ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Тимощенко А.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается содержание внеклассной работы по воспитанию патриотических чувств у младших школьников.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, родители, педагог, патриотическое воспитание.
Прежде всего, любовь ребенка - младшего школьника к Родине, напрямую зависит не только от того, как ребенок относится к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, но и от любви к своему дому, улице, где он живет, школе, городу. Тяжело переоценить в этом отношении целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в образовательных учреждениях, по начальному воспитанию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
Методы и приемы формирования представлений о патриотизме, используемые педагогом, могут быть разнообразными, однако обязательно учитываются и психологические особенности школьника (эмоциональное восприятие окружающего мира, выразительность и точность мышления, глубина и особенность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории»).
Внеклассная работа является одной из основных форм патриотического воспитания детей. Очень важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность.
Процесс воспитания патриотических чувств включает в себя три блока тематических занятий:
1. Блок тематических занятий, которые способствуют созданию родственных чувств к своим близким: родителям (маме, папе, бабушке, дедушке), ближним и дальним родственникам.
2. Блок тематических занятий, которые способствуют развитию любви к малой родине - деревне, городу, коллективу в классе, местным обычаям и истории. Без отсутствия любви к малой родине, нет и абсолютного патриотизма.
3. Блок тематических занятий, которые способствуют развитию патриотических чувств - это главным образом воспитание любви к Отечеству, окружающим нас людям, народу, их истории, культуре, обычаям.
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
Стадии воспитания патриотических чувств у младших школьников:
1-ая стадия: Инстинктивный патриотизм. Он выражен в словах: «Люблю я Родину, за что не знаю сам». Принимая во внимание данное высказывание, отметим, что речь идет о том, что дети не понимают самого понятия и противопоставления его сознательному патриотизму. Инстинктивная форма патриотизма как прирожденной наклонности, на которую постоянно может полагаться воспитание, отражена в идее народности К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [10; 11; 12; 13; 14].
2-ая стадия: Потребность в любви к близким. Дети хотят ощущать на себе заботу старших, а ребенок, в свою очередь, проникается к ним чувством благодарности, которое в будущем обязательно охватит все человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребенком на предметы, привычки, понятия, присущие им. Данный этап Н.М. Карамзин характеризовал как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами.
3-ая стадия. Привязанность к окружающей нас природной среде: горам, долинам, рекам; к теплому или холодному климату. В первые годы жизни, ребенок проявляет активный интерес к играм на природе, которые вызывают приятные воспоминания о детстве у взрослого человека, Д.И. Писарев называл это стремлением «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину» [15; 16; 17; 18; 19].
4-ая стадия. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке. На данной стадии вследствие обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, совершается переход от инстинктивного патриотизма в осознанный. Благодаря такому переходу перед родителями и образовательными учреждениями возникает вопрос о превращении учеников в здоровых и мыслящих людей. Суть патриотизма как физической, социальной, так и духовной привязанности присутствует в известной всем песне «С чего начинается Родина?» [1; 2; 3; 4; 5].
5-ая стадия. Объективный анализ оценки родного. Интерес к общим народным или государственным чертам обязывает их объективного оценивания. Усвоение новых определений улучшает развитие и кругозор ребенка, приводит к тому, что он может различать хорошее и дурное в предмете, когда ранее казалось совершенным. Для этой стадии свойственно воспитание гражданственности, как высшего проявления патриотизма. Немаловажна задача о гармоничных отношениях детей и взрослых в семье. Равенство членов семьи можно достичь лишь в том случае, если они живут общей жизнью, интересами, знают и сообща делят между собой все радости и го-
рести. Схожие увлечения повседневной жизни гарантируют нравственную связь в семье [20; 21; 22; 23].
6-ая стадия: Активный характер патриотизма, который проявляется в практической деятельности на благо Отечества. Знание исторических законов развития народов, понимание общественных нужд и потребностей человечества вызывает у человека желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности. Особое значение на данном этапе занимает умение человека трудиться. Его трудолюбие. Социальная значимость труда человека заключается в установлении крепкой и надежной связи с обществом, на пользу которого он направлен. Писарев Д.И. утверждал, что воспитывая в своих учениках рабочие силы и любовь к труду, образовательные учреждения готовят из них превосходных патриотов [6; 7; 8; 9; 10].
Постепенно взрослея, человек с особой осознанностью начинает относиться к чувству героизма. Свой след в детских душах оставляют добрые и благородные герои и их поступки, а русская история, в свою очередь, всегда была богата на героев. Благодаря этим рассказам «о доблести, о подвигах, о славе», они, безусловно, всегда затрагивают сердца ребят, волнуя их воображение. Вследствие чего, зародятся первые семена любви к своей Родине. Многолетние исследования человечества показали, что игра - один из важнейших этапов в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее понятие, как и народная поэзия, небылицы и сказки. Народная игра хранит в себе знания об обычаях многих поколений, которые усваивали культуру своего народа с помощью игрового общения. В народной игре содержится весь запас необходимых средств для развития человека, как гражданина. В каждой игре можно решить сразу несколько проблем: формируется мышление, создается эмоциональная сфера, усиливается произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются навыки общения.
Мероприятия, которые направлены на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должны иметь настойчивого «менторского» типа характера. Ведь всегда при составлении занятия такой тематики можно найти форму, которая стала бы увлекательной и интересной для учеников. Часто, беспроигрышным вариантом в этом отношении всегда является игра.
Важное место в воспитании любви к своей Родине принадлежит экскурсиям. На этом мероприятии учащиеся получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде между собой и с взрослыми. Познавательный интерес детей отражается в играх, рисунках детей и других видах творческой деятельности.
Разнообразны и способы воспитания у детей патриотических чувств: это беседы о Родине и делах народа, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы. Соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр диафильмов. Глубокое впечатление на детей производят встречи с героями Великой отечественной войны [24].
Специфика воспитания патриотических чувств обостряет эмоциональное восприятие. Оно способствует созданию чувств, ярких патриотических впечатлений, которые глубоко влияют на будущее развитие ребенка и сохраняются в его памяти на всю жизнь.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
18. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. -С. 22-25.
19. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
21. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
22. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
23. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш.
проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
24. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ © Томилова Т.А.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются вопросы индивидуализации обучения, работа учителя с педагогически запущенными детьми.
Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, современная концепция образования, индивидуализация обучения, педагогически запущенные дети.
Изменение системы образования, в учебно-воспитательном процессе переход к деятельному подходу, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития говорят о действительной необходимости обращения к проблеме индивидуализации обучения. Используемые нынешним обществом идеи гуманизации отношений, свободы, возвращение к духовности способствуют тому, что люди могут по другому взглянуть на сущность понятия «индивидуализация» для определения истинных ценностей и расстановки новых акцентов в системе образования [1; 2; 3; 4].
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер).
Если говорить о важном достоинстве индивидуального обучения, то следует отметь то, что оно способствует полной адаптации содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям, так же оно позволяет наблюдать за каждым его действием и операцией при решении поставленных задач; следить за его ростом от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые изменения в деятельность как обучающегося, так и учителя, адаптировать их к постоянно изменяющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это даёт возмож-
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.