Научная статья на тему 'НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА'

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2079
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛИ / ЖИЗНЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макян А. Г., Гусейнова А. Н.

В статье рассматривается негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. Структура личности ребенка формируется в процессе близких взаимоотношений с родителями и родственниками. В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между разными поколениями в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА»

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

© Макян А.Г.1, Гусейнова А.Н.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. Структура личности ребенка формируется в процессе близких взаимоотношений с родителями и родственниками. В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между разными поколениями в семье.

Ключевые слова личность ребенка, внутрисемейные отношения, родители, жизненные интересы.

Структура личности ребенка формируется в процессе близких взаимоотношений с родителями и родственниками. Поэтому родители играют важную роль в жизни ребенка. Каждый ребенок стремится быть похожими на отца или на мать. Формирование культуры личности ребенка зависит от поведения, а также от поступков родителей, старших членов семьи.

В процессе воспитания значимую роль играют в семье взаимоотношения между разными поколениями в семье. Семья - это малая социальная группа, которая оказывает влияние на своих членов, то есть каждый из них может одновременно оказывать влияние на жизнь семьи.

Первой задачей супругов и родителей является создание гармоничных отношений, правильный психологический климат в семье. Без всего этого невозможно формирование здоровой, а также полноценной личности ребенка. Семейные отношения, в которых есть отклонения, либо недопонимания между старшими наносят детям только вред. Ребенок может быть очень тревожным, неспокойным, трудным в общении с людьми, также может ухудшиться успеваемость в школе. Неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, а также на его интеллектуальное развитие [1; 2; 3; 4].

Важнейшей задачей родителей является подготовка ребенка к школе. Нельзя полагаться на то, что готовность ребенка к школе произойдет автоматически, ведь его нужно и морально и физически настраивать к школе. Еще в дошкольном возрасте нужно подготавливать детей к школе, к обучению.

Особенностью учащихся младшего школьного возраста может стать тревожность. Из-за нарастания тревожности у ребенка может снизиться са-

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

мооценка, а это приведет к ухудшению обучения ребенка, то есть могут снизиться учебные достижения [21; 22; 23; 24].

Опекой в семье можно назвать систему отношений, при которых родители обеспечивают своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, то есть принимают их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе [5; 6; 7; 8].

Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Если ребенок воспитывается с приемными родителями, то родительское воспитание может быть неблагоприятным. Также воспитание в неполной семье может стать неблагоприятным для ребенка, ведь если родитель чувствует, что он не счастлив и замкнутый в себе, то он не способен дать своему ребенку позитивных чувств, удовлетворения от жизни [9; 10; 11; 12].

Также к частным случаям еще относят нарушение семейных отношений, то есть недостаток теплоты между родителями и ребенком, враждебность к ребенку или жестокое обращение к нему. Жестокое обращение с ребенком опасно для психического здоровья. Ведь сочетание боли, жестокости, обиды, страха, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий родной человек несправедлив и жесток, может привести к психическим расстройствам.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, и учится вести себя правильно в различных ситуациях. Родителям нельзя пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, также оставлять уже повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Каждый родитель может и должен предъявлять требования к своему ребенку, исходя из норм морали, конкретных ситуаций. Те из них, которые предпочитают такие воздействия на ребенка как приказ, насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и ненавистью. Авторитарность родителей, игнорирование мнения ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов - все это гарантия серьезных неудач пери формировании личности ребенка [17; 18; 19; 20].

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья является первым и основным социальным

институтом, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка такие семьи, где духовные потребности второстепенны. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда возникают проблемы во взаимоотношении детей и родителей, у них появляются разные жизненные интересы [25; 26; 27].

Наилучшее взаимоотношение детей с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль помогает детям овладеть самостоятельностью, активностью и социальной ответственностью [13; 14; 15; 16].

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование личности ребенка полностью зависит от родителей, а также в целом от семьи. В семье должна быть высокая духовная потребность, хорошие взаимоотношения родителей между собой, а также к детям. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

19. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя С. Пахолага-педагапчныя на-вук1: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.

23 . Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.

24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Маргарян Н.Д.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются новые подходы к развитию информационной образовательной среды. Важным вопросом является повышение ка-

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.