждения, опираться на его потенциал.
Так, само понятие дополнительное образование в настоящие период имеет интегративную характеристику, каждый исследователь отображает новую грань его развития и совершенствования, мы выявили несколько направлений, которые отождествляются с развитием конкурентоспособности системы: а) указание на направленность удовлетворения потребностей личности (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, В. М. Полонский и др.); б) указание на специфику возможностей данного вида образования, свободу выбора (Т. А. Антопольская, Г. П. Буданова, Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, Л. Ю. Круглова и др.). Дополнительное образование детей рассматривается нами как подсистема общего образования, обладающая механизмами социально-педагогического выравнивания различных категорий детей для получения образования в соответствии с их потребностями, помогающая расширять и обогащать культурное пространство самореализации личности ребенка и других его субъектов.
Потенциал дополнительного образования заключается в его широких возможностях относительно консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности и национальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства и др.
142
Контекстный анализ современной системы дополнительного образования детей в теории и практике позволил нам обобщить и рассматривать следующие группы проблем названной системы.
Группа социально-имиджевых проблем включает в себя проблемы интеграции дополнительного образования, развития в системе социального партнерства, применения имиджевых технологий, расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей.
Группа приоритетно ориентированных проблем основана на аналитике контингента, его потребностей, включении в систему групп, нуждающихся в социально-педагогической поддержке (подростки группы риска, одаренные, дети-инвалиды и др.).
Группа содержательно-методических проблем включает противоречия между традиционными формами преподавания и новыми привлекательными интеллектуальными формами, возможностями досуга, инновационными технологиями и формами организации образовательной среды, а также между требованиями к уровню квалификации педагога дополнительного образования и возможностями и его профессиональной подготовки; проблемы оценки результативности образовательно-воспитательной деятельности.
Группа организационно-финансовых проблем определяет финансирование, аттестацию, включение платных услуг, распределение учреждений территориально и пр.
Усиление конкуренции на рынке дополнительного образования наряду с решением проблем, связанных с содержательной стороной, обуславливает необходимость исследования возможности повышения конкурентоспособности учреждений данного типа и формирования системы управленческо-педагогических мер по ее обеспечению.
Нами определено, что отличительными конкурентными чертами дополнительного образования детей выступают: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога; личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих интересы и потребности ребенка; признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, пересмотр возможностей в самоопределении личности.
При этом мы рассматриваем конкурентоспособность системы дополнительного образования
детей как результат управленческо-педагогической деятельности, связанный с развитием социокультурной среды учреждения, созданием положительного имиджа учреждения, программированием образовательной деятельности, направленной на максимальную полноту удовлетворения потребности детей и подростков в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации, и позволяющий прогнозировать успешное развитие учреждения в современных условиях модернизации образования.
Развитие конкурентоспособности учреждения дополнительного образования соотносится с развитием конкурентной среды, статуса организации, конкурентоспособности образовательно-воспитательных услуг, доступностью, степенью успешности в социальной среде выпускников коллективов и объединений данной сферы, определенности теоретико-методологического инструментария организационно-управленческой группы и др.
Анализ современных научно-педагогических исследований проблем дополнительного образования детей позволяет констатировать, что в его развитии нашли свое отражение теоретикометодологические подходы как общие для всей системы образования, так и присущие только данной образовательной сфере.
В соответствии с исследованиями А. А. Аветисова [1], Е. Б. Евладовой [4] и др. нами обосновывается системный подход, который в современных научно-педагогических трудах рассматривается как методология, обеспечивающая процесс познания и развития образования в системной целостности, сложности его системной организованности, во всем многообразии присущих ему связей и зависимостей. Системный подход реализуется на нескольких уровнях развития конкурентоспособности дополнительного образования детей:
- средоориентированном (уровень развития конкурентоспособности: макро-, мезо-, микро-);
- организационно-педагогическом (управление образовательно-воспитательным процессом на принципах преемственности, поэтапной работы с детьми разного возраста; принципе прогнозирования и предвидения результатов деятельности учреждения в целом и на уровне отдельных звеньев; принципе сотрудничества педагогического и детского коллективов, что создает атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена образовательно-воспитательного процесса).
Следующим избранным методологическим основанием выступает полисферный подход, разработанный в дополнительном образовании и представленный В. П. Головановым [2]. Данный подход позволяет осуществить региональную образовательную интеграцию, т. е. формирование образовательного сообщества из представителей
143
различных сфер, заинтересованных в собственном и региональном развитии на поликультурной основе, а также регионализацию содержания дополнительного образования детей.
На технологическом уровне с позиций В. А. Горского и А. П. Панкрухина [3; 8] нами обосновывается необходимость применения маркетингового подхода в управлении развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей, поскольку он представляет собой систему деятельности, ориентирующую управление на максимальное удовлетворение потребностей саморазвития, самосовершенствования и самореализации детей и подростков, запросов родителей, социальных партнеров и государства на основе анализа внутренней и внешней маркетинговой среды, сегментации рынка образовательных услуг, позиционирования учреждения в окружающей среде. В применении маркетингового подхода мы считаем целесообразным использование именно социально-ответственного маркетинга, который основывается на объединении следующих факторов: потребности потенциальных пользователей, учета общественных интересов, экономической целесообразности производства услуг и продуктов.
В соответствии с данными подходами, уровнями конкурентоспособности учреждения и спецификой нами разработана циклограмма, в которой реализована взаимосвязь конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей на трех уровнях: методологическом (подходы), средоориентированном (уровень развития конкурентоспособности: макро-, мезо-, микро-) и организационнопедагогическом (цели, задачи, результат конкурентоориентированной деятельности учреждения).
Анализ положительного педагогического опыта в учреждениях дополнительного образования детей позволил выявить следующие тенденции в управлении конкурентоспособностью: изменения
в нормативно-правовом статусе организации и взаимосвязях педагогических коллективов, детских объединений, родителей, социокультурной среды, стимулирующие преобразовательные и инновационные процессы; активизацию семьи в образовании и воспитании детей; развитие субъектных свойств коллективов внешкольных учреждений; социальное творчество; усиление внимания к защите прав ребенка, индивидуальной работе с одаренными и социально депривированными детьми. Данные тенденции отражают сущность деятельности учреждения дополнительного образования как объекта педагогического управления процессом развития конкурентоспособности и служат основаниями для его преобразования.
Следовательно, управление развитием конкурентоспособности системы дополнительного образования детей возможно реализовать на основе целостной теоретико-методологической стратегии, включающей интеграцию системного, полисфер-ного и маркетингового подходов, позволяющей выявить оптимальные принципы организации рассматриваемого процесса, методы педагогического действия. Особенность выстраиваемого процесса будет связана с перспективой поэтапного восхождения к цели как результату управленческой деятельности, обеспечивающей развитие конкурентоспособности системы дополнительного образования детей. Учет специфики дополнительного образования, его основных проблем и потенциала в развитии конкурентоспособности преобразует управленческо-педагогическую деятельность через мониторинг оценки качества дополнительного образования, повышение квалификации в аспекте социально-профессиональной мобильности педагогов учреждения дополнительного образования детей, развитие инновационной составляющей образовательно-воспитательной среды учреждения дополнительного образования детей.
1. Аветисов, А. А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования / А. А. Аветисов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 54 с.
2. Голованов, В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей / В. П. Голованов // Теория и практика доп. образования. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
3. Горский, В. А. Маркетинг дополнительного образования / В. А. Горский, Т. Н. Третьякова // Доп. образование. -2001. - № 6. - С. 30-39.
4. Евладова, Е. Б. Теоретические основания и программно-методическое обеспечение программ дополнительного образования детей / Е. Б. Евладова // Методист: науч.-метод. журн. - 2011. - № 6. - C. 31-34.
5. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования / А. В. Золотарева // Вестн. образования России. - 2008. - № 22. - С. 35-39.
6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. // Внешкольник. - 2004. - № 12. - С. 4-7.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестн. образования России: сб. приказов и инструкций М-ва образования. - 2002. - № 1. - С. 7-16.
8. Панкрухин, А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию / А. П. Панкрухин // Alma mater. - 1997. - № 1. - С. 15-19.
Сдано 19.06.2012
144