Научная статья на тему 'Проблемы и направления развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей'

Проблемы и направления развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20459
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / DEVELOPMENT / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна, Невраева Василиса Андреевна

В статье представлено описание современных проблем и направлений развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Указано, что эффективная методическая деятельность является обязательным условием инновационного развития дополнительного образования детей. Систематизированы проблемы и противоречия, существующие в дополнительном образовании, связанные с кадровым обеспечение, освоением инноваций, материально-техническим оснащение образовательного процесса. Среди основных направлений развития методической деятельности выделены расширение её функций по профессиональному развитию педагогов, повышению качестве программ дополнительного образования детей, формировании методического обеспечения для сетевого взаимодействия со сторонними организациями, создание методического сопровождения для современных информационных образовательных сервисов и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна, Невраева Василиса Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT METHODOLOGICAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article describes the current problems and directions of development of methodological activities in the system of additional education of children. It is indicated that effective methodical activity is a prerequisite for the innovative development of additional education for children. The problems and contradictions existing in additional education related to staffing, development of innovations, material and technical equipment of the educational process are systematized. Among the main directions of development of methodological activities are the expansion of its functions in the professional development of teachers, improving the quality of programs for additional education of children, forming methodological support for networking with third-party organizations, creating methodological support for modern information educational services and technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей»

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Sulimova Anastasiya Vladimirovna, student,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

METHODOLOGICAL ACTIVITIES AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Abstract. This article presents a description of the content and possibilities of methodological activity as a factor in the innovative development of the system of additional education for children. A description of development needs that can be addressed through targeted methodological activities is given. Systematized information on the content of the methodological activities and the corresponding functions of the methodological services of institutions of additional education of children. Describes the requirements for methodological activities to support innovation in additional education of children. The conclusions about the need for further development of methodological activities in additional education of children.

Keywords: methodical activity, innovations, additional education for children

УДК 658

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент

(e-mail: vaganova [email protected]) Невраева Василиса Андреевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье представлено описание современных проблем и направлений развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей. Указано, что эффективная методическая деятельность является обязательным условием инновационного развития дополнительного образования детей. Систематизированы проблемы и противоречия, существующие в дополнительном образовании, связанные с кадровым обеспечение, освоением инноваций, материально-техническим оснащение образовательного процесса. Среди основных направлений развития методической деятельности выделены расширение её функций по профессиональному развитию педагогов, повышению качестве программ дополнительного образования детей, формировании методического обеспечения для сетевого взаимодействия со сторонними организациями, создание методического сопровождения для современных информационных образовательных сервисов и технологий.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, развитие, проблемы

Введение

В Концепции развития системы дополнительного образования детей отмечено, что сфера дополнительного образования по сути является инновационной площадкой для апробации образовательных моделей и технологий будущего, а ведущей тенденцией становится персонализация дополнительного образования детей [6].

Повышение качества и обеспечение современного уровня дополнительного образования невозможно без модернизации методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. За счет целенаправленной методической деятельности обеспечивается инновационная деятельность образовательного учреждения в целом, а именно осуществляется поиск, эксперимент, внедрение современных эффективных образовательных и воспитательных методик, осуществляется работа по повышению качества образовательных услуг, обеспечивается поддержка и профессиональной развитие педагогического состава [2, 3].

Для того чтобы полноценно и эффективно выполнять свою роль, методическая деятельность должна быть организована на высоком современном уровне, что предполагает наличие в образовательном учреждении целого ряда механизмов, поддерживающих самые разные методические функции [7]. В настоящее время работы многих исследователей и практиков свидетельствуют о наличии значительного количества нерешенных проблем в системе дополнительного образования детей, связанных с реализацией методической деятельности. Эти проблемы затрагивают и вопросы локального нормативно-правового обеспечения методической работы, и механизмы вовлечения педагогов в методическую работу, и вопросы развития методической культуры и пр. Этим обусловлена актуальность систематизации и осмысления проблем развития методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и изучения перспективных возможностей организации методической деятельности в подобных учреждениях на высоком современном уровне.

Методика исследования

Исследование направлений инновационного развития методической деятельности в системе дополнительного образования детей осуществлялось нами с использованием теоретических методов (систематизация и анализ публикаций по данной тематике, анализ и обобщение).

Результаты и обсуждение

Приступая к освещению главного вопроса данной работы, отметим, что методическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей представляет собой целенаправленное продуктивное взаимодействие методиста и педагогов, обеспечивающее разработку, апробацию и внедрение в педагогическую практику современных и эффективных моделей обучения и воспитания, и отметим, что данная деятельность имеет комплексный характер и приобретает все большую значимость в контексте повышения качества дополнительного образования [4, 5].

Методическая деятельность обеспечивает создание комплекса условий для вовлечения всех участников образовательного процесса в различные виды активности для поиска эффективных инновационных решений для реальных педагогических проблем.

Потребность в инновационном преобразовании методической деятельности учреждений дополнительного образования детей обусловлена рядом нерешенных проблем и существующих противоречий в развитии этой системы.

Так, М.Н. Поволяева, указывая на проблемы, которые существуют в системе дополнительного образования и препятствуют его эффективному развитию, называет следующие:

- отсутствие единых подходов к оценке качества дополнительного образования обучающихся;

- наличие у родителей и общественных организаций возможностей участвовать в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования обучающихся;

- наличие трудностей в обеспечении непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования, уровня их готовности к различным видам инновационной деятельности;

- слабая взаимосвязь системы дополнительного образования детей с системой предпрофильной подготовки;

- недостаточная разработанность содержания, форм и методов дополнительного образования детей в школах полного дня;

-проблемы создания автономных некоммерческих объединений учреждений дополнительного образования детей и их место в системе образования [10].

Кроме того, ряд исследователей (Л.В.Баранова, Л.И.Магомедова, М.Н.Поволяева) выделяют ряд системных проблем дополнительного образования детей, среди которых:

1. Кадровые проблемы, связанные с недостатком квалифицированных специалистов по различным направлениям дополнительного образования, слабая система профессиональной подготовки педагогов в сфере высшего образования детей, недостаточная разработанность механизмов материального стимулирования новаторства и инициативы талантливых педагогов;

2. Слабая маркетинговая деятельность большинства учреждений дополнительного образования детей, приводящая к тому, что заказ потребителя на дополнительные образовательные услуги практически не изучается, а следовательно, образовательные услуги не совершенствуются в должном направлении.

Кроме того, сегодня активно развиваются альтернативные возможности досуга, детям доступен широкий набор развлечений, не связанных с дополнительным образованием и развитием, но отличающихся высокой при-

влекательностью и относительно доступной стоимостью, что только усиливает конкуренцию на данном рынке;

3. Слабое материально-техническое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, что приводит к ограничениям в освоении и использовании новых технических решений, препятствует инновационной педагогической деятельности [1, 8, 10].

Перечисленные проблемы дополнительного образования детей позволяют сделать вывод, что в системе дополнительного образования детей существует значительное количество противоречий и проблем. Теперь обозначим инновационные направления развития методической деятельности в дополнительном образовании детей.

Стоит отметить, что инновационное развитие методической деятельности в дополнительном образовании предполагает достижение его нового качества, связанного с внедрением в традиционный образовательный процесс разнообразных смысловых, организационных, содержательных и пр. новшеств. Т.е. методическая деятельность, организованная на основе новых принципов и установок, позволяет более эффективно обеспечить достижение стоящих перед ней и всей системой дополнительного образования задач. Методическая деятельность в этом смысле обеспечивает инновационное развитие дополнительного образования детей, реализуя ряд важнейших для этого функций:

- методическая поддержка процессов разработки новых локальных нормативных и методических документов;

- методическое обеспечение педагогических инициатив и преобразований;

- методическая поддержка системы оценки качества образовательных услуг;

- способствование повышению квалификации и профессиональному развитию педагогических кадров;

- обеспечение образовательного процесса методической продукцией;

- поддержка благоприятной организационной атмосферы сотрудничества и сотворчества.

Освещая перспективы инновационного развития методической деятельности в дополнительном образовании детей, мы предполагаем можно выделить несколько направлений в соответствии с основными проблемными областями развития этой системы:

1. Усиление методической поддержки кадрового развития учреждений дополнительного образования детей.

В этом направлении актуальным является создание условий для обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов и педагогов дополнительного образования с применением современных дистанционных образовательных технологий, например, системы дистанционного обучения МооШе или открытых он-лайн курсов МООК.

2. Более широкое использование информационных технологий для методической поддержки педагогов, посредством, например, создания виртуального методического кабинета, формирование единой сети сбора и накопление актуальной информации о проблемах методической работы и способах их решения.

3. Расширение перечня дополнительных образовательных программ, отвечающих требования персонализации, вариативности и гибкости образовательного контента для обучающихся.

4. Развитие консалтинговой деятельности и аудита в методической сфере, усиление её консультативной и экспертной функций для обеспечения своевременной поддержки педагогов и образовательных организаций, построенную на профессиональном управленческо-педагогическом консультировании.

5. Усиление маркетинговой составляющей методической работы, которая проявляется в постоянном мониторинге интересов и запросов обучающихся и их родителей.

6. Развитие сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с другими образовательными организациями, вузами, библиотеками, культурными и социальными центрами для реализации совместных программ дополнительного образования детей.

7. Постепенное освоение рынка услуг и сервисов информального образования, представленного образовательными он-лайн ресурсами, мобильными приложениями, виртуальными библиотеками и т.д., что требует значительного методического обеспечения для внедрения этих технологий в образовательный процесс [9].

8. Усиление работы с талантливой молодежью, предполагающая более широкое использование в педагогической практике «социальных ситуаций развития», тесную работу с семьями, развитие конкурсных мероприятий

9. Усиление информационной открытости деятельности образовательных учреждений, позволяющей обеспечить доступ потребителей к полной информации об образовательных программах и услугах.

Выводы и заключение

Таким образом, современные тенденции развития системы дополнительного образования детей указывают, с одной стороны, на наличие серьезных проблем и противоречий, в другой - на наличие широких возможностей для поиска инновационных путей развития данной системы. Условием развития дополнительного образования детей выступает инновационная методическая деятельность, значимость которой в настоящее время усиливается. Главной задачей методической работы становится создание условий для эффективного освоения и внедрения в педагогическую практику инноваций различного характера и масштаба, а также координирование инновационных процессов.

Среди основных направлений развития методической деятельности можно выделить расширение её функций по профессиональному развитию

педагогов, повышению качестве программ дополнительного образования детей, формировании методического обеспечения для сетевого взаимодействия со сторонними организациями, создание методического сопровождения для современных информационных образовательных сервисов и технологий.

Список литературы

1. Баранова Л.В. Инновации в системе дополнительного образования детей // Царскосельские чтения. 2010. С. 125-130.

2. Борисова Е.В. Современные подходы к научной-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 4 (23). С. 168-170.

3. Булганина С.В, Булганина А.Е., Прохорова М.П., Сульдина В.Я. Отношение педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т. 1. 2018. С. 63-68

4. Железнова Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. - Оренбург, 1998.

5. Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей // Проблема результата икачества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.

6. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014, № 37, ст. 4983.

7. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т.2. 2018. С. 28-34.

8. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN216.pdf (доступ свободный).

9. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования. URL: http://static.government.ru/media/files/XEzqJAkjnpPP3kOzFNbbWar0PgqgX5AY.pdf

10.Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД//Вестник образования России. 2007. No20.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Nevereva Vasilisa Andreevna, student,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT METHODOLOGICAL ACTIVITIES

IN THE SYSTEM ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Abstract. The article describes the current problems and directions of development of methodological activities in the system of additional education of children. It is indicated that effective methodical activity is a prerequisite for the innovative development of additional education for children. The problems and contradictions existing in additional education related to staffing, development of innovations, material and technical equipment of the educational process are systematized. Among the main directions of development of methodological activities are the expansion of its functions in the professional development of teachers, improving the quality of programs for additional education of children, forming methodological support for networking with third-party organizations, creating methodological support for modern information educational services and technologies. Keywords: additional education of children, development, problems

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.