24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
ИЛЬИН И.А. О ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОСТИ
© Садовникова Д.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учащиеся, школа, учитель, исследование.
Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является содействие формированию у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России, единство политической нации [15, с. 3].
Вопросы духовно-нравственного воспитания являются одними из самых главных в процессе обучения. Воспитанники не являются пассивным объектом педагогических воздействий учителя. Они выступают не только в роли объекта, но и субъекта воспитания. Если методы воспитания применяются умело, то учащиеся содействуют решению воспитательных задач. У них развивается сознание, обогащаются чувства, вырабатываются навыки и привычки поведения [14, с. 162]. От правильной постановки воспитательного процесса зависит не только судьба учащихся, но и всего общества.
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
Воспитание нравственно целостной личности теснейшим образом связано с другими сторонами (составными частями) воспитания. Так, выработка нравственного сознания неотделима от активного овладения школьниками богатством общечеловеческой культуры, основами наук. Наука обладает огромной воспитательной силой [14, с. 126].
Анализ исследований русских ученых, которые представляли свои педагогические идеи в таких аспектах, как религиозное воззрение, которое подталкивает к переоценке педагогических стандартов, способствует выявлению современных подходов к теоретическим и практическим проблемам духовно-нравственного воспитания. В этом отношении отдельный интерес представляет наследие философа, публициста, педагога и правоведа Ивана Александровича Ильина. Автор, как никто другой, ясно прослеживал планетарный кризис и смог его охарактеризовать как духовный. В первую очередь, выход из данного кризиса несет за собой не внешние изменения, а внутренние, то есть душевно-духовные перемены индивида с различной вертикалью ценностей, с иными пониманиями существа человека и межчеловеческих отношений, так же с прочими ориентирами в «жизненном мире» -в воспитании и образовании, в религии и культуре, в политике и хозяйстве, в армии и суде. Но ментальность современного индивида с ее техно- и эко-номикоцетричностью не даст победить кризис»[1; 2; 3; 4].
Тщательно подходя к духовному состоянию нашего человечества, автор акцентировал внимание на четырех кризисных моментах: доминирование материалистической науки, безрелигиозная государственность, потребительские инстинкты в экономике, засилье безбожного искусства [16; 17; 18; 19].
Проанализировав все состояния социальной жизни в нашей стране в переломные и кризисные моменты, которые представлены в его педагогическом наследии, выявляют идентичность этих суждений о состояниях духовности и нравственности, как у отдельного индивида, так и в социуме в целом. «Мы живем в поворотное время: никогда прежде черная изнанка человеческой сущности так самоуверенно, так самодовольно не проступала наружу; никогда не происходило столь наглых поползновений на власть, на угнетение себе подобных; никогда в распоряжении индивида не было таких технических возможностей, таких разрушительных средств. Начинается перелом, и мы находимся в самом центре его. Былое равновесие утрачено. Худшему извне, которое грядет, мы можем противостоять, только начав свое обновление изнутри» [5; 6; 7; 8].
Автор, очень внимательно рассмотрел компоненты духовной жизни и выявил характерные отличия индивида «духовного» от «недуховного», рассмотрев духовность как самую первую основу в индивиде. Он доказывал, что сознание является не первой и не важнейшей ступенью в жизни, а вторичной. Духовность индивида не сочетается с сознанием, она не исчерпывается мыслью, не ограничивается только сферой слов и высказываний.
Духовность гораздо глубже всего этого. Она просто могущественна, богата и свята [9; 10].
Из мыслей философа можно сделать вывод, что воспитание духовности пригодно обгонять интеллектуальное воспитание индивида. В современных социально-экономических условиях решить задачу духовно-нравственного воспитания не так уж и легко, так как сказывается негативное воздействие на человека СМИ, особенно телевидения [24; 25; 26; 27]. Существующие условия жизни социума могут привести к усилению негативных факторов, которые действуют на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение нашей молодежи. Это подтверждается статистическими данными по России: «около 4 млн. наркоманов, 800 тысяч сирот, 3 млн. детей неграмотны, 7 млн. несовершеннолетних граждан нашей страны находятся в социально неблагоприятных условиях, каждый год пропадает более 40 тыс. детей. Около полумиллиона ребят каждый год остаются без одного из родителей [11; 12; 13]. В наши дни в этой зоне повышенной опасности и социального риска оказалась вся наша молодежь. Основная задача не допустить её сгорания в огне пороков и различных соблазнов.
Иван Александрович пытался предостеречь нас от беспечности в оценке глубины духовного кризиса, который нас охватил полностью. Он считал, что обновление, которое предстоит нам, должно составить целую эпоху в истории. Автор уверял, что воспитание разума, как созидательную внутреннюю силу человека, является главной педагогической задачей воспитателя [20; 21; 22; 23].
Одухотворение школы возможно лишь высоким духом учителя - воспитателя, его устремленностью к высшему, к вечному восхождению и поиску истины.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
13. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
15. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
16. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
17. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
18. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
20. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
21. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методолоии исследования. - М.: Мысль, 1980. - 271 с.
22. Уледов А.К. Духовное обновления общества. - М., 1990. - 77 с.
23. Ушинский К.Д. О нравственном воспитании. - М., 1978.
24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
ТОМАС МОР О ВОСПИТАНИИ © Сидоренко Е.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются педагогические идеи Т. Мора. Они имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он требовал обу-
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.