Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России'

Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1393
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

В статье рассматриваются этапы развития системы дополнительного образования детей в нашей стране, характеризуются предпосылки его возникновения, социальный заказ, теоретические исследования и практика деятельности дополнительного образования в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and pedagogical analisis of the futher education system for children in Russia

The stages of development of additional education of children in our country are characterized by conditions of its origin, the social order, the theoretical study and practice activities of supplementary education in different historical periods.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России»

УДК 373.04 ББК 74.200.587

Н.А. Соколова

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИй АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕй В РОССИИ

В статье рассматриваются этапы развития системы дополнительного образования детей в нашей стране, характеризуются предпосылки его возникновения, социальный заказ, теоретические исследования и практика деятельности дополнительного образования в разные исторические периоды.

Ключевые слова: внешкольное образование, внешкольное воспитание, дополнительное образование.

N.A. Sokolova

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALISIS OF THE FUTHER EDUCATION SYSTEM FOR CHILDREN IN RUSSIA

The stages of development of additional education of children in our country are characterized by conditions of its origin, the social order, the theoretical study and practice activities of supplementary education in different historical periods.

Key words: school education, school education, additional education.

Возникновение феномена дополнительного образования детей относится к концу XIX - началу ХХ вв., что было обусловлено рядом социально-экономических факторов:

1. Утверждение капитализма, сопровождавшееся появлением новых производственных технологий, предъявило особые требования к работникам, такие, как гибкость, самостоятельность мышления, активность, способность быстро переключаться с одной операции на другую и т.п. Образовательная система оказалась неготовой к решению этой задачи, что породило потребность в создании нового типа образования - внешкольного.

2. Демократизация общества, характеризующаяся созданием политических партий, общественных объединений, развитием парламентаризма, общественного мнения не могла не сказаться на демократизации системы образования, создании его альтернативных форм.

3. К началу XX века в стране был накоплен богатый опыт внешкольного об-

разования для взрослых, предполагавшего просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. К внешкольному образованию относились воскресные, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, народные университеты, народные чтения, театры, читальни, создававшиеся на общественные и частные средства. Этот опыт можно было использовать в отношении детей и подростков.

Таким образом, к началу ХХ века сложились социально-экономические, политические, культурные, организационные предпосылки для создания внешкольного образования детей в России.

Первый этап (начало ХХ в. - 1917 г.) -возникновение внешкольного (дополнительного) образования детей как педагогического феномена. Этот этап связан с именами А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого, А.А. Фортунатова, создавших первые детские клубы и объединения.

Осенью 1905 года С.Т. Щацким был открыт первый детский клуб для детей рабочих «Дневной приют для приходящих детей» с начальной школой, библиотекой, ботанической оранжереей, астрономической обсерваторией, столярной мастерской, ставший прообразом детского внешкольного учреждения. Позднее - детское общество «Сет-лемент» (1906), общество детей и взрослых «Детский труд и отдых» (1909), колония «Бодрая жизнь» (1911). В основе внешкольного образования С.Т. Щац-кого лежали принципы соединения умственного и физического труда, свободы, игры, самодеятельности, самоуправления, самореализации личности. Несомненная его заслуга в том, что он разработал и апробировал на практике формы и методы внешкольного образования детей.

В этот же период В.П. Вахтерев («Внешкольное образование народа», 1896 г.) и Е.Н. Медынский («Внешкольное образование. Его значение, организация и техника»; «Методы внешкольной просветительской работы», 1918 г.; «Энциклопедия внешкольного образования» 1925 г.) начали разработку теоретических и методических основ внешкольного образования. Самообразование, саморазвитие, самореализация личности рассматривались ими как основная цель внешкольного образования.

В этот период начинается подготовка педагогов для внешкольного образования. В 1907 г. было создано Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве. А в 1912-1913 гг. в Педагогической академии был открыт годовой курс внешкольного образования, в университете Шанявского - трехмесячные, а затем шестимесячные библиотечные курсы.

Таким образом, к окончанию первого этапа были созданы первые внешкольные учреждения, началось теоретическое осмысление, разработка и апробация форм и методов внешкольного образования, началась подготовка педагогов внешкольного образования.

Второй этап (20-50-е гг. ХХ в.) - создание системы внешкольного образования детей, накопление и обобщение практического опыта ее работы.

В 1919 году I Всероссийский съезд по внешкольному образованию признал важнейшими задачами подъем культурного уровня детей, просветительскую и идейно-политическую пропаганду, что привело к созданию системы внешкольного образования детей. В 1919 г. С.Т. Щацким была создана Первая опытная станция, перед которой была поставлена задача изучения окружающей среды как фактора педагогического влияния на ребенка. В 20-е годы для исследования проблем внешкольного образования был создан Институт методов внешкольной работы и специализированные центры. В 30-е годы внешкольное образование было заменено внешкольным воспитанием, научные исследования внешкольного образования практически прекращены, что привело к серьезному отрыву теории от практики. Целью внешкольного воспитания стало коммунистическое воспитание подрастающего поколения.

После революции потребности индустриализации страны, создание системы обороны инициировали возникновение сети профильных внешкольных учреждений, военно-технических обществ, внешкольных учреждений технического и спортивного профиля: технические и сельскохозяйственные станции (Москва, 1926), станции юных натуралистов, туристов, детские железные дороги (Тбилиси, 1934), детские парки, водные станции (Архангельск, 1935), спортивные школы. Практикой их работы стали соревнования авиамоделистов, радистов, агитпробеги, выставки работ юных конструкторов и радиолюбителей, всесоюзные слеты, соревнования по разным направлениям науки и техники. В стране действовали около 1500 кружков общества любителей радио, объединявших свыше 200 тысяч человек. Было создано Всесоюзное химическое общество, организовавшее в 1939 году первую Всесоюзную химическую олимпиаду. В 1940 году прошла первая Всесоюзная конференция юных техников.

о

X -О

IS X

с; о с о ч

ф

I-

о

S

о CK S IS са т

го ^

с; го

X S

0

ф CD ф

et

ГО q

5 к

1

§£

Q. CO

О го I- О.

ою

О

го ш

о ^

о ¡£ о

О <

±

Параллельно создавались и развивались многопрофильные внешкольные учреждения, такие как дома и дворцы пионеров, объединившие учебно-кружковую, методическую и массовую работу. Первые из них открылись в923-1924 годах в Бау-мановском и Фрунзенском районах г. Москвы. В течение 10-15 лет дома и дворцы пионеров появились почти во всех городах страны. Они выполняли функцию методических центров пионерской и комсомольской работы, объединяли образовательные учреждения, учреждения культуры, иные организации, решая общие педагогические проблемы.

Таким образом, на втором этапе была создана система внешкольного образования (позднее, воспитания) детей, включавшая разные типы учреждений, наработан большой практический опыт учебно-кружковой, методической и массовой работы.

Третий период (60-е - 80-е гг. XX в.) - возобновление научных исследований, появление новых (научно-исследовательская деятельность) направлений внешкольной работы.

В конце 50 - начале 60-х гг. «хрущевская оттепель» инициировала процессы демократизации общества, развития науки, культуры. После значительного перерыва в исследовании теории внешкольного воспитания появляются фундаментальные работы в этом направлении, связанные с именем Л.К. Балясной, занимавшейся проблемами патриотического, гражданского воспитания детей в учреждениях внешкольного воспитания.

В это же время в стране активно развивается научно-исследовательская деятельность старшеклассников. В Ленинграде, Москве, Челябинске, Новосибирске и других городах СССР возникают научные общества учащихся (НОУ), клубы юных геологов, экологов, краеведов, этнографов. Первое научное общество учащихся было создано в 1963 г. в г. Челябинске педагогом и ученым А.З. Иого-левичем. К концу 60 - началу 70-х годов в стране действовали сотни научных обществ учащихся и малых академий наук. В 1975 году в Москве состоялся I Всероссийский слет актива НОУ. Практика

деятельности научно-исследовательских обществ учащихся, объединяющих старшеклассников, инициировала научные исследования в этом направлении, что, прежде всего, связано с диссертационными исследованиями А.З. Иоголевича, В.А. Горского. Последний изучал образовательные возможности внешкольного краеведения, раскрывая его потенциал с позиции развития личности ребенка. Сферой интересов А.З. Иоголе-

вича стало воспитание познавательной активности старшеклассников во внешкольной работе, позднее - организация педагогической деятельности с одаренными детьми.

Таким образом, на третьем этапе были возобновлены научные исследования внешкольного воспитания, появился новый вид деятельности (научно-исследовательская), создающий условия для удовлетворения разнообразных познавательных и творческих потребностей детей, выходящий за рамки воспитательной работы.

Четвертый этап (с 90-х гг. XX в. - до настоящего времени) - преобразование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования, научное обоснование феномена дополнительного образования детей.

В 80-90-е годы наше общество оказалось в ситуации острого социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы жизни, в том числе и образование. Новая социально-экономическая реальность предъявила особые требования к образованию, связанные с необходимостью разработки идеологии личностного выбора, основанного на ответственности человека за результаты личностного и профессионального роста. Произошло резкое снижение социальной защищенности молодого поколения, появление понятия «конкурентоспособный работник», следствием чего стали новые требования к профессиональной подготовке. Для того чтобы быть успешным, человек должен иметь разностороннее образование, много знать и уметь. Резко возрос спрос родителей и детей на культурно-образовательные и информационные услуги, что инициировало переход от

системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования. Наряду с традиционными дополнительное образование в этот период обогатилось новыми направлениями деятельности, видами детских коллективов (школы раннего развития, экономические школы, театры моды и т.п.).

Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году, где дополнительное образование разделяется на дополнительное образование взрослых и детей, основной задачей которого является оказание дополнительных или превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня. Дополнительные образовательные программы и услуги компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования.

Изменившийся социальный заказ, потребности детей и родителей, возникновение новых направлений деятельности, потребности практики инициировали рост научного интереса к теории дополнительного образования. Проблемы миссии, цели дополнительного образования рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, В.А. Горского, А.Я. Журкиной, Л.Ю. Ляш-ко и др. Анализ системы дополнительного образования как многофакторного явления содержится в исследованиях Н.А. Морозовой. Проблемы управления дополнительным образованием в центре

ной, А.И. Щетинской. Методическое сопровождение дополнительного образования рассматривается в трудах Г.Н. Поповой, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой.

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования до 2020 г. (№ 1726-р от 4.09.2014) оно рассматривается как открытое вариативное образование, миссией которого является обеспечение права на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Характерными чертами дополнительного образования являются свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Основными целями современного дополнительного образования детей является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.

В табл. 1 мы представили сравнительную характеристику этапов развития дополнительного образования детей в России.

внимания А.В. Золотаревой, А.Б. Фоми-

Табл. 1. Сравнительная характеристика этапов развития дополнительного образования детей в России

Характеристики Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап

1 2 3 4 5

временной период начало ХХ в. - 1917 г. 20-50-е гг. ХХ в. 60--80-е гг. ХХ в. с 90-х гг. ХХ в. - настоящее время

Название Внешкольное образование Внешкольное воспитание Внешкольное воспитание Дополнительное образование

Цель «Воспитание человека высокой культуры и с мозолями на руках» (С.Т. Щацкий) Всестороннее развитие личности (20-е гг.). Коммунистическое воспитание подрастающего поколения (с 30-х гг.). Коммунистическое воспитание и всестороннее развитие личности ребенка Удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка, его самоопределение и самореализация

о

X -О

IS X

с; о с о ч

ф

I-

о

S

о

CK S IS

са

со

го ^

со S

с; го

X S

о

ф на ф

го q

Ее §£

Q. со О ГО I- О.

ою

О

1 2 3 4 5

Преобладающие Учебная, творческая, Техническое, Научно- Научно-

направления дея- физическая культура художествен- исследоватеьская исследовательская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельности ное творчество, деятельность, деятельность,

военно-спортивная техническое, техническое,

подготовка художественное творчество, физическая культура, спорт, комсомольские и пионерские объединения художественное творчество, физическая культура, спорт, раннее развитие дошкольников, экономическое образование и т.п.

Преобладающие Клубы Дома и дворцы Дома и дворцы Дворцы, дома,

виды учрежде- пионеров, техни- пионеров, техни- центры детского

ний ческие, сельско- ческие сельско- творчества,

хозяйственные хозяйственные музыкальные,

станции, станции станции, станции спортивные

юных натурали- юных натуралис- школы

стов, туристов, дет- тов, туристов,

ские железные до- детские железные

роги, спортивные дороги, музыкаль-

школы ные, спортивные школы

Таким образом, дополнительное образование детей, ориентируясь на личность ребенка, удовлетворение его познавательных и творческих потребностей, самореализацию и самоопределение,

прошло достаточно длительный и сложный путь развития, экспериментируя, сохраняя и развивая традиции, создавая теоретико-методические, организационные основы своей деятельности.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 3-12.

2. Горский, В.А. Методологические обоснования содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] / В.А. Горский // Дополнительное образование. -

2003. - № 3. - С. 29-35.

3. Евладова, Е.Б Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.Б. Евладова. - М.,

2004. - 42 с.

4. Ефимова, И.Л. Школа-колония «Бодрая жизнь». Испанский детский дом [Текст] / И.Л. Ефимова. - Обнинск - Калинград: Аксиос, 2012. - 224 с.

5. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная монография [Текст] / науч. ред. А.В. Золотарева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 443 с.

6. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования [Текст]: учебное пособие / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. - 304 с.

References

1. Asmolov A.G. Applied psychology and designing variable education in Russia: From the conflict paradigm to a paradigm of tolerance. Voprosypsykhologii. 2003. № 4. P. 3-12. [in Russian].

2. Gorsky V.A. Methodological study of content, forms and methods of work of the teacher of additional education. Dopolnitelnoie obrazovanie. 2003. № 3. P. 29-35. [in Russian].

3. Evladova E.B. Theoretical bases and practice of development of additional education in educational institutions: Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). Moscva, 2004. P. 42. [in Russian].

4. Efimov I.L. School-colony "cheerful life." Spanish orphanage. Obninsk-Kalingrad: Axios, 2012. P. 224. [in Russian].

5. The concept and model of training, retraining and advanced training for the sphere of education of children is additionally: a collective monograph. Yaroslavl: Izdatelstvo YaGPU 2014. P. 443. [in Russian].

6. Sokolova N.A. Pedagogy of further education: a tutorial. Chelyabinsk: Izdatelstvo CSPU, 2010. P. 304. [in Russian].

Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: sokolovana-2011@mail.ru

Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Head, Department of Social Work,

Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: sokolovana-2011@mail.ru

УДК 373.7 ББК 74.46

И.И. Тубер

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье проанализированы основные принципы построения системы научно-методической работы в профессиональной образовательной организации «Южно-Уральский государственный технический колледж». Представлен опыт работы научно-методического центра колледжа и результаты внедрения авторской концепции.

Ключевые слова: профессиональное образование, методика профессионального обучения, научно-методическая работа, организация методической службы в колледже.

I.I. Tuber

SCIENTIFIC AND METHODICAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL COLLECTIVE AS А CONDITION OF DEVELOPMENT

OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The basic principles of the development of the system of scientific and methodical work in the professional educational organization "South Ural State Technical College" are analyzed. Experience of the scientific and methodical center of college and results of introduction of the author's concept are presented.

Key words: Vocational education, technique of a vocational education, scientific and methodical work, the organization of methodical service in college.

го s

£ E E È ° Ф >s с; о

2 fe ° S

^ CÛ

о о

ф «О

¥ s

¡=ю

£ О го >s

4 о

ф I С .0

¡5 ¡3 53 I о О

55

ц °

аЗ £ «t ^ п.

s к

го s

° s " Èû

ï «

5 ^

I- <U

Ф s ?g

15 ■E. * « (0 X Ü

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.