Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО Л.В. ЗАНКОВУ'

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО Л.В. ЗАНКОВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5590
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ПРИНЦИПЫ / ПРИЕМЫ / МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатых Е.В.

В статье рассматривается принципы обучения по Л.В. Занкову. Система Леонида Владимировича предполагает такое построение учебного процесса, при котором учащиеся четко осознают основные положения нового материала и понимают какие именно элементы необходимо заучить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО Л.В. ЗАНКОВУ»

8. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуациимонография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2010.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО Л.В. ЗАНКОВУ

© Горбатых Е.В.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается принципы обучения по Л.В. Занкову. Система Леонида Владимировича предполагает такое построение учебного процесса, при котором учащиеся четко осознают основные положения нового материала и понимают какие именно элементы необходимо заучить.

Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, принципы, приемы, методы, обучение.

Быстрый темп развития общества и науки, постоянное обновление технической и методологической баз образования привели к появлению в педагогической практике концепций развивающего обучения. Именно принципы развивающего обучения можно отнести к современным принципам дидактики.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушин-ского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова.

Развивающее обучение - цепь сложных учебных и предметных задач, решение которых требует от учащихся овладением специальными знаниями и навыками, создания новых способов решения и действия [5].

На первом плане в развивающем обучении стоят как актуализация ранее полученных знаний, так и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка новых планов по решению поставленных задач, поиск новых способов проверки знаний.

Советская школа послевоенного периода располагала рядом методов и способов, которые способствовали повышению эффективности урока. Можно сказать, что во многом благодаря им был преодолен кризис в образовании, которому способствовала Великая отечественная война [4, с. 36-38].

Учащиеся должны постоянно находиться в процессе добывания новых знаний, умений и навыков и получать конкретные результаты. Благодаря

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

этому ученик постепенно самостоятельно развивает свой интеллект и свою личность.

Учитель в развивающем обучении должен организовать учебную деятельность, которая будет формировать познавательную самостоятельность, развивать и формировать творческие способности, строить активную жизненную позицию учащихся.

В развивающем обучении ученик усваивает как конкретные знания и навыки, так и учится различным способам действий, конструировать и управлять своей учебной деятельностью [6].

В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, и одна из них это концепция Занкова.

Леонид Владимирович Занков - советский психолог, специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л.С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения.

С конца 1950-х гг. научным коллективом под его руководством было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Усилия коллектива были направлены на разработку системы обучения младших школьников с более высоким уровнем развития в сравнении и традиционной школой методикой. Такое обучение имело комплексный характер, т.е. повышение уровня обучения проводилось на всех предметах.

Структура урока в развивающем обучении гибкая, включает в себя дискуссии и обсуждения по изученному материалу. Активно в обучении используются дидактическая игра, интенсивная деятельность учеников, групповая работа по поиску новых знаний. Дети активно участвуют в процессах наблюдения, сравнения, группировки, классификации, самостоятельно выясняют закономерности, формулируют собственные выводы. Главной в данной системе образования - развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески мыслить и действовать практически.

Следующие принципы составляют основу системы обучения Л.В. Занкова:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) быстрый темп в изучении программного материала;

3) ведущая роль теоретических знаний;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых [1].

С помощью принципа обучения на высоком уровне трудности предполагается раскрыть у детей их задатки и внутренние силы, развивать их в

процессе обучения. Именно благодаря внутренней силе учащиеся должны справляться со всеми трудностями процесса обучения и приобретать новые знания. Уровень трудности связан с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры.

В данном принципе получение и усвоение знаний является одновременно достижением ученика и ступенью для перехода на более высокую и сложную ступень развития. Принцип обучения на высоком уровне трудности нужно применять с осторожностью и под постоянным контролем педагога. Нужно учитывать индивидуально возможности каждого ученика иначе можно получить не высокие результаты в обучении, а наоборот - низкий уровень знаний и развития ученика из-за непосильной школьной программы [7].

Принцип высокого уровня трудности может осуществляться с помощью включения в программу тем достаточно сложных для учеников в силу их возраста. Изучение тем повышенной трудности в идеале должно стимулировать развитие мышления учащихся.

С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип - изучении программного материала быстрым темпом. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное - непрерывный процесс получения школьниками новых знаний. Этот принцип обучения не имеет ничего общего с поспешностью учебного процесса, которая неприемлема. Нужно стремиться не к количеству знаний, а к высокому качеству знаний. Важно обогащать умы школьников разносторонними знаниями и создать необходимые условия для глубокого осмысления полученной информации.

Самое действенное средство для осуществления обучения быстрым темпом как сильным, так и слабым ученикам - дифференцированная методика, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы различные ученики проходят с неодинаковой глубиной [9, с. 67].

Следующий принцип обучения - ведущая роль теоретических знаний, которые являются ведущим средством развития школьников и основой овладения ЗУН.

Школьники с младших классов способны запоминать термины, но это не должно представлять банальное их заучивание. Главное овладеть научным термином - понять его смысл, запомнить, уметь применить при необходимости.

Теоретические знания представляют собой не только множественные термины и определения. Школьникам предлагается изучать различные зависимости и законы в различных учебных дисциплинах, правила и рекомендации по выполнению заданий.

Данный принцип является универсальным, он имеет место быть при изучении любого предмета. Серьезное изучение теории не должно влить на

формирование практических умений и навыков. У Л.В. Занкова формирование ЗУН происходит на основе полноценного общего развития, благодаря глубокому осмыслению теоретических знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Занков Л.В., анализируя различные его трактовки (Иванова С.В., Скаткина М.Н., Казанского Н.Г., Ганелина И.И.), подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, признавал необходимость овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), важность положительного настроя школьников к учебному процессу. Но важно, чтобы процесс овладения новыми знаниями и навыками осознавался учащимися - они знали зачем и для чего они изучают данный материал, знают где они смогут применить теоретические знания, и самое главное изучали материал не для оценки, учителя или родителей, а изучали для себя [1].

Система Леонида Владимировича предполагает такое построение учебного процесса, при котором учащиеся четко осознают основные положения нового материала и понимают какие именно элементы необходимо заучить.

Особое место в его системе занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в их числе и слабые ученики. Главная проблема традиционных методик в том, что для того чтобы поднять успеваемость отстающих учащихся их перегружают упражнениями и заданиями. Но на деле этот принцип не работает, а только усугубляют проблему неуспеваемости. Слабые ученики больше других нуждаются в систематической работе по развитию, благодаря которой происходит сдвиг в обучении и улучшению успеваемости отстающих учеников [3, с. 69-71].

Все эти принципы обучения были применены в программах и методических разработках по грамматике, математике, чтению, истории.

Разработанная автором новая дидактическая система была эффективной для всех этапов процесса обучения. Но, несмотря на доказанные положительные результаты, данная система все еще остается нереализованной [8].

Эти выводы имели важное значение для теории и практики повышения эффективности урока, так они способствовали активизации мышления учащихся на протяжении изложения и закрепления новых знаний на уроке, давали основу для организации самостоятельной работы учеников на уроке [2, с. 62 -64].

Список литературы:

1. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

2. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

4. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

5. Иохвидов В.В. Мастерство воспитателя - успех развития полноценного коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко // В сборнике: Педагогическое мастерство Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 65-67.

6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Педагогика профессионального образования: перспективы развития / [Р.А. Богданова и др.]; Под общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС); Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермолович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А.; монография. - Новосибирск, 2011. -Кн. 4.

8. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал Министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ

© Зимина А.Н.1, Чвамания В.А.

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается реализация принципов обучения на практике и формы организации учебного процесса. Делается акцент на принципах обучения, применяемых в современной педагогике.

Ключевые слова преподаватель, учащиеся, принципы, обучение.

Современная педагогическая наука располагает большим запасом теоретических знаний по вопросам принципов обучения. Каждый принцип имеет подробную характеристику, расписаны положительные качества, но

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.