Научная статья на тему 'Проблема управления развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей'

Проблема управления развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1591
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EXTENDED EDUCATION OF CHILDREN / COMPETITIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туманова Кусна Рустамовна

Обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей; выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования; делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях; представлены подходы к управлению развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей; определяются приоритетные ориентиры учреждений дополнительного образования как объектов управления; позиционируются тенденции деятельности учреждения дополнительного образования как объекта педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF MANAGING COMPETITIVE ABILITY OF EXTENDED EDUCATION OF CHILDREN

The article proves significance of addressing development of extended education of children; it reveals the potential of modern institution of extended education; it makes an accent on analytics of the main problems of the system of extended education at the modern researches; it has represented the approaches to managing development of competitive ability of extended education of children; it defines priority goals for extended education institutions as objects of management; it positions the tendencies of activity of institution of extended education as an object of pedagogical management.

Текст научной работы на тему «Проблема управления развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей»

УДК 374

К. Р. Туманова

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей; выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования; делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях; представлены подходы к управлению развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей; определяются приоритетные ориентиры учреждений дополнительного образования как объектов управления; позиционируются тенденции деятельности учреждения дополнительного образования как объекта педагогического управления.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, конкурентоспособность

The article proves significance of addressing development of extended education of children; it reveals the potential of modern institution of extended education; it makes an accent on analytics of the main problems of the system of extended education at the modern researches; it has represented the approaches to managing development of competitive ability of extended education of children; it defines priority goals for extended education institutions as objects of management; it positions the tendencies of activity of institution of extended education as an object ofpedagogical management.

Keywords: extended education of children, competitive ability

Для современного состояния развития образовательной практики характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социокультурного развития, что обосновывает повышение требований к качеству образовательных систем и общественного интеллекта, а именно восхождение к качеству личности и интеллектуальных ресурсов.

Дополнительное образование как социокультурное явление способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и интеллектуальному развитию общества в целом и каждой личности в частности, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека, что подчеркнуто в исследованиях Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой и др. [4; 5]. Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее разнообразные познавательные потребности - характерная черта современного дополнительного образования.

Динамичное развитие социокультурной среды учреждения дополнительного образования детей диктует необходимость постоянного контроля складывающейся ситуации и внесения соответствующих корректив в свою деятельность, что позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции. О позиции повышения конкурентоспособности образовательных учреждений, в частности в системе дополнительного образования, указано в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российский Федерации до 2020 г. и Национальной доктрине образования в России на период до 2025 г., что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы [6; 7].

Для выявления оптимальных путей управления развитием конкурентоспособности учреждения дополнительного образования необходимо учитывать специфику вида образовательного учреждения, опираться на его потенциал.

Так, само понятие дополнительное образование в настоящие период имеет интегративную характеристику, каждый исследователь отображает новую грань его развития и совершенствования, мы выявили несколько направлений, которые отождествляются с развитием конкурентоспособности системы: а) указание на направленность удовлетворения потребностей личности (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, В. М. Полонский и др.); б) указание на специфику возможностей данного вида образования, свободу выбора (Т. А. Антопольская, Г. П. Буданова, Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, Л. Ю. Круглова и др.). Дополнительное образование детей рассматривается нами как подсистема общего образования, обладающая механизмами социально-педагогического выравнивания различных категорий детей для получения образования в соответствии с их потребностями, помогающая расширять и обогащать культурное пространство самореализации личности ребенка и других его субъектов.

Потенциал дополнительного образования заключается в его широких возможностях относительно консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности и национальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства и др.

142

Контекстный анализ современной системы дополнительного образования детей в теории и практике позволил нам обобщить и рассматривать следующие группы проблем названной системы.

Группа социально-имиджевых проблем включает в себя проблемы интеграции дополнительного образования, развития в системе социального партнерства, применения имиджевых технологий, расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей.

Группа приоритетно ориентированных проблем основана на аналитике контингента, его потребностей, включении в систему групп, нуждающихся в социально-педагогической поддержке (подростки группы риска, одаренные, дети-инвалиды и др.).

Группа содержательно-методических проблем включает противоречия между традиционными формами преподавания и новыми привлекательными интеллектуальными формами, возможностями досуга, инновационными технологиями и формами организации образовательной среды, а также между требованиями к уровню квалификации педагога дополнительного образования и возможностями и его профессиональной подготовки; проблемы оценки результативности образовательно-воспитательной деятельности.

Группа организационно-финансовых проблем определяет финансирование, аттестацию, включение платных услуг, распределение учреждений территориально и пр.

Усиление конкуренции на рынке дополнительного образования наряду с решением проблем, связанных с содержательной стороной, обуславливает необходимость исследования возможности повышения конкурентоспособности учреждений данного типа и формирования системы управленческо-педагогических мер по ее обеспечению.

Нами определено, что отличительными конкурентными чертами дополнительного образования детей выступают: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога; личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих интересы и потребности ребенка; признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, пересмотр возможностей в самоопределении личности.

При этом мы рассматриваем конкурентоспособность системы дополнительного образования

детей как результат управленческо-педагогической деятельности, связанный с развитием социокультурной среды учреждения, созданием положительного имиджа учреждения, программированием образовательной деятельности, направленной на максимальную полноту удовлетворения потребности детей и подростков в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации, и позволяющий прогнозировать успешное развитие учреждения в современных условиях модернизации образования.

Развитие конкурентоспособности учреждения дополнительного образования соотносится с развитием конкурентной среды, статуса организации, конкурентоспособности образовательно-воспитательных услуг, доступностью, степенью успешности в социальной среде выпускников коллективов и объединений данной сферы, определенности теоретико-методологического инструментария организационно-управленческой группы и др.

Анализ современных научно-педагогических исследований проблем дополнительного образования детей позволяет констатировать, что в его развитии нашли свое отражение теоретикометодологические подходы как общие для всей системы образования, так и присущие только данной образовательной сфере.

В соответствии с исследованиями А. А. Аветисова [1], Е. Б. Евладовой [4] и др. нами обосновывается системный подход, который в современных научно-педагогических трудах рассматривается как методология, обеспечивающая процесс познания и развития образования в системной целостности, сложности его системной организованности, во всем многообразии присущих ему связей и зависимостей. Системный подход реализуется на нескольких уровнях развития конкурентоспособности дополнительного образования детей:

- средоориентированном (уровень развития конкурентоспособности: макро-, мезо-, микро-);

- организационно-педагогическом (управление образовательно-воспитательным процессом на принципах преемственности, поэтапной работы с детьми разного возраста; принципе прогнозирования и предвидения результатов деятельности учреждения в целом и на уровне отдельных звеньев; принципе сотрудничества педагогического и детского коллективов, что создает атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена образовательно-воспитательного процесса).

Следующим избранным методологическим основанием выступает полисферный подход, разработанный в дополнительном образовании и представленный В. П. Головановым [2]. Данный подход позволяет осуществить региональную образовательную интеграцию, т. е. формирование образовательного сообщества из представителей

143

различных сфер, заинтересованных в собственном и региональном развитии на поликультурной основе, а также регионализацию содержания дополнительного образования детей.

На технологическом уровне с позиций В. А. Горского и А. П. Панкрухина [3; 8] нами обосновывается необходимость применения маркетингового подхода в управлении развитием конкурентоспособности дополнительного образования детей, поскольку он представляет собой систему деятельности, ориентирующую управление на максимальное удовлетворение потребностей саморазвития, самосовершенствования и самореализации детей и подростков, запросов родителей, социальных партнеров и государства на основе анализа внутренней и внешней маркетинговой среды, сегментации рынка образовательных услуг, позиционирования учреждения в окружающей среде. В применении маркетингового подхода мы считаем целесообразным использование именно социально-ответственного маркетинга, который основывается на объединении следующих факторов: потребности потенциальных пользователей, учета общественных интересов, экономической целесообразности производства услуг и продуктов.

В соответствии с данными подходами, уровнями конкурентоспособности учреждения и спецификой нами разработана циклограмма, в которой реализована взаимосвязь конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей на трех уровнях: методологическом (подходы), средоориентированном (уровень развития конкурентоспособности: макро-, мезо-, микро-) и организационнопедагогическом (цели, задачи, результат конкурентоориентированной деятельности учреждения).

Анализ положительного педагогического опыта в учреждениях дополнительного образования детей позволил выявить следующие тенденции в управлении конкурентоспособностью: изменения

в нормативно-правовом статусе организации и взаимосвязях педагогических коллективов, детских объединений, родителей, социокультурной среды, стимулирующие преобразовательные и инновационные процессы; активизацию семьи в образовании и воспитании детей; развитие субъектных свойств коллективов внешкольных учреждений; социальное творчество; усиление внимания к защите прав ребенка, индивидуальной работе с одаренными и социально депривированными детьми. Данные тенденции отражают сущность деятельности учреждения дополнительного образования как объекта педагогического управления процессом развития конкурентоспособности и служат основаниями для его преобразования.

Следовательно, управление развитием конкурентоспособности системы дополнительного образования детей возможно реализовать на основе целостной теоретико-методологической стратегии, включающей интеграцию системного, полисфер-ного и маркетингового подходов, позволяющей выявить оптимальные принципы организации рассматриваемого процесса, методы педагогического действия. Особенность выстраиваемого процесса будет связана с перспективой поэтапного восхождения к цели как результату управленческой деятельности, обеспечивающей развитие конкурентоспособности системы дополнительного образования детей. Учет специфики дополнительного образования, его основных проблем и потенциала в развитии конкурентоспособности преобразует управленческо-педагогическую деятельность через мониторинг оценки качества дополнительного образования, повышение квалификации в аспекте социально-профессиональной мобильности педагогов учреждения дополнительного образования детей, развитие инновационной составляющей образовательно-воспитательной среды учреждения дополнительного образования детей.

1. Аветисов, А. А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования / А. А. Аветисов // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 54 с.

2. Голованов, В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей / В. П. Голованов // Теория и практика доп. образования. - 2007. - № 9. - С. 23-27.

3. Горский, В. А. Маркетинг дополнительного образования / В. А. Горский, Т. Н. Третьякова // Доп. образование. -2001. - № 6. - С. 30-39.

4. Евладова, Е. Б. Теоретические основания и программно-методическое обеспечение программ дополнительного образования детей / Е. Б. Евладова // Методист: науч.-метод. журн. - 2011. - № 6. - C. 31-34.

5. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования / А. В. Золотарева // Вестн. образования России. - 2008. - № 22. - С. 35-39.

6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. // Внешкольник. - 2004. - № 12. - С. 4-7.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестн. образования России: сб. приказов и инструкций М-ва образования. - 2002. - № 1. - С. 7-16.

8. Панкрухин, А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию / А. П. Панкрухин // Alma mater. - 1997. - № 1. - С. 15-19.

Сдано 19.06.2012

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.