Научная статья на тему 'НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ'

НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1116
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтинский В.В.

В статье рассматриваются неурочные формы организации физического воспитания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

© Бахтинский В.В.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются неурочные формы организации физического воспитания и обучения.

Ключевые слова: неурочные формы, организация физического воспитания и обучения, педагог.

Процесс физического воспитания организовывается в формах взаимосвязанных, но в то же время структурно обособленных друг от друга занятий. Длительность занятий и интервалы отдыха между ними обусловлены общим режимом жизни занимающихся, и определяются характером их основного вида деятельности, динамикой восстановительных процессов и другими многочисленными факторами. Занятия физическими упражнениями, физической культурой могут иметь разное содержание и цели, а так же проводиться в разной форме.

Содержанием занятий в физическом воспитании является деятельность, которая включает освоение знаний по теории физического воспитания и выполнение физических упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач по физическому воспитанию и обучению.

К формам занятий относят совокупность условий проведения и управления процессом занятий по физической культуре.

Содержание и форма занятий взаимосвязаны между собой. Занятие невозможно осуществить вне определенной формы, а уж тем более без определения конкретного содержания. Принято считать, что определяющим компонентом занятия является содержание, однако при этом выбранная форма играет определенно не последнюю роль. Умелое сочетание разнообразных форм занятий и их содержания позволяет более продуктивно решать задачи физического воспитания и обучения [11; 12; 13; 14; 15].

Все многообразие форм проведения занятий по физической культуре можно поделить на две группы:

1. Урочные формы проведения занятий - где, проводимые занятия осуществляются под руководством педагога, специалиста, работающего в сфе-

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

ре физического воспитания, и проводятся они по обязательному курсу (программе) физического воспитания в образовательном учреждении или на занятиях спортивной секции.

Урочные формы занятий характеризуются по следующим направлениям:

- ведущая, главная роль отводится педагогу-специалисту, который отвечает за организацию и проведение занятий;

- имеется стабильное и четкое расписание занятий, которое позволит обеспечить их систематичность, а самое главное правильное чередование работы и отдыха;

- имеется определенный, постоянный состав занимающихся, в основном, относительно однородный по возрасту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья и специализации деятельности;

- соответствие учебного материала и программе, особенностям контингента и структуре организации работы;

2. Неурочные формы - занятия по физическому воспитанию проводятся ребенком индивидуально или с родителями (например, утренняя гимнастика); соревновательные формы проведения занятий предполагают участие воспитанников в официальных и неофициальных соревнованиях, спортивных конкурсах; занятия неурочных форм, носят спортивно-тренировочный характер и реализуют оздоровительно-реабилитационные задачи [16; 17; 18; 19; 20].

Неурочные формы занятий имеют ряд соответствующих им характеристик: относительно ограниченное содержание и упрощенную структуру работы, но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности; преимущественно неурочные формы занятий проводятся самостоятельно и с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения, а так же повышения работоспособности, развитие двигательных, координационных способностей; задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся, их образом жизни; сравнительно небольшая протяженность во времени, относительно невысокий уровень функциональных нагрузок [6; 7; 8; 9; 10].

Все типы неурочных форм занятий делятся на 3 вида: малые формы (физкультминутки); занятия спортивно-тренировочного характера и формы (спортивные клубы); соревновательные формы (система обязательных и необязательных отборочных соревнований) [29; 30].

Дополнительная роль малых форм неурочных занятий состоит в их общей системе физического воспитания. Отсюда, конечно, не следует определять, что ценность их очень мала. Практикуемые систематически, такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нор-

мальной жизненной активности. А так же служат средством внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их становится большим особенно, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно этими формами физической активности [21; 22; 23].

Для большинства занятий определенная степень утомления является главным условием сверх восстановления, который необходимым для развития двигательных и координационных способностей. Поэтому в конце занятия включающего относительно повышенные физические нагрузки, необходимо обеспечить переход организма на восстановительный режим, что позволит всем системам настроиться на нормальную систему функционирования. Это послужит постепенным снижением интенсивности выполненных действий, переключением на действие дающее эффект активного отдыха, использованием дыхательных и релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов всех систем организма [24; 25].

Методика построения малых форм занятий по физической культуре не может не зависеть от уровня физической подготовленности и активности учащихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств (места проведения). Ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия в общем режиме жизнедеятельности индивида. Для многих, особенно для людей старшего, зрелого возраста, неурочные формы стали основным методом личной организации физического самовоспитания [26; 27; 28].

Основными признаками, отличающими неурочные формы занятий физическими упражнениями, являются главным образом следующие характеристики: относительно узкая направленность деятельности, сравнительно небольшая протяженность по времени выполнения, индивидуальный подход к обучению и воспитанию. Для неурочных занятий физическими упражнениями характерна более самостоятельная организация физической активности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, а так же воспитания физических и волевых качеств, и освоения определенных действий [1; 2; 3; 4; 5].

Одно из отличий урочных форм от неурочных, это принцип основанный на полной добровольности в выборе проводимого занятия и его специфики. Выбор конкретизирующей формы занятий осуществляется и определяется интересами и главными особенностями обучающихся.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007

17. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / [Р.А. Богданова и др.]; под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС): Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермо-лович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.

18. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

19. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

20. Краснянская Т.М. психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.

21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагалчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

22. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

23. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.

24. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов) диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессен-тукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.

25. Плотникова О.А., Барнаш А.В., Чаплыгина М.Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал Концепт. -2015. - Т. 13. - С. 2041-2045.

26. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

27. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

28. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

29. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

30. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка» - СПб.: Изд. «ЛЕН-ИЗДАТ», 2014. - 224 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО

© Борщенко Д.С.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается вклад Льва Николаевича Толстого в педагогическую науку.

Ключевые слова Яснополянская школа, учащиеся, учитель, знания.

Народное образование является важнейшей и неотъемлемой частью развития общества. Это - двигатель прогресса, духовное оружие нации, образование, - это то, что дает возможность дальнейшему развитию человека и будущему, что его ожидает.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1849 году, когда он стал учить грамоте обычных крестьянских детей в Ясной Поляне. Наиболее активно начал работать над этим с 1859 года и продолжал с перерывами на протяжении всей своей жизни.

Он считал, что дети из народа должны получать точно такие же знания, что и дети из высшего сословий. В этих детях, считал Толстой, кроются

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.