Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПО Ю.К. БАБАНСКОМУ'

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПО Ю.К. БАБАНСКОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5904
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / БУЧЕНИЕ / СПОСОБЫ / ХАРАКТЕРИСТИКА / ПЕДАГОГ / ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубина О.Н.

В статье рассматриваются вопросы применения и характеристики методов и способов обучения, согласно классификации Ю.К. Бабанского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПО Ю.К. БАБАНСКОМУ»

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iMa А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вук1: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.

23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.

24. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.

25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПО Ю.К. БАБАНСКОМУ

© Шубина О.Н.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются вопросы применения и характеристики методов и способов обучения, согласно классификации Ю.К. Бабанского.

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

Ключевые слова: методы, бучение, способы, характеристика, педагог, задачи.

Решение основных задач учебно-воспитательного процесса возможно лишь при условии целенаправленного использования учителем всей совокупности методов и приемов обучения (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова). Аналогичный принцип лежит в основе применения средств обучения. Целесообразное, педагогически обоснованное сочетание методов, приемов и средств обучения, которыми располагает педагогика, является одним из решающих условий, обеспечивающих эффективность воспитательного воздействия урока (Ю.К. Бабанский) [18, с. 22].

Методы, приемы и средства обучения отбираются, оцениваются и сочетаются не как элементы всей системы уроков по теме, а каждый самостоятельно, исходя из того, насколько он соответствует замыслу отдельно взятого урока. Именно эта характеристика служит главным мерилом эффективности эмпирически созданной системы методов и приемов. Вот почему оценить ее дидактическую направленность и эффективность в пределах темы мы можем лишь весьма приблизительно [18, с. 22].

Бабанский Ю.К. предложил довольно интересную организационную классификацию. Все без исключения способы были разделены на три крупные категории. Первой группой является метод организации учебно-познавательной деятельности, второй - стимулирование учебно-познавательной работы и последний - контролирование эффективности учебно-познавательной деятельности.

Автор полагал, что способ преподавания является «методом упорядоченной взаимосвязанной работы педагога и учеников, сосредоточенной на решение проблем образования» [11; 12; 13; 14; 15].

Таким образом, под методом обучения понимается способ организации учебно-познавательной деятельности преподавателя и обучающихся, который направлен на решение образовательно-воспитательных проблем.

Часто способы разделяют на составляющие эго элементы. В данном случае речь идет о методических приемах.

Огромную роль в обучении играет произносимое высказывание (разъяснение). В этом случае применяются вербальные способы:

Первым методом является рассказ. Этот способ является повествовательно-сообщающим, в котором изложения преподавателем, объясняющего материал, применяется способом активизации познавательной деятельности обучаемых (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий);

Второй - это лекция. В данном способе преподавания педагог на протяжении длительного времени устно объясняет существенный по объему учебный материал, применяя способы активизации познавательной работы

обучающихся (к примеру, исследование творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое движение). Этот способ применяется в основном в старших классах и занимает практически весь урок.

Еще одним методом является беседа - это диалогический способ преподавания, при котором преподаватель посредством постановки тщательно обдуманной концепции задач подводит учащихся к осознанию новейшего материала, либо проводит проверку усвоения ими уже пройденного материала. Виды бесед можно разделить на: вводные, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование как разновидность беседы [1; 2; 3; 9; 10; 27].

Под наглядными способами преподавания понимаются такие способы, при которых овладение учебного материала находится в значимой зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Данные способы применяются во взаимосвязи с вербальными и практическими методами. Их можно разделить на две категории:

1. Способ иллюстраций подразумевает демонстрацию учащимся пояснительных пособий, баннеров, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.

2. Способ демонстраций, как правило, связан с демонстрацией устройств, экспериментов, промышленных направлений, кинофильмов, диафильмов.

В нынешних обстоятельствах особое внимание уделяется использованию подобного средства наглядности, как компьютер персонального использования.

Практические методы преподавания базируются на практической работе обучающихся. Данными способами формируются практические способности и мастерства [22; 23; 24; 25; 26].

Метод упражнений заключается в том, что ученики производят неоднократные действия, т.е. упражняются (тренируются) в использовании освоенного материала на практике и подобным путем углубляют знания, производят соответствующие мастерства и способности, а кроме того развивают собственное мышление и креативные способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-рабочие.

Способ лабораторных работ заключается в том, что ученики, исследовав общетеоретический источник, под руководством педагога выполняют эксперименты с применением устройств, использованием инструментов и иных промышленных приспособлений, т.е. исследуют явления с помощью особого оборудования. Проводится лабораторная деятельность в иллюстративном или исследовательском плане. Практическая деятельность проводятся после исследования больших отраслей и носит обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами школы [16; 17; 19; 20; 21].

Суть репродуктивного способа преподавания заключается в том, что конкретные мастерства и способности приобретаются и создаются посредством многократного повторения метода работы по заданию педагога. Работа преподавателя заключается в исследовании образца, а работа учащегося в выполнении действий согласно примеру [4; 5; 6; 7; 8].

Сущность проблемного способа изложения состоит в том, что педагог ставит перед учениками задачу и непосредственно демонстрирует путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения обучающихся к самостоятельному решению познавательных трудностей используется частично-поисковый или эвристический способ преподавания. Суть его в том, что педагог расчленяет проблемную задачу на под-проблемы, а ученики реализовывают отдельные шаги поиска ее решения.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

17. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

18. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.

19. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

21. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.

22. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя С. Пахолага-педагапчныя навую: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

23. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

24. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.

25. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов) диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.

26. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

27. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.