20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
21. Реализация гуманистической концепции образования П.Ф. Лесгафта в современной подготовке учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.П. Воробьева; [Самар. гос. пед. ун-т]. - Самара, 2000. - 21 с. - Библиогр.: с. 21.
22. Шавердов Г.Г. Петр Францевич Лесгафт // Собрание педагогических сочинений. Т. 1. - М., 1951. - С. 7-62.
23. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л., 1989.
ИСТОРИЯ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
© Кузнецова А.А.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается история, роль и особенности семейного воспитания.
Ключевые слова семейное воспитание, народная педагогика, классификация, условия семейного воспитания.
Довольно часто родители даже не задумываются об основах и задачах семейного воспитания, считая дело ясным без всякого анализа и интереса к данной теме. Задачи и основы семейного воспитания в отличии от общепедагогических совершенно разные, но общее у них все таки есть, а именно воспитание самостоятельной и разносторонней личности и, по возможности, гармоничное развитие духовных и физических сил.
Семейное воспитание берет начало в народной педагогике, эмпирическим путем. Знания о семейном воспитании передавались от поколения к поколению, из века в век посредством традиций и обычаев. Таким образом, в педагогической науке появился свой образ воспитания, своя система правил и поведения. Семья всегда была на особом месте в народной педагогике, так как порядок воспитания в семье опирается на сложившиеся традиции и праздники. Тем самым, семейное и народное воспитания являются отражением друг друга [25; 26; 27; 28].
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
Важнейшую роль в развитии семейного воспитания сыграл «Домострой». Епифаний Словинецкий написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских», а Симеон Полоцкий создал две книги -«Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам. Симеон Полоцкий стал одним из первых, кто высказался против применения физического насилия и суровых мер наказания в целом [21; 22; 23; 24].
Во второй половине Х1Х-в начале XX веков семейное воспитание образовалось как самостоятельная наука, которая занимала значимое место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова и многих других. В те времена в русской педагогике прописывалась надобность изучения семьи как единственной жизненной среды для ребенка, маленькой частью того общества, которое ее создало. Однако, в первые десятилетия XX века семейное воспитание пережило кризис в связи с переломом традиционных устоев воспитания. Вторая половина ХХ века -многочисленные экспериментальные изучения семьи по педагогике и психологии [17; 18; 19; 20].
В зависимости от стиля воспитания и обстановки, в которой воспитывается ребенок, формируется, как отмечал П.Ф. Лесгафт, соответствующий тип личности ребёнка: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый -мягкий, забитый - злостный или угнетённый. Стиль домашнего воспитания определяет ведущий способ взаимоотношений в семье, выражающийся в их взаимопонимании, решении общих проблем и испытываемых чувств друг к другу [29; 30].
Петр Францевич решительно отвергал одну из широко распространенных в то время педагогических аксиом - наследственную предрасположенность человека к дурным поступкам. Он подчеркивал, что качества ребенка являются отражением характеристик окружающих его людей. Врожденными являются только черты, связанные с темпераментом, а «испорченность» ребенка представляет собой результат системы воспитания, расплачиваться за которую приходится самому воспитаннику [13; 14; 15; 16].
В самом деле автор являлся основоположником многих гуманистических идей о семейном воспитании и уважении к личности ребенка, которые продолжают оставаться актуальными и сегодня. Его труды представляют собой богатый клад педагогических идей.
Условиями семейного воспитания являются: семейный быт и уклад, традиции, отношения, эмоциональный климат, общение и совместная деятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственности за воспитание детей, педагогическая культура родителей, жизненное пространство ребенка. Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Основными частями содержания семейного воспитания являются знакомые каждому из нас направления - физическое, нрав-
ственное, интеллектуальное, эстетическое и трудовое воспитание. Дополняются они патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Педагогическая культура любого народа начинается с овладения искусством семейного воспитания. Народ прекрасно понимал, что семья закладывает фундамент, основу личности. Представления народа о семье, детях и семейном воспитании обобщались, передавались из поколения в поколение и нашли свое выражение в комплексе педагогически продуманных, проверенных на практике условий, свидетельствующих о богатстве средств, способов воспитания. Воспитание личности в семье во многом опирается на традиции и обычаи, которые отражают устойчивые, повторяющиеся требования и нормы поведения в отношениях с взрослыми и сверстниками, в труде и досуге. Семейные традиции и обычаи способствуют усилению сплоченности всех членов семьи, порождают чувства общности, взаимной поддержки, заботы, внимания [9; 10; 11; 12].
Как мы уже говорили, что воспитание ребенка это долгий и сложный процесс, в котором надо действовать серьезно и очень аккуратно, ведь в процессе воспитания формируется личность ребенка. От воспитания зависит весь жизненный путь маленькой личности. Главная задача родителей -помочь ребенку стать индивидуальностью и вселить в него уверенность. В общении с детьми родители должны быть сдержанны и терпеливы, они должны подавать ребенку положительный пример, создавать атмосферу любви и понимания. Доброжелательная и позитивная обстановка только способствует здоровому развитию личности ребенка [5; 6; 7; 8].
Но, к сожалению, не все родители понимают это и продолжают вымещать свою агрессию и злобу на детей, не задумываясь о последствиях и сопровождающих нарушениях психического здоровья маленьких личностей. «Угасание родительской заинтересованности и инициативы» выражается в том, что современные родители зачастую склонны перепоручать воспитание и образование своего ребенка другим, «третьим лицам». Часть времени, посвящаемого такими родителями семейному общению, очень мала; следовательно, вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов таких родителей. Это приводит к серьезным нарушением психики ребенка, который не получает достаточно внимания от своих самых близких ему людей. От этого ребенок начинает чувствовать себя брошенным, ненужным. Начинает замыкаться в себе и отказываться от общества в целом. В итоге, оставшись без достаточного количества внимания, ребенок просто может потеряться и не найти своего жизненного пути. Поэтому так важно донести до каждого родителя о необходимости приобретать знания о семейном воспитании для благополучного воспитания их детей [1; 2; 3; 4].
В каждой семье по-своему передают ребенку социальный опыт, но важно помнить, что знания о семейном воспитании необходимы. Они могут помочь исправить те ошибки, которые уже совершены.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС): Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермо-лович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.
18. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
19. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
20. Краснянская Т.М. психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта ii^ А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
22. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
23. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
24. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
25. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании Научно-методический электронный журнал // Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
26. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
27. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
28. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
29. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
30. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка» - СПб.: Изд. «ЛЕН-ИЗДАТ», 2014. - 224 с.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКА
© Курбатова Н.Ю.1
ГБПОУ РО Шахтинский педагогический колледж, г. Шахты
Данная статья посвящена вопросу развития эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, усложнение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции, приводят к дальнейшему развитию динамики и содержания чувств, дифференциации и обогащению переживаний. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при взаимодействии, понимании, взаимооценивании друг друга. У детей не достаточно сформированы умения распознавать свои эмоции, а тем более описывать их. Дети, зачастую не владеют умением выражать свои эмоции социально-прием-
1 Студент.