14. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
15. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
17. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
18. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
19. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
20. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© Цыбульник С.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается социализация воспитанников школы-интерната.
Ключевые слова школы интернатного типа, социализация личности, педагог, воспитательный процесс; дети.
Педагогический процесс - систематическое воздействие, направленное на развитие, воспитание, образование и обучение личности (с учетом влия-
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
ния стихийных, непедагогических факторов) С точки зрения деятельностно-го подхода к воспитанию, сущность педагогического процесса заключается во взаимодействии учителя и учащегося (педагогическое взаимодействие). В этом взаимодействии главными являются направленность деятельности учеников, их активность, что в совокупности называют отношением к деятельности [14, с. 56].
Воспитательный процесс в школах интернатного типа всегда отличался от общеобразовательных учреждений. Прежде всего, самой организацией воспитательного процесса, настроя педагога, и заинтересованностью учащихся. Основная задача педагога, работающего в школе-интернате - заинтересовать детей к своему предмету.
Проблема процесса обучения в школах-интернатах актуальна в наше время. Это вызвано действием многих факторов, к важнейшим из которых можно отнести: активизацию социальных процессов в обществе; становление нового образа школы - детского социального института; формирование нового социально-культурного и профессионального менталитета личности. В связи с чем, стоит отметить, что требуется совершенствование социализации в школах интернатного типа [1; 2; 3; 4].
В отличие от общеобразовательных школ проблема социализации в школах интернатного типа, никогда не теряла свою актуальность. Однако, как в России, так и в странах Европы, с каждым годом возрастает количество детей, которые живут в школах-интернатах. По этой причине, в некоторых школах интернатного типа недостаточно уделяется внимание вопросу социализации ребёнка. Именно этим учреждениям приходится решать задачи социальной защиты, социализации и ресоциализации воспитанников.
Существует противоречие между тем, как именно обучать детей в школах интернатного типа, и как именно посвящать каждого учащегося в социальную среду, которая включает в себя: общение со сверстниками, обогащение знаниями, социализацию с педагогическим коллективом [26; 27; 28].
Проблема социального сиротства является на сегодняшний день, проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Американские исследователи выяснили, что по всему миру больницы, дома малютки, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Если ребёнок имеет проблемы с психикой, социализацией в обществе, или же он просто проблемный ребёнок, его отдают в школу-интернат. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
Само понятие социализации пришло в наш лексикон сравнительно недавно, и теперь, практически все педагоги, лингвисты, специалисты, работающие в сфере профессиональной деятельности, неоднократно используют этот термин. Социализация - это, прежде всего, освоение и получение индивидом, определённых навыков и умений, которые в дальнейшем понадобятся в повседневной жизни [18; 19; 20; 21].
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. В процессе социализации человек обогащается социальным опытом, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей [5; 6; 7; 8].
Также, важной проблемой семьи, которую необходимо соблюдать, является полноценная реализация воспитательной функции. У родителей, иногда, не хватает времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы, для обеспечения потребностей семьи [13; 15; 16; 17].
Благодаря исследованиям учёных, разработаны специальные направления, которые позволяют предотвратить распространение сиротства: социальная защита семьи, совершенствование законодательства о правах и защите детей и детей-сирот, развитие общеобразовательных учреждений интернатного типа, решение вопросов адаптации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей [9; 10; 11; 12].
В современном обществе, воспитанию детей отводится особое внимание, позволяющее детям в интернатах получать хорошее образование, общаться со сверстниками и иметь представление об окружающем мире. Как любой ребёнок, ребёнок, выросший в школе-интернате, имеет свои особенности, однако эти особенности могут существенно отличаться. Прежде всего это относится к эмоциональным особенностям, которые характеризуются зажатостью, эмоциональным дискомфортом при общении с детьми из полноценных семей, иногда это может отличаться жестокостью по отношению к другим людям [22; 23; 24; 25].
Школа-интернат славится особенностями воспитательного и учебного процесса, так как ребёнку сироте требуется особая методика воспитания и образования. Основной идеей воспитания является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.
Таким образом, обучение в школе-интернате способствует формированию у ребёнка определённых навыков общению со сверстниками, которые проживают не в интернате, отлучённые от родителей и родственников, а в полноценных семьях. Большинство выходцев из школ интернатного типа не способны ужиться с такими детьми, хотя считают их такими же, как и они сами. Это обусловлено тем, что большинство интернатных школ не делают уклон на воспитательный процесс и формирование личности своих воспитанников, хотя этим проблемам должны отводиться специальные занятия, также дети-сироты должны посещать детского психолога, который поможет им освоиться в новой для них среде жизни.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
15. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
16. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С. С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС) Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ер-молович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.
17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
19. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
24. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
25. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
26. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
27. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
28. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
СИСТЕМА РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
© Шепилова А.А.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается система работы и основные направления работы классного руководителя. Классный руководитель является координатором всестороннего развития учащихся. Чтобы быть педагогически грамотным классным руководителем, необходимо знать психологию развития детей различных возрастов, вникать в новейшие тенденции развития общества, владеть современными технологиями воспитательного процесса.
Ключевые слова классный руководитель, учащиеся, направления работы классного руководителя.
Профессия учителя самая древняя и почетная в обществе, богатая своим творческим содержанием. Не случайно старинное изречение гласит, что самый ценный дар людям приносит учитель, ибо он помогает человеку стать счастливым. Учителя - уважаемые люди. И стать учителем - великое, но
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.