Научная статья на тему 'Истоки дополнительного образования в Воронежской области'

Истоки дополнительного образования в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EXTRACURRICULAR EDUCATION / ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ESTABLISHMENT OF AN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE PROBLEMS OF MODERN ADDITIONAL EDUCATION / ADDITIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилевская Тамара Григорьевна

Статья рассматривает истоки возникновения дополнительного образования в Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF ADDITIONAL EDUCATION IN VORONEZH REGION

This article contains information about the sources of the appearance of additional education in the Voronezh region.

Текст научной работы на тему «Истоки дополнительного образования в Воронежской области»

УДК 907 ББК 26.891

ИСТОКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Данилевская Тамара Григорьевна,

краевед (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает истоки возникновения дополнительного образования в Воронежской области.

Ключевые слова: внешкольное образование, внешкольное воспитание, дополнительное образование, учреждения дополнительного образования детей, проблемы современного дополнительного образования.

SOURCES OF ADDITIONAL EDUCATION IN VORONEZH REGION

Danilevskaya T.G.,

ethnographer (Voronezh)

Abstract. This article contains information about the sources of the appearance of additional education in the Voronezh region.

Key words: extracurricular education, additional training, additional education, establishment of an additional education of children, the problems of modern additional education.

В России внешкольное образование уходит своими корнями в 20-е годы ХУШ века, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге открылся литературный кружок, в котором велись занятия во внеурочное время. Дальнейшее развитие внешкольного образования привело к тому, что к началу 20 века в стране не только увеличилось количество различных кружков, но популярностью пользовались такие формы работы, как летние лагеря, детские площадки, клубы по интересам, театры и библиотеки и т. д. Внешкольное образование рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, которые могут получить воспитанники в свободное от учебы время в различных учреждениях.

Октябрьская революция внесла изменения во все области жизни России, в том числе и в сферу внешкольного образования, которое стало составной частью народного образования. В 1917 году в Народном комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования, а в следующем году в Москве был проведен первый Всероссийский съезд по просвещению, где работала внешкольная секция, перед которой стояли задачи разработки основных положений внешкольного образования. По инициативе замнаркома комиссариата просвещения Н.К. Крупской создаются в России первые внешкольные учреждения. Так, в 1918 году в Москве открывается биологическая станция юных любителей природы, которая положи-

ла началу юннатскому движению в стране. В этом же году в Москве открылось Центральное бюро школьных экскурсий, созданное при Народном комиссариате просвещения, что положило начало созданию государственной системы детско-юношеского туризма в России [1]. 1918 год - год создания первых государственных внешкольных учреждений, который вошел в историю нашей страны как год возникновения внешкольной работы.

В Воронеже и Воронежской области к 1931 году работали областной Дом детского коммунистического движения, институт детского труда, Дом книги детей и юношества, областная детская техническая и сельскохозяйственная станция (облДТСХС) и 23 районных, 7 пионерских клубов, детское кино, станция развлечений и досуга [2]. На технической сельскохозяйственной станции в 1931 году работало 15 кружков технического творчества, в которых занималось 300 пионеров [3]. К этому времени в области сложилась традиция проведения районных, городских и областных олимпиад детского творчества. В 1933 году 20 августа в Воронеже был проведен 1 областной слет юных техников и опытников сельского хозяйства, где 100 школьников в течение двух дней обменивались опытом работы и планами на будущее [4]. В эти годы открытие такого количества станций объясняется большим интересом школьников области к техническим знаниям. Большой популярностью среди пионеров и школьников не только в области, но и в стране также пользовались походы, экскурсии, путешествия.

Однако ни в 1931, ни в 1932 годах о таком внешкольном учреждении, как областная детская экскурсионно-туристская станция, в архивах Воронежа найти не удалось. Из материалов же областных газет выявлено, что в областной газете «Коммуна» №297 от 27 декабря 1933 года И. Пушкин, директор станции, рассказывает в заметке «Зимние детские экскурсии» о том, что при обкоме ВЛКСМ работает областная детская экскурсионная станция, задача которой - организация детских экскурсий, туристских вылазок, лыжных походов, и что 300 школьников из сельских школ приглашаются в Воронеж. То, что детская туристская станция работала в данное время, подтверждает и тот факт, что на заседании бюро областного комитета ВЛКСМ ЦЧО 14 октября 1934 года слушали вопрос о

положении с экскурсионно-туристской детской станцией. В протоколе бюро областного комитета ВЛКСМ ЦЧО №12 отмечалось о необходимости улучшения работы экскурсионно-турист-ской станции [5]. Это является подтверждением того, что внешкольное учреждение работало уже в октябре 1934 года в Воронеже.

В ноябре 1934 года в Воронеже был открыт Дом пионеров, который в 1937 году стал Дворцом пионеров, где работало 24 кружка с охватом 1402 школьника [6]. В этом же году на областной олимпиаде занял первое место драмкружок Дворца пионеров и школьников. Открытию внешкольных учреждений способствовал пятилетний план (1931-1935 гг.) их развития, принятый областным комитетом комсомола [7].

В предвоенные годы сеть внешкольных учреждений в области расширялась. В основу деятельности учреждений были заложены такие принципы, как воспитание в коллективе и через коллектив, непрерывность процесса воспитания, связь с жизнью и практикой, развитие инициативы и самодеятельности и т. д. Формирование внешкольных учреждений дало возможность развивать творческие способности детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры. Все это способствовало школе и пионерской организации в воспитании стойких и дисциплинированных школьников, готовых встать в ряды строителей и защитников Родины. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны внешкольные учреждения не оставались без внимания. 8 марта 1945 года была направлена в Воронежский исполком облсовета депутатов трудящихся докладная записка от областного отдела народного образования с просьбой открыть в Воронеже дополнительно 8 домов пионеров, одну городскую техническую станцию, одну областную станцию юных натуралистов, одну областную детскую экскурсионно-туристскую станцию. Решением Воронежского облисполкома Совета депутатов трудящихся данная просьба была рассмотрена. В конце 1945 и начале 1946 годов в Воронеже открылись три станции, вернее возобновили свою работу после окончания войны. В области были открыты Калачеевский, Россошанский, Острогожский дома пионеров и другие. В Воронеже в парке культуры им. Кагановича на летний сезон даже открывался уголок юного туриста.

В последующие годы внешкольные учреждения постоянно открывались в разных районах города и области: в 1957 году - Павловский, Ли-скинский дома пионеров, в 1958 году - Корото-якский и Таловский дома пионеров.

К 70-80 годам XX века в каждом районе области были открыты дома пионеров, определилась концепция и формы работы внешкольных учреждений. Внешкольные учреждения представляли собой коллективы детей и взрослых, объединённых общей целью, для которых характерен разновозрастной состав участников с разнообразным и свободным выбором деятельности, с автономным существованием, с цикличностью функционирования, формальными и неформальными отношениями между взрослыми и детьми, выступающими в новой роли. В области в 1987 году функционировала следующая сеть внешкольных учреждений в Воронежской области. Наименование учреждений и количество в них учащихся: дворцы и дома пионеров и школьников - 4335511, детско-юношеские спортивные школы - 4026276, детские станции юных техников - 109415, детские станции юных натуралистов - 41880, детские туристско-крае-ведческие станции - 1798, всего - 10773880 [8]. На данный период в некоторых районах было по два дома пионеров и школьников. Так в Павловском районе - Павловский и Лосевский, в Острогожском районе - Острогожский и Коро-тоякский, в Лискинском районе - Лискинский и Давыдовский и т.д.

В то же время в районах отмечалось недостаточное количество спортивных школ, станций юных техников, натуралистов. Сложившаяся сеть внешкольных учреждений по некоторым профилям, как техническое творчество, опытническая работа, спорт, не отвечала требованиям того периода, и усилия органов народного образования и общественных организаций были направлены для ее расширения. Началось строительство спортивных школ, улучшалось материальное положение домов пионеров, станций. В 1989 году были открыты городские станции юных туристов в Воронеже и Борисоглебске [9].

В начале 1990 годов изменилась общественно-политическая обстановка в СССР, а соответственно такое положение внесло изменения и во внешкольное образование. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) изменил статус внешкольных

учреждений. Новый закон «О дополнительном образовании» (2001 г.) определил дополнительное образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительных образовательных услуг в интересах личности и государства.

1992 год - конец XX века стал периодом реформирования внешкольного образования и переходом к дополнительному образованию: обновляются содержание, формы и методы, программы обучения. Учреждения стали различаться по формам собственности: государственные, федеральные, муниципальные, негосударственные; по видам: центры, дворцы, дома, станции, детские школы, спортивные школы. Дворцы и дома пионеров и школьников, станции стали в области называться центрами, дворцами и домами творчества. В 1992 году в Верхней Хаве появился Дом творчества детей и подростков, а в Воронеже Дворец пионеров стал называться Дворцом творчества детей и молодежи. В Воронеже и в области открываются негосударственные учреждения дополнительного образования.

История первых внешкольных учреждений города и области складывается по-разному. Например, областная детская экскурсионно-ту-ристская станция превратилась к 2001 году в областной Центр детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий, а к 2013 году в ходе различных реорганизаций стала составной частью вновь созданного областного Центра развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Целесообразность такого объединения покажет время. Сегодня дополнительное образование представляет собой важное звено системы образования, способствующее всестороннему развитию детей и подростков. Для чего в стране необходимо решить следующие задачи: обеспечить доступность и качество дополнительного образования, интегрировать общее и дополнительное образование, увеличить инвестиционную привлекательность программ, повысить эффективность образовательных программ.

Литература:

1. Константинов, Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2007) / Ю.С. Константинов. - М.: ФЦДЮТиК. - 2008. - С. 14.

2. КУВО «ГАОПИВО». Ф. 7, оп. 1, ед. хр. 309, л. 9.

3. Суворова, Л.А. Из истории пионерской организации Воронежской области (1923-1945 гг.). В помощь комсомольским и пионерским работникам, учителям школ. / Л.А. Суворова. - Воронеж: Изд. ВГУ - 1975. - С. 39.

4. КУВО ГАОПИВО Ф.В. оп. Л., ед. хр. 7, л. 206.

5. КУВО ГАОПИВО Ф. 7, оп. 1, ед. хр. 11, л. 164.

6. Винокуров, С.В. Воронежская пионерская организа-

ция (Основные события в истории) /С.В. Винокуров, Т.С. Пчельников. - Воронеж: Изд. ВГУ - 1975. -С. 12.

7. КУВО ГАОПИВО Ф. 7, оп. 1, ед. хр. 11, л.8

8. Материалы о состоянии народного образования в области за 1987 год. - Воронеж. - 1988. - С. 59.

9. Данилевская, Т.Г. Из истории детско-юношеского туризма в Воронежской области (1918-2014) / Т.Г. Данилевская. - Воронеж, 2014. - С. 33.

Коллектив ГБУ ВО ОЦРДО - участник туристских соревнований, 2012 год

Пчельников Тихон Семенович, директор Воронежской экскурсионно-туристской станции 1949-1966 гг.

Объединение «Юный турист» Борисоглебского внешкольного учреждения -

участник туриады Папай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.