24. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
25. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
26. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
27. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
28. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
СИСТЕМА РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
© Шепилова А.А.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается система работы и основные направления работы классного руководителя. Классный руководитель является координатором всестороннего развития учащихся. Чтобы быть педагогически грамотным классным руководителем, необходимо знать психологию развития детей различных возрастов, вникать в новейшие тенденции развития общества, владеть современными технологиями воспитательного процесса.
Ключевые слова классный руководитель, учащиеся, направления работы классного руководителя.
Профессия учителя самая древняя и почетная в обществе, богатая своим творческим содержанием. Не случайно старинное изречение гласит, что самый ценный дар людям приносит учитель, ибо он помогает человеку стать счастливым. Учителя - уважаемые люди. И стать учителем - великое, но
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
трудное дело. Назначение учителя в обществе - духовное воспроизводство человека, сотворение личности. В этом заключается важнейшая социальная функция учителя [14, с. 36].
Термин «образование» в буквальном смысле означает «формирование образа». В этом значении образование является и процессом, и результатом, и системой. В современном понимании Образование - совокупность знаний, идей, универсальных способов познания и фактических действий. На основе термина «образование» образуются термины «высшее образование», «гуманитарное образование», «общее образование», «самообразование» и другие Они обозначают понятия, относящиеся к уровню образования, его содержанию, направленности, способу деятельности. Образование предполагает одновременное функционирование процессов воспитания и обучения. Обучение - это совместная деятельность учителя и учеников под руководством учителя, направленная на достижение образования. Обучение есть составная часть целостного педагогического процесса. В ходе обучения осуществляется также воспитание и развитие [14, с. 7].
Классный руководитель - это профессионал в педагогической деятельности в обязанности которого входят: организация внеклассных мероприятий для учащихся; формирование сплоченного коллектива учащихся; воспитание ответственного отношения к учебе; работа с родителями; трудовое воспитание и формирование профориентации учащихся.
Основной целью работы классного руководителя является оказание помощи учащимся в реализации социальных функций и решение возникающих проблем различного характера. Классный руководитель является координатором всестороннего развития учеников и помощником в решении проблем. Чтобы быть педагогически грамотным классным руководителем, необходимо знать психологию развития детей различных возрастов, вникать в новейшие тенденции общества, владеть современными технологиями воспитательного процесса [1; 2; 3; 4].
Классный руководитель не должен: оскорблять учащихся; выставлять оценки за поведение, с целью наказать ученика; обсуждать с классом учителей-предметников, занижая их авторитет в глазах детей; злоупотреблять доверием ребенка, оценивая его семью [25].
Классный руководитель должен быть политически подкован (знать конституцию РФ, конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», основы трудового законодательства). Успешная работа классного руководителя заключается в систематичности и плановости. Работа классного руководителя представляет собой воспитательный процесс учащихся. Правильное воспитание личности каждого из учеников зависит от согласованности со всеми звеньями школьной программы и ориентации общешкольного годового плана.
Главной задачей классного руководителя является создание таких условий, чтоб каждый из учащихся чувствовал себя свободно физически и духов-
но. Создание таких условий должно зависеть от интересов учащихся, их возрастных особенностей и потребностей. Классный руководитель обязан учитывать физические и психологические проблемы здоровья своих учеников для того, чтобы создать комфортное общение с родителями и учениками.
Проблема физического здоровья учащихся - успехи учеников во многом зависят от качества из здоровья и общего развития. Чтобы поддерживать нормальное физическое здоровье учеников, классный руководитель: проводит различные мероприятия и классные часы, посвященные здоровому образу жизни; привлекает учителей по физической культуре; использует различные методики, направленные на осознание учащимися самооценки здоровья; привлекает медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками. Классный руководитель формирует у учеников коммуникативное мировоззрение. Общение с учащимися приводит к тому, что ученики начинают понимать общечеловеческие ценности, которые со временем для них становятся нормой. Высшей ценностью для них становится человеческая жизнь. От мировоззрения классного руководителя во многом зависят интересы к жизни учащихся, их отношение к семье, к увлечениям [5; 6; 7; 8].
Главной ролью классного руководителя является регуляция норм общения между учениками и оценка поступков людей. Культура постоянно находится в развитии и изменяется. Задача педагога - оказать помощь учащимся в понимании того, что без усвоения культурных ценностей мира, они не смогут состояться во взрослой жизни. Культурные ценности мира, их значение в развитии человека формируют понимание их важности и необходимости в жизни людей [9; 10; 11; 12].
Познавательная сфера жизни ребенка. В этом направлении классный руководитель выступает защитником ученика перед всеми учителями-предметниками. Классный руководитель должен сообщать учителям об индивидуальных особенностях школьника [13; 15; 16].
Классный руководитель обращает внимание: на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения; на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность и развитие мышления; на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся; на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию [17; 18; 19; 20].
Семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Классному руководителю необходимо учитывать материальное положение каждой семьи своих учеников, образ жизни учащихся, а так же семейные традиции и обычаи. Преподавателю необходимо вникать в следующие пункты: изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; защита интересов и прав ребенка в «трудных» семьях [21; 22; 23; 24].
Таким образом, система работы классного руководителя очень сложна. Его деятельность - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуаций в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Основные направления работы помогают классному руководителю в воспитании класса. С помощью этих направлений педагог помогает своим ученикам развиваться и физически, и духовно.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костром-
ского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
15. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
16. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С. С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС) Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермоло-вич Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. - Кн. 4.
17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
19. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вук1: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
24. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ПО Ю.К. БАБАНСКОМУ
© Шубина О.Н.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются вопросы применения и характеристики методов и способов обучения, согласно классификации Ю.К. Бабанского.
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.