25. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я. КОРЧАКА
© Вакулина Н.Н.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается педагогическая деятельность Я. Корчака. Влияние на человека его произведений и концепции были ошеломляющими, многие из его учеников стали высокообразованными, известными. Крупнейшей мыслью педагогических работ Януша Корчака -педагог обязан любить детей.
Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, педагогические работы, произведения.
Из всего литературного наследия знаменитого польского преподавателя и писателя Януша Корчака проблемно выделить определённые педагогические работы. Все произведения автора, в любом случае касаются вопросов воспитания и несут определённую педагогическую тематику. Рассмотрим одну из значимых работ автора «Когда я снова стану маленьким».
Прочитав данное произведение, мы в полной мере осознаем талант и мощь Великого педагога Януша Корчака. Его поразительная способность -умение перевоплощаться в ребёнка. Насколько он осознает и понимает детскую душу, как свежи в его воспоминаниях мысли, переживания, издавна позабытые всеми взрослыми. Понимаешь, что как раз такие не взрослеющие люди и считаются настоящими преподавателями от Бога.
Автор начинает своё произведение с неустрашимого вызова, брошенного взрослым, которые, нередко возмущаясь насчёт детского баловства, почемучек, игр, говорят, что им тяжело опускаться до уровня детей! Так вот, это неправда! Не надо опускаться, нужно подниматься, вставать на цыпочки, что бы достать до их чувств и эмоций, чтобы не оскорбить ребёнка, не омрачить его жизнь... Дотянуться до их чувств, а автор уверен, что чувства выше и значимее для человека, нежели знания. «Я понимаю, почему ребё-
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
нок может быть зрелым музыкантом. И когда мы присмотримся внимательнее к его рисункам, прислушаемся к его речи, когда он, наконец, поверит в себя и заговорит, - мы постигнем его огромную своеобразную ценность, мы обнаружим в нём поэта, художника, мастера чувства» [3].
Заявление о том, что дети такие же полноправные люди, как и взрослые, да и во всем намного лучше, полностью пропитаны почти все произведения и труды автора. В выше упомянутом произведении, преподаватель не ставит открытых, внезапных вопросов на тему воспитания. Обращение к взрослому человеку, с которого начинается книга, стало традиционным педагогическим афоризмом автора.
Герой его произведения так и не повзрослевший мальчик, хотя все наружные отличительные черты налицо: усы, часы, работа учителем в школе... А счастья нет! И тут гном подсобляет ему стать маленьким, хотя он и не забывает, что был когда-то, в другой жизни он был взрослым. Он переоткрывает для себя мир заново! Всё любопытно: и эскимосы, и улица, по которой можно идти задом наперед, и первый снег, и первая любовь. Замечательно безвинно произнёс Корчак о первой любви: «Разве нельзя кого-нибудь любить - просто разговаривать, глядеть, играть вместе в какую-нибудь игру, подать на прощание руку, - и чтобы никто тебя не выпытывал. Чтобы никто даже не замечал» [3]. Автор показывает нам, что даже грустные и наполненные печалью минуты в жизни ребёнка, различаются от взрослой болезненной тоски. «Когда тебе грустно, это не так уж плохо. Грусть - такое мягкое, приятное чувство. В голову приходят разные добрые мысли. И всех становится жаль: и маму, потому что моль ей платье испортила, и папу, потому что он так много работает, и бабушку - ведь она старенькая и скоро умрет, и собаку, потому что ей холодно, и цветок, у которого поникли листья, - наверное, болеет. Хочется каждому оказать помощь и самому стать лучше. Ведь мы и грустные сказки любим. Значит, грусть нужна. И тогда хочется побыть одному или поговорить с кем-нибудь по душам. И боишься, как бы твою грусть не спугнули» [3].
Но не только радость испытывает ребёнок, но и есть печаль, и трудности истинные, а не выдуманные, как взрослым может показаться на первый взгляд, и обиды «Муха укусила! Не муха укусила, а учительница упрекает тем, старым. Нельзя упрекать одолжениями. Это больше всего обижает. Думают, что мы легко забываем, не умеем быть признательными. Нет, мы отлично помним. И год, и больше. И каждую бестактность, и любой хороший поступок. И мы многое прощаем, если видим доброту и искренность. Я учительнице тоже прощу, когда успокоюсь» [3]. Как жаль, что мало взрослых, которые могут осмыслить и простить, как прощают их дети, искренне.
Корчак знал это, как знал и душевную составляющую всех детей. Потому и не имел страха чтобы ввести в своих приютах такую, казалось бы, крайнюю воспитательную меру, как суд. И несомненно, в девяносто случаях из ста то-
варищеский суд выносил вердикт: «Простить!» [2]. С высоты своего взрослого восприятия мира мы забываем, что ребёнок ещё только учится жить, и бесспорно имеет необходимость в объяснении таких понятий: что такое хорошо, а что плохо. Обычно ребёнку хватает того чтобы ему указали на его плохой поступок, объяснить, как поступать правильно, а не наказывать. Но здесь проявляется уже наша лень и нежелание объяснять что либо. Легче наказать, накричать, чем потратить своё время, и терпеливо объяснять.
Своим произведением автор пытается убрать, тот воздвигнутый барьер временем, существующий между взрослым и детским взглядом на мир, и напоминает каждому взрослому, что дети, на самом деле это и есть мы. Нет, и не может быть ни малейшего раздельного мира взрослых и мира детей, все мы были детьми, а все дети когда-нибудь станут взрослыми. Обычные мысли, но, имея не очень хороший опыт наблюдения за качеством традиционного родительского и школьного воспитания, автор должен напоминать нам об этом.
То, что в большинстве своём проблемы, образующихся у детей и между детьми и взрослыми, обоснованы тем, что дети ещё просто не знают, как нужно правильно вести себя друг с другом и взрослыми и как жить, постоянно тревожит автора. Один мальчик, так прямо и сказал ему: «Много у нас, у ребят, огорчений оттого, что мы не знаем, как правильно жить. Временами взрослые разъяснят спокойно, а больше серчают. А ведь неприятно, когда сердятся. Понять трудно, спросить нельзя» [3].
Влияние на человека его произведений и концепции были ошеломляющими, многие из его учеников стали высокообразованными, известными.
Красной нитью в педагогических работах автора говорится о том, что педагог обязан любить детей. Данная любовь обязана сначала базироваться на искреннем почтении к ребёнку, к его эмоциям, дилеммам, труду познания окружающего нас мира, его праву осмысленного ответственного выбора. Любовь эта должна выражаться морально на глубочайшем исследовании ребёнка, долготерпеливом и вдумчивом наблюдении за ним, вдумчивом анализе итогов исследования и отсюда, выработки личного для каждого ребёнка воспитательного подхода. Снаружи данная любовь должна выражаться в очень сплочённом сотрудничестве с ребёнком, в желании пробуждать в нём сокрытые дарования, воскрешать в нём наилучшие чувства и возводить воспитательный процесс любопытно и интересно.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития
научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
5. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В.Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
15. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
16. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС): Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермо-лович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.
17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
19. Краснянская Т.М. психология нарушения собственной безопасности Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов) диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
24. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в
дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
П.Ф. ЛЕСГАФТ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
© Гаспарян А.Г.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается физическое воспитание детей и подростков в теории П.Ф. Лесгафта.
Ключевые слова Петр Францевич Лесгафт, физическое воспитание, дети, подростки.
Педагогические идеи Петра Францевича Лесгафта о воспитании, и уважении к личности школьника, а так же о недопустимости произвола по отношению к нему, единстве физического, нравственного, умственного и трудового воспитания, развитии детской самодеятельности, инициативы, творческих способностей, о педагогическом оптимизме продолжают оставаться актуальными и на сегодняшний день. Лесгафт по праву считается основоположником физического образования в России. Среди его многочисленных заслуг перед отечественной наукой особое место занимает, созданная им оригинальная, и на сей день пока неповторимая, теория физического образования и система подготовки и переподготовки кадров для ее внедрения в педагогическую практику. Особого внимания заслуживает концепция, построенная им же, на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития.
В педагогике периода СССР на новой методологической основе данная теория, подкрепленная многими новыми трудами и положениями, постепенно оформилась как некий принцип комплексного подхода к развитию и воспитанию, исследованию.
Вклад Лесгафта в развитие педагогики, как науки, трудно переоценить. В своих трудах он затронул практически все стороны педагогики. А особен-
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.