В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности -творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.
Интегративность, взаимосвязь и сотворчество с учреждениями спорта, культуры позволяют школе повышать спортивный, творческий потенциал учащихся. Связь педагогического и ученического коллектива школы с социумом обширна.
Это влияет на процесс социализации школьников, способствует становлению личности ребенка, формированию активной гражданской позиции.
Поддержка одаренных детей, социальное партнерство, разнообразие объединений дополнительного образования, кадровый творческий потенциал, создание материально-технической базы, соответствующее современным требованиям, деятельность школьного профцентра, школьный музей - приоритетные направления в работе с одаренными учащимися школы № 1 п. Пурпе.
Список литературы:
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.
2. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999. - № 9.
3. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М., 1991; Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. -М., 2000.
4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
5. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ
© Мастакова Е.В.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается педагогическое стимулирование в школе. Выбор метода педагогического стимулирования зависит от особенностей самого преподавателя как специалиста.
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
Ключевые слова: педагогическое стимулирование, методы положительного воздействия, педагог.
В педагогике обучения и воспитания есть много проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования. Стимулированием называется мера внешнего влияния, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека [1; 2; 3; 4].
В этой статье мы рассмотрим методы и цели педагогического стимулирования в школе.
Существуют различные методы педагогического стимулирования, которые применяются в целях подкрепления и усиления воздействия на учебную деятельность школьника. Этими методами являются: эмоционально-положительные методы стимулирования; эмоционально-отрицательные методы стимулирования; стимулирование оценкой; создание ситуации успеха.
Выбор метода педагогического стимулирования зависит от особенностей самого преподавателя как специалиста. Поскольку универсальных методов и дидактических условий, которые можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, педагог самостоятельно выбирает метод воздействия. Если преподаватель в высшей степени владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, то он выберет наиболее эффективный метод стимулирования учащегося в его учебной деятельности [17; 18; 19; 20].
Рассмотрим каждый из выше изложенных методов педагогического воздействия.
Любая деятельность дает качественные результаты и протекает более эффективно, если у человека имеются мотивы, вызывающие желания действовать активно, с полной отдачей сил; преодолевать неизбежные затруднения на пути к поставленной цели. Чтобы добиться появления таких мотивов, используют методы эмоционально - положительного стимулирования. К этим методам относятся поощрение, похвала, приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа «молодец», «очень хорошо», «замечательно» [25; 26; 27; 28; 29].
Поощрение - положительная оценка действий воспитанников Оно требует личностного подхода. Важно вовремя ободрить неуверенного или отстающего ученика, поощряя, воспитатель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолевать трудности. Поощряя, воспитатель будет стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось внутренними убеждениями и нравственными мотивами.
Но эмоционально-положительные методы стимулирования требуют особых условий их применения. Например, применяя поощрение, следует отмерять - кому, сколько и за что, тогда оно будет соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям. Неумеренная похвала
приводит к зазнайству. Также не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается классом, даже если это совершенно правильное поведение, с точки зрения педагога.
Методы положительного воздействия становятся преобладающим средством стимулирования учебной деятельности учащихся. Но методы эмоционально-отрицательного стимулирования все же не следует отбрасывать на второй план. Методы отрицательного воздействия на современном этапе развития педагогического стимулирования теряют актуальность применения в воспитании детей. Это связанно, прежде всего, с тенденциями гуманизации образовательного процесса [5; 6; 7; 8].
Но вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их существовании свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов во внутренние [9; 10; 11; 12].
Наказание проявляется в замечании, выговоре, вербальной агрессии, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, обсуждение на собрании, возмущении, упреке, отстранение от занятий, исключение из школы.
Отрицательное подкрепление также относится к методам эмоционально-отрицательного стимулирования. Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Метод отрицательного подкрепления основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям [13; 14; 15; 16].
С помощью отрицательного подкрепления решаются следующие задачи: формирование нового и ослабление нежелательного стереотипа поведения.
Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление происходит во время поведения, а не после него, и может быть «выключено» с изменением поведения.
Методы эмоционально-отрицательного стимулирования, так же как и положительные методы, требуют соблюдения правил их применения. К примеру, наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам. Наказывая ученика, педагог должен показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что ребенок имеет возможность восстановить свою репутацию. Когда наказание понятно ученику и когда он считает его справедливым, тогда наказание будет действенным и результативным [21; 22; 23; 24].
Стимулирование отметкой и оценкой является востребованным средством мотивации в учебной деятельности учащихся. Хотелось бы отметить,
что оценка и отметка не являются словами синонимами, но задача у них одна - побуждать ученика к активной учебной деятельности школьника.
Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества ученика. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот. Цель оценки - создание обратной связи между учеником и учителем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, что является важной частью в процессе обучения.
Последним и немало важным средством педагогического стимулирования является создание ситуации успеха. С точки зрения педагогики, успех -это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь высоких результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует от педагога больших усилий. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика.
В заключение следует сказать, что методы педагогического стимулирования - важная часть педагогической технологии. Главной задачей стимулирования является формирование мотивации в учебной деятельности учащегося. Можно сказать, что стимулирование является в своем роде инструментом в учебном процессе. Педагог, правильно используя этот инструмент, может добиться желаемого результата.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС): Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермоло-вич Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Маль-
цева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. - Кн. 4.
18. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
19. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
20. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
22. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
23. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
24. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
25. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании Научно-методический электронный журнал // Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
26. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
27. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
28. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
29. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.