проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
24. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
© Томилова Т.А.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются вопросы индивидуализации обучения, работа учителя с педагогически запущенными детьми.
Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, современная концепция образования, индивидуализация обучения, педагогически запущенные дети.
Изменение системы образования, в учебно-воспитательном процессе переход к деятельному подходу, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития говорят о действительной необходимости обращения к проблеме индивидуализации обучения. Используемые нынешним обществом идеи гуманизации отношений, свободы, возвращение к духовности способствуют тому, что люди могут по другому взглянуть на сущность понятия «индивидуализация» для определения истинных ценностей и расстановки новых акцентов в системе образования [1; 2; 3; 4].
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер).
Если говорить о важном достоинстве индивидуального обучения, то следует отметь то, что оно способствует полной адаптации содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям, так же оно позволяет наблюдать за каждым его действием и операцией при решении поставленных задач; следить за его ростом от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые изменения в деятельность как обучающегося, так и учителя, адаптировать их к постоянно изменяющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это даёт возмож-
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
ность учащемуся работать экономно, постоянно контролировать затраты своих возможностей и сил, выполнять работу в удобное для себя время, что, собственно, даёт возможность достичь высоких результатов в обучении.
Индивидуальное обучение в младших классах заключается в выявлении не только недостаточной готовности ребёнка к обучению, но и характер его психофизиологического развития и составлять план учебного процесса, опираясь на эти возможности и особенности. Индивидуализация применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми) [5; 6; 7; 8].
При работе с педагогически запущенными детьми, существуют особые способы и пути, которые позволяют дать более эффективные результаты.
Для осуществления перевоспитания педагогически запущенных школьников, используют специальные положения.
Во-первых, так как изменения в развитии есть в комплексе причин:
а) неблагоприятные отношения в семье;
б) трудности в школе, изменение школьного коллектива и самой школы;
в) негативного окружения.
Во-вторых, устранить педагогическую запущенность. Изменить личность ребёнка невозможно с помощью только учителей или только школы. К этой работе, не только школы, обязаны подключиться семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех оптимальных условиях следует опираться на дружный школьный коллектив, действовать совместно с ними, через него. Эту задачу можно решить, только если действовать в единстве воспитательных воздействий.
В-третьих, главным средством перевоспитания является правильная организация распорядка дня и деятельности запущенного школьника. Важно знать, что нотации могут не подействовать на сложного школьника, ведь он, как правило, недоверчив и осторожен при общении с учителем. Доверительный разговор, искренность, доверие принесут огромную пользу и отличный результат.
В-четвёртых, перевоспитание это вовсе не борьба с недостатками ребёнка, это формирование развития правильных привычек, черт и качеств, тщательное изменение правильных нравственных тенденций.
В-пятых ребёнок сам должен участвовать в собственном перевоспитании, бороться с собственными недостатками.
Не стоит надеяться на то, что за минимальное количество времени личность трудных детей может измениться, сразу не будут так же ликвидированы грубость, упрямство, лень, циничное отношение к моральным принципам, расхлябанность, недисциплинированность. Но если же работать с трудновоспитуемыми детьми, верная деятельность общества медленно, но верно придёт к тому, что организованность сдвинет расхлябанность, настойчивость - упрямство, мораль нравственная и духовная вытеснит ложную эгоистическую мораль, ложная романтика жаргона, грубой физической
силы, правонарушений исчезнет, тем самым первыми станут романтика творчества, спортивной борьбы, товарищеской взаимопомощи.
Педагогу в первую очередь нужно хорошо знать учащихся, в каждом ребенке выделять свои индивидуальные особенности. Если педагог хорошо разбирается в индивидуальных особенностях учащихся, значит он способен организовать учебно-воспитательный процесс, совмещая всё это с воспитательными мерами, применяемые индивидуально для каждого ученика.
Существуют три основных момента, которые смогут помочь при работе с педагогически запущенными детьми:
1. Доброжелательность, сердечность, теплое отношение играют важную роль при общении с детьми. Доброта, душевная теплота, мягкость должны противостоять озлобленности, недоверчивости и подозрительности.
2. Учителю важно выделять положительные качества личности каждого учащегося особенно у трудного, самого педагогически запущенного и опираясь на положительные черты, постараться перевоспитать ребёнка. Однако стоит помнить, что положительное в личности запущенного школьника увидеть, не так легко, так как, оно часто скрыто, находится не на поверхности, и педагогу не всегда присматриваться к приносящему ему много забот школьнику. Другие учителя даже не стараются разглядеть у плохого ученика что-то положительное, ведь некоторые считают, что есть ученики «вообще плохие», в личности которых не может быть ничего положительного. Важно понимать - что это мнение ошибочно [9; 10; 11; 12]. Определить и использовать то хорошее, содержит в себе личность любого трудного школьника, не всегда легко, однако эффект от этого приёма вознаградит педагога за проделанную работу. Психологическое действие этого приёма можно рассмотреть с двух его главных сторон: как правило, трудный школьник верит в то, что он плохой, всё что он делает не приведёт ни к чему хорошему. Поведение, тем самым, складывается от сознания своей неисправимости и неполноценности. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать плохое. Во-вторых важно занять трудного ребёнка интересной для него деятельностью, которая отвлечёт его от предосудительной деятельности.
3. Нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял! Впрочем, подозрительные подростки иногда с трудом верят в то, что им действи-
тельно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у трудного подростка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.
Учебные заведения для трудных учеников должны быть массовыми общеобразовательными, они не должны быть отдельными. Ученики должны быть в обществе с послушными детьми и тянуться к их поведению. «Неполноценность» - вот что может ощутить ребёнок, оказавшись в специальной школе, важно, чтобы ученик находился в духовной и нравственной жизни школы [13; 14; 15; 16].
Для детей с пониженными способностями, должны быть составлены такие задания, которые бы могли гарантировать успех при их выполнении. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха - необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности [17; 18; 19].
Понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, являются основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития педагогически запущенных детей, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, которая способна «подарить» ребёнку веру в свои способности. Доверие к ребёнку, создание действительно осознаваемых и реально работающих мотивов его поведения, решение конфликтных ситуаций, в которые он может попасть, - способны помочь избавиться от высокой тревожности трудных детей. А личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения школьника с одноклассниками -поможет ребёнку справиться с трудностями общения, неадекватность поведения. Всё это повышает социальный статус ребёнка.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной на-
учно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.
18. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. № 2. -С. 22-25.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997. - 148 с.
АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОВОЙ ГРУППЕ
© Ушакова К.М.1
ГБПОУ РО Шахтинский педагогический колледж, г. Шахты
Данная статья посвящена адаптации дошкольников в новой группе.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения [5]. Также в дошкольном возрасте во младших группах есть адаптационный период. В адаптационный период дошкольник осваивается в окружающей ему среде, общается со сверстниками. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
1 Студент.