Научная статья на тему 'ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА Ш.А. АМОНАШВИЛИ'

ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА Ш.А. АМОНАШВИЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3073
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аляева В. А.

В статье рассматривается гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили. Педагог является посредником между учеником и духовными ценностями прошлого и современного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА Ш.А. АМОНАШВИЛИ»

ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА Ш.А. АМОНАШВИЛИ

© Аляева В.А.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили. Педагог является посредником между учеником и духовными ценностями прошлого и современного поколения.

Ключевые слова: гуманная педагогика, учащиеся, педагог, педагогический процесс.

В 21 веке людям не достает доброты и понимания, особенно детям. Часто родители, уходя в работу с головой, контролируют жизнь ребенка по телефону. Они довольно искренне переживают каждую отрицательную оценку ребенка, так бурно на нее реагируют, не замечая совсем иные проблемы, постигшие их детей-проблемы морального и душевного плана. Учителя тоже, к великому огорчению, в борьбе с прочими проблемами точно также находятся в положении людей, которые ставят на первый план выглядеть «успешными» в глазах начальства и окружающих, но не за своим ребенком. В результате этого, дети оказываются один на один со своими проблемами.

Известным педагогом-гуманистом является Ш.А. Амонашвили. Именно он представляет ребенка со всеми его радостями и болью в центре учительского внимания и всего педагогического процесса. Любовь к ребенку, причем, последовательная, огромная, заставляет автора этой теории войти в жизнь каждого ребенка, помочь каждому. При этом никто не говорит ему: «Какое вы имеете право вмешиваться в наши (мои) дела?». Родители и их дети осознают то, что причиной всех поступков педагога является стремление помочь каждому человеку стать сильными и добрыми, разумными людьми, а также отлично освоить науки. Когда ребенок чувствует любовь родителей и учителя, тогда он чувствует себя защищенным и появляется чувство уверенности в себе [1; 2; 3; 4; 5].

Автор считает, что эффективный результат осуществления системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста полностью зависит от личности учителя. Он акцентирует внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми важными.

Первое важное качество - это, конечно же, любить детей такими, какие они есть. Детей надо любить одинаково, как шалуна, так и послушного, как

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

сообразительного, так и тугодума. Если быть добрым и любвеобильным к детям, то это не позволит грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.

Второе, не менее важное качество - это умение понимать каждого ребенка, то есть становиться на его позицию, воспринимать его заботы и дела. К этим заботам и делам надо проявлять полное уважение. Если учитель понимает детей, это не означает, что он подчиняет их своей власти, это означает, что педагог опирается на их сегодняшнюю жизнь и собирается взращивать росточки их будущей жизни. Понимая движения души и переживания сердца каждого ребенка, его чувства и стремления, учитель сможет заняться глубоким воспитанием, когда сам ученик становится его единомышленником в своем же воспитании [21; 22; 23; 24].

К третьему качеству относится необходимость быть оптимистом, умение верить в преобразующую силу воспитания. Имеется ввиду не то, когда педагог, ничего не делая, ожидает, что ребенок станет умным и способным, чтобы только после этого приступить к развитию его сознания - это филантропический оптимизм. Здесь идет речь о деятельном оптимизме, то есть когда учитель глубоко проникает во внутренний мир ученика и начинает искать различные пути воспитания, обучения и развития.

И в последнем четвертом качестве педагогу должно быть присуще все самое лучшее, что людям нравится в человеке. Это улыбка, умение быть строгим и сдержанным, скромным и чутким, искренним, интеллигентным, общительным и любить жизнь.

Каждый учитель должен стремиться быть таким, потому что это очень важно. Педагог является посредником между учеником и духовными ценностями прошлого и современного поколения. Данные ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до ребят в полном виде, а несут в себе личностные черты преподавателя, его оценки. Гуманный учитель знакомит учеников со знаниями, одновременно передавая им свой характер, предстает перед ними образцом человечности. Для ребят в школьном возрасте учитель является авторитетом. Ведь только через любовь к своему учителю ученики полностью приходят в мир знаний, осваивая моральные ценности социума, так как знания не могут существовать без педагога [6; 7; 8; 9; 10].

Из всех особенностей, которые были упомянуты выше, психологические особенности, которые ведут с точки зрения развития личности ребенка, педагог сделал вывод, что существует некая необходимость соблюдать следующие педагогические требования:

Согласно первому требованию у ребенка постоянно должно сопровождаться чувство свободного выбора. Здесь не имеется ввиду, что он может делать что захочет, что у него полная свобода действий. Положение о предоставлении ученику неограниченного выбора в педагогическом процессе означает, что он должен сам свободно выбрать игру, сам в нее включиться и так же свободно из нее выйти, без принуждения со стороны взрослого. Под

игрой понимается метод постижения реальности. Роль преподавателя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы все что необходимо для усвоения в какой-либо период педагогического процесса сделать лично-стно значимым, чтобы ученик понял свою задачу как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения». Если учитель вовлечет ребенка в разнообразную деятельность, в которой он сам получает определенные знания, может высказать свои мысли и впечатления, то тогда только в таком случае он будет учиться с интересом и охотой. Педагогический процесс должен непрерывно поощрять сознательную, самостоятельную, учебно-познавательную деятельность ребенка, побуждая его к сотворчеству и сотрудничеству с преподавателем [11; 12; 13; 14; 15].

Второй педагогический процесс характеризуется довольно выраженной развивающей тенденцией. Необходимым условием и источником развития являются трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а преподаватель требует, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении социального опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы [16; 17; 18; 19; 20].

Третий педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, то есть урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать детям позитивный эмоциональный заряд, освободить от негативных эмоций, с которыми они могли прийти на урок. Радость жизни ученик ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Таким образом, гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили может быть успешно применена в каждой школе. В условиях гуманной педагогики дети обучаются с одной стороны в условиях постоянного закрепления изученного материала, с другой стороны, в условиях устного опережения в изучении новых тем.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

19. Краснянская Т.М. психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). -С.299-305.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. -Таганрог, 2005.

23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. -Ставрополь, 1998.

24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.