то же время является одной из основных характерных черт живой разговорной речи и не достигается никакими статическими изображениями.
Одна из основных возможностей учебных видеофильмов, не свойственная никаким другим средствам наглядности - это способность создания речевой среды, которой так недостает обучающимся при обучении иностранному языку, особенно в военном вузе. Так называемый «эффект участия», являющийся одной из основных особенностей восприятия, позволяет в значительной мере снять учебную условность и строить преподавание иностранного языка на основе его главного свойства - быть средством коммуникации.
Таким образом, по мнению автора, наиболее эффективным источником формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также повышения качества обучения является систематическое применение аудиовизуальных средств обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка, в процессе которых повышается мотивационная сторона учебного процесса, а главное, восполняется отсутствие языковой среды.
Список литературы:
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Аблам, С.Б., Гняшина А.Г., Платонова И.Б. Телевидение в обучении иноязычной речи студентов 1-11 курсов языкового ВУЗа // Применение кино, телевидения и звукозаписи при обучении ИЯ в ВУЗе. - Мн., 1973. - С. 38-40.
4. Белянин В.П. Психолингвистика. - М.: Флинта, 2004. - 226 с.
5. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении ИЯ в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4 - С. 31.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО © Фокина А.М.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются принципы обучения Я.А. Коменского. Введение гуманистических методов и приемов в процесс обучения. Дела-
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
ется акцент на рекомендациях для реализации выдвинутых принципов на практике.
Ключевые слова: педагогическая наука, учитель, учащиеся, обучение, принципы.
Основа современной педагогической науки была заложена великим Яном Амосом Коменским. Именно он коренным образом изменил средневековую систему образования, вводя гуманистические методы и приемы в процесс обучения. В таких его трудах как «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» можно найти ответы на все вопросы, касающиеся воспитания и обучения [1, с. 21-22].
На собственном опыте Коменский убедился в том, что система обучения и воспитания требует серьезных изменений и нововведений, она не удовлетворяла всех запросов общества, была консервативной и ограниченной. Именно во время своего обучения в школе Коменский стал думать о способах улучшения системы народного образования. Постепенно эта идея стала главной идеей всей его жизни и на реализацию которой, он посвятил всю свою жизнь [4; 5].
Именно Я.А.Коменский впервые сформулировал и охарактеризовал одно из нововведений образовательного процесса - принципы обучения, считая их неотъемлемой и важной частью обучения.
Для Коменского обучение сводилось не только к изучению наук. Обучение по Коменскому должно воспитать нравственность, развить творческие способности детей. Процесс обучения представлялся ему как сложный процесс формирования личности человека.
Руководствуясь материалами своих предшественников и собственными методическими разработками, Ян Амос Коменский разработал первые принципы обучения или же принципы дидактики.
Принципы обучения Коменского представляют собой идеи и положения для организации и руководства над учебным процессом. Принципы обучения общеметодические рекомендации, которые должны были помочь учителю в процессе образования и воспитания учащихся [1, с. 21].
Коменский видел важность, и необходимость во введении определенных правил в обучение. В истории дидактике он первый выдвинул ряд принципов и подробно их охарактеризовал.
Принципы Яна Амоса Коменского: наглядность; последовательность и постепенность; подражание; упражнение и прочное усвоение знаний [1, с. 22].
Эти принципы являются дидактическими или же общими. Их можно применить к любой учебной дисциплине. Актуальны они и сейчас, и именно на их основе разрабатываются современные принципы обучения и воспитания.
Принцип сознательности и активности предполагает осознанное, глубокое и основательное усвоение знаний. Принцип сознательности и активно-
сти не приемлет пассивности со стороны учащихся, зубрежку и механические упражнения. При отсутствии сознательности обучение приобретает догматический характер, а знания приобретают формальный статус.
Коменский разоблачил господствовавший в педагогике догматизм, раскрыл темную сторону схоластической школы - отсутствие творческой активности и творческих способностей учащихся. По мнению Коменского, главным критерием эффективного обучения являлось понимание различных предметов и явлений учениками. «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания» [1].
Для Коменского было важно, чтобы ученики не только знали теорию, но и могли применять полученные знания на практике. Поэтому учитель должен был не только рассказать материал, но и показать, как его с пользой применить в жизни.
В помощь педагогам Коменский дает рекомендации и указания для реализации принципа сознательности.
1. Содержание обучения должно быть понятно не только учителю, но и ученику.
2. Сознательность и активность ученика - главная составляющая эффективного обучения. От учеников должны исходить мотивация, интерес, стремление к познанию.
3. Учителя должны бороться с ленью и бездеятельностью учеников.
Своих учеников Коменский стремился научить самостоятельности в освоении знаний и применении их на практике, руководствоваться теорией, но при этом иметь и свои взгляд по рассматриваемому вопросу.
Получение и усвоение новых знаний должно происходить путем собственных наблюдений учащихся - это основное правило, которое диктует нам принцип наглядности. Наглядность - золотое правило обучения.
Принцип наглядность по праву можно считать самым древним из всех. Его применяли еще в те годы, когда не было ни письменности, ни школ. Самое широкое применение данный принцип приобрел в школах древних стран, таких как Греция, Рим, школах Востока.
Но в эпоху догматизма и схоластики, господствовавших в период Средних веков, принцип наглядности был забыт. Именно Я.А. Коменский вновь начал использовать наглядность в обучении, введя его в ранг дидактических принципов.
В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология.
По мнению Коменского, истинные и прочные знания ученики могли получить только из личных наблюдений и чувственных доказательств. Поэтому образовательный процесс должен быть так построен, чтобы ученики
сами видели, слышали, чувствовали то, что должны познать. Учитель должен проводить уроки максимально наглядно, показывать на уроках вещи, иллюстрации, различные механизмы.
Принцип наглядность призвать сделать процесс обучения более легким и понятным.
Для воплощения данного принципа на уроке педагог может пользоваться:
1) реальными предметами, чтобы учащиеся на основе наблюдения сделали определенные выводы;
2) моделями и копиями;
3) изображения самого предмета или явления.
Результат любого наблюдения в первую очередь зависит от внимательности и настроя ученика, от того как долго учитель смог привлечь его внимание. Учителю необходимо объяснить и донести до учеников зачем и для чего они рассматривают данный предмет, механизм.
Отсюда следует вывод, что важно правильно организовать наблюдение, так как не все наблюдение подходит под требования принципа наглядности.
К обязательным принципам обучения Я.А. Коменский относил и ступенчатое, постепенное изучение учебного материала, которая в итоге образовывала систему знаний.
Основное требование принципа постепенности и систематичности знаний - овладение учащимися знаний построенных в логической и методической последовательности.
Для последовательного и систематичного изучения дисциплины необходимо правильно распределить учебный материал, определить с чего начать изучение вопроса и в какой последовательности построить план по его изучению, установить связи между пройденным и новым материалом, как организовать плавный переход от изучения одной темы к другой.
Автор установил ряд требований для построения принципа постепенности и систематичности знаний.
1. Установить точное построение и порядок процесса образования и воспитания во временных рамках.
2. ровень обучения должен быть равносилен возможностям учеников, т.е. нужно учитывать в первую очередь возраст учащихся.
3. Изучать все последовательно - от темы ознакомления до полного ее усвоения и закрепления.
4. Научить учащихся правилам и теориям, объяснить почему нужно решать задачи именно таким способом.
Автор сформулировал и ряд указаний для непосредственного воплощения и реализации принципа на практике. Нельзя не отметить, что спустя почти четыре столетия современный процесс обучения построен именно на данных рекомендациях Коменского.
Занятия должны быть распределены на весь учебный год; на каждом должны быть поставлены и решены определенные цели и задачи; ход урока
должен быть продуман учителем; учебные задачи следует решать, учитывая возраст учащихся; учебный материал разбивается по классам.; преподавание учебной дисциплины необходимо проводить до полного ее освоения учащимися; новый материал всегда основывался на предыдущем и закреплялся последующим; обучение должно начитаться с более легкого материала и постепенно переходить к более сложному.
Знания и навыки учащихся можно проверить только с помощью упражнений, повторения, контрольных срезов.
Принцип повторения и упражнения возник вместе с самим обучением. Применял данный принцип еще древний китайский философ Конфуций, а в эпоху средневековья получил широкое применение.
Главная проблема принципа повторения и упражнения в том, что в разное время содержание упражнений сильно различается, как различалась и структура организации повторения знаний.
Упражнения напрямую связаны и памятью, поэтому необходимо постоянно стимулировать свою память, развивать ее.
В своих трудах педагог написал множество рекомендаций, которые помогут осуществить рассматриваемый принцип обучения.
1. Только хорошо подготовленные и продуманные упражнения смогут дать основательные и глубокие знания.
2. Вся школа должна работать по единой программе.
3. Заучивать только тот материал, который понятен.
4. Постоянная практика: ученики должны отвечать на каждом уроке, оценивать друг друга, а учитель должен помогать, если этого требует ситуация [1].
Благодаря такому дидактическому приему у учителя всегда будет внимание со стороны учеников, понимание того, как ученики усвоили материал, что нужно доработать, постоянное повторение помогает более слабым ученикам понять материал и освоить его, насыщенная работа в классе дает лучшие результаты, чем большой объем домашней работы.
Эти выводы имели важное значение для теории и практики [2, с. 62-64].
Автор оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его труды переведены на многие языки мира и являются лучшими в своем роде. Его новаторство в дидактике: принципы и правила организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня) используются и в наше время, и сложно представить систему, которая могла бы их заметить [6;7].
Список литературы:
1. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
2. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
5. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
6. Педагогика профессионального образования: перспективы развития / [Р.А. Богданова и др.]; Под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС); Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермолович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А.; монография. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.
7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.
МЕТОД CASE-STUDY КАК НАУЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Черняева И.В.1
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
Статья посвящена методу case-study как научному методу исследовательской деятельности студентов и как методу профессионально ориентированного обучения. Рассматривается метод и как эффективное средство развития критического, творческого, аналитического, инте-гративного мышления студентов. Отмечаются компоненты готовности
1 Преподаватель.