Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1353
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / УЧИТЕЛЬ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщенко Д. С.

В статье рассматривается вклад Льва Николаевича Толстого в педагогическую науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО»

26. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

27. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

28. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

29. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

30. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка» - СПб.: Изд. «ЛЕН-ИЗДАТ», 2014. - 224 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО

© Борщенко Д.С.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается вклад Льва Николаевича Толстого в педагогическую науку.

Ключевые слова Яснополянская школа, учащиеся, учитель, знания.

Народное образование является важнейшей и неотъемлемой частью развития общества. Это - двигатель прогресса, духовное оружие нации, образование, - это то, что дает возможность дальнейшему развитию человека и будущему, что его ожидает.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1849 году, когда он стал учить грамоте обычных крестьянских детей в Ясной Поляне. Наиболее активно начал работать над этим с 1859 года и продолжал с перерывами на протяжении всей своей жизни.

Он считал, что дети из народа должны получать точно такие же знания, что и дети из высшего сословий. В этих детях, считал Толстой, кроются

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

большие возможности, заложенные природой. Они так же должны войти в мир искусства и благородных переживаний [21; 22; 23; 24].

Автор негативно оценил современную школу вместе с ее угнетением и муштрой, заучиванием и официальностью. Он противопоставил ей свою методику воспитания, которая основывалась, прежде всего, на уважении к личности ребенка и его развитии творческой деятельности, поэтому, Яснополянская школа относится к числу оригинальных педагогических попыток. В ней не было контроля и жесткой дисциплины. Дети сидели где хотели, с кем хотели и сколько хотели. В обучении все должно быть индивидуально [25].

Данная образовательная концепция оказалась способна повысить успеваемость и заинтересованность учеников в обучении.

Главнейшим отличием Яснополянской школы от других было отношение ее к знаниям, умениям и навыкам, которые ученики получали за стенами школы. Значение их не только не отрицалось, в отличии от остальных школ, но и поощрялось, так как считалось, что это и есть необходимая предпосылка для успехов в учебе.

Толстой был отличным психологом и педагогом, что позволяло ему заинтересовывать детей, учить их самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Занятия вел сам педагог, либо при помощи знакомых учителей. Что касается самого содержания обучения, оно изменялось на протяжении обучения в соответствии с развитием учеников, возможностями школы и желаниями родителей.

Здесь изучалось двенадцать предметов: письмо, чтение, грамматика, естественные науки, рисование, черчение, пение, арифметика, русская история, география и другие.

Все уроки строились на свободной беседе ученика с учителем. Всю информацию по географии и истории он строил в виде художественных рассказов на уроках русского языка.

Необходимой базой являлось религиозно-нравственное воспитание. Школу, которая не давала этого, автор считал пустой. Так же большое значение предавал творческому развитию детей. Поэтому он рекомендовал учащимся писать сочинения на различные темы [17; 18; 19; 20].

Толстой вел свои занятия так, что все ученики успевали. Для этого он умел найти подход к каждому ребенку.

Определенного учебного плана у него не было так же, как и постоянного расписания и домашних заданий. Несмотря на то, что обязательное ежедневное посещение школьных занятий не требовалось, дети посещали ее и настолько увлекались, что приходилось напоминать им о том, что пора расходиться по домам. Какие бы то ни были наказания, в Яснополянской школе отсутствовали [9; 10; 11; 12].

В соответствии со своими взглядами и требованиями к обучению, он составляет пособие, вышедшее в 1872 году. Характерными чертами всех книг для чтения, написанных рукой Л.Н. Толстого, были выразительность,

простота, сжатость, художественность и доступность для детского ума. Весь материал был выдержан из обыденной русской деревенской жизни и представлен в форме художественных рассказов. Сюда входили: природоведение, география, история. Так же в книгах имелось достаточное количество рассказов на нравственные темы, не занимавших более трех-четырех строк. Все рассказы, написанные для учебных книг, по содержанию разнообразны. Большинство из них были изданы и в советское время в книгах для начальных классов [13; 14; 15; 16].

Сам вопрос о содержании программ в школе Лев Николаевич в разные периоды своей деятельности решал по-разному и противоречиво. Изначально считалось, что важнейшими предметами являлись знания славянской и русской грамоты, знание арифметики и божьего закона [5; 6; 7; 8].

В последние же года своей деятельности автор изменил свою установку содержания обучения. Теперь на первом месте стояло религиозно - нравственное воспитание.

Выдвинув в противоположность своим прежним убеждениям, он преподнёс совершенно правильное решение. Теперь воспитание и обучение было неделимо.

Несмотря на эффективность, у Яснополянской школы были и свои недостатки: отсутствие системности знаний, учебного плана, программ, расписания уроков, отсутствие организованности и дисциплины.

Взгляд Толстого на воспитание образование молодого поколения, на школу, задачи, стоящие пред учителем, методика обучения отличались своим новаторским взглядом от базы того времени.

Лев Николаевич вошел в историю развития педагогической мысли в России как новатор и крупнейший педагог-мыслитель.

В многообразной педагогической работе Льва Николаевича Толстого присутствовало достаточное число положительных сторон, которые обогатили русскую педагогику, внесли в нее много ценного и оригинального. К этим чертам нужно отнести любовь к детям, уважение к его личности, умение пробуждать творческое начало ребенка, индивидуальный психологический анализ каждого ученика [1; 2; 3; 4].

Так же необходимо подчеркнуть постоянные искания Толстого в педагогической направленности, его полное увлечение учением, мастерство как преподавателя, психолога и автора учебных книг.

Для современной педагогики большое значение имеет наследие Л.Н. Толстого. Это обусловлено, прежде всего, актуальностью идей гуманизма педагогики великого русского писателя и педагога в условиях совершенствования образования и духовной культуры будущих педагогов.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник

научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

5. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В.Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы. Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

15. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

16. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС): Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермо-лович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.

17. Татьяна Максимовна Краснянская Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2010.

18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

19. Краснянская Т.М. психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

21. Татьяна Максимовна Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

22. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

23. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

24. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

25. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я. КОРЧАКА

© Вакулина Н.Н.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается педагогическая деятельность Я. Корчака. Влияние на человека его произведений и концепции были ошеломляющими, многие из его учеников стали высокообразованными, известными. Крупнейшей мыслью педагогических работ Януша Корчака -педагог обязан любить детей.

Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, педагогические работы, произведения.

Из всего литературного наследия знаменитого польского преподавателя и писателя Януша Корчака проблемно выделить определённые педагогические работы. Все произведения автора, в любом случае касаются вопросов воспитания и несут определённую педагогическую тематику. Рассмотрим одну из значимых работ автора «Когда я снова стану маленьким».

Прочитав данное произведение, мы в полной мере осознаем талант и мощь Великого педагога Януша Корчака. Его поразительная способность -умение перевоплощаться в ребёнка. Насколько он осознает и понимает детскую душу, как свежи в его воспоминаниях мысли, переживания, издавна позабытые всеми взрослыми. Понимаешь, что как раз такие не взрослеющие люди и считаются настоящими преподавателями от Бога.

Автор начинает своё произведение с неустрашимого вызова, брошенного взрослым, которые, нередко возмущаясь насчёт детского баловства, почемучек, игр, говорят, что им тяжело опускаться до уровня детей! Так вот, это неправда! Не надо опускаться, нужно подниматься, вставать на цыпочки, что бы достать до их чувств и эмоций, чтобы не оскорбить ребёнка, не омрачить его жизнь... Дотянуться до их чувств, а автор уверен, что чувства выше и значимее для человека, нежели знания. «Я понимаю, почему ребё-

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.