Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ'

ТЕОРИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова А. В.

В статье рассматривается трудовое воспитание детей в теории И.Г. Пестолоцци. Трудовое воспитание на протяжении многовековой истории человечества интересовало педагогическую науку. Труд, как основа развития личности, повышает самооценку человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ»

ТЕОРИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ

© Парамонова А.В.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается трудовое воспитание детей в теории И.Г. Пе-столоцци. Трудовое воспитание на протяжении многовековой истории человечества интересовало педагогическую науку. Труд, как основа развития личности, повышает самооценку человека.

Ключевые слова: трудовое воспитание, содержание трудового воспитания, педагогическая деятельность, личность.

Трудовое воспитание на протяжении многовековой истории человечества интересовало педагогическую науку. Труд, как основа развития личности, повышает самооценку человека. Трудящийся человек чувствует себя нужным и полезным звеном общества. Занимаясь трудовой деятельностью человек учится осознавать и понимать свой долг перед обществом, стремится внести свой вклад в какое-то общее дело. Труд порождает некий результат. Подготовка молодого поколения к трудовой деятельности является целесообразной необходимостью, принципы, методы, цели и содержание которой, меняются в зависимости от социальных, экономических и политических условий жизни людей и общества.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI) в педагогическую науку вошло такое понятие как «трудовое воспитание». Педагогическая мысль этой эпохи поднялась на новую, более высокую ступень. Идеи Просвещения оказались неким ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в ХУП-ХУШ вв. Вот почему труд, как цель воспитания занял столь важное место в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо. Его идеи получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци. В педагогической практике автор пытался объединить обучение и воспитание детей с организацией их легкого (посильного) труда [26; 27].

Основным средством и принципом воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, ведь он не только развивает физическую силу, но и ум, а также формирует принципы нравственного и общественного поведения. Автор так же разработал основы первоначального обучения и ча-

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

стные методики начального трудового образования. По мыслям и идеям автора, трудовое обучение служит некой основой профессионального образования любого направления (тут, необходимо, пояснить, что в его время, под трудом подразумевалась любая физическая работа мастерового, кустаря, рабочего) и, далее, профессиональной деятельности человека. Согласно теории элементарного обучения, где он указывает, что в основе и разрезе трудового воспитания смысл обучения состоит в том, чтобы попытаться сформировать у ребёнка «силы и навыки умения», то есть способность применять свои природные задатки - силу, ловкость - в трудовой деятельности.

Педагог горячо выступает против того, чтобы трудовое образование сводилось лишь к обучению школьников односторонними, рутинными умениями и механическими навыками, (которые могут и не пригодиться) как это было в его время. Он считает, что у детей из «простого народа» надо развивать способности к мастерству во всём его объёме и качестве в соответствии с их задатками, причём эти способности должны быть подкреплены соответствующими, развитыми мыслительными, общефизическим способностями и высокими нравственными целями и ориентирами. Автор считает, что правильно организованная профессиональная подготовка находится в самой тесной связи и во взаимодействии с общим образованием и призвана совместно с ним обеспечить развитие всех сил и способностей человеческой природы [24; 25].

Правильно организованная и подготовленная, со стороны педагогической науки, физическая активность детей содействует развитию их нравственных сил и ума. Своевременное привлечение детей, пускай к посильному, но зато к систематическому труду необходимо для всестороннего развития его личности. Труд укрепляет физические силы и здоровье ребенка, движения его становятся более увереннее, точнее [21; 22; 23].

Труд активно содействует развитию мышления. Ребенку приходится постоянно сравнивать, сопоставлять предметы и явления, - т.е. активно мыслить. В трудовой деятельности воспитывается так же самостоятельность, развивается инициатива и ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, и считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма.

Постановка цели: дети младшего возраста ещё не умеют ставить и оценивать цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Дети старшего возраста вполне могут самостоятельно ставить цель для осуществления трудовой активности, выполняя повседневные обязанности. Однако делают это, лишь в привычных ситуациях для них ситуациях. При изменении условий, и необходимо оказать поддержку. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно и активно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат [16; 17; 18; 19; 20].

Труд имеет и определенные мотивы. Например, у младших школьников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, а главное результат). У старших школьников все большее значение приобретают мотивы, которые носят общественный характер. Этот мотив, как правило, проявляется в желании детей участвовать в труде взрослых, вместе с ними добиваться результата [11; 12; 13; 14; 15].

По своему дети дошкольного и старшего возраста относятся к результату своего труда. Как правило, дети младшего школьного возраста еще не могут до конца увидеть и оценить результат своего труда. Это делает старшее окружение ребенка (родители, педагоги). Чем старше ребенок становится, тем самым изменяется его отношение к труду, так к и результату труда. Дети, уже до начала трудовой деятельности интересуются, для чего они будут заниматься этим трудом, а главное кому предназначен результат. Постепенно меняется и оценочное отношение к результату трудовой деятельности. Формируются и критерии оценки своего труда и других. Как правило, детям легче оценивать трудовую деятельность своих сверстников, чем результат своего труда [6; 7; 8; 9; 10].

Трудовое воспитание в современной школе приобретает характер архаизмов. Уроки трудового воспитания теперь именуются, как «Технология». Но, к сожалению, в неделю, может быть проведено всего 1-2 занятия по трудовому воспитанию. Ведь дети должны получать разносторонние теоретические знания, а после школы их уже будет ждать иностранный язык, бассейн, спортивные секции и занятия с репетиторами. Ведь ребенку в скором времени нужно будет поступить в престижный вуз, а для этого он должен получать и брать от жизни все самое лучшее. Так считают многие родители, и поэтому работают с утра до ночи, чтобы обеспечить своему чаду достойное место под солнцем, но при этом они совершенно забывают о важности трудового воспитания. Существует мнение, что и система образования, борцы за права ребенка, полностью солидарны с таким мнением [1; 2; 3; 4; 5].

Трудовое воспитание в школе должно иметь приоритетное значение. Цель школы не должна ограничиваться только тем, чтобы научить читать, писать и разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную, правильно подготовленную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям и обществу.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития

научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

19. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iM^ А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.

23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.

24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.