особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем [4].
Эмоциональные переживания ребенка кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Список литературы:
1. Козлова С.А. Дошкольная психология: учебник для студ. среднего профессионального образования. - 12-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высшей. учеб. заведений. - 13-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования. - 3-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов высшего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
5. http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-yemocionalnaja-sfera-doshkolni-kov.html.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
© Маклакова Е.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается организация и функции семьи в физическом воспитании детей и подростков. Физическая активность способствует развитию положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться.
Ключевые слова физическое воспитание, организация, семья, пропаганда здорового образа жизни, дети.
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
В последнее время большое внимание уделяется вопросам того, как воспитывают детей в семье, ведь семья, являясь ячейкой общества, имеет поистине большие возможности: в семье дети получают первые уроки жизни, учатся общаться, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности [26; 27; 28; 29].
Роль семьи очевидна и в физическом развитии детей, так как только в семье закладываются основные физические качества людей, основы их здоровья. Учеными доказано, что подвижные игры и физическая активность оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливают организм [22; 23; 24; 25].
Физическая активность способствует развитию положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться. При этом, совместные проводимые занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Следовательно, родителям необходимо планомерно заниматься физической культурой с детьми, быть для своих детей достойным примером и образцом для подражания, помогать им приобрести двигательный опыт, развивать ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают смелость [14; 15; 16; 17].
Очень важно правильно организовывать занятия физической культурой в детстве. Это позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Как уже говорилось, ведущую роль в привлечении детей к занятиям физической культурой играют родители, только они своим примером могут привить ребенку желание заниматься физическими упражнениями, чтобы потребность в них стала такой же, как и естественные потребности человека. Только привив привычку постоянно заботиться о состоянии своего здоровья, регулярно заниматься различной физической активностью, а также выработав у ребенка неприятные ощущения из-за отсутствия нормальной физической работоспособности, можно предполагать, что став полноценным взрослым, человек будет также как в детстве активно двигаться, выполнять физические упражнения, что физическая активность станет для него привычкой, как чистка зубов по утрам. Восполнить то, что упущено в детском возрасте, в зрелости очень трудно, а порой и совсем невозможно [10; 11; 12; 13].
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать следующим образом: 1) создание необходимых материально-технических условий для занятий дома; 2) контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливанию, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий; 3) непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, спортивно-художественных вечерах, физкультурно-художественных праздниках, играх,
развлечениях, прогулках; 4) организация соревнований и игр на детских площадках по месту проживания и в школе [6; 7; 8; 9].
Начинать и проводить физическое воспитание необходимо своевременно. В просторных квартирах из-за большого количества домашнего обихода тесно, и лишь немногие семьи могут позволить приобрести для своих детей спортивный уголок. В большинстве случаев, в таких семьях, о физическом воспитании детей забывают и вовсе не думают. Дети редко бывают на свежем воздухе (ведь он может простудиться!), родители вовсе не контролируют его режим дня. Многие современные семьи успокаивают себя тем, что сейчас дети развиваются очень быстро, и они вполне самостоятельны в плане того, что когда и как им делать. Но это далеко не верно! Не забывайте, прежде всего от вас зависит, какими вырастут ваши дети. Родители с самого начало сознательного периода жизни ребенка должны установить для него строгий режим работы и отдыха, и стараться безоговорочно его соблюдать. Но роль семьи не ограничивается только организацией правильного режима дня ребенка. Немало важно привить ребенку правила ухода за своим телом ( личная гигиена), правила здорового питания - ведь это все составляющие здорового образа жизни! [18; 19; 20; 21].
Как уже говорилось, особая роль в физическом воспитании детей приходится на родителей. Немаловажна роль в этом вопросе и образовательных учреждений, которые тоже активно занимаются физическим образованием подрастающего поколения. Родителям будет полезно посетить один из уроков физической культуры, спортивную секцию, где занимается ребенок, пообщаться с педагогом. Важна и консультация у врача. Благодаря этому родители будут иметь представление о том, насколько физически развит их ребенок, и как лучше будет организовывать его физическую активность в домашних условиях. Правильное физическое воспитание детей собственно предполагает заботливое постоянное отношение к их здоровью в семье.
В процессе индивидуального выполнения ребенком упражнений, он действует в удобном для него темпе, внимание его направлено на осознанное восприятие задания, опирается на указанные ему ориентиры, что создает возможность представления ребенком движения, правильного его воспроизведения. Правильному воспроизведению упражнений помогает использование различной атрибутики, игрушек: флажков, гимнастических палок, обручей, мячей. Ребенку интересно выполнять упражнения с предметами, особенно с теми, которые издают определенные звуки (колокольчиками, погремушками). Они повышают интерес к занятиям, снимают зрительное напряжение, развивают слуховую ориентацию ребенка.
При составлении физических упражнений родителям необходимо помнить и знать двигательный запас движений ребенка. Ведь часто, в результате чрезмерной опеке со стороны родителей, ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, боится сделать лишнее движение. И если у него нет
потребности в движениях, возникает их дефицит. Родителям следует позаботиться о разнообразии предлагаемых ими упражнений. К примеру, чтобы обучить ребенка ходьбе, необходимо научить его держать равновесие, согласованность движений рук и ног, направление движения. Постоянно следует обращать внимание на дозировку и нагрузку, при выполнении упражнений. Если утреннюю гимнастику можно выполнить за 5-7 минут, то время занятий на стадионе или спортивной площадке целесообразно увеличить. Не стоит забывать и об упражнениях на расслабление мышц. Например, хорошо мышечную нагрузку снимают такие упражнения как: стойка на одной ноге с сохранением равновесия, стойка у стены, ходьба по комнате с мешочком на голове и другие [1; 2; 3; 4; 5].
Итак, роль семьи и родителей в физическом воспитании детей огромна. В семье где, родители найдут время, для того, чтобы делать зарядку с детьми по утрам, ходить на спорт площадку, совершать прогулки, дети добьются высоких результатов в своем физическом развитии.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. -С. 62-64.
6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. -С. 44-46.
10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. -С. 48-53.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС): Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермо-лович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г, Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.
18. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреж-
дение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
19. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
20. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iM^ А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
22. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
23. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун -т. - Таганрог, 2005.
24. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
25. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании Научно-методический электронный журнал // Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.
26. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
27. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. -С. 150-154.
28. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
29. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.