3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
5. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Педагогика профессионального образования: перспективы развития / [Р.А. Богданова и др.]; Под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС); Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермолович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А.; монография. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.
8. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал Министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ
© Зимина А.Н.1, Чвамания В.А.
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается реализация принципов обучения на практике и формы организации учебного процесса. Делается акцент на принципах обучения, применяемых в современной педагогике.
Ключевые слова преподаватель, учащиеся, принципы, обучение.
Современная педагогическая наука располагает большим запасом теоретических знаний по вопросам принципов обучения. Каждый принцип имеет подробную характеристику, расписаны положительные качества, но
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
при этом нет специальной литературы с правилами для практической реализации принципов обучения в процессе обучения. Теория не может быть признана эффективной, если ее нельзя реализовать на практике [5; 6].
Общие рекомендации для применения и реализации принципов обучения написал еще Я.А. Коменский. Но в силу научно-технического прогресса и появления новых принципов и методик обучения правила Коменского не могут полностью удовлетворить запросы современных учебных учреждений. Поэтому в настоящий момент методисты активно разрабатывают пособия для учителей с правилами и указаниями для непосредственного применения принципов на практике [1, с. 20-23].
Еще М.Н. Скаткин показал, что наиболее серьезным недостатком организации учебного процесса является требование от учеников главным образом воспроизводящего мышления [4, с. 39].
Проведенный нами анализ работ по данной проблеме позволил нам собрать некоторые правила, которые помогут реализовать тот или иной принцип [9, с. 17].
Приведем наиболее известные и широко применяемые принципы обучения в современной педагогике:
- принцип научности (идейности) преподавания;
- принцип практической направленности учебного процесса;
- принцип сознательного и активного усвоения знаний;
- принцип систематичности и последовательности обучения;
- принцип доступности обучения;
- принцип наглядности обучения;
- принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении;
- принцип единства обучения и воспитания.
Реализация принципа научности на практике возможна благодаря: четкому определению личных позиций педагога и следование им; убедительному изложению целей, задач, основного материала, его практического значения; привлечению вниманию различным сторонам обучения - мировоззренческой и интеллектуальной; научному изложению материалов с учетом уровня знаний учащихся; применению новых аргументированных концепций в обучении [2, с. 243].
Указания для реализации принципа направленности обучения:
1) раскрыть все особенности, динамику, тенденции развития различных процессов современности;
2) показать роль и место той или иной деятельности в обществе;
3) использовать новейшие практические наработки в учебном курсе;
4) постоянно вносить в теоретический материал элементы будущей профессиональной деятельности.
При реализации принципа сознательности и активности обучения необходимо: акцентировать внимание учащихся на значимости обучения; объяс-
нять, как важно каждое теоретическое и практическое занятие; поощрять инициативу и самостоятельную активность учеников в процессе обучения.
Принцип систематичности и последовательности обучения требует от учителей:
1) глубоких знаний своего предмета;
2) постоянную постановку перед собой конкретных учебно-воспитательных целей для каждого урока;
3) давать новый материал с учетом предыдущих знаний учеников;
4) излагать текущий материал и одновременно подготавливать учеников к восприятию последующего;
5) проводить регулярное повторение и обобщение изученного материала.
Принцип доступности обучения предполагает: до занятий выявить уровень знаний учеников и их подготовки; не оценивать учащихся с более высокого уровня. Но при этом облегчение требований к ученикам не должно привести к снижению познавательной активности и самообразования. Доступный материал обеспечивает посильный уровень знаний, объем и интенсивность курса обучения [17, с. 450].
Для реализации принципа наглядности нужно использовать весь арсенал наглядных средств, которые воздействуют на различные ощущения и органы чувств обучаемых - презентации, карты, видеоматериал, таблицы.
Реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода в обучении осуществляется совместно. При этом учитель:
а) учитывает индивидуальные особенности каждого ученика;
6) изучает весь класс, под особый контроль берет отличников и отстающих;
в) одинаково доступен и понятен для всех учащихся.
г) раскрывает перед учениками цели и задачи их учебной работы, решить которые по силу только сплоченному коллективу;
д) показывает деятельность других коллективов (например, взрослых), и вводит определенные правила в деятельность группы, класса;
е) так организовывает урок, что каждый ученик работает, а результат его работы помогает коллективу добиться поставленных целей и задач;
При реализации принципа сочетания воспитания и обучения нельзя не учитывать, что педагогический процесс дает не только знания, но и способствует формированию мировоззрения учащихся, что возможно при деликатной работе педагога-воспитателя.
Вместе с тем воспитательная сторона обучения решает специфические задачи [20, с. 17]:
- воспитать бережное и уважительное отношения к собственности;
- сформировать добросовестное, творческое отношение к труду;
- выработать правильное сочетание личных и общественных интересов в жизни и деятельности.
Высоких результатов в обучении можно достичь при актуальном применении всей системы принципов и при реализации их в различных формах учебной деятельности.
К основным формам учебной деятельности можно отнести практические и семинарские занятия, а так же самостоятельную работу учащихся.
Практические занятия необходимы для того, чтобы ученики более углубленно изучили материал и овладели новыми умениями и навыками. В ходе практических занятий происходит повторение теоретического материала, у учеников происходит формирование своей точки зрения для решения задач, активизируется познавательная и творческая деятельность.
Для решения каких-либо заданий в ходе практического занятия учителю необходимо ознакомить учащихся с различными методами их решения. Затем происходит рассмотрение непосредственно самих заданий. Заключительный этап - выполнение контрольных работ, тестов, где ученики показывают свои знания и навыки, закрепляют изученный материал [12].
В лабораторной работе можно объединить теоретико -методологические знания и практические навыки учеников в ходе исследовательской деятельности.
Учитель должен уделить особое внимание учащихся основным и фундаментальным понятиям лабораторной работы: «цель работы», «задачи эксперимента», «выводы» из полученных результатов, рекомендации по их использованию. Осуществление контроля над работой происходит с помощью различных заданий, где задача педагога сводится к консультированию. Учитель закладывает фундамент общей культуры личности, помогает реализовать идею жизненного самоопределения, интегрировать отдельные качества в целостную личность [8, с. 36].
Для каждой учебной дисциплины существую определенные лабораторные работы и рекомендации. Это связано с сильной специфичностью учебного материала и самих работ в целом.
Для того, чтобы организовать учебную деятельность можно использовать такую форму обучения как семинарское занятие. В ходе семинарского занятия происходит обсуждение актуальных, сложные, практически значимых вопросов по учебному материалу. На семинарах эти вопросы подробно рассматривают и прорабатывают. Одним из плюсов семинарских занятий является и то, что каждый ученик может высказать свою точку зрения и получить необходимые знания не только от учителя, но и от других учащихся [3].
Чтобы учитель мог проводить семинарское занятие, ученики должны обладать определенным запасом знаний, хорошо знать теорию по рассматриваемому материалу. Для успешного проведения семинарского занятия педагогу необходимо заранее составить его план, определить круг рассматриваемых
вопросов, сообщить эту информацию ученикам, чтобы они могли подготовиться. Подготовка к семинару проводится учащимися самостоятельно. В конце семинара необходимо подвести итоги работы и оценить учеников [10; 11].
Самостоятельная работа учащихся направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Учителя нужно правильно распределить время между самостоятельной работой и работой в классе. Чрезмерная нагрузка может только снизить качество знаний [24, с. 55].
Самостоятельная работа учащихся может носить групповой или индивидуальный характер при которой они могут использовать различные учебные технологии. Самостоятельная работа может быть реализована в самостоятельном изучении материала, подготовке проекта, доклада, реферата.
Существует несколько уровней самостоятельной деятельности учеников: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).
Самостоятельная работа позволяет выявить способности ученика, его потенциал. Но при этом необходимо осуществлять строгий контроль, чтобы убедиться в том, что работа выполнена самим учеником или учениками.
Эти выводы имели важное значение для теории и практики. Подводя итог, скажем. Что учителю недостаточно знать теоретические основы принципов обучения - необходимо знать и методы их реализации на практике [7, с. 65-67]. При этом он должен выбрать наиболее эффективную форму учебной деятельности, в которой полностью можно было реализовать принцип обучения [2, с. 62-64].
Список литературы:
1. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
2. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
5. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции; под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
7. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
9. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.
10. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 3. - С. 25-33.
11. Татьяна Максимовна Краснянская Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2010.
12. Педагогика профессионального образования: перспективы развития / [Р.А. Богданова и др.]; Под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС); Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермолович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А.; моногр. - Новосибирск, 2011. - Кн. 4.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРАХ ВУЗОВ
© Калинина Е.С.1
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
В статье рассмотрена технология построения инновационной системы мониторинга образовательного процесса на кафедрах высших учеб-
1 Профессор кафедры Высшей математики и системного моделирования сложных процессов, кандидат педагогических наук, доцент.